Научная статья на тему 'Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников'

Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
775
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN / LIVING ENVIRONMENT / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Писарева Анна Николаевна

Cостояние здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее острых медико-социальных проблем общества. Определили высокую «нагруженность» школьников МФО и ХЗ органов пищеварения, костно-мышечной и нервной систем, органов зрения. По результатам анкетирования выявили характерные черты режима дня школьников. С целью изучения и оценки факторов риска проведен анализ взаимосвязи образа жизни, состояния здоровья и формирования гигиенической активности городских подростков. Выявили, что несоблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня школьника может быть рассмотрено в качестве фактора риска увеличения параметров заболеваемости у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Писарева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Way of life and conduct risk factors of forming health of schoolchildren

The state of health of the younger generation is one of the most serious medical problems. Put a high «loading» of students, MFD and CD, digestive, musculoskeletal and nervous systems, organ of vision. According to the results of the survey revealed the characteristic features of the mode of the day students. With the aim of studying and risk assessment the analysis of the relationship the way of living, health and the formation of the sanitary activity of the city groups of adolescents. Revealed that the failure to comply with hygiene recommendations on the organization of the daily routine of the student can be considered as a risk factor for the increase in parameters of morbidity in children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников»

▲1

SSM

4. Гилева Р.А., Хохлова З.А., Чечет Ю.С., Арсененко А.С., Полоцкая Л.М. Клинико-лабораторная характеристика инфекционного мононуклеоза, обусловленного вирусом Эпштейна-Барр. Казанский медицинский журнал. 2014. Т. 95. № 5. С. 722-725.

Gileva R.A., Khokhlova Z.A, Chechet Yu.S., Arsenenko AS, Polockaya L.M. Kliniko-laboratornaya kharakteristika infekcionnogo mononukleoza, obuslovlennogo virusom Epshtejna-Barr. Kazanskij medicinskij zhurnal. 2014. T. 95. № 5. S. 722-725.

5. Бурмагина И.А., Поздеева М.А., Агафонов В.М. Инфекционный моно-нуклеоз в северном регионе. Современная медицина: актуальные вопросы. 2014. № 33. С. 26-31.

Burmagina I.A., Pozdeeva M.A., Agafonov V.M. Infekcionnyj mononukleoz v severnom regione. Sovremennaya medicina: aktual'nye voprosy. 2014. № 33. S. 26-31.

6. Тимченко В.Н., Баннова С.Л., Калинина Н.М., Булина О.В., Выжлова Е.Н., Назарова А.Н., Федорова А.В. Клиническая и иммунологическая эффективность рекомбинантного интерферона альфа-2Ь при остром Эпштейна-Барр

вирусном мононуклеозе у детей дошкольного возраста. Детские инфекции. 2016. Т. 15. № 3. С. 30-37.

Timchenko V.N., Bannova S.L, Kalinina N.M., Bulina O.V, Vyzhlova E.N., NazarovaA.N., Fedorova A.V. Klinicheskaya iimmunologicheskaya effektivnost' rekombinantnogo interferona al'fa-2b pri ostrom Epshtejna-Barr virusnom mononukleoze u detej doshkol'nogo vozrasta. Detskie infekcii. 2016. T. 15. № 3. S. 30-37.

7. Речкин В.И., Лебедев А.И., Першин С.С., Румовский В.И. Анализ многолетней динамики заболеваемости / под ред. Л.И. Шляхтенко. Ленинград, 1989. 25 с.

Rechkin V.l., Lebedev A.I., Pershin S.S., Rumovskij V.I. Analiz mnogoletnej dinamikizabolevaemosti / podred. L.I. Shlyakhtenko. Leningrad, 1989. 25s.

8. Беляков В.Д., Дегтярев А.А., Иванников Ю.Г. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. Л.: Медицина, 1981. 304 с.

Belyakov V.D., Degtyarev A.A., Ivannikov Yu.G. Kachestvo i ehffektivnost' protivoehpidemicheskikh meropriyatij. L.: Medicina, 1981.304 s. __

УДК: Б13.2/.955:3717 Код специальности ВАК: 14.02.01, 14.01.08

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

А.Н. Писарева,

ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Писарева Анна Николаевна - e-mail: Anna_21478@mail.ru

Состояние здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее острых медико-социальных проблем общества. Выявили высокую «нагруженность» школьников морфофункциональными отклонениями (МФО) и хроническими заболеваниями (ХЗ) органов пищеварения, костно-мышечной и нервной систем, органов зрения. По результатам анкетирования выявили характерные черты режима дня школьников. С целью изучения и оценки факторов риска проведен анализ взаимосвязи образа жизни, состояния здоровья и формирования гигиенической активности городских подростков. Было выявлено, что несоблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня школьника может быть рассмотрено в качестве фактора риска увеличения параметров заболеваемости у детей и подростков.

