Научная статья на тему 'Физическое развитие внуков лиц, подвергавшихся профессиональному, хроническому, сочетанному радиационному воздействию'

Физическое развитие внуков лиц, подвергавшихся профессиональному, хроническому, сочетанному радиационному воздействию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Патрушева Н. В., Петрушкина Н. П., Ерохин Р. А., Федоренко Е. П., Чемарина Д. В.

Представлена характеристика физического развития (ФР) 806 внуков работников радиохимического предприятия, имевших профессиональный контакт с источниками у-излучений и аэрозолями 239Pu. Анализ показателей ФР наблюдаемых детей в возрасте до трех лет не выявил каких-либо особенностей при сравнении их с возрастными нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Патрушева Н. В., Петрушкина Н. П., Ерохин Р. А., Федоренко Е. П., Чемарина Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical development of grandchildren of persons with professional, chronic and combined radiation exposure

The paper provides characterization of physical development of 806 grandchildren of workers of radiochemical facility who were professionally exposed to y-radiation sources and 239Pu aerosols. The analysis of physical development of the followed-up children aged to three years old has not revealed any peculiarities in this group as compared with the norms for the given age.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие внуков лиц, подвергавшихся профессиональному, хроническому, сочетанному радиационному воздействию»

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

"Бюллетень радиационной медицины", 1989 год, № 3, сто. 75-85.

Физическое развитие внуков лиц, подвергавшихся профессиональному, хроническому, сочетанному радиационному воздействию

Патрушева Н.В., Петрушкина Н.П., Ерохин P.A.,

Федоренко Е.П., Чемарина Д.В., Серебренникова Т.Г.

Представлена характеристика физического развития (ФР) 806 внуков работников радиохимического предприятия, имевших профессиональный контакт с источниками у-излуче-ний и аэрозолями 239Pu. Анализ показателей ФР наблюдаемых детей в возрасте до трех лет не выявил каких-либо особенностей при сравнении их с возрастными нормами.

Physical development of grandchildren of persons with professional, chronic and combined radiation exposure

Patrusheva N.V., Petrushkina N.P., Erokhin R.A.,

Fedorenko E.P., Chemarina D.V., Serebrennikova T.G.

The paper provides characterization of physical development of 806 grandchildren of workers of radiochemical facility who were professionally exposed to y-radiation sources and 239Pu aerosols. The analysis of physical development of the followed-up children aged to three years old has not revealed any peculiarities in this group as compared with the norms for the given age.

В связи с широким применением ионизирующих излучений в народном хозяйстве и медицине заслуживает внимания вопрос о генетических эффектах ионизирующего излучения. Задача настоящего исследования - изучение влияния профессионального облучения бабушек и дедушек на состояние здоровья их внуков. Первый этап работы предусматривает оценку физического развития этих детей.

Под ФР понимают биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма. Как все биологические процессы, ФР - наследственно передаваемое свойство. Вместе с тем генетически определяемая способность к ФР находится в отчетливой зависимости от условий внешней среды. Последние либо способствуют, либо затрудняют развитие наследственных особенностей организма [9].

В настоящее время показано отрицательное влияние токсикоза и соматических заболеваний у матери в период беременности, недоношенности, интранатальной асфиксии на ФР детей [1, 2]. Неблагоприятное воздействие на этот показатель здоровья оказывают плохие материально-бытовые условия и алкоголизм у родителей [3]. Сведения относительно отдаленных эффектов (в ряде поколений) воздействия на человека вредных факто-

ров внешней среды, таких, как ионизирующего излучения, отсутствуют.

Материалы и методы исследования

Изучали ФР у 1095 практически здоровых, доношенных детей с момента рождения их до трех лет. Все дети родились в г. О. Для решения поставленной задачи выделены три основные группы и группа сравнения. Основные группы представлены внуками работников радиохимического предприятия, которые имели профессиональный контакт с источниками у-излучений и аэрозолями 239Ри в период становления производства. I группу составили внуки, у которых только дедушка подвергался хроническому, сочетанному воздействию ионизирующего излучения. Ко II группе относятся дети, у которых только бабушка работала на радиохимическом производстве. III группа охватывает детей, у которых и бабушка, и дедушка подвергались профессиональному облучению.

