Научная статья на тему 'Использование малых форм физического воспитания в профилактике нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников'

Использование малых форм физического воспитания в профилактике нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
543
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОРГАН ЗРЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЛЬМОТЕКА / ЗАРЯДКА / ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ / SCHOOL CHILDREN / VISUAL ORGAN / PHYSICAL ACTIVITY / OPTIMIZATION / SMALL FORMS OFPHYSICAL TRAINING / FILM LIBRARY / PHYSICAL EXERCISE / PHYSICAL EXERCISE MINUTE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мирская Наталия Борисовна, Синякина А. Д., Коломенская А. Н.

Одной из актуальных проблем охраны здоровья детей является проблема предотвращения нарушений их зрения. Из комплекса факторов, влияющих на эту функцию, требует рассмотрения двигательная активность. Цель изучение основных видов двигательной активности младших школьников, необходимых для сохранения и укрепления зрения. Проведено анкетирование родителей 384 младших школьников Москвы. Специально разработанная авторами анкета содержала вопросы, касающиеся основных видов двигательной активности школьников, от которых зависит состояние их зрения. Основным видом двигательной активности большинства младших школьников (96,9%) являются только уроки физкультуры в школе. Среди младших школьников только 7,8% каждый день делают утреннюю зарядку, 13,5% постоянно используют физкультминутки в перерывах между учебными занятиями дома, 7,3% постоянно делают специальные упражнения для глаз во время занятий на компьютере и просмотре телепередач; не включают специальные упражнения для глаз в комплексы утренней зарядки 94,3% и физкультминуток 88,5%. Среди учащихся, имеющих рефракционные нарушения и заболевания глаз, не занимаются коррекцией этих состояний на занятиях по ЛФК 95,3%, по рекомендации врача самостоятельно 88%. О существовании специальных упражнений для глаз не информированы 3-5% родителей. Недостаточная двигательная активность младших школьников ряда общеобразовательных школ Москвы негативно влияет на состояние их зрения и нуждается в оптимизации за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания. Для этого авторами в качестве современной информационной технологии предложено создание фильмотеки зарядок и физкультминуток для ежедневного использования на уроках, посредством трансляции в классе на экране с помощью видеосредств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мирская Наталия Борисовна, Синякина А. Д., Коломенская А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of small form of physical training in prevention of violations and diseases of the eye in schoolchildren

Introduction One of the actual healthcare problems of children is the problem of prevention of the violations of their vision. Out of the complex of factors that affect this function, it is necessary to consider motor activity. Aim The study of the main types of motor activity of schoolchildren needed to preserve and improve the vision. Patients and methods There was performed a survey of 384 parents of schoolchildren in Moscow. Specially developed by the authors questionnaire contained questions relating to the main types of motor activity of pupils that affect the state of their vision. Results The main type of motor activity in the majority of schoolchildren (96.9%) are the only physical exercise classes at school. Among schoolchildren: every day 7.8% do morning exercises, 13.5% regularly use “physical exercise minutes” between training sessions at home, 7.3% constantly do special exercises for eyes during working on the computer and watching television; 94.3% and 88.5% do not include special exercises for eyes in the morning exercises complexes and “physical exercise minutes” correspondingly. Among students with refractive disorders and diseases of the eye, 95.3% are not engaged in the correction of these states in the classroom for physical therapy, 88% on the recommendation of a doctor on their own. 3-5% of the parents are not informed about the existence of special exercises for the eyes. Conclusion Motor activity of schoolchildren of a number of secondary schools in the city of Moscow has significant shortcomings that negatively affect the state of their vision and needs to be optimized, which from the point of view of the authors, should include increasing motor activity through the use of small forms of physical training in the mode of the day. To do this, the authors as a modern information technology suggested the creation of film library of physical exercises and “physical exercise minutes” for daily use in the classroom, through the translation in the classroom on the screen using the video equipment.

