Научная статья на тему 'Обогащённо-образовательная модель развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии'

Обогащённо-образовательная модель развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозёрова Людмила Ивановна, Заворин В. В.

В общественном сознании начинает формироваться понимание, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам в области педагогики и психологии одаренности: к созданию новых моделей, направленных на выявление психолого-педагогических условий, механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, практической апробации и внедрению разных методов диагностики, обучения и развития одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кундозёрова Людмила Ивановна, Заворин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обогащённо-образовательная модель развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии»

УДК 371

Л. И. Кундозёрова, В. В. Заворин

ОБОГАЩЁННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ

В общественном сознании начинает формироваться понимание, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам в области педагогики и психологии одаренности: к созданию новых моделей, направленных на выявление психолого-педагогических условий, механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, практической апробации и внедрению разных методов диагностики, обучения и развития одаренных детей.

Для реализации ведущей идеи успешного развития одаренности школьников разработана концепция воспитания, обучения и развития гимназистов.

Цель концепции - создание условий для развития и формирования «самости» одаренной личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в процессе самореализации и самоопределения в учебной и профессиональной деятельности. Задачи концепции:

1. Воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

2. Расширение возможности реализации интеллектуальных и творческих талантов, явных и потенциальных задатков обучающихся в социалыю-зна-чимой деятельности.

3. Развитие самобытности и индивидуального своеобразия возможностей гимназистов в разных видах деятельности как в успешных, так и представляющих потенциал для их раскрытия.

4. Развитие одаренности обучающихся через интеграцию образовательной урочной, внеурочной деятельности и систему дополнительного образования.

Практической реализацией концепции учреждения является программа «Развитие одаренности обучающихся гимназии». Цель программы - создание условий для формирования интеллектуальной и творческой индивидуальности одаренных школьников и активной их включенности в социально-значимую деятельность. Одна из важнейших задач - подготовить выпускников гимназии к успешной реализации «самости», интеллектуаль-

ных и творческих способностей как основы нравственного становления в обществе.

Реализация концепции и программы развития обучающихся разных образовательных учреждений, в том числе и гимназии, предполагает разработку и внедрение модели, включающей систему взаимосвязанных элементов. В настоящее время существуют несколько теоретических моделей развития одаренности школьников, определяющих основные параметры, по которым строятся обучающие программы и реализуются педагогические технологии обучения одаренных детей. Перед педагогами, которые воспитывают и обучают одаренных школьников, стоит сложная задача -сохранить и развить индивидуальное, особенное и неповторимое в конкретном ученике, все то, что составляет уникальность его личности.

В педагогике известны подходы к модели развития одаренности обучающихся: «способы учебной работы как личностное образование школьников, где объединяются мотивы, потребности, эмоции и оперативные компоненты» (Ю. В. Сенько); «понимание как личностное построение знания по законам живого образа, что обуславливает необходимость рефлексивной деятельности одаренных обучающихся» (В. П. Зинченко); «возможность проявления себя, ощущения и познания своих способностей как процесс построения индивидуальной системы ценностей» (В. И. Панов) и др. [1].

Наиболее популярные модели развития одаренности детей в педагогике: специальные «элитные» образовательные учреждения (В. В. Громовой); общеобразовательные учреждения на основе дифференцированного, индивидуального и инициированного подходов (Дж. Фримен); учреждения, реализующие углубленное изучение отдельных областей науки в процессе учебной и внеучебной деятельности (Е. И. Щебланова) и в условиях дополнительного образования (Е. А. Ямбург); а также учреждения, организующие процесс обучения на основе модели свободного развития интеллектуально и творчески одаренных школьников (Р. Штейнер) [2; 3; 4; 5].

Изучение и обобщение опыта значительного количества образовательных учреждений разного типа позволило разработать обогащено - содержательную модель развития одаренности обучающихся, интегрирующую образовательную урочную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.

Разработка обогащенно - содержательной модели развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии основывалась на гармоничном отношении «образовательная система - одаренный ребенок» (А. В. Кулемзина), при этом акценты были расставлены: с одаренности ребенка на его личность; с проблем взрослых по поводу одаренности на самих одаренных школьников; с процесса целенаправленного развития психолого-типологических качеств на процесс психолого-педагогичес-

кого сопровождения, создания условий для естественного роста и развития одаренного ребенка, а внутри него - и его одаренности [6].

