Научная статья на тему 'Спрос на образование в России и теория человеческого капитала'

Спрос на образование в России и теория человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спрос на образование в России и теория человеческого капитала»

11. Ошеров А. Жизнь по-черному, или какая судьба ждет жителей ветхих домов? // Новые Костромские ведомости. - 2006. - N° 38.

12. ТатарчукЗ. Областная администрация разработала программу, призванную сделать жилье доступным к 2010 году // Средний класс. - 2006. - .№22.

13. Уханков А. Почем квадратный метр для народа? // Средний класс. - 2006. - .№36.

14. Харитонова Е. Под крышей дома своего. Как решиться на ипотеку // Средний класс. - 2006. - .№27.

15. Шатурский А. От печки. Селяне ждут, когда к новостройкам протянут коммуникации // Российская газета. - 2006. - .№265.

16. Улучшить жилищные условия смогут 73 костромские семьи // Московский комсомолец в Костроме. - 2006. - .№33.

17. http://wciom.ru/no_cache/arkhiv/ tematicheskii-arkhiv/item/single/ 3801.html?cHash=ad0ac493da&prmt= 1

18. http://kostroma.rfn.ru/region.

В.В. Матершева СПРОС НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Системные преобразования, происходящие в последние десятилетия в России, привели к существенному изменению ситуации на рынке образования. Сложившаяся к настоящему времени система образования в России предусматривает, что начальное общее и основное общее образование (1-4 и 5-9 классы соответственно) является обязательным для всех граждан России, оно получается в основном детьми в возрасте от 7 до 13 лет. После окончания 9-ти классов учащиеся делают дальнейший выбор в области образования:

- среднее (полное) общее образование (1011 классы школы);

- начальное профессиональное образование (3 года обучения после окончания 9 классов): в ПТУ ФЗУ ФЗО;

- среднее профессиональное образование (2-3 года обучения после окончания школы (11 классов)

или после получения начального профессионального образования): техникумы, медицинские, музыкальные, педагогические, художественные училища;

- высшее профессиональное образование (4-

6 лет после окончания 11 классов школы): институты, университеты, академии;

- послевузовское профессиональное образование (3-6 лет после окончания высшего профессионального учреждения) (рис. 1).

В России 11% женщин и 12% мужчин имеют высшее профессиональное образование, 21% женщин и 17% мужчин - среднее профессиональное образование, 9% женщин и 18% мужчин - начальное профессиональное образование.

Население, имеющее не более чем общее образование составляет 47% женщин и 48% мужчин. Таким образом, практически половина населения в возрасте от 15 лет в России не имеет профессионального образования.

Мужчмны.

15 леї и сырше

не имеют начального

3%

неполное высшее 2%

Женщины.

15 Лв! II сырше

неполное высшее 2%

не имеют“ -.

высшее начально го

11% 10%

/начальное \

Эф / 14% \

\ основное /

среднее

(полное)

16%

Рис. 1. Процентное соотношение различных уровней образования, полученных гражданами России в возрасте от 15 лет

(Образование в Российской Федерации. Ежегодный статистический сборник. - М., 2005. - С. 25)

35000

30000 -•

25000

20000 - -

15000

10000

5000

Число студентов. ‘000

іМ

і 68) 167) 166> О; 1

□ Высшие учебные заведения

I Учебные заведения среднего

профессионально по образования

□ Учебные заведения начального профессионально го образования

■ Школы среднего общего образования

1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Рис. 2. Численность учащихся в высших учебных заведениях

Анализ динамики численности студентов в учебных заведениях различного типа, позволяет сделать вывод, что за период с 1991 по 2003 года численность учащихся в высших учебных заведениях выросла в 2,4 раза (рис. 2). Около 30% окончивших школу не продолжают дальнейшее обучение. Причины этого могут быть следующие.

- Материальная ситуация в семье не позволяет получать детям образование (дети начинают раньше работать, чтобы обеспечивать и помогать своей семье).

- Способности детей или состояние здоровья не позволяет продолжать профессиональное образование (в том числе из-за конкурсов, существующих при поступлении в учебные заведения).

- Образование не является приоритетом для семьи, родители или другие члены семьи не считают, что получение дальнейшего образования необходимо детям.

