Научная статья на тему 'Сравнительный анализ основных биоэтических положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и социальной концепции русской православной церкви'

Сравнительный анализ основных биоэтических положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и социальной концепции русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / ЭВТАНАЗИЯ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ / BIOETHICAL ISSUES / EUTHANASIA / TRANSPLANTS / ARTIFICIAL INSEMINATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филин Денис Васильевич

Проведен сравнительный анализ основных биоэтических положений Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви. Выявлен ряд противоречий по ключевым биоэтическим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филин Денис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF KEY BIOETHICAL PROVISIONS OF FZ “ON THE BASIS OF HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION” AND SOCIAL CONCEPT OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

A comparative analysis of the major bioethical provisions of Federal Law № 323 “On the basis of health protection in the Russian Federation” and Social Concept of Russian Orthodox Church is conducted. A number of conflicts on the key bioethical issues are revealed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ основных биоэтических положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и социальной концепции русской православной церкви»

УДК 611-053.2

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 7-12 ЛЕТ

© Д.В. Филин

Ключевые слова: физическое развитие; возрастные и половые изменения; развитие детей; габаритные размеры детей.

Рассмотрено физическое развитие детей 7-12 лет различных регионов России и стран зарубежья, проведена сравнительная характеристика данных по возрастным группам, а также разделение по половому признаку. Приведены антропометрические характеристики основных размеров у детей от 7 до 12 лет: длина тела, масса тела, габаритных размеров головы, туловища, верхней и нижней конечностей. Сформулированы выводы. Мнения ученых сводятся к единому заключению: физическое развитие - это показатели определенных критериев организма, находящиеся во взаимодействии друг с другом, от которых зависит выживаемость организма на данном возрастном этапе в окружающей среде.

Одним из показателей уровня здоровья населения (наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью) является физическое развитие, которое отражает состояние здоровья ребенка и подростка [1-4].

Многие санитарно-гигиенические, социальные, экономические и другие условия определяют общие закономерности роста и физического развития, обусловленные взаимосвязанными процессами физического и полового процесса. При этом влияние этих условий, как правило, обусловливается возрастом человека [5-11].

Разница в скорости роста несет в себе адаптивную основу. К тому же в детском возрасте экологическая дифференциация человечества достаточно показательна [12-17].

В практической медицине всегда наблюдают за ростом и развитием детей и подростков, т. к. это одни из основных критериев состояния здоровья населения. Эти данные, а также знание о формировании организма позволяют создать наилучшие условия для правильного роста и развития детей, учесть все индивидуальные, морфологические и функциональные особенности каждого из возрастных периодов. Выявление закономерностей физического развития позволяет прогнозировать здоровье детей, долголетие и жизнедеятельность популяции [18-19].

Каждый автор по-своему трактует понятие «физическое развитие». К примеру, В.В. Бунак под физическим развитием понимает следующее: «физическое развитие есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект, обнаруживающийся как в одномоментном испытании, так и в длительный срок» [20]. П.Н. Башкиров полагает, что физическое развитие - это совокупность особенностей организма (морфологических и функциональных) [21]. Более обширное определение дает В.Н. Левин [22], используя вместо термина «физическое развитие» термин «физическое состояние», т. е. общую оценку состояния здоровья, физиологических и функциональных

показателей. В.Г. Властовский, в свою очередь, считает, что физическое развитие - это уровень биологического развития организма, характеризующийся комплексом морфофункциональных признаков [18].

Морфологические, функциональные, биохимические, психические и другие свойства организма связаны не только между собой, но и с окружающей средой. Эти свойства, а также обусловленный своеобразием запас физических сил характеризуют множество биологических процессов, происходящих на различных возрастных этапах. Кроме того, изменчивость показателей физического развития рассматривают как приспособительную реакцию адаптации организма. Так физическое развитие трактует А.Г. Соколов [23].

Зачастую по показателям веса судят о благополучии состояния здоровья детей. Этот показатель весьма чувствителен к воздействию различных факторов внешней среды. Масса тела является важным показателем здоровья, физического развития, работоспособности человека [24]. Этот показатель активно используют во всех детских поликлиниках, больницах и подростковых кабинетах для оценки уровня физического развития.

Е.А. Шапошников, проанализировав зарубежные и отечественные исследования, выдвинул новые методологические основы теории нормального физического развития детей и подростков разных национальностей, живущих в различных географических регионах [25]. По его мнению, существует связь между средней длиной тела и его определенной массой. Если вследствие недостаточного питания, тяжелых заболеваний масса тела по отношению к росту может снижаться до определенного предела, то при значительном дефиците массы тела неизбежно уменьшается прирост его длины.

Так же одним из основных показателей физического развития является рост и развитие мозгового отдела головы [26].

При изучении роста головы с помощью рентгенографических методов выяснилось, что в пубертатный период наблюдаются наибольшие показатели развития

1528

головы. В пубертатном периоде у мальчиков происходит особенно резкое увеличение продольного диаметра, рост которого заканчивается к 18 годам. Голова растет в трех направлениях: в ширину, глубину, высоту. В первые годы жизни происходит наибольший рост мозгового отдела, и к 4 годам он достигает в среднем 90 % величины 17-летнего возраста. После чего скорость роста головы резко падает [27].

По данным С.А. Астанакуловой [28], у девочек-узбечек в возрасте от 12 до 17 лет продольный диаметр головы увеличивается от 24,0 ± 0,1 до 26,2 ± 0,2 см, у мальчиков - от 24,4 ± 0,2 до 27,6 ± 0,1 см; поперечный -соответственно от 19,4 ±0,1 до 19,9 ± 0,2 см и от

19,0 ± 0,2 до 22,2 ± 0,6 см; вертикальный - от 15,5 ± 0,2 до 19,1 ± 0,2 см и от 15,0 ± 0,2 до 19,8 ± 0,5 см.

