Научная статья на тему 'Опыт реализации модели персонифицированной системы воспитания учащихся гимназии (на примере ГУО "гимназия №1 г. Новополоцка")'

Опыт реализации модели персонифицированной системы воспитания учащихся гимназии (на примере ГУО "гимназия №1 г. Новополоцка") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МОТИВИРОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / DEVELOPMENT / MOTIVATION / SELF-KNOWLEDGE / SELF-REALIZATION / PERSONIFIED SYSTEM OF UPBRINGING / CREATIVE ENVIRONMENT OF UPBRINGING / PROJECT ACTIVITY / COOPERATION / CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добровольская И. В.

В статье обоснована актуальность создания персонифицированной системы воспитания ребенка в условиях обучения в гимназии. Автором рассматриваются различные трактовки понятия«воспитательная система», дается авторская интерпретация термина. В статье обобщен опыт работы педагогического состава гимназии в направлении проектирования и создания персонифицированной системы воспитания учащихся. Разработана модель системы «Жизнь по собственному выбору», обоснована ее актуальность и значение, этапы реализации (1 этап «Мой мир», 2 этап «Мой путь к цели», 3 этап «Мои помощники»), целевые ориентиры каждого этапа. Определены основные условия построения креативной среды воспитания детей, этапы развития (этап проектирования, этап становления, этап зрелости (расцвета, стабильного функционирования)). Автором описывается содержание и способы деятельности учащихся в условиях персонифицированной системы воспитания. Рассмотрены содержание и способы организации деятельности по педагогическому обеспечению развития персонифицированной системы воспитания ребенка, педагогические условия реализации модели (организационные, методические, кадровые). Изучены особенности системы, направленной на реализацию потенциала каждого ребенка в соответствии с поставленной им целью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL REALISATION EXPERIENCE OF PERSONIFIED UPBRINGING SYSTEM OF GYMNASIUM STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE SEE "GYMNASIUM №1 OF NOVOPOLOTSK")

The article substantiates the urgency of creating a personalized system of raising a child in the conditions of training in the gymnasium. The author considers various interpretations of the concept of "educational system", the author's interpretation of the term is given. The article summarizes the experience of pedagogical staff of the gymnasium in the direction of designing and creating a personalized system for educating students. The model of the system "Life at its own choice" has been developed, its relevance and significance, the stages of its realization (Stage 1 "My World", Stage 2 "My Way to the Goal", Stage 3 "My Helpers"), its target targets. The main conditions for constructing a creative environment for the upbringing of children, the stages of development (the design stage, the stage of formation, the stage of maturity (heyday, stable functioning)) are determined. The author describes the content and methods of students' activities in conditions of a personified system of upbringing. The content and methods of organizing activities for pedagogical support for the development of a personified system of child upbringing, pedagogical conditions for the implementation of the model (organizational, methodological, and personnel) are considered. The features of the system aimed at realizing the potential of each child in accordance with the goal set by them are studied.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации модели персонифицированной системы воспитания учащихся гимназии (на примере ГУО "гимназия №1 г. Новополоцка")»

УДК 378.12

DOI 10.18413/2075-4574-2018-37-3-496-507

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «ГИМНАЗИЯ №1 Г. НОВОПОЛОЦКА»)

MODEL REALISATION EXPERIENCE OF PERSONIFIED UPBRINGING SYSTEM

OF GYMNASIUM STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE SEE "GYMNASIUM №1 OF NOVOPOLOTSK")

И.В. Добровольская I.V. Dobrovolskaya

Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г. Новополоцка», Республика Беларусь, 211448, Витебская область, г. Новополоцк, ул. Молодежная, 107

State Institution of Education "Gymnasium №1 of Novopolotsk", 107 Molodezhnaya Str., Vitebsk region, Novopolotsk, 211448, Republic of Belarus

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье обоснована актуальность создания персонифицированной системы воспитания ребенка в условиях обучения в гимназии. Автором рассматриваются различные трактовки понятия «воспитательная система», дается авторская интерпретация термина. В статье обобщен опыт работы педагогического состава гимназии в направлении проектирования и создания персонифицированной системы воспитания учащихся. Разработана модель системы «Жизнь по собственному выбору», обоснована ее актуальность и значение, этапы реализации (1 этап - «Мой мир», 2 этап - «Мой путь к цели», 3 этап - «Мои помощники»), целевые ориентиры каждого этапа. Определены основные условия построения креативной среды воспитания детей, этапы развития (этап проектирования, этап становления, этап зрелости (расцвета, стабильного функционирования)). Автором описывается содержание и способы деятельности учащихся в условиях персонифицированной системы воспитания. Рассмотрены содержание и способы организации деятельности по педагогическому обеспечению развития персонифицированной системы воспитания ребенка, педагогические условия реализации модели (организационные, методические, кадровые). Изучены особенности системы, направленной на реализацию потенциала каждого ребенка в соответствии с поставленной им целью.

