Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда'

Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATION'S INFORMATIZATION / HEALTH-SAVING SPHERE / HEALTH-SAVING ICT / EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич

В статье рассматриваются условия формирования и критерии оценки качества здоровьесберегающей образовательной среды учащегося в учебном заведении и вне его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation's conditions and valuation's criterion of quality of health-saving educational sphere of students in and out of educational apartment.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Мухаметзянов И. Ш.

В статье рассматриваются условия формирования и критерии оценки качества здоровьесберегающей образовательной среды учащегося в учебном заведении и вне его.

Ключевые слова: информатизация образования, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающая ИКТ образовательная среда.

The formation's conditions and valuation's criterion of quality of health-saving educational sphere of students in and out of educational apartment.

Key words: education's informatization, health-saving sphere, health-saving ICT, educational sphere.

Деятельность системы образования направлена на развитие конкурентоспособной личности, обладающей высокими ресурсными возможностями, базирующимися на всестороннем и гармоничном развитии личности. Обучение и воспитание являются наиболее значимыми элементами педагогического процесса, обуславливающими уровень образованности, воспитанности и развитости личности. При этом, если на биологический фактор развития личности система образования повлиять не может, то на ментальный (в части его управляемого развития), социокультурный (в том числе и здоровьсберегающий) и воспитательный влиять в состоянии. Под образованием в законе «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-

1 понимается «.. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2.); должно «обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его

совершенствование» (ст. 14, п. 1-2). В Законе «О санитарно-эпидемическом благополучии человека» (ст.40. п.2) образовательная деятельность квалифицируется как «.. .представляющая потенциальную опасность для человека..».

Исходя из этого, можно говорить о том, что в рамках учебного заведения и существующей на сегодня образовательной среды здоровьесберегаю-щая деятельность представляет собой целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и обеспечения здоровьесберегающей деятельности личности по формированию своего здоровья, овладению личностью общественным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками по сохранению и развитию здоровья, способами здоровьес-берегающей и здоровьеформирующей деятельности. Здоровьесберегающая деятельность должна иметь опережающий характер и быть ориентированной на формирование у учащегося способности моделирования будущего, прогнозирования вариантов развития своего здоровья, навыков постановки и решения здоровьесберегающих задач.

В настоящее время информационные технологии в образовании выступают уже не в качестве цели образования, а в качестве инструмента, позволяющего индивидуализировать и актуализировать передаваемое знание, обеспечить непрерывность данного процесса, участие в процессе реального формирования нового знания самого учащегося. Эффективность информатизации во многом зависит от способности учащегося воспринимать новое знание (физическая и психоло-122

гическая адекватность) и использовать его в повседневной деятельности.

Необходимо отметить, что особенностью современных исследований в сфере информатизации образования является акцентуация на технико-технологических, педагогических и педагогико-эргономических аспектах применения ЭВМ в образовательном процессе. Но при этом практически не рассматриваются вопросы психологической и физиолого-гигиенической безопасности ведения образовательного процесса с применением ИКТ и одновременным обеспечением сохранения и развития здоровья учащихся. Особенностью гигиенического направления в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения на сегодня является формирование полноценной безопасной образовательной среды в соответствии с требованиями санитарного-гигиенического состояния, благоустройства, режима трудовой деятельности. Достижение регламентируемой нормы условий (СанПиН) основано на данных о динамике здоровья учащихся в результате взаимодействия с образовательной средой. С учетом этого особую значимость приобретает качество средо-образующих факторов и соблюдение режима образовательной деятельности. Вместе с тем, существующая практика выделения уровней овладения навыками ИКТ в образовании в рамках профессионального образования (начальный пользователь, углубленный пользователь, методист, уровень профессионально-углубленных программ) не предусматривает освещение медико-психологических основ применения ИКТ в образовании.

Сочетание показателей физического и психологического развития вкупе с навыками эффективного использования средств ИКТ формируют современного конкурентоспособного специалиста. На сегодня можно говорить о том, что в современных условиях здоровье учащихся уже является системообразующим фактором государственной политики в сфере образования, здравоохранения и национальной безопасности России.

Основной задачей участников педагогического процесса является согласование образовательного потенциала учебного заведения, уровня профессиональной подготовки преподавателей, используемых образовательных технологий с уровнем учебных возможностей учащихся, их инди видуальными, учебно-материальными, санитарно-гигиеническими и образовательными потребностями (в т. ч. и их родителей). Таким образом, процесс согласования ведется в интересах учащегося и акцентуируется не на условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а на цели, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, на достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, они полностью присущи и системе развития здоровья учащихся, её целевой, содержательной, организационно - деятельност-ной и аналитико-результативной компоненте образовательного процесса. Единство компонентов педагогического процесса и здоровьесбережения, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его здоровьесберегаю-щую структуру образования.

