СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 371.4; 371.8; 379.851
В. П. Голованов
МИФЫ И РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Представлен анализ развития туристско-краеведческой деятельности в современной России. Изложено осмысление тенденций развития и воздействия на личность ребенка туризма и краеведения в системе современного дополнительного образования детей. Показано особое главенствующее положение детско-юношеского туризма и краеведения как комплексного средства обучения, развития, воспитания, профессионального самоопределения, социализации и оздоровления личности подрастающего поколения. Сформулированы государственные задачи, решаемые посредством детско-юношеского туризма и перспективы развития детского туризма.
The analysis of the development of tourist and local history activity in modern Russia is presented. The understanding of development trends and impact on the personality of the child tourism and regional studies in the modern system of additional education of children is set out. The particular the dominant position of children and youth tourism and study of local lore as a comprehensive means of training, development, education, professional identity, socialization and rehabilitation of personality of the younger generation is shown. State tasks solved by means of children and youth tourism and Prospects for tourism development are formulated.
Ключевые слова: детский туризм, дополнительное образование детей, стратегия развития, роль детского туризма, туристско-краеведческая деятельность, воспитательные ресурсы туризма, государственная поддержка, концепция, Программа развития.
Keywords: children's tourism, additional education of children. development strategy, the role of children's tourism, tourist and local history activities, educational resources, tourism, government support, the concept. Development program.
Анализируя происходящие тенденции развития туристс-ко-краеведческой деятельности в современной России, отмечу, что в настоящее время детско-юношеский туризм переживает, мягко говоря, не самые лучшие времена. И это несмотря на создание под руководством О. Ю. Голодец при Правительстве РФ Координационного совета по развитию детско-юношеского туризма [1]. Нас захлестнула волна деклараций, лоскутности и авторитаризма. Нельзя, чтобы из недр одного органа исполнительной власти выходили разрозненные документы. За последнее время Правительством Российской Федерации была принята Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2020 г. [2], утвержден План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей [3], приняты Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. [4] и ряд других документов. Именно вышеперечисленные документы и должны были заложить рамочные позиции для развития на всех уровнях детско-юношеского туризма и краеведения. Главное, что органы исполнительной власти всех уровней от федерального до муниципального должны создать условия и возможности для финансового, материально-технического и ресурсного обеспечения, а также разработки и создания современного туристского снаряжения и оборудования.
А что мы видим? В последнее время детский туризм также захлестнула волна оптимизации. Административный произвол на местах, в ряде регионов слияние, закрытие, уничтожение центров детско-юношеского туризма и краеведения. Ярким примером является волюнтаристская деятельность И. И. Калины в Москве. Непонимание или просто нежелание вникнуть в целесообразность и необходимость развития современного дополнительного образования детей привели к уничтожению в городе Москве фактически региональной системы дополнительного образования детей и региональной системы детско-юношеского туризма и краеведения. Угроза нависла и над загородной базой «Дом юного туриста» на станции Турист в Подмосковье, которую Департамент образования Правительства Москвы намеревается передать на баланс Муниципального образования Дмитровский район Московской области.
Как не понять важность и значение детского туризма в современных социокультурных условиях? Ведь объективно возрастает роль детского туризма в условиях внедрения ФГОС в общем обра-
зовании. К сожалению, в мегаполисах встречаемся с такой дилеммой - все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды, нам хотелось бы вот это соприкосновение ребенка с живой природой сохранить, а именно в походах, экспедициях общение с природой сохраняется в первозданном виде.
Я - воспитанник детского туризма, прошел путь учителя, директора школы, педагога-внешкольника, управленца, чиновника, ученого и все время не только следил за развитием детского туризма, но и, осмысливая тенденции его развития и воздействия на личность ребенка, сделал все для того, чтобы в сфере современного дополнительного образования детей туризм и краеведение занимали особое главенствующее положение. Именно с позиций прожитого и житейского, и профессионального педагогического опыта я хотел бы проанализировать проблему развития детского туризма в России второго десятилетия XXI века.
Детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, это комплексное социокультурное явление, с ярко выраженным воспитательным эффектом в силу своей нестандартности, демократичности и гуманности, ибо идет от интересов воспитанников приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха четкой системы организации.
Мне кажется, что главная проблема детского туризма, конечно, связана с тем, что не определены его государственные функции и распределение ответственности между обществом и государством.
Что должен делать детский туризм? Ответов сегодня может быть множество. Может быть, по факту это и так. Каждый находит в нем свое, самое необходимое, которое не найдешь больше нигде.
