Литература:
1. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 216с.
2. Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. - Махачкала, 2005. - 330 с.
3. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 180 с.
4. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2005. - 200 с.
5. Степанов В.В. Российская перепись 2002 года: пути измерения идентичности больших и малых групп // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №.145. М.: ИЭА РАН, 2001.
6. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев переселенцев. - М.: Наука, 1988. -320с.
7. История Дагестана в 4-х т. Т.1. / Отв. ред. Б.Г. Гаджиев. - М.: Наука, 1967. - 431с.
8. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. М.: Наука, 1988. 543с.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧАЩЕГОСЯ ВНЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Мухаметзянов И.Ш. зав. лаб. медико-социальных проблем информатизации образования Учреждения РАО Институт информатизации образования E-mail: [email protected]
Ключевые слова: информатизация образования, рабочее место учащегося, здоровьесберегающая информационная образовательная среда.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в течение суток учащийся находится как в стенах учебного заведения, так и по месту своего проживания. При этом в настоящее время формированию здоровьесберегающей образовательной среды в рамках образовательного учреждения уделяется все больше и больше внимания на всех уровнях организации и обеспечения образования, а вопросы формирования данной среды по месту проживания учащегося практически не освещаются. В то же время понятие «домашний компьютер» становится все более употребимым, интегрируя в себя не только сам компьютер, но и все домашние информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедиа и т.д.
В концепции государственной информационной политики Российской Федерации и аналогичных территориальных концепциях указывается, что массовая домашняя компьютеризация может коренным образом изменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплекс получаемых населением социально значимых услуг, приблизить формирование в РФ информационного общества. Государственная информационная политика в части развития массовой домашней компьютеризации направлена на:
• создание экономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг, ориентированных на использование домашних компьютеров;
• дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
• ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения;
• государственную поддержку отечественных производителей информационных средств, продуктов и услуг для домашней компьютеризации.
Информатизация образования рассматривается как первичная ступень перехода к информационному обществу, повышая доступность этих технологий для граждан страны и представляет собой процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами. Информационные технологии в образовании выступают уже не в качестве цели образования, а в качестве инструмента, позволяющего индивидуализировать и актуализировать передаваемое знание обеспечить непрерывность данного процесса и участие в процессе реального формирования нового знания самих учащихся. Эффективность данного процесса во многом зависит от способности учащегося воспринимать это новое знание (физическая и психологическая адекватность) и использовать его в повседневной деятельности не только в учебном заведении, но и дома. Эффективное сочетание показателей физического и психологического развития вкупе с навыками эффективного использования средств ИКТ и формируют конкурентоспособного
специалиста. Кроме того, предполагается, что информатизация образования приведет к оптимизации процесса обучения, минимизирует временные затраты и снизит нагрузку на учащегося. В последнее время это становится все более актуальным в свете того, что при организации режима дня и учебной нагрузки учащихся, как правило, происходит регулярное его нарушение. 36-40 часовая учебная нагрузка в течение недели в рамках учебного заведения и 5-24 часовая нагрузка в неделю в домашних условиях не ограничивают всю образовательную нагрузку на учащегося, а являются скорее ориентировочными показателями. Учебная нагрузка учеников 1 -го класса до 20% и учеников 10-го класса от 20 до 40% превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и неблагоприятно отражается на состоянии здоровья учащихся.
К числу разнообразных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья учащихся, относятся как внешние для учебного заведения (повышение нагрузки на организм факторов экологического и социального риска, рост распространенности асоциальных форм поведения и т.д.), так и внутренние (неадекватная образовательная нагрузка; неравенство в доступности качественного образования; ускоренная информатизация образования без соблюдения санитарных норм и т. д.). В значительной степени состояние здоровья учащихся связано с условиями жизни в семье и организацией учебно-воспитательного процесса на всех ступенях обучения. Если в образовательном учреждении еще можно поддерживать связь с большинством родителей учащихся, так как обучение, как правило, происходит по месту жительства, то в профессиональном образовательном учреждении сделать это уже трудно, а порой и невозможно, как в силу объективных причин (удаленности места жительства родителей), так и субъективных (родители полагают, что детство прошло, ребенок вырос и вполне самостоятельно может отвечать за себя).
