Научная статья на тему 'Проблема готовности учителя физической культуры к здоровьесберегающей деятельности в школе'

Проблема готовности учителя физической культуры к здоровьесберегающей деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козуб М. В.

The article reveals the role of Physical training in health-caring school activity and considers the problem of Physical Training teachers's preparedness for health-caring activity in the educational process of school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of Physical Training teachers' preparedness for health-caring activity at school

The article reveals the role of Physical training in health-caring school activity and considers the problem of Physical Training teachers's preparedness for health-caring activity in the educational process of school.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности учителя физической культуры к здоровьесберегающей деятельности в школе»

метные олимпиады, конкурсы и научнопрактические конференции.

Частью единой образовательной системы ЦНО является открытый лицей, в котором работают малая компьютерная академия, школа юного юриста и экономиста.

Подготовительные курсы продолжительностью 7, 4, 2 месяца, 2 недели позволяют гимназистам целенаправленно подготовиться к вступительным испытаниям.

Обучающиеся гимназии

№ 48 занимаются научно-исследовательской работой под руководством ведущих преподавателей НФИ КемГУ, сотрудников Инсти-

тута гигиены и профилактики профессиональных заболеваний и педагогов гимназии, выступают с докладами на научнопрактических конференциях.

В МОУ «Гимназия № 48» сложилась система взаимодействия с социальными институтами, в процессе которой объединены ресурсы субъектов образовательного процесса, обеспечивается формирование социального опыта школьников средствами экологического образования.

Поступила в редакцию 28.12.2006 г.

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

М.В. Козуб

Kozub M.V. The problem of Physical Training teachers’ preparedness for health-caring activity at school. The article reveals the role of Physical training in health-caring school activity and considers the problem of Physical Training teachers’s preparedness for health-caring activity in the educational process of school.

Здоровье подрастающего поколения -это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросло количество новообразований, заболеваний эндокринной системы, органов пищеварения, расстройств питания, обмена веществ.

В последнее время появились исследования, посвященные изучению состояния здоровья учащихся, способам его укрепления и профилактическим мерам, способствующим предотвращению снижения детского здоровья [1]. Основная масса работ освещает проблему односторонне, акцентируясь преимущественно на здоровье соматическом, телесном, что, возможно, обусловлено более

явным, ярко выраженным характером органической симптоматики.

Психологические аспекты здоровья в целом и, в частности, личностные освещены менее. Некоторые авторы затрагивают проблематику ценностного отношения к здоровью, однако феномен ценностей личности и способы их формирования рассматриваются в этих работах преимущественно с позиции их привнесения в сознание ученика без учета личностной позиции самого ученика [2, 3].

В последние годы специалисты обращают все более активное внимание на то, чтобы в общеобразовательной системе воспитание общей культуры человека включало в качестве неотъемлемого компонента формирование у него культуры здоровья. Сегодня в нашем образовании недостаточно уделяется внимания целенаправленному воспитанию у детей культуры здоровья, ориентированной на знание ими своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья (М.В. Антропова,

М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Л.А. Леонова и др.). В решении этой проблемы исключительное значение придается физической культуре, которая рассматривается как эффективный рычаг не только формирования культуры здоровья, но и срочного в пределах относительно короткого периода времени принципиального перелома в тенденциях и динамике здоровья детей [4, 5].

Обобщенное концептуальное видение проблем физического воспитания представлено в современных пособиях по педагогике (Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.А. Сласте-нин и др.). Например, в соответствии с концепцией Б.Т. Лихачева, физическая культура -это часть образа жизни человека, которая, тем не менее, сводится к системе специальных упражнений и спортивной деятельности. Вместе с тем понятие «физическая культура» несводимо только к упражнениям, но именно такое ограничительное обоснование физического воспитания обусловило организацию уроков физкультуры как обучение физическим упражнениям. Это обязательная часть физической культуры, но явно недостаточное условие для полного рассмотрения данного феномена с позиций гуманистической педагогики [6, 7].

С позиций современных гуманистических личностно-ориентированных концепций уроки физической культуры в школе должны быть направлены, прежде всего, на воспитание именно культуры здоровья, для чего должны строиться на обеспечении заинтересованного отношения учащихся к ним, а не на принуждении. То есть в данном случае мы говорим о том, что уроки физической культуры должны формировать у учащихся отношение к здоровью как ценности, как личностное, субъектное отношение.

