Научная статья на тему 'Представление родителей о символическом будущем детей'

Представление родителей о символическом будущем детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1109
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ. ВЫВОД СТАТЬИ СВОДИТСЯ К ТОМУ / ЧТО ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ПРОТИВОРЕЧИВО / И ЭТИ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАСАЮТСЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРИЕНТАЦИИ НА КАРЬЕРУ / ПРОФЕССИЮ / СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свешникова О. С.

На основании интервью со студентами Саратовского технического университета автор материала анализирует отношение молодежи к людям пожилого возраста. Рассматриваются оценки бедности пенсионеров как следствия их социального статуса, отсутствия государственной заботы о пожилых людях, а также особого поведения пенсионеров, вырабатывающего у молодежи стереотипы отношения к ним как к людям «второго сор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление родителей о символическом будущем детей»

О.С. Свешникова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СИМВОЛИЧЕСКОМ будущем детей

СВЕШНИКОВА Ольга Сергеевна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социологии Омского государственного университета им.

Ф.М. Достоевского,). E-mail: avtor-07@yandex.ru

На основании интервью со студентами Саратовского технического университета автор материала анализирует отношение молодежи к людям пожилого возраста. Рассматриваются оценки бедности пенсионеров как следствия их социального статуса, отсутствия государственной заботы о пожилых людях, а также особого поведения пенсионеров, вырабатывающего у молодежи стереотипы отношения к ним как к людям «второго сор».

Ключевые слова: конфликт поколений, бедность, социальный статус, пожилые люди. Вывод статьи сводится к тому, что поведение родителей по подготовке детей к будущей жизни противоречиво, и эти противоречия касаются образования, ориентации на карьеру, профессию, семейную жизнь.

Наиболее очевидным поводом для создания проектов будущего являются дети. Появление детей лишает возможности не думать о завтрашнем дне. Фиксируемый социологическими исследованиями презентизм (стремление жить сегодняшним днем) для родителей невозможен. Судьба любимого чада беспокоит (в той или иной степени) каждого человека, стремление предопределить благоприятное будущее ребенка заставляет совершать определенные шаги в его воспитании. На первый взгляд, кажется, что изучение представлений о будущем детей более чем благодатная тема: задумывается об этом любой родитель - значит, есть что исследовать, будущее детей -это и наше будущее, актуальность очевидна.

В реальности изучение представлений родителей о будущем связано с рядом трудностей. Во-первых, эти представления существуют имплицитно. Самими родителями они в большинстве своем плохо осознаны и еще хуже артикулированы. Обнаружить в речи родителей планы относительно детского будущего довольно сложно,

более того, даже при актуализации этой проблематики, высказывания большинства родителей смутны и расплывчаты38. «Что будет через 15-20 лет, не знаю, этого никто не знает»39. Во-вторых, действия в настоящем не отражают планов на будущее. Те, кто учит ребенка английскому с года, отнюдь не планирует регулярное общение ребенка на этом языке в будущем, а руководствуется принципом «иняз - это однозначно хорошо»40. То есть настоящее будущим определяется в очень слабой степени. Действия родителей в настоящем скорее ситуативны, чем стратегически обусловлены. Реконструировать планы на будущее, исходя из действий в настоящем, оказывается невозможным. В-третьих, практики родительства, если использовать терминологию П. Бурдье, в современном российском обществе не являются частью габитуса. Представление о будущем детей не зависит также от образования, дохода, профессиональной принадлежности, культурного уровня родителя. Более того, даже степень осознанности планов на будущее не определяется ни одной из этих или других социально-демографических характеристик.

Эти обстоятельства существенным образом определяют специфику исследования. Речь пойдет не о том, как родители задают определенный образ будущего своими действиями, а о том, как они себе его представляют, т.е. о символическом, а не реальном будущем детей.

Исследовательская позиция

Прежде чем перейти к характеристике объекта, важно обозначить собственную исследовательскую позицию. Как мама двоих детей я в течение почти шести лет включена в разного рода родительские сообщества, как социолог я постоянно рефлексирую по этому поводу. Таким образом, основным методом исследования является включенное наблюдение.

