Научная статья на тему 'Педагогические возможности детско-юношеского туризма'

Педагогические возможности детско-юношеского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2658
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / YOUTH TOURISM / TOURIST ACTIVITIES / FURTHER EDUCATION / EDUCATION / TRAINING / VOCATIONAL GUIDANCE / SOCIAL ADAPTATION / STUDY / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

Кратко показаны педагогические возможности детско-юношеского туризма в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational opportunities of youth tourism

The educational opportunities of youth tourism in the training, education, rehabilitation, vocational guidance, social adaptation of students are briefly shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности детско-юношеского туризма»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 371.84; 379.852; 379.83/.84

Ю. С. Константинов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Кратко показаны педагогические возможности детско-юношеского туризма в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

The educational opportunities of youth tourism in the training, education, rehabilitation, vocational guidance, social adaptation of students are briefly shown.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, дополнительное образование, краеведение, воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация.

Keywords: youth tourism, tourist activities, further education, study, education, training, rehabilitation, vocational guidance, social adaptation.

В последние годы все чаще и чаще приходится возвращаться к теме о педагогической сущности дополнительного образования, а значит, и детско-юношеского туризма, об их роли в воспитании молодого поколения. Причем, к сожалению, это приходится делать уже в нашей образовательной среде, среди руководителей органов образования, доказывая им вроде бы элементарные истины о необходимости развития различных направлений деятельности, о пагубной системе ликвидации профильных учреждений, вызывающей тем самым развитие детских объединений художественной направленности в ущерб всем остальным. Одной из основных причин, на наш взгляд, в этом является усиление в нашей педагогической среде непрофессионалов, так называемых «менеджеров от образования», которые видят только сиюминутную выгоду, забывая о

главной миссии системы образования - обучения, воспитания и развития молодого человека - гражданина своей Родины.

И в этом огромная роль принадлежит и детско-юношескому туризму, о педагогической значимости которого могут в полной мере судить педагоги-практики, родители и воспитанники туристс-ко-краеведческих объединений, непосредственно связанные с этим уникальным по своей значимости явлением.

Автор в своих многочисленных работах, опубликованных ранее, все эти педагогические плюсы детско-юношеского туризма уже излагал, однако считает необходимым именно в этот период развития системы образования еще раз заострить внимание на данном вопросе, помочь педагогам-практикам с точки зрения педагогической науки осмыслить и грамотно отстаивать ту деятельность, которой они занимаются.

В литературе существительному «туризм» сопутствует множество прилагательных: дальний, местный, зарубежный, пешеходный, горный, водный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, детско-юношеский, экскурсионный и др. Уже само обилие определений говорит о сложности понятия «туризм», о его многообразии. Но все эти многочисленные прилагательные к понятию «туризм» характеризуют лишь частности, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму. Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т. д.

Суть же туризма состоит в перемещениях человека (группы людей) в пространстве из места постоянного проживания в другие места. Без перемещений нет туризма.

Современный туризм по организации деятельности делится на два направления: коммерческий и спортивно-оздоровительный (ранее это был самодеятельный). Коммерческий туризм предполагает организацию отдыха по туристским путевкам, а также использование транспортных средств для коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных целях. Эти путешествия, экскурсии, походы организуются туристскими фирмами при полном или частичном обслуживании туристов на маршруте.

Спортивно-оздоровительный туризм включает в себя различные формы, но отличительной чертой всех его мероприятий является то, что они организуются самими участниками.

Детско-юношеский (школьный) туризм занимает промежуточное положение между коммерческим и спортивно-оздоровительным (самодеятельным) туризмом. Здесь действуют две стороны - участвующая (дети) и организующая, содействующая (администрация, педагогический коллектив). У этих двух сторон подходы к туризму различны, но не противоречат друг другу. Для детей туризм - увлекательное занятие, наполненное романтикой, способ активного отдыха. Для организующей стороны, учителей, это средство лучше узнать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие, т. е. средство решения педагогических задач. Своих целей учитель достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.

Формулировка, принятая в научной среде: детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого являются поход, путешествие, экскурсия. Словосочетание «детско-юношеский туризм» идентично определению «туристско-кра-еведческая деятельность (ТКД)», сложившемуся в отечественной и международной педагогической науке и практике.

Детско-юношеский туризм - это социальный туризм, так как государство оплачивает самые значительные расходы по его развитию - труд педагогов, организующих туристско-краеведческую деятельность, содержание инфраструктуры (помещения для занятий, снаряжение и инвентарь), вводя различные льготы для участников. Руководство детско-юношеским туризмом, которое является одним из направлений дополнительного образования детей, традиционно осуществляют органы образования.

Еще в декабре 1918 г., в самый разгар Гражданской войны, по предложению Н. К. Крупской Наркомпрос РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскурсий (ныне - Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения). За многие десятилетия в стране сложилась и действует система туристско-крае-ведческой работы, которая в образовании осуществляется в настоящее время по двум направлениям: в учреждениях дополни-

тельного образования детей, в том числе в специализированных (центры и станции юных туристов), и в общеобразовательных учреждениях (школы, гимназии, колледжи и др.).

Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют 222 центра и станции юных туристов (в 1996 г. их было 541), а также отделы туризма и краеведения Домов (Дворцов) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в туристско-краеведческих объединениях детей (кружках, секциях, клубах и т. д.) учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 395 тысяч обучающихся. В экскурсиях, организованных учреждениями дополнительного образования, в 2012 г. приняли участие 2 млн 613 тысяч человек, в туристских походах - 990 тыс. человек (в 1991 г. - 1 млн 420 тыс.). В настоящее время (2012 г.) только в центрах и станциях юных туристов работают более 8,5 тысяч опытных педагогов-туристов.

