Научная статья на тему 'Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства'

Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОМ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянов И. Ш.

В статье рассматриваются медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства как компоненты педагогической науки и науки о здоровье. Представленные материалы отражают видение авторов в части функционирования рассматриваемого пространства, как в рамках учебного заведения, так и по месту пребывания или проживания учащегося. Знание медицинских и психологических требований и условий их функционирования в рамках рассматриваемого пространства может быть основой дидактического механизма, обеспечивающего личностное развитие учащихся в условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянов И. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства»

УДК 37:377.5

МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

И.Ш.Мухаметзянов

В статье рассматриваются медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства как компоненты педагогической науки и науки о здоровье. Представленные материалы отражают видение авторов в части функционирования рассматриваемого пространства, как в рамках учебного заведения, так и по месту пребывания или проживания учащегося. Знание медицинских и психологических требований и условий их функционирования в рамках рассматриваемого пространства может быть основой дидактического механизма, обеспечивающего личностное развитие учащихся в условиях информатизации образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками образовательного учреждения, возрастные ограничения пользования компьютером, здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда.

Введение

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [16] говорится о том, что в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Одним из важных периодов в жизни ребенка является период получения общего образования. Актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы обуславливается как модернизацией системы образования в России, так и его активной информатизацией. Расширение традиционного диалога обучаемый - обучающий с включением в него интерактивного средства обучения значительно изменяют традиционную систему организации

и ведения образовательного процесса. Использование электронных и дистанционных образовательных технологий [17] изменяет инфраструктуру образования, требует новых методик преподавания, нового содержания образования. Выход образования за пределы образовательного учреждения значительно изменяет традиционную организацию образовательной среды, а интеграция образовательных учреждений, учреждений науки, управления образования посредством ИКТ изменяет и традиционную организацию образовательного пространства. Вместе с тем, необходимо отметить и то, что, несмотря на существующее нормативное регулирование в части сохранения и развития здоровья детей и подростков [18], здоровье их не имеет тенденции к улучшению [2; 6]. Даже более того, за последнее десятилетие число детей с хронической патологией увеличилось в 1,5 раза, более 50 % учащихся имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, 50-70 % -ограничения к воинской службе, у каждого пятого определяются проблемы в репродуктивной сфере, у 20 % молодёжи выявляются нарушения физического развития и снижение функциональных возможностей, отмечается прогрессирующий рост распространенности социально-обусловленной патологии. Общая заболеваемость детского населения за этот период увеличилась на 24,1 % [5]. Наблюдаемый рост заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения и дыхания, болезнями эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем, кожи и подкожной клетчатки, врожденными аномалиями и не кодифицируемыми симптомами и признаками отклонения от нормы свидетельствуют о наличии экологических факторов риска нарушения здоровья [12], к которым можно отнести и нарушения в части организации безопасного компьютеризированного рабочего места учащегося. Существующая нормативная база в части организации и обеспечения безопасности для здоровья учащихся условия

получения образования [9; 7; 8] требуют в современных условиях от педагогических кадров, администрации образовательных учреждений, научных работников глубокой научно-методической проработки и адаптации существующих методик обучения и воспитания, организации образовательного процесса, модернизации его содержания и, самое главное, разработки новых подходов к просвещению учащихся и их родителей в части организации и обеспечения безопасной образовательной среды по месту проживания и пребывания учащегося, т.к. широкая информатизация образования выводит процесс обучения за ранее существующие рамки образовательного учреждения. В качестве примера может быть приведен проект «Семейный выбор» в Пермском крае. Данная концепция посвящена представлению медицинских и психологических требований к условиям функционирования информационно - образовательного пространства не только и не столько в рамках учебного заведения, сколько в рамках образовательного пространства учащегося.

Уровни сформированности здоровьесберегающей компоненты информационно - образовательного пространства

Представляя, достаточно условно, с позиции преподавателя, администратора образовательного учреждения, научного работника структуру здоровьесберегающего пространства учебного заведения можно выделить несколько ключевых моментов:

- реализация образовательных программ в условиях, соответствующих действующим нормативных актам;

- соответствие содержания образования и методов его представления возрастным и психологическим особенностям в соответствии с уровнями образования;

- использование содержания образования, не оказывающего негативного

влияния на психику учащихся;

- владение преподавателями навыками ориентации представляемых образовательных программ на способности и потребности конкретного учащегося;

- ведение образовательного процесса в соответствии с режимом труда и отдыха, суточных биоритмов детей и подростков, показателями их индивидуального здоровья, с использованием методик пропаганды здорового образа жизни и санитарного просвещения.