В течение полугода производился целенаправленный сбор материал по теме представлений родителей о будущем детей в различных сообществах. Были прочитаны сотни записей (post) и комментариев к ним в различных блогах - форумы на сайтах SibMama41, Littleone42, Православие и мир43, статьи и комментарии к ним на сайте

38 Исключение представляют те, кого мы будем условно называть родитель-менеджер.

39 http://community.livejournal.com/child_psy/142322.html

40 http://community.livejournal.com/deti_v_semje/579593.html

41 http://sibmama.ru

Домашнее обучение44, блоги в Живом Журнале45. Последний стал основным объектом моего внимания, поскольку это самый популярный в России блог-сервис без ограничения длины текста, и здесь в виде сообществ (community) и личных дневников происходит активное обсуждение проблем воспитания и развития детей.

Основным объектом изучения в виртуальном пространстве стали родители детей дошкольного («садовского») и младшего школьного возраста. Именно они, с одной стороны, включены в родительские сообщества, а с другой, рассуждают о будущем и настоящем детей. Необходимо отметить, что это преимущественно, но не исключительно, женщины. Тем не менее я считаю, что, анализируя высказывания в виртуальных сообществах, нужно говорить именно о позиции родителей, а не исключительно мам. Во-первых, зачастую мнение, высказываемое женщиной, содержит в том числе пересказанное мнение ее мужа, во-вторых, в сообществах, посвященных психологии и обучении детей активное участие в обсуждениях принимают и папы. Учитывая детородный возраст, существующий в нашем обществе, и наличие взрослых детей у некоторых пользователей, можно предполагать, что участники виртуальных сообществ - люди 20-40 лет. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», 42% этой группы интернет-пользователей имеют высшее образование и 39% - средне-специальное; 14% проживают в Москве, 18% - в городах с населением более 1 млн. человек, 20% - в столицах республик и районных центрах с населением менее 1 млн. человек46. Учитывая использование региональных (сибирского SibMama и питерского Littleone) родительских сайтов, можно утверждать, что перевес в сторону городов-«миллионеров» будет еще большим.

Изучение реальных сообществ проводилось (помимо включенного наблюдения) путем проведения бесед о будущем наших детей. Сама я живу в Омске (городе с населением более миллиона человек на юге Западной Сибири) и общаюсь преимущественно с родителями из других «регионов» - Новосибирска, Санкт-Петербурга, Сургута. Объект моего изучения - Россия за пределами Москвы, о ситуации в столице я знаю преимущественно из виртуальных сообществ.

42 http://www.littleone.ru

43 http://pravmir.ru

44 http://www.school4you.ru

45 http://livejournal.com

46 Фонд «Общественное мнение». МегаОпрос Георейтинг. Июнь 2009. 68 субъектов РФ. Общий объем выборки 34000 человек

Таким образом, объектом моего изучения являются родители дошкольников и младших школьников, проживающие в крупных российских городах, имеющие высшее или среднее специальное образование и включенные в светские или приходские сообщества.

Образование

Образование является той сферой, в которой четче всего артикулируются представления о будущем. Именно здесь ярко проявляется страх перед будущим. Он связан, как правило, с необходимостью перехода ребенком на новую образовательную ступень (детсад, школу, вуз). «Если честно, я боюсь школы... Это же... Целая новая эпоха для нас...» - запись в блоге под фотографиями празднования шестилетия дочери и характерный комментарий к ней - «к сожалению, правильно боитесь»47.

Четких представлений о будущем ребенка в сознании современных родителей не много. Самое распространенное - ребенок должен получить высшее образование. Мама ребенка, которому нет и года, рассуждая о том, какую школу выбирать, пишет «мест бюджетных все меньше с каждым годом и, кстати, вообще наборы в вузы сократили. Вот. Так я за продвинутые школы»48. По данным Левада-центра, 65% россиян планируют дать своим детям (внукам) высшее и послевузовское образование49. Если принять во внимание, что объект нашего изучения - жители крупных городов с высшим или средне-специальным образованием, то этот процент будет куда выше.

