Научная статья на тему 'Взаимодействие механизма офсетных сделок и фондов целевого капитала'

Взаимодействие механизма офсетных сделок и фондов целевого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФСЕТНЫЕ СДЕЛКИ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСЗАКУПКИ / OFFSET DEALS / ENDOWMENT / ENDOWMENT FUND / THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / THE INTERACTION / GOVERNMENT PURCHASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардулин Е. Н., Криворотов Д. С.

В статье раскрываются особенности механизма офсетных сделок, как вида исполнения государственного оборонного заказа, как для развития оборонно-промышленного комплекса, так и силовых структур, а также взаимодействие принципов офсетных сделок с принципами функционирования фондов целевого капитала. Проанализированы экономические последствия использования преимуществ фондов целевого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION MECHANISM OF OFFSET TRANSACTIONS AND ENDOWMENTS

The article describes the features of the mechanism of offset transactions, as a form of execution of the state defense order for the development of military-industrial complex, and law enforcement agencies, as well as the interaction of the principles of offset deals with the principles of operation of endowment funds. Analyzed the economic impact of the benefits of endowment funds.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие механизма офсетных сделок и фондов целевого капитала»

метные олимпиады, конкурсы и научнопрактические конференции.

Частью единой образовательной системы ЦНО является открытый лицей, в котором работают малая компьютерная академия, школа юного юриста и экономиста.

Подготовительные курсы продолжительностью 7, 4, 2 месяца, 2 недели позволяют гимназистам целенаправленно подготовиться к вступительным испытаниям.

Обучающиеся гимназии

№ 48 занимаются научно-исследовательской работой под руководством ведущих преподавателей НФИ КемГУ, сотрудников Инсти-

тута гигиены и профилактики профессиональных заболеваний и педагогов гимназии, выступают с докладами на научнопрактических конференциях.

В МОУ «Гимназия № 48» сложилась система взаимодействия с социальными институтами, в процессе которой объединены ресурсы субъектов образовательного процесса, обеспечивается формирование социального опыта школьников средствами экологического образования.

Поступила в редакцию 28.12.2006 г.

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

М.В. Козуб

Kozub M.V. The problem of Physical Training teachers’ preparedness for health-caring activity at school. The article reveals the role of Physical training in health-caring school activity and considers the problem of Physical Training teachers’s preparedness for health-caring activity in the educational process of school.

Здоровье подрастающего поколения -это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросло количество новообразований, заболеваний эндокринной системы, органов пищеварения, расстройств питания, обмена веществ.

В последнее время появились исследования, посвященные изучению состояния здоровья учащихся, способам его укрепления и профилактическим мерам, способствующим предотвращению снижения детского здоровья [1]. Основная масса работ освещает проблему односторонне, акцентируясь преимущественно на здоровье соматическом, телесном, что, возможно, обусловлено более

явным, ярко выраженным характером органической симптоматики.

Психологические аспекты здоровья в целом и, в частности, личностные освещены менее. Некоторые авторы затрагивают проблематику ценностного отношения к здоровью, однако феномен ценностей личности и способы их формирования рассматриваются в этих работах преимущественно с позиции их привнесения в сознание ученика без учета личностной позиции самого ученика [2, 3].

В последние годы специалисты обращают все более активное внимание на то, чтобы в общеобразовательной системе воспитание общей культуры человека включало в качестве неотъемлемого компонента формирование у него культуры здоровья. Сегодня в нашем образовании недостаточно уделяется внимания целенаправленному воспитанию у детей культуры здоровья, ориентированной на знание ими своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья (М.В. Антропова,

М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Л.А. Леонова и др.). В решении этой проблемы исключительное значение придается физической культуре, которая рассматривается как эффективный рычаг не только формирования культуры здоровья, но и срочного в пределах относительно короткого периода времени принципиального перелома в тенденциях и динамике здоровья детей [4, 5].

Обобщенное концептуальное видение проблем физического воспитания представлено в современных пособиях по педагогике (Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.А. Сласте-нин и др.). Например, в соответствии с концепцией Б.Т. Лихачева, физическая культура -это часть образа жизни человека, которая, тем не менее, сводится к системе специальных упражнений и спортивной деятельности. Вместе с тем понятие «физическая культура» несводимо только к упражнениям, но именно такое ограничительное обоснование физического воспитания обусловило организацию уроков физкультуры как обучение физическим упражнениям. Это обязательная часть физической культуры, но явно недостаточное условие для полного рассмотрения данного феномена с позиций гуманистической педагогики [6, 7].

С позиций современных гуманистических личностно-ориентированных концепций уроки физической культуры в школе должны быть направлены, прежде всего, на воспитание именно культуры здоровья, для чего должны строиться на обеспечении заинтересованного отношения учащихся к ним, а не на принуждении. То есть в данном случае мы говорим о том, что уроки физической культуры должны формировать у учащихся отношение к здоровью как ценности, как личностное, субъектное отношение.