Под обогащений — содерэюателъной моделью авторы понимают создание разносторонней насыщенной среды обучения, воспитания и развития. Она включает содержание и формы организации обучения и воспитания школьников на основе уплотнения, интеграции, индивидуализации, дифференциации и интериоризации содержания образования в урочное и внеурочное время, систему дополнительного гимназического и негимназического образования, реализующие современные образовательные технологии, инновационные программы и элективные курсы.

Цель обогащенно - содержательной модели развития одаренности обучающихся—создание организационно-педагогических условий для развития одаренности обучающихся разных групп и возрастных категорий, успешное их самоопределение в обществе. В соответствии с целью сформулированы задачи, которые необходимо решать в процессе развития одаренности обучающихся разных возрастных категорий в условиях многопрофильной гимназии (табл. 1).

Таблица 1

Задачи развития одаренности обучающихся разных возрастных групп в условиях многопрофильной гимназии

1 2

Начальная школа - расширять знаниевый запас по предметам, способствовать раннему изучению иностранного языка, развивать продуктивные приемы и навыки учебной работы; - развивать любопытство и формировать желание учиться, включаясь в разные виды деятельности; - азвивать воображение, креативность, познавательные, эмоциональноволевые, нравственные и эстетические качества личности и способности; - воспитывать стремление к групповой и коллективной деятельности; - формировать активную направленность на создание интеллектуального и/или творческого продукта в сфере своей одаренности

Основная школа - развивать высокие интеллектуальные способности и содействовать овладению элементами теоретического мышления, информационными навыками в разных областях и стремлением к систематизации; - развивать активную ненасыщенную познавательную потребность и желание реализовывать себя в разных видах деятельности; - развивать стремление к творческой деятельности, наличию собственных идей и умению их реализовывать, внутреннюю самоуверенность и волю к достижению поставленной цели; - формировать чувство удовлетворенности взаимоотношениями с субъектами окружающей среды; - способствовать активному проявлению себя в разных направлениях деятельности

Окончание таблицы

1 2

Средняя школа - развивать высокие интеллектуальные способности и содействовать овладению элементами теоретического мышления, информационными навыками в разных областях и стремлением к систематизации; - развивать активную ненасыщенную познавательную потребность и желание реализовывать себя в разных видах деятельности; - развивать стремление к творческой деятельности, наличию собственных идей и умению их реализовывать, внутреннюю самоуверенность и волю к достижению поставленной цели; - формировать чувство удовлетворенности взаимоотношениями с субъектами окружающей среды; - способствовать активному проявлению себя в разных направлениях деятельности

В основу обогащенно - содержательной модели развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии положены принципы гуманистической педагогики, которые выделены в рабочей концепции одаренности Д. Б. Богоявленской:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип учета возрастных возможностей (природосообразности);

- принцип культуросообразности;

- принцип гуманизма и эмоциональной открытости;

- принцип ориентации на позитивное сотрудничество одаренных школьников со сверстниками и взрослыми;

- принцип активности и самостоятельности (субъектности);

- принцип образовательной потребности;

- принцип деятельностного подхода;

- принцип креативности;

- принцип рефлексивности.

В обогащенно - содержательной модели реализуются следующие функции: диагностическая; обучающая; стимулирующая; воспитывающая; развивающая; аналитико-корректирующая.

Все эти функции находятся в тесной интеграции друг с другом и их невозможно представить ни параллельно существующими, ни следующими друг за другом. Вышеперечисленные элементы представлены в обогащено -содержательной модели развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии.

Содержание обучения, воспитания школьников, направленное на развитие их одаренности реализуется на всех ступенях обучения в гимназии с применением современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии (Э. М. Казин, Л. А. Никитина, Б. Н. Никитин); информационно - коммуникационные технологии (В. Полат); проектная

деятельность (М. М. Поташник); использование исследовательского метода в обучении (Л. В. Занков); технология индивидуализации и дифференциации обучения (И. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков). При этом, в начальной школе приоритетными являются развивающее обучение (Л. В. Занков) и технология игрового обучения (Б. Н. Никитин). В основной и средней школах: проблемное обучение (ИЛ. Лернер, М. А. Матюшкин, М. И. Мах-мутов, В. Оконь, Ч. Куписевич); разноуровневое обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин); лекционно-семинарско-зачетная система обучения (П. П. Блонский, В. А. Сластенин); технология модульного и блочномодульного обучения (Ч. Куписевич); технология развития «критического мышления» и творческих способностей (М. А. Матюшкин, А. В. Хуторской); технология коллективного способа обучения (В. К. Дьяченко); технология встречных усилий (Н. П. Капустин); технология обучения в сотрудничестве (Ш. А. Амонашвили, И. С. Якиманская); технология «Попс-фор-мула» (Д. Маккойд-Мэйсон); система инновационной оценки «портфолио» (С. В. Кульневич, Н. Е. Щуркова).