По данным В.Г. Ужви [29], у 7-летних детей продольный диаметр головы равен 177,0 ± 0,43 мм у мальчиков и 172,41 ± 0,42 мм у девочек; поперечный диаметр - соответственно 149,5 ± 0,38 и 145,46 ± 0,39 мм. Окружность головы у мальчиков составляет 52,59 ± ± 0,1 см, у девочек - 51,51 ± 0,09 см.

А.Т. Байгазаков [30-31] утверждает, что у детей от 7 до 12 лет, развивающихся в условиях высокогорья, увеличение роста головы находится в следующих границах: продольный размер головы у мальчиков увеличивается от 17,4 ± 0,04 до 18,7 ± 0,05 см, у девочек - от

16,6 ± 0,03 до 18,7 ± 0,06 см; вертикальный рост - соответственно от 19,7 ± 0,08 до 20,7 ± 0,05 см и от

18,8 ± 0,05 до 20,4 ± 0,2 см; поперечный - от 15,5 ± ± 0,07 до 17,1 ± 0,06 см и от 15,3 ± 0,03 до 16,8 ± 0,06 см.

С 4 до 17 лет обхват головы увеличивается на 10 %, в 17 лет обхват головы у девочек больше на 2-3 %, чем у мальчиков [32].

Факторам внешней среды подвержены в первую очередь рост и масса ребенка. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность новых процессов, характер электроэнцефалограммы детерминированы генетическими факторами. Ей же подвержены реакция на физическую нагрузку, развитие моторики, деятельность вегетативной нервной системы, и поэтому в большей степени поддаются регуляции в ходе целенаправленного воздействия на организм ребенка [33-35].

По данным В.В. Гребенниковой, В.Г. Колодко [36], длина тела мальчиков г. Красноярска составила: в 7 лет 126,13 ± 0,59 см; в 8 лет 129,36 ± 0,54 см; в 9 лет 135,89 ± ± 0,69 см; в 10 лет 139,26 ± 0,95 см; в 11 лет 143,11 ± ± 0,91 см. Рост девочек соответственно равен: в 7 лет 124,27 ± 0,37 см; в 8 лет 128,11 ± 0,46 см; в 9 лет 133,58 ± 0,36 см; в 10 лет 138,36 ± 0,47 см; в 11 лет 143,96 ± 0,64 см.

По данным этих же авторов, длина тела мальчиков г. Норильска составила: в 7 лет 127,73 ± 1,87 см; в 8 лет 131,20 ± 1,03 см; в 9 лет 135,94 ± 0,72 см; в 10 лет 140,10 ± 0,89 см; в 11 лет 146,89 ± 0,92 см. Рост девочек г. Норильска равен: в 7 лет 128,04 ± 0,99 см; в 8 лет

132,09 ± 0,73 см; в 9 лет 135,38 ± 0,72 см; в 10 лет

142.02 ± 0,86 см; в 11 лет 148,18 ± 1,04 см.

Е.З. Година [37], которая проводила наблюдения на примере киргизских детей, выяснила, что наибольшие темпы роста девочек наблюдаются в 11 -летнем возрасте. В условиях высокогорья данные о длине тела мальчиков были следующие: в 8 лет 118,5 ± 4,2 см; в 9 лет

123.2 ± 5,1 см; в 10 лет 126,4 ± 4,6 см; в 11 лет 130,4 ± ± 5,4 см; в 12 лет 136,6 ± 4,9 см. Аналогичные данные у

девочек: в 8 лет 117,9 ± 4,7 см; в 9 лет 124,0 ± 5,5 см; в

10 лет 126,9 ± 5,2 см; в 11 лет 130,0 ± 5,7 см; в 12 лет

135,6 ± 7,6 см.

Исследования В.И. Гуриной и И.И. Ландиной [38] детей 4 и 8 лет г. Тамбова показали, что длина тела девочек и мальчиков данной возрастной группы за последние десятилетия значительно увеличилась. К тому же увеличились масса тела и окружности грудной клетки. Но в последнее десятилетие эти показатели практически не изменились, а окружность грудной клетки даже уменьшилась.

У подростков в возрасте от 7 до 18 лет заметный прирост длины тела наблюдается в 14-15 лет у мальчиков и в 10-11 лет у девочек, прирост веса в 12-13 лет и 11-12 лет соответственно. Перекресты ростовых кривых длины тела отмечены в 11 и 14 лет, а веса тела - в

12 и 15 лет. Таковы результаты изучения 3025 детей [39].

Масса тела у детей от 7 до 12 лет увеличивается у

мальчиков от 20,0 ± 0,1 до 31,4 ± 0,2 кг, у девочек - от

19.5 ± 0,2 до 35,3 ± 0,8 кг. Рост увеличивается в среднем на 24,0 ± 2,2 см у мальчиков, на 28,5 ± 1,8 см - у девочек. Перекрест кривых по длине тела отмечается в возрасте от 8 до 11,5 лет [40].

Данные D. Bordin [41], C.V. Derenberg [42] показали, что у детей в условиях высокогорья и Арктики заметна задержка процессов роста и полового созревания. Особые размеры и пропорции тела формирует определенный экологический тип.

Результатом исследований И.М. Воронцова [43] стал вывод о том, что к 6 годам скорость роста снижается. В 9,5 лет у мальчиков и 8,5 лет у девочек замедляется. С 9 лет у девочек снова наблюдается ускорение в росте, которое продолжается приблизительно до 11,5 лет. У мальчиков же это ускорение наблюдается уже до

13 лет. Вытягивание мальчиков в 10-11 лет идет за счет нижних конечностей, между 14-15 годами наступает пик скорости роста туловища. Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47-48 см, у девочек - 36-38 см. Увеличение длины тела ребенка в 2 раза происходит к 4 годам, в 3 раза - к 12 годам.