Второе направление - общеобразовательные школы, где в ту-ристско-краеведческих кружках занимаются 480 тысяч учащихся. Статистика Росстата констатирует, что всего в системе образования в туристско-краеведческих кружках и объединениях занимаются 875 тысяч обучающихся, что составляет 6,5% от всех учащихся в школе.

В туристско-краеведческой работе с учащимися чрезвычайно важно взвешенное сочетание туризма и краеведения. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, и в любом походе проводятся те или иные наблюдения. Справедлив афоризм: «Туризм -это краеведение, но краеведение не туризм». Хотя спортивный туризм отличается тем, что здесь на первое место ставится задача испытать, узнать себя, а не достопримечательности.

Так же и краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы. В школьном краеведении сложились ознакомительный (поверхностное краеведение) и исследовательский (глубокое краеведение) подходы, причем право на жизнь имеют оба подхода. Дело заключается в степени интереса детей к предмету. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями. Можно вести краеведческую и туристскую работу порознь, но для педагогики лучше их сочетать.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать -полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал великий немецкий поэт Гете, «без странствий не создается ни одна индивидуальность». Поэтому за годы учебы каждый учащийся независимо от его склонностей, желаний, увлечений должен получить некоторую порцию туризма. Одновременно надо учитывать, что часть детей проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес нельзя оставить без внимания.

Таким образом, для детей должны быть два разных туризма: один - в ранге обязательного для всех учащихся («школьный, классный туризм»), минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»). Оба эти туризма сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и, конечно, по контингенту детей, но дополняют друг друга.

У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» - ум, душа и тело растущего человека.

Любой вид туристского путешествия - от простой прогулки до многодневной экспедиции - непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туристских путешествий лежит на поверхности, не требует доказательств. Совершенно естественно, что педагогика в первую очередь использует информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.

Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют и духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к Родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в при-

родной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.

Воздействие на ум, тело и душу растущего человека идет параллельно по всем направлениям одновременно. И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы с детьми.

Воспитательная роль туризма заключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.

Таким образом, детско-юношеский туризм, как ни одно другое направление дополнительного образования, решает одновременно важнейшие педагогические задачи:

- комплексное воздействие на ребенка: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация;

- коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся.

Сегодня школа рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «образовательное и воспитательное средство», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать тот или иной предмет на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общие закономерности развития страны с особенностями развития данной местности. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения. Опыт говорит, что знания становятся прочными лишь тогда, когда применяются на практике, ведь практика, как известно, критерий истины.

Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края, ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.

Важнейшая сторона детско-юношеского туризма оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужны детям, которые произрастают на городской асфальтобетонной ниве. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а потому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Хорошо известно мнение великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это можно отнести как к духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняется, а методика их преподавания остается без изменения. Еще основоположник научной системы физического образования в России П. Ф. Лесгафт доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся, в нем трудовое воспитание сливается с политехническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки. В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому содействует специфика туристской деятельности в походе: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них.

Туризм позволяет подростку на практике узнать о профессиях, с которыми вследствие их специфики и небольшого распро-

странения он больше нигде не может познакомиться. Это профессии, связанные с трудностями полевой и неустроенной жизни, -геология, археология, топография и геодезия, воинская и спасательная служба. Участие в туристских походах и экспедициях, которые дают представление о специфике данных профессий, где наравне с романтикой соседствуют тяжелые трудовые будни, позволяют сделать правильный выбор.

Туризм дает ребенку в руки живые дела (живые, подчеркиваем, а не нарочно придуманные), открывает ему возможность пробовать, и тогда он скорее находит свое любимое дело. Именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют школьнику осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности.

Детский туризм - великолепное, чудодейственное средство воспитания основы основ - трудолюбия. В конце концов, не так важно, какую профессию изберет для себя молодой человек; важно в первую очередь, чтобы он не чурался никакого труда, умел и любил трудиться и стал достойным гражданином своей страны.

Советская школа в свое время видела в детском туризме мощное средство идеологического воспитания школьников и не без успеха использовала его возможности. В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т. е. закладывает основы патриотизма.

Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной страны - действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов.

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования

нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме, - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туристско-краевед-ческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности. Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом.

Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения юных туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того, что дисциплина - это, прежде всего, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе. В походе естественным путем возникает очень важная для воспитания обстановка - ответственная взаимозависимость, что способствует становлению и сплочению коллектива. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.

Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т. е. при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен. Известный русский деятель

народного образования В. П. Вахтеров еще в начале XX в. вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Многие дети подвержены дромомании, своего рода заболеванию, которое, опираясь на генетически сложившуюся за миллионы лет кочевого образа жизни человека потребность в движении, выражено в непреодолимом стремлении к бесцельной перемене мест, бродяжничеству. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими отсюда последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.

Организуя с детьми туристско-краеведческую работу, педагог создает такую воспитательную среду, которая уже независимо от учителя (объективно) воздействует на детей в нужном направлении. Для туристско-краеведческой деятельности характерен именно такой метод косвенного воздействия (опосредованное воспитание), когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. При этом воспитание юных туристов происходит на живых конкретных делах, а не на отвлеченных беседах.

Цель школы - человек, отлично воспитанный и образованный, и детско-юношеский туризм был, есть и будет нужен, поскольку он активно помогает ей в этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.