Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ '

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.А. Сычев, Н.И. Варич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ »

ЛИТЕРАТУРА

Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962. — Левиант С. М. Диспансеризация детей в школах. Л., 1957. — Б у н а к В. В. Учен, записки МГУ. М., 1940, в. 34.— П а х о м ы ч е в А. И. Методика оценки физического развития подростков. М., 1957. — Р о з е н б л а т В. В., Б р и л ь С. М. Антропометрические сетки для оценки основных показателей физического развития школьников г. Свердловска 7—17 лет. Свердловск, 1958. — Ф игл и и Л. Н. В кн.: Вопросы гигиены детей и подростков. Л., 1963, с. 7.

Поступила 24/111 1966 г.

УДК 572.51.087-053.2

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

А. А. Сычев, Н. И. Варич

Кафедра гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института

В схеме оценки физического развития детей и подростков, предлагаемой В. Г. Властовским содержится рекомендация оценивать уровень показателей веса и окружности грудной клетки по отношению к росту (что может быть сделано только по шкале регрессии) без опенки самого роста. Последнее, как известно, правомерно, поскольку в характеристике уровня физического развития решающее значение имеет не длина тела, а гармоническое сочетание основных антропометрических и функциональных признаков. Схема В. Г. Властовского не исключает при надобности и более детальной оценки физического развития детей с учетом показателей их роста. Пользуясь этой схемой, можно оценить физическое развитие детей, имеющих средний рост, а также рост выше среднего, ниже среднего и т. д.

Не ставя своей задачей подробно анализировать предложенную схему, мы хотим, однако, отметить, что для практического здравоохранения она слишком сложна. Определение границ отдельных групп требует специальной подготовки и навыков, а также, как мы в этом убедились, большой затраты времени, между тем в итоге получаются цифры, суммарно определяющие лишь число детей с «неудовлетворительным» и «плохим» физическим развитием, подлежащих дальнейшему медицинскому наблюдению. Название групп («хорошее», «нормальное», «неудовлетворительное» и «плохое» развитие с плюсовыми и минусовыми вариантами) тоже неудачно. Если признать, что какие-то дети имеют нормальное развитие, то остальные, следовательно, развиваются ненормально, что неверно.

Учитывая все это, мы решили предложить вниманию читателей журнала схему, с нашей точки зрения, с более логичным наименованием групп и более удобную в практическом отношении. Признавая совершенно правильным определение границ групп «хорошего» и «нормального» развития, мы считаем возможным объединить эти 2 группы в одну — с «хорошим» развитием, поскольку дети, отнесенные в эту группу, не требуют пристального внимания врачей. Детей, имеющих отклонения в показателях веса или окружности груди (М±2,12к и выше), можно отнести в группу с «чрезмерным» развитием; они должны быть подвергну-

1 В. Г. Властовский. Индивидуальная и групповая оценка уровня физического развития детей и подростков. Материалы симпозиума по изучению состояния здоровья детей и подростков. Москва, 13—14/Х 1965 г.

ты специальному медицинскому освидетельствованию. По схеме В. Г. Властовского, в такую группу должны войти дети с «неудовлетворительными» и «плохими» показателями с плюсовым вариантом за счет повышенного жироотложения.

В третью группу (с «неудовлетворительным» развитием) вы включали детей, имеющих отставание в показателях веса или окружности груди (в пределах М—1,1 2д и ниже). Первоначально эта группа была нами распределена на две: в одну из них мы отнесли детей с «удовлетворительным» развитием (от М—1,1 до М—2,0 2Л), а в другую — с «неудовлетворительным» (М—2,1 2Д и ниже), но, учитывая то обстоятельство, что все дети с отклонением признаков более чем на 1,02д нуждаются в выяснении причин такого отставания и в дальнейшем оздоровлении, мы сочли возможным с целью упрощения оценки и более легкого запоминания границ групп объединить их вместе.

Предлагаемая нами схема индивидуальной и групповой оценки физического развития детей выглядит так, как показано в табл. 1. Для того

чтобы испытать целесообразность применения схем в практической деятельности, мы ознакомились с результатами антропометрических исследований 215 учащихся 1-х классов (109 девочек и 106 мальчиков в возрасте 7 лет) в Харькове в 1965 г. и провели их оценку вначале по схеме В. Г. Властовского, а затем по схеме, рекомендуемой нами.

Результаты оценки физического развития учащихся 1-х классов по обеим схемам представлены в табл. 2.

Следует отметить, что, оценивая физическое развитие детей по схеме В. Г. Властовского, мы затратили больше времени, чем при той же

Таблица 2

Оценка физического развития учащихся 7 лет школ Харькова (1965)

Физическое развитие Мальчики Девочки Всего

Схема абс. абс.

абс. « к X

В. Г. Властовского Хорошее ....... 30 28,3 25 22,9 55 25,6

Нормальное ...... 43 40,6 49 45,0 92 42,8

Неудовлетворительное — 15 13,8 28 13,0

минус варианты . . . 13 12,3

Неудовлетворительное — 13,8 28 13,0

плюс варианты .... 13 12,3 15

Плохое—минус варианты — — 1 0,9 1 0,5

Плохое—плюс варианты 7 6,5 4 3,6 11 5,1

Рекомендуемая Хорошее........ 73 68,9 74 67,9 147 б1,4

Чрезмерное...... 20 18,8 19 17,4 39 18,1

Неудовлетворительное 13 12,3 16 14,7 29 13,5

Всего. . . 106 109 215

оценке по нашей схеме. А для практического врача детского учреждения, как известно, фактор времени играет весьма существенную роль.

Учитывая, что дети 7—9 лет имеют примерно одинаковые темпы развития и что оценка по изложенным выше схемам предлагается для того

Таблица 1

Рекомендуемая схема оценки физического развития детей и подростков

Оценка физического Вес тела и (или) окружность

развития грудной клетки

Хорошее от М—1,02к до м + 2,02к

Чрезмерное Л1+2,12к и выше за счет по-

вышенного жироотложения

Неудовлетворительное М—1, 1<тк и ниже

чтобы можно было сравнивать уровни развития детей по возрастам и полу в различных городах и пр., мы сопоставили наши данные за 1959 и 1965 гг. и убедились, что число детей с хорошими показателями развития в Харькове за последние годы уменьшилось с 73 до 67,4% при одновременном увеличении числа детей с высокими для их роста показателями веса и окружности груди. Так, если в 1959 г. таких детей было 7,7%, то в 1965 г. стало 18,1%- Детей с низкими показателями веса и окружности груди соответственно стало меньше (13,5 вместо 19,3%). Очевидно, подобными различиями подтверждается мнение о том, что в настоящее время больше детей полных, с повышенным жироотложением. Как видно из приведенных данных, даже такой поверхностный их анализ представляет огромный интерес для работников практического здравоохранения, обслуживающих детские учреждения. Отсюда непосредственно вытекает настоятельная необходимость широкого внедрения способа оценки физического развития детского населения.

Выбор схемы оценки (более сложной или упрощенной) будет зависеть от конкретных задач исследования, но, учитывая то обстоятельство, что конечные результаты оценки по обеим схемам идентичны, мы рекомендуем пользоваться схемой, предложенной нами.

Поступила 15/11 1966 г.

7 Гигиена и санитария, № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.