По данным Г.В. Соян [44], масса тела мальчиков г. Кызыла составляет в 3 года 15,5 ± 0,4 кг; в 5 лет 18,7 ± ± 0,8 кг; в 6 лет 20,5 ± 0,4 кг. Масса тела девочек составила в 3 года 15,5 ± 0,7 кг; в 5 лет 17,6 ± 0,6 кг; в 6 лет

20.0 ± 0,3 кг. По данным этого же автора, масса тела детей европеоидов г. Кызыла в 6 лет составляет у мальчиков 20,7 ± 0,6 кг, у девочек - 20,4 ± 0,4 кг.

По данным С.А. Астанакуловой [28], у детей в младшем школьном возрасте масса тела увеличивается от 21,8 ± 0,2 до 36,2 ± 0,5 кг у девочек, от 22,5 ± 0,2 до

34.0 ± 0,5 кг у мальчиков. Наиболее сильно показатели веса увеличиваются в 9-11-летнем возрасте у девочек, у мальчиков - в 9-12 лет. Так же имеются данные о том, что в 7-9 лет масса тела мальчиков больше, тогда как после 10 лет, наоборот, показатели веса девочек превалируют над показателями веса мальчиков. Что же касается длины тела, здесь автор отмечает следующее: в 7-12 лет длина тела у мальчиков увеличивается от

119.5 ± 0,5 до 143,0 ± 0,6 см, а у девочек - от 117,1 ± ± 0,4 до 150,6 ± 0,2 см.

По данным С.А. Мирбабаевой [45], изучавшей детей Республики Кыргызстан в возрасте 7-12 лет, масса тела мальчиков составляет: в 7 лет 21,23 ± 0,46 кг; в 8

1529

лет 21,91 ± 0,25 кг; в 9 лет 23,75 ± 0,37 кг; в 10 лет 26,82 ± 0,37 кг; в 11 лет 30,12 ± 0,52 кг; в 12 лет 33,51 ± ± 0,70 кг.

По данным этого же автора, масса тела девочек в 7 лет составляет 19,92 ± 0,39 кг; в 8 лет 22,24 ± 0,33 кг; в

9 лет 24,97 ± 0,47 кг; в 10 лет 25,78 ± 0,5 кг; в 11 лет 32,78 ± 1,27 кг; в 12 лет 38,05 ± 0,86 кг.

Другие авторы [44, 46-47] отмечают опять же разность темпов роста детей в различных возрастных периодах. В 9-10 лет у девочек наблюдаются максимальные показатели длины тела, но к 14-15 годам - наоборот, у мальчиков. Дети горных областей отличаются более медленными темпами развития: девочки развиваются быстрее, затем с разницей где-то в два года мальчики опережают девочек в развитии.

К примеру, по наблюдениям А.Т. Байгазакова [30], в горных областях масса тела у мальчиков 7-11 лет превосходит девочек, а в 12 лет девочки опережают мальчиков по весу. При этом наиболее интенсивный рост у мальчиков происходит в 10-11-летнем возрасте, у девочек - в 11-12 лет. Масса тела у мальчиков увеличивается в 1,4 раза, у девочек - в 1,7 раза. В младшем школьном возрасте показатели роста увеличиваются в среднем на 23,2 см, а у девочек - на 27,7 см.

Показателем гармоничности развития ребенка служат также размеры грудной клетки и брюшной полости, которые в некоторой степени характеризуют функциональное состояние органов указанных полостей.

Исследования Н.Н. Миклашевской, Е.З. Годиной [48] показали, что окружность грудной клетки у русских девочек г. Москвы составляет: в 11 лет 67,88 ± ± 5,13 см; в 12 лет 71,71 ± 5,35 см. Эти же размеры русских девочек г. Батуми составляют в 11 лет 69,55 ± ± 5,89 см; в 12 лет 72,21 ± 5,95 см.

В результате исследований С.А. Астанакуловой [28] выяснилось, что переднезадние диаметры грудной клетки у детей от 7 до 12 лет увеличиваются у мальчиков на уровне подмышечной впадины от 13,2 ± 0,1 до

15,2 ± 0,2 см, а у девочек - от 12,6 ± 0,1 до 14,8 ± 0,2 см; на уровне соска - соответственно от 14,0 ± 0,1 до

16.1 ± 0,3 см и от 13,5 ± 0,09 до 16,0 ± 0,1 см; на основании мечевидного отростка грудины - от 13,8 ± 0,1 до

16.4 ± 0,3 см и от 13,3 ± 0,1 до 15,9 ± 0,1 см. Поперечный размер грудной клетки с 7 до 12 лет на уровне подмышечной впадины у девочек увеличивается от

18.1 ± 0,3 до 21,5 ± 0,5 см, у мальчиков - от 18,5 ± 0,3 до 22,8 ± 0,5 см; на уровне соска - от 18,8 ± 0,1 до

22.4 ± 0,4 см и от 19,3 ± 0,1 до 22,5 ± 0,3 см; на уровне основания мечевидного отростка грудины - от 18,5 ± ± 0,1 до 21,6 ± 0,2 см и от 18,7 ± 0,1 до 22,1 ± 0,3 см. Наибольший рост показателей поперечного размера груди на уровне подмышечной впадины и соска происходит в 11 лет, на уровне основания мечевидного отростка грудины в 9 лет.