Для выявления закономерностей целостного здоровьесберегающего пе-

дагогического процесса необходимо четко представлять следующие связи:

• связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями (здоровьсбе-регающий образовательный процесс и политика государства в деле сохранения и развития здоровья граждан).

• связи внутри педагогического процесса;

• связь между процессами воспитания и самовоспитания (недостаточно говорить о необходимости здоровья, оно должно быть внутренней потребностью учащегося);

• связь между всеми процессами, влияющими на воспитание культуры здоровья.

В условиях современной России, когда уровень здоровья учащихся не соответствует задачам инновационного развития экономики государства, когда происходит смена содержания образования и методов оценки его качества, когда становится приоритетом не только получение знания, но и наличие уровня здоровья, позволяющего его реализовать в практической деятельности, вопросы сохранения и развития здоровья учащихся не менее приоритетны, чем образовательные, и не могут рассматриваться только в рамках учебного заведения. На разных этапах жизни образовательная деятельность занимает у человека различный по времени период в рамках общей деятельности. Но только в период получения общего и профессионального образования этот период доминирует. При этом значительное время учащийся находится вне учебного заведения, под контролем иных участников образовательной и развивающей деятельности - родителей, друзей, социальной среды. Исходя из этого, можно говорить и о том, что

уровень здоровья является и одним из значимых элементов процесса социализации личности.

При рассмотрении вопроса преемственности в образовании необходимо исходить из того, что на сегодня существуют противоречия не только между школьным и вузовским образованием, но и между вопросами здо-ровьесбережения в образовательном учреждении и в семье. Невозможно здоровьесбережение в рамках образовательного учреждения и здоровь-еразрушение по месту проживания учащегося. Фрагментарный подход к системе сохранения и развития здоровья человека не способен на сегодня быть эффективным. Неэффективна и сама система противодействия негативному влиянию вредных факторов производственной среды (в том числе и факторов ИКТ) на организм учащихся исключительно на базе существующих организационных структур учебного заведения, с использованием традиционных технологий обучения и без учета качества образовательной среды вне учебного заведения.

В рамках системного подхода к реформированию системы образования невозможно исключение одного из основных элементов образовательной среды учащегося - его жизни и деятельности вне образовательного учреждения. В этом случае система образования является неполной, нецелостной и, соответственно, не обладающей единой качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития.

При рассмотрении преемственности в образовании более всего рассматривается содержательный компонент преемственности, при этом не уделяется должного внимания качес-124

тву образовательной среды, вопросам взаимодействия разных подсистем единой образовательной среды. Формируя индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося мы должны учитывать и вне-образовательные компоненты, исходя из педагогической, психологической, физиолого-гигиенической целесообразности, возрастных особенностей учащихся и соответствующих их возрасту ведущих видов деятельностей. Таким образом, формирование индивидуального образовательного и воспитательного процесса невозможно без системного подхода.

Итак, преемственность в ИКТ образовательной среде учащегося базируется на принципах единства, взаимосвязи и взаимообусловленности элементов образовательного процесса; интеграции элементов распределённой образовательной среды учащегося; учете индивидуальных особенностей субъектов образовательной деятельности; адаптивности технологии преемственности; мониторинга образовательного процесса. При этом следует учитывать, что сегодня к факторам, обуславливающим ухудшение здоровья учащихся, можно отнести и неадекватную образовательную нагрузку; неравенство в доступности качественного образования; ускоренную информатизацию образования без соблюдения санитарных норм и т.д.

В значительной степени состояние здоровья учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса на всех ступенях обучения, в том числе и по месту проживания. По данным Министерства образования Российской Федерации, более 40% учебных программ ориентированы на повышенный уровень образования, в то время как доля одаренных детей не

превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности - 15%. Из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей, более половины школьников не усваивают свыше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии.

Уровень преемственности различен в зависимости от уровня образования. Если в среднем образовательном учреждении еще можно поддерживать связь с большинством родителей учащихся, так как обучение, как правило, происходит по месту жительства, то в профессиональном образовательном учреждении сделать это уже трудно, а порой и невозможно, как в силу объективных причин (удаленности места жительства родителей), так и субъективных, так как родители полагают, что детство прошло, ребенок вырос и вполне самостоятельно может отвечать за себя.

Одним из основных элементов образования сегодня становится стандартизация образовательной среды. При этом, если данные элементы применительно к учебному заведению регламентируются нормативными актами, то применительно к рабочему месту вне учебного заведения, по месту проживания учащегося, регламентация ограничивается исключительно возможностями (экономическими и образовательными) самого учащегося или его родителей.

