Научная статья на тему 'Исследование подготовленности учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности (investigation of teachers' readiness for health protecting educational activity)'

Исследование подготовленности учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности (investigation of teachers' readiness for health protecting educational activity) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОКИ ЗДОРОВЬЯ / TEACHER'S READINESS / HEALTH / HEALTH PROTECTION / EDUCATIONAL ACTIVITY / HEALTH LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магометова Маргарита Рамазановна

В статье рассматривается уровень подготовленности учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности; предложена трёхуровневая программа подготовки учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности, включающая семинары для учителей, методические рекомендации к урокам здоровья, элективные курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магометова Маргарита Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of teachers' readiness for health protecting educational activity is considered in the article; a three-level program of training teachers for health protecting educational activity including seminars for teachers, methodological recommendations for health lessons, and selective courses is suggested.

Текст научной работы на тему «Исследование подготовленности учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности (investigation of teachers' readiness for health protecting educational activity)»

т

ШМ. Р. Магометова

_Исследование подготовленности учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности

Педагогические н ну ки

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. Р. Магометова

INVESTIGATION OF TEACHERS' READINESS FOR HEALTH PROTECTING EDUCATIONAL ACTIVITY

Magometova M. R.

The level of teachers' readiness for health protecting educational activity is considered in the article; a three-level program of training teachers for health protecting educational activity including seminars for teachers, methodological recommendations for health lessons, and selective courses is suggested.

Key Words: health, health protection, teacher's readiness, educational activity, health lessons.

В статье рассматривается уровень подготовленности учителей к здоровьесберегающей учебной деятельности; предложена трёхуровневая программа подготовки учителей к здоровьесбе-регающей учебной деятельности, включающая семинары для учителей, методические рекомендации к урокам здоровья, элективные курсы.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбере-жение, готовность учителя, учебная деятельность, уроки здоровья.

УДК 371

Динамичное развитие общества предъявляет достаточно высокие требования к качеству школьного образования, включающему обеспечение здоровья учащихся. Немалый потенциал здоровьеориентирован-ного совершенствования учебно-воспитательного процесса заключен в педагогической деятельности самого учителя. Однако недостаточная подготовленность учителей, а также руководителей школ к применению эффективных способов организации здо-ровьесберегающего образовательного процесса, в том числе к внедрению проектных методов, стихийный характер внедрения инноваций, отсутствие системного подхода к инновационной деятельности приводят к снижению результативности образовательного процесса (1).

В этой связи подготовка учителей к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс становится весьма проблематичной, но и в то же время достаточно актуальной.

Подготовленность учителя к здоровь-есберегающей деятельности, под которой мы понимаем состояние, отражающее уровень профессиональной компетентности специалиста к данному виду деятельности, которая включает знания об индивидуальном здоровье человека, умения организовать и вести работу по здоровьесбережению учащихся; стойкие мотивации к здоровьес-берегающей деятельности. В этой связи можно выделить профессионально-педагогический, социально-психологический и

личностный компоненты подготовленности учителя к данному виду деятельности (2).

С целью определения подготовленнно-сти учителей к здоровьесберегающей деятельности среди педагогов города Черкесска было проведено анкетирование.

Базой исследования стали общеобразовательные учреждения №№ 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 15,16, 17, 18. В опросе принимало участие 1190 респондентов - 450 учителей начального звена и 740 учителей среднего и старшего звена. Тест-опрос проводился в четыре этапа.

На первом этапе респондентам предлагалось ответить: какие, на их взгляд, факторы влияют на здоровье человека интенсивнее (степень интенсивности необходимо было выразить в баллах от одного до десяти). Вниманию респондентов были предложены следующие факторы влияния:

1. Окружающая экологическая обстановка (солнечная радиация, состав питьевой воды и воздуха, климат).

2. Материальные возможности семьи.

3. Культурный уровень семьи.

4. Национальные и религиозные особенности семьи.

5. Психологическая обстановка в семье.

6. Взаимоотношения школьника со сверстниками в классе, в школе.

7. Взаимоотношения школьника с преподавательским составом.