Так как облучение в дозе 1 Гр удваивает спонтанную частоту мутаций [4], в каждой группе определено число бабушек и дедушек, на которых было оказано воздействие у-излучения в суммарной дозе 1 Гр и выше. Дозы рассчитаны ко времени зачатия первого поколения работников радиохимического производства, которые в настоящее

время являются родителями наблюдаемых детей (табл. 1). 76% бабушек во II и III группах подвергались хроническому воздействию у-излучений в период беременности. Суммарная доза пренатального облучения колебалась от 0,001 до 1,45 Гр. Содержание 239Ри в организме у 80% работников радиохимического предприятия в каждой группе было в пределах ДС, в остальных случаях наблюдалось превышение ДС в 2-35 раз. Поглощенная доза от инкорпорированного в гонадах плутония составляла 0-0,16 Зв, у 5 работников эта

Группа сравнения представлена 289 детьми, которые относились ко 2-му поколению лиц, проживающих в г. О. и не имевших профессионального контакта с источниками ионизирующих излучений.

У всех детей только один из родителей родился в г. О., другой, как правило, относится к иногородним.

Влияние указанных выше нерадиационных факторов на ФР наблюдаемых детей было одинаковым во всех группах, так как частота осложнений в период беременности и родов, а также алкоголизма у родителей, характер вскармливания детей на первом году жизни, жилищно-бытовые условия в основных группах не отличались от группы сравнения.

Физическое развитие оценивали по средним значениям основных антропометрических показателей (массы и длины тела, окружности грудной клетки). Кроме того, рассматривали соответствие массы тела и окружности груди каждого ребенка средним значениям массы тела и окружности груди по росту, представленным в таблицах нормативов ФР детей Москвы [5]. Физическое развитие считалось гармоничным, если показатели наблюдаемых детей совпадали со средними значениями массы тела и окружности груди по росту, при этом допускались колебания средних значений как в

Е.А.Шапошниковым в серии исследований установлено, что средние величины основных параметров ФР одинаковы в разных районах страны [14].

доза была 0,3-1,2 Зв. Хроническая лучевая болезнь (ХЛБ) была у 17,4% работников в I группе, во II группе - у 19,4%, в III - у 14,2% дедушек и 7% бабушек. Кроме первого поколения в каждой из основных групп у 40-47% детей отец подвергался профессиональному радиационному воздействию, у 2-5% детей мать работала на радиохимическом производстве; у 5-10% детей мать и отец имели профессиональный контакт с ионизирующим излучением. В этих случаях суммарные дозы облучения не превышали ПДД (согласно НРБ-76).

сторону снижения, так и в сторону повышения в пределах одной частной сигмы [12]. При негармоничном ФР рассчитывали в процентах степень несоответствия массы тела ребенка среднему значению ее по росту и на основании имеющихся классификаций выделяли гипотрофию, избыточный вес и ожирение [11, 2]. Согласно указанным выше классификациям при гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10-19%, при гипотрофии II - 20-29%, при гипотрофии III - превышал 30%. Избыточной масса тела считалась тогда, когда ее значения были выше средней по росту на 10-19%; к ожирению I степени относили случаи с превышением массы тела по росту на 20-29%; ожирение II и III степени не встречалось.

Достоверность различий определяли с помощью критерия Стьюдента и метода «фи». При оценке достоверности различий принят 1%-ный уровень значимости.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ показателей ФР проводился у новорожденных, у детей, достигших одного года, в течение второго и третьего года жизни. В каждой возрастной градации получены средние значения массы, длины тела и окружности груди (табл. 2). Сопоставление средних антропометрических показателей у внуков лиц, подвергавшихся и не-подвергавшихся радиационному воздействию, не выявило существенных различий.

Таблица 1

Число бабушек и дедушек с суммарной дозой 7-излучения 1 Гр и выше, %

Дети Работники радиохимического производства Первое поколение (бабушки и дедушки, у которых суммарная доза у-облучения - 1 Гр и выше)

Группа Число в группе

I 377 Дедушки 38

II 151 Бабушки 38,6

III 278 Дедушки 39,5

Бабушки 30,7 50,7*

* Этот показатель получен с учетом различных сочетаний величины суммарной дозы облучения у бабушек и дедушек: бабушка и дедушка облучены в дозе 1 Гр и выше (24%), бабушка облучена в дозе 1 Гр и выше, у дедушки доза облучения была <1 Гр, бабушка облучена в дозе <1 Гр, дедушка - в дозе >1 Гр.

