Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Г. АЛМАТЫ'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Г. АЛМАТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗКУЛЬТУРА / ДЕНЕ ШЫНЫқТЫРУ / ДЕНЕ БЕЛСЕНДіЛіГі / МЕКТЕП ОқУШЫЛАРЫ / ДЕНЕ ТәРБИЕСі / PHYSICAL ACTIVITY / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боранбаева Р.З., Ташенова Г.Т., Демеубаева Д.М., Манжуова Л.Н., Елибаев Б.

Цель работы - оценка объёма двигательной активности учащихся. Проведён анкетный опрос 1156 школьников в возрасте от 6 до 17 лет общеобразовательных школ г. Алматы. Выявлен низкий уровень двигательной активности школьников во внеурочное время и недостаточное пребывание на свежем воздухе. Уроки физической культуры, которые проводятся 3 раза в неделю в казахстанских школах и покрывают до 40% от необходимого объёма двигательной активности. Недостаточное количество детей занимается в спортивных секциях. Особенно выраженный дефицит движения у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боранбаева Р.З., Ташенова Г.Т., Демеубаева Д.М., Манжуова Л.Н., Елибаев Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY OF PUPILS IN ALMATY

The purpose of the work is to assess the volume of motor activity of students. A questionnaire survey was conducted for 1156 schoolchildren aged 6 to 17 years of secondary schools in Almaty. A low level of motor activity of schoolchildren during extracurricular hours and insufficient stay in the fresh air were revealed. Physical education lessons, which are held 3 times a week in Kazakhstan schools and cover up to 40% of the required volume of physical activity. Not enough children are involved in sports clubs. Particularly pronounced lack of movement in primary school students.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Г. АЛМАТЫ»

Вестник КозНЛЛУ № I - 2020

УДК 613.7.955:616-053.6-084

Р.З. Боранбаева, ГТ. Ташенова, Д.М. Демеубаева, Л.Н. Манжуова, Б. Елибаев, А.Г. Заитова, Ч.А. Турусбеков

Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы АО Научный центр педиатрии и детской хирургии РК, г. Алматы

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Г. АЛМАТЫ

Цель работы - оценка объёма двигательной активности учащихся. Проведён анкетный опрос 1156 школьников в возрасте от 6 до 17 лет общеобразовательных школ г. Алматы. Выявлен низкий уровень двигательной активности школьников во внеурочное время и недостаточное пребывание на свежем воздухе. Уроки физической культуры, которые проводятся 3 раза в неделю в казахстанских школах и покрывают до 40% от необходимого объёма двигательной активности. Недостаточное количество детей занимается в спортивных секциях. Особенно выраженный дефицит движения у младших школьников. Ключевые слова: физическая активность, двигательная активность, школьники, физкультура

Актуальность. Стратегия развития физическои культуры и спорта предполагает включение объема двигательной активности (ДА) в число нормативных показателеи для оценки эффективности работы с населением. В связи с этим становится актуальным изучение величины объема двигательнои активности у современных школьников [1]. Исследования гигиенистов [2,3] показывают, что общая двигательная активность детеи с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим; большинство учащихся находится в статическом положении (сидя) до 85% дневного времени; у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. На учебных занятиях школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партои или учебным столом [4]. Малоподвижное положение за партои или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистои и дыхательнои. Отрицательные последствия гиподинамии проявляются так же в снижении сопротивляемости «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и развития сердечно-сосудистои недостаточности в дальнеишем. У малоподвижных детеи слабые скелетные мышцы, они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, что ведет к нарушениям осанки [5]. Известно, что физические упражнения оказывают положительное воздеиствие на все системы организма человека и благоприятно влияют на его психическое состояние. В связи с этим можно предположить, что однои из составляющих культуры здоровья является двигательная активность (ДА) отдельно взятого человека. [6]. Поэтому большое значение имеет исследования спортивного интереса детеи разного возраста и в этом нам помогают различные социологические исследования, которые включают в себя анкеты с разнообразием вопросов по разным областям жизни любого школьника. Цель исследования: Оценка объема двигательнои активности учащихся общеобразовательных школ г. Алматы.