Abstract

The article substantiates the urgency of creating a personalized system of raising a child in the conditions of training in the gymnasium. The author considers various interpretations of the concept of "educational system", the author's interpretation of the term is given. The article summarizes the experience of pedagogical staff of the gymnasium in the direction of designing and creating a personalized system for educating students. The model of the system "Life at its own choice" has been developed, its relevance and significance, the stages of its realization (Stage 1 - "My World", Stage 2 - "My Way to the Goal", Stage 3 - "My Helpers"), its target targets . The main conditions for constructing a creative environment for the upbringing of children, the stages of development (the design stage, the stage of formation, the stage of maturity (heyday, stable functioning)) are determined. The author describes the content and methods of students' activities in conditions of a personified system of upbringing. The content and methods of organizing activities for pedagogical support for the development of a personified system of child upbringing, pedagogical conditions for the implementation of the model (organizational, methodological, and personnel) are considered. The features of the system aimed at realizing the potential of each child in accordance with the goal set by them are studied.

Ключевые слова: развитие, мотивирование, самопознание, самореализация, персонифицированная система воспитания, креативная среда воспитания, проектная деятельность, сотрудничество, творческий подход.

Keywords: development, motivation, self-knowledge, self-realization, personified system of upbringing, creative environment of upbringing, project activity, cooperation, creative approach.

Введение

Дойти до каждого ребенка - мечта многих поколений педагогов. Однако следует признать, что до сих пор она не в полной мере осуществилась. Накопленный в белорусской школе богатый опыт воспитания детей имеет социоцентрическую направленность и нацелен на воспитание школы или класса в общем, а не конкретного ребенка в отдельности.

Происходящие в Беларуси радикальные преобразования политического, экономического, социального обустройства государства и общества детерминировали существенные изменения в сфере образования и воспитания детей. Стала очевидной необходимость смены социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению педагогической практики на человекоцентрированную парадигму обучения и воспитания школьников.

Воспитательная деятельность более гуманна и системна, если применение системного подхода в практике воспитания школьников ограничивается построением воспитательных систем образовательного учреждения и его структурных подразделений. Он может и должен использоваться для создания персонифицированной системы воспитания ребенка. «Каждый ребенок, - справедливо утверждал еще в начале прошлого века К.Н. Вентцель, - предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания)» [Вентцель, 1993].

Петербургскими учеными Е.Н. Барышниковым и И.А. Колесниковой «предлагается понятие воспитательной системы как устойчивой целостности, объединяющей на основе смысла и цели воспитания все виды деятельности в образовательном учреждении (в том числе учебную деятельность, дополнительное образование, внеурочную и внешкольную деятельность и т.п.) и определяющей характер отношений учителей, учащихся и родителей» [Барышников, 1996].

Нами воспитательная система понимается как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию учащихся.

Персонифицированная система воспитания ставит своей задачей не формирование стандартных личностей, а индивидуальную ориентированность, учет задатков и возможностей каждого ребенка в процессе воспитания и социализации. Большое значение приобретает изучение внутренних личностных отношений школьника и тех педагогических явлений, в сфере которых он находится [Margolin, 2014; Петрова, 2015]. Одновременно данный принцип предполагает движение воспитательного процесса от личностных, ближайших интересов детей к развитию у них высоких духовных потребностей. И в итоге - ориентация на самоопределение и самовоспитание личности, признание каждого ребенка высшей ценностью воспитательной системы. При этом основными направлениями в деятельности воспитателя являются развитие субъектных свойств, творческого потенциала и педагогическая поддержка развития индивидуальных черт характера каждого воспитанника [Кабуш, 2001].

Таким образом, персонифицированная система воспитания - это общность людей, их идей, отношений и действий, направленных на создание благоприятных условий для развития конкретной персоны ребенка и его самовыражения.

Основная часть

Под персонифицированной системой воспитания нами понимается одна из разновидностей системной организации воспитательного процесса, основой (ядром) которой является одна или несколько событийных общностей людей, их идей, отношений и действий, направленных на создание благоприятных условий для развития конкретной персоны ребенка, выступающего в качестве субъекта саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности (жизнедеятельности) [Кабуш, 2001].

Развитие - это своеобразная система, «под элементами которой понимаются различные стадии, этапы и состояния развивающегося объекта, а под структурой - закон смены одних этапов и состояний другими» [Морозов, 1978]. Таким образом, персонифицированная система воспитания в своем развитии проходит следующие этапы:

Первый этап - проектирование. Развитие персонифицированной системы воспитания является не стихийным, а управляемым процессом со стороны самого ребенка и взаимодействующих с ним взрослых, в том числе и педагогов. Соответственно на этом этапе представляются очевидными цели, содержание и способы организации деятельности по педагогическому обеспечению развития персонифицированной системы воспитания ребенка. Ее главными целевыми ориентирами являются следующие:

1) мотивирование ребенка в определении целей своей жизнедеятельности, в том числе собственного развития, и в составлении плана действий по их достижению;

2) содействие в формировании проектного замысла персонифицированной системы воспитания ребенка [Кабуш, 2001].