А.Т. Байгазаков, Т.М. Тулекеев, С.Ж. Джолдубаев [31] исследовали длину корпуса детей в возрасте 7-12 лет, развивающихся в условиях высокогорья. У мальчиков этот показатель увеличивается от 64,0 ± 0,2 до

72.1 ± 0,4 см, у девочек - от 63,6 ± 0,3 до 72,8 ± 0,2 см. Длина туловища соответственно: от 39,4 ± 0,2 до 43,9 ± ± 0,2 и от 38,5 ± 0,1 до 44,8 ± 0,3 см. Максимальные цифры по данным показателям у мальчиков отмечаются в 8-12 лет, а у девочек - в 12 лет.

Н.Н. Миклашевская, В.С. Соловьева, Е.З. Година [27], проведя ряд исследований, пришли к выводу, что во всех возрастах таз шире у девочек, а именно: в 8 лет девочки превосходят мальчиков всего на 0,3 см, далее разница постепенно увеличивается, достигая максимума в 13 лет (на 1,5 см), а к 16 годам рост таза в ширину у девочек почти прекращается.

М.Ф. Саутник [49] также приводил данные о размерах таза детей: у 10-летних девочек межгребневый диаметр таза равен 22,69 ± 0,17 см, межостистый - 17,5 ± 0,1 см, межвертельный - 24,8 ± 0,1 см, наружная коньюгата - 15,4 ± 0,1 см; у 11-летних соответственно:

23,3 ± 0,1 см, 18,2 ± 0,1 см, 25,4 ± 0,1 см, 16,1 ± 0,1 см; у 12-летних - 25,0 ± 0,1 см, 20,7 ± 0,1 см, 27,7 ± 0,1 см,

18.0 ± 0,1 см; 13-летних - 26,3 ± 0,1 см, 22,4 ± 0,1 см,

29.0 ± 0,1 см; 18,8 ± 0,1 см; 14-летних - 28,1 ± 0,1 см,

23,2 ± 0,1 см, 31,6 ± 0,1 см и 19,9 ± 0,1 см. Также автор упоминает о скачке роста по данным параметрам в

11 -12 лет, обусловленном половым созреванием. М.Ф. Саутник (1983) приводит цифры, согласно которым увеличение размеров таза составило 77 % для межгребневого размера, 13,5% - для межостистого, 9,14 % - для межвертельного, 13 % - для наружной коньюгаты. В итоге он приходит к выводу, что прирост отдельных размеров таза происходит неравномерно, и в наибольшей степени увеличиваются межостистый размер и наружная коньюгата.

По данным Т.В. Панасюк [50], ширина таза 7-летних мальчиков г. Москвы составила 18,5 ± 0,8 см асте-ноидного типа, 19,8 ± 0,8 торакального типа, 20,1 ± ± 0,9 мышечного типа и 20,5 ± 1,1 дигестивного типа; девочек - 18,0 ± 0,8 астеноидного типа, 19,3 ± 1,0 торакального типа, 19,7 ± 1,2 мышечного типа и 21,0 ± 0,9 дигестивного типа.

Исследования Н.Н. Миклашевской, Е.З. Годиной [48] свидетельствуют о том, что ширина таза русских девочек г. Москвы составляет в 11 лет 23,26 ± 1,76 см, в 12 лет - 24,54 ± 1,91 см. Эти же размеры у русских девочек г. Батуми составляют в 11 лет 22,87 ± 1,48 см, в 12 лет - 24,08 ± 1,93 см.

В.Г. Ужви [29] провел исследования, согласно которым в 7 лет тазовый диаметр составляет у мальчиков 20,18 ± 0,09 см, у девочек - 20,09 ± 0,08 см.

А.Т. Байгазаков [30], проанализировав результаты исследований, пришел к выводу, что разность в обхвате талии мальчиков и девочек в 7 лет составляет примерно 5,4 см, а в 12 лет эта разница сокращается до 1,3 см. С 7 до 12 лет размер талии девочек увеличивается от

48.1 ± 0,4 до 58,7 ± 0,7 см, а у мальчиков - от 53,5 ± 0,3 до 61,0 ± 0,3 см.

У детей младшего школьного возраста ширина крестца увеличивается примерно на 2,7 см, как у мальчиков, так и у девочек; межгребневое расстояние таза у мальчиков - на 4,0 см, у девочек - на 5,4 см; межости-стое соответственно на 4,0 и 4,8 см; межвертельное -на 4,6 и 6,3 см. Наибольшие показатели прироста крестца в ширину приходятся на 10-12 лет и у мальчиков, и у девочек, межвертельного - на 9-11 и 11-12 лет, а межостистого - у обоих полов на 12 лет [6].

Ж.С. Соорбеков [40] приводит свои данные, согласно которым ширина основания крестца у детей от 7 до 12 лет у обоих полов увеличивается в среднем на

3,9 см; межгребневое расстояние таза - у мальчиков на

4,0 см и у девочек на 7,1 см; межостистое соответст-

1530

венно на 4,0 и 7,4 см; межвертельное - на 4,3 и 7,1 см. Автор говорит о том, что в 9-11 лет у мальчиков и 9-12 лет у девочек наблюдается максимальный прирост ширины крестца. Прирост межостистого расстояния таза приходится соответственно на 9-12 и 10-12 лет, межгребневого - на 10-11 и 9-12 лет, межвертельного -на 8 и 8-12 лет.

О пропорциональности телосложения детей, о развитии их мускулатуры можно судить по показателям обхвата или окружности плеча, предплечья, бедра и голени.