С учетом новообразований возрастного развития личности школьников разработаны и реализуются инновационные образовательные программы и элективные курсы на основе обогащения, уплотнения, интеграции, индивидуализации, дифференциации и интериоризации содержания образования в урочное время, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Реализация инновационных образовательных программ и элективных курсов

1 2

Начальная школа Согласно государственного образовательного стандарта реализуются следующие программы по предметам общеобразовательного цикла: 1. Программа по русскому языку (1-4 классы) по системеЛ. В. Занкова. 2. Программа по литературному чтению (1-4 классы) по системе Л. В. Занкова. 3. Программа по математике (1-4 классы) по системе Л. В. Занкова. 4. Программа курса обучения по английскому языку «Enjoy English»(2-4 классы). 5. Программа по интегрированному курсу «Мы и окружающий мир» (1-4 классы) по системе Л. В. Занкова 6. Музыка 1-8 классы по системе Д. Б. Кабалевского. 7. Изобразительное искусство и художественный труд (1-4 классы) по системе Б. М. Неменского. 8. Программно-методический комплекс по информатике (2-4 классов) по системе Н. В. Матвеевой. 9. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов по системе Н. А. Цирулик. 10. Комплексная программа по физическому воспитанию (1-11 классы) под ред. В. И. Ляха.

Продолжение таблицы

1 2

С целью развития одаренности обучающихся реализуются следующие факультативы: 1. Экологическая программа «Природа и мы» (2-3 классы) Н. В. Кашникова. 2. Краеведческая программа «История Кузбасса» (3-4 классы) Л. И. Кравцова. 3. Здоровьесберегающая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности» (1-4 классы) К. А. Малькова.

По предметам гуманитарного, физико-математического и естественно -научного циклов реализуются следующие программы базового компонента государственного образовательного стандарта:

Гуманитарный профиль: Русский язык Литература Иностранный язык Естественно-научный профиль: Химия Биология Физико-математический профиль: Математика Физика Социально-экономический профиль: Математика Обществоведение Экономика География Право

Основная школа С целью развития одаренности гимназистов реализуются следующие программы школьного компонента государственного образовательного стандарта:

1. Французский язык (6-9 классы) А. Я. Трифонова 2. Немецкий язык (6-9 классы) Л. С. Реброва 3. Занимательная физика (5 класс) Р. И. Белоконь. 4. Занимательная физика (6 класс) В. М. Яковлев 5. Занимательная химия (7 класс) Е. П. Агафонова 6. Занимательная и увлекательная математика (5-6 классы) 7. Культура речи и русский язык (9 класс) О. В. Гордеева 8. Информационные технологии (8-9 классы) Н. А. Комарова

Средняя школа Дополнительно к базовым программам для обучающихся профильных классов согласно базового учебного плана 2004 года включены следующие элективные курсы на основе регионального школьного компонента:

Гуманитарный профиль: 1. Английский язык 2. Немецкий язык 3. Французский язык 4. Литература Кузбасса 5. История Кузбасса 6. Русский язык 7. Основы журналистики 8. Речевая культура жителей Новокузнецка 9. Анализ художественного текста Физико-математический профиль: 20. История арифметики 21. Увлекательная физика 22. Информатика и ИКТ 23. Русское правописание 24. Немецкий язык 25. Французский язык 26. Астрономия 27. Анализ технического текста Социально-экономический профиль: 28. Право 29. Мир экономики в Кузбассе

Окончание таблицы

1 2

10. Рекламное дело в Новокузнецке 11. Право Естественно-научный профиль: 12. Развитие медицинской генетики в Кузбассе 13. Основы промышленной экологии 14. Экологические проблемы воздушного бассейна Кузбасса 15.Экологические и бытовые проблемы жителей Кузбасса. 16. Математика в лицах 17. Физика в лицах 18. Русское правописание 19. Анализ текста 30.Маркетинг и предпринимательство 31. Математические основы информатики 32. Математическая статистика 33. Прикладная математика 34. Дифференциация и регионализация пространства 35. Факторы регионализации 36. Русское правописание 37. Кузбасс в свете общественных наук. 38. Немецкий язык 39. Французский язык

С учетом возрастных групп развития одаренности школьников предполагалась реализация следующих форм организации урочной деятельности обучающихся, представленных в табл. 3.