В ряду основных антропометрических показателей особое значение имеет длина тела, так как она отражает рост скелета, хорошо коррелирует с большинством продольных и поперечных размеров тела и отличается наибольшей стабильностью. Учитывая важность этого показателя, представляет интерес распределение детей по росту. Рост оценивали по пяти категориям, выделенным на основе возрастных норм ФР: средний, выше среднего, высокий, ниже среднего и низкий (табл. 3). Результаты, приведенные в таблице 3, позволяют отметить отсутствие различий в распределении детей по росту в основных группах и группе сравнения.

Кроме характеристики основных антропометрических показателей при описании ФР большое значение уделяется его индивидуальной оценке. К сожалению, до сих пор нет общепринятой методики для индивидуальной оценки ФР детей. Мы ограничились определением числа детей с гармоничным и негармоничным ФР. В основных группах гармоничное ФР отмечается среди новорожденных почти в 1,5 раза реже, чем в остальных возрастных группах. Однако число детей с гармоничным ФР в каждой возрастной градации основных групп не отличается от группы сравнения (табл. 4).

При негармоничном ФР наибольшее внимание уделяется массе тела, так как в случае несоответствия этого показателя среднему значению его по росту требуется своевременная коррекция питания. Как показано в таблице 5, частота нарушения питания у наблюдаемых детей была такой же, как и в группе сравнения.

Таким образом, сопоставление показателей ФР второго поколения лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся профессиональному хроническому воздействию а- и у-излучений, не обнаружило значительных различий. Средние значения окружности груди, массы и длины тела хорошо совпадают с соответствующими показателями детей Москвы [5]. Что же касается индивидуальной оценки ФР, то сравнение этого показателя с литературными данными затруднено вследствие неодинаковых методических подходов к индивидуальной оценке ФР, во-первых, и отсутствия в литературе сообщений об использовании ее у новорожденных, во-вторых; среди новорожденных с негармоничным ФР часто встречаются дети с отставанием массы

тела от идеальной по росту. Врожденная гипотрофия во всех группах отмечена у 26-34% новорожденных. Эти показатели близки к данным, полученным ОЛ.Переладовой, Л.М.Цвинтарной и Ю.П.Мясоед [7]. Клинические признаки пренатальной гипотрофии у наблюдаемых детей выражены только при гипотрофии II степени. Об отсутствии нарушений функций важнейших органов и систем при гипотрофии I степени указывает работа [8]. Прослеживались нередко выраженные трофические изменения кожи, снижение тургора тканей, нарушение функционального состояния органов и систем при начальных проявлениях врожденной гипотрофии [10]. Нечеткость в описании клинической картины внутриутробной гипотрофии приводит к тому, что гипотрофия легкой, а иногда и средней тяжести не диагностируется [6]. Оценка ФР детей с врожденной гипотрофией к году жизни показала, что у 80% отставания в массе тела не наблюдается. Такие же результаты получены в работе [8]. Высокая частота пренатальной гипотрофии и восстановление до нормы массы тела у большинства детей к году жизни без лечения позволяют ряду авторов сомневаться в правильности определения врожденной гипотрофии существующими методами. Авторы предлагают обсудить критерии диагностики внутриутробной гипотрофии [13]. Распространенность гипотрофии и ожирения среди наблюдаемых детей в возрасте от 1 года до 3 лет согласуется с соответствующими показателями, приведенными в работах [1, 4].

Выводы

1. Средние показатели массы и длины тела, окружности грудной клетки второго поколения лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся профессиональному хроническому воздействию а- и у-излучения, существенно не отличаются.

2. При индивидуальной оценке физического развития детей частота гармоничного развития в основных группах была такой же, как и в группе сравнения.

3. Гипотрофия и ожирение, выявляемые при негармоничном развитии наблюдаемых детей, имеют одинаковое распространение среди второго поколения лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся профессиональному облучению.