8. Организация системы питания, меню и рациональность питания.

9. Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки.

10. Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы.

11. Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность.

12. Психологический фон занятий (благоприятный эмоциональный настрой, доброжелательность и мудрость педагога).

13. Медицинское обследование в школе и поликлинике.

14. Профессиональная некомпетентность учителя в вопросах здоровьесбережения.

15. Неграмотность родителей в вопросах здоровьесбережения.

16. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

17. Недостаточная работа государства в вопросах сохранения здоровья подрастающего и взрослого населения.

Результаты исследования показали, что ведущим фактором здоровья оказался педагогический - 8, 9 б.; на втором месте -экологические факторы - 8 б.; на третьем -социокультурные факторы - 7, 8 б.

На втором этапе анкетирования выявлялись конкретные виды деятельности учителей по здоровьесбережению. Вниманию респондентов были предложены следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под словом «здоровье», «здоровьесбережение»?

2. Можете ли вы назвать себя относительно здоровым человеком ?

3. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта? (Если да, то укажите, каким)

4. Есть ли у вас своя система здоровья или свод принципов здоровья или вы надеетесь на собственные резервы здоровья?

5. Применяете ли вы какие-либо методики здоровья у себя на уроках? (Если да, то какие).

На основании полученных данных (Таблица 1) можно сделать вывод, что культуре собственного здоровья учителя уделяют мало внимания и в основном надеются на естественные резервы здоровья организма. Отсюда можно предположить, что и у школьников здоровье как ценностное качество стоит в шкале ценностей на одной из последних ступеней.

Третий этап анкетирования включал вопросы использования известных здоровь-есберегающих технологий в педагогической практике Необходимо было указать степень частоты использования данных методики в %.

Таблица 1

Способы и элементы здоровьесбережения, применяемые учителями

№ во- Варианты ответов Ответы учителей на- Ответы учителей

проса чального звена старшего звена

1. А) отсутствие болезней; 140 310

Б) хорошая физическая форма; 200 323

В) красота и душевное равновесие 110 107

2. А) да 212 304

Б) нет 238 436

3. А) не люблю спорт; 53 105

Б) нет времени на спорт; 140 356

В) не остаётся сил на спорт; 142 172

Г) занимаюсь шейпингом; 44 20

Д) танцы; 34 24

Е) теннис; 16 23

Ж) пешие прогулки 21 50

4. А) есть своя система здоровья; 297 212

Б) рассчитываю на собственные резервы 153 528

организма

5. А) физминутка 430 226

1. Технологии развивающего обучения.

2. Технологии на основе коллективного мышления.

3. Технологии интенсификации обучения на основе схем и известных модулей.

4. Педагогическое проектирование.

5. Информационное технологии.

6. Технологии личностно ориентированного обучения.

7. Технологии авторских школ.

8. Элементы здоровьесбережения в контексте урока или за его рамками.

9. Технологии критического мышления.

10. Технологии систематизации учебного процесса, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний.

11. Технологии на основе личностного подхода.

12. Технологии на основе компетент-нстного подхода.

13. Методические подходы и теоретические концепции воспитания с гуманно-личностными, социально ориентированные и здоровьесберегающие

технологии развития и воспитания личности.

Результаты получились следующими:

1. Применение элементов здоровьесбе-режения в контексте урока или за его рамками - 89,0%.

2. Применение технологий на основе личностного подхода - 80,4%.

3. Применение технологий на основе коллективной мыслительной деятельности - 80,0%.

4. Педагогическое проектирование -77,4%.

На четвёртом этапе проводился опрос на определение уровня учебно-методического и материально-технического обеспечения:

1. Программы, учебно-методические комплексы.

2. Учебники.

3. Учебно-методическая литература.

4. Наглядные приборы, пособия и т. п.

5. Технические средства обучения.

6. Оборудование рабочего места преподавателя.

7. Оборудование рабочего места учащихся.

8. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета (площадь, освещение, микроклимат, вентиляция).

