Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ РЯДА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ'

ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ РЯДА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ РЯДА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ»

При вскрытии погибших мышей отмечены кровенаполнение и отечность внутренних органов. Наиболее резкие изменения имелись в тонком кишечнике — петли его были вздуты, атоничны, с резко расширенными сосудами.

При бактериологическом исследовании из внутренних органов, за исключением мозга, а также из крови погибших животных выделен Вас. cereus.

Необходимо отметить, что штаммы Вас. oereus в течение эксперимента сохраняли исходные культурально-биохимические свойства. Интересны морфологические изменения клеток культур Вас. cereus, выделенных из проб пищевых продуктов, обсемененных смесью микроба и кишечной палочки, проявившиеся в образовании резко вытянутых нитевидных форм. По-видимому, это можно рассматривать как следствие нарушения процесса деления клеток Вас. cereus под влиянием кишечной палочки.

ЛИТЕРАТУРА. Adam W„ Arch. Hyg., 1958, Bd 142, S. 232. — В о d -n а г S.. Z. ges. Hyg., 1962, Bd 8, S. 388.

Поступила 9/XI 1972 r.

УДК 672.51 - 053.5(470.43-22)4-37 1.711.8

С. А. Федорова

ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ школьников КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ РЯДА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

19-я инфекционная больница, г. Куйбышев

В 1969—1970 и 1971—1972 гг. проведено обследование физического развития 4569 сельских школьников с. Курумоч Волжского района и поселка Волжский Красноярского района Куйбышевской области. В разработку были включены материалы 3836 детей.¡Методика и техника исследования строго соответствовали общепринятым требованиям, предъявляемым к определению стандартов физического развития. Установлено, что физическое развитие сельских школьников Куйбышевской области хорошее: высокие и выше среднего показатели его отмечены в 18,4% случаев, средние — в 70,6%, низкие и ниже среднего — в 11%. Следует указать, что хорошее физическое развитие сельских школьников отмечается не только в Куйбышевской области, но и во многих других областях РСФСР; в частности Московской, Владимирской, Горьковской, Калужской и Харьковской, в ряде областей УССР, в Азербайджанской ССР. Однако исследования такого рода не всегда проводятся в широком социально-гигиеническом плане. Совершенно недостаточно изучены факторы, под влиянием которых складывались особенности физического развития обследованного контингента.

Мы попытались изучить некоторые факторы среды, определяющие данные физического развития сельских школьников, применяя метод гигиенического обследования и анкеты. Бытовые и материальные условия значительного большинства обследованных нами детей оказались удовлетворительными; в семьях более 70% учеников жилая площадь, приходящаяся на человека, варьирует от 5 до 9 мг, в семьях 12% учеников — свыше 9 л2; 60,1% обследованных было из семей, где на 1 человека приходится от 35 до 75 руб., 22,4% — больше 75 руб. (Данные Ж- Ж- Рапопорта и Е. И. Прахина из Красноярска составляли соответственно 70,3 и 21,2%.) Многие режимные моменты не совсем строго соблюдаются школьниками Куйбышевской области. Так, гимнастикой занимаются лишь 21,4% детей, спортом — 8,3% детей в возрасте 8—14 лет. А. А. Беседина и соавт., обследовавшие школьников Харьковской области, называют значительно больший процент (53,1) занимающихся гимнастикой. По нашим данным, общее количество учеников, которые недосыпают, составляет 37,3% (по данным А. А. Бесединой и соавт., — 40,1%), а среди учащихся 1-х классов — 46,4%.

Е. П. Усанова и Н. А. Матвеева также называют большой процент детей среди первоклассников с сокращенной продолжительностью сна (54,2). Как мы установили, помимо классных занятий учащиеся довольно много занимаются дома: 43,4% детей затрачивают на приготовление уроков более 3 часов, в течение часа учат уроки только 14,9% школьников, в течение 2 часов— 41,7%. Очень много времени уделяют самоподготовке дома первоклассники: 1 час и менее занимаются только 32,5%, 2 часа — 44,9%, от2до27г часов — 22,6%. По данным Е. П. Усановой и Н. А. Матвеевой, первоклассники также много занимаются дома: 59,4% из них — от Р/г до 27г часов и 32,5%—1—Р/2 часа; лишь 8,1% учащихся 1-х классов занимаются в соответствии с установленными гигиеническими нормативами времени приготовления домашних заданий. Следует отметить, что школьники довольно много времени тратят на просмотр телевизионных передач.