В связи с этим необходимо учитывать то, что если вопросы организации рабочего места в рамках учебного заведения, режим труда и отдыха в процессе образовательной деятельности, чередование умственного и физического труда регламентируются нормативными актами, а рабочее место в образовательном учреждении аттестуется, то применительно к рабочему месту вне учебного заведения, по месту проживания учащегося регламентация ограничивается исключительно возможностями (экономическими и образовательными) самого учащегося или его родителей.
Ранее уже рассматривались возможности формирования оптимального рабочего места (компьютеризированного или нет) в рамках образовательного учреждения, но применительно к месту и условиям проживания учащегося данный вопрос не освещался.
При рассмотрении условий проживания (данные ФСГС) необходимо отметить, что на одного жителя РФ по итогам 2007 г. приходится 21.5м2 общей площади. 70-80% жилья относится к категории благоустроенного. Но, вместе с тем 57% граждан РФ негативно оценивают экологическую обстановку в месте своего проживания, в их числе 47% респондентов считают её скорее неблагополучной и 10% - очень плохой, близкой к катастрофической. Положительные
оценки дает 41% опрошенных. 12% россиян считают ситуацию с экологией в месте своего проживания в целом благополучной, а 29% - скорее благополучной. Только 6% россиян предполагают, что в ближайшие годы экологическая обстановка в месте их проживания улучшится. 38% считают, что экологическая ситуация ухудшится, а 49% - не изменится.
На фоне достаточной общей площади, даже с учетом действующего СанПиН необходимо обратить внимание на уровень компьютеризации домохозяйств и оценку эколочичности места проживания.
По итогам 2007 года (данные ФСГС) в 40% домохозяйств имелись ПК. При этом в городских домохозяйствах они были в 47% случаев, а в сельских в 20% случаев. Доля обладателей персонального компьютера (ПК) повышается с 5% в семьях с образованием ниже среднего до 51% - с высшим и незаконченным высшим образованием.
Общее число ПК с выходом в Интернет составляло в 2007 году 24.6%. Доступ из дома имели 19.5% пользователей из городских домохозяйств (из 28.7% имеющих доступ к Интернет) и 3.8% из сельских домохозяйств (из 9.8% имеющих доступ к Интернет). По месту учебы доступ к Интерент имеют 4.3% в городских условиях и 2.3% опрошенных в сельских условиях. Наибольшая доля пользователей, использующих Интернет в качестве источника информации, проживает в Москве и Санкт-Петербурге - 26%. В крупных и средних городах их доля сокращается до 16-18%, а в небольших городах и селах - до 7-10%. Из них 5% используют ресурсы глобальной сети ежедневно, еще 8% делают это несколько раз в неделю, 6% - несколько раз в месяц, 4% - эпизодически. Большинство пользователей Интернета (77%) используют его для работы или учебы. Каждый пятый общается или занимается просмотром фильмов и прослушиванием музыки. Играют в сети 11% российских пользователей Интернета.
К особенностям применения компьютера в домашних условиях необходимо отнести возможность длительного индивидуального использования, отбора программных средств родителями или самим учащимся, отсутствие как оперативного, так и систематического контроля со стороны преподавателя, сложность применения специализированного программного обеспечения, изначально ориентированного на классно-урочную систему; существование выраженных отвлекающих факторов.
При кажущемся благополучии в части компьютеризации домохозяйств и активности применения информационных технологий в повседневной жизни необходимо обратить внимание и на стартовый уровень здоровья учащихся, изменяющийся в процессе обучения в образовательном учреждении.
Согласно данным Минздравсоцразвития России общая заболеваемость детей РФ в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%. Число детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых. К основным факторам, ухудшающим здоровье
учащихся, относятся школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучениями, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников и т.д. Одним из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса, его адекватность и эффективность, являются показатели режима дня, общей и учебной нагрузки учащихся. Негативные аспекты этих процессов обусловлены, в первую очередь, большим объемом домашних заданий, значительной долей занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение и т.п.), недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе. Значительные по объему информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации, особенно в начальной школе. Одной из основных причин такого состояния является трудность адаптации конкретного ребенка к школе, которая зависит в данном случае от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям собственно учебной деятельности - принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми. Следующая группа причин связана с перегрузками детей, возникающими при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области. Избыток содержания ведет к трудностям в усвоении программного материала и снижению успеваемости, и, как следствие, - к ухудшению здоровья школьников.