Не случайно данный период педагогического обеспечения получил название мотивационно-проектного.

В гимназии разработана и проходит стадию апробирования модель персонифицированной системы воспитания «Жизнь по собственному выбору», которая с позиции обучающегося имеет структуру объединенных множеств. Первым мы рассматриваем множество «Мой мир», на начальном этапе включающее:

- размышления как процесс внутреннего психологического самоопределения себя как человека, людей в их системе взаимоотношений, систему своего отношения с ними;

- мир увлечений как самостоятельную реализацию социокультурных и социально-бытовых запросов общества, как деятельность субъекта, обеспечивающую его включение в комплекс современных течений молодежной моды и культуры, как систему индивидуальных проб по реализации собственных задатков и способностей, как обретение жизненного опыта;

- потребности в контексте модельных множеств составляют в нашем случае отдельно существующее спектральное отображение мира ребенка (осознанные и неосознанные, разумные и надуманные, достигаемые и недостигаемые, биологические и социальные);

- проблемы и трудности при своей содержательной синонимичности имеют право на отдельное существование в нашей модели персонифицированной системы воспитания, так как выступают в роли мотивов организации самостоятельной деятельности обучающегося в целях их преодоления;

- желания в нашей модели являются стимулом перспективного планирования, прогнозирования учащимся своего настоящего и будущего; практически желания должны стать внутренним критериально-оценочным аппаратом, позволяющим ребенку правильно соотнести свои притязания и возможности.

Содержательное наполнение множества «Мой мир» не может в полной мере отражать весь спектр психологических и духовных качеств учащегося, но оно позволит при самостоятельном его изучении ребенком открыть в себе новые качества и духовные силы, изменить содержательное наполнение объединения «Мой мир».

Следующее по очередности, но не по значимости - множество «Мой путь к цели». Данное множество, на наш взгляд, определяется самим обучающимся как деятельность в

различных формах проявления, направленная на реализацию своего потенциала в соответствии с поставленной целью. Данное множество включает: во-первых, поиск наиболее продуктивных форм и методов деятельности с позиции индивидуальных особенностей личности; во-вторых, формирование устойчивого навыка планирования своей деятельности в контексте обретения статуса успешной личности. Данная общность формируется и совершенствуется как самостоятельный выбор ребенком вида и формы самореализации, как способность анализировать результаты своего труда и возможность своевременно расставлять приоритеты своей жизнедеятельности.

Третьим звеном модели персонифицированной системы воспитания с позиции учащегося становится множество «Мои помощники». Сегодня мы видим их представительство в достаточно широком, но не полном списке: семья, друзья, одноклассники, педагоги общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования, другие взрослые, включенные в систему социальной адаптации ребенка. Психологический спектр общности «Мои помощники» в контексте формирования современной виртуальной культуры для учащегося видоизменен.

Средства электронной коммуникации и особенности менталитета направляют современного ребенка на поиск более авторитетных помощников, добившихся, по их мнению, наивысшего успеха, по этой причине, на наш взгляд, следует расширить данную общность личностями, не имеющими непосредственного контакта с ребенком, но имеющими авторитет в ученической среде.

Реализация предлагаемой модели персонифицированной системы воспитания имеет ряд преимуществ и недостатков. Прежде чем учащийся осуществит самопознавательные действия, взрослые должны осознанно подготовить условия этого самопознания.

Первым шагом к созданию таких условий является признание ребенка как личности, формирование уважения к этой личности и установление отношений взаимоуважения.

Второй шаг или - это внимательное отношение друг к другу, желание взрослых не учить, а помочь; не заставлять, а вдохновлять; не наказывать, а продумывать; не навязывать, а предлагать; не оценивать, а совместно анализировать.

Третий шаг - это уверенность в ребенке и в себе, предполагающая минимальный контроль деятельности, постоянное обсуждение результатов как достижения полезности для себя, для малого и большого коллектива.

Введение данной модели персонифицированной системы воспитания с позиции ребенка требует психологической подготовленности всех взрослых к оказанию помощи и поддержки ребенка в соответствии с его запросами.

