Научная статья на тему 'Завещание учителя'

Завещание учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CHILDREN AND YOUTH TOURISM AREA / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипко Андрей Леонидович

Исходя из основных теоретических положений влияния детско-юношеского туризма на формирование личности в детском и юношеском возрасте, многолетнего общения с А. А. Остапцом-Свешниковым предпринята попытка сформулировать основную цель Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guru testament

An attempt was made to formulate the main goals of International public organization of Moscow academy of children and youth tourism and local lore with taking the fundamental theoretical propositions impact of children and youth tourism on the formation of the personality in the childhood and multi-year communication with A.A. Ostapets Sveshnikov

Текст научной работы на тему «Завещание учителя»

Изложенное триединство психолого-педагогических принципов: сущность - связи - отношения можно широко использовать в работе с детьми в школе, в дополнительном образовании, в музееведении, в туристском походе или в экспедиции. Это позволит ставить вопрос не только о комплексном подходе при взаимодействии педагога и ученика, но, также, и это главное, о целостности педагогического процесса: обучение - развитие - воспитание. А это путь к преодолению штампов во взгляде на работу с детьми, в том числе средствами туристско-краеведческой деятельности.

Примечания

1. Баранцев Р. Г. Становление тринитарного мышления / Р. Г. Баран-цев // URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261086.htm (22.03.2018).

2. Баранцев Р. Г. Структурная методология синтеза / Р. Г. Баранцев // URL: http://agni3.narod.ru/Barancevsintez.htm (22.03.2018).

3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец - Методическое издание. - М.: РМАТ, 2001. - 87 с. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/ostapec.htm (29.03.2018)

4. Самохин Ю. С. Оправдание краеведения. Монография. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. - 186 с. 11,75 п. л.

5. Самохин Ю. С. Педагогика краеведения. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей естественнонаучных факультетов. Монография. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - 165 с.

УДК 37.018; 929; 37.013.2; 37.022

А. Л. Шипко

ЗАВЕЩАНИЕ УЧИТЕЛЯ

Исходя из основных теоретических положений влияния детско-юношеского туризма на формирование личности в детском и юношеском возрасте, многолетнего общения с А. А. Остапцом-Свешниковым предпринята попытка сформулировать основную цель Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.

An attempt was made to formulate the main goals of International public organization of Moscow academy of children and youth tourism and local lore with taking the fundamental theoretical propositions impact of children and youth

tourism on the formation of the personality in the childhood and multi-year communication with A.A. Ostapets - Sveshnikov

Ключевые слова: пространство детско-юношеского туризма, социокультурная среда.

Key words: children and youth tourism area, sociocultural environment.

Это не научная статья, это - попытка понять не положенное на бумагу завещание учителя нам - его ученикам и последователям.

Александр Александрович Остапец-Свешников был УЧИТЕЛЕМ во всем. Пожалуй, тому, что сегодня сложилась научная школа исследователей детско-юношеского туризма и туристско-краеведческой деятельности учащихся, мы во многом должны быть благодарны научному подвижничеству Учителя.

Рано или поздно каждый ученый задается вопросом, какую общественную потребность удовлетворяет наука? Вероятно, познание не является потребностью общественной и, тем более, потребностью государства. Я глубоко убежден, что наука призвана удовлетворить потребность общества, общественного производства, отдельно взятой личности в предвидении результатов процессов в природе, обществе и поведении отдельно взятой личности. Знание законов природы позволяет нам предвидеть результат взаимодействия материальных тел, полей всех процессов в природе и работу всего созданного людьми. Знание социальных законов, психологии, педагогики позволяет нам предвидеть, спрогнозировать траекторию развития личности под воздействием различных факторов, а по отношению общества ход и результаты общественных процессов.

Александр Александрович Остапец-Свешников, как Ученый, не только положил начало науке о прогнозировании эффективности формирования личности средствами детско-юношеского туризма, но и, на основе интуитивного предвидения тенденций развития обществ объединенных СССР, создал инструмент сохранения и дальнейшего развития науки о детском туризме. Этим инструментом является Международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения.

События последних лет нашей жизни, жизни всех проживающих на постсоветском пространстве заставляют несколько иначе посмотреть на наше прошлое, на эволюцию науки о детско-юношеском туризме. В преддверии развала Советского Союза, раз-

вития тенденций самоопределения территорий, на которые во многом условно был разделен СССР, Александр Александрович начал много внимания уделять созданию центра притяжения ученых занимающихся изучением детско-юношеского туризма. Заслуживает внимания тот факт, что в деятельности лаборатории детского туризма, которая действовала в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, принимали участие представители практически всех республик нашей бывшей Родины. Лаборатория действовала на общественных началах, но опиралась в своей работе на систему детского туризма, организационным ядром которой были Станции юных туристов, которые охватывали всю страну. Вероятно, без тесного взаимодействия с системой внешкольного образования и воспитания научная школа не получилась бы и не получила дальнейшего развития.