Ключевые слова: здоровье школьников, среда обитания, образ жизни.

The state of health of the younger generation is one of the most serious medical problems. Put a high «loading» of students, MFD and CD, digestive, musculoskeletal and nervous systems, organ of vision. According to the results of the survey revealed the characteristic features of the mode of the day students. With the aim of studying and risk assessment the analysis of the relationship the way of living, health and the formation of the sanitary activity of the city groups of adolescents. Revealed that the failure to comply with hygiene recommendations on the organization of the daily routine of the student can be considered as a risk factor for the increase in parameters of morbidity in children and adolescents.

Key words: the health of schoolchildren, living environment, lifestyle.

Введение

В последние годы регистрируется высокая распространенность донозологических нарушений и хронических заболеваний среди детского населения [1, 2]. Произошло существенное снижение числа абсолютно здоровых школьников (I группа здоровья) и учащихся, имеющих только морфофункциональные отклонения (МФО) (II группа здоровья). При этом увеличилось число детей с хроническими заболеваниями (ХЗ) в стадии компенсации (III группа здоровья) и в стадии субкомпенсации хронических заболеваний (IV группа здоровья) [2, 3]. Данные многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что среди множества факторов, формирующих здоровье подросткового населения, существенную роль играют: состояние окружающей среды, питание, образ

жизни и условия обучения [4, 5, 6]. Факторы, характеризующие условия жизни ребенка, являются мощным, эффективным средством управления здоровьем детей и подростков [7, 8, 9, 10]. Вследствие чего, оценка образа жизни и поведенческих факторов риска с целью установления их влияния на формирование отклонений в состоянии здоровья является предметом исследования специалистов в области гигиены детей и подростков.

Цель исследования: поиск взаимосвязи показателей патологической пораженности школьников и факторов, характеризующих условия и образ жизни ребенка.

Материал и методы

В 2012-2015 гг. бригадой квалифицированных специалистов ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ были проведены углубленные

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

медицинские осмотры школьников 7-17 лет г. Нижнего Новгорода (2912 чел.). Медико-социальные факторы изучали анкетированием школьников (II и III ступень обучения) или их родителей (I ступень обучения) с использованием модифицированной «Анкеты изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей». Анкета состоит из 97 вопросов, сгруппированных в четыре раздела: паспортная часть, медико-биологические факторы риска, факторы риска

ТАБЛИЦА 1.

«Нагруженность» одного школьника МФО и ХЗ по классам болезней

раннего детства и факторы, характеризующие условия жизни ребенка.

Формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0. Для обработки полученных данных использовали методы многомерного статистического анализа: факторный анализ, линейный корреляционно-регрессионный анализ.

Школьники Классы МКБ-10 N

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Морфофункциональные отклонения

Все 0,053±1,6 0,25±1,1 0,049±0,3 0,34±0,8 0,014±0,2 0,12±0,5 0,36±1,1 1,36±2,1 0,53±1,1 0,70±1,1 0,02±0,3 2912

Мальчики 0,49±0,7 0,29±0,4 0,044±0,2 0,31±0,5 0,017±0,1 0,11±0,4 0,42±0,7 1,36±1,5 0,57±0,7 0,68±0,7 0,018±0,2 1358

Девочки 0,57±0,6 0,21±0,4 0,053±0,2 0,36±0,5 0,011±0,1 0,12±0,3 0,35±0,8 1,35±1,2 0,49±0,8 0,70±0,8 0,026±0,1 1554

Хронические заболевания

Все 0,06±0,3 0,022±0,2 0,39±0,7 0,05±0,4 0,004±0,05 0,009±0,2 0,13±0,5 0,16±0,5 0,22±0,5 1,2±1,6 0,10±0,5 2912

Мальчики 0,05±0,2 0,028±0,2 0,39±0,5 0,04±0,2 0,006±0,04 0,009±0,3 0,15±0,4 0,14±0,4 0,20±0,4 1,18±1,1 0,019±0,3 1358

Девочки 0,07±0,2 0,015±0,1 0,40±0,5 0,05±0,2 0,002±0,04 0,01±0,08 0,12±0,4 0,17±0,4 0,25±0,1 1,18±0,8 0,19±0,3 1554

Примечание: N - количество детей. ТАБЛИЦА 2.