Результаты показали, что в большей степени наблюдается нехватка наглядных пособий, приборов и т. п. - 76,6%. Также плохо обстоит дело с техническими средствами обучения - утверждают 61,9% опрошенных респондентов. Оборудование рабочих мест учителя и учащихся признано неудовлетворительным соответственно у 49,1% и 36,4% респондентов. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета как образовательного пространства, признано удовлетворительным (76,4%).

Главной мыслью Закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит, о личностно-ценностном образовании. Здоровье является фактором личност-но-ценностного образования. (3) Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьников. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здо-ровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель должен владеть широким спектром здоровьесберегаю-щих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного учащегося. На основании научно-методических разработок в области здоровьесбережения сохранение обучающихся возможно за счёт: 1) обеспечения реальной разгрузки содержания общего образования;

2) использования эффективных методов обучения;

3) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

4) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодёжи;

5) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

6) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодёжи (4, с. 172-176). Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно-методического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядные пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническим требованиям к нему (5, с. 78-82).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажную роль играет и отношение самого субъекта - школьника к здоровь-есберегающей деятельности под руководством учителя.

Анализ готовности учителя к здоровь-есберегающей педагогической деятельности, таким образом, показывает, что необходимо целенаправленное планирование по развитию культуры отношения к здоровью, прежде всего, самих учителей. Необходима целенаправленная подготовка педагогических кадров к здоровьесберегающей деятельности, направленной на себя и на учащихся. Реализовать такие масштабные цели возможно, в первую очередь, при поддержке государства и его социальных, образовательных и медицинских институтов, а также через проведение семинаров для учителей, направленных на развитие культуры здоровья, формирование его как главной ценности человека, серии элективных курсов для старшеклассников и разработку программ здоровья для учащихся начального и среднего звена.

Для решения данной проблемы нами был разработан комплекс мероприятий,

включающий семинар «Формирование устойчивого стереотипа здоровьекультурной ценности у учителя как главного фактора успешности развития», программу «здоровый ребенок» учителей, элективный курс «Медицинские аспекты генетики человека» для 10-11 классов (профильных и универсальных классов).

Программа семинара для преподавателей «Формирование устойчивого стереотипа здоровьекультурной ценности у учителя как главного фактора успешности» предусматривала рассмотрение следующих вопросов:

Здоровье, его виды. Отношение к здоровью в истории человечества (1 ч.);

Основы физического здоровья (10 ч.);

Основы психического здоровья (10 ч.);

Основы нравственного здоровья. Здоровье через гармонию с окружающим миром (10 ч.).

Программа «Здоровый ребёнок» (1-7 классы) имела цели:

1. Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

2. Формирование важнейших социальных навыков. Способствующих успешной адаптации, а также профилактики вредных привычек.

Реализация программы осуществлялась в форме проведения Уроков здоровья.

1-й класс

Самопознание. Знакомство с частями тела, внутренними органами, с понятиями здоровья, болезни, усталости, роста и развития организма; формирование гуманного отношения к людям с физическими, психическими недостатками.

Я и другие. Знакомство с правилами общения, роли человека в обществе, семье.

2-й класс

Предупреждение инфекционных болезней. Знакомство с «хорошими» и «плохими» микробами, активной и пассивной профилактикой инфекционных болезней, со строением кожи, гигиеной.

Питание и здоровье человека. Знакомство с группами органических веществ: белками, жирами, углеводами - и неорганических: водой, минеральными солями; со

способами хранения пищевых продуктов, режимом питания и его значением, правилами поведения за столом.

3-й класс

Бытовой и уличный травматизм.

Знакомство с правилами дорожного движения, ситуациями-ловушками на дорогах; видами ожогов, электротравмами, видами кровотечений, ушибов; оказание доврачебной помощи при укусах зверей, змей, насекомых.

Поведение в экстремальных случаях. Знакомство с экстремальными ситуациями в городе и других населённых пунктах и правилами поведения в случае риска для жизни человека.

4-й класс

Лечебницы. Знакомство с поликлиникой, её отделами; этикетом вызова врача; больничным режимом.

Медикаменты. Знакомство с группами лекарственных препаратов, их грамотном использовании человеком; психоактивными веществами и их воздействии на организм.