Таблица 3

Формы организации развития одаренности школьников в условиях многопрофильной гимназии

1 2 3

Начальная школа - уроки-фантазии, - уроки-погружения, - уроки - ролевые игры, - уроки-дилеммы, - уроки-изложения, - уроки-экскурсии, - уроки-выставки, - уроки-соревнования, - уроки творчества, - уроки-спектакли, - бинарные уроки, - сюжетные уроки, - компьютерные уроки, - уроки - «Звездный час», - уроки-КВНы, - уроки - «Что, где, когда?», - уроки - «Угадай мелодию», Основная школа - видео-уроки, - уроки-видеопутешествия, - уроки-дискуссии, - уроки с запланированными ошибками, - уроки по заявкам учеников, - уроки - игра в действии, - уроки-диспуты, - уроки - панорамы, - уроки-парадоксы, - уроки-перспективы, - уроки-поиски, - уроки решения проблем, - уроки-проектирования - уроки исследования, - уроки - «круглые столы», Средняя школа - совершенствование обучения за счет регионализации образования, - лекции-визуализации, - уроки провокация, - уроки по заявкам учеников, - уроки вдвоем, - уроки - лабораторные работы, - уроки - проблемные лекции, - уроки - демонстрационный эксперимент, - уроки-эксперименты, - уроки конструиро-ванияпонятий, правил иперспектив, - уроки-семинары

Окончание таблицы

1 2 3

- уроки - «Как стать миллионером?» - уроки - «Почемучки», - уроки - «Умники и умницы», - уроки «Счастливый случай», - уроки - «Логические игры», - уроки «Путешествия в страну знаний и смекалки», - уроки - «Слабое звено», - уроки - «Поле чудес», - уроки - «Морской бой», - уроки - детективы - уроки - творческие отчеты, - уроки - мозговой штурм, - уроки с использованием - методов творческого решения изобретательных задач, - уроки-сочинения, - уроки-практикумы, - уроки-блоки, - компьютерные уроки - уроки-конференции, - уроки с использованием дистанционных форм обучения, - уроки с использованием разных пакетов компьютерных программ, - уроки - деловые игры, - уроки - «суды», - уроки - профессиональные пробы, - бинарные уроки, - компьютерные уроки

Важной составляющей наполнения обогащенно - содержательной модели развития одаренности обучающихся с учетом их возрастных особенностей является содержание и формы организации обучения и воспитания школьников во внеурочное время, представленные в табл. 4.

Таблица 4

Содержание и формы организации обучения и воспитания школьников во внеурочное время

Наименование содержания и форм организации внеурочной деятельности обучающихся

1 2

Начальная школа 1. Факультативные занятия по предметам: - занимательная математика, - занимательный русский язык, - окружающий мир, - развитие речи. 2. Воспитательные мероприятия: парад знаний с вручением звания «Почетный академик». День знаний. Праздник первого звонка. Посвящение в гимназисты. Конкурсы проектов-«Мой класс», «Мама, папа, я», «Я - волшебник!». Праздники: «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей», «День эрудитов», «День здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «За здоровый образ жизни», «Путешествие в осеннее царство», «Праздник труда», «В мире красок и мелодий», «День фантазера», «Дочки матери», «День смеха», «День вежливости», «Хеллоуин», «Поиск лидера», «Осенний кросс», «Веселые старты», «Творческая гостиная», «Город мастеров», «Самые обычные -необычные», «Будущий художник». Турниры: «Разноцветный марафон -«Золотой», «Снежный», «Изумрудный». Игра-путешествие «Богатырские заставы: сила, удаль, ловкость». Конкурс «Классные КОМПашки», конкурс социальных проектов «Твори добро». Марафон «Одиссея разума» и гимназический день науки