Корреляционная матрица «нагруженности» школьников МФО и несоблюдения режимных моментов дня, Й - коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Классы МКБ-10

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Время пребывания на свежем воздухе, ниже ГР 0,17 0,29 -0,50 -0,23 -0,37 -0,11 -0,76 -0,36 0,23 0,17

Длительность ночного сна, ниже ГР -0,20 -0,37 0,11 -0,20 -0,16 -0,20 -0,40

Время приготовления домашнего задания, выше ГР 0,39 -0,55 0,15 -0,12 0,22 -0,33 -0,57 0,31 0,20

Время работы школьника с компьютером, планшетом и средствами связи, свыше ГР -0,27 -0,25 0,80 0,13 -0,29 0,48 0,59 -0,34

Режим питания не соблюдается -0,36 0,69 -0,14 -0,43 0,28 0,61 -0,32

Утренняя зарядка не выполняется 0,31 0,21 0,47 0,10 -0,25 0,25 0,45

Спортивные секции не посещают 0,61 0,25 0,22 0,12 0,19 0,27 0,43 0,29 0,22

Музыкальные школы не посещают 0,50 0,46 -0,34 0,47 0,15

Примечание: все коэффициенты корреляции достоверны при уровне значимости р<0,05. ТАБЛИЦА 3.

Корреляционная матрица «нагруженности» школьников ХЗ и несоблюдения режимных моментов дня, Й - коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Классы МКБ-10

4 5 6 7 9 11 12 13 14

Время пребывания на свежем воздухе, ниже ГР -0,21 0,48 -0,45 -0,18 0,36 -0,48 0,51 0,32 -0,32

Длительность ночного сна, ниже ГР -0,32 -0,19 -0,16

Время приготовления домашнего задания, выше ГР -0,39 0,23 -0,61 -0,41 -0,64 0,62 -0,59 -0,67

Время работы школьника с компьютером, планшетом и средствами связи, свыше ГР 0,41 -0,36 0,60 0,51 -0,33 0,70 -0,73 0,53 0,61

Режим питания не соблюдается 0,33 -0,34 0,59 0,51 -0,52 0,50 -0,78 0,46 0,49

Утренняя зарядка не выполняется 0,38 0,13 -0,22 0,21 0,25 0,19 -0,38

Спортивные секции не посещают 0,26 0,23 -0,16 0,30 -0,17 0,15

Музыкальные школы не посещают 0,26 -0,27 0,52 -0,59 0,24 0,52

Примечание: все коэффициенты корреляции достоверны при уровне значимости p<0,05.

▲1

SSM

Результаты и их обсуждение

Для характеристики заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров была изучена «нагружен-ность» школьников морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями, то есть среднее число зарегистрированных МФО и ХЗ в расчете на одного школьника (таблица 1).

Определили высокую «нагруженность» школьников МФО органов пищеварения, костно-мышечной и нервной систем, кожи и подкожной клетчатки, органов зрения. Распространение среди школьников донозологических состояний является предпосылкой перехода их в хронические формы. Как следствие, определена высокая «нагруженность» школьников ХЗ костно-мышечной и нервной систем, органов пищеварения.

Важнейшим компонентом образа жизни современных школьников, определяющим их здоровье, является режим дня. По результатам анкетирования выявлены характерные черты режима дня школьников. При анализе времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания, установлено, что большая доля детей следует гигиеническим регламентам - 75,1% (76,3% мальчиков и 74,1% девочек, р=0,034). При анализе соответствия длительности ночного сна возрастным нормативам прослеживается обратная тенденция - спят в соответствии с гигиеническими рекомендациями лишь 39,9% школьников (40,9% мальчиков, 39,0% девочек, р=0,003), пребывают на открытом воздухе достаточное количество времени 22,4% детей (22,2% и 22,7% соответственно, р=0,023). Лишь 11,7% школьников (11,6% мальчиков и 11,8% девочек, р=0,035) следуют гигиеническим рекомендациям по длительности работы за компьютером, планшетом и ридером.