Текст научной работы на тему «Использование малых форм физического воспитания в профилактике нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников»

©КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:617.7-084

Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», 119021, Москва, Россия

Одной из актуальных проблем охраны здоровья детей является проблема предотвращения нарушений их зрения. Из комплекса факторов, влияющих на эту функцию, требует рассмотрения двигательная активность. Цель - изучение основных видов двигательной активности младших школьников, необходимых для сохранения и укрепления зрения. Проведено анкетирование родителей 384 младших школьников Москвы. Специально разработанная авторами анкета содержала вопросы, касающиеся основных видов двигательной активности школьников, от которых зависит состояние их зрения. Основным видом двигательной активности большинства младших школьников (96,9%) являются только уроки физкультуры в школе. Среди младших школьников только 7,8% каждый день делают утреннюю зарядку, 13,5% постоянно используют физкультминутки в перерывах между учебными занятиями дома, 7,3% постоянно делают специальные упражнения для глаз во время занятий на компьютере и просмотре телепередач; не включают специальные упражнения для глаз в комплексы утренней зарядки 94,3% и физкультминуток 88,5%. Среди учащихся, имеющих рефракционные нарушения и заболевания глаз, не занимаются коррекцией этих состояний на занятиях по ЛФК 95,3%, по рекомендации врача самостоятельно 88%. О существовании специальных упражнений для глаз не информированы 3-5% родителей. Недостаточная двигательная активность младших школьников ряда общеобразовательных школ Москвы негативно влияет на состояние их зрения и нуждается в оптимизации за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания. Для этого авторами в качестве современной информационной технологии предложено создание фильмотеки зарядок и физкультминуток для ежедневного использования на уроках, посредством трансляции в классе на экране с помощью видеосредств.

Ключевые слова: младшие школьники; орган зрения; двигательная активность; оптимизация; малые формы физического воспитания; фильмотека; зарядка; физкультминутки.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(5): 98-102.

Mirskaya N.B., Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N. THE USE OF SMALL FORM OF PHYSICAL TRAINING IN PREVENTION OF VIOLATIONS AND DISEASES OF THE EYE IN SCHOOLCHILDREN

Scientific Research Institute of Public Health and Health Management of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 119021, Moscow, Russian Federation

Introduction One of the actual healthcare problems of children is the problem of prevention of the violations of their vision. Out of the complex of factors that affect this function, it is necessary to consider motor activity. Aim The study of the main types of motor activity of schoolchildren needed to preserve and improve the vision. Patients and methods There was performed a survey of384 parents of schoolchildren in Moscow. Specially developed by the authors questionnaire contained questions relating to the main types of motor activity of pupils that affect the state of their vision. Results The main type of motor activity in the majority of schoolchildren (96.9%) are the only physical exercise classes at school. Among schoolchildren: every day 7.8% do morning exercises, 13.5% regularly use "physical exercise minutes" between training sessions at home, 7.3% constantly do special exercises for eyes during working on the computer and watching television; 94.3% and 88.5% do not include special exercises for eyes in the morning exercises complexes and "physical exercise minutes" correspondingly. Among students with refractive disorders and diseases of the eye, 95. 3% are not engaged in the correction of these states in the classroom for physical therapy, 88% on the recommendation of a doctor on their own. 3-5% of the parents are not informed about the existence of special exercises for the eyes. Conclusion Motor activity of schoolchildren of a number of secondary schools in the city of Moscow has significant shortcomings that negatively affect the state of their vision and needs to be optimized, which from the point of view of the authors, should include increasing motor activity through the use of small forms ofphysical training in the mode of the day. To do this, the authors as a modern information technology suggested the creation offilm library of physical exercises and "physical exercise minutes" for daily use in the classroom, through the translation in the classroom on the screen using the video equipment.

Key words: schoolchildren; visual organ; physical activity; optimization; small forms ofphysical training; film library; physical exercise; physical exercise minute.

Received 20.03.14

Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(5): 98-102. (In Russ.)

Введение

Многочисленными исследованиями доказано, что физические нагрузки и двигательная активность улучшают функционирование практически всех органов и систем организма, включая и орган зрения (ОЗ). Это

Для корреспонденции: Мирская Наталия Борисовна, [email protected]

For correspondence: Mirskaya Natalya, [email protected].

происходит вследствие улучшения обмена веществ, усиления вентиляции легких, кровоснабжения мозга и других органов.

Существуют возрастные гигиенические нормы суточной двигательной активности для детей и подростков [1].

