Научная статья на тему 'Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования'

Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ ТУРИСТА / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА / CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM / THE SPACE OF CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM / SUBJECTIVE TIME OF THE TOURIST / THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF CHILDREN AND YOUTH TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипко Андрей Леонидович

Детско-юношеский туризм представляет собой средство, принципиально отличное от педагогических средств, традиционно используемых в рамках школьного образования и воспитания. Используя окружающий мир в качестве субъекта педагогического процесса, туризм и краеведение располагают возможностями моделирования пространства в соответствии с целями воспитания. В статье предпринята попытка снять противоречия в дефиниции детско-юношеского туризма, определяются основные черты понятия «пространство детско-юношеского туризма». Рассматриваются ключевые теоретические аспекты детско-юношеского туризма, создаются предпосылки для очерчивания направлений дальнейшего изучения этого социокультурного явления, разработки его законодательной основы, более полного раскрытия воспитательного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and youth tourism in the context of scientific research

Children’s and youth tourism is a means fundamentally different from all the pedagogical means traditionally used in the framework of school education and upbringing. Using the environment as a subject of the pedagogical process, tourism and local lore have the capacity to model space in accordance with the goals of education. In the article an attempt is made to remove contradictions in the definition of children’s and youth tourism, the main features of the concept “the space of children and youth tourism” are determined. Considering the key theoretical aspects of children’s and youth tourism, prerequisites are created for delineating the directions for further study of this sociocultural phenomenon, developing its legislative basis, and revealing the educational potential more completely.

Текст научной работы на тему «Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования»

5. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. URL: http: //www.odinbl ago .ru/russk_kommunizm

6. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : (19.00.07). Ярославль, 2003. 18 с.; Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы и организационные факторы генезиса психологического выгорания у педагогов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2001. 23 с.

7. Исаенко В. П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной сферы в процессе дополнительного профессионального образования (методология, теория, технологии) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.05), (13.00.08). М., 2002. 46 с.

УДК 37.22; 37.035; 376.66

А. Л. Шипко

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Детско-юношеский туризм представляет собой средство, принципиально отличное от педагогических средств, традиционно используемых в рамках школьного образования и воспитания. Используя окружающий мир в качестве субъекта педагогического процесса, туризм и краеведение располагают возможностями моделирования пространства в соответствии с целями воспитания.

В статье предпринята попытка снять противоречия в дефиниции детско-юношеского туризма, определяются основные черты понятия «пространство детско-юношеского туризма».

Рассматриваются ключевые теоретические аспекты детско-юношеского туризма, создаются предпосылки для очерчивания направлений дальнейшего изучения этого социокультурного явления, разработки его законодательной основы, более полного раскрытия воспитательного потенциала.

Children's and youth tourism is a means fundamentally different from all the pedagogical means traditionally used in the framework of school education and upbringing. Using the environment as a subject of the pedagogical process, tourism and local lore have the capacity to model space in accordance with the goals of education.

In the article an attempt is made to remove contradictions in the definition of children's and youth tourism, the main features of the concept "the space of children and youth tourism" are determined.

Considering the key theoretical aspects of children's and youth tourism, prerequisites are created for delineating the directions for further study of this socio-cultural phenomenon, developing its legislative basis, and revealing the educational potential more completely.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, пространство детско-юношеского туризма, субъективное время туриста, система педагогических принципов детско-юношеского туризма.

Keywords: children's and youth tourism, the space of children's and youth tourism, subjective time of the tourist, the system of pedagogical principles of children and youth tourism.

В масштабах современности 20 лет - это огромный промежуток, который соизмерим со столетием в Средневековье. Связано это с тем, что в наше время все общественные институты и подавляющее большинство граждан активно вовлечены в процессы формирования информационной среды, которая привела к ускорению времени как объективного социального, так и субъективного времени личности, ведущей активную социальную жизнь.

