ЗАТРАТЫ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: УКРАИНА И ЛИВИЯ - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Фоузи Абдугадер Халоал
Аспирант, Ливия
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко,
Украина
EXPENSES TRAINING UNIFORM AS THE OBJECT OF ACCOUNTING IN THE PUBLIC SECTOR: UKRAINE AND LIBYA - COMPARATIVE ANALYSIS
Fouzi Ав4^Н4ег Haloul, PhD aspirant, Libya, Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine
АННОТАЦИЯ
В статье проанализировано смысловое значение затрат как объекта учета в бюджетной сфере. Представлены разные определения категории "расходы бюджетных учреждений". Определена сущность затрат на подготовку кадров военнослужащих как экономической и учетно-аналитической категории. Проанализированы группы затрат на подготовку военных кадров в высших военных учебных заведениях Украины и Ливии. Охарактеризованы кассовые и фактические расходы в бюджетной сфере. Предложено авторское трактование исследуемых категорий.
ABSTRACT
IThe article analyzes the semantic meaning as the cost object accounting in the public sector. As a result of studying the works of members of the scientific community are different definition of "expenditure budget institutions". Summary of approaches to the nature of expenditures of budgetary institutions allowed to define the essence of spending on training military personnel as economic and accounting and analytical category. Based on legal sources, analysis of the cost of training military personnel in higher military educational institutions of Ukraine and Libya. Outlined the nature and actual cash expenditures in the public sector. The author interpretation of budgetary expenditure and expenditure.
Ключевые слова: затраты бюджетных учреждений; бюджетные расходы; затраты на подготовку военнослужащих.
Keywords: expenditure budget institutions; expenses of preparing military personnel.
Постановка проблемы. Смысловое значение затрат на подготовку кадров военнослужащих, их учет и контроль за использованием, характеризуются определенными особенностями, поскольку финансирование таких затрат предполагает выделение денежных средств из государственного бюджета (из общего и специального фонда). Подготовка кадров военнослужащих осуществляется высшими военными учебными заведениями (ВВУЗ), военными учебными подразделениями высших учебных заведений, учебными центрами Вооруженных сил Украины, а цель их деятельности состоит не в создании прибыли, а в достижении предусмотренных планами и сметами показателей, выполнении поставленных в уставе или предусмотренных программой финансирования задач и функций. В общей системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений именно учет затрат и доходов является самым сложным и самым ответственным, что и приводит к актуальности исследования сущности затрат на подготовку военных кадров как объекта учета в бюджетной сфере.
Цель статьи состоит в определении сущности затрат на подготовку кадров военнослужащих с позиций бухгалтерского учета в бюджетной сфере, а также проведении сравнительного анализа исследуемой категории в Украине и Ливии.
Объектом исследования являются затраты на подготовку кадров военнослужащих с позиций бухгалтерского учета в бюджетной сфере в Украине и Ливии. Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты категории "затраты" в бюджетной сфере касательно подготовки военных кадров.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованием вопросов сущности, классификации и структуры затрат как учетно-аналитической категории занима-
лись В. Г. Швец, М. Т. Белуха, Ф. Ф. Бутынец, С. Ф. Голов, Ф. Ф. Ефимова, П. И. Атамас, В. Б. Моссаковский, Е. В. Мных, И. К. Дрозд, М. С. Пушкарь. Не обошли вниманием его и такие исследователи, как А. В. Крушельницкая, А. М. Турило, А. Шаститко, Л. В. Нападовская и другие. М. И. Скрипник, Г. М. Колесник, В. Дерий, О. Г. Шпикуля, В. К. Скляренко, Д. Л. Лозинский уделяли внимание изучению проблем трактования понятий "затраты" и "расходы" как объекта экономики, бухгалтерского учета и аудита. Вопросы построения эффективной системы управления затратами подняты в научных работах Н. Г. Гурой, М. Г. Грещак.
Учету затрат в бюджетных учреждениях в Украине посвящены работы многих ученых. Следует отметить, что современные научные исследования главным образом нацелены на вопросы организации учета, контроля и анализа деятельности бюджетных учреждений. Так, проблемы учета, контроля и анализа функционирования последних проанализированы в научных работах многих украинских ученых: П. И. Атамаса, Р. Т. Джоги, Ф. Ф. Бутинца, С. В. Левицкой, С. В. Свирко, Л. М. Синельник, М. Г. Михайлова, М. И. Телегунь, О. П. Славковой, В. А. Пигош, Т. И. Ефи-менко, О. А. Канцурова и других. Исследованию вопросов организации финансового обеспечения военных, экономики военных сил Украины, управления и анализа их финансово-экономической деятельности посвящены работы таких ученых как И. Ю. Марко, Д. М. Котий, Ю. Б. Медведев, И. М. Семенихин, П. П. Андреев, Е. А. Чечулина, С. Е. Шпилевый, Л. И. Панасенко и других. Коллектив авторов в составе О. И. Вороны, Р. Т. Джоги, Л. И. Прохоровой, И. Т. Ткаченко в пособии "Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Вооруженных сил Украины" [1] рассмотрели основы построения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных сил Украины, предложили
методику отображения операций по учету поступлений и расходований бюджетных средств; проанализировали особенности учета поступлений и контроля специфических для Вооруженных Сил объектов - военного имущества, затрат, расчетов по денежному обеспечению военнослужащих. Несмотря на разработку ряда теоретических и практических положений касательно учета затрат в бюджетных учреждениях, проблемам учета затрат на подготовку кадров военнослужащих уделяется недостаточно внимания, хотя эти вопросы особенно актуальны на современном этапе жизни в Украине.