Безусловно, показатель численности учащихся в учебных заведениях связан не только с желанием и возможностями людей получать высшее

1991 1995 1996 1997

1999 2000 2001 2002 2003

□ Платные уел у гм населению в системе образования, млрд.руб ■ Расходы на образование из средств консолидированного бюджета РФ, млрд руб

Рис. 3. Расходы домашних хозяйств на образование и расходы на образование из средств консолидированного бюджета РФ, млрд. рублей

Таблица1

Процент студентов, обучающихся на платной основе (без государственного финансирования)3

Процент студентов, обучающихся на платной основе (без государственного финансирования)3

1995/1996 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004

В высших учебных заведениях 13,1 40,9 47,6 50,9 53,9

В учебных заведениях средне-профессион. образования 12,2 32,6 35,6 37 37,9

образование, но и с числом учебных заведений данного типа образования. Число высших учебных заведений значительно увеличивалось в предыдущие годы, особенно коммерческих негосударственных.

Еще одним направлением нашего исследования является анализ расходов домашних хозяйств на образование и государственных расходов (рис. 3). Расходы домашних хозяйств в номинальном выражении возросли в 34 раза (за 1995— 2003 годы) с 2,8 млрд. рублей до 95,4 млрд. рублей. При этом рост индекса потребительских цен за тот же период составил 526%, а индекс цен в отрасли образования увеличился в 3,6-4,8 раза (для различных типов образования)1. Мы можем сделать вывод, что спрос на образование (как расходы домашних хозяйств) увеличивался в последние годы, и в особенности спрос на высшее образование.

Происходившие в последние десятилетия экономические и политические изменения в России, и, в частности, переход от командной экономики к рыночной, привели к значительным изменениям на рынке труда, и, как следствие, на рынке образования:

- в условиях командной экономики имел место значительный перекос в системе заработных плат: более высокие заработные платы были у рабочих. Специалисты с высшим образованием получали меньше, по сравнению с рабочим со средне-профессиональным образованием или общим образованием, поэтому спрос на начальное и среднее профессиональное образование был больше, чем спрос на высшее профессиональное образование. При переходе к рыночной экономике этот перекос заработных плат начал постепенно нивелироваться, оплата труда стала зависимой от отдачи работников, и поэтому заработные платы специалистов с высшим образованием стали возрастать относительно заработных плат работников без высшего образования. Таким образом, отдача от высшего образования начала возрастать, что повлекло за собой увеличение спроса на высшее и профессиональное образование;

- в условиях командной экономики рынок труда не был конкурентным: существовало распределение рабочей силы по предприятиям. В настоящее время трудоустройство зависит от индивидуальных способностей соискателей и их образования, после окончания института или университета молодые специалисты вынуждены самостоятельно искать работу. Поэтому для родителей важно, что их дети выйдут на рынок труда более подготовленными с профессиональной и психологической стороны.

Как следствие возросшего спроса на услуги образования, дополнительные учебные заведения начали открываться, в особенности коммерческие учебные заведения. В течение 19922001 годов число высших учебных заведений увеличилось вдвое - с 535 до 10062. Численность студентов, обучающихся на платной основе также начала увеличиваться, так как рост доходов родителей позволили финансировать обучение детей в коммерческих учебных заведениях (табл. 1).

Изменение отраслевой структуры - еще одна тенденция, которая существенно повлияла на рынок труда и образования в России. Спрос на рынке труда сместился в сторону специалистов научных и коммерческих специальностей: эконо-

□ % людей с высшим

профессиональным образованием

■ % людей с неполным высшим

образованием /1>6.0° о

□ % людей со средним

профессиональным образованием 13.3%

3.1%

/11.3%

У 1.7%

27.1°С

Уі.1%

21.9%

0°о 19.2%

12.7%

5.8%

1959 1970 1979 1989 1994 2002

Рис. 4. Динамика уровня образования в РФ

Таблица2

Период Расходы на образование на 1 человека в домашнем хозяйстве в год, рубли Доля в общих расходах домашнего хозяйства, % Доля в расходах домашнего хозяйства на личные услуги, %

1997 45 0,7 5,0

1998 55 0,8 5,9

1999 137 1,3 10,1

2000 137 1,0 7,2

2001 241 1,2 8,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002 383 1,5 8,4