По данным А.Т. Байгазакова [30-31], у детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях высокогорья, длина тела, корпуса, верхних и нижних конечностей наиболее интенсивно увеличивается в 8-9 лет, и к 10-11 годам конкретно у мальчиков рост замедляется. У девочек же, начиная с 11 лет, рост конечности ускоряется, и к концу 12 лет превосходит в длине по сравнению с мальчиками. Так, длина верхних конечностей увеличивается на 2,0 см, а нижних - на

8.0 см, длина тела увеличивается в среднем на 7,0 см, а длина корпуса на 3,0 см. Вместе с тем если в 7 лет у мальчиков длина верхних конечностей составляет 40,3 % от общей длины тела, нижних конечностей - 46,2 %, то в 12 лет - 42,6 и 48,2 %. У 7-летних девочек длина верхних и нижних конечностей составляет 40,3 и

47.0 %, в 12-летнем возрасте - уже 42,0 и 51,3 % соответственно.

По результатам исследования В.Г. Николаева [51] у девочек с 7 до 11 лет обхват плеча изменяется от 17,9 ± ± 0,1 до 20,1 ± 0,1 см, а у мальчиков от 18,4 ± 0,2 до

20,6 ± 0,4 см. Обхват голени изменяется соответственно от 25,0 ± 0,1 до 28,0 ± 0,2 см у девочек и от 25,2 ± ± 0,2 до 28,3 ± 0,5 см у мальчиков; обхват бедра соответственно от 36,1 ± 0,2 до 41,9 ± 0,3 см и от 35,6 ± 0,4 до 40,9 ± 0,8 см; обхват предплечья - от 16,5 ± 0,08 до

18,9 ± 0,1 см и от 18,0 ± 0,1 до 19,5 ± 0,2 см.

По данным Н.Н. Миклашевской, В.С. Соловьевой, Е.З. Годиной [27], проксимальные отделы конечностей формируются позже, чем дистальные. Максимальный годичный прирост длины голени у девочек наблюдается с 10 и до 11 лет, а длины бедра с 11 до 12 лет, у мальчиков - с 12 до 13 лет и с 14 до 15 лет. Причем, длина стопы в любом возрастном периоде всегда больше у мальчиков. Максимальные годичные прибавки длины стопы наблюдаются у мальчиков и девочек с

10 до 11 лет, а ширины стопы с 11 до 12 лет.

Л.А. Алексина [24] выявила, что продолжительность роста проксимальных и дистальных отделов костей неодинакова. За счет дистальных отделов более продолжительный рост отмечается у бедренной, лучевой и локтевой кости. А плечевая, большая берцовая и малая берцовая кости растут больший промежуток времени за счет проксимальных отделов.

Н.Н. Миклашевская, В.С. Соловьева, Е.З. Година [27], проведя ряд исследований детей из школ-интернатов г. Москвы по вышеуказанным параметрам, получили следующие данные. Оказалось, что длина верхних конечностей у 8-летних мальчиков равнялась

54,4 ± 2,69 см, у девочек - 49,8 ± 2,6 см; в 9 лет соответственно 54,8 ± 2,4 и 52,4 ± 3,3 см; в 10 лет - 54,9 ± ± 2,4 см и 54,8 ± 2,7 см; в 11 лет - 57,0 ± 2,8 и 56,0 ± ± 2,8 см; в 12 лет - 59,9 ± 2,9 и 56,8 ± 3,8 см. Так же, исходя из результатов их исследований, можно сказать,

что длина плеча у мальчиков в 8 лет была равна 22,7 ± ± 1,5 см; длина предплечья - 18,0 ± 1,2 см, длина кисти - 13,6 ± 0,8 см; в 9 лет соответственно 23,7 ± 1,4 см,

18,9 ± 1,0 см, 14,1 ± 0,8 см; в 10 лет - 24,7 ± 1,4 см,

19.6 ± 1,2 см, 14,5 ± 0,8 см; в 11 лет - 26,1 ± 1,4 см,

20.3 ± 1,2 см, 15,1 ± 0,8 см; в 12 лет - 26,9 ± 1,6 см,

21,5 ± 1,4 см, 15,6 ± 1,0 см. А у девочек соответственно: в 8 лет - 22,5 ± 1,3 см, 17,9 ± 0,9 см, 13,4 ± 0,8 см; в 9 лет - 23,6 ± 1,2 см, 18,7 ± 0,9 см, 13,9 ± 0,7 см; в 10 лет - 24,7 ± 1,4 см, 19,6 ± 1,0 см, 14,4 ± 0,8 см; в 11 лет -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26.3 ± 1,6 см, 20,7 ± 1,2 см, 15,4 ± 1,4 см, в 12 лет -

27,2 ± 1,6 см; 21,7 ± 1,2 см; 16,1 ± 0,9 см. Авторы утверждают, что у мальчиков максимальные темпы прироста руки соответствуют 13-14 годам его жизни, у девочек к 11-13 годам.

Н.Н. Миклашевская, В.С. Соловьева, О.А. Гилярова [52] провели исследования физического развития конечностей абхазских детей в возрасте от 8 до 12 лет. Согласно этому, длина верхних конечностей 8-летнего абхазского мальчика соответствует 52,7 ± 3,7 см, а абхазской девочки 51,7 ± 2,9 см. Далее соответственно: в 9 лет - 54,9 ± 2,4 и 52,6 ± 2,2 см; в 10 лет - 57,6 ± 2,8 и

55.7 ± 2,5 см; в 11 лет - 59,1 ± 2,8 и 59,5 ± 3,5 см; в 12 лет - 61,0 ± 3,5 и 61,1 ± 5,4 см. Далее следует показатель длины кисти: в 8 лет у мальчиков длина кисти составляет 12,7 ± 0,5 см, а у девочек 12,6 ± 0,7 см; в 9 лет соответственно 13,1 ± 1,0 и 13,0 ± 0,7 см; в 10 лет -