В связи с такой организацией режима дня значительно снижена двигательная активность детей: 61,1% из них своим любимым занятием называют чтение, пение, рисование, музыку, лепку и т. д.; лишь 38,9% любят футбол, танцы, езду на велосипеде, занятия спортом. Участие в общественно-полезном труде сельских школьников не только различно по форме (сельскохозяйственный труд, работа в школьных мастерских), но и носит разную нагрузку: у младших школьников ее можно характеризовать как умеренную, а у старших — как значительную.

Мы попытались установить связь физического развития детей с инфекционной заболеваемостью. Результаты исследования не выявили зависимости физического развития от числа перенесенных заболеваний. В то же время, несмотря на малое число наблюдений, обнаружена явная зависимость физического развития от наличия хронических заболеваний. Среди школьников, больных хронической пневмонией и локальными формами туберкулеза, выше процент детей с физическим развитием низким и ниже среднего (28). Точно также дети, страдающие хроническим тонзиллитом и ревматизмом, имеют немного выше процент детей с низким и ниже среднего физическим развитием (с хроническим тонзиллитом — 12, с ревматизмом — 12,5).

Среди занимающихся гимнастикой дети с физическим развитием низким и ниже среднего составляли 10%, а дети с физическим развитием высоким и выше среднего — 20,4%. Среди учеников, занимающихся дома 1 час, детей с физическим развитием низким и ниже среднего было 11,4%, а среди учеников, занимающихся 3—4 часа, — 15%. Процент же детей с физическим развитием высоким и выше среднего был примерно одинаковым в обеих группах. Существует зависимость физического развития и от вида занятия, которому большинство учащихся уделяют много времени. Среди школьников, назвавших любимым неподвижное занятие (чтение, музыку и др.), оказалось больше детей с физическим развитием низким и ниже среднего (18%), чем среди тех, которые предпочитают подвижные занятия (10,8%). Процент детей с физическим развитием высоким и выше среднего был приблизительно одинаков в обеих группах (18 и 18,4).

Рассмотренные нами зависимости физического развития показывают, что организм ребенка в процессе роста особенно чутко реагирует на различные воздействия окружающей среды.

Выводы

1. Обследование сельских школьников Куйбышевской области показало, что у 18,4% из них физическое развитие хорошее, высокое и выше среднего, у 70,6% среднее и 11 % низкое и ниже среднего. Санитарно-гигиенические факторы, определившие эти показатели, удовлетворительные.

2. Обнаружена некоторая зависимость физического развития от ряда факторов — заболеваний хронической пневмонией и локальными формами туберкулеза (снижается уровень физического развития), занятий гимнастикой (среди занимающихся гимнастикой больше детей с физическим развитием высоким и выше среднего), длительности домашней самоподготовки (при домашней самоподготовке, продолжающейся более 4 часов, уровень физического развития ниже) и вида любимого занятия (если вид любимого занятия школьника подвижный, то уровень его физического развития выше).

ЛИТЕРАТУРА. Беседина A.A. Неструева 3. Н. и др. В кн.: Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1970, в. 1, с. 74. — Рапопорт Ж- Ж-, П р а х и н Е. И. Физическое развитие детей. Красноярск, 1970. — Усанова Е. П., Матвеева H.A. Тезисы докл. Межинститутской сессии «Актуальные вопросы возрастной физиологии, состояние здоровья и организация медицинской помощи школьникам». Горький, 1970, с. 57.

Поступила 15/VIII 1972 г.

УДК 572.51:572.512.1 ]-053.5 + 371.711.8

Канд. мед. наук И. А. Минский

ВЛИЯНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ДЛИНЫ ТЕЛА НА ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кафедра физиологии Черкасского педагогического института

Многочисленные исследования физического развития в Советском Союзе и других странах показывают, что современные дети и подростки стали заметно быстрее развиваться физически и интеллектуально. По своей выносливости, росту и психическому развитию они отличаются от своих сверстников в довоенные и первые послевоенные годы.

Исходя из современных представлений об определении физического развития, мы провели комплексное исследование 1360 мальчиков и 1223 девочек в возрасте от 5 до 10 лет. По темпу роста длины их тела были выделены 3 группы детей. 1-ю группу составили дети (16,3% мальчиков и 17% девочек) с ускоренным>емпом роста длины тела (годичные прибавки выше средних-)- 1а и больше); 2-ю группу—дети (66,6% мальчиков и 68,7% девочек) со средним темпом роста длины тела (годичные прибавки в пределах^ 1а); 3-ю группу — дети (17,1% мальчиков и 14,3% девочек) с замедленным темпом роста длины тела (годичные прибавки ниже средних на —1а).

Наблюдением за детьми в течение 5 лет нам удалось выявить в каждой из этих групп некоторую закономерность годичных приростов длины их тела.Оказалось.что годичные приросты для всех 3 групп детей были примерно одинаковы и перехода детей от 5 до 10 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.