Ликвидация СССР поставила всех нас перед фактом фатальных изменений и в системе детско-юношеского туризма. Сегодня, анализируя последствия деформаций системы СССР как наша общая Родина, мы видим, что следующим этапом разрушения является уничтожение единого для постсоветских стран пространства детско-юношеского туризма. Я глубоко убежден, что Александр Александрович предчувствуя это, и инициировал создание Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения.

В Советском Союзе существовало единое для всех республик пространство детско-юношеского туризма скрепленное правилами организации и проведения путешествий учащихся, сетью станций юных туристов, системой оздоровительных и туристских лагерей, Всесоюзными соревнованиями различной направленности, Всесоюзной экспедицией школьников «Моя Родина СССР». Благодаря всему этому, пространство детско-юношеского туризма выглядело монолитным, и любая туристская группа учащихся могла свободно путешествовать по просторам Родины. Эти разнообразные путешествия вооружали детей и юношество не только знаниями о Родине, но и формировали у путешественников чувственный опыт взаимодействия с различными национальными культурами.

С распадом СССР, как Родины, для всех людей его населявших началось разрушение пространства детско-юношеского туризма. Чтобы разобраться с теми, часто фатальными, изменениями, которые происходят с пространством детско-юношеского туризма

на территории бывшего СССР, проанализируем суть самого понятия пространство детско-юношеского туризма.

Под пространством туризма мы понимаем результат очеловечивания всех составляющих природной и социокультурной сред, составляющих основу жизнедеятельности личности, реализующей свои потребности вне своего постоянного жительства, путем потребления услуг характерных для туристского путешествия. Возникнув, как реакция на потребности человека, пространство туризма, в свою очередь, превращает потребителя туристских услуг в туриста - личность, обладающую совокупностью мотивов деятельности, которая может совершаться только вдали от постоянного места жительства и традиционного жизненного уклада.

Турист и пространство туризма не могут существовать один без другого и поэтому их свойства взаимно обуславливают друг друга.

Обязательным отличием пространства детско-юношеского туризма от пространства туризма является то, что оно подчинено воспитательной цели. Основными субъектами детско-юношеского туризма являются турист, воспитатель-инструктор, туристская группа, природная и социальная среда маршрута путешествия. Это обуславливается тем, что все они выдвигают по отношению туриста требования, воздействующие на его потребностно-мотивационную сферу и, соответственно, изменяют вектор его активности. Действие субъектов детско-юношеского туризма обуславливаются международными соглашениями, государственными законами, нормативными актами органов образования и т. п.

Пространство туризма создает благоприятные условия для социализации личности.

Социокультурная среда, которая является составной частью пространства туризма, аккумулирует в себе системы групповых ценностей, норм общественной морали, отношений референтных сред, традиций, государственных законов и др.

При анализе по времени, в социокультурном пространстве воспитанника выделяется три периода: прошлое, настоящее и будущее. К прошлому отнесем все, что не подтверждено чувственным опытом ребенка, как современника событий. Прошлое не имеет четко определенных временных границ и имеет как объективный, так и субъективный характер. Историческая составляющая жизнедеятельности личности представляет собой опыт человечест-

ва, накопленный на протяжении всего цивилизационного развития и усвоенный ею в процессе социализации. Исходя из того, что в процессе учебы и воспитания идет персонификация опыта человечества конкретной личностью, мы видим в прошлом источник всех знаний, умений и навыков которые необходимо усвоить человеку в периоды детства и юности. То есть все то, что изучается в учебных заведениях, включая принципы морали, способы поведения, принадлежит к прошлому. Фактически, учебно-воспитательный процесс, за исключением дисциплин, которые изучают природу, мы можем назвать процессом персонификации социального прошлого личностью ученика. Подтверждением этого является и то, что педагогический процесс современной школы ориентирован на открытия, которые имеют субъективный характер, а поисковая работа научно-исследовательского характера, целью которой является поиск объективной истины, скорее всего, является исключением для практики обучения. Овладение прошлым с точки зрения содержания, которое это прошлое несет, и процедуры (технологии) персонификации знаний о прошлом, является актами пронизанными нравственностью отношений не только между субъектами педагогического процесса, но и отношений этих субъектов с прошлым.

Сегодня мы являемся свидетелями целенаправленного изменения социального прошлого в плане изменения трактовки исторических событий в жизни народов постсоветского пространства и, в связи с этим, формирования новой системы отношений молодежи к народам соседям и представителям не титульной нации внутри страны.

Однако прошлое является только фундаментом того мгнове-

__/"Т _

ния, которое мы сейчас переживаем. Я подчеркиваю именно сейчас, а не сегодня. Период, который стоит перед мгновением жизни и время, в течение которого мы его переживаем, переосмысливаем, закрепляем в сознании «мгновение жизни», личность будет чувствовать как настоящее. Под «Настоящим» мы понимаем период, который охватывается собственным чувственным опытом воспитанника, независимо от того был он или нет участником события, знает ли о нем из средств массовой информации, рассказов знакомых людей, произведений искусства, научных отчетов и тому подобное. Особую важность в настоящем представляет то, что его события совпадают с периодами сознательной жизнедеятельности воспитанника. В настоящем современного школьника огромную роль

играют социальные сети и телевидение. Их авторитет может быть поколеблен только собственным чувственным опытом.