В тоже время, среди тех качеств, умений и способностей, которые россияне хотели бы привить своим детям, занятия физкультурой и спортом заняли второе место, уступив лишь образованию. Почти половина (45%) россиян сочли главным в воспитании детей приобщение их к здоровому образу жизни. В существующих условиях необходимо констатировать, что на сегодняшний день проблема здоровьесбережения с педагогической точки зрения, также как и с социальной, психологической и др. не решена. За годы обучения все большее ухудшение здоровья детей происходит и в инновационных школах по причине более интенсивной нагрузки.
Среди основных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья учащихся можно назвать следующие:
• учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни, в том числе, связанных с семейными ситуациями и с учебным процессом (высокие учебные нагрузки, снижение физической активности и т.д.);
• ухудшение питания в семье и в образовательном учреждении (недостаточное или неполноценное питание);
• повышение нагрузки на организм факторов экологического риска (техногенные и обусловленные экологией места проживания);
• увеличение воздействия факторов социального риска (две трети браков распадаются, формируется значительная группа детского населения в неполных семьях или сироты при живых родителях), что приводит к росту распространенности среди учащихся асоциальных форм
поведения (наркомания, токсикомания, алкоголизм, девиантное поведение, включение в деятельность тоталитарных сект;
• неадекватная образовательная нагрузка при неэффективных санитарных нормах обеспечения образовательного процесса, неравенство в доступности качественного образования, ускоренная информатизация образования без соблюдения санитарных норм и т.д.).
Говоря о санитарных нормах обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях, необходимо обратить внимание на то, что по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, более тысячи российских школ в 2008-2009 учебном году по разным причинам не смогут принять учеников. Почти четверть учебных заведений не имеют канализации, а каждое пятое - центрального водоснабжения. Лишь в 40% школ медицинские кабинеты соответствуют всем нормам.
Сущностью гигиенического направления в системе здоровьесберегающей деятельности является создание полноценной среды обитания в образовательных учреждениях, определяемой требованиями к благоустройству, санитарному состоянию, режимам учебной деятельности. Достижение регламентируемой нормы условий (СанПиН) основано на данных о физиологических изменениях в организме детей и подростков в результате взаимодействия со средой. Но в системе вузовского образования формирование профессиональных позиций, ориентированных на решение проблем здоровья детей и подростков, относится к числу не востребованных студентами задач профессиональной подготовки. Данные задачи являются актуальными при сформированных профессиональных компетенциях и достигнутом уровне профессиональной зрелости, когда у педагогов появляются новые смыслы в реализации целей саморазвития. Инновационная активность педагогов в сфере «здоровьесбережения» связана не только с актуальностью проблемы здоровья в контексте педагогической реальности, но и с образованием новых личностных смыслов, с изменением ценностей и статуса самой личности.
Сегодня можно говорить о том, что до настоящего времени нет общепринятых подходов развития единой системы здоровьесберегающего образования как компонента поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности в рамках профессионального образования педагогов и, соответственно, их неспособности передать эти знания учащимся. Применительно к вопросам информатизации образования одним из направлений исправления данной ситуации может быть интеграция здоровьесберегающего компонента (в части медико-психологических аспектов использования средств ИКТ) в систему государственно-общественого контроля за качеством образования в виде аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений. Но это требует, в свою очередь, и модернизации государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания в вопросе санитарно-гигиенических, медико-психологических, здоровьесберегающих аспектов применения средств ИКТ как в профессиональной деятельности, так и в рамках образования в течение всей жизни. В этом случае оценка здоровьесберегающей деятельности при аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений будет представлять собой процесс установления как соответствия
реальной деятельности образовательного учреждения или преподавателя, так и самого учащегося (домашнее рабочее место) стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовании, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Вместе с тем, в условиях модернизации и информатизации образования необходимо все большее внимание уделять формированию опыта самостоятельной деятельности учащихся, что позволит им работать с информацией, находить ее, самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, т.е. формировать навыки обучения в течение всей жизни. Привитие навыков такой деятельности возможно, в том числе, и в рамках одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания - внеклассной работы. Это позволит расширить знания, полученные на уроке, позволит приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приблизит обучение и воспитание к жизни. В части здоровьесбережения это может быть в виде формирования определенной культуры здоровьесбережения.