На данном этапе развития общества изменился сам процесс социализации личности в связи с доминированием межличностных взаимодействий в виртуальном пространстве и агрессивным воздействием на формирующуюся личность «ценностей» общества потребления. Это влечет за собой глобальные изменения в очеловеченном пространстве и прежде всего в нравственных основах человеческого бытия. Кроме этого страны постсоветского пространства до сих пор не преодолели перелом в системе ценностей, связанный с распадом СССР и социалистической системы, повлекший за собой ломку ценностных ориентиров и подмену понятий на уровнях свой/чужой, добро/зло. Это наложило отпечаток на всю систему общественного воспитания в государствах постсоветского пространства и, в частности, на важнейшую ее составляющую -детско-юношеский туризм.

Первый вопрос, на который необходимо ответить в юбилейные дни, - зачем нужна наука? На наш взгляд, наука является ответом на общественную потребность в управлении процессами и в первую очередь процессами жизнедеятельности человека и общества. Любой процесс может быть управляемым при двух условиях: наличии достоверного прогноза на развитие ситуации и установле-

нии прямых и обратных связей между субъектами взаимодействия. В результате научного поиска выявляются законы функционирования природного и социального пространства, которые позволяют делать достоверные прогнозы результатов взаимодействий и процессов, а изучение системы позволяет создать гармонизированные взаимодействия, то есть установить прямые и обратные связи, наиболее адекватные решаемым задачам.

Наука о туризме вообще и о детско-юношеском туризме в частности призвана реализовать такие задачи:

- выявить социокультурный феномен «пространство туризма» и определить его основные свойства;

- открыть законы и закономерности функционирования пространства туризма;

- уточнить понятийный аппарат и в первую очередь ответить на вопрос, что есть детско-юношеский туризм и какова его структура;

- выявить субъекты туризма и объяснить наиболее целесообразные пути их взаимодействия;

- разработать педагогическую систему детско-юношеского туризма.

Для разработки педагогической системы детско-юношеского туризма необходимо:

- уточнить социальный заказ на туристские услуги и продукт детско-юношеского туризма;

- сформулировать цель, поставленную перед туризмом вообще и перед детско-юношеским туризмом в частности;

- определить задачи в соответствии с выбранной целью и возрастными особенностями каждого сегмента туристского рынка;

- разработать систему принципов педагогического процесса детско-юношеского туризма;

- определить содержание педагогического процесса, построенного на основе туризма и краеведения;

- уточнить систему методов обучения и воспитания, соответствующих особенностям детско-юношеского туризма;

- создать классификацию организационных форм воспитания и обучения на основе детско-юношеского туризма и краеведения;

- разработать педагогические технологии детско-юношеского туризма и туристско-краеведческой деятельности, оптимизирующие процесс социализации личности и гармонизирующие ее взаимодействия с окружающим миром;

- разработать совокупность обратных связей как внутри системы детско-юношеского туризма, так и обращенных к социуму.

На наш взгляд, поиск ответов на эти вопросы и объясняет смысл и сущность существования Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.

К нашему глубокому сожалению, идеи, которые были заложены Александром Александровичем Остапцом-Свешниковым, реализованы не в полной мере, что объясняется совокупностью как объективных, так и субъективных причин. Главной проблемой Академии, на наш взгляд, является слабая координация исследовательской проблематики, что характерно для общественных организаций, работающих на основе самофинансирования.

Опираясь на исследования, проведенные нами в последние 20 лет, попробуем дать ответы на некоторые из поставленных вопросов.

Существование туризма как социокультурного феномена возможно только при совпадении двух факторов - наличия свободного времени и свободных ресурсов, в том числе и материальных, у личности, являющейся потенциальным туристом. Поэтому о массовом туризме в современном понимании этого термина можно говорить, начиная с момента появления индустриального производства. Именно технологии индустриального производства позволяют резко повысить производительность труда, тем самым высвобождая как личностное время, так и материальные ресурсы.