С другой стороны, сохраняется традиционная система физического воспитания, оставляющая без внимания новые, законодательно оформленные требования к гуманизации этого вида образовательной деятельности. Во многих случаях использование определения состояния психического здоровья по принципу «здоров-болен» не удовлетворяет требованиям практики, т. к. в школьной психологической практике нередко возникает необходимость выделять те или иные группы школьников, которые нуждаются либо во временном снижении учебной нагрузки, либо

в применении специальных психопрофилактических мероприятий. В то же время психическое состояние этих учащихся не дает оснований определять его как болезненное, если иметь в виду определенную нозологическую форму (невроз, реактивное состояние и т. д.). В связи с этим встает вопрос о целенаправленном использовании ресурсов такой школьной дисциплины, как физическая культура. Будучи составной частью программы общеобразовательной школы, физическая культура, казалось бы, имеет максимальные возможности для сохранения и укрепления здоровья учащихся [3, 5].

Здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры - это специальным образом организованный и контролируемый вид его профессионально-педагогической деятельности, имеющий целью сохранение и развитие здоровья учащихся и реализующий такие методы, средства и формы воспитательной и образовательной деятельности, которые ориентируют учеников на здоровый образ жизни через включение их в практику воспитания здоровья.

Назначение здоровьесберегающей деятельности учителя заключается в обеспечении для ученика возможности сохранения здоровья в течение всего периода обучения в школе, формировании у него знаний и умений организации, обеспечения и осуществления здорового образа жизни, навыков использования их в самостоятельной жизни. Функция здоровьесберегающей деятельности учителя выражается в цели, которая концептуально оформлена как воспитание ученика, способного формировать, воспроизводить и транслировать опыт здорового образа жизни.

Отправным моментом для формирования содержания здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры являются научные положения о здоровом образе жизни, о здоровье, подходы и модели формирования здорового образа жизни, системообразующим компонентом которого является ценность «здоровье», которая придает ценностную ориентацию человеку на ведение здорового образа жизни. В данном случае речь идет о научности, означающей, что у учителя физической культуры должны быть знания о сущности и содержании понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», о подходах и моделях формирования здорового

образа жизни, о средствах и методах физической культуры. Свое научное обоснование здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры получает на основе системы взглядов на процесс воспитания здоровья учащихся в единстве с их ориентацией на здоровый образ жизни и принципов, на базе которых она реализуется в деятельности учителя физической культуры [2, 3].

Но анализ практики школьного образования показывает, что в качестве учебной дисциплины физическая культура традиционно рассматривается как предмет второстепенный с точки зрения школьной программы. Кроме того, физическая культура в школе понимается как предмет инструментальный, поддерживающий общее развитие учащихся. Детальный анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании авторитарно-репродуктивный стиль обучения не удовлетворяет базовые доминирующие потребности школьников. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, обусловливающим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда - и снижение уровня его здоровья.

Сохраняющиеся средства физического воспитания предполагают внешнее формирование знаний, умений и навыков, опыта заданного поведения, что снимает саму возможность формирование культуры здоровья на ценностном, личностном уровне. В практической деятельности учителей физической культуры также слабо прослеживается ориентация на формирование у учащихся практических навыков и умений обеспечения здоровья.

Так, в частности, проведенное нами среди учителей физической культуры школ г. Липецка исследование показало, что, несмотря на то, что подавляющее большинство участников опроса (87 %) считают, что целенаправленная и организованная деятельность образовательных учреждений по сбережению и укреплению здоровья учащихся необходима, только 53 % опрошенных указали, что ими проводится работа в здоровьесберегающем направлении. При этом учителя физической культуры (89 % опрошенных) отметили, что осуществление здоровьесберегающих

мероприятий в той или иной степени вызывает у них затруднения, связанные с тем, что отсутствуют четкие представления о специфике и методике реализации здоровьесберегающей деятельности, вызывает затруднение подбор компонентов содержания, выбор методов и приемов при разработке методики. При этом содержание деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся разрабатывается по «лоскутному» принципу и, к сожалению, не всегда удачно.

Оценивая важность роли различных знаний в подготовке к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школьной практике, педагоги особо подчеркнули знания специфики и технологии проведения занятий по охране и укреплению здоровья школьников (65 %), менее всего признаны существенными теоретические знания педагогики (18 %), возрастной физиологии и психологии (17 %). Такое распределение мнений учителей физической культуры выявляет выраженный прагматизм педагогов, предпочитающих готовые «рецепты» работы, что, с другой стороны, демонстрирует стремление педагогов видеть четкие ориентиры в разработке методики занятий, поскольку содержательная часть большинства имеющихся программ организации здоровьесберегающей работы в школе намечена лишь схематически.

