КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 613.7./955:616-053.6-084 © Р.Р. Галимов, А.Г. Муталов, 2012
Р.Р. Галимов1, А.Г. Муталов2 СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1ГБУЗ РБ «Инфекционная клиническая больница № 4», г. Уфа 2ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа
Среди управляемых факторов, влияющих на заболеваемость детей, немаловажную роль играет двигательная активность, которая обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний. В статье представлены основные сведения о состоянии двигательной активности детей подросткового возраста в современной общеобразовательной школе. Проведено анкетирование 477 учащихся средних классов и их родителей, в ходе которого анализировалась двигательная активность школьников в учебное и внеучебное время.
Ключевые слова: двигательная активность, анкетирование, дети подросткового возраста.
R.R. Galimov, A.G. Mutalov THE STATE OF PUPILS' MOTION ACTIVITY IN CONDITIONS OF MODERN EDUCATION AND UPBRINGING
Among the controllable factors affecting the incidence of children, an important role is played by physical activity that promotes normal growth and development and helps to prevent diseases. This article provides basic information on state of physical activity of teenagers in modern secondary school. 477 middle school students and their parents have undergone questionnaire, where the physical activity of pupils during school and after school hours has been analyzed.
Key words: physical activity, questioning, teenagers
Среди крупных социальных мер, проводимых в Российской Федерации, ведущими являются профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения. Приоритетными направлениями при этом являются: улучшение здоровья детей и подростков, создание для них благоприятных условий, а также повышение уровня информированности населения об основных факторах риска и путях профилактики заболеваний.
Одними из основных слагаемых комплекса таких профилактических мероприятий можно считать использование средств физического воспитания и формирование физической культуры с самого раннего возраста [2].
Преодоление негативных последствий интенсивной учебно-познавательной деятельности у школьников необходимо рассматривать как одно из звеньев общей системы физического воспитания [1,6]. В связи с этим практический интерес представляет вопрос целенаправленного развития у детей важнейших физических качеств, в том числе двигательной активности (ДА), способной снижать неблагоприятное воздействие чрезмерных учебных нагрузок на состояние здоровья школьников. Изучение состояния здоровья учащихся во взаимосвязи с физическим воспитанием является чрезвычайно важным для обоснования профилактических мероприятий и укрепления здоровья подрастающего поколения [2,7].
Несмотря на то, что изучение состояния здоровья детей в нашей стране ведется интенсивно уже многие годы, проблема роли физического воспитания и состояния ДА школьников раскрыта еще недостаточно. Особенности ДА детей подросткового возраста в современной общеобразовательной школе до сих пор не были объектом самостоятельного изучения, что послужило основанием для проведения настоящего исследования.
Под нашим наблюдением находились дети обоего пола в возрасте от 10 до 15 лет. Данный возраст относится к «критическому» периоду роста и развития, когда происходят гормональная перестройка и половое созревание, активно идут процессы становления личности и социализации ребенка [5].
С целью изучения режима дня и оценки ДА детей подросткового возраста нами была разработана анкета для родителей. Исследование проводилось с помощью методики интервьюирования сплошным статистическим методом научного исследования.
Объектом наблюдения послужила репрезентативная выборка в количестве 477 учащихся обоего пола (237 мальчиков и 240 девочек) 4-9 классов средней общеобразовательной школы Кировского района г. Уфы. Школа расположена в типовом здании, отвечающем всем гигиеническим требованиям. Анализировалась ДА современных школьников в учебное (посещение уроков физической
культуры, наличие физкультминуток и др.) и во внеучебное время (занятость детей дополнительными занятиями в спортивных секциях, танцевальных кружках и др.). Статистически значимая разница в относительных показателях между мальчиками и девочками определялась методом вариационной статистики с подсчетом критерия Стьюдента. Достоверность различия (Р) сравниваемых величин оценивалась с помощью специальных таблиц. Достоверными считали различия между сравниваемыми величинами при значениях Р < 0,05 [3,4].
Анализ результатов данных, отражающих уровень ДА детей во время их пребывания в школе, показал, что уроки физической культуры по состоянию здоровья не посещают 10,9% школьников. И всего 90,9% родителей считают, что их дети охотно посещают уроки физической культуры. Наиболее частыми причинами низкой мотивации детей к занятиям физкультурой, по мнению остальной части родителей, являются чрезмерная нагрузка, однообразный характер занятий и особенно низкая квалификация и плохие педагогические способности учителей физкультуры.