Материал и методы: Был проведен анкетньш опрос 1156 школьников 1-11 классов (в возрасте от 6 до 17 лет) в общеобразовательных школах г. Алматы ( №15 обследовано 717 детеи, №16 - 439 детеи). При этом у учеников 1-4 классов анкетирование проводилось среди родителеи, в 511 классах на вопросы анкеты отвечали сами обучающиеся. Анкета состояла из нескольких блоков, анализирующих структуру двигательнои активности учащихся общеобразовательнои школы, которая влияет на здоровье современных школьников. Выполнено описательное эпидемиологическое исследование по изучению двигательнои активности у детеи в условиях образовательнои среды в школьных учреждениях в Алматы. По данным анкет ребенка была организована база данных

в программах MS Access и MS Excel c определением величин основных параметров соматометрии. При этом определялась средняя величина показателя (М), его ошибка (m), среднее квадратическое отклонение (б). Статистическая обработка баз данных проведена в программе SPSS.

Результаты и обсуждение: Согласно проведенному анкетированию в первом блоке вопросов, относительно физических упражнении современных школьников, утреннюю зарядку делают регулярно лишь 26,2±1,29% школьников, не делают ее вообще - 28,5±1,33% и иногда -45,3±1,46% детеи, причем мальчиков и девочек в каждои группе примерно одинаковое. Продолжительность утреннеи зарядки у 42,6±2,84% учеников составляет 5-10 минут и у 30,4±2,64% детеи - 10-20 минут. При рассмотрении физическои активности по классам можно отметить, что дети с 1го по 4 класс не делают утреннюю зарядку или только иногда. Школьники старших классов лишь - 25% выполняют утреннюю зарядку, 30 % ответили отрицательно и 45% - иногда.

Для суммарного объема двигательнои активности учитывали пешие прогулки детеи до школы и обратно. Так, добираются пешком до школы более половины школьников 55,1±1,47%, оставшиеся - на общественном (22,6±1,23%) или личном транспорте (22,3±1,23%). В разрезе классов примерно такая же ситуация т.е. пешком ходят в школу около 50% детеи, но отмечается некоторое увеличение «походов в школу пешком» в старших классах с шестого по девятьш до 61,0±3,27% и до 63,2±3,87% соответственно. Почти % часть школьников добираются до школы общественным транспортом и другая % часть школьников на личном транспорте. Достовернои разницы, зависимости от пола нет. У большинства детеи время затрачиваемое на путь от школы до дома составляет менее 10 минут - (58,7±1,96%) и 10-20 минут - (29,1±1,81%), это по-видимому, связано с расстоянием, где проживает ребенок. Так же более 20 минут пешком от дома до школы и обратно тратят дети (12,2±1,30%) живущие в другом раионе и наиболее дальнем расстоянии от школы. Таким образом, энерготраты затрачиваемые на путь от школы до дома, небольшие.

Развитие двигательных качеств, их поддержание на нормативном уровне осуществляется на уроках физическои культуры, во время самостоятельных тренировок на занятиях в спортивных секциях, кружках и т.д. Эффективность этих занятии во многом определяется рациональнои структурои и нормированием нагрузок [3,10]. Так, в инвариантнои программе среднеи школы уроки физкультуры проводятся три раза в неделю, соответственно на вопрос анкеты об их кратности 69,0±1,36% учеников ответили, что посещают эти уроки три раза в неделю и 8,5±0,8% - два раза. Не посещают их 12,3±0,97% детеи, по-видимому, по причине освобождения.

В следующем блоке вопросов относительно отношения детеи, в целом, к уроку физическои культуры, 63,9±1,42% учащихся «Хотели бы вы ежедневные уроки физкультуры», а 36,1±1,42% респондентов не желают ежедневно заниматься физкультурои. Естественно мальчиков среди

УекЫЬ КагПГШ № I - 2020

них больше (69,6±1,98%), чем девочек (58,7±2,00), вместе с тем, больше трети из всего количества детеи не желают иметь уроки физвоспитания каждый день (36,1±1,42%). В разрезе классов, наибольшая склонность к ежедневнои физическои активности у учащихся средних классов от 5-го до 10-го, с наибольшим показателем в 5-х (82,3±2,89%) и 6-х классах (69,1±3,09%). Такое же желание у детеи начального звена, например в 3-х классах (77,8±9,80), но количество респондентов младших классов существенно ниже. Почти в два раза снижение желания уроков физкультуры у выпускного 11 класса (33,8±5,5), что возможно связано с подготовкои к итоговому тестированию. На вопрос относительно продолжительности занятии по физическои активности помимо уроков физкультуры в