Оценивая свои реальные умения и навыки, которые используются в здоровьесберегающей практике, опрошенные продемонстрировали следующее распределение оценок:

- опыт и умения организации учебного процесса с учетом функционального развития и здоровья учащихся - 3,86 балла (из 5 возможных);

- умения, необходимые для организации физкультурно-оздоровительной работы, -4,14 балла (из 5 возможных).

- умения в области организации здоровьесберегающей инфраструктуры школы и формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и профилактики вредных привычек - 3,60 балла (из 5 возможных).

Следовательно, педагоги выше всего оценивают свой опыт и наличные навыки в тех направлениях, которые непосредственно связаны с их педагогической специальностью. В то же время в ходе исследования нами установлено, что на практике учителями физической культуры здоровьесберегающая

деятельность осуществляется недостаточно эффективно, как по причине их недостаточной методической подготовленности, так и по причинам организационного характера, связанным с особенностями педагогического процесса в школах.

В целом системный подход к здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры недостаточно выражен. Следовательно, имеет место недостаточная готовность учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности. Вследствие этого учителя физической культуры недооценивают значимость комплексной, системной здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе школы.

В связи с этим отмечается, что практическая разработка направлений, методов и форм здоровьесберегающей деятельности и конкретных мероприятий здоровьесберегающего характера у учителей физической культуры вызывает значительные затруднения, так как у них несформированы четкие представления о специфике и методике реализации здоровьесберегающей деятельности. В целом можно говорить о недостаточной уверенности педагогов в умениях организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с функциональным развитием и здоровьем учащихся.

В сложившихся представлениях о средствах воспитания, сохранения и поддержания здоровья учащихся отсутствует целостность знаний о здоровье человека, путях и способах его сохранения и поддержания, суждения о здоровье, здоровом образе жизни не являются ценностными, а представления о физической культуре связаны, главным образом, с физическими упражнениями. Главное же заключается в том, что им еще не свойственна устойчивая ориентация на здоровьесбереже-ние как необходимый компонент профессиональной деятельности.

Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей деятельности, и результатом ее внедрения будет защита здоровья учащихся от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.

Одним из условий достижения этой цели является деятельность учителя физической культуры, который не только должен формировать у учеников представление о здоровье, его роли в жизни человека, но и внедрять в педагогическую практику формы, средства и методы здоровьесберегающей деятельности.

Готовность учителя физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности - важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях особое значение приобретают проблемы укрепления и воспитания здоровья учащихся, ориентации школьников на ведение здорового образа жизни. Одним из возможных способов решения данной проблемы является разработка и внедрение системы формирования готовности будущего учителя физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности как компонента профессиональной подготовки студентов к практической деятельности в рамках педагогического процесса школы [8].

В настоящее время реалии педагогической среды системы образования и государства в целом диктуют повышенные требования к профессиональной готовности учителя физической культуры как специалиста, не только обеспечивающего физическое развитие подрастающего поколения, но и призванного формировать культуру здоровья школьников и отношение их к собственному здоровью как ценностному.

Учитель физической культуры, включающий учащихся в физкультурнооздоровительную деятельность, создающий условия для освоения ими опыта такой деятельности через осуществление здоровьесберегающей деятельности в процессе школьного обучения, решает и задачу приобщения школьников к культуре как опыту деятельности в целом. Решает он данную задачу педагогическими средствами и способами, организуя, руководя деятельностью учащихся по освоению различных форм культуры, используемых в рамках самой физической культуры [2, 4, 9].

Для эффективного внедрения в педагогическую практику учителя физической культуры идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1. изменение мировоззрения учителя физической культуры, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

2. изменение отношения учителя физической культуры к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь их развития;

3. изменение отношения учителя физической культуры к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Данные направления определяют пути повышения педагогической готовности учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

Наряду с вышесказанным, следует особо остановиться на тех требованиях, которые предъявляются к профессиональной готовности учителя физической культуры реалиями современной ситуации в образовании. Здесь мы имеем в виду, прежде всего, те требования, которые предъявляются системой современного образования к сохранению, обеспечению и преумножению здоровья самого педагога и его учеников. Здоровье на

сегодняшний день признается одной из основных человеческих и педагогических ценностей, и его сохранение и обеспечение трактуется как одна из основных педагогических целей.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать здоровьесберегающую деятельность учителя физической культуры как способ оптимизации различных сторон и компонентов учебного процесса школы, обеспечивающих сохранение и развитие здоровья участников педагогического процесса.

1. Калинова Г. С., Мягкова А.Н. // Человек.

Культура. Здоровье. М., 1997.

2. Анашкина А.П. // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи. Краснодар, 2002. С. 203-204.

3. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. Ханты-Мансийск, 2003.

4. Родионов В.А. // Человек. Культура. Здоровье. М., 1997.

5. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991.

6. Педагогика и психология здоровья / под ред. Н.К. Смирнова. М., 2003.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

8. Подласый И.П. Педагогика. М., 2002.

9. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.

Поступила в редакцию 12.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.