Необходимо отметить, что существующая инфраструктура образования (образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, профессионального образования) не в полной мере соответствуют СанПиН. В трети общеобразовательных учреждений страны отсутствуют медицинские кабинеты [14], существуют пробелы в обеспечении пожарной безопасности, ремонта помещений [2]. Нарушение правил эргономике при организации компьютерных классов учебных заведений, и отсутствие заземления являются ведущими причинами высоких уровней электромагнитных излучений. Характерно и использование в образовательных учреждениях светильников, не отвечающих требованиям к уровням освещенности. Для учреждений, расположенных в старых зданиях, характерна недостаточная мощность электропроводки, не позволяющая установить современные источники света. При проектировании и строительстве учреждения не всегда учитывается, что уровни освещенности в таких помещениях, как кабинеты информатики, черчения и рисования, должны быть выше среднего. Имеет место строительство и отделка учреждений по индивидуальным проектам, предусматривающим нестандартное расположение светильников и расстановку ученической мебели [5]. Определенные сложности возникают и при обеспечении режима труда и отдыха в начальной школе. Существуют и

проблемы, обусловленные увеличением физической и эмоциональной нагрузки на учащихся в результате модернизации структуры образовательных учреждений и ведения сменного обучения, внедрения информационных технологий, электронных образовательных ресурсов и т.д. Внимание к данной части организации образовательного процесса обуславливается и включением образовательных учреждений в единую информационную образовательную систему страны, формируемую по результатам национального проекта «Образование», ориентиром которой является не столько усвоение суммы готовых знаний, сколько формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Это иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными.

Базовым элементом в формировании здоровьесберегающего информационно-образовательного пространства являются, в том числе, и соответствующие здоровьесберегающие технологии. Они основаны на учете возрастных особенностях познавательной деятельности учащихся; построении образовательных программ на оптимальном уровне трудности (сложности); использовании вариативности методов и форм обучения; рациональном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании средств ИКТ для повышения наглядности и сочетании различных форм предоставления информации; формировании эмоционально благоприятной атмосферы в учебном коллективе и положительной мотивации к учебе; широкой пропаганде знаний по вопросам здоровья.

Медицинские требования к условиям функционирования информационно - образовательного пространства

Достаточно условно медицинские требования к условиям

функционирования информационно-образовательного пространства могут быть разделены на санитарно-гигиенические и физиолого-гигиенические. В первую группу будем включать условия, связанные с инфраструктурой образовательного процесса. Ко второй группе будем относить условия, обусловленные изменением уровня здоровья учащегося в процессе обучения. Первая группа условий является наиболее проработанной, достаточно жестко нормируемой существующим законодательством. Это СанПиНы, ГОСТы и т.д. Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках информационного образовательного пространства применительно к учащемуся любые нормативные акты регламентируют только требования к образовательному учреждению, не регулируя условия организации и ведения образовательного процесса по месту проживания или пребывания учащегося. Медицинские требования можно подразделить также на: общие требования к системе организации образовательного процесса; требования к структуре и организации образовательного процесса - в части его инфраструктуры и средств обучения, включая электронные образовательные ресурсы и их носители; требования к квалификации персонала в части информационных и здоровьесберегающих технологий в образовании; требования к показателям назначения информационного образовательного пространства; требования к качеству используемых образовательных ресурсов; требования к надежности функционирования образовательного пространства; требования к защите информации от несанкционированного использования.

Общие медицинские требования нормируются положениями федерального закона «Об образовании», действующими СанПиН и приказами Минобрнауки РФ. В законе «Об образовании» прямо указано, что образовательное учреждение отвечает за «создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций

общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения» (п. 19, сг. 32. «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»). Согласно этой же статье учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Вместе с тем, в рамках рассматриваемой проблематики необходимо отметить, что нормирование существует исключительно применительно к образовательному учреждению, без учета того, что элементами информационного образовательного пространства является не только оно, но и место проживания или пребывания учащегося. Применительно к двум последним нормирования на уровне закона не существует.