Но сегодня прошло время деклараций, прошло время лозунгов, и сегодняшний момент требует от нас очень четких ответов: что мы делаем? Зачем это нужно? Сколько стоит в денежном эквиваленте?
Такое сложное явление, как детский туризм, нужно привести к одному знаменателю, который внесет определенность и не разрушит многообразия детского туризма.
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей и молодежи наиболее актуально в условиях урбанизации и глобализации общества, как эффективное средство борьбы с гиподинамией, так как позволяет сократить время пребывания обучающихся
за партой, не сокращая при этом объёма знаний, получаемых в общеобразовательных учреждениях, при организации комплексных занятий вне стен образовательной организации [5].
Главное сегодня вернуть детско-юношеский туризм в лоно общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) сначала в форме комплексных занятий вне их стен, а затем и походов, но, как уже сейчас ясно, при особых организационно-педагогических условиях.
Прежде всего: подготовка образовательных маршрутов в природной среде, с их описанием и подготовкой методических рекомендаций по реализации и проведению комплексных занятий вне стен образовательной организации в помощь учителям-предметникам и администрации. Для каждой возрастной категории обучающихся необходимо разработать обязательный туристский минимум (образовательный стандарт). После сдачи турминимума учащийся сможет участвовать в туристско-краеведческих мероприятиях.
И здесь я не могу не обратиться к педагогическим идеям и находкам своего учителя в туризме, Гранта Александровича Генжен-цева [6]. С позиций сегодняшних дней понимаю, что Грант Александрович всегда учитывал, что любой вид туристского путешествия - от простой прогулки до многодневной экспедиции - непременно обогащает ребенка новой информацией, развивает его интеллект. Именно поэтому Грант Александрович в Бауманском районе Москвы проводил туристский минимум, когда все шестые классы проходили школу начинающего туриста, завершающуюся своеобразным экзаменом - однодневным походом. А тот, кто заболел туризмом, приходил в туристскую секцию к Гранту Александровичу.
Доступность, популярность, высокая оздоровительная и познавательная значимость детско-юношеского туризма и краеведения выдвигает изучение их влияния на личность в воспитательно-образовательном процессе в ряд актуальных задач педагогической науки и практики. Он не был ученым, теоретиком детского туризма, не писал учебники. Но то, что он заложил в нас, своих воспитанников, дорогого стоит. Рассказать можно было бы и о созданном им турлагере на Сходне, о совершенных под его руководством походах по всей нашей огромной стране.
Важно понимать, что туризм не только «кедокилометры», не только спортивное занятие, скорее - это познание огромного мира,
окружающего человека. Можно пойти в дальний поход, а можно совершить путешествие в родной город. На его улицах можно услышать не только шум машин и увидеть назойливую рекламу, но здесь с нами говорит История, а вокруг - бесценное наследие прошлого. Надо только уметь услышать, увидеть, понять.
До настоящего времени феномен туризма практически не изучен как важнейший вид социально-пространственной организации социокультурной среды [7].
Феномен туризма вбирает в себя качественные характеристики информационного общества:
• мобильность,
• акцентирование потребительских приоритетов,
• виртуализация,
• визуализация,
• информатизация,
• глобализация [8].
Когда сегодня на самом высоком уровне говорят о развитии внутреннего туризма в России, надо четко понимать, что именно детский туризм является одним из самых устойчивых сегментов отечественного туристского рынка. Ведь детский туризм - это и составная часть взрослого туризма, который, к сожалению, в настоящее время в России большинством населения отождествляется с коммерческим туризмом. А надо взглянуть на детский туризм как на один из наиболее благородных секторов рынка туриндустрии.
Детский туризм - особым образом организованная жизнедеятельность детей как средство гражданского, патриотического, духовно-нравственного, интеллектуального, физического становления юных россиян, как создание условий и возможностей личностного, профессионального и социального развития личности, как самоорганизация детей в природной и ландшафтной среде самодеятельного туристского путешествия: похода, экскурсии, экспедиции, прогулки и др.
Осмысливая данное определение, понимаешь, что детский (детско-юношеский) туризм является одним из самых эффективных средств оздоровления и воспитания подрастающего поколения, познания своей Родины. И при правильной педагогической постановке детский туризм позволяет решать одновременно в комплексе вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей, готовить под-
ростков к жизни в обществе. Туристские походы, путешествия, экспедиции создают такую воспитательную среду, которая уже объективно, независимо от педагога воздействует на детей, когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений [9].
Помимо экономического эффекта нельзя забывать о социальной функции туризма, особенно детского и молодежного, которые не могут быть прибыльными, но выполняют важнейшие задачи.