Поскольку объект нашего изучения - родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, вузы представляют собой отдаленное будущее, а школа -ближайшее будущее или настоящее. Тема школьного образования очень волнует российских родителей. В блогах, форумах, на детских площадках и дружеских посиделках обсуждаются вопросы о том, в какую школу отдать ребенка, когда начинать учить иностранный язык, и т.д. Но куда более популярная тема для беседы об образовании ребенка - «Наша школа - это все-таки нечто»50. Если попытаться

47 http://redbeter.livejoumal.com/75551.html?thread=134431

48 http://fomm.sibmama.m/viewtopic.php?t=2157&postdays=0&postorder=asc&start=30

49 Общественное мнение - 2008. М.: Левада-Центр, 2008. С. 58.

50 http://a-k-e-l-a.livejournal.com/720670.html

систематизировать представление родителей о школе, то можно выделить несколько тем, которые наиболее интенсивно обсуждаются и создают негативный образ школы.

1. Странности учебников и образовательных программ в целом. Содержание некоторых учебников по различным дисциплинам критикуется с точки зрения навыков, которые они вырабатывают51, и просто вызывает удивление родителей. «Сегодня ребенок должен был решить пример: сравни и поставь соответствующий знак между

85 кг и 85 км»52.

Нелепость текстов учебников дополняется и усиливается откровенно некомпетентными высказываниями учителей - «На уроке истории сказали, что Землю создал Иисус Христос»53.

Современные образовательные программы для начальной школы непонятны ни родителям, ни детям. В ответ на просьбу ребенка помочь сделать домашнее задание родителям приходится выдумывать какой-то ответ, потому что поиск его, согласно логике учебника, противоречит их собственному образованию. «У Занкова такие (задания - О.С.) пачками, чуть не на каждой странице. Ребенок в недоумении, родители в растерянности, потому что даже подсказать не могут. Видимо, у нас уже взгляд настолько зашоренный, что мы способны решать только стандартные задачки»54.

2. Неадекватные требования. Кроме содержания заданий, родителей удивляет и их количество, а также «своевременность». Например, первокласснику в первый же учебный день дали задание: «1) заполнить одну страницу прописи; 2) работа с двумя картинками; 3) задание, связанное с классификацией предметов; 4) раскрашивание; 5) прочитать стихотворение и перепечатать (т.е. написать его [печатными буквами] в отдельную тетрадь в клеточку). А я-то полагала, что ребенок, идущий в школу, совсем не обязан уметь писать и читать!!!»55.

Требования, которые кажутся родителям неадекватными, предъявляются как отдельными учителями, так и школой в целом. Второклашкам в обязательно порядке

51 Критика учебника английского языка с точки зрения корректности употребления глагольных форм - http://www.forum.littleone.ru/showpost.php?p=30213926&postcount=500

52 http://mns-ionovy.livejournal.com/110950.html

53 http://mns-ionovy.livejournal.com/110950.html

54 http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?p=7531435#7531435

55 http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?p=6477520#6477520. Далее на этой же странице другие рассказы о завышенных требованиях к первоклашкам.

предписывается посещение платного занятия по выбору «либо экономика, либо японский язык и культура (у нас 4 обязательных дополнительных предмета, два с прошлого года - психология и занимательный русский)»56.

Родители оказываются в ситуации, когда не выполнять требования нельзя, а понять их целесообразность невозможно.

3. Непедагогичное поведение учителей (как вариант воспитателей в детском саду). Рассказов о том, как учителя издеваются над детьми не просто много, а очень много57. Как непедагогичное поведение описываются различные случаи - от повышения голоса на детей58 и завышенных требований59 до рукоприкладства60 и доведения до суицида61.

4. Материальные поборы. Сначала приведу цифры. По данным ВЦИОМ, 98% родителей сдают деньги на нужды школы. «Чаще всего деньги собирают на ремонт -38%, учебно-методические материалы - 32%, подарки учителям - 31%, приобретение оборудования - 21%, дополнительные занятия по основным предметам - 15%"62.