В части организации и обеспечения здоровьесбережения в рамках образовательного учреждения действует приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Данный приказ предъявляет требования к образовательным учреждениям в части: наличия целостностной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников; рациональной организации образовательного процесса; организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни; организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками; комплексного сопровождения системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

обучающихся, воспитанников; мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

Требования к структуре и организации образовательного процесса - в части его инфраструктуры и средств обучения, включая электронные образовательные ресурсы и их носители, - должны соответствовать действующему законодательству. При этом необходимо помнить о том, что значительная часть содержания действующего СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 не прошла регистрацию в Минюсте РФ и носит исключительно рекомендательный характер. В последующих нормативных актах, например, в СанПиН 2.4.2.2821 - в части информатизации образования имеется отсылка к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Действующая редакция закона «Об образовании» в ст. 15 «Общие требования к организации образовательного процесса» разрешает использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, разрешенных Федеральным законом РФ от 28.02.2012 г. №11-ФЗ. Условием реализации является организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, в части медицинских требований, можно выделить требования к безопасности средств ИКТ, используемых в целях образования и требования к

представлению информации пользователю.

Существующие нарушения в данной части требований могут быть обусловлены как невозможностью изменения существующей инфраструктуры, например, старые и приспособленные здания с неэффективной электропроводкой, отсутствием заземления и т.д., так и недостатками в администрировании образовательного учреждения. При рассмотрении данного аспекта применительно к месту проживания учащегося надо отметить, что наличие заземления характерно, в большей степени для зданий последних 15 лет, после появления ГОСТ Р 50571.2-94 (МЭК 364-3-93) - «Электроустановки зданий», более ранние имеют исключительно зануление. Вместе с тем, необходимо отметить, что существующие нормативные акты зачастую не отражают динамику модернизации средств ИКТ. Например, действующий на сегодня СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» просто не предусматривает нормирования в части клавиатур и их размещения и обработки, манипуляторов, ноутбуков, систем мультимедиа, планшетных компьютеров, ридеров и т.д. Отсутствует нормирование в части сетевого оборудования (проводного и беспроводного) и много другого. Относительно проработано нормативное обеспечение использования в образовательных учреждениях интерактивных досок. Оно нормируется следующими нормативными актами: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 -«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СанПиН 2.4.2.2821-10 - «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; письмо МОН РФ от 1.04.2005 г. № 03417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и некоторые другие. Необходимо

отметить, что в данных нормативных актах регламентируется режим использования досок. СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 5.7) допускает оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. П. 5.6. СанПиН говорит о том, что в классах, оборудованных интерактивными досками, можно использовать расстановку мебели, позволяющую организовать групповую работу. Отсутствие санитарно-гигиенического нормирования в части использования «ПЭВМ, перемещающихся в процессе работы» (п. 1.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) фактически выводит использование в организации информационного пространства ноутбуков, планшетов, ридеров и т.д. за рамки нормирования условий их размещения и использования в образовательных целях.

Одним из элементов информационного образовательного пространства является коммуникативный элемент. В последнее время отмечается переход от кабельного подключения элементов информационного пространства к коммуникативным каналам к беспроводному. В последнее время наличие бесплатного доступа wi-fi стало обязательным для образовательного учреждения [8]. Вместе с тем, до настоящего времени нет значимых данных, подтверждающих безопасность данного вида излучения для здоровья человека. Кроме того, действующие СанПиН не нормируют сетевые соединения, серверы и т.д., используемые в целях образования. Нормируется исключительно их безопасность в части возможности коммерческой реализации.

Подводя итог данному разделу необходимо отметить, что существующее нормирование в части безопасности инфраструктуры информационного

образовательного пространства не соответствует реалиям настоящего времени, что снимает значительную часть ограничений при формировании данного пространства. Ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» говорит о том, что медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников образовательных учреждений обеспечивают органы здравоохранения. В свою очередь, образовательное учреждение обязано создать необходимые условия для работы медицинских работников (ст. 32 Закона). Обеспечение медицинского кабинета медикаментами по установленному перечню является обязанностью медицинского учреждения, с которым образовательное учреждение заключает договор и работники которого оказывают медицинскую помощь обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений. Требования к оснащению медицинского кабинета регламентируются СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы».

Требования к квалификации персонала в части информационных и здоровьесберегающих технологий в образовании. Наряду с требованиями, регулируемыми законом «Об образовании», ФГОС ВПО, существуют и нормирование в рамках «Квалификационных характеристик должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»). Существующие нормы возлагают ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, соблюдения правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда на руководителя образовательного учреждения. Заместитель руководителя контролирует состояние медицинского обслуживания обучающихся. Учитель (преподаватель, педагог-организатор и т.д.) обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во

время образовательного процесса и осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Если вопросы обеспечения психологического благополучия учащегося, в той или иной мере, вменяются в ответственность всем уровням педагогического коллектива образовательного учреждения, то вопросы организации безопасного образовательного пространства в части медицинских требований, не выделяемых отдельно, является компетенцией руководителя учреждения.