Важнейшим из условий саморазвития является познание самого себя. Не познав себя, невозможно установить, на что может претендовать личность в саморазвитии. Поэтому процесс формирования личности ребенка начинается с изучения «внутреннего мира» (размышления, увлечения, потребности, желания, проблемы подростка на данный момент). В зависимости от результатов его изучения определяется вектор (направление) развития:

- первое направление (вектор нонконформиста) выбирает ребенок, который не боится самостоятельно принимать решения и тем самым отличаться от большинства. Поэтому данный ребенок сначала ставит цель, а потом в зависимости от цели выбирает группу помощников;

- второе направление (вектор конформиста) выбирает человек, боящийся отличаться от большинства. Он очень хочет во всем походить на других, перенимает идеи, моду, походку, манеры, словом, все, что популярно в его среде. Референтная группа оказывает на данного ребенка огромное давление, вынуждая приспосабливаться к групповым стандартам. Поэтому в формировании его личности необходимо придерживаться другого направления - от группы помощников к постановке цели.

В то же время внутренние ресурсы не смогут обеспечить длительное существование системы, что детерминирует ее открытость. Поэтому «группа помощников» является неотъемлемым компонентом системы саморазвития человека. В нее могут входить все значимые окружающие подростка люди: семья, друзья, одноклассники, учителя, тренеры спортивных секций, руководители творческих коллективов.

Цель у каждого ребенка своя и не важно, какая она. Но вот путь к цели часто тернист, долог и труден. И лишь немногие, которые могут дойти до самого конца, получают то, чего желали. Но что нужно от человека, чтобы пройти этот путь? Решением именно этого вопроса занимается компонент системы «Мой путь к цели», рассматривая варианты решений, восхождение к успеху.

На перекрестке каждых двух моделируемых компонентов системы образуется третий, который также становится элементом системы:

- «Мой мир» и «Мои помощники» образуют жизненные цели подростка (главные жизненные ориентиры), которые формируются на основе увлечений, потребностей, желаний, а также с учетом влияния референтной группы. Точное формирование конечной цели обязательно. Иначе человек просто будет хотеть добиться призрачного результата и, в конечном итоге, не добьется ничего;

- «Мои помощники» и «Мой путь к цели» образуют план действий (алгоритм), который составляется с учетом целевой установки, с одной стороны, и возможного влияния референтной группы - с другой;

- «Мой мир» и «Мой путь к цели» образуют то, к чему в итоге стремится любой человек - мечту, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье. Чем правильнее путь, тем ближе мечта [Добровольская, Колдунов, 2016].

Если изобразить модель персонифицированной системы воспитания в виде схемы, то она будет выглядеть следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Модель персонифицированной системы воспитания «Жизнь по собственному выбору» Fig. 1. Model of the personified upbringing system "Life by your choice"

Второй этап развития персонифицированной системы воспитания -становление. Он связан с воплощением сформированного на предыдущей стадии мысленного конструкта (образа) в реальной жизнедеятельности и процессе развития конкретной персоны ребенка. Начинается реализация разработанных модельных представлений (проекта, программы).

В системе должны появиться новые элементы, постепенно заменяя (вытесняя) старые (прежние). Их возникновение детерминировано ранее выдвинутыми целевыми ориентирами. Новыми элементами могут стать новое увлечение ребенка, осваиваемый им вид (направление) деятельности, устанавливаемые контакты с детьми и взрослыми, новая часть жизненного пространства и т.д.

Благоприятной средой саморазвития, самореализации и самоутверждения учащихся являются традиции и мероприятия, которые в гимназии рождаются и входят в жизнь по-разному. Часть из них появляются на свет от желания воплотить наяву ситуацию успеха: День гимназии, конкурс «Мисс газеты "Гимназия"» - конкурс красноречия, остроумия и креативности и др.

Каждый учебный год гимназисты покоряют новые вершины. Многие становятся победителями, лауреатами, дипломантами различных конкурсов и фестивалей. Поэтому особое место в воспитательной системе принадлежит традиционной церемонии «Через тернии - к звездам» - награждению лучших из лучших по итогам учебного года. Когда мы вместе - мы можем многое. Но самые яркие выступления и достижения команд и объединений гимназистов - это труд, энергия, большая отдача каждого в отдельности. И на этом мероприятии награждаются те, кто в течение учебного года был активен, вёл за собой, заряжал энергией окружающих.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Наиболее значимым и успешным направлением в реализации воспитательной деятельности в гимназии является ежегодное традиционное мероприятие «Фестиваль проектов», который проводится ежегодно в последний день третьей четверти.

В этот день гимназия превращается в муравейник: все заняты делом, каждый хочет представить свой проект, поделиться успехами и каждый хочет посмотреть как можно больше других проектов. Работают творческие мастерские, сами ребята проводят мастер-классы, организуются персональные выставки юных художников и не только. «Фестиваль проектов» позволяет учащимся выйти за рамки традиционных воспитательных мероприятий, поработать над решением сложных проблем и задач. Он дает возможность объединить педагогов и детей и при этом не разграничивать управляющую и управляемую подсистемы. Кроме того, субъектная роль отведена не только педагогам, но и учащимся, и социальным партнерам.