Наиболее загадочной субстанцией для личности является будущее, именно то, что еще не произошло и ради чего происходит жизненный цикл. Будущее бытие представляется в виде стратегий разного уровня. Те, в которых рассмотренные тенденции, имеющие концептуальный характер для человечества, государства или нации, называют футурологическими прогнозами. На основе некоторых из этих стратегий возможно формирование групповой мотивации деятельности, которая в определенных условиях может стать адекватной личностным мотивам деятельности. В этом случае речь идет о персонификации (присвоение) стратегии, которая приобретает черты личностной перспективы.

Прошлое, настоящее и будущее являются составляющими воспитательного пространственно-временного континуума и приобретают характер ближней, средней, дальней «завтрашней радости» и «вчерашней радости». Если использование завтрашней радости в педагогическом процессе обосновано еще в педагогической практике А. Макаренко, то под «вчерашней радостью» Александр Александрович понимал ситуации переживания личностью психологических состояний, которые были пережиты в прошлом, благодаря обращению к воспоминаниям, фотографиям, видеозаписям, дневникам и тому подобное. Отчет о выполненной работе, путешествии, при условии соответствующего его оформления превращается из формального акта в важную составляющую социокультурных отношений - «вчерашнюю радость».

Структуризация пространства, по степени физической доступности его составляющих для ученика, положена в основу краеведческой поисковой работы учеников.

Пространство жизнедеятельности воспитанника, естественно, разбито на следующие зоны по степени влияния на него: ближний родной край, родной край, Родина, другие страны мира. В зависимости от последовательности освоения этих зон ребенком, на что указывал А. Остапец, возможна реализация как патриотического, так и космополитического воспитания.

Под ближним родным краем мы понимаем местность, в которой человек непосредственно проживает. Как синоним ближнего родного края наиболее часто используется термин «Малая Родина».

Родной край - это территория органической составляющей, которой является ближний родной края и которая, по природнок-лиматическим, социокультурным, экономическим признакам, существенно не отличается от привычного окружения человека. Принятая в педагогической практике методика определения родного края в пределах территориального распределения на районы и области не отвечает педагогической целесообразности, тем более, что это распределение было проведено без учета естественных природно-климатических, демографических, экономических и других особенностей территорий. В некоторых случаях нашей действительности Родной край может не ограничиваться даже государственными границами.

Под Родиной мы понимаем интегративное образование, которое имеет как личностную, так и социальную окраску она определяется временными и пространственными границами, а ее составляющими будут: территория с характерными для нее ландшафтами, гидрологическими объектами, природноклиматическими условиями, растительным и животным миром, полезными ископаемыми, историческими и культурными достопримечательностями, уровнем экологической чистоты; населением, которое характеризуется языками, используемыми в быту, и их особенностями, совокупностью национальных культур (в том числе и бытовой культуры), уровнем образованности, традиций, обрядовой и национальными особенностями использования нравственных принципов; развитие культуры и искусств; структура экономики ведущими признаками которой будут: занятость населения, уровень реальных доходов и качество жизни граждан; общественным и государственным строем. Такое широкое толкование самого термина дает возможность рассматривать Родину одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Следующим элементом пространства туризма являются другие страны. В эту категорию попали государства, вышедшие из СССР, но сохраняющие элементы общей культуры. Сегодня мы наблюдаем планомерную деятельность по ее уничтожению. Здесь и переписывание общей истории, и формирование образа врага, и реформы языка, в том числе и отказ от кириллицы, и многое другое.

Прошлое и фрагментарно настоящее изучается в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения. Но в комплексе прошлое, настоящее и будущее в системе об-

щественного воспитания рассматриваются только в процессе тури-стско-краеведческой деятельности. Наш вывод выходит из того, что только туристско-краеведческая деятельность ориентирует учащегося на выявление причинно-следственных связей между объектами и процессами в природном и социальном окружении по маршруту путешествия во всех временных периодах.

Инициируя создание Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения, Александр Александрович Остапец-Свешников завещал нам, его ученикам и последователям, сохранить и упрочить пространство детско-юношеского туризма. Нам необходимо, на основе теоретических разработок, согласовать документы, регламентирующие путешествия детей и юношества во всех странах СНГ, отстаивать права туристских групп учащейся молодежи на упрощенный доступ к туристским ресурсам в любой из стран содружества и даже государств правительства которых заняло агрессивную, по отношению к содружеству и отдельным его членам, позицию. Это касается и территорий являющихся и предметом территориальных споров. Проводя такую взвешенную политику, мы будем способствовать формированию позитивного будущего последующих поколений, упрочению мира и добрососедства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.