Требования к показателям назначения информационного образовательного пространства. Компоненты информационного образовательного пространства должны иметь модульную структуру, позволяющую интегрировать в нее элементы расширения и развития пространства. Используемые в рамках пространства технические средства в образовательном учреждении и по месту проживания и пребывания учащегося должны иметь максимально совместимые показатели (вид технического средства, способы коммуникации, операционные системы, цветность и яркость отображающих устройств и т.д.). Используемые электронные образовательные ресурсы должны иметь потенциал использования как в рамках классно-урочной системы, так и для изучения конкретных тем. Применительно к использованию вне образовательного учреждения предпочтительно наличие как предустановленных ограничителей по коммуникации (Интернет-фильтры), так и ограничителей по времени непрерывного использования (с соответствии с рекомендациями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и СанПиН 2.4.2.2821-10).

Используемые в рамках электронного и дистанционного обучения технологии должны быть легко адаптированы к условиям обучения вне учебного заведения и в соответствии с показателями индивидуального здоровья учащихся (для слабовидящих, слабослышащих и т.д.),

адаптироваться под используемые в домашнем обучении технические средства, иметь возможность обратной связи.

Требования к качеству используемых образовательных ресурсов. Использование в образовательном процессе электронных интерактивных образовательных ресурсов предъявляет высокие требования к разработчикам ресурсов в части их содержания и влияния, в том числе физиологического, на здоровье учащихся. В соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» нормирование в этой части направлено на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы организма учащихся. Соотнося бумажные и электронные носители информации необходимо отметить, что если первые нормируются в части размещения и представления информации ГОСТ 7.0.32006, СанПиН 2.4.7.1166-02 и некоторыми другими, то нормирование в части формирования электронной информации представлено в ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [3] и вступившим в силу с 2012 года Техническим регламентом [10]. При этом нормируются следующие показатели:

- соответствие объёма текста единовременного прочтения требованиям, предъявляемым к оформлению электронных изданий для общеобразовательных школ;

- соответствие кегля шрифта требованиям, предъявляемым к оформлению электронных изданий для общеобразовательных школ;

- соответствие высоты прописной буквы требованиям, предъявляемым к оформлению электронных изданий для общеобразовательных школ;

- соответствие длины строки требованиям, предъявляемым к оформлению электронных изданий для общеобразовательных школ;

- соответствие яркостных характеристик электронных страниц требованиям, предъявляемым к оформлению электронных изданий для общеобразовательных школ;

- соответствие непрерывной длительности просмотра статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

- соответствие непрерывной длительности просмотра динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

- соответствие непрерывной длительности работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

- отсутствие негативного влияния на здоровье и психологическое состояние учеников.

Требования к надежности функционирования информационного образовательного пространства. Информационно-образовательное пространство должно обеспечивать реализацию федерального образовательного стандарта, должно учитывать влияние на образовательный процесс «человеческого фактора», способного влиять на качество, своевременность и непрерывность образовательного процесса. С учетом того, что компонентами пространства являются не только регламентируемые и регулируемые компоненты (в рамках образовательного учреждения, но и места пребывания и проживания учащихся необходимо, чтобы содержательная и методическая составляющая пространства в его разных компонентах была взаимоперекрывающая и взаимодополняющая). Непрерывность образовательного процесса и его качество обеспечиваются за счет стандартизации условий получения образования учащимся за счет

формируемых у него и его родителей навыком правильной организации компьютеризированного места учащегося, режима труда и отдыха, существующих систем фильтрации информационного контента, использования стандартизированных средств обучения. Надежность технических средств, программного обеспечения и образовательных ресурсов, их соответствие СанПиН должны обеспечивать в совокупности выполнение целей образования вне зависимости от его форм.

Требования к защите информации от несанкционированного использования. Защита информации и персональных данных в рамках информационного образовательного пространства является исключительно важным элементом образовательного процесса. Содержание информации должно быть защищено от несанкционированного изменения или дополнения, в том числе за счет контента, оказывающего негативное влияние на физическое и психическое состояние пользователя. Это особо актуально в рамках межсетевого взаимодействия. Пространство должно исключать возможность несанкционированного доступа; регламентировать доступ к персональным данным учащегося и содержанию образовательного ресурса, регламентировать действия по просмотру или изменению данных и информационно-управляющих функций.