Одним из последствий эволюции и научно-технического прогресса стало снижение физической активности человека. Это отразилось и на современных учащихся общеобразовательных учреждений. Так, при поступле-

Таблица 1

Виды двигательной активности младших школьников Москвы (распространенность на 100 опрошенных)

Показатель 1-е классы (п = 82) 2-е классы (п = 100) 3-е классы (п = 106) 4-е классы (п = 96) Всего (п = 384)

Уроки физкультуры в школе 97,6 94,0 96,3 100,0 96,9

Утренняя зарядка 56,1 52,0 45,2 48,0 50,0

Физкультминутки 53,7* 38,0* 39,6 33,3* 40,6

Занятия в спортивной секции 31,7 42,0 30,2 33,3 34,4

Занятия танцами 34,1* 30,0 17,0* 16,7* 24,0

Занятия спортом 7,3 6,0 13,2 12,5 9,9

самостоятельно

Примечание. * - различие статистически достовернор (1-2 кл.) < 0,05;р (1-3 кл.) < 0,05; р (1-4 кл.) < 0,05.

нии ребенка в школу объем его суточной двигательной активности сокращается примерно на 50% по сравнению с тем, что было в дошкольные годы. Произвольная двигательная активность (ходьба, бег, игры) у младших школьников занимает всего 18-19% от суточной потребности их движения. До 80-82% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении внутри помещения.

Основной формой физического воспитания школьников продолжают оставаться уроки физкультуры, которые компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 10-15%. Существующая программа физического воспитания в школе, даже при наличии 3-го урока физкультуры, не обеспечивает гармоничного физического развития и не компенсирует гипокинезию, которой страдает большинство детей школьного возраста [2-5].

Гипокинезия обозначает ограничение объема двигательной активности, связанное с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни. Она вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям [6].

Результаты клинико-эпидемиологических исследований свидетельствуют о недостатке двигательной активности у современных школьников, что является одним из факторов риска предпатологических и патологических состояний их ОЗ [7, 8].

Выявленная нами высокая распространенность функциональных нарушений и начальных форм заболеваний ОЗ (47%) у младших школьников ряда общеобразовательных школ Москвы явилась предпосылкой изучения их двигательной активности [9, 10].

Материалы и методы

С целью изучения двигательной активности младших школьников нами была разработана анкета для их родителей. Методом сплошного опроса было опрошено 384 их родителя.

Особенности двигательной активности учащихся оценивали по следующим позициям: делает ли ребенок утреннюю зарядку, включены ли в комплекс утренней зарядки специальные упражнения для глаз; посещает ли ребенок уроки физкультуры в школе, спортивные секции, танцевальный кружок, занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) с целью улучшить зрение; выполняет ли ребенок упражнения, рекомендованные врачом при нарушениях зрения самостоятельно; занимается ли ре-

Таблица 2

Наличие в двигательном режиме младших школьников Москвы утренней зарядки и частота ее проведения (распространенность на 100 опрошенных)

Показатель 1-е классы (п = 82) 2-е классы (п = 100) 3-е классы (п = 106) 4-е классы (п = 96) Всего (п = 384)

Наличие утренней зарядки:

да 56,1 52,0 45,2 48,0 50,0

нет 43,9 48,0 54,7 52,1 50,0

Частота проведения утренней зарядки:

каждый день 14,6 4,0 7,5 6,3 7,8

через день 4,9 6,0 1,9 2,1 3,6

2 раза в неделю 7,3 6,0 9,4 6,3 7,3

очень редко 29,3 36,0 26,4 33,3 31,3

бенок самостоятельно спортом; использует ли ребунок в перерывах между учебными занятиями дома физкультминутки, включены ли в комплекс этих физкультминуток специальные упражнения для глаз; делает ли ребенок специальные упражнения для глаз во время занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач, а также каковы частота и кратность указанных занятий (всего 9 вопросов и 34 варианта ответов).

Результаты и обсуждение

Результаты анкетного опроса родителей, представленные в табл. 1, показали, что основным видом двигательной активности младших школьников являются уроки физкультуры в школе (96,9%).

Далее по распространенности следует утренняя зарядка, которой занимаются 50% младших школьников. Среди них в 1-х и 2-х классах в 1,6 раза больше девочек, чем мальчиков (70% против 42,8% и 64% против 40% соответственно). В 3-х и 4-х классах число девочек, делающих по утрам зарядку, уменьшается до 42,2 и 49,9%, их становится почти столько же, сколько и мальчиков. Однако всего лишь 7,8% проводили утреннюю зарядку каждый день, большая же часть учащихся (31,3%) делает ее очень редко (табл. 2).

Во время утренней зарядки только 5,2% младших школьников выполняют специальные упражнения для глаз. Из них 0,5% постоянно и 4,7% - иногда (табл. 3).