Окончание таблицы

1 2

Основная школа 1. Факультативные занятия по предметам: - иностранный язык (второй - французский или немецкий), - русский язык, - литература, - математика, - экономика, - география, - биология, - естествознание, - химия, - МХК. 2. Курсы предпрофильной подготовки: - «Образование и карьера», - «Рекламное дело», - «Твой профессиональный выбор», - «Основы журналистики». 3. Воспитательные мероприятия: конкурсы: литературный, «Эрудит года», социальных проектов «Город в котором мы будем жить» и «Твори добро»; исследовательская деятельность по предметам; праздники: «День гимназиста», «Праздник чести гимназии», «Дарить талант». «День Победы», «Молодежь против наркотиков», «Мастерская слова и дела». «День-ерундень», «День учителя», «Интернет и творчество», «День самоуправления», «Президентский совет», лыжные гонки, спортивные эстафеты; марафон - «Одиссея разума», гимназический день науки

Средняя школа. 1. Элективные курсы проектной и исследовательской деятельности по выбору с привлечением специалистов вузов: Техническое программирование (СибГИУ), - Математический анализ (КузГПА), - Журналистика (КузГПА), - Экономика (НФИ КемГУ). 2. Воспитательные мероприятия: «Посвящение в старшеклассники», «Звезда гимназии», Пролог к научно-практической конференции, «Последний звонок», выездные лагеря -«Интеллект» (11 классы) и «Экономическая школа» (10 классы), конкурсы экологических проектов (10 классы), праздники: «День матери», «День Победы». «Святки», «Масленица», «Звезды и таланы», «День Конституции РФ», «День призывника», «Туристический слет», «Военно-полевые сборы», «День Святого Валентина», «Рыцарский турнир», «День-ерундень». «Юмо-рикон», «Юный ученый», «День учителя», «День самоуправления», «Совет старшеклассников», «Богатырские игры», «Весенние старты», «Талант и будущая профессия», «Достижения юных», марафон «Одиссея разума», конкурс социальных проектов «Твори добро», гимназический день науки

Дополнительное обогащение воспитательно-образовательной среды гимназии, направленной на развитие одаренности школьников, предполагало

проведение общегимназических и районных мероприятий: районные олимпиады и научно-практические конференции, научные общества, предметные брейн-ринги, интеллектуальные марафоны, конкурсные программы, путешествия по предметам, экологические праздники, олимпиады, предметные недели, экскурсии, КВН и др.

Включенности гимназистов разных возрастных категорий в приоритетные для их вида одаренности направления деятельности способствовали дополнительные образовательные программы, организованные ио желанию и с учетом интереса обучающихся и реализуемые на возмездной основе в условиях функционирования гимназии в режиме полного дня, которые представлены в табл. 5.

Таблица 5

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в гимназии на возмездной основе

Ступени образования Наименование реализуемых дополнительных образовательных программ

1 2 3

Начальная школа - Я и мое здоровье» (1 -4 классы), - «История Кузбасса» (3-4 классы) - «Наглядная геометрия» (3-4 классы) - «Народная культура» (1-4 классы) - «Мир экономики» (1-4 классы) - Ритмика» (1-4 классы) - «Современный эстрадный танец» (1-4 классы) - «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 классы)

Основная школа Программы ио русскому языку: - «Развитие речи» (5-7 классы) - «Занимательный русский язык» (6 класс) - «Трудные случаи орфографии» (6 класс) - «Лингвистический анализ художественною текста» (7 класс) - «Комплексный анализ художественного текста» (8-9 класс) - «Сочинения разных жанров» (9 класс) - «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (9 класс) Программы по литературе: - «Выразительное чтение» (5 класс) - «Художественный мир стихотворения» (6 класс) - «Тайны поэтического мастерства» (5 класс) - «Теория и практика сочинений разных жанров» (9 класс) Программы по обществознанию: - «Общество и я» (5 класс) - «Основа правовых знаний» (8 класс) - «Граждановедение» (9 класс) Программы по географии: - «Эрудит в географии» (6 класс) - «Занимательная география» (7 класс) - «География Кемеровской области» (8 класс) - «Региональные проблемы Кузбасса» (9 класс) Программы по физике: - «Решение качественных и экспериментальных задач» (6-7 классы) - «Занимательная физика» (8 класс)