Психологические требования к условиям функционирования информационно - образовательного пространства

Информационная образовательная среда представляет собой новую ситуацию в образовании, что требует адаптации существующих психологических программ, ориентированных на образовательное учреждение, к условиям деятельности учащегося еще и вне него, по месту пребывания и проживания. Задачей психологического сопровождения учащегося становится формирование у него ситуации успеха в выбранном

виде деятельности в рамках всего информационного образовательного пространства.

Базовым элементом данного пространства является творчество. Это обуславливается как не разработанностью отдельных элементов пространства, так и ситуацией развития вне образовательного учреждения. Формирование обязательного положительного эмоционального подкрепления со стороны других субъектов пространства обусловлены необходимость развития в условиях позитивного социального окружения.

Рассматривая требования к такой среде необходимо обратить внимания на исследования В.И.Слободчикова, выделявшего два основных показателя образовательной среды - ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации) [13]. При этом образовательная среда должна позволять учащемуся формировать навыки самоконтроля, позитивного разрешения конфликтов, а тем самым обеспечить навык поддержания психического здоровья. Элементы среды рассматриваются с точки зрения психологической безопасности, т.е. способности личности противостоять неблагоприятным, психотравмирующим воздействиям. Исходя из этого, к основным психологическим требованиям можно отнести:

- интенсивность образовательной среды;

- эмоционально-психологический климат;

- удовлетворенность образовательной средой;

- демократичность образовательной среды;

- содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;

- удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

Интенсивность образовательной среды. Включает в себя уровень

требований к учащимся, регламентируемый как в рамках ФГОС, так и требованиями конкретного учебного заведения. Учебная нагрузка на учащегося регламентируется в рамках действующих СанПиН, но, тем не менее, в части самостоятельной работы вне учебного заведения в значительной степени зависит от уровня образовательной программы, индивидуальных способностей учащегося и особенности образовательной среды вне учебного заведения. Влияет на уровень учебной нагрузки также объем дополнительных образовательных программ.

Организация режима труда и отдуха в рамках информационного пространства значительно отличается от традиционной схемы, так как требует активного участия в своей организации родителей и самого учащегося. Наиболее значимым, в отличие от традиционной системы, является практически исключительный интерактивный характер взаимодействия участников педагогического процесса, что предъявляет высокие требования к уровню базовой подготовки преподавателя в ИКТ. Наиболее рациональным здесь представляется расчет образовательной нагрузки исходя не только из классно-урочного подхода, но и возможности реализации образовательной программы в рамках всего информационного образовательного пространства. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к структуре содержания образования и методическому их сопровождению

Эмоционально-психологический климат. Применительно к российской образовательной системе значительный вклад в развитие теории эмоционально-психологического климата в школе внес Р.Х.Шакуров, представивший данные о влиянии психологического климата на эффективность работы педагогического коллектива и определившие психологические показатели оптимального эмоционально-психологического климата [19].

Анализ исследований данных авторов и собственный практический опыт позволил нам в своей школе определить основные показатели и правила формирования эмоционально-психологического климата, влияющие на эффективность работы школы по созданию здорового психолого -педагогического пространства. Значимость данного требования обуславливается тем, что образовательная деятельность для обучающего и обучаемого являются основным видом деятельности, реализуемым в неоднородных коллективах (гендерные, психологические, эмоциональные, национальные и иные различия), имеют разную степень значимости для участников и результаты ее по разному влияют на их психологическое самочувствие.

В условиях информационной образовательной среды приоритетными становятся совместимость, уважение друг к другу, ориентация на единые образовательные цели как обучающего, так и обучаемого. С учетом того, что вне образовательного учреждения данная деятельность носит исключительно личностно-ориентированный характер, то уровень взаимопонимания участников образовательного процесса имеет приоритетное значение. Приоритетными при формировании образовательных коллективов (обучающий, обучаемый) становятся межличностные и эмоциональные взаимоотношения, единство ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений участников образовательного процесса (включая родителей обучаемого).

Условием успешной деятельности субъектов информационной образовательной среды в части формирования позитивного эмоционально -психологического климата в рамках рассматриваемого пространства является наличие профессионально подготовленного управленческого персонала, распределения зон ответственности педагогов и родителей в рамках

образовательного пространства, наличия единой методики формирования безопасной здоровьесберегающей информационной образовательной среды как в рамках учебного заведения, так и вне него.