Таблица 3

Включение в утреннюю зарядку младших школьников Москвы специальных упражнений для глаз и частота их выполнения(распространенность на 100 опрошенных)

Показатель 1-е классы 2-е классы 3-е классы 4-е классы Всего

(п = 82) (п = 100) (п = 106) (п = 96) (п = 384)

Включение специальных упражнений для глаз в утреннюю зарядку:

да 4,9

нет 85,4

не знаю о таких 9,8 упражнениях

Частота выполнения:

постоянно 0

иногда 4,9

4,0 96,0 0

2,0 2,0

11,3 86,8

I,9

0

II,3

2,1

89,6

8,3

0 2,1

5,2 89,6 4,7

0,5 4,7

Таблица 4

Наличие в двигательном режиме младших школьников Москвы домашних физкультминуток и частота их выполнения (распространенность на 100 опрошенных)

1-е классы 2-е классы 3-е классы 4-е классы Всего

(п = 82) (п = 100) (п = 106) (п = 96) (п = 384)

Наличие в двигательном режиме домашних физкультминуток:

да 53,7* 38,0* 39,6 33,3* 40,6

нет 39,0 56,0 54,7 58,3 52,6

не знаю 7,3 2,0 5,7 8,3 5,7

Частота проведения

домашних

физкультминуток:

постоянно

иногда

17,1 36,6*

16,0 22,0*

11,3 28,3

10,4 22,9*

13,5 27,1

Примечание. * - различие статистически достоверно р (1-2 кл.) < 0,05; р (1-4 кл.) < 0,05.

На 3-м месте среди представленных в табл.1 видов двигательной активности оказались физкультминутки, которые используют для кратковременного отдыха, в том числе от зрительных нагрузок, во время учебных занятий дома 40,6% учащихся. Среди них в 1-х и 2-х классах в 1,5 раза больше девочек (65 и 48% соответственно), а в 3-х классах - в 2 раза больше мальчиков (50%).

С возрастом число детей, делающих физкультминутки, достоверно уменьшается - с 53,7% в 1-х классах до 33,3% в 4-х (р<0,05; см. табл.1 и 4). Кроме того, постоянно проводят физкультминутки всего лишь 13,5% школьников. По сравнению с первоклассниками во 2-х и 4-х классах эта разница достоверна (36,6% против 22 и 22,9% соответственно; р<0,05).

Специальные упражнения для глаз включают в комплексы своих физкультминуток только 11,5% школьников, причем постоянно лишь 2,1%, а иногда 9,4% (табл. 5).

Из представленных в табл. 1 данных следует, что в спортивных секциях занимаются 34,4% учащихся. Среди них более чем в 2 раза больше мальчиков, чем девочек (46,2% против 19,8% соответственно). И такое соотношение сохраняется во всех классах. Занятия танцами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Включение в домашние физкультминутки младших школьников Москвы специальных упражнений для глаз и частота их выполнения (распространенность на 100 опрошенных)

Показатель 1-е классы (п = 82) 2-е классы (п = 100) 3-е классы (п = 106) 4-е классы (п = 96) Всего (п = 384)

Включение специальных упражнений для глаз в домашние физкультминутки:

да 9,7 8,0 11,3 16,7 11,5

нет 87,8 84,0 84,9 77,1 83,3

не знаю о таких 2,4 8,0 3,8 6,3 5,2

упражнениях Частота выполнения: постоянно иногда

2,4 7,3

2,0 6,0

1,9 9,4

2,1 14,6

2,1

9,4

Примечание. * - различие статистически достовернор (1-2 кл.) < 0,05; р (1-4 кл.) < 0,05.

Таблица 6

Проведение специальных упражнений для глаз при работе за компьютером и просмотре телепередач младшими школьниками Москвы и частота их выполнения (распространенность на 100 опрошенных)

Показатель 1-е классы 2-е классы 3-е классы 4-е классы Всего

(п = 82) (п = 100) (п = 106) (п = 96) (п = 384)

Проведение специальных упражнений для глаз при работе за компьютером и просмотре телепередач:

да

нет

не знаю о таких упражнениях

Частота выполнения:

постоянно

иногда

7,3 4,0 11,3 6,3 7,3

87,8 92,0 86,8 91,7 89,6

4,9 4,0 1,9 2,1 3,1

2,4 0 1,9 0 1,0

4,9 4,0 9,4 6,3 6,3

посещают 24% младших школьников. Этим занятиям в большей степени отдают предпочтение девочки 1-х и 2-х классов (40 и 36% соответственно). Однако с возрастом число учащихся, занимающихся танцами, достоверно уменьшается - от 34,1% в 1-х классах до 16,7% в 4-х (р <0,05), т.е. в 2 раза.