56 http://www.forum.littleone.ru/showpost.php?p=30229929&postcount=515

57 Несколько десятков историй о непедагогичном поведении можно прочитать в сообществе "Психология ребенка от А до Я" -http://commumty.NvejoumaLcom/psy_baby/tag/воспитатель/учитель

58 Тема "Крик и топанье ногами вашим детям гарантированы!" Шокирующее

признание учительницы на форуме LittleOne -

http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2234976

59 "А у нас сегодня была истерика у сына. Первый раз. Так убивался. Вчера сделал домашнюю работу по письму... Учительница не сделав ни одной пометки по тексту домашней, зачеркнула СТР.10 и написала С.10 и поставила 4" -http://www.forum.littleone.ru/showpost.php?p=30210244&postcount=494

60 Тема "Куда звонить? Учитель беспредельничает" на форуме LittleOne -http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2271823

61 "Когда брат учился в 6 или 7 классе (не помню точно), в параллельном классе застрелился мальчик, Шек Андрей, который учился хорошо, но по одному предмету (кажется, русский язык) не тянул, учительница его оскорбляла всячески на глазах у детей, хотя он постоянно занимался с ней дополнительно ЗА ДЕНЬГИ. После того, как она обозвала его тупицей, до которого нет дела даже родителям, он пришел домой и застрелился из ружья, оставил записку, где все подробно описал... Дети в классе потом все это подтвердили" -http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=2157&postdays=0&postorder=asc&start=45

62 http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12501 .html?no_cache=1&cHash=40263cadce. См. так же ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1301. Первое сентября. Расходы россиян на школу продолжают расти. 28.08.2009. Доступ через http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12352.html?no_cache=1&cHash=fc9ef6ddc7, Траты к новому учебному

Родителями сам факт сбора денег уже почти не обсуждается, их сдают все. Если речь и заходит, то о суммах или о методах сбора. «"Заслуженная учительница" постоянно тянет деньги с родителей. То одно, то другое. По 2000р. в месяц они постоянно сдают. Недавно она заявила, что в классе ну просто необходимы пластиковые окна. Часть родителей с этим не согласилась (тем более что 3 класс -через полтора года в другой кабинет переходят). Так эта учительница на уроке велела встать тем, чьи родители так и не заплатили за окна, и 20-30 минут занималась тем, что просто утюжила им мозги, пока дети униженно стояли перед всем классом. Вечером ребенок устроил дикую истерику родителям, мол, сдайте деньги, пожалуйста»63.

Кроме того, выбор школы для первоклассника предполагает подготовку к поступлению в школу, которая начинается сейчас с пяти лет, и значительные организационные и материальные затраты64.

Все это невероятно снизило авторитет школы в глазах родителей65. Очень популярны рассуждения о том, что успешная учеба не является гарантом успешной карьеры. Почти каждый может найти в своем жизненном опыте примеры того, как школьные оболтусы стали уважаемыми и преуспевающими людьми. «Не важно, как ребенок учится в школе, это вообще не показатель»66.

Под образованием родители все меньше понимают процесс получения знаний. «На мой взгляд, фатальная ошибка и дошкольного и школьного образования - упор на обучение ребенка»67.Современного ребенка стремятся не обучать, а развивать, т.е вырабатывать в нем определенные качества, например, лидерские68. Развитие ребенка мыслится в основном без насилия над личностью - «нравится ли самому

году// Доминанты. № 37. 17.09.2009. С. 40-42. Доступ через

http://bd.fom.ru/pdf/d37traty.pdf

63 http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=4589&postdays=0&postorder=asc&start=15

64 Подробнее о дошкольной подготовке см. Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д. Предшкольный синдром // Платное образование. - 2007. - № 9. - С. 4043.

65 Есть бесспорно и случаи серьезного отношения родителей к школе (по крайней

мере начальной), но они представляют скорее исключение. См., например, очень позитивное обсуждение школы в теме "Давайте делиться ПЕРВОКЛАССНЫМИ радостями/победами/проблемами" на форуме Littleone -

http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=1690409

66 Беседа с родителями в детском саду (запись от 22.09.2009).