Проводя ретроспективный анализ детско-юношеского туризма, следует в первую очередь обращать внимание на его педагогическую составляющую. Существенным недостатком историко-пе-дагогических исследований является то, что в историографии используют хронологический подход, а педагогические системы зависят не от исторического периода, а от характера социальных отношений и социального заказа, которые являются прямым следствием того типа общества, в котором реализуется педагогическая технология. Выделяют три типа общества: традиционное (доинду-стриальное), индустриальное и постиндустриальное. Туризм в до-индустриальном обществе не затрагивал детско-юношеский сегмент вообще, он был привилегией обеспеченных мужчин, как правило, не обремененных обязательствами в сфере общественного производства.

Наибольший интерес представлял для нас вопрос о том, что есть детско-юношеский туризм. Мы пришли к выводу, что споры об определении детско-юношеского туризма с традиционных позиций, наработанных в отечественной педагогике, оторваны от действительности. Исходить необходимо из того, что детско-юношеский туризм имеет дуальную природу.

Во-первых, детско-юношеский туризм - это путешествия и экскурсии детей и юношества, в процессе которых реализуются задачи образования, воспитания, всестороннего развития, оздоровления и психофизической реабилитации личности на основе использования туристических ресурсов. Во-вторых, это сегмент туристического рынка, ориентированный на детей и юношество, туристические услуги и продукты для которого создают и реализуют его субъекты: туроператоры (в качестве которых могут выступать учебные заведения всех уровней аккредитации, внешкольные учреждения, детско-юношеские организации, детские оздоровительные и молодежные спортивно-оздоровительные лагеря, туристические базы, туристические приюты, туристские клубы, федерация спортивного туризма и т. д.), экскурсионные бюро и турагенты.

Наибольший вклад в развитие детско-юношеского туризма вносят учебно-воспитательные учреждения разных типов. Существенным их отличием от других субъектов туристского рынка является то, что они должны оказывать исключительно услуги социального туризма. Под социальным туризмом понимают туристические услуги, ориентированные на малоимущие слои населения, учащуюся молодежь, и им занимаются в большинстве случаев некоммерческие организации (профсоюзы, детские, молодежные, религиозные организации) и фонды, предоставляющие грантовую помощь для изготовления туристического продукта.

Практически детско-юношеский туризм может иметь как коммерческую, так и социальную окраску в соответствии с характером ценообразования на его услуги. Именно поэтому под детско-юношеским туризмом следует понимать сегмент туристического рынка, ориентированный на детей и юношество. Целью детско-юношеского туризма является всестороннее развитие, организация досуга, психофизическая реабилитация и оздоровление личности. Достижение цели обеспечивается содержанием детско-юношеского туризма, которое заключается в специально организованном, целенаправленном взаимодействии личности с природной и социокультурной средами.

Исходя из этого, его организационными формами являются: походы (однодневные, многодневные, степенные, категорийные, по родному краю, Родине, за границу), туристские поездки (экскурсионные, развлекательные, культурно-досуговые, спортивные), экскурсии, туристские и оздоровительные лагеря, детские санатории, туристские кружки и клубы, туристские базы, туристские слеты и соревнования, туристские вечера, туристско-краеведческие экспедиции, краеведческие конференции.

Различия в коммерческой и социальной составляющих детско-юношеского туризма никоим образом не нарушают его целостности. Туризм существует за счет производства и реализации туристских услуг, объединенных в туристский продукт. Туристский продукт в свою очередь полностью соответствует системе жизнедеятельности человека и общества в наиболее принципиальных ее аспектах. Существенным, наиболее принципиальным отличием этих разновидностей детско-юношеского туризма является то, что в коммерческом туризме юный турист - потребитель туристских услуг, а в «воспитательном» туризме производитель и потребитель туристской услуги - это одно и то же лицо, и в случае необходимости туристы обмениваются туристскими услугами на безденежной, нравственной основе.