35

Таблица 2

Средние антропометрические показатели детей

Возраст Антропометрические показатели Пол Группа

I II III сравнения

п X % п X п X % п X

Новорожденный Масса тела, кг М 200 3,5 0,03 74 3,6 0,04 149 3,5 0,04 156 3,5 0,04

Д 177 3,3 0,03 77 3,3 0,05 132 3,3 0,03 137 3,3 0,03

Длина тела, см М 200 52,2 0,13 74 52,3 0,29 147 52,1 0,2 152 52,1 0,16

Д 177 51,4 0,16 77 51,3 0,17 131 51,4 0,02 137 51,3 0,19

Окружность груди, см М 151 35,6 0,12 62 35,6 0,22 102 35,8 0,14 115 35,9 0,13

д 130 35,1 0,14 63 35,1 0,16 93 35,1 0,13 106 35,1 0,11

1 год Масса тела, кг м 147 10,6 0,11 57 10,8 0,13 119 10,6 0,10 115 10,6 0,14

д 130 9,9 0,11 54 9,9 0,16 91 10,1 0,13 84 9,9 0,11

Длина тела, см м 146 76,0 0,22 52 76,4 0,45 119 76,5 0,25 107 77,1 0,30

д 130 74,3 0,23 54 74,7 0,14 91 74,4 0,38 80 74,5 0,56

Окружность груди, см м 145 49,1 0,19 53 49,3 0,27 119 48,9 0,21 99 49,0 0,20

д 129 47,6 0,28 53 47,2 0,34 91 47,7 0,18 80 47,8 0,27

2 года Масса тела, кг м 30 12,9 0,17 19 13,2 0,30 25 12,3 0,26 44 12,6 0,19

д 34 12,8 0,27 15 12,0 0,35 22 12,0 0,32 40 12,3 0,62

Длина тела, см м 29 86,7 0,45 19 87,5 0,72 25 87,8 0,56 44 86,4 0,57

д 34 85,6 0,69 15 85,5 0,82 22 85,4 0,77 40 85,9 0,64

Окружность груди, см м 30 51,0 0,31 19 51,8 0,51 25 51,4 0,44 44 51,2 0,29

д 34 49,8 0,40 15 49,5 0,74 22 49,6 0,45 40 50,2 0,28

3 года Масса тела, кг м 36 14,8 0,30 14 15,2 1,16 18 15,4 0,36 21 14,7 0,37

д 19 14,5 0,47 11 14,7 0,57 12 14,8 0,60 20 14,4 0,47

Длина тела, см м 36 95,6 0,58 14 96,5 0,97 18 96,2 0,90 21 95,6 0,89

д 19 95,6 0,91 11 96,2 1,61 12 95,7 1 ,28 20 94,7 0,95

Окружность груди, см м 36 52,6 0,40 13 53,6 0,30 18 52,6 0,45 21 52,7 0,50

д 19 52,1 0,60 11 51,5 0,63 12 50,7 0,66 20 51,0 0,51

Примечания: 1. п - количество детей в группе; X - среднее значение признака; % - ошибка средней; М - мальчики; Д - девочки.

2. Обозначения групп такие же, как в таблице 1.

"Радиация и риск", 2002, вып. 13 Научные статьи

36

Таблица 3

Распределение детей по росту, оба пола, %

Градации роста Возраст, группы, число детей

Новорожденные 1 год От 1 года до 2 лет От 2 лет до 3 лет

I II III С I II III С I II III С I II III С

377 151 278 289 276 104 210 195 213 84 141 198 127 57 64 80

Низкий - 0,7 - - 2,2 1,9 2,4 2,0 1,4 - 2,8 2,0 3,1 1,8 1,6 3,7

Ниже среднего 1,6 1,3 1,8 1,0 10,1 9,6 10,9 10,3 9,4 7,2 10,6 10,1 7,1 7,0 6,3 12,5

Средний 59,1 60,3 59,4 60,3 78,6 78,9 78,6 78,9 81,2 85,7 80,1 78,8 82,5 84,2 82,7 75,0

Выше среднего 28,2 29,8 26,9 30,1 8,7 8,7 6,7 7,7 7,5 5,9 5,0 8,1 6,3 5,3 9,4 8,8

Высокий 11,1 7,9 11,9 8,6 0,4 0,9 1,4 1,0 0,5 1,2 1,4 1,0 0,8 1,7 - -

Примечание. С - группа сравнения; обозначения основных групп такие же, как в таблице 1.