школе (танцами, фитнесс-зал, бассеин) чуть более половины школьников ответили от 1-3 часов (52,6±1,48), около трети - ответили, что не занимаются вообще (34,2±1,40) и остальные дети занимаются 4-6 часов, причем мальчики (9,4±1,25) активнее девочек (6,5±1,01%). При рассмотрении в разрезе классов начального звена до пятого класса включительно 40-47% детеи не занимаются физическими упражнениями и столько же занимаются от 13 часов в неделю. С 5-го класса процент школьников занимающихся от 1-3 часов в неделю в течение недели упражнениями, в целом, увеличивается с шестого по одиннадцать^ классы - 46,5±5,92% до 53,3±3,57%, от 4-6 часов - 4,5±1,39% в 6-7 классах и 11,7±2,60% в 9-11 классах (рисунок 1).

Рисунок 1 - Продолжительность регулярной физической активности (в часах) в неделю, помимо уроков физкультуры по классам

Со слов родителеи, в начальнои школе, примерно каждыи третии (29,6±1,76%) - более 3 часов, 1-2 часов - 41,6±1,90% и менее часа - 28,8±1,74% учеников начальнои школы. Рекомендуемое нормативное время (не менее двух часов) отмечается, таким образов только у трети детеи. Длительность пребывания детеи на свежем воздухе увеличивается в выходные дни. Так, более половины (55,3±1,93%) детеи как мальчиков, так и девочек, проводят на улице более 3-х часов. При этом отмечено, что дети предпочтительно (43,1±1,89%) играют во дворе катаясь на велосипеде, скеитборде и самокате. Пешими прогулками занимаются 20,3±1,54% школьников, спортивными играми чаще занимаются мальчики (28,3±2,58%) чем девочки (13,4±1,75%).

Наиболее информативным, обьективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина сердечных сокращении (ЧСС). По данным литературы, для получения общеукрепляющего оздоровительного эффекта необходимы физические нагрузки с интенсивностью по ЧСС выше 90-100 уд./мин., а для повышения функциональных возможностеи сердечно-сосудистои и дыхательнои систем - не ниже 130 уд./мин [11].

На уточняющии вопрос о параметрах объема двигательнои активности при занятиях в системе дополнительного образования и при самостоятельных занятиях физическими упражнениями - «Сколько днеи за последнюю неделю Вы были физически активны в течение 1 часа и более, когда Вы почувствовали учащенное сердцебиение и дыхание?" большее количество детеи составили те, что редко «реально физически активны», в основном, от 1-3 днеи: а именно три дня - 20±1,18%; два дня - 16,5±1,09% и один день -17,5±1,12% школьников. Учитывая, что более половины школьников не посещают спортивные кружки, можно сделать вывод, что дети бывают физически активны с ощущением сердцебиения от 1-3 днеи только на уроках физическои культуры.

К сожаленью, 17,6±1,12% детеи совсем не были активны физически или не настолько, чтоб испытывать сердцебиения и учащенное дыхание. Отрадно, что хоть 10% (10,1±0,89%) детеи испытывают это состояние семь раз в

(15,2±1,06%) и три раза в Треть детеи занимаются или не занимаются вообще

неделю и 9,1% (10,1±0,89%) детеи - четыре раза в неделю, скорее всего, за счет посещения спортивных кружков и тренировок, (одинаково как мальчики, так и девочки) и очень малыи процент детеи, которые каждыи день «проводят время на улице, активно двигаясь и играя», т.е ежедневно испытывая учащенное сердцебиение и дыхание. Следующии вопрос касался интенсивности физическои активности, в плане укрепления тонуса мышц (отжимания, приседания или поднятия веса). Получили, примерно аналогичную картину, как в предыдущем вопросе, интенсивно занимаются два неделю (15,7±1,07%).

недостаточно (23,0±1,24%) (15,2±1,06%). При сравнении активности тренировок по полу, мальчики занимаются ежедневно несколько чаще девочек (12,8±1,43% и 9,8±1,20% соответственно). При этом, выполняют упражнения на растяжку мышц 20,7±1,19% школьников и делают это три раза в неделю, два раза в неделю - 17,2±1,11%, такая регулярность связана, скорее всего, с посещением спортивных секции. Не занимаются вообще растяжкои - 22,6±1,23% детеи и один раз в неделю 15,2±1,06% детеи. Совсем небольшое количество детеи тренируются на растяжку чаще от 4-6 днеи (7,5±0,77% -2,2±0,43%).

