Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ДЛИНЫ ТЕЛА НА ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ДЛИНЫ ТЕЛА НА ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ДЛИНЫ ТЕЛА НА ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мы попытались установить связь физического развития детей с инфекционной заболеваемостью. Результаты исследования не выявили зависимости физического развития от числа перенесенных заболеваний. В то же время, несмотря на малое число наблюдений, обнаружена явная зависимость физического развития от наличия хронических заболеваний. Среди школьников, больных хронической пневмонией и локальными формами туберкулеза, выше процент детей с физическим развитием низким и ниже среднего (28). Точно также дети, страдающие хроническим тонзиллитом и ревматизмом, имеют немного выше процент детей с низким и ниже среднего физическим развитием (с хроническим тонзиллитом — 12, с ревматизмом — 12,5).

Среди занимающихся гимнастикой дети с физическим развитием низким и ниже среднего составляли 10%, а дети с физическим развитием высоким и выше среднего — 20,4%. Среди учеников, занимающихся дома 1 час, детей с физическим развитием низким и ниже среднего было 11,4%, а среди учеников, занимающихся 3—4 часа, — 15%. Процент же детей с физическим развитием высоким и выше среднего был примерно одинаковым в обеих группах. Существует зависимость физического развития и от вида занятия, которому большинство учащихся уделяют много времени. Среди школьников, назвавших любимым неподвижное занятие (чтение, музыку и др.), оказалось больше детей с физическим развитием низким и ниже среднего (18%), чем среди тех, которые предпочитают подвижные занятия (10,8%). Процент детей с физическим развитием высоким и выше среднего был приблизительно одинаков в обеих группах (18 и 18,4).

Рассмотренные нами зависимости физического развития показывают, что организм ребенка в процессе роста особенно чутко реагирует на различные воздействия окружающей среды.

Выводы

1. Обследование сельских школьников Куйбышевской области показало, что у 18,4% из них физическое развитие хорошее, высокое и выше среднего, у 70,6% среднее и 11 % низкое и ниже среднего. Санитарно-гигиенические факторы, определившие эти показатели, удовлетворительные.

2. Обнаружена некоторая зависимость физического развития от ряда факторов — заболеваний хронической пневмонией и локальными формами туберкулеза (снижается уровень физического развития), занятий гимнастикой (среди занимающихся гимнастикой больше детей с физическим развитием высоким и выше среднего), длительности домашней самоподготовки (при домашней самоподготовке, продолжающейся более 4 часов, уровень физического развития ниже) и вида любимого занятия (если вид любимого занятия школьника подвижный, то уровень его физического развития выше).

ЛИТЕРАТУРА. Беседина A.A. Неструева 3. Н. и др. В кн.: Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1970, в. 1, с. 74. — Рапопорт Ж- Ж-, П р а х и н Е. И. Физическое развитие детей. Красноярск, 1970. — Усанова Е. П., Матвеева H.A. Тезисы докл. Межинститутской сессии «Актуальные вопросы возрастной физиологии, состояние здоровья и организация медицинской помощи школьникам». Горький, 1970, с. 57.

Поступила 15/VIII 1972 г.

УДК 572.51:572.512.1 ]-053.5 + 371.711.8

Канд. мед. наук И. А. Минский

ВЛИЯНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ДЛИНЫ ТЕЛА НА ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кафедра физиологии Черкасского педагогического института

Многочисленные исследования физического развития в Советском Союзе и других странах показывают, что современные дети и подростки стали заметно быстрее развиваться физически и интеллектуально. По своей выносливости, росту и психическому развитию они отличаются от своих сверстников в довоенные и первые послевоенные годы.