Таблица 4

Распределение детей по уровню физического развития, оба пола, %

Возраст, группы, число детей

Уровень ФР Новорожденные 1 год От 1 года до 2 лет От 2 лет до 3 лет

I II III С I II III С I II III С I II III С

282 129 195 227 276 104 210 195 213 84 141 198 127 57 64 80

Гармоничное 41,2 40,3 41,0 44,5 59,1 63,5 62,4 59,0 73,2 66,7 64,5 67,2 68,5 68,4 64,1 66,3

Негармоничное 58,8 59,7 59,0 55,5 40,9 36,5 37,6 41,0 26,8 33,3 35,5 32,8 31,5 31,6 35,9 33,7

Примечание. Обозначения групп такие же, как в таблицах 1 и 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Частота ожирения и гипотрофии среди наблюдаемых детей, оба пола, %

Нарушение питания Возраст, группы, число детей

Новорожденные 1 год От 1 года до 2 лет От 2 лет до 3 лет

I II III С I II III С I II III С I II III С

282 129 195 227 276 104 210 195 213 84 141 198 127 57 64 80

Избыточная масса тела 1,8 1,5 1,5 2,6 10,9 10,6 10,9 11,8 5,6 8,3 6,4 8,1 9,4 5,3 6,2 8,7

Ожирение I степени - - 1,0 - 2,9 0,9 1,4 3,1 1,4 1,9 0,7 1,5 2,4 - 1,6 1,2

Гипотрофия I степени 23,4 31,0 29,2 22,5 14,8 12,5 8,1 12,8 12,2 13,1 15,6 13,1 11,0 17,5 14,1 15,0

Гипотрофия II степени 4,2 3,1 2,0 3,9 - 0,9 0,5 0,5 1,9 2,4 1,4 1,5 - 1,7 3,1 2,5

Примечание. Обозначения групп такие же, как в таблицах 1 и 3.

"Радиация и риск", 2002, вып. 13 Научные статьи

Литература

1. Веселов Н.Г. Заболеваемость детей первого года жизни //3дравоохр. Российской Федерации. 1971. № 3. С. 24-27.

2. Жуковский М.А. Диагностика, лечение и профилактика ожирения у детей (методические указания). М., 1978. 44 с.

3. Ионизирующее излучение: источники и биологические эффекты. НКДАР. Докл. за 1982 г. Генеральной Ассамблее (с приложениями): В 2-х т.: ООН. Нью-Йорк, 1982. Т. 1. 881 с. Т. 2. 780 с.

4. Клиорин А.И. Ожирение в детском возрасте. Л.: Медицина, 1978.

5. Методические указания по нормативам физического развития детей г. Москвы от рождения до 17 лет. М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР, 1972. 87 с.

6. Набухтный Т.К., Лоскутова И.Е. Особенности психомоторного развития детей с дистрофией пренатального происхождения //Педиатрия, 1981. № 9. С. 14-16.

7. Переладова О.Л., Цвинтарная Л.М., Мясоед Ю.П.

О частоте и причинах возникновения врожденной ги-потрофии//Антенатальная охрана плода и профи-

лактика перинатальной патологии: Тез. докл. /Отв. ред. А.Г.Пап. Киев, 1979. С. 210-211.

8. Пошехонов С.А., Степанова А.Г. Некоторые проблемы внутриутробных гипотрофий//Антенатальная охрана плода и профилактика перинатальной патологии: Тез. докл. /Отв. ред. А.Г.Пап. Киев, 1979, С. 220-221.

9. Рапопорт Ж.Ж., Празин Е.И. Физическое развитие детей. Красноярск, 1970.

10. Сотникова К.А. Дементьева Г.М., Буракова В.Б.

Оценка физического развития новорожденного //Неонатология /Под ред. В.В.Гаврюшова и К.А.Сот-никовой. Л: Медицина, 1985. С. 27-35.

11. Справочник педиатра. Ташкент: Медицина, 1972.

12. Стромская Е.П., Властовский В.Г. Комплексная оценка физического развития //Гигиена и санитария. 1974. № 4. С. 91-95.

13. О пренатальной (врожденной) гипотрофии /Н.П.Ша-балов, Л.С.Мичурина, А.Н.Мареева, Л.В.Назарова //Педиатрия. 1983. № 6. С. 56-58.

14. Шапошников Е.А. Оценка физического развития: повторяемость диапазонов средних значений длины тела детей на разных территориях //Гигиена и санитария. 1985. № 10. С. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.