2003 434 1,3 6,6

ТаблицаЗ

Q4 2003 % дом. хозяйств

Планируют получать образование в ближайшее время Хотели бы получить дополнительное образование, 5,4

но не могут себе позволить 30

По финансовым причинам 29

По нефинансовым причинам 1

Не хотят получать дополнительное образование 62,2

Не ответили 2,4

Таблица4

Цель сбережений дом. хозяйств, 04 2003 % дом. хозяйств

Образование (в том числе образование детей) 34,5

Покупка недвижимого имущества 32,2

Лечение 28,5

«На всякий случай» 26,7

Существенные покупки 25,5

Отдых 24,9

Получение дополнительного дохода 13

мика, право, информатика и т.д. Данное изменение сказалось на спросе на образование, увеличив его на соответствующие специальности. Поэтому предложение на рынке образования также сместилось в сторону данных специальностей. Открывающиеся учебные заведения, в особенности коммерческие, в большинстве своем предлагали обучение следующим специальностям: экономика - 50,9%, право - 43,9%, менеджмент -49,1%, информатика - 17,5%, маркетинг - 10,5%4.

В результате произошло увеличение спроса на образование и увеличение числа россиян, обучающихся в высших учебных заведениях5 (рис. 4).

В течение последних лет, расходы домашних хозяйств на образование возрастали, но при этом составляют только 1,3% от общих расходов. (Расходы домашних хозяйств на образование представлены в таблице 2.)

В то же время 30% домашних хозяйств ответили, что хотели бы получить образование, но не

могут себе этого позволить по финансовым причинам6 (табл. 3).

Для большинства домашних хозяйств финансирование образования детей является проблемой. Однако 34,5% домашних хозяйств считают, что образование детей является основной целью для их сбережений7 (табл. 4).

Если мы рассмотрим домашние хозяйства, сгруппированные по доходным группам (табл. 5)8, образование является основной целью сбережений для 47% домашних хозяйств с наименьшими доходами и для 29% домохозяйств из наибольшей доходной группы.

Таким образом, в течение последних лет значительно возрастал спрос на образование в России, в особенности спрос на высшее образование (причем это связано не только с имевшим место в последние годы демографическим бумом). Число учебных заведений, в том числе коммерческих, также увеличивалось в ответ на воз-

Таблица5

% дом. хозяйств, для которых, образование - основная цель сбережений

деление по доходным группам

10% с наименьшими доходами 1 2 3 4 10% с наибольшими доходами

47,5 40,3 30,3 34,3 31,6 29

росший спрос. Домашние хозяйства стали инвестировать в образование детей, их расходы увеличились и для большинства домашних хозяйств образование детей является основной целью сбережений.

В рамках экономической теории существует

2 фундаментальных подхода к объяснению природы спроса на образование:

- на основе теории «человеческого капитала», основанной G. Becker. В рамках данной теории, индивиды получают образование, инвестируя в этот процесс средства, время, усилия, как инвестицию в собственный человеческий капитал. Эти инвестиции определяются, как «действия, влияющие на доходы индивида (материальные и психологические) в будущем, увеличивающие его располагаемые ресурсы»9. Поэтому индивиды, осуществляющие расходы с целью увеличения уровня образования, делают это для получения доходов в будущем - отдачи от образования, ведь образование увеличивает продуктивность работника, а, следовательно, и его заработную плату. Таким образом, спрос на образование определяется будущими доходами, на которые влияет получаемое образование (отдачей от образования в будущем);

- на основе Теории Сигналов, основанной Spence10. Согласно данной теории, образование не влияет на продуктивность работника, но оно является сигналом способностей индивида на рынке труда. В действительности, работники с лучшими способностями изначально имеют и более высокую производительность, вне зависимости от полученного образования. С другой стороны более способные индивиды имеют меньшие издержки получения дополнительного образования по сравнению с менее одаренными людьми. Поэтому предприятия могут использовать информацию об уровне образования как сигнал способностей работников, и, соответственно, более одаренные работники будут получать больше образования, чтобы «подать» сигнал о своих способностях. Согласно данной теории, люди получают образование с целью получения возможности подачи таких сигналов на рынке труда.