Исходя из современных представлений об определении физического развития, мы провели комплексное исследование 1360 мальчиков и 1223 девочек в возрасте от 5 до 10 лет. По темпу роста длины их тела были выделены 3 группы детей. 1-ю группу составили дети (16,3% мальчиков и 17% девочек) с ускоренным>емпом роста длины тела (годичные прибавки выше средних-)- 1а и больше); 2-ю группу—дети (66,6% мальчиков и 68,7% девочек) со средним темпом роста длины тела (годичные прибавки в пределах^ 1а); 3-ю группу — дети (17,1% мальчиков и 14,3% девочек) с замедленным темпом роста длины тела (годичные прибавки ниже средних на —1а).

Наблюдением за детьми в течение 5 лет нам удалось выявить в каждой из этих групп некоторую закономерность годичных приростов длины их тела.Оказалось.что годичные приросты для всех 3 групп детей были примерно одинаковы и перехода детей от 5 до 10 лет

Процент нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в зависимости от темпов роста длины их тела

с ускоренным темпом роста в группу со средним или замедлен ным темпом роста не обнаруже но. Дети 7-летнего возраста, от несенные нами к 1-й группе опережали по длине тела детей отнесенных ко 2-й группе, на 2 года, а детей, отнесенных к 3-й группе, — на 3 года. Форму осанки у детей определяли по разработанной нами оценочной таблице соответствия естественных изгибов позвоночника длине тела, возрасту и полу с помощью модифицированного ки-фосколиозометра (И. А. Минский).

На основании полученных данных исследования процент детей с нарушениями осанки как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости в зависимости от темпа роста длины их тела был различным (см. таблицу).

Из таблицы видно, что ■равильная осанка чаще всего отмечается у школьников с замедленным темпом роста (62,2% темпом роста, лордотическая и выпрямленная осанка (13,7 и 14%) — у школьников с замедленным темпом роста длины их тела. Во фронтальной плоскости самый высокий процент детей, у которых не обнаружено искривления позвоночника, составили школьники с замедленным темпом роста (37), самый большой процент детей со сколиотической осанкой

Вид осанки Темп роста

ускоренный средний замедленный

Сагиттальная плоскость

Правильная .... 19,9 57,6 62,2

Сутулая...... 47,0 25,0 24,5

Кифотическая .... 15,5 11,5 10,0

Лордотическая . . . 8,8 12,0 13,7

Выпрямленная . . . 8,8 9,1 14,0

Фронтальная плоскость

Отсутствие искривле-

ния позвоночника 25,1 34,0 37,0

Сколиотическая

(функциональная) 65,5 57,3 60,5

Сколиоз...... 9,4 8,7 2,2

сутулая осанка (47%) — у школьников с ускоренным

Антропометрические признака

возраст (в годах)

5 I 6 [ 7 I а I Э I ю Темп роста

•г>

? -

у |||

ы

<3з!

1,1 § $ §

Н |

5 &

1||

1 I

I §

ш

II I

Л

Уост стоя - сидя вес

Окружность грудной клетки (/¡дох) •• - " (выдох)

• - •— •• (пауза)

Экскурсия грудной плетки Окружность шеи

Окружность правого напряженного пле ча м " спокойного "

" левого напряженного " спокойного Окружность правого бедра

левого „ Окружность правой голени

^ левой "

Ширина плеч Ширина таза

Диаметр грудной клетки (фронтальная) •• •• - (сагитальная)

Сила правой кис/па

•• левой » Становая сила

МЕЛ , л

Бронхиальная проходимость (вдох) >> (выдох)

I

V \

I I I I

V

; б

Сигмальные отклонения от средней величины

Антропометрический профиль детей с разным темпом роста длины их тела (в динамике).

(65,5%) и сколиозами (9,4%) составляли школьники с ускоренным темпом роста длины их тела. Таким образом, самый высокий процент наблюдаемых с нарушением осанки как в сагиттальной (80,1), так и во фронтальной (74,9) плоскости составляют дети с ускоренным темпом роста длины их тела. Во всех 3 группах детей формы нарушений осанки в возрастном аспекте были изменчивы и непостоянны. Как у мальчиков, так и у девочек с ускоренным темпом роста длины их тела превалирует сутулая форма осанки на протяжении всего наблюдаемого нами периода, в остальных 2 группах превалирует правильная форма осанки.