В то же время под туристско-краеведческой деятельностью мы понимаем активную целенаправленную деятельность детей и молодежи по освоению и изучению природного и социокультурного пространства средствами детско-юношеского туризма, в первую очередь используя его формы, в которых целесообразна реализация поисковых задач: походы, экскурсии, туристско-краеведческие экспедиции. Характерной ее особенностью является то, что участники путешествия принимают активное участие в изготовлении туристического продукта для своих нужд и выступают в качестве субъекта познавательной деятельности. В туристско-краеведческой деятельности сами туристы выступают в качестве туроператора и создают туристические услуги и услуги экскурсионного обслуживания для собственных нужд. Аналогичные субъект-объектные связи имеют место в самодеятельном туризме, который чаще имеет спортивную окраску. Возможно, именно поэтому детско-юношеский туризм и его активную часть - туристско-краеведческую деятельность, по аналогии с советским периодом, ассоциируют со спортивным туризмом.

Рассматривая детско-юношеский туризм, мы должны понимать, что его характер может меняться от познавательно-деятельно-стного, который характерен для младших подростков, к эмоционально-потребительскому, характерному для взрослых (см. таблицу).

Зависимость характера детско-юношеского туризма от возраста туристов

Возраст (лет) Компоненты отношения к среде Характер туризма

когнитивный поведенческий практический перцептив-но-аффект-ный

10-11 1 2 3 4 Познавательно-дея-тельностный

12-13 2 1 3 4 Деятельностно-поз-навательный

14-15 3 2 4 1 Эмоционально-дея-тельностный

16-17 4 3 2 1 Эмоционально-познавательный

Наличие в нем деятельностной компоненты приближает его к туристско-краеведческой деятельности, в зависимости от взаимодействия туристских и краеведческих форм работы может варьироваться от спортивного туризма до краеведческо-поисковой аудиторной работы. Характер туризма в каждой из возрастных групп должен учитываться в первую очередь при организации массового туризма как в учебных заведениях, детских организациях, так и при изготовлении коммерческого туристского продукта, ориентированного на детей и юношество.

Принципиальным вопросом, с точки зрения формирования наших теоретических представлений о детско-юношеском туризме, является вопрос, что есть пространство туризма? Если в условиях учебных заведений воспитательное пространство возникает как результат целенаправленной деятельности субъектов образовательного процесса, то в детско-юношеском туризме используется природная и социальная среда района путешествия, преломленная через систему ценностей туристской группы. Это пространство одновременно выступает и в качестве носителя новой информации, и в качестве источника эмоций и ресурсов жизнеобеспечения в процессе путешествий.

Совокупность объектов и процессов природной и социальной сред, объединенных единой временной координатой, преобразуется в пространство туризма.

Под пространством туризма мы понимаем результат очеловечивания всех составляющих пространственно-временного континуума жизнедеятельности, обусловленного набором ресурсов конкретного района, человеком, реализующим свои специфические потребности вне своего постоянного жительства путем потребления услуг, характерных для туристского путешествия. Возникнув как реакция на потребности человека, пространство туризма в свою очередь превращает потребителя туристских услуг в туриста, личность, обладающую совокупностью мотивов деятельности, которая может совершаться только вдали от постоянного места жительства и традиционного жизненного уклада.

Турист и пространство туризма не могут существовать друг без друга, и поэтому их свойства взаимно обусловливают друг друга.

Пространство туризма, возникнув как ответ на потребности туриста, воздействует на его потребностно-мотивационную сферу и само изменяется по мере ее развития. Процесс взаимоадаптации наиболее точно характеризует и описывает динамику развития пространства туризма. Его изучение дает возможность выявить существенные закономерные связи между его составляющими и на этой основе строить прогнозы дальнейшего развития пространства туризма.

Обязательным отличием пространства детско-юношеского туризма от пространства туризма является то, что оно подчинено воспитательной цели и его моделирование выходит из содержания туристско-краеведческой деятельности. Основными субъектами детско-юношеского туризма являются турист, воспитатель-инструктор, туристская группа, природная и социальная среда маршрута путешествия. Это обусловливается тем, что все они выдвигают по отношению к туристу требования, которые воздействуют на его потребностно-мотивационную сферу и соответственно изменяют вектор его активности.