Данная культура, как и принципы здорового образа жизни, не могут быть сформированы на пустом месте, исходя из жизненного опыта самого учащегося, а должны быть сформированы по действенным и грамотным руководством преподавателя. В отличие от родителей преподаватель должен иметь специальную подготовку в вопросах сохранения и развития здоровья учащихся, а сама образовательная деятельность вестись в рамках образовательного учреждения, соответствующего принципам сохранения и развития здоровья учащихся. Тем более, что в стандартах третьего поколения здоровьесберегающие принципы образования уже интегрированы в структуру и содержания образования.
Литература:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%Dl%8B%Dl%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA% D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D 1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80
2. http://www.osp.ru/cw/1997/47/25824/
3. http://www.iis.ru/library/sip/
4. http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=2844
5. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/62de2a87338ed8abc32568ff0024048d
6. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outtul!uh$lxyiu
7. http://mon. gov.ru/ruk/ministr/dok/5237/
8. www.iiorao.ru
9. http ://mon. gov. ru/ruk/ministr/dok/1710/
10. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7.- № 2. - С. 21-27.
11. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, 1995. - 32 с.
12. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 128 с.
13. Трегубова Т.М. Педагогическая диагностика процесса социального становления студентов ССУЗ. Методические рекомендации / Трегубова Т.М., Токар В.М., Гут А.В. - Казань, 1999. - 76 с.
14. http://www.ruscenter.ru/251.html
15. http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/570/
16. http ://zdd. 1 september.ru/2005/19/7. htm
17. Харисов Ф.Ф, Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях гуманизации образования //Народное образование. - - 2007. №5. - С.45-49.
18. Алишев Н.В. К вопросу работоспособности учащихся средних ПТУ. Л, 1978. - С.7.
19. Антропова М.В., Бородкина Г. и др. Инновации, учебная нагрузка и здоровье учащихся//Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С.172-174.
20. Касторнова В.А.. Организация информационного рабочего места как одной из составляющих информационной среды учебного заведения. http ://www. omsk. edu/article/vestnik-omgpu-85.pdf
21. http://www. gks.ru/
22. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/4414.html?no_cache=1&cHash=16ffa4559b
23. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. Госкомсанэпиднадзор России. Москва, 2003.
24. http://www. gks.ru/
25. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9271.html?no_cache=1&cHash=cd97b4a232
26. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3329.html?no_cache=1&cHash=fc7bf4b60b
27. http://www.ito.Su/1997/B/B03.html
28. http://mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/5188/
29. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3366.html?no_cache=1&cHash=318a374cc7
30. Алишев Н.В. К вопросу работоспособности учащихся средних ПТУ. Л, 1978. - С.7.
31. Антропова М.В., Бородкина Г. и др. Инновации, учебная нагрузка и здоровье учащихся//Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С.172-174.
32. http://www.rg.ru/2008/08/27/shojgu.html
33 Здоровые дети России в XXI веке /Под ред. акад. РАМН А. А. Баранова, проф. В. Р. Кучмы . - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, -2000. - 159 с.
34 Колбанов, В. В. Школьная валеология как новая область научных знаний // Валеология . - Владивосток, 1995. - Вып.2. - С. 5-11.
35. http ://edu. rin.ru/html/775. html
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
А.М. Газиева, соискатель кафедры общей и педагогической психологии Дагестанского государственного педагогического университета
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, допрофессиональная подготовка
Готовность к профессиональному самоопределению учащихся педагогических классов будет продуктивно развиваться только в том случае, если будет начинаться на этапе допрофессиональной подготовки, в период обучения в школе, в процессе профориентационной работы. Организация педагогических классов направлена на педагогическое развитие школьной обучающейся молодежи, избравшей профессию учителя.
Многие исследователи обращают внимание на то, что по своей значимости допрофессиональная подготовка будущего учителя не уступает вузовскому периоду, оба они в равной степени важны для формирования и самоопределения личности будущего учителя, становления и формирования его профессиональной культуры ([1], [2], [3] и др.).