При анализе данных, характеризующих ДА детей во внеучебное время, выявлено, что только каждый пятый подросток (19,7%) занимается дома утренней гимнастикой. Отмечено недостаточное пребывание учащихся на свежем воздухе: вообще не гуляют или менее
Просмотр телевизионных передач и видеофильмов
Рис. 2. Доля наблюдавшихся детей, проводящих свободное
Обращает на себя внимание тот факт, что с возрастом резко увеличивается число учащихся, проводящих значительное время перед компьютером, в то время как доля детей, увлекающихся просмотром телевизора, уменьшается. Если в 4-м классе за компьютером хотя бы один раз в неделю занимается семь из десяти школьников (68,4%), то в 8-м классе уже лишь только один из двадцати не
двух часов в свободное от учебы время гуляют примерно семь подростков из десяти (68,3%) (рис.1). Полученные нами данные совпадают с данными других авторов [6,7], в соответствии с которыми около большинство детей бывают на свежем воздухе менее двух часов (нормативное время).
31,7%
В Не гуляют □ Менее 2-х часов □ Более 2-х часов
Рис.1. Доля наблюдавшихся детей, проводящих свободное от учебы время на свежем воздухе
По нашему мнению, особо настораживает тот факт, что вместо прогулок на свежем воздухе дети все больше предпочитают сидеть дома перед телевизором или перед монитором компьютера. Проведенное анкетирование подтвердило снижение уровня ДА за счет более двух часов в день просмотра телевизионных передач и видеофильмов практически у каждого пятого школьника (21,6%). Проводят за компьютером более часа, при этом играя или посещая социальные сети, по нашим данным, более половины (53,7%) всех учащихся (рис.2).
Работа за компьютером
В Менее часа □ Более часа □ Не работает
учебы время перед телевизором или монитором компьютера
пользуется компьютером или вовсе не имеет его (5,2%). Мальчики гораздо чаще (примерно в два раза), чем девочки, проводят время за компьютером (Р<0,05). При этом ежедневно пользуется компьютером более половины школьников (57,0%). Более 3-х дней в неделю занимаются за компьютером 24,7% мальчиков и 14,3% девочек (Р<0,05).
Анализ материалов, полученных в результате анкетирования, также показал, что посещают фитнес-клубы, занимаются в спортивных секциях и танцевальных кружках только каждый третий из наблюдавшихся нами школьников (37,3%), регулярно иг-
рают во дворе в спортивные игры половина подростков (50,9%), причем это в основном мальчики (Р<0,05), и, что весьма прискорбно, современные школьники практически полностью перестали ходить в туристические походы (рис. 3).
□ Регулярно играют в спортивные игры
□ Занимаются фитнесом, танцами, в спортивных секциях
В Ходят в туристические походы
□ Занимаются спортом в выходные дни
□ Занимаются спортом во время каникул
Рис. 3. Особенности двигательной активности современных детей подросткового возраста, %
Исследования показали, что продолжает заниматься физической культурой и спортом в выходные дни и во время каникул только каждый третий из наблюдавшихся нами подростков (33,5%). При этом только 39,2% родителей ответили, что в их дворах имеется оборудованная спортивная площадка.
Анализ занятости той части учащихся (98 мальчиков и 80 девочек), которые посещают фитнес-клубы, спортивные секции и танцевальные кружки (табл. 1), показал, что самыми популярными спортивными секциями у мальчиков являются секции восточных единоборств (22,5%) и футбол (16,3%), а девочки гораздо чаще занимаются танцами (13,8%) и плаванием (11,4%). Каждый третий посещает занятия в фитнес-центрах и тренажерных залах (35,7% мальчиков и 32,5% девочек, Р>0,05) (см. таблицу).
Таблица
Занятость учащихся в фитнес-клубах и тренажерных залах,
спортивных секциях и танцевальных кружках
Секции Мальчики, % Девочки, %
Посещение фитнес-клубов, тренажерных залов 35,7 32,5
Восточные единоборства 22,5 1,2
Футбол 16, 3 1,2
Плавание 12,2 11,4
Теннис 2,1 1,2
Баскетбол 3,0 1,2
Гимнастика, аэробика 0,0 1,2
Хоккей 1,0 0,0
Другие виды спорта 6,1 36,3
Танцы 1,0 13,8
В результате проведенного анкетирования было также оценено время, которое современные школьники затрачивают ежедневно на выполнение домашних заданий, а также на статические дополнительные занятия во
внеучебное время (иностранный язык, музыка и т.д.). Самую большую долю при этом составили дети, которые тратят на выполнение домашних заданий от 1 до 1,5 часа (рис. 4). Количество времени, необходимое для выполнения домашних заданий, растет пропорционально увеличению общей учебной нагрузки в школе и увеличению объема заданий от четвертого к восьмому классу: чем старше школьник, тем больше времени он уделяет выполнению домашних школьных заданий (Р<0,05).