Что касается вопросов учета затрат на подготовку военных кадров в Ливии, то на сегодня в стране руководствуются международными стандартами бухгалтерського учета, в том числе и в государственном секторе. Нормативно-правовые акты, которые использовались в Ливии до Гражданской войны 2011 года в нынешних условиях утратили свою силу. Сложившаяся ситуация требует взвешенного похода к вопросам затрат на подготовку кадров военнослужащих как объекта учета в бюджетной сфере.
Методология исследования. Методологической основой написания статьи стали общенаучные методы познания. В частности, достижение поставленной цели и решение озвученных проблем исследования стало возможным благодаря применению методов логического и сравнительного анализа, а также систематизации и теоретического обобщения изученного материала. При анализе категорий "затраты бюджетных учреждений", "расходы в государственном секторе", "затраты на подготовку кадров военнослужащих" применялись методы сравнения и аналогий. Исследование особенностей затрат на подготовку кадров как объекта учета в бюджетной сфере выполнено с использованием логического метода, а также индукции и дедукции. В процессе определения целей исследования, изучения сущности затрат как объекта учета в государственном секторе, использовались методы системного подхода, критического анализа, синтеза.
Основные результаты. Затраты бюджетных учреждений имеют несколько иное смысловое значение по сравнению с этим же понятием для предприятий. Касательно коммерческих структур содержание понятия "затраты" в бухгалтерском учете связано с определением финансового результата - чистой прибыли или убытка за определенный отчетный период для составления финансовой отчетности. В бюджетных учреждениях сущность расходов в бухгалтерском учете можно трактовать как затраты, которые осуществляет учреждение для своего содержания и выполнения поставленных функций.
За последние два десятилетия значительно пополнилась и подверглась уточнениям учетная терминология, в частности относительно понятий "затраты" и "расходы". Так, украинские экономисты М. В. Кужельный, В. Г. Лин-ник в пределах учетного процесса выделяют понятие "затраты" [2, с.205]. Аналогичного мнения придерживаются и другие представители украинской учетной мысли, в частности М. Т. Белуха [3, с.95], С. Ф. Голов, В. И. Ефименко [4, с. 213, 216], М. С. Пушкарь, Г. П. Журавель, Ю. Я. Литвин, В. Т. Мельник [5, с.125]. Профессор Ф. Ф. Ефимова отмечает, что "наиболее общим понятием в украинской эко-
номической литературе, относительно как "расходов", так и "затрат", воспринимаются "затраты" [6]. Аналогичного мнения придерживается и профессор Ф. Ф. Бутынец [7].
Разнообразие трактовок понятия "затраты" в основном сводится к двум формулировкам: первая - чисто учетная, поскольку определяет понятие затрат в пределах баланса и вторая, более общеэкономическая (затраты - денежное выражение суммы ресурсов, использованных с определенной целью), которое одновременно рассматривает затраты с позиции такого объекта учета, как денежные средства [8, с. 281].
Что касается понятия "расходы" (на украинском языке "видатки"), то активное употребление указанного термина в системе бюджетного учета наталкивает на мысль об ограниченности его в использовании и действии [9, с.36].
Бюджетные расходы (в украинском языке "видатки бюджету") - это определяющая сторона финансовой деятельности государства, экономические отношения которой возникают в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием. Затраты бюджетных учреждений являются централизованными затратами, поскольку осуществляются за счет средств соответствующего бюджета (государственного или местного) [10, с. 365].
Принципы формирования затрат бюджетных организаций не соответствуют принципам признания затрат предприятий (в т.ч. государственных): плановость; бесплатность и безвозвратность; целевая направленность средств и эффективность их использования; финансирование по мере выполнения плана; оптимальное сочетание собственных, бюджетных и кредитных источников; осуществление контроля за использованием средств.
Имеет место различное толкование термина "расходы" касательно бюджетных учреждений.
Александров В. Т. отмечает, что бюджетные расходы -это один из самых важных показателей финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Они берутся за основу для определения результатов выполнения сметы доходов и расходов, ее анализа с целью выявления внутренних резервов [11, с