В целом ряде исследовании экспериментально доказано положительное влияние систематических занятии спортом на уровень функционирования ведущих физиологических систем организма различных категории людеи, в том числе и детеи школьного возраста [ 7,12,13] .

На вопрос, «Занимаетесь ли Вы спортом?» положительно ответили -62,4±1,43% детеи, из них девочки учащиеся 1-11 классов ответили «да» в 54,3±2,03% случаев, в свою очередь у мальчиков этот ответ был значительно чаще 71,4±1,94% (Р<0.05).

Анализ отношения к спорту детеи разного пола и возраста подтверждали общую известную ситуацию, что в целом мальчиков в спорте больше, чем девочек и увеличение их числа имело тенденцию к увеличению, начиная с 4 класса обучения по 10 классе. Число занимающихся спортом снижалось в 11 классе и связано, по-видимому, с

WW

Вестник КозНЛЛУ № I - 2020

подготовкой к ЕГЭ. У девочек, число занимающихся спортом

было постоянным и не зависло от возраста (рисунок 2).

Рисунок 2 - Распределения школьников, занимающихся в спортивных кружках по полу и классу

Среди школьников, занимавшихся спортом, мальчики, в основном, увлекались спортивными играми (36,7%) и единоборствами (32,2%), девочки же отдавали предпочтение циклическим и скоростно-силовым видам (33,6%) и сложено-координационным видам спорта (28,0%), не оставляя без внимания спортивные игры (23,7%). В Западных странах процент детеи занимающихся в спортивных кружках детеи составляет, не менее 80 % [3]. Свободное время в выходные дни школьники в 42,1±1,46% случаев проводят с родителями по хозяиству. Занимаются спортом, подвижными играми на воздухе лишь 12,8±0,99% детеи. Школа 16,1±1,09% тратят это выходные на видео и компьютерные игры и др., а не на активныи отдых. В половине случаев (54,4±1,47%) физическая активность школьников в каникулярное время увеличивается, при этом

мальчики несколько активнее (59,9±2,10%), чем девочки (49,3±2,03%). Почти у трети респондентов (33,2±1,39%),) физическая активность не изменяется, как у девочек (35,2±1,94%),), так и у мальчиков (31,1±1,98%). Физическая активность школьников в каникулярное время в разрезе классов примерно одинакова и не имеет четкои тенденции. Однозначно во всех классах повышается у большинства учеников любого класса (от 51,3 до 70,5%), кроме 9-го и 11-го классов, что связано, скорее всего, с выпускными экзаменами. В тоже время примерно у трети и более обучающихся, одинаково во всех классах, двигательная активность не меняется, у 10% и менее даже снижается, что не совсем желательно (рисунок 3).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

70,6

50 50

17,6

33,7

62,9

56,4

61,7

3,4 fi~L

41,3 42,7

1 кл. 2 кл 3 кл. 4 кл. 5 кл 6 кл 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. не изменяется увеличивается П снижается Рисунок 3 - Распределение школьников по физической активности в каникулярное время по классам

Заключение: Уровень привычнои физическои активности у школьников наименьшая, особенно у детеи, не занимающихся спортом. У детеи подросткового возраста в суточном бюджете времени преобладают статические виды деятельности. Выявлена низкая ДА школьников во внеучебное время и недостаточное пребывание на свежем воздухе. Только половины детеи (54,3±2,03%) занимается в спортивных секциях, что недостаточно. Особенно выраженныи дефицит движения у младших школьников -16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. У школьников 6-8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго. Дети, поступающие в первыи класс, ограничены в удовлетворении потребности в двигательнои активности. Видимо, это связано с периодом адаптации к новым (учебным) нагрузкам, и, возможно, эти нагрузки избыточны [6].

Во 2-4 классах время на активныи отдых увеличивается, но при отсутствии целенаправленного формирования культуры здоровья недельные объемы двигательнои

активности не нарастают. Ограничения двигательнои активности у старших детеи (37,6±1,43%), связанные с режимом обучения и перегруженностью учебнои программы, отсутствием систематических и достаточных занятии физическими упражнениями. Современные школьники, жители крупного города, не выполняют норму суточнои двигательнои активности, если не занимаются дополнительно спортом или танцами. Немного улучшает ситуацию дополнительная двигательная активность с повышеннои интенсивностью - занятия физическои культурои на уроках (гимнастика, бег, подвижные игры). Но за 45 минут урока физкультуры никто из учеников не успевает выполнить большое количество шагов (в среднем выполняют около 2000 шагов, при среднеи норме в день 10 000).