В этой связи особое значение приобретает технология включения туриста в природное и социальное пространство района путешествия. Необходимым и достаточным условием для социализации всех атрибутов действительности любым человеком является социокультурная среда. Именно она аккумулирует в себе системы групповых ценностей, норм общественной морали, отношений ре-

ферентных сред, традиций, государственных законов и др. Рассматривая составляющие социокультурного пространства, мы воспользовались пространственно-временным подходом. Его структурные составляющие мы классифицировали по времени и по принадлежности его к определенным пространственным границам.

При анализе по времени, в соответствии с существующей традицией, в социокультурном пространстве воспитанника выделяются три периода: прошлое, настоящее и будущее. К прошлому отнесем все, что не подтверждено чувственным опытом ребенка как современника событий. В ситуациях, которые мы изучаем, этот период отнесен от настоящего в прошлое не менее чем на 1015 лет, то есть прошлое не имеет четко определенных временных границ и имеет как объективный, так и субъективный характер. Историческая составляющая жизнедеятельности личности представляет собой опыт человечества, накопленный на протяжении всего цивилизационного развития и усвоенный ею в процессе социализации. Исходя из того, что в процессе учебы и воспитания идет персонификация опыта человечества конкретной личностью, мы видим в прошлом источник всех знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить человеку в периоды детства и юности, то есть все то, что изучается в учебных заведениях, включая принципы морали, способы поведения, принадлежит прошлому. Фактически учебно-воспитательный процесс, за исключением дисциплин, которые изучают живую природу, мы можем назвать процессом персонификации социального прошлого личностью ученика. Подтверждением этого является и то, что педагогический процесс современной школы ориентирован на открытия, которые имеют субъективный характер, а поисковая работа научно-исследовательского характера, целью которой является поиск объективной истины, скорее всего, является исключением для практики обучения. Овладение прошлым с точки зрения содержания, которое это прошлое несет, и процедуры (технологии) персонификации знаний о прошлом является актами, пронизанными нравственностью отношений не только между субъектами педагогического процесса, но и отношений этих субъектов с прошлым.

Однако прошлое является только фундаментом того мгновения, которое мы сейчас переживаем. Период, который стоит перед мгновением жизни, и время, в течение которого мы его переживаем, переосмысливаем, закрепляем в сознании «мгновение жизни», лич-

ность будет чувствовать как настоящее. Под настоящим мы понимаем период, который охватывается собственным чувственным опытом воспитанника, независимо от того, был ли он участником события, знает ли о нем из средств массовой информации, рассказов знакомых людей, произведений искусства, научных отчетов и т. п. Особую важность в настоящем представляет то, что его события совпадают с периодами сознательной жизнедеятельности воспитанника.

Наиболее загадочной субстанцией для личности является будущее, именно то, что еще не произошло и ради чего происходит жизненный цикл. Будущее бытие представляется в виде стратегий разного уровня. Те, в которых рассмотренные тенденции имеют концептуальный характер для человечества, государства или нации, называют футурологическими прогнозами. К ним можно отнести, например, прогноз относительно глобального потепления на Земле. Возможные более конкретные стратегии, достоверность выполнения которых почти стопроцентная. Так, например, план мирового сообщества провести через четыре года очередные Олимпийские игры будет восприниматься воспитанником как будущее, которое, безусловно, будет реализовано в течение его жизни. Аналогичные планы ближней или средней перспективы, о которых должны знать дети, могут быть на уровне государства, области, города, населенного пункта, семьи, учебного заведения. На основе некоторых из этих стратегий возможно формирование групповой мотивации деятельности, которая в определенных условиях может стать адекватной личностным мотивам деятельности. В этом случае речь идет о персонификации (присвоении) стратегии, которая приобретает черты личностной перспективы.

Прошлое, настоящее и будущее являются составляющими воспитательного пространственно-временного континуума и приобретают характер ближней, средней, дальней «завтрашней радости» и «вчерашней радости». Если использование завтрашней радости в педагогическом процессе обосновано еще в педагогической практике А. Макаренко, то под «вчерашней радостью» мы понимаем ситуации переживания личностью психологических состояний, которые были пережиты ребенком в прошлом, благодаря обращению к воспоминаниям, фотографиям, видеозаписям, дневникам и т. п. Отчет о выполненной работе, путешествии, при условии соответствующего его оформления превращается из формального акта в важную составляющую социокультурных отношений -«вчерашнюю радость».