13.8 ± 0,7 и 13,7 ± 0,9 см; в 11 лет - 14,0 ± 0,8 и 14,4 ± ± 0,6 см; в 12 лет - 14,7 ± 0,9 и 15,1 ± 0,9 см. Показатель длины нижней конечности в 8 лет у мальчиков -

63.4 ± 4,6 см, у девочек - 62,3 ± 3,5 см, в 9 лет соответственно: 66,2 ± 3,2 и 64,7 ± 3,2 см; в 10 лет - 68,6 ± 3,9 и 67,9 ± 3,6 см; в 11 лет - 71,8 ± 4,1 и 73,0 ± 4,4 см; в 12 лет - 74,3 ± 4,6 и 75,0 ± 4,1 см. Длина стопы соответственно: в 8 лет у мальчиков - 19,9 ± 1,3 см, у девочек -

19.5 ± 1,1 см; в 9 лет соответственно 20,6 ± 1,1 и 19,7 ± ± 0,8 см; в 10 лет - 21,2 ± 1,1 и 21,0 ± 1,1 см; в 11 лет -

22,1 ± 1,3 и 22,1 ± 1,3 см; в 12 лет - 22,7 ± 1,2 и 22,5 ± ± 1,3 см.

С.А. Мирбабаева [45] проводила исследования детей 7-12 лет и измеряла длину правой и левой конечностей. По ее данным, длина верхней конечности у мальчиков в 7 лет составляет: правой - 51,94 ± 0,34 см, левой - 51,99 ± 0,32 см; в 8 лет правой - 55,34 ± 0,26 см, левой - 55,54 ± 0,42 см; в 9 лет правой - 56,73 ± ± 0,37 см, левой - 56,41 ± 0,37 см; в 10 лет правой -59,40 ± 0,29 см, левой - 59,42 ± 0,32 см; в 11 лет правой - 62,95 ± 0,46 см, левой - 62,85 ± 0,36 см; в 12 лет правой - 65,03 ± 0,54 см, левой - 65,09 ± 0,54 см.

У девочек длина верхней конечности в 7 лет составляет: правой - 50,55 ± 0,36 см, левой - 59,58 ± 0,77 см; в 8 лет правой - 54,58 ± 0,41 см, левой - 53,98 ± ± 0,37 см; в 9 лет правой - 57,75 ± 0,45 см, левой -56,29 ± 0,42 см; в 10 лет правой - 60,18 ± 0,49 см, левой - 58,22 ± 0,5 см; в 11 лет правой - 62,81 ± 0,52 см, левой - 62,33 ± 0,47 см; в 12 лет правой - 65,91 ± 0,42 см, левой - 66,16 ± 0,7 см.

По данным В.Г. Колодко [53], у мальчиков г. Норильска в 7 лет длина плеча составляет 21,00 ± 0,32 см, предплечья - 18,45 ± 0,36 см; в 8 лет длина плеча 21,55 ± 0,25 см, предплечья - 18,67 ± 0,25 см; в 9 лет длина плеча 22,85 ± 0,23 см, предплечья - 19,83 ± 0,16 см; в 10 лет длина плеча 23,52 ± 0,24 см, предплечья -20,62 ± 0,20 см; в 11 лет длина плеча 25,04 ± 0,23 см,

1531

предплечья - 21,69 ± 0,18 см; в 12 лет длина плеча 26,37 ± 0,21 см, предплечья - 22,86 ± 0,19 см. У девочек в 7 лет длина плеча составляет 20,71 ± 0,31 см, предплечья - 17,83 ± 0,20 см; в 8 лет длина плеча 21,90 ± 0,17 см, предплечья - 18,88 ± 0,23 см; в 9 лет длина плеча 22,58 ± 0,18 см, предплечья - 19,52 ± 0,14 см; в 10 лет длина плеча 24,00 ± 0,22 см, предплечья -20,75 ± 0,19 см; в 11 лет длина плеча 25,35 ± 0,26 см, предплечья - 21,11 ± 0,17 см; в 12 лет длина плеча 27,33 ± 0,28 см, предплечья - 23,05 ± 0,24 см.

По наблюдениям I К1ешеп1а, S. КошеМа [32], обхват бедра и обхват голени с 4 до 17 лет увеличивается на 35-70 %. У девочек темпы увеличения обхвата бедер больше, чем обхвата запястья. В 13 лет все размерные признаки у девочек больше, чем у мальчиков.

По результатам исследований Н.Н. Миклашевской,

В.С. Соловьевой, Е.З. Годиной [27], ростовые кривые длин ноги до 13 лет у девочек больше, чем у мальчиков, затем мальчики резко обгоняют девочек по длине ног. Максимальный показатель годичного прироста ноги приходится на 10-14 лет (4,2 см). У мальчиков увеличение темпов прироста размера бедра наблюдается на 4 года позже.

Е.З. Година [37], проведя исследования среди кыргызских детей, выяснила, что длина ног в возрасте 8 лет у девочек равна 60,2 ± 3,5 см; в 9 лет - 63,7 ± 3,9 см; в 10 лет - 66,2 ± 3,5 см; в 11 лет - 68,5 ± 4,1 см и к 12 годам - 72,0 ± 4,6 см. У 8-летних мальчиков длина ноги соответствовала 59,9 ± 2,2 см; у 9-летних - 63,3 ± ± 3,9 см; у 10-летних - 65,5 ± 3,2 см; у 11-летних -

68,3 ± 3,2 см и у 12-летних длина ноги равна 72,4 ± 3,3 см.