67 http://community.livejournal.com/deti_v_semje/71424.html

68 Рассуждения мамы 10-месячнго ребенка о развитии его лидерских качеств -http://community.livejournal.com/deti_v_semje/180468.html

ребенку и есть ли результаты», «ребенок пусть занимается до того момента, пока ему нравится. Разонравилось - пусть уходит из секции/кружка», «моё дело предложить»69.

Карьера

Потеряв уважение к школе, родители тем не менее планируют, что их дети получат высшее образование и сделают карьеру. При этом главную ценность в высшем образовании представляют не знания, а диплом. Именно он воспринимается как необходимая стартовая позиция для успешного трудоустройства. В ходе опроса, проведенного ВЦИОМ, самым популярным ответом на вопрос «В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем им это нужно?» уже несколько лет остается вариант «Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу» (33% опрошенных, а в возрастных группах, находящихся в центре нашего внимания, до 36%)70.

Анализируя представления родителей о будущей карьере детей необходимо отметить два момента. Во-первых, современные светские родители не делают гендерных различий в карьерных планах. То есть пол ребенка не определяет представления о том, как должна сложиться социальная карьера. И девочки, и мальчики должны получить высшее образование и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Это по-своему парадоксально, потому что отличия в воспитании, бесспорно, есть: от голубой и розовой одежды до «мальчики не плачут».

Контрастно видна эта особенность символического будущего в сравнении с православной субкультурой. В представлении воцерковленных главная карьера женщины - это семья. «Ребенка пристраивать в соответствующие учебные заведения, а девчонок - замуж побыстрее за православных парней»71. Некоторыми

69 http://community.livejournal.com/psy_baby/1478031.html . Там же обсуждение на тему можно ли и нужно ли принуждать ребенка чем-нибудь заниматься музыкой, спортом и т.д..

70 ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1415. 22.01.2010. Доступ через

http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-

arkhiv/item/single/13090.html?no_cache=1&cHash=8632788bc0

71 http://forum.pravmir.ru/showpost.php?p=6774&postcount=2

священниками, а вслед за ними и паствой, позиция относительно недопустимости какой-либо карьеры женщины вне семьи выказывается довольно категорично72.

Во-вторых, основой для представлений о профессиональной карьере ребенка зачастую выступает собственная профессиональная принадлежность. Родители, рассуждая о будущей профессии ребенка, говорят только о том, хотели бы они или нет, чтобы он унаследовал их специальность. «Конечно хочется, чтобы хоть кто-то из детей стал археологом. Опыт передать и книг столько накоплено. Кому-то это должно быть полезным»73. Более распространенный вариант - «любая специальность, только не моя». Длинные обоснования подводятся под идею, что наследование профессии - это плохо74. Рассуждая о наследовании профессии, родители никак не соотносят ее с полом ребенка.

Семья

Две важные линии будущего детей, как мне представлялось в начале исследования, - их образование и семейная жизнь. Последняя, как оказалось, большой ценности с точки зрения современных светских родителей не имеет. Не обсуждаются вопросы о том, как подготовить ребенка к семейной жизни (а для неполных семей актуальность этой проблемы очевидна), нет рассуждений о том, какой я буду бабушкой (свекровью, тещей). Характерно, что мамы, имеющие взрослых детей, обсуждая проблемы взаимоотношения с бабушками по поводу младших, на себя эту роль не примеряют. Мои рассуждения в присутствии других родителей о том, что я буду ужасной свекровью, неизменно вызывали реакцию в духе «Зачем ты так далеко задумываешься?». Зато популярностью пользуются рассуждения на тему «сомневаюсь, что у меня хватит терпения выносить кого-то рядом со своим ребёнком»75.

Взросление детей связывается не с созданием ими собственной семьи, а с самостоятельным жизнеобеспечением (отдельно жить и зарабатывать). «Дети должны

72 См., например, Назначение женщины - быть помощницей. Беседа с протоиереем Николаем Агафоновым// Славянка. Женский православный журнал. - 2009. Август - сентябрь. - С. 58-63.