Удовлетворенность образовательной средой. Исполнение данного требования проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса. В рамках данного требования оценивается удовлетворенность содержанием и результатами освоения образовательной программы; организация деятельности по ее освоению; социально-психологические условия реализации образовательной программы; организационные условия деятельности в рамках информационного образовательного пространства [4; 11].

Демократичность образовательной среды. Демократичность образовательной среды проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса. Особенностью применительно к деятельности в рамках информационного образовательного пространства является отсутствие каких-либо негативных проявлений со стороны других учащихся (скорость усвоения знаний, имущественное неравенство и т.д.), со стороны администрации образовательного учреждения (отсутствие режима классно-урочной системы), жесткой фиксацией образовательных успехов со стороны родителей. Это обусловлено тем, что образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей учащегося и реализуется в рамках личностно-ориентированного обучения в интерактивном режиме. В рамках образовательного учреждения демократизация проявляется в степени доступности контактов с администрацией, возможности участвовать в управлении образовательным учреждением и организации личностного образовательного пространства,

принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса.

Содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов. В

основе данного требования находятся познавательные потребности учащихся как в части информационных и коммуникационных технологий, так и самом обучении. Познавательный интерес в части формирования и деятельности учащегося в рамках информационной образовательной среды экстраполируется на любую деятельность учащегося в рамках информационного общества. Познавательная мотивация реализуется через расположенность учащегося к деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения. Задачей администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива становится целенаправленное формирование познавательных интересов учащихся, как базовой категории, определяющей успешность учебной и профессиональной деятельности.

Удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Проявляется в оценке уровня преподавания в рамках информационного образовательного пространства, качестве используемых образовательных ресурсов, эффективности данного вида образования, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для целей последующей деятельности.

Заключение

Таким образом, в основе психологических требований к условиям функционирования информационно-образовательного пространства находится комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение учащегося в учебно-воспитательном процессе, реализуемом в рамках образовательного

пространства учебного заведения и образовательного пространства места пребывания и проживания учащегося, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога-психолога и социального педагога образовательного учреждения. Ключевыми аспектами психологического обеспечения образовательного процесса являются: предупреждение возникновения проблем развития учащегося в условиях нового вида образования, использования нового методического обеспечения и интерактивных средств обучения; сопровождение учащегося при решении им актуальных задач развития, обучения, социализации, обусловленные активной интеграцией в образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий; экспертиза и сопровождение образовательных программ, адаптация их под личностные особенности учащихся, оценка влияния на развитие учащегося, разработку программ индивидуальной реабилитации.

Источники:

1. Встреча со студентами региональных вузов в бизнес-школе «Сколково». Режим доступа: URL:http://президент.рф/news/12716

2. Выступление А.Левитской на коллегии Минобрнауки России по вопросам создания условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами 9 декабря 2009 года. Режим доступа: URL:http://mon.informika.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/6498/

3. ГОСТ 7.83-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Режим доступа: URL:http://www.ifap.ru/library/gost/7832001.pdf

4. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. 32 с.

5. Милушкина О.Ю. Динамика состояния здоровья детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие детских учреждений Российской ФедерацииЮлектронных научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», №2. 2011 Режим доступа: URL:http://vestnik.mednet.ru/content/view/282/30/

6. ОП: В России половина детей имеют ослабленное здоровье и хронические заболевания. Режим доступа: URL:http://www.rg.ru/201l/02/25/zdorovie-anons.html

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Режим доступа: URL:http://www.rg.ru/2011 /03/16/sanpin-dok.html

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 17. «Об утверждении СанПиН 2.4.3.2841-11 «Изменения № 3 к СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Режим доступа: URL:http://www.rg.ru/2011/04/01/nachshkola-site-dok.html

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» Режим доступа: URL:http://base.garant.ru/12131083/

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307 г. Москва «Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» Режим доступа: URL:http: //www.rg.ru/2009/04/21/tehreglament-dok.html

11. Реан A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм Еврознак, 2006. 479 с.

12. Сабгайда Т.П., Окунев О.Б. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основных классов в постсоветский период // Электронных научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2012. №1. Режим доступа: URL:http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/

13. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 172-176.

14. Состояние медкабинетов в школах. Режим доступа: URL:http://www.rg.ru/2011/05/16/med-anons.html

15. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В.Роберт, Т.А.Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.

16. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Режим доступа: URL:http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm

17. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Режим доступа: URL:http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html

18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Режим доступа: URL:http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html

19. Шакуров P.X. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. Москва: Просвещение, 1990. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарегистрирована: 14.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.