По данным других авторов [54], в возрасте от 7 до

12 лет длина верхних и нижних конечностей развивается в следующей тенденции: длина верхних конечностей у мальчиков от 49,1 ± 0,1 до 60,9 ± 0,2 см, у девочек -от 48,4 ± 0,2 до 63,2 ± 0,4 см, а длина нижней конечности соответственно: от 58,7 ± 0,3 до 74,3 ± 0,3 и от

59,2 ± 0,2 до 77,6 ± 0,5 см. По мнению этих авторов, в 9 и 11 лет у обоих полов наблюдается наибольший прирост верхних конечностей, а также нижних конечностей у мальчиков. У девочек же наибольший прирост нижних конечностей отмечается в 10 и 12-летнем возрасте. Максимальный прирост обхвата плеча, голени и бедра наблюдается у девочек с 12 до 13 лет, у мальчиков обхват бедра и голени с 13 до 14 лет, а обхват плеча - с 14 до 15 лет (2,2 см).

В ходе литературного анализа работ вышеперечисленных авторов удалось сформулировать следующие выводы.

1. Физическое развитие является основным показателем уровня здоровья населения.

2. Различные авторы не дают единого, строго определения термину «физическое развитие». Но мнения всех авторов сводятся к единому заключению: физическое развитие - это показатели определенных критериев организма, находящиеся во взаимодействии друг с другом, от которых зависит выживаемость организма на данном возрастном этапе в окружающей среде.

3. Физическое развитие находится в прямой зависимости от возраста и пола, зоны проживания, качества питания, а также от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и психологических условий.

4. В организме ребенка происходит поэтапное развитие органов и систем органов, строго последова-

тельное становление их функций. Данная закономерность объясняется тем, что организму в первую очередь необходимы те функции, которые обеспечивают его выживаемость в окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитюк Б.А. Принципы современной антропологии // Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии. 1991. Вып. 3. С. 51-55.

2. Османов В.Я. Показатели физического развития и крови у здоровых детей дошкольного возраста в условиях среднегорья Кыргызстана: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Бишкек, 1996. 23 с.

3. Тлакадугова М.Х., Якушенко М.Н. Возрастная изменчивость антропометрических показателей школьников г. Нальчика // Морфология. СПб., 2010. Т. 109. № 1. С. 44.

4. Jurg M.E., Kremers S.P.J., Candel MJ. A controlled trial of a school-based environmental intervention to improve physical activity in Dutch children: JUMP-in, kids in motion // Health Promot. Int. 2006. V. 21. № 4. P. 320-330.

5. Ауль Ю.М. О недостатках метода шкал регрессии при оценке физического развития человека // Вопросы антропологии. 1973. Вып. 45. С. 113-118.

6. Башкиров П.Н. Строение тела и спорт. М.: МГУ, 1968. 235 с.

7. Прахин Е.И. Особенности физического развития детей в различных экологических условиях Севера и Сибири: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Киев, 1984. 44 с.

8. Шапошников Е.А. Новый подход к оценке физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1981. № 10. С. 74-75.

9. Ямпольская Ю.А. Изменения физического развития школьников Москвы в последние годы // Здоровый ребенок: материалы конгресса педиатров России. М., 1999. С. 558.

10. Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария. 1996. № 1. С. 24-26.

11. McKay CM., Bell-Ellison B.A. A Multilevel study of the associations between economic and social context, stage of adolescence, and physical activity and Body Mass Index // Pediatrics. 2007. V. 119. P. 84-91.

12. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. Приложение. С. 1-67.

13. Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. М., 2000. 79 с.

14. Meen H.D. Physical activity in children and adolescents in relation to growth and development // Tidsskr. Nor. Laegeforen. 2000. V. 120. № 24. P. 2908-2914.

15. Parizkova J. Impact of age, diet and exercise on man s body composition // Ann. N. Y. Acad. Sci. 1963. V. 110. P. 661-674.

16. Parizkova J., Adamec A. Longitudinal study of an anthropometric, skinfold, work and motor characteristics of boys and girls, three to six years of age // Am. J. Phys. Anthropol. 1980. V. 52. № 3. P. 387-396.

17. Parizkova J., Cermak J., Horna J. Sex differences in somatic and functional characteristics of preschool children // Hum. Biol. 1977. V. 49. № 3. P. 437-451.

18. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. М.: МГУ, 1976. 280 с.

19. Карнашева В.А. Антропометрические показатели у детей школьного возраста // Морфология. СПб., 2002. Т. 121. № 2-3. С. 65-66.

20. Бунак В.В. Физическое развитие и соматические типы в период роста // Труды научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М., 1960. С. 27-35.

21. Башкиров П.Н. Строение тела и спорт. М.: МГУ, 1968. 235 с.

22. Левин В.Н. Оценка физического развития, фактического питания и пищевого статуса у лиц юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2005.

23. Соколов А.Г. Эколого-физиологические аспекты развития организма детей Среднего Приобья. М.: Крук, 2002. 316 с.

24. Алексина ЛЛ., Ригонен В.И., Хайруллина Т.П. Процентное соотношение длин коротких трубчатых костей третьего луча кисти // Материалы 4 Международного Конгресса по интегративной антропологии. СПб., 2002. С. 10-11.

25. Шапошников Е.А. Новый подход к оценке физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1981. № 10. С. 74-75.

26. Шапоренко П.Ф., Ермолаев В.А., Чешенчук С.А. Принципы сома-тометрического развития детей Подольского этнотерриториально-го региона Украины // Морфология. СПб.: Эскулап, 1998. Т. 113. № 3. С. 131.

27. Миклашевская Н.Н., Соловьева В.С., Година Е.З. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: Изд-во МГУ, 1988. 182 с.

1532

28. Астанакулова С.А. Возрастные особенности роста антропометрических параметров у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ташкент, 2003. 16 с.