73 Интервью с к.и.н. от 1.09.2009.

74 Большая дискуссия на тему наследования профессии-.http://community.livejournal.com/psy_baby/1479586.html.

75 http://community.livejournal.com/psy_baby/1454754.html

вырастать и уходить от родителей сами - и сами зарабатывать себе на жизнь и жилье»76.

Дети и отцы

Очевидные изменения, происходящие в обществе, не переносятся большинством родителей в сферу воспитания. Собственный опыт воспринимается как актуальный для детей: «Вспомните себя 15 лет назад и сейчас и сопоставьте - будет примерно такая же разница с вами сегодняшней и через 15, с выросшим дитем»77. Интересно при этом, что опыт собственных родителей как актуальный не воспринимается и в целом отношения со своими родителями не считаются образцом для отношения к себе повзрослевших детей78. «Буду лучшим родителем своим детям, чем мои родители для меня - уверена»79. В значительной мере отношения ребенка с родителями в будущем связывается с авторитетом и взаимопониманием. Проблема низкого родительского авторитета заботит многих80, но рассматривается как частная, а не общая.

Вопрос о возможном изменении взаимоотношения «родитель-ребенок» поднимается только в связи с перспективой введения ювенальной юстиции. Эта тема очень широко обсуждается на страницах всевозможных изданий81. Вне этого контекста предполагается, что отношения с повзрослевшими детьми никак принципиально от отношений со своими родителями не отличаются. При тщательном поиске мне удалось

76 http://community.livejournal.com/psy_baby/1454754.html

77 http://community.livejournal.com/psy_baby/1454754.html. Там же более двух десятков рассказов о том, как участники сообщества начали вести самостоятельную жизнь, которые приводятся как основа для рассуждений о самостоятельности детей.

78 В Живом Журнале существуют сообщества "Плохие родители"

(http://community.livejournal.com/plohie_roditeli/) и "Хорошие родители"

(http://community.livejournal.com/spasibo_predkam/). Первое содержит 404 записи, а второе только 55.

79 http://community.livejournal.com/child_psy/141908.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80 http://community.livejournal.com/psy_baby/1477362.html - обсуждение проблемы низкого авторитета родителей.

81 Yandex.ru на запрос "Ювенальная юстиция" в записях из блогов на 1. 02.2010 выдавал 6100 ссылок.

найти только одно высказывание о том, что современные дети не такие, какими были мы82, но и оно осталось без внимания других участников сообщества.

Беглецы

Завершая характеристику представлений о будущем, необходимо еще раз отметить, что существует значительный разрыв между действиями в настоящем и планами на будущее. Наиболее ярко его демонстрируют те, кого условно можно объединить в группу под названием «беглецы от реальности». Это родители, пытающиеся спасти детей от «страшного мира», в котором мы, по их мнению, живем. Способы защиты ребенка от вредных воздействий внешнего мира многообразны83. В их числе различные формы удаления от мира от уникального латвийского проекта «Город солнца»84 до распространенной практики обучения ребенка в православной школе85. Широко обсуждаемым и все более распространенным вариантом является отказ от посещения образовательных учреждений - домашнее обучение86. В какой-то мере сюда же можно отнести «естественное родительство»87. Защитная стратегия начинает выстраиваться иногда с довольно простых вещей, например, отказа от сахара или соли как вредных продуктов88. При этом понятно, что «окружающая среда», от которой необходимо защищаться, рисуется в самых мрачных тонах: «в классе дети лиц кавказских национальностей, плохо говорящие по-русски, дети алкоголиков, дети

82 "Имейте в виду, что сейчас растет другое поколение и дети совсем другие. Это мы уважали взрослых и в основном слушались. А эти прямо говорят - а почему я должен это делать? а я не хочу!" http://community.livejournal.com/psy_baby/1477362.html

83 Описание экстремального случая воспитания ребенка в секте -http://chedidaan.livejoumal.com/?skip=40&tag=%D1 %81 %D0%B5%D0%BA%D1 %82 %D0%B0

84 http://nata-sonata.livejournal.com/23028.html - рассказ о городе солнца, многократно процитированный в различных блогах. http://ochag7.narod.ru/351.htm - рассказ об особенностях внутреннего распорядка.