Для анализа взаимосвязи образа жизни и состояния здоровья школьников получили матрицу парных ранговых корреляций показателей патологической пораженно-сти школьников - «нагруженность» школьников МФО и ХЗ по каждому классу болезней МКБ-10 - и факторов, характеризующих условия жизни ребенка (таблицы 2, 3).

Анализ корреляционных взаимоотношений между средним числом МФО на одного школьника и нарушением режимных моментов дня выявил слабые (г=0,10-0,30) и средние по силе прямые и обратные связи (г=0,31-0,70). Установили, что для формирования новых случаев функциональных нарушений глаза и его придаточного аппарата (спазм аккомодации, предмиопия и миопия средней степени) значимыми являются такие факторы, как длительная работа за компьютером, планшетом, электронной книгой, мобильными устройствами, просмотр телепередач и длительность выполнения домашних заданий, несоблюдение режима питания, отсутствие посещений спортивных и музыкальных секций и кружков. Факторами риска появления новых случаев МФО костно-мышечной системы у ребенка являются снижение продолжительности прогулок на свежем воздухе, длительность работы за компьютером и выполнения домашнего задания, невыполнение утренней зарядки и отсутствие посещений спортивных секций и кружков. В возникновении новых случаев МФО органов пищеварения значительную роль играют такие факторы, как снижение продолжительности прогу-

лок на свежем воздухе, длительность работы за компьютером и выполнения домашнего задания и отсутствие посещений спортивных секций и кружков.

Анализ корреляционных взаимоотношений между средним числом ХЗ у одного школьника и нарушением режимных моментов дня выявил статистически значимые (p<0,05) корреляционные связи (таблица 3).

Было выявлено, что в хронизации заболеваний органов пищеварения (гастриты, дуодениты) ведущую роль играют такие факторы, как длительная работа за компьютером, просмотр телепередач, несоблюдение режима питания, длительность выполнения домашних заданий, снижение продолжительности прогулок на свежем воздухе, отсутствие посещений спортивных и музыкальных секций и кружков. Факторами риска появления у школьников синдрома вегетативной дисфункции являются снижение продолжительности прогулок на свежем воздухе, длительность выполнения домашнего задания, не соответствующая гигиеническим рекомендациям по продолжительности работа за компьютером, несоблюдение режима питания. Распространенность хронической патологии опорно-двигательного аппарата связана с увеличением времени работы школьника с компьютером, планшетом, ридером и средствами связи; длительностью приготовления домашнего задания, снижением продолжительности прогулок на свежем воздухе, отсутствием посещений спортивных и музыкальных секций и кружков.

Заключение

Анализ корреляционных взаимоотношений между средним числом МФО и ХЗ на одного школьника и нарушением режимных моментов дня позволил выявить конкретные органы и системы детского организма, чувствительные к нарушению режима дня. Таким образом, несоблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня школьника может быть рассмотрено в качестве фактора риска увеличения параметров заболеваемости у детей и подростков. Это требует повсеместного внедрения современной единой системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний среди детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С. Состояние проблемы здоровья подростков в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 6. С. 10-14.

Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S. Sostoyanie problemy zdorov'ya podrostkov v Rossii. Problemy social'noy gigieny, zdravookhraneniya i isorii mediciny. 2014. № 6. S. 10-14.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании. Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.

Baranov A.A., Kuchma V.R., Suchareva L.M. Sostoyanie zdorov'ya sovremennych detey i podrostkov i rol' medico-social'nich faktorov v ego formirovanii. Vestnik RAMN. 2009. № 5. S.6-11.

3. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 18-26.

Suchareva L.M., Namazova-Baranova L.S. Dinamika zabolevaemosti moskovskich chkolnikov v processe poluteniay osnovnogo obshchego obrazovaniay. Voprosy chkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ay. 2013. № 3. S. 18-26.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012. № 91 (3). С. 9-14.

Baranov A.A. Sostoaynie zdorov'ay detey v Rossiyskoy Federacii. Pediatriay.

2012. № 91 (3). S. 9-14.

5. Ищенко А.И., Козырева Ф.У. Основы мониторинга здоровья школьников в современных условиях. Наука о человеке: гуманитарные исследования.

2013. № 4 (4). С. 72-78.

Ichenko A.I., Kozyreva F. U. Osnovy monitoring zdorov'ya chkolnikov v sovremennych usloviaych. Nauka o cheloveke: gumanitarniye issledovaniay. 2013. № 4 (4). S. 72-78.