С другой стороны, сохраняется традиционная система физического воспитания, оставляющая без внимания новые, законодательно оформленные требования к гуманизации этого вида образовательной деятельности. Во многих случаях использование определения состояния психического здоровья по принципу «здоров-болен» не удовлетворяет требованиям практики, т. к. в школьной психологической практике нередко возникает необходимость выделять те или иные группы школьников, которые нуждаются либо во временном снижении учебной нагрузки, либо

в применении специальных психопрофилактических мероприятий. В то же время психическое состояние этих учащихся не дает оснований определять его как болезненное, если иметь в виду определенную нозологическую форму (невроз, реактивное состояние и т. д.). В связи с этим встает вопрос о целенаправленном использовании ресурсов такой школьной дисциплины, как физическая культура. Будучи составной частью программы общеобразовательной школы, физическая культура, казалось бы, имеет максимальные возможности для сохранения и укрепления здоровья учащихся [3, 5].

Здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры - это специальным образом организованный и контролируемый вид его профессионально-педагогической деятельности, имеющий целью сохранение и развитие здоровья учащихся и реализующий такие методы, средства и формы воспитательной и образовательной деятельности, которые ориентируют учеников на здоровый образ жизни через включение их в практику воспитания здоровья.

Назначение здоровьесберегающей деятельности учителя заключается в обеспечении для ученика возможности сохранения здоровья в течение всего периода обучения в школе, формировании у него знаний и умений организации, обеспечения и осуществления здорового образа жизни, навыков использования их в самостоятельной жизни. Функция здоровьесберегающей деятельности учителя выражается в цели, которая концептуально оформлена как воспитание ученика, способного формировать, воспроизводить и транслировать опыт здорового образа жизни.

Отправным моментом для формирования содержания здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры являются научные положения о здоровом образе жизни, о здоровье, подходы и модели формирования здорового образа жизни, системообразующим компонентом которого является ценность «здоровье», которая придает ценностную ориентацию человеку на ведение здорового образа жизни. В данном случае речь идет о научности, означающей, что у учителя физической культуры должны быть знания о сущности и содержании понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», о подходах и моделях формирования здорового

образа жизни, о средствах и методах физической культуры. Свое научное обоснование здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры получает на основе системы взглядов на процесс воспитания здоровья учащихся в единстве с их ориентацией на здоровый образ жизни и принципов, на базе которых она реализуется в деятельности учителя физической культуры [2, 3].

Но анализ практики школьного образования показывает, что в качестве учебной дисциплины физическая культура традиционно рассматривается как предмет второстепенный с точки зрения школьной программы. Кроме того, физическая культура в школе понимается как предмет инструментальный, поддерживающий общее развитие учащихся. Детальный анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании авторитарно-репродуктивный стиль обучения не удовлетворяет базовые доминирующие потребности школьников. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, обусловливающим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда - и снижение уровня его здоровья.

Сохраняющиеся средства физического воспитания предполагают внешнее формирование знаний, умений и навыков, опыта заданного поведения, что снимает саму возможность формирование культуры здоровья на ценностном, личностном уровне. В практической деятельности учителей физической культуры также слабо прослеживается ориентация на формирование у учащихся практических навыков и умений обеспечения здоровья.

Так, в частности, проведенное нами среди учителей физической культуры школ г. Липецка исследование показало, что, несмотря на то, что подавляющее большинство участников опроса (87 %) считают, что целенаправленная и организованная деятельность образовательных учреждений по сбережению и укреплению здоровья учащихся необходима, только 53 % опрошенных указали, что ими проводится работа в здоровьесберегающем направлении. При этом учителя физической культуры (89 % опрошенных) отметили, что осуществление здоровьесберегающих

мероприятий в той или иной степени вызывает у них затруднения, связанные с тем, что отсутствуют четкие представления о специфике и методике реализации здоровьесберегающей деятельности, вызывает затруднение подбор компонентов содержания, выбор методов и приемов при разработке методики. При этом содержание деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся разрабатывается по «лоскутному» принципу и, к сожалению, не всегда удачно.

Оценивая важность роли различных знаний в подготовке к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школьной практике, педагоги особо подчеркнули знания специфики и технологии проведения занятий по охране и укреплению здоровья школьников (65 %), менее всего признаны существенными теоретические знания педагогики (18 %), возрастной физиологии и психологии (17 %). Такое распределение мнений учителей физической культуры выявляет выраженный прагматизм педагогов, предпочитающих готовые «рецепты» работы, что, с другой стороны, демонстрирует стремление педагогов видеть четкие ориентиры в разработке методики занятий, поскольку содержательная часть большинства имеющихся программ организации здоровьесберегающей работы в школе намечена лишь схематически.

Оценивая свои реальные умения и навыки, которые используются в здоровьесберегающей практике, опрошенные продемонстрировали следующее распределение оценок:

- опыт и умения организации учебного процесса с учетом функционального развития и здоровья учащихся - 3,86 балла (из 5 возможных);

- умения, необходимые для организации физкультурно-оздоровительной работы, -4,14 балла (из 5 возможных).