Вредные привычки. Знакомство с ситуациями привлечения к табаку, алкоголю, наркотикам, их вредоносном действии на организм; с реабилитационными программами.

5-й класс

Самопознание. Физическое тело. Более подробное изучение человеческого тела: ткани, органы и системы органов и их взаимосвязь, индивидуальные особенности организма человека.

Самопознание: чувство и образы. Знакомство с кризисными периодами жизни человека, понятием стресса, депрессии и отдыха, их влиянии на человека.

6-й класс

Я и другие. Знакомство с понятиями личности, критики, компонентов общения, ролевых позиций.

Гигиена. Знакомство со строением кожи и её производными, гигиеническими основами ухода за кожей, а также гигиеной подростка-юноши и подростка-девушки.

7-й класс

Гигиена полости рта. Знакомство со строением ротовой полости и правилами гигиенического ухода.

Гигиена труда и отдыха. Знакомство с биоритмами: недельными, суточными; режимом учёбы, гигиеной труда.

Питание и здоровье человека. Знакомство с основными группами веществ, энергетической ценностью продуктов, а также о ядовитых источниках питания: растения, грибы.

Гигиена питания. Знакомство с правилами хранения продуктов и блюд, с новыми продуктами питания, с несочетаемыми продуктами, способными вызвать отравление.

Профилактика инфекционных болезней. Знакомство с причинами возникновения инфекционных болезней, распространёнными инфекционными заболеваниями: гриппом, туберкулёзом, а также методами вакцинации.

Элективный курс «Медицинские аспекты генетики человека» для 10-11 классов ( профильных и универсальных классов) представлен четырьмя блоками. БЛОК 1 - знакомство с основными понятиями генетики, законами Г. Менделя; БЛОК 2 - знакомство с хромосомной теорией Т. Моргана, явлением сцепленного наследования генов; БЛОК 3 - знакомство с методами генетики человека, классификацией наследственных болезней: хромосомными, генными и мультифак-ториальными; БЛОК 4 - генодиагностика и генотерапия наследственных заболеваний; генетика гениальности.

В качестве основополагающих факторов и критериев эффективности работы учителя в направлении здоровьесберегающих технологий должны стать:

1. Создание образовательных условий, обеспечивающих снятие всех стрессообра-зующих факторов учебно-воспитательного

процесса, так как ситуации успеха необходимы не только для познавательного процесса детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса, так как обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок как субъект образования и обучающего общения должен быть вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга «не в ущерб здоровью».

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций, переход от развёрнутых поэтапных действий к свёрнутым и автоматизированным.

5. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.

6. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (6, с. 246).

7. Обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов деятельности -чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления (7).

8. Рациональная организация двигательной активности, которая позволяет снизить процент заболеваемости на 50 %.

9. Обеспечение прочного запоминания, так как научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесбе-регающих технологий.

10. Опора на базисную программу по здоровьесбережению учащихся; более совершенные методики обучения в данном направлении (8, с. 6-10).

Хочется надеяться, что трёхуровневая программа подготовки учителей к здоровь-есберегающей деятельности поможет реализовать на практике критерии эффективности данного рода деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыбачук Н. А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 4-7.

2. Аналитический доклад Министерства образования РФ «Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации концепции модернизации РФ на период до 2010 г.». -М., 2003.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 1996 г.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. -М.: Просвещение, 1995.

5. Кузьмина Н. В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. С. 34-45.

6. Розов Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования. -М.: Педагогика, 1992. - С. 23-34.

7. Кураев Г. А. Леднова М. И., Морозова Г. И., Иваницкая Л. Н. ЭЭГ - обследование детей с

разным уровнем развития высших психических функций. Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона // Тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отделения РАО и ХХ региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. II. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2001.

8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. - М.: Педагогика, 1989. - С. 160-173.

Об авторе

Магометова Маргарита Рамазановна, МОУ

СОШ № 2 г. Черкесска, учитель биологии, соискатель кафедры зоологии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - здоровьесберегающие образовательные технологии. Опубликовано 3 научные и научно-методические работы. kchripkro@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.