Из указанных видов двигательной активности наименьшую распространенность имеют занятия спортом самостоятельно (9,9%). В 1-х классах эти занятия предпочитают одни девочки (15%), а в 4-х классах - почти одни мальчики (19,5%).

Всего лишь 7,3% младших школьников делают специальные упражнения для глаз при занятиях на компьютере и просмотре телепередач, причем только 1% постоянно, а 6,3% иногда (табл. 6).

Оказалось, что от 3 до 5% родителей младших школьников не информированы о существовании специальных упражнений для глаз в зависимости от различных видов зрительной деятельности (см. табл. 3, 5, 6).

Среди учащихся, имеющих нарушения и заболевания со стороны ОЗ, подавляющее большинство не посещают специальные занятия по ЛФК (95,3%) и не выполняют рекомендованные врачом корригирующие упражнения для глаз самостоятельно (88%).

Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что двигательная активность младших школьников в г. Москве имеет существенные недостатки, негативно влияющие как на состояние их ОЗ, так и на здоровье в целом.

В связи с этим двигательная активность учащихся, главным образом не занимающихся в спортивных секциях, с нашей точки зрения, должна включать в себя повышение физической нагрузки за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания. Это проведение утренней зарядки, подвижных игр, прогулок и физкультминуток, как в условиях школьного обучения, так и во внеурочное время. Проведение утренней зарядки, подвижных игр и физкультминуток на уроках и переменах является эффективным способом профилактики негативных последствий зрительных нагрузок [7, 11].

Правильное место физкультминутки на уроке может определить только сам учитель. Важно, чтобы при планировании урока он четко представлял вид и степень утомления учащихся в течение его проведения.

Содержание и структура урока диктуют не только время проведения, но и вид физкультминутки. Важное место в уроке занимают физкультминутки для глаз, комплексы упражнений для которых разрабатываются с учетом определенных видов зрительной деятельности. Назначение этих упражнений - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении данной операции, и, наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка [8, 11-15]. В процессе расслабления глазных мышц улучшается кровообращение, восстанавливаются функциональные свойства сетчатки глаза, повышается острота зрения и другие зрительные функции [7, 11-13, 16].

Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и систематического применения [8, 11, 12, 16].

Организация на базе школы занятий ЛФК делает их удобными и доступными для школьников с выявленными нарушениями ОЗ, что является положительной мотивацией для занятий по предлагаемым комплексам упражнений.

Кроме занятий ЛФК, в школе необходимо применять домашние задания с предварительным их разучиванием на занятиях и последующей проверкой выполнения. Метод домашних заданий как связующий элемент ЛФК на занятиях в школе и семье позволяет повысить качество выполнения ребенком упражнений для глаз, предупредить возникновение, приостановить и исправить уже имеющиеся нарушения со стороны ОЗ.

Благотворно влиять на состояние глаз при различных оптических нарушениях и способствовать их стабилизации могут занятия спортом, но они же могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на ОЗ и привести к осложнениям. Все зависит от степени нарушения, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок [5]. С учетом результатов проведенных исследований нами сформированы комплексы упражнений для глаз с целью ежедневного их выполнения во время утренней зарядки и физкультминуток в школе и дома [17, 18].

Проведение зарядки и физкультминуток входит в обязанность учителя и является одним из компонентов их деятельности по сбережению здоровья школьников. В рамках реализации программы двигательной активности школьника, совместно с педагогическим коллективом базовой СОШ №539 ЮЗАО Москвы в качестве современной информационной технологии нами было предложено создание фильмотеки зарядок и физкультминуток для ежедневного использования на уроках, посредством трансляции в классе на экране с помощью видеосредств [19].

С помощью данной технологии становится возможным:

Обеспечить многообразие коротких комплексов упражнений для предоставления возможности их варьирования.

Использовать различные упражнения, направленные на все группы мышц, включая глазные, испытывающие основную, в том числе и зрительную, нагрузку.

Каждый комплекс сделать привлекательным для детей и удобным для учителя.

Использовать упражнения в домашних условиях благодаря размещению отдельных комплексов на сайте школы.

Обеспечить учителей удобным инструментом для проведения зарядок и физкультминуток на уроках, что решает задачу оптимизации труда педагога.