- умения в области организации здоровьесберегающей инфраструктуры школы и формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и профилактики вредных привычек - 3,60 балла (из 5 возможных).

Следовательно, педагоги выше всего оценивают свой опыт и наличные навыки в тех направлениях, которые непосредственно связаны с их педагогической специальностью. В то же время в ходе исследования нами установлено, что на практике учителями физической культуры здоровьесберегающая

деятельность осуществляется недостаточно эффективно, как по причине их недостаточной методической подготовленности, так и по причинам организационного характера, связанным с особенностями педагогического процесса в школах.

В целом системный подход к здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры недостаточно выражен. Следовательно, имеет место недостаточная готовность учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности. Вследствие этого учителя физической культуры недооценивают значимость комплексной, системной здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе школы.

В связи с этим отмечается, что практическая разработка направлений, методов и форм здоровьесберегающей деятельности и конкретных мероприятий здоровьесберегающего характера у учителей физической культуры вызывает значительные затруднения, так как у них несформированы четкие представления о специфике и методике реализации здоровьесберегающей деятельности. В целом можно говорить о недостаточной уверенности педагогов в умениях организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с функциональным развитием и здоровьем учащихся.

В сложившихся представлениях о средствах воспитания, сохранения и поддержания здоровья учащихся отсутствует целостность знаний о здоровье человека, путях и способах его сохранения и поддержания, суждения о здоровье, здоровом образе жизни не являются ценностными, а представления о физической культуре связаны, главным образом, с физическими упражнениями. Главное же заключается в том, что им еще не свойственна устойчивая ориентация на здоровьесбереже-ние как необходимый компонент профессиональной деятельности.

Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей деятельности, и результатом ее внедрения будет защита здоровья учащихся от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.

Одним из условий достижения этой цели является деятельность учителя физической культуры, который не только должен формировать у учеников представление о здоровье, его роли в жизни человека, но и внедрять в педагогическую практику формы, средства и методы здоровьесберегающей деятельности.

Готовность учителя физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности - важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях особое значение приобретают проблемы укрепления и воспитания здоровья учащихся, ориентации школьников на ведение здорового образа жизни. Одним из возможных способов решения данной проблемы является разработка и внедрение системы формирования готовности будущего учителя физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности как компонента профессиональной подготовки студентов к практической деятельности в рамках педагогического процесса школы [8].

В настоящее время реалии педагогической среды системы образования и государства в целом диктуют повышенные требования к профессиональной готовности учителя физической культуры как специалиста, не только обеспечивающего физическое развитие подрастающего поколения, но и призванного формировать культуру здоровья школьников и отношение их к собственному здоровью как ценностному.

Учитель физической культуры, включающий учащихся в физкультурнооздоровительную деятельность, создающий условия для освоения ими опыта такой деятельности через осуществление здоровьесберегающей деятельности в процессе школьного обучения, решает и задачу приобщения школьников к культуре как опыту деятельности в целом. Решает он данную задачу педагогическими средствами и способами, организуя, руководя деятельностью учащихся по освоению различных форм культуры, используемых в рамках самой физической культуры [2, 4, 9].

Для эффективного внедрения в педагогическую практику учителя физической культуры идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1. изменение мировоззрения учителя физической культуры, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

2. изменение отношения учителя физической культуры к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь их развития;

3. изменение отношения учителя физической культуры к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Данные направления определяют пути повышения педагогической готовности учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

Наряду с вышесказанным, следует особо остановиться на тех требованиях, которые предъявляются к профессиональной готовности учителя физической культуры реалиями современной ситуации в образовании. Здесь мы имеем в виду, прежде всего, те требования, которые предъявляются системой современного образования к сохранению, обеспечению и преумножению здоровья самого педагога и его учеников. Здоровье на

сегодняшний день признается одной из основных человеческих и педагогических ценностей, и его сохранение и обеспечение трактуется как одна из основных педагогических целей.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать здоровьесберегающую деятельность учителя физической культуры как способ оптимизации различных сторон и компонентов учебного процесса школы, обеспечивающих сохранение и развитие здоровья участников педагогического процесса.

1. Калинова Г. С., Мягкова А.Н. // Человек.

Культура. Здоровье. М., 1997.

2. Анашкина А.П. // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи. Краснодар, 2002. С. 203-204.

3. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. Ханты-Мансийск, 2003.

4. Родионов В.А. // Человек. Культура. Здоровье. М., 1997.

5. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991.

6. Педагогика и психология здоровья / под ред. Н.К. Смирнова. М., 2003.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

8. Подласый И.П. Педагогика. М., 2002.

9. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.

Поступила в редакцию 12.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.