При общей оценке физического развития детей важное значение имеет гармоническое сочетание антропометрических признаков между собой и функционального состояния организма. Это особенно важно потому, что процесс акселерации может вызвать некоторую асте-низацию (В. Г. Властовский) и нарушение гармоничности развития организма. Вместе с тем вызывает тревогу увеличение числа детей со значительным повышением показателей веса относительно их роста. В некоторых городах количество таких детей достигает 14,4% (В. Г. Властовский) и 18,1% (А. А. Сычев и Н. И. Варичев).

Индивидуализирующим методом мы исследовали 3 группы детей в зависимости от темпа роста длины их тела по 26 антропометрическим признакам. После статистической обработки на каждую группу детей был выведен антропометрический профиль (см. рисунок).

Из полученных данных видно, что у детей с замедленным темпом роста длины тела весовые, широтные, диаметральные, силовые и функциональные антропометрические признаки имеют сдвиг вправо. Они приближаются к показателям детей со средним темпом роста или почти совпадают с ними. Таким образом, у детей с ускоренным и замедленным темпом роста по отношению к детям со средним темпом роста выявляется дисгармония в сочетании большинства антропометрических признаков в процессе их развития. Хотя воспитание и обучение всех 3 групп детей в основном осуществляются в одинаковых социальных условиях, оказалось, что эти условия для детей со средним темпом роста (66,6—68.7%) являются оптимальными, для детей с замедленным (14,4—17,1%) — сверхоптимальными, а для детей с ускоренным темпом роста (16,3—17%) — недостаточными. Неправильное использование средств и методов физического воспитания также влияет на гармоническое развитие детского организма.

Выводы

1. В каждом возрасте выделяются 3 группы детей с разным темпом роста длины их тела, имеющие свои морфолого-функциональные особенности развития, что имеет большое значение в профессиональной ориентации и спорте.

2. Трех основных признаков (рост стоя, вес н окружность грудной клетки), принятых в практике для общей и индивидуальной оценки физического развития детей, недостаточно. Для выявления гармоничности физического развития школьников необходимо учитывать сочетание большинства антропометрических и функциональных признаков (длинотные, широтные, объемные, силовые и др.).

ЛИТЕРАТУРА. Властовский В. Г. Гиг. и сан., 1966, № И, с. 91. — Минский И. А. Там же. 1972, № 7, с. 73. — С ы ч е в А. А., Варичев Н. И. Там же. 1966, № 11. с. 95.

Поступила 20/11 1973 г.

УДК 614.7-078:576.895

Я. А. Романенко, Н. И. Хижняк

САНИТАРНО-ГЕЛЬМИНТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского Министерства здравоохранения СССР, Бориспольская районная санэпидстанция

Охрана внешней среды имеет большое значение в деле профилактики и борьбы с гель-минтозами. Как известно, источниками загрязнения внешней среды гельминтами и распространения гельминтозов могут быть больной человек, домашние и дикие животные, птицы. Яйца, личинки и элементы гельминтов выделяются из кишечника в основном с экскрементами.

Из всех элементов внешней среды почва и вода наиболее часто и интенсивно загрязняются яйцами и элементами гельминтов. Основной задачей научно-исследовательских работ в области санитарной гельминтологии является дегельминтизация внешней среды; без этого невозможна надежная профилактика гельминтозов. Эту задачу нельзя решить без проведения санитарных мероприятий, направленных на коренное улучшение санитарного состояния внешней среды и прежде всего на предупреждение ее фекального загрязнения, представляющего наибольшую эпидемиологическую опасность.

Дальнейшее развитие санитарной гельминтологии, внедрение ее методов в практику работы санитарного врача и эпидемиолога, несомненно, все ближе подводят нас к решению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.