85 Монастырская школа в Дивеево// Славянка. Женский православный журнал. 2009. Август-сентябрь. С. 70-77. Обсуждение преимуществ православных школ см. на форуме "ПравМир" - http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=747

86 Домашнее обучение представлено в Интернете довольно широко. Существует специальный сайт "Домашнее образование", темы, посвященные этой проблеме на каждом родительском форуме - "Семейное обучение и экстернат" -http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=4449&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight= "Семейное обучение" - http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=86893

87 Естественному родительству посвящено специальное сообщество в ЖЖ -deti_v_semje.

88 http://community.livejournal.com/deti_v_semje/593627.html?style=mine — запись и обсуждение на тему "спасу ребенка от сладкого"

рабочих. Когда увидела ее одноклассников и одноклассниц, дар речи потеряла: пьют, курят, красят волосы даже мальчики, матерятся, интересы дальше погулять - попить пиво не простираются, один в классе мальчик-гей, учиться никто не хочет, никому не интересно»89.

Вопрос о том, как ребенку, которого тщательно берегли от общества, в будущем научиться в нем жить, очень сложный. Но перед родителями, «убежавшими от реальности», он не стоит, точнее, они предпочитают им не задаваться. В сообществе, посвященном естественному родительству, был проведен опрос как понимают члены сообщества принципы этого самого ЕР. В результате оказалось, что на вопрос «Какое образование предпочтительно? Нужна ли школа?» 23% родителей ответили, что «не углублялись в эту тему или не считают важной»90. Тем не менее в перспективе будущее повзрослевших детей мыслится как вполне успешное существование в обществе. Очень интересна в этом плане позиция ярой сторонницы домашнего образования Натальи Геды, которая выступает против государственной системы образования, но очень переживает по поводу необходимости сдавать Единый государственный экзамен. «ЕГЭ нужно, чтобы получить возможность работать в актуальной государственной системе... Деньги-то нужны - значит, ребенку нужно обеспечить возможность заработать себе на жизнь»91.

Сообщества и планы

Сообщества влияют на представления о будущем ребенка, но не определяют их. Каждый родитель оказывается включенным в достаточно большое количество сообществ, из которых только одно или два оценивает для себя как референтные группы, т.е. мнение других участников этих сообществ воспринимается как значимое. Но и в рамках этих сообществ общие представления о будущем не вырабатываются.

В целом, выделенные тенденции следует считать тревожным сигналом развития нашего общества. Отсутствие взаимосвязи проектов будущего с социальным положением демонстрирует дезориентацию современных российских родителей в социальном пространстве. Размытые представления о будущем в значительной мере связаны с тем, что россияне среднего возраста (как я думаю, и других возрастных

89 http://forum.pravmir.ru/showpost.php?p=6881&postcount=11

90 http://community.livejournal.com/deti_v_semje/616070.html Здесь же можно ознакомиться с другими интересными результатами опроса.

91 http://www.school4you.ru/club/article82/page/2/#comments

групп) не имеют устойчивых представлений о том, каким образом происходит перемещение людей из одних социальных слоев в другие, как делается социальная карьера в современном российском обществе. В значительной мере именно утратой твердых ориентиров в настоящем можно объяснить широко распространенную апелляцию к собственному детскому опыту. Дело, видимо, все-таки не в том, что люди не замечают перемен, а в том, что больше ориентироваться не на что.

Литература:

1. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 108-113.

2. Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д. Предшкольный синдром // Платное образование. - 2007. - № 9. - С. 40-43.

3. Назначение женщины - быть помощницей. Беседа с протоиереем Николаем Агафоновым// Славянка. Женский православный журнал. - 2009. Август - сентябрь. -С. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.