Активно использовать фильмотеку педагогами, особенно младших классов.

Повысить мотивацию учащихся и осознанность ими своих действий при выполнении упражнений.

Хорошо освоить тот или иной комплекс большим числом детей.

Информировать родителей о том, как их дети включаются в работу по выполнению упражнений.

Заключение

Двигательная активность младших школьников ряда общеобразовательных школ Москвы имеет существенные недостатки, негативно влияющие на состояние их ОЗ, и нуждается в оптимизации, направленной на повышение двигательной активности за счет использования в режиме дня малых форм физического воспитания. Для этого нами в качестве современной информационной технологии предложено создание фильмотеки зарядок и физкультминуток для ежедневного использования на уроках, посредством трансляции в классе на экране с помощью видео средств.

Литер атур а

1. Сухарев А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М.; 1972.

2. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Прусов П.К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков. Гигиена и санитария. 2002; 3: 52-5.

3. Поляков С.Д. Формирование здоровья детей средствами лечебной физкультуры и спорта. Права ребенка. 2003; 1: 42-3.

4. Брязгунов И.П. О пользе физической активности. Здоровье детей. 2004; 3: 10-2.

5. Авдеева Т.Г., Виноградова Л.В. Введение в детскую спортивную медицину. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.

6. Виноградова Л.В. Влияние различных видов двигательной активности на состояние здоровья и морфофункциональ-ные особенности учащихся первых классов г. Смоленска: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Смоленск; 2004.

7. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Новосибирск: Наука; 1991.

8. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с рефракционными нарушениями и заболеваниями глаз. Школа здоровья. 2012; 1: 41-51.

9. Синякина А.Д., Коломенская А.Н., Мирская Н.Б. Заболевания органа зрения младших школьников Москвы и их профилактика. В кн.: Сборник материалов XVII Саммита педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М.; 2013: 583.

10. Синякина А., Коломенская А., Мирская Н. Заболевания органа зрения и их профилактика у школьников. В кн.: Сборник материалов XVII Саммита педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии". Москва; 2013: 67.

11. Шальгинова В.И. Профилактика нарушений зрения у младших школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск; 2000.

12. Бейтс Г.У, Корбетт М.Д. Улучшение зрения без очков. 1968.

13. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: факторы риска и системы оздоровления. М.: Советский спорт; 1995.

14. Санитарные правила СП 2.4.2. 782-99. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. М.; 1997.

15. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М.: Аспект Пресс; 2000.

16. Марчук С.А. Профилактика нарушений зрения студентов педагогических вузов средствами оздоровительно-коррек-ционной гимнастики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ека-тринбург; 2004.

17. Мирская Н.Б., ред. Целебная сила движений. Физкультминутки и подвижные игры в школе. М.: Чистые пруды; 2006.

18. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Глазки закрываем - глазки открываем: Час ЛФК. Здоровье детей. 2013; 9: 19-21.

19. Макарова М.Н., Чайнова В.Н., Мирская Н.Б. Смотри и выполняй. Фильмотека зарядок и физкультминуток. Здоровье детей. 2013; 7: 14-6.

References

1. Sukharev A.G. Hygienic Principles of Valuation of Motor Activity: Diss. Moscow; 1972. (in Russian)

2. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Zvezdina I.V., Yampol'skaya Yu.A., Prusov P.K. The state of health and physical activity of modern teenagers. Gigiena i sanitariya. 2002; 3: 52-5. (in Russian)

3. Polyakov S.D. Formation of children's health facilities and sports physiotherapy. Prava rebionka. 2003; 1: 42-3. (in Russian)

4. Bryazgunov I.P. The benefits of physical activity. Zdorov'e detey. 2004; 3: 10-2. (in Russian)

5. Avdeeva T. G, Vinogradova L.V. Introduction to Children s Sports Medicine[Vvedenie v detskuyu sportivnuyu meditsinu]. Moscow: GEOTAR - Media; 2009. (in Russian)

6. Vinogradova L.V. Effect of Different Types of Motor Activity on the Health and Morpho-functional Features of the First Form Pupils of Smolensk: Diss. Smolensk; 2004. (in Russian)

7. Bazarnyy V.F. Vision in Children[Zrenie u detey]. Novosibirsk: Nauka; 1991. (in Russian)

8. Rapoport I.K., Tsameryan A.P. Diagnosis, prevention and rehabilitation of students with refractive disorders and diseases of the eye. Shkolazdorov'ay. 2012; 1: 41-51. (in Russian)

9. Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N., Mirskaya N.B. Vision organ diseases and their prevention of younger schoolchildren in Moscow. In: XVII Summit of Pediatricians of Russia "Actual Problems of Pediatrics"[Sbornik materialov XVII S"ezda pediatrov Rossii "Aktual'nyeproblemy pediatrii"]. Moscow; 2013: 583. (in Russian)

10. Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N., Mirskaya N.B. Vision organ diseases and their prevention in schoolchildren. In: XVIISummit of Pediatricians of Russia "ActualProblems of Pediatrics"[Sbornik

materialov XVII S"ezda pediatrov Rossii "Aktual'nye problemy pediatrii"]. Moscow; 2013: 67. (in Russian)

11. Shal'ginova V.I. Prevention of Visual Impairment in Younger Schoolchildren Means Sports and Recreational Activities. Diss. Omsk; 2000. (in Russian)

12. Bates H.W., Corbett M.D. Improved Vision Without Glasses [Uluchshenie zreniya bez ochkov]. 1968. (in Russian)

13. Demirchoglyan G.G. Computer and Health: Risk Factors and System Recovery [Komp'yuter i zdorov'e: faktory riska i sistemy ozdorovleniya]. Moscow: Sovetskiy sport; 1995. (in Russian)

14. Sanitary Regulations SR 2.4.2. 782-99. Hygienic requirements for the training of pupils in different types of modern educational institutions. Moscow; 1997. (in Russian)

15. Kuindzhi N.N. Valueology: Ways of Formation of Students' Health [Valeologiya: Puti formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov]. Moscow: Aspect Press; 2000. (in Russian)

16. Marchuk S.A. Prevention of Violations of Pedagogical Students Recreational and Correctional Facilities Gymnastics. Diss. Ekaterinburg; 2004. (in Russian)

17. Mirskaya N.B., ed. The Healing Power Movements. Fizkult-minutki and Outdoor Games in School [Tselebnaya sila dvizheniy. Fizkul'tminutki i podvizhnye igry v shkole]. Moscow: Chiistye prudi; 2006. (in Russian)

18. Mirskaya N.B., Kolomenskaya A.N., Sinyakina A.D. Close eyes - eyes open: Hour of physiotherapy. Zdorov'e detey. 2013; 9: 19-21. (in Russian)

19. Makarova M.N., Chaynova V.N., Mirskaya N.B. Look and perform. Movie and recharges fizkultminutok. Zdorov'e detey. 2013; 7: 14-6. (in Russian)

Поступила 20.03.14

©Яценко А.К., Транковская Л.В., 2015 УДК 613.95:612.65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яценко А.К., Транковская Л.В.

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (Обзор литературы)

ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 690002, г. Владивосток, Россия

Настоящий обзор посвящен анализу современного представления о биологическом развитии как показателе здоровья. Рассмотрены работы о тенденциях биологического развития организма ребенка в условиях среды обитания, обучения и воспитания. Приведены результаты исследования показателей биологического возраста детей и подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Проанализированы научные материалы, посвященные изучению биологического развития детского населения в контексте эпохальной изменчивости. Представлены современные подходы к идентификации причин и факторов риска формирования отклонений в биологическом развитии детей и подростков.

Ключевые слова: детское население; биологическое развитие; факторы риска; эпохальная изменчивость. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(5): 102-107.

YatsenkoA.K., Trankovskaya L.V. MODERN VIEW ON CHILDREN'S BIOLOGICAL DEVELOPMENT (Aliterature review)

Pacific State Medical University, 690002, Vladivostok, Russian Federation

The present review is devoted to the modern analysis of understanding of biological development, as a health index. There are considered works about tendencies of biological development of the child's organism in the conditions of environment, training and education. There are presented results of the study of indices of biological age of children's and teenagers' residing in various regions of the Russian Federation, and also in the near-abroad and far-abroad countries. The scientific materials devoted to the study of the biological development of the children's population were analyzed in the context of epochal variability. Modern approaches to the identification of the causes and risk factors for the formation of deviations in biological development of children and teenagers are presented.

Key words: children's population; biological development; risk factors; epochal variability. Received 13.05.14

Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(5): 102-107. (In Russ.)

Для корреспонденции: Яценко Анна Константиновна, [email protected] For correspondence: Yatsenko Anna, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.