На сегодня понятие «домашний компьютер» включает в себя не только сам компьютер, но и условия проживания учащегося, систему семейных жизненных ценностей, культуру взаимоотношений с информационными и коммуникационными технологиями и т.д. Негативное влияния на здоро-

вье учащегося вне учебного заведения оказывают как факторы внешней среды, обусловленные, в том числе, характеристиками используемой компьютерной техники, так и особенности организации деятельности пользователей в домашних условиях, уровне их информационной культуры, позволяющей им формировать и контролировать безопасную для себя образовательную ИКТ-среду. К особенностям домашней ИКТ образовательной среды учащегося необходимо отнести возможность длительного индивидуального использования; отбор программных средств и ЦОР родителями или самим учащимся; отсутствие как оперативного, так и систематического контроля со стороны преподавателя; сложность применения специализированного программного обеспечения, изначально ориентированного на классно-урочную систему; существование выраженных отвлекающих факторов. Кроме того, если применительно к ИКТ среде образовательного учреждения применимы нормы действующего СанПиН в той части, что «.. медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводятся в установленном порядке», то к домашней образовательной ИКТ среде они не применимы. Что обуславливает практически бесконтрольное использование средств ИКТ по месту проживания учащегося. Вместе с тем, даже в рамках образовательного учреждения в установленном порядке регламентируются только вопросы охраны зрения. Но даже здесь для детей с болезнями глаз и его придаточного

125

аппарата (третье место в общем списке «учебных» патологий) необходимы нетрадиционные методики преподавания информатики, отсутствующие в массовой школе.

Исходя из вышеизложенного, необходимо констатировать, что на сегодня проблема преемственности в формировании единой здоровьесбере-гающей образовательной среды как с педагогической точки зрения, также и с социальной, психологической и иных не решена. За годы обучения все большее ухудшение здоровья детей происходит и в инновационных школах по причине более интенсивной нагрузки.

Среди основных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья учащихся и деструктивно влияющих на целостность образовательной среды учащегося, можно назвать следующие:

• повышение влияние на организм факторов экологического риска (техногенные и обусловленные экологией места проживания);

• увеличение воздействия факторов социального риска (две трети браков распадаются, формируется значительная группа детского населения в неполных семьях или сирот при живых родителях), что приводит к росту распространенности среди учащихся ассоциальных форм поведения (наркомания, токсикомания, алкоголизм, девиантное поведение, включение в деятельность тоталитарных сект);

• неадекватная образовательная нагрузка при неэффективных санитарных нормах обеспечения образовательного процесса, неравенство в доступности качественного образования, ускоренная информатизация образования без соблюдения санитарных норм и т.д.

• ограниченность двигательной активности учащихся;

• низкий уровень организации питания;

• низкий уровень системы медицинского обеспечения здоровья учащихся в рамках учебного заведения;

• нарушения физиолого-гигие-нических требований к организации воспитательно-образовательного, развивающего процессов; несовершенство учебных программ и методик; увеличение объема учебных нагрузок;

• недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования;

• низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования.

На сегодня отсутствует преемственность в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров в части формирования и развития единой системы здоровьесберегающе-го образования учащегося как компонента поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности, что обуславливает неспособности преподавателей передать эти знания учащимся. В рамках дополнительного профессионального образования эти вопросы рассматриваются поверхностно и исключительно как элемент культуры пользователя в части гигиены общения с компьютерной техникой. Вместе с тем, сама здоровь-есберегающая компетенция, формируемая в период получения образования, носит отложенный по времени характер, оказывает следовое действие на деятельность человека в течение всей

его жизни. Соответственно и образовательные программы должны исходить из неочевидных на текущий момент потребностей потребителя образовательной услуги, исходя из потребностей государства и общества.

Применительно к вопросам информатизации образования одним из путей исправления данной ситуации может быть интеграция здоровьесбе-регающего компонента (в части медико-психологических аспектов использования средств ИКТ) в систему государственно-общественого контроля над качеством образования в части аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений. Но это требует, в свою очередь, модернизации государственных образова-

тельных стандартов, определяющих минимум содержания в вопросе санитарно-гигиенических, медико-психологических, здоровьесберегающих аспектов применения средств ИКТ, как в профессиональной деятельности, так и в рамках образования в течение всей жизни. В этом случае оценка здо-ровьесберегающей деятельности при аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений будет представлять собой процесс установления соответствия реальной деятельности образовательного учреждения, преподавателя и самого учащегося стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовании, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

(на примере АГНИ)

Л. М. Садриева, О. М. Мохова, И. А. Ханова

В статье рассматривается необходимость изучения информационных технологий на младших курсах технического вуза на примере Альметьевско-го государственного нефтяного института, приводится определение понятия информационной технологии, определяются педагогические цели и задачи в соответствии с ФГОС ВПО. Применение информационных технологий в техническом вузе способствует раскрытию, развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей студентов. Студенты АГНИ на старших курсах широко используют информационные технологии для решения нефтепромысловых задач, создают геологические и гидродинамические модели, изучают нефтегеологические системы на основе компьютерного интегрирования. Использование на практике полученных навыков по применению различных видов программного обеспечения предоставляет возможность выпускникам самостоятельно приобретать знания, способствует творческой активности и самостоятельности, создает благоприятные условия для целостного развития личности и ее способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.