6. Ганузин В.М. Динамика показателя патологии опорно-двигательного аппарата у детей за период с 1998 по 2013 г. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ganuzin V.M. Dinamika pokazatelay patologii oporno-dvigatel'nogo apparata y detey za periods 1998 po 2013. Voprosy chkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ay. 2014. № 3. S. 35.

7. Зайцева Н.П., Устинова О. Ю. Риск ассоциированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины. 2016. № 1. С. 20-25.

Zayceva N. P., Ustinova O. Y. Risk associirovanniye naruchenia zdorov'ya detey i podrostkov: ocenka, profilaktika, korrekciay. Voprosy chkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ay. 2016. № 1. S. 20-25.

8. Шипова А.В. Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников. ЗНиСО. 2011. С. 28-31.

Chipova A. V. Charakneristika sootnocheniy fizicheskogo, intellektual'nogo razvitiy, social'nou adaptacii i dinamiki zdorov'ya chkolnikov. ZNISO. 2011. S. 28-31.

9. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Деев А.Д. Значение поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья младших школьников. Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 43-46.

Zvezdina I.V., Gigareva N.S., Deev A.D. Znatenie povedencheskich faktorov riska v formirovanii otkloneniy v sostoynii zdorov'ya mladchich chkolnikov. Gigiena I sanitariy. 2009. № 2. S. 43-46.

10. Звездина И.В. Факторы риска формирования отклонений в состоянии здоровья в подростковом возрасте. Гигиенические проблемы школьных инноваций. 2009. С. 106-119.

Zvezdina I.V. Faktorov riska formirovaniy otkloneniy v sostoynii zdorov'ya v podrostkovom vozraste. Gigienicheskie problemi chkolnich innovaciy. 2009.

УДК: Б13.954/.95Б:Б1Б.248-053.2/.5:Б12.ББ Код специальности ВАК: 14.01.08, 14.01.02

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Е.В. Туш1, Т.И. Елисеева1, И.И. Балаболкин2, В.А. Булгакова2, О.В. Халецкая1, Д.А. Щукина1, Н.В. Романова1, И.С. Малышев1, К.В. Кузьмичев1, Т.Е. Потемина1, Н.А. Новикова3, А.В. Прахов1,

1ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия», 2ФГАУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва,

3ГБУЗ НО «Детская городская клиническая больница ГКБ № 1», г. Н. Новгород

Туш Елена Валерьевна - e-mail: itus@maii.ru

Обследованы 887 детей и подростков с различной тяжестью бронхиальной астмы (БА) в возрасте от 5 до 17 лет, из них Б55 мальчиков. Группу сравнения составили 435 детей (307 мальчиков и 128 девочек сопоставимого возраста) г. Нижнего Новгорода, с 1-2-й группой здоровья. Оценено физическое развитие и его гармоничность на основе критерия Z-score в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Установлено, что по мере утяжеления БА наблюдается статистически значимое повышение доли детей, имеющих сниженное физическое развитие: интермиттируюшая БА - 5,0%, БА легкая персистируюшая - 10,5%, БА персистируюшая средней степени тяжести -12,3%, тяжелое персистируюшее течение БА - 25,8%. Одновременно с этим отмечено снижение доли детей, имеющих повышенное физическое развитие: от 3Б,Б% при интермиттирующем течении до 17,7% при тяжелом персистирующем течении. В то же время дети с интермиттирующим течением БА практически не отличаются от своих условно здоровых сверстников.

Ключевые слова: бронхиальная астма, дети, подростки, физическое развитие.

887 children and teenagers with various degree of severity of bronchial asthma (BA) aged from 5 up to 17 years (Б55 boys) are examined. Group of comparison included 435 children (307 boys and 128 girls of a comparable age) from Nizhny Novgorod, with 1-2 group of health. Physical development and its harmony on the basis of criterion of Z-score according to WHO recommendations is estimated. It is established that according to severity BA increase number of children having the reduced physical development intermittent BA - 5,0%, BA mild persistent - 10,5%, BA moderate persistent - 12,3%, a severy persistent BA - 25,8%. Along with it decrease in a share of the children having the increased physical development is noted: from 3Б,Б% at an intermittent BA to 17,7% at a heavy persistent BA. At the same time children with an intermittent BA practically do not differ from the conditionally healthy peers.

Key words: bronchial asthma, children, teenagers, physical development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.