Еще одно объяснение природы спроса на образование было дано Р. Фриманом11: спрос на образование является производным от спроса на рабочую силу на рынке труда, поэтому изменения в спросе на образование порождаются структурными изменениями в экономике страны. Эмпирический анализ таких моделей показал, что значимая часть изменений в спросе на образование объясняется изменениями в индустриальной структуре. На самом деле данная связь может быть также объяснена с позиции теории человеческого капитала: спрос на образование по различным специальностям определяется в значительной степени отдачей от данного типа образования, что зависит от отраслевой структуры экономики страны. Поэтому изменения в индустриальной структуре влияют на отдачу от образования и тем самым формируют изменения в спросе на образование.

Р. Фриман в своей статье «Спрос на образование» также отметил достаточно важный момент, который не учитывался данными теориями, и не анализировался в рамках эконометрических исследований - характеристики семьи индивида и их влияние на принятие решении о получении того или иного образования. Он объяснял важность данных факторов тем, что характеристики семьи и родителей могут изменять отдачу от образования и влиять на издержки получения образования. Тем не менее, никаких эконометрических работ в пользу данных предположений или опровергающих их не было проведено. Позже С. Лау-ер показал влияния характеристик родителей на уровень получаемого образования в Германии и Франции.

Еще один вопрос, поднимаемый экономистами в рамках теории спроса на образование: является ли процесс образования потреблением или инвестициями и в какой степени. Е. Лазеар анализировал образование, получаемое индивидами, как инвестиционное и потребительское благо. Он оценил количество образования, которое максимизирует благосостояние индивида на базе индивидуальных и семейных характеристик, отдачи от образования и издержек получения об-

Таблица6

Ответы студентов % студентов

1 Для получения возможности нахождения работы по специальности 78,8%

2 Для получения знаний и образования вообще 44,6%

3 Для получения социального статуса / из-за престижности высшего образования 44,0%

4 Для получения работы вообще (в том числе не по специальности) 56,6%

5 Для продления иждивенческого периода (для того, чтобы не начинать работать сразу после окончания школы) 17-40% в зависимости от региона

разования. Он показал, что количество получаемого в реальности образования меньше, чем оптимальный уровень. Из проведенного анализа он сделал вывод, что данная ситуация возможна в том случае, когда процесс получения образования приносит анти-полезность индивиду, например, затраты усилий и времени. Е. Лазеар также показал, что образование - это скорее инвестиционное благо, нежели потребительское. Данный анализ был проведен на базе данных NLS для США.

Мы можем сделать следующее заключение по проведенному обзору теоретических моделей, объясняющих природу спроса на образование:

- спрос на образование, как инвестиции в человеческий капитал с целью получения отдачи на вложения средств, времени и усилий в обучение - увеличения производительности труда и доходов в будущем;

- спрос на образование, как возможность сигнала о своих способностях на рынке труда с целью получения подходящей и более престижной работы;

- спрос на образование, как потребление блага - процесса обучения. Индивиды получают некоторую полезность (или анти-полезность) непосредственно в процессе образования;

- спрос на образование как результат семейных и индивидуальных характеристик, таких как социальный статус, политическая позиция и т.д.

Результаты проведенного нами экономикосоциологического исследования в университетах

3 российских городов (Москвы, Воронежа и Костромы) в 2000-2006 г. в значительной степени подтверждают данные положения.

Ответы студентов об их мотивах поступления в вузы представлены в таблице 6.

Можно сделать вывод, что большинство студентов получают высшее образование с целью получить впоследствии работу по выбранной специальности (то есть для получения отдачи от образования и гарантий в будущем). Для половины студентов высшее образование - это гаран-

тия получения работы вообще. Данный мотив действительно является существенным для России из-за складывающейся ситуации на рынке труда - существует недостаточное количество рабочих мест для молодых специалистов без опыта работы. Примерно половина всех студентов получает образование с целью расширения кругозора и получения дополнительных знаний и навыков. Еще один момент, заслуживающий внимания, - это социальный фактор. Половина респондентов отметили социальный статус и престиж высшего образования как одну из причин обучения в вузе. Примерно для трети студентов, обучение в вузе - это возможность отсрочки момента выхода на рынок труда (продления иждивенческого периода). Для юношей также важен фактор отсрочки от обязательной службы в армии.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что спрос на образование в России складывается из нескольких составляющих: это и инвестиции людей в собственный человеческий капитал, и желание иметь сигнал на рынке труда для получения работы в будущем (как по специальности, так и нет), и желание повысить свой социальный статус, и продлить период формирования личности (в последних трех случаях, образование является благом, приобретаемым домашними хозяйствами для удовлетворения определенных потребностей).