Обеспечение субъектной позиции всех участников воспитательного взаимодействия является одним из решающих условий построения креативной среды воспитания детей. Организация же «Фестиваля проектов» направлена на поддержку развития у школьников таких процессов, как самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация, самореализация, самоутверждение.

Особенностью гимназии является то, что дети попадают в наши стены практически с рождения, т.е. у нас реализуется проект «Школа в школе», который включает в себя разные направления работы с малышами и их родителями. Это комплексные развивающие занятия, которые способствуют развитию познавательных процессов, направлены на физическое развитие, а также развитие творческого, логического мышления, раскрытие творческого и эмоционального потенциалов. Благодаря этим занятиям ребенок уже с детства становится более общительным, жизнерадостным и веселым, активным и уверенным в себе. «Школа в школе» - это не только место, где дети развиваются, познают мир и учатся, это место, где формируется круг общения ребенка.

Улица - это, безусловно, воспитывающая среда со своим «педагогическим механизмом». Улица для ребенка - это общение, практика самостоятельного поведения,

одна из сред, где он проходит необходимый этап социализации. Реализация проекта «Праздник нашего двора» - это попытка выстроить систему работы с детьми во дворе гимназии, создать необходимую для общения и познания воспитательную среду, которая позволит детям содержательно и интересно проводить свободное время. Данный проект предоставляет ребенку право выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно-потребностной ориентацией.

Билингвистическая франкофонная секция гимназии работает с сентября 2010 года, когда было подписано соглашение о Сотрудничестве между Посольством Франции в Республике Беларусь, Отделом образования и гимназией.

Цели секции:

- получение дополнительного языкового образования европейского уровня;

- углубленное изучение французского языка как иностранного (преподавание предмета ведется с использованием современных зарубежных методик);

- изучение одной нелингвистической дисциплины на французском языке, в случае билингвистических секций Беларуси это - социально-экономические науки;

- обеспечение свободного владения учащимися французским языком.

Широки возможности дальнейшего обучения наших выпускников. Они учатся не только в престижных столичных ВУЗах (МГЛУ, МГИМО и др.), но также в университетах Парижа и Лиона.

При поступлении во французский университет выпускники имеют преимущества, прилагая к документам сертификат об окончании секции. К тому же, они владеют отличной базой как языковых, так и социально-экономических знаний, что делает выпускников успешными студентами.

На базе гимназии работает ресурсный центр по изучению французского языка, в котором имеется богатая библиотека учебно-методической, художественной, справочной литературы, словарей, аутентичных материалов.

Создание такого центра стало возможным благодаря поддержке Посольства Франции в Республике Беларусь, которое ежегодно выделяет финансовые средства для пополнения центра необходимой литературой. Каждый учащийся имеет возможность почитать интересующую его книгу об истории, географии, страноведении Франции, поработать со словарем или грамматическим справочником.

Учителя, работающие в билингвистической секции, обладают высоким уровнем теоретической и практической подготовки к преподаванию как французского языка, так и нелингвистических дисциплин на иностранном языке. Педагоги ежегодно проходят языковые стажировки во Франции, участвуют в обучающих семинарах и конференциях.

Несмотря на свой юный возраст, билингвистическая секция гимназии уже имеет свои традиции. Ежегодно в рамках декады иностранных языков проводится День французского языка и культуры. Проходят Дни Франкофонии и реализуется традиционный проект «Французская кухня».

Франкофонный театр «Подсолнух» существует в гимназии уже 20 лет. Работа над постановкой спектакля на иностранном языке дает возможность стимулировать учащихся изучать французский язык, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать творческий потенциал. В процессе работы с яркими образцами художественной литературы формируются эстетические потребности и вкус. Театр создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, развивает воображение и фантазию, способствует самовыражению, обогащает внутренний мир.

Средства массовой информации в целом оказывают мощное воздействие на воспитание и образование школьников, влияют на формирование мировоззрения, любознательности, на их эстетический вкус. В связи с этим дети и подростки нуждаются в собственных периодических изданиях, где они могли бы выражать свои взгляды на жизнь, давать оценку событиям, задавать вопросы и получать компетентные ответы. Поскольку одной из важнейших задач школы является воспитание успешного человека,

социализированного в обществе, то проблема создания детских и юношеских средств массовой информации сегодня приобретает особую актуальность.

Как выглядит портрет современного школьника? Отличительными чертами сегодняшних учеников, по мнению психологов, являются креативность, независимость в принятии решений, целеустремленность. В связи с возросшими потребностями ребят в информированности, свободе выбора, возможности самовыражения современную школу сложно представить без системы ученического самоуправления.