Детский туризм - это, прежде всего, воспитательная роль в системе нравственного мировоззрения, доступного всем категориям гражданского общества, формирования у них здорового образа жизни.
Детский туризм - это одна из самых эффективных форм организации содержательного отдыха и занятости юных россиян.
Детский туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
В современных условиях государственная политика в области детского туризма основывается на принципах:
• поддержка органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
• перераспределение некоторых видов налогов и пошлин на туристскую деятельность посредством их направления в сферу социального туризма;
• установление государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в области детского туризма.
Сегодня Правительством РФ ставится первоочередная задача - вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Государственные задачи, решаемые посредством детско-юношеского туризма
Первая задача - формирование гражданской идентичности путем приобщения к культуре различных регионов нашей страны и идентификации своей принадлежности к единому соци-
альному пространству в масштабах всей территории Российской Федерации.
Вторая задача - формирование принципов здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Третья задача - формирование коллективизма и умение находиться в социальной среде.
Четвертая задача - образовательная (поход и экскурсия как эффективные формы организации образовательного процесса).
Образовательная деятельность в детских объединениях тури-стско-краеведческого профиля строится на идеях:
• доступности (возможность каждого, кто хочет приобщиться к миру здоровья, спорта, красоты, дружбы, выбрать для себя посильный маршрут, посильную форму участия);
• последовательности (шаг за шагом, от простого к сложному, на каждом году обучения идет расширение и углубление знаний, умений и навыков);
• коллективности (формирование «ответственной зависимости» каждого ребенка от коллектива в целом);
• творческой деятельности (каждому ребенку дается возможность проявить себя в разных ролях - от исполнителя до организатора туристических дел).
В перспективе детский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.
Перспектива развития детского туризма
• Во-первых, повышается интеллектуальный и культурный уровень воспитанников детского туризма.
• Во-вторых, детский туризм способствует снятию стресса и физическому развитию личности ребенка.
• В-третьих, обеспечивает наиболее рациональное использование ресурса педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время.
Требует восстановления существовавшая в советский период система туристских маршрутов.
Требует обновления содержание экскурсионных программ (в части совершенствования образовательной составляющей).
Государственная система детского туризма структурно должна включать в себя:
1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы детского туризма и определяющие состав входящих организаций и порядок функционирования и развития.
2. Определенные средства, выделяемые государством для успешного функционирования и развития детского туризма. Эти средства подразделяются на следующие виды:
• материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.);
• финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции и др.);
• духовные (ценности, передаваемые в процессе детского туризма, личностные ресурсы его субъектов и пр.).
3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций детского туризма:
• организаторы детского туризма на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях;
• турорганизаторы-профессионалы...;
• турорганизаторы-волонтеры...
4. Набор определенных санкций. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).
5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой детского туризма, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.
6. Органы управления детским туризмом на различных уровнях, благодаря которым государственная система детского туризма функционирует и развивается.
Основные направления развития детского туризма в современных социокультурных условиях связаны с созданием нормативно-правовой базы развития детского туризма, с совершенствованием деятельности институтов государственной власти в области детского туризма, с созданием системы мер государственных институтов по совершенствованию детского туризма, государственным воздействием на пропаганду детского туризма, формированием научно-теоретических и программно-методических основ детского туризма, а также с проведением спортивно-массовых и куль-турно-досуговых мероприятий детского туризма.
Примечания
1. Постановление Правительства РФ от 04.11.2014 № 1163 «О Координационном совете по развитию детского туризма в Российской Федерации». URL: http://government.ru/docs/15583/ (дата доступа 03.08.2015).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата доступа 10.08.2015).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля
2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата доступа 10.08.2015).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата доступа 10.08.2015).
5. Смирнов Д. В. Концепция дополнительного профессионального ту-ристско-краеведческого образования педагога: концептуальные основы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 3(3) С. 57-64.
6. Голованов В. П. Дети капитана Гранта верны своему учителю (Педагогика жизнедеятельности Гранта Александровича Генженцева) // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 2(111). С.170-178.
7. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 234 с.
8. Голованов В. П., Смирнов Д. В. Научно-методическое обеспечение интеграционных процессов дополнительного туристско-краеведческого образования в образовательных учреждениях города Москвы // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях: материалы Междунар. науч.-метод. конф., посв. 160-летию со дня рождения И. П. Павлова (г. Рязань, 12-13 марта 2009 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. С. 87-92.
9. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога: монография / Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», Шуйский гос. пед. ун-т. Шуя, 2011. 190 с.