Примечания

1 Образование в Российской Федерации. Ежегодный статистический сборник. - М., 2005.

2 «Towards a knowledge-based Society». Human Development Report. Russian Federation. - M., 2004. - P 136.

3 Образование в Российской Федерации. Ежегодный статистический сборник. - М., 2005.

4 «Towards a knowledge-based Society». Human Development Report. Russian Federation. - M., 2004. - P. 136.

5 Российский ежегодный статистический сборник. - М.: ГосКомСтат, 2004.

6 Образование в Российской Федерации. Ежегодный статистический сборник. - М., 2005.

7 Там же.

8 Там же.

9 Becker Gary S. Human Capital. A theoretical

and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. - The university of Chicago press, 1983.

10 Spence M. Job Market Signaling // Q.J.E. 87 -1973. - August. - P. 355-374.

11 Freeman R.B. Demand for education // Handbook of labor economics. -1986. - Vol. I. -P 357-386.

C.№. HeKMapeB

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СТАНЦИЯМИ

Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВИЭ)

. в энергетике различных стран мира вызвано множеством причин, среди которых можно выделить следующие:

1. Обеспечение энергетической безопасности.

2. Снижение вредного воздействия традиционных электростанций на окружающую среду.

3. Завоевание мировых рынков оборудования для нетрадиционной энергетики.

4. Сохранение запасов собственных энергоресурсов.

5. Увеличение потребления сырья для неэнергетического использования углеводородов.

Все указанные причины распространяются и на Россию. Однако существует специфика, вызванная существующим состоянием экономики и общества России, накладывающая отпечаток на применение ВИЭ в энергетической отрасли.

Обеспечение энергоснабжения удаленных районов, не подключенных к сетям энергосистем. В районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири ежегодно завозится 6-8 млн. тонн жидкого топлива и 20-25 млн. тонн твердого топлива. В связи с увеличением транспортных расходов стоимость топлива удваивается и составляет, например, в республиках Тува, Алтай и на Камчатке 350 долл. за 1 т. у. т. и более. На завоз тратится более половины бюджета этих территорий. Нехватка топлива зачастую ставит под угрозу жизнь людей.

Предотвращение или снижение ограничений потребителей, подключенных сетям энергосистем. Создание конкурентной среды в энергетике. Практически ежедневные ограничения потребителей с Федерального оптового рынка энергии и мощности, производимые за неуплату или в связи с необходимостью экономии энергоресурсов, а также перерывы в энергоснабжении из-

за аварийных отключений, дезорганизуют жизнь городов и регионов, нанося им значительный ущерб. Создание собственных энергопроизводителей в этих регионах позволит избежать потерь от недоотпуска энергии и снизить потери в сетях. Особенно это актуально на тупиковых распределительных подстанциях вблизи от потребителей.

Развитие собственной промышленности, увеличение в экспорте доли машин и оборудования, создание дополнительных рабочих мест, реализация имеющегося высокого научно-технического потенциала России. Уже сейчас такие возможности есть в торговле с развивающимися странами и странами Европы по некоторым видам оборудования, среди которого малые ветроустановки до 1 кВт, малые и микрогидроэлектростанций, индивидуальные биогазовые установки.

Снижение экологической напряженности, существующей в ряде городов, в том числе зонах отдыха за счет снижения вредных выбросов от традиционных энергетических установок.

Обеспечение энергетической безопасности некоторых регионов России, в том числе: Камчатки, Чукотки, Приморья.

Основными проблемами развития нетрадиционной энергетики, и ветроэнергетики в том числе, являются:

1. Разработка ветроэнергетического кадастра.

2. Разработка технико-экономических обоснований использования ВЭС.

3. Создание научных основ преобразования и использования возобновляемых энергоресурсов.

4. Обоснование и разработка систем технических средств.

В данном исследовании решается задача разработки технико-экономического обоснования применения ветроэлектростанций в качестве источников электроснабжения удаленных потреби-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.