Структуризация пространства по степени физической доступности его составляющих для ученика положена в основу краеведческой поисковой работы учеников.

Пространство жизнедеятельности воспитанника естественно разбито на следующие зоны по степени влияния на него: ближний родной край, родной край, Родина, другие страны мира [1]. В зависимости от последовательности освоения этих зон ребенком, на что указывал А. Остапец, возможна реализация как патриотического, так и космополитического воспитания.

Под ближним родным краем мы понимаем местность, в которой человек непосредственно проживает. Как синоним ближнего родного края наиболее часто используется термин «малая родина».

Родной край - это территория органической составляющей, которой является ближний родной край и которая по природно-климатическим, социокультурным, экономическим признакам существенно не отличается от привычного окружения человека. Принятая в педагогической практике методика определения родного края в пределах территориального распределения на районы и области не отвечает педагогической целесообразности, тем более, что это распределение было проведено без учета естественных природно-климатических, демографических, экономических и других особенностей территорий.

Понятие «Родина», невзирая на широкое использование термина, достаточно проблематично в определении самой ее сути. С филологической точки зрения Родина: 1. Отчизна, родная страна; 2. место рождения, происхождения, возникновение чего-нибудь [2]. Такое определение по формальным признакам, скорее отвечает «ближнему родному краю» и не дает возможности рассматривать Родину как составную часть пространства. Здесь родина ассоциируется только с человеком, фиксируя его на определенной территории на момент рождения, и не дает представлений о последующих преобразованиях ни человека, ни самой территории. Мы считаем, что адекватным цели детско-юношеского туризма будет такое понятие: «Родина (Отчизна) - страна, в которой человек родился; территория, исторически принадлежащая данному народу с ее природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, быта и привычек» [3]. Исходя из вышеприведенного определения, Родина является интегративным образованием, которое имеет как личностную, так и социальную окраску,

она определяется временными и пространственными границами, а ее составляющими будут: территория с характерными для нее ландшафтами, гидрологическими объектами, природно-климатическими условиями, растительным и животным миром, полезными ископаемыми, историческими и культурными достопримечательностями, уровнем экологической чистоты; населением, которое характеризуется языками, используемыми в быту, и их особенностями, совокупностью национальных культур (в том числе и бытовой культуры), уровнем образованности, традиций, обрядовой и национальными особенностями использования нравственных принципов; развитие культуры и искусств; структура экономики, ведущими признаками которой будут: занятость населения, уровень реальных доходов и качество жизни граждан; общественный и государственный строй. Такое широкое толкование самого термина дает возможность рассматривать Родину одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое и фрагментарно настоящее изучается в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения. Но в комплексе прошлое, настоящее и будущее в системе общественного воспитания рассматриваются только в процессе ту-ристско-краеведческой деятельности. Наш вывод выходит из того, что только туристско-краеведческая деятельность ориентирует учащегося на выявление причинно-следственных связей между объектами и процессами в природном и социальном окружении по маршруту путешествия во всех временных периодах.

Такая структуризация личностного пространства ученика дает возможность поэтапного его освоения средствами туризма и краеведения.

Процесс освоения конкретного пространства туризма формирует мотивы выбора туристического продукта во взрослой жизни. Фактически будущее туристской отрасли и рынка туристических услуг прямо зависит от сегодняшнего состояния детско-юношеского туризма.

Следующий вопрос, который заслуживает самого пристального внимания теории детско-юношеского туризма, - выявление системы принципов педагогического процесса. Проведенные нами исследования позволили сформировать взаимоувязанную систему педагогических принципов относительно всех субъектов процесса детско-юношеского туризма, которая позволяет управлять пространством детско-юношеского туризма и делает педагогический процесс управляемым на всех этапах.