Продолжение таблицы

1 2 3

Программы по иностранному языку: - «Учимся говорить по-английски» (5 класс) - «Путешествие по США» (6 класс) - «Читаем английскую литературу» (7 класс) - «Практическая грамматика английского языка» (7 класс) - «Практическая грамматика английского языка» (9 класс) - «Английская литература» (9 класс) Программы по математике: - «Решение конкурсных задач» (5 класс) - «Избранные вопросы математики» (6 класс) - «Занимательная геометрия» (7 класс) - «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости» (8 класс) - «Практикум по решению нестандартных задач» (8 класс) - «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» (9 класс) Программы по информатике: - «Конструирование и моделирование в графическом редакторе» (5 класс) - «Занимательный ОВА81С» (6 класс) - «Мультимедийные презентации» (7 класс) - «НТМЬ-конструирование \УЕВ-странин» (9 класс) - «В мире классической механики» (9 класс) Программы по химии: - «Занимательная химия» (7 класс) - «Химия в алгоритмах» (8 класс) - «Способы решения задам по химии» (9 класс) Программы по биологии: - «Удивительные организмы» (5 класс) - «Природа Кузбасса» (6 класс) - «Физиология животных» (7 класс) - «Практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека» (8 класс) - «Основы психологии» (9 класс) - Программы по экономике: - «Семь шагов в мир экономики» (5-8 классы) - «Мир экономики» (8-9 классы) - Программы по истории: - «История в лицах» (6 класс) - «От Руси Московской к России имперской» (7 класс) - «Россия и мир.Х1Х век» (8 класс) - «Россия и мир XX век» (9 класс)

Средняя школа Программы по русскому языку: - «От фонетики до синтаксиса» (10 класс) - «Современный русский язык и культура речи» (10 класс) - «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (10 класс) Программы по литературе: - «Анализ художественного текста» (10 класс) - «Пути развития лирики, эпоса и драмы в русской литературе 18-21 веков» (11 класс) Программы по географии: - «Размещение предприятий в условиях рыночной экономики» (10 класс) - «Общее землеведение» (11 класс) Программы по биологии: - «Макроэволюция основных систематических групп организмов» (10-11 классы)

Окончание таблицы

1 2 3

Программы по иностранному языку: - «Речевой этикет в английском языке» (10 класс) Программы по математике: - «Элементарная математика» (10 класс) - «Конкурсные задачи по математике» (11 класс) Программы по истории: - «Проблемные вопросы истории» (10-11 классы) Программы по обществознанию: - «Человек и общество» (10 класс) - «Проблемные вопросы обществоз-нания» (11 класс) Программы по химии: - «Избранные главы химии» (10-11 классы) - «Общая химия» (11 класс) Программы по физике: - «Трудные вопросы физики» (10 класс) - «За страницами школьного учебника» (11 класс) Программы по информатике: - «Графические возможности РАЗСАЬ » (10 класс) - «Новые возможности РАЗСАЬ» (11 класс) Программы по черчению: - «Инженерная графика. Техническое черчение» (10) класс) - «Инженерная графика. Начертательная геометрия» (11 класс)

Таким образом, эффективной реализации психолого-педагогических условий развития одаренности разновозрастных школьников способствует разработка концепции развития гимназии, практической реализаций которой являются программа воспитания, обучения и развития, организационно-методическая подготовка педагогического коллектива, разработка обогащено - содержательной модели развития одаренности обучающихся в условиях многопрофильной гимназии.

Все это способствует максимальному развитию каждого ученика, предоставлению возможностей креативного, активного и свободного выбора различных направлений деятельности в коллективе учреждения и в социуме.

В основу обогащенно - содержательной модели развития одаренности обучающихся положены принципы гуманистической педагогики и общие принципы обучения: развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации, учета возрастных возможностей (при-родосообразности), культуросообразности, гуманизма и эмоциональной открытости, ориентации на позитивное сотрудничество, активности и самостоятельности (субъектности), образовательной потребности, деятельности, креативности и рефлексивности.

Библиографический список

1. Пидкасистый, П. И., Чудновская В., Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. - М.: Пед. общество России, 1999.

2. Громовый, В. В. Элитная школа // Одаренный ребенок. - 2005. - №1. - С. 12-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Щебланова, Е. И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. - 2003. — № 3. — С. 132-145.

4. Фримен, Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований // Иностранная психология. - 1999. - № 11.

5. Сластенин, В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Изд. центр. Академия, 2003. - 192 с.

6. Кулемзина, А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.