Помимо выполнения домашних заданий, 37,7% школьников заняты во внеурочное время дополнительными статическими занятиями. Наибольшей популярностью в качестве таких занятий пользуются иностранные языки, которые дополнительно изучает каждый пятый школьник (21,0%), уроки музыки посещают 5,7% мальчиков и 12,0% девочек (Р<0,05). Кроме того, 8,9% девочек занимаются изобразительным искусством (рисованием, вышивкой и пр.). Ни один из родителей наблюдавшихся нами мальчиков не отметил этот пункт в своей анкете.
Настораживает то, что менее 8 часов спит практически каждый третий из наблюдавшихся нами подростков (35,9%) и лишь один из пяти спит более 9 часов (10,2%). При этом среди подростков наблюдается некий феномен «отсыпаться в выходные»: иногда до 12 и более часов спят в выходные каждая четвертая девушка (24,9%) и каждый пятый юноша (21,0%), однако разница в этом показателе оказалась статистически недостоверной (Р>0,05).
45п
40-
35-
30-
25-
20-
15-
10-
5
0
ТШ-
ҐВл
Менее 1 часа
От 1 до 1,5 От 1,5 до 2 Более 2 часов часов часов
□ 4-5 класс
□ 6-7 класс
□ 8-9 класс
Рис. 4. Время, которое уделяют наблюдавшиеся нами учащиеся выполнению домашних школьных заданий, %
В ходе анкетирования мы попросили родителей оценить состояние здоровья своих детей. Хорошим оценили здоровье своих детей 50,5% родителей; 45,5% родителей считали здоровье своих детей удовлетворительным и лишь 19 (4,0%) родителей из 477 признали здоровье своих детей плохим.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что у большинства детей подросткового возраста в суточном бюджете времени преобладают статические виды деятельности. Результаты нашего исследования выявили достаточно низкую ДА школьников во внеучебное время и недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Лишь небольшое количество детей занимается в спортивных секциях. Гипокинезия, обусловленная приготовлением домашних заданий, длительным просмотром телевизионных передач и занятиями за компьюте-
ром, сокращает продолжительность прогулок на свежем воздухе и время сна. По данным академика Сухарева А.Г. (2009), ограничение ДА современных школьников не может не оказать отрицательного воздействия на дальнейшее становление и развитие жизненно важных систем организма (костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем). Это, в свою очередь, может приводить к возникновению функциональных изменений состояния органов и систем детского организма и обострению ряда хронических заболеваний [6].
Таким образом, настоятельной необходимостью является разработка и внедрение профилактических мер, направленных на повышение ДА современных школьников и предупреждение отклонений в состоянии их здоровья.
Сведения об авторах статьи:
Галимов Радик Рафкатович - главный врач ГБУЗ РБ ИКБ № 4. Адрес: 450015, г. Уфа, ул. Запотоцкого, 37. E-mail: gkib4@yandex.ru
Муталов Айрат Гайнетдинович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцраз-вития России. Адрес: 450000, г. Уфа, Ленина, 3. E-mail:mutalov@ufanet.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева, Т.Г. Введение в детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 176 с.
2. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков / А.А. Баранов [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 120 с.
3. Медик, В.А. Руководство по статистике в медицине и биологии / В.А. Медик, Б.Б. Фишман, М.С. Токмачев. - М.: Медицина,
2000. - Т. 1. - 412 с.
4. Медик, В.А. Руководство по статистике в медицине и биологии / В.А. Медик, Б.Б. Фишман, М.С. Токмачев. - М.: Медицина,
2001. - Т. 2. - 352 с.
5. Муталов, А.Г. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста / А.Г. Муталов, Н.А. Дружинина, Г.П. Ширяева. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. - 252 с.
6. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и физического воспитания в школе: справочное руководство / Б.А. Поляев [и др.]. - М.: Советский спорт, 2008. - 528 с.
7. Сухарев, А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся / А.Г. Сухарев. - М.: МИОО, 2009. - 256 с.