Как важнейшая составляющая ученического самоуправления и неотъемлемая часть детской демократии вот уже более 20 лет в гимназии существует малотиражная газета «Гимназия». Штат начинающих журналистов разновозрастной, что делает её близкой и понятной для учеников разных параллелей. Здесь ребята имеют возможность вслух порассуждать о самых «острых» проблемах школьной жизни, высказать свою точку зрения на любое событие, вести диалог-интервью с любым учителем, посвятить в загадочный мир молодёжной субкультуры своих сверстников. На страницах «Гимназии» освещаются успехи учеников и учителей во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Традиционными в газете стали рубрики «Новости», «Научный вестник», «Записки путешественника», «В помощь выпускникам», «Анонс», православная страничка. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы кроссвордов и викторин, составленных сотрудниками «Гимназии».

Ежегодно ученицы 5-11 классов с удовольствием принимают участие в традиционном и полюбившемся всем гимназистам конкурсе «Мисс газеты "Гимназия"» который даёт возможность проявить интеллект, обаяние, красноречие, коммуникабельность - словом все способности, необходимые начинающим журналисткам.

Мы предполагаем, что идея пресс-центра сможет привлечь к работе большее количество гимназистов с высоким творческим потенциалом, которые смогут проявить себя в написании статей, рассказов, сказок, стихов, в искусстве фотографии, дизайнерском оформлении и вёрстке печатной продукции. Получая знания по основам журналистики, ученики будут применять их на практике через деятельность пресс-центра. Юные корреспонденты всегда в курсе всех событий, происходящих в гимназии. Они владеют информацией о планирующихся в городе культурных мероприятиях, как правило, являются активными их участниками и готовы поделиться впечатлениями со своими товарищами. Активные и инициативные ребята организуют встречи с интересными людьми, берут интервью. Юные корреспонденты интересуются общественным мнением по различным проблемам школы, в своих статьях пытаются проанализировать их и, приняв во внимание советы взрослых, предложить пути их решения. Совет лидеров гимназии и редакционная коллегия участвуют в обсуждении разнообразных вопросов на педагогических советах, наравне с педагогами разрабатывают проекты. Свежие выпуски газеты представляются на классных часах, размещаются на гимназическом сайте.

Для того чтобы стать сотрудником пресс-центра, вовсе не обязательно в совершенстве владеть искусством слова. Ведь здесь очень важна и работа по сбору информации, ее редактированию, корректировке текстов, и умение рисовать, оформлять газетные странички либо стенгазеты, работать в различных компьютерных программах, и просто идейность - каждый может найти занятие по собственным интересам и способностям.

Постоянно расширяется спектр использования современных информационных технологий в воспитательном процессе. 190 компьютеров гимназии объединены в локальную сеть, что позволяет использовать материалы различных информационных ресурсов практически на любом мероприятии и в любом помещении. Реализация в гимназии республиканского проекта «Один ученик - один компьютер» дает дополнительную возможность работать в различных программах, использовать тренажёры, ресурсы сети Интернет для закрепления уже имеющихся знаний и получения новых.

Существуют специальные обучающие программы для детей, благодаря которым ребенок может проводить время за компьютером с пользой, осваивая учебный материал в игровой форме, развивая память, внимание, логику. Доказано, что обучаясь на компьютере, современные дети овладевают многими навыками быстрее и лучше, чем читая учебник. Кроме того, все изученное запоминается осмысленнее и глубже.

Компьютер оказывает неоценимую помощь высокомотивированным учащимся, ориентированным на участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. В этом помогает работа с такими программами, как «Знайка», «Развивающие задания», «Страна Лингвиния».

Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках, при выполнении творческих заданий. Ребята принимают активное участие в различных конкурсах.

Увлекательным занятием для школьников является рисование. Рисовать можно и с помощью компьютера, например, плакаты по предмету «Человек и мир» в программе Paint. Работая в программе «Учись, рисуя» дети не только рисуют, но и закрепляют знания по математике и русскому языку.

Так как человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор, то компьютер востребован в воспитательной работе. Компьютер позволяет виртуально побывать на экскурсии в библиотеках, в известнейших музеях мира, театрах. У учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Внеурочная деятельность направлена на совершенствование знаний, умений и навыков в ходе создания мини-проектов. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы, но и к освоению новых программ, технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Проектная деятельность создает условия для отношений сотрудничества между учащимися; способствует развитию творческого подхода к решению задач и позволяет создать реальный продукт.

В прошлом учебном году гимназия стала участницей инновационного проекта «Программирование в среде Scratch». Проект реализуется через факультативные занятия. Целью проекта является формирование информационной культуры, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников через проектную работу со средой визуального программирования Scratch. Использование ИКТ способствует формированию у учеников качеств и умений XXI века и готовит их к жизни в современном мире.

Персонифицированная система воспитания - это система сложная и вероятностная. Ее сложность обусловлена большим количеством компонентов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Для таких систем свойственны «нетерпимость» к управлению, постоянная изменчивость элементов и их характеристик и параметров. Будущее такой системы трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер. Буквально на каждом шагу субъекты управления такими системами сталкиваются с неопределенностью. Управление такой системы эффективно тогда, когда оно направлено на достижение интегративного результата, а не сводится к разрозненным воздействиям на отдельные элементы системы [Степанов, 2016].