Принципы педагогической этики

Принципы личностного поведения туриста на протяжении турист-ско-краеведческого цикла ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАНИЯ, СОЗДАННОЕ НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВА ТУРИЗМА Принципы организации коллектива туристской группы

Принципы организации пространства туризма

Рис. 1. Матрица системы педагогических принципов пространства воспитания, созданного на основе пространства туризма

Общая система принципов туристско-краеведческой деятельности состоит из следующих систем:

1. Принципы организации пространства туризма, ведущими задачами которых является оптимальное включение личности в пространственно-временной континуум, которое обеспечивает максимальную плотность времени взаимодействия с его составляющими.

2. Принципы организации туристской группы ориентируют на формирование коллектива, способного обеспечить личности максимальные возможности для полного раскрытия ее индивидуальности.

3. Принципы педагогической этики регулируют поведение воспитателя по отношению не только к воспитаннику, туристскому коллективу, но и всем составляющим пространства туризма. Исходя из того, что именно воспитатель является генератором и носителем цели воспитания, формирует основу туристско-краеведческой деятельности, принципы педагогической этики являются принципами управления учебно-воспитательным процессом на основе туристско-краеведческой деятельности.

4. Принципы личностного поведения регулируют деятельность туриста во время ее взаимодействия со всеми субъектами туристско-краеведческой деятельности и в зависимости от возрастных особенностей воспитанников должны трансформироваться в Этический кодекс (правила поведения) для туристов каждой возрастной группы.

Следует уточнить, что первые две группы принципов являются принципами организации, то есть служат руководством для воспитателей по включению воспитанников в природное и социокультурное пространство. Ведущей задачей этих принципов является

превращение пространства жизнедеятельности в пространство туризма, а ведущей идеей этих систем принципов является создание условий для формирования отношений туриста ко всем составляющим пространства. Третья и четвертая группы являются принципами личностного поведения (воспитателя и воспитанников), значит, должны быть тождественны принципам морали и отвечать за формирование отношения к людям.

Обнаруженный нами подход к формированию системы педагогических принципов не только позволяет упорядочить педагогические воздействия, но и делает педагогическую систему адекватной задаче формирования нравственного отношения к себе, к людям, к окружающему пространству и к труду как материализованному отношению к человеку в процессе распределения ресурсов и продуктов труда. Сами принципы организации пространства воспитания исходят из принципов морали, свойств пространства и времени и закономерностей воспитания.

Такой подход дает возможность объединить все группы принципов в матрицу, которая объясняет сущность управления пространством воспитания, созданном на основе туристско-краеведческой деятельности (рис. 1). Причем система педагогических принципов воспитания и обучения при организации туристско-кра-еведческой деятельности остается оболочкой для построения учебно-воспитательного процесса, а система, обнаруженная нами, дает возможность безошибочно превратить пространство туризма в пространство воспитания и тем самым создать оптимальные условия для социализации личности.

Анализируя систему педагогических принципов детско-юношеского туризма (рис. 2) [4], мы пришли к следующим выводам:

1. Согласование принципов педагогического процесса на основе туризма и краеведения приводит к получению пространством детско-юношеского туризма нового качества. От индивидуального пространства каждого из субъектов туризма мы приходим действительно к педагогическому пространству.

2. Педагогическое пространство создает ситуацию единства и взаимообусловленности всех процессов и объектов природной и социокультурной сред, согласовывая их действия не только в пространственных пределах, но и во времени.

3. Взаимодействие педагогических принципов различных субъектов детско-юношеского туризма создает три пространственные структуры:

I пространство единства целей,

II пространство сотрудничества и ответственной зависимости,

III пространство открытости жизнедеятельности туристской группы.

Назрела необходимость создания единой фундаментальной теории детско-юношеского туризма, которая бы включила в себя педагогические, психологические, медико-биологические, экономические и законодательные аспекты этого социокультурного явления.

Рис. 2. Взаимодействие принципов воспитания в пространстве туризма

Примечания

1. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985. 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Сов. энцикл., 1975. Т. 22. С. 680.

3. Ожегов С. И. Словарь русского язика : 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1990. С. 162.

4. Шипко А. Л. Педагогическая технология А. А. Остапца-Свешникова и современность // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 63-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.