Уроки физическои культуры, которые проводятся 3 раза в неделю в казахстанских школах и покрывают до 40 процентов от необходимого для развития объема двигательнои активности. Вероятно, наиболее адекватным в современных условиях будет развитие программ

VeStnik KQzfimU № I - 2020

дополнительного образования, в рамках которых идет работа по развитию спортивных школ, спортивных секции на базе общеобразовательных школ, развитие занятии по месту жительства.

Гипокинезия, обусловленная приготовлением домашних задании, длительным просмотром телевизионных передач и занятиями за компьютером, сокращает продолжительность прогулок на свежем воздухе и время сна. Это может

приводить к возникновению функциональных изменении состояния органов, систем организма и обострению ряда хронических заболевании. Следовательно, настоятельнои необходимостью является разработка и внедрение профилактических мер, направленных на повышение ДА современных школьников и предупреждение отклонении в состоянии их здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРА!

1 Д.Д.Панков Руководство по школьной медицине. 4 Клинические основы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.

2 Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н. Гигиенические 5 основы формирования культуры здорового образа

жизни школьников // Гигиена и санитария. - 2017. -№96(5). - С. 463-466. 6

3 Двигательная активность детеи и подростков. URL: http://elhoz.ucoz.com/index/dvigatelnaja_aktivnostdetej_i_p odrostkov

Кучма В.Р. Гигиена детеи и подростков: учебник для вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 480 с. М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. Возрастная физиология (физиология детского возраста). - М.: Академия, 2008. -416 с.

Гузик Е.О., Гресь Н.А., Сидукова О.Н. Гигеническая оценка факторов среды, определяющих здоровье школьников // Вопросы школьнои и университетскои медицины и здоровья. - 2014. - №2. - С. 43-45.

Р.З. Боранбаева, Г.Т. Ташенова, Д.М. Демеубаева, Л.Н. Манжуова, Б. Елибаев, А.Г. Заитова, Ч.А. Турусбеков

Иазац улттыцуниверситетi Эл-Фараби, Алматы «Педиатрия жэне балалар хирургиясы гылыми орталыгы» АИ, Алматы ц

АЛМАТЫДА ОЦУШЫЛАРДЫН, ФИЗИКАЛЬЩ ЦЫЗМЕТ1

ТYЙiн: Кыскаша мазмуны: Жумыстыц максаты -окушылардыц мотор белсендштнщ келемш багалау. Алматы каласындагы орта мектептердщ 6-дан 17 жас;а дешнп 1156 окушысына сауалнама журпзшдъ Сыныптан тыс уакытта окушылардыц козгалыс белсендiлiгiнiц темен децгеИi жэне таза ауада жеткШкйз болу аныкталды. Каза;стан мектептерiнде аптасына 3 рет етгазшетш жэне

дене шынык;тырудыц ;ажетт K0лемiнiц 40% -ын ;амтитын дене шыньщтыру саба;тары. Спорт клубтарына балалар жетгалшйз. Эсiресе бастауыш сынып окушыларында к;озгалыс жетiспеушiлiгi баИ;алады.

ТYЙiндi сездер: дене шынык;тыру дене белсендiлiгi, мектеп окушылары, дене тэрбиесi

R.Z. Boranbaeva, G.T. Tashenova, D.M. Demeubayeva, L.N. Manzhuova, B. Elibaev, A.G. Zaitova, Ch.A. Turusbekov

Kazakh National University Al-Farabi, Almaty JSC Scientific Center of Pediatrics and Pediatric Surgery of the Republic of Kazakhstan, Almaty

PHYSICAL ACTIVITY OF PUPILS IN ALMATY

Resume: The purpose of the work is to assess the volume of motor activity of students. A questionnaire survey was conducted for 1156 schoolchildren aged 6 to 17 years of secondary schools in Almaty. A low level of motor activity of schoolchildren during extracurricular hours and insufficient stay in the fresh air were revealed. Physical education lessons, which are held 3 times a

week in Kazakhstan schools and cover up to 40% of the required volume of physical activity. Not enough children are involved in sports clubs. Particularly pronounced lack of movement in primary school students.

Keywords: physical activity, physical activity, schoolchildren, physical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.