Следующий период развития персонифицированной системы воспитания - этап зрелости (расцвета, стабильного функционирования). В состоянии зрелости персонифицированная система воспитания достигает своей качественной определенности, так как наиболее полно, чем на предыдущей стадии развития, воплощает в себе

проектный замысел. Становятся более прочными и устойчивыми связи между различными ее элементами, например, между действиями по развитию ребенка в семье, школе и учреждении дополнительного образования или между ценностно-смысловым, организационно-деятельностным и пространственно-отношенческим компонентами воспитательной системы [Степанов, 2016].

Процесс и результат функционирования воспитательной системы школы с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся можно рассматривать как в «вертикальном» разрезе (т.е. проследить его на примере одного ребенка с момента поступления в школу до ее окончания) или в «горизонтальном» (т.е. проследить процесс на примере группы учащихся непосредственно перед выпуском, когда у них уже полностью сформированы все личностные характеристики).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для изучения результатов деятельности воспитательной системы обычно двигаются от момента поступления ребенка в школу к моменту ее окончания, последовательно анализируя все этапы и охватывая все субъекты образовательного процесса. Однако, для того чтобы лучше разобраться в причинно-следственных связях и этапах формирования личности, удобнее следовать в противоположном направлении...

Итак, самые успешные выпускники - Совет лидеров гимназии - те, кто в гимназии всегда впереди; те, без кого не обходится ни одно мероприятие; те, кто успешен в творческих конкурсах и в научно-исследовательских конференциях. Они - инициативные и предприимчивые, обладающие чувством социальной ответственности, нравственно стойкие, социально закаленные и активные. И самое главное, они способны к саморазвитию и непрерывному совершенствованию. То есть наши выпускники - яркий пример успешного проектирования, построения и реализации персонифицированной воспитательной системы.

Каждый из представителей этой группы учащихся успешен в нескольких видах деятельности:

1) победы в международных конкурсах эстрадного вокала, создание профориентаци-онного клуба «Юный айтишник», участие в международном проекта «Дети содружества»;

2) дизайн и создание собственных коллекций модной одежды, верстка газеты «Гимназия», победа в региональном конкурсе «Лидер - новое поколение», работа в составе Новополоцкого городского и Витебского областного Парламента детей и учащейся молодежи;

3) руководство командой-победителем юных инспекторов дорожного движения, юных спасателей-пожарных, победа в региональной конференции «Экомир - Энергомир», в спортивных соревнованиях и конкурсах, в международном проекте «Фабрика отличников» и др.

Каждый из видов деятельности является результатом включения учащихся в общую воспитательную систему школы, в которую входят все субъекты воспитательного процесса - кружки, секции, социальные партнеры, педагоги, родительская общественность и др.

За каждой победой или участием в значимых для каждого ребенка проектах стоит свой референт (родители и друзья, руководитель кружка или секции), так или иначе оказывающий влияние на процесс формирования личности. И это влияние имеет свои особенности, как положительные, так и отрицательные: эмоциональность, импульсивность, субъективность, кратковременность, узкая направленность и др. И только правильно спроектированная и реализованная персонифицированная система воспитания дает возможность учащемуся показать высокие результаты в нескольких видах деятельности, так как не просто подключает и координирует деятельность всех субъектов воспитательного процесса, но и структурирует их в определенной иерархии.

Заключение

С учетом индивидуальных способностей и интересов, используя возможности школы, формируется персонифицированная система воспитания. С приходом в школу

учащийся оказывается включенным в уже готовую систему: факультативы, кружки, секции, традиции и праздники и т.д. Именно школа является связующим звеном между всеми элементами. Ее деятельность является научно обоснованной, объективной, всеобъемлющей.

Школа оказывается в центре всех событий и связана со всеми субъектами образовательного процесса не на основе личной заинтересованности, нереализованных желаний и эмоций, а на основании научного подхода. Сочетая индивидуальные способности и интересы учащихся с возможностями воспитательного пространства, школа является тем «пятым элементом», который формирует персонифицированный подход к воспитанию ребенка. Анализируя опыт гимназии, мы пришли к выводу, что «системообразующим компонентом воспитательной системы является субъективная педагогическая реальность личности педагога - «прародителя» этой системы (или группы педагогов)» [Воропаев, 2002].

Но воспитательная система не может быть статичной. В процессе развития и личностного роста учащегося она меняется на основании результатов и их анализа -исключаются одни элементы, включаются другие.