29. Ужви В.Г., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и некоторые критерии соматической зрелости детей и подростков г. Москвы (продольные наблюдения 1960-1970 гг.) // Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. М.: Медицина, 1977. Вып. 3. С. 66-91.

30. Байгазаков А.Т. Возрастные, индивидуальные половые особенности антропометрических параметров тела у детей 7-12 лет жизни в условиях высокогорья Кыргызстана: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2001. 20 с.

31. Байгазаков А.Т. Антропометрические параметры у детей, проживающих на юге Кыргызской Республики // Морфология. СПб.: Эскулап, 2002. Т. 121. № 2-3. С. 17.

32. Klemento J., Kratoska J., Komenda S. Prispevek k Somatometrii deti a mladeze ceknych zemi 2 Osvodove rozmery // Se. Pr. Ped. Fok. UP Olomokci Biol. 1983. № 3. P. 69-119.

33. Антонюк С.Д., Сычев А.В., Черных А.А. Особенности психосоматического статуса детей 4-6 лет г. Тамбова // Вестник Винницкого государственного медицинского университета. 1998. № 2. С. 214224.

34. Сердюковская Г.Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1978. № 8. С. 63-67.

35. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Москва; Новосибирск, 2003. С. 164.

36. Гребенникова В.В., Колодко В.Г. Физическое развитие мальчиков первого детства города Красноярска // Актуальные проблемы морфологии. Красноярск, 2008. С. 22.

37. Година Е.З. Морфологические особенности и некоторые закономерности ростовых процессов у детей и подростков в условиях высокогорья Киргизии: автореф. дис. . канд. биол. наук. М., 1980. 22 с.

38. Гурина В.И., Ландина И.И. Физическое развитие и процессы акселерации детей г. Тамбова // Морфология. Тамбов, 1996. Т. 109. № 2. С. 46.

39. Petkov G. Rost u rozvojsolske dece i omladine u opstini Davdelija // Act. Mad. Mediance. 1980. V. 19. № 7-8. P. 13-21.

40. Соорбеков Ж.С., Жалилова С.Х. Соотношение сегментов частей тела у детей к длине тела в условиях среднегорья // Материалы научной конференции морфологов респ. Узбекистан. Андижан, 2003. С. 13-133.

41. Bordin D., De Giordi G., Mazzocco G. Flat and cavus foot, indexes of obesity and overweight in population of primary-school children // Minerva Pediat. 2001. V. 53. № 1. P. 7-13.

42. Derenberg C.V., Nagy T.R., Gower B.A. Predicting body composition from anthropometrical in preadolescent children // Int. J. Obesity. 1999. V. 23. № 3. P. 253-259.

43. Воронцов И.М. Закономерности физического развития и методы его оценки: учеб.-метод. пособие. Л.: Ленинградский ПМИ, 1986. 55 с.

44. Соян Г.В. Показатели длины и массы тела детей дошкольного возраста г. Кызыла // Актуальные проблемы морфологии: сборник научных трудов. Красноярск, 2003. С. 189-190.

45. Мирбабаева С.А. Особенности роста антропометрических параметров тела у детей 7-12 лет жизни в условиях низкогорья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ош-Андижан, 2004. 22 с.

46. Ефремова В.П. Особенности физического статуса молодых мужчин Восточной Сибири // Морфология. СПб.: Эскулап, 2002. Т. 121. № 2-3. С. 52.

47. Кудряшова С.А., Пашкова И.Г., Алексина Л.А. Территориальные особенности динамики роста площадей костей запястья // Морфология. СПб.: Эскулап, 2002. Т. 121. № 2-3. С. 23.

48. Миклашевская Н.Н., Соловьева В.С., Година Е.З. Соматическое развитие русских девочек во влажном субтропическом климате // Вопросы антропологии. 1981. Вып. 68. С. 58-62.

49. Саутник М.Ф. О размерах таза у девочек 10-14 лет // Педиатрия. 1983. № 8. С. 47-48.

50. Панасюк Т.В., Изаак С.И. Формирование соматотипа и его связь с ростом организма человека в период первого детства // Морфология. Санкт-Петербург; Москва, 2000. Т. 118. № 5. С. 65.

51. Николаев В.Г. Онтогенетическая динамика индивидуальнотипологических особенностей организма человека. Красноярск, 2001. 174 с.

52. Миклашевская, Н.Н., Соловьева B.C., Гилярова О.А. Ростовые процессы у абхазских детей и подростков в популяции с высоким процентом долгожительства // Вопросы антропологии. 1982. Вып. 70. С. 24-37.

53. Колодко В.Г. Физическое развитие детей 7-15 лет в условиях Крайнего Севера: автореф. дис. . канд. мед. наук. Красноярск, 2009. 30 с.

54. Байгазаков А.Т. Возрастные изменения соматометрических параметров верхней и нижней конечности у 7-12-летних кыргызских детей среднегорья // Современная медицина на рубеже XX-XXI веков: материалы конференции. Бишкек, 2000. С. 10-13.

Поступила в редакцию 18 сентября 2012 г.

Filin D.V. PHYSICAL DEVELOPMENT OF 7-12 YEAR OLD CHILDREN

Key words: physical development; age and gender changes; development of children; dimensions of children.

The physical development of 7-12 year old children in different regions of Russia and abroad, a comparative description of the data by age group, as well as separation by gender is considered. Anthropometric characteristics are essential dimensions in children from 7 to 12 years with body length, weight, dimensions of the head, trunk, upper and lower extremities. Conclusions are formulated: the views of all the authors are lead to the same conclusion: physical development is a measure of the body of certain criteria, which are in interaction with each other, and on which the survival of organisms is depended at present age stage in environment.

1533

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.