Таким образом, главным показателем результативной реализации персонифицированной системы воспитания и управления ею является изменение самой системы воспитания под влиянием учащихся и их успешная социализация после окончания школы, т.к. именно это показывает интегративный результат, который а не сводится к разрозненным воздействиям на отдельные элементы системы

Список литературы References

1. Афанасьев В.Г. 1980. Системность и общество. М., Политиздат.

Afanasyev V.G. 1980. Sistemnost i obshestvo [System and society]. M., Politizdat.

2. Барышников Е.Н. 2005. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. СПб., СПбАППО.

Baryshnikov E.N. 2005. Stanovlenie vospitatelnoj sistemy obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Formation of the educational system of an educational institution]. SPb.: SPbAPPO.

3. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. 1996. О воспитании и воспитательных системах. -СПб.: СПбАППО.

Baryshnikov EN, Kolesnikova I.A. 1996. O vospitanii i vospitatelnyh sistemah [About upbringing and educational systems]. SPb., SPAPGA.

4. Вентцель К.Н. 1993. Свободное воспитание. М., Ассоциация «Профессиональное образование».

Venttsel' K.N. 1993. Svobodnoe vospitanie. [Free education]. Moscow, Association "Profession-alnoe obrazovanie".

5. Воропаев М.В. 2002. Воспитательные системы образовательных учреждений. - Тамбов, ТОИПКРО,.

Voropaev M.V. 2002. Vospitatelnye sistemy obrazovatelnyh uchrezhdenij [Educational systems of educational institutions]. Tambov, TOIIPKRO.

6. Воспитательная система класса: теория и практика /под ред. Е.Н. Степанова. - М., ТЦ Сфера, 2005.

Vospitatelnaya sistema klassa: teoriya i praktika / pod redakciej E.N. Stepanova. - M., TC Sfera, 2005.

7. Выготский Л.С. 1991. Педагогическая психология. - М., Педагогика.

Vygotsky L.S. 1991. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. M., Pedagogika.

8. Добровольская И.В., Колдунов Э.М. 2016. Модель персонифицированной системы воспитания «Жизнь по собственному выбору». Классный руководитель, 3: 115-118.

Dobrovolskaya I.V, Koldunov E.M. 2016. Model of the personified system of education "Life by your choice". Class teacher, 3: 115-118. (in Russian)

9. Кабуш В.Т. 2001. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. Мн., Акад. последиплом. образования.

Kabush VT. 2001. Gumanisticheskaya vospitatelnaya sistema: teoriya i praktika. - Mn., Academy of postgraduate education. (in Belarus)

10. Морозов В.Д., Морозов В.В. 1978. Диалектика: система и развитие. Мн., Вьюш. шк.

Morozov V.D., Morozov V.V. 1978. Dialektika: sistema i razvitie. Mn., Highest School. (in Belarus)

11. Новикова Л.И. 1991. Воспитательная система школы: исходные позиции. Советская педагогика, 11: 61-64.

Novikova L.I. 1991. School educational system: the starting position. Soviet pedagogy, 11: 61-64.

12. Новикова Л.И. 2010. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. - М., ООО «ПЕР СЭ».

Novikova L.I. 2010. Pedagogika vospitaniya: Izbrannye pedagogicheskie Trudy [Pedagogy of education: Selected pedagogical works]. M., LLC "PER SE".

13. Проектирование персонифицированной системы воспитания ребенка / Методическое пособие под редакцией Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.М. Смекаловой.

Proektirovanie personificirovannoj sistemy vospitaniya rebenka / Metodicheskoe posobie pod redakciej E.N. Stepanova, N.A. Alekseevoj, E.I. Baranovoj, E.V. Volodinoj, E.M. Smekalovoj.

14. Сидоркин А.М. 1991. Процесс развития воспитательной системы. Советская педагогика, 11: 65-69.

Sidorkin A.M. 1991. The process of development of the educational system. Soviet pedagogy, 11:

65-69.

15. Степанов Е.Н. 2016. Теоретические основы персонифицированной системы воспитания и ее проектирования. В кн.: Моделирование и создание персонифицированной системы воспитания ребенка: материалы межрегионального исследования. В 2-х ч. Ч.1. Витебск, ГУДОВ «ВО ИРО», 71.

Stepanov E.N. 2016. Theoretical bases of the personified system of education and its design. In: Modelirovanie i sozdanie personificirovannoj sistemy vospitaniya rebenka: materialy mezhregionalnogo issledovaniya [Modeling and creation of the personified system of upbringing of the child: materials of inter-regional research]. In 2 parts Part 1. Vitebsk, SEAEA "VRIDE", 2016, 71.

16. Margolin L. 2014. Goodness Personified: The Emergence of Gifted Children. Social Problems, 40 (4): 510-532. Available at: https://doi.org/10.2307/3096865 (accessed 7 May 2018).

17. Petrova V.F. 2015. Technology of Personification: Debatable Forms of Education in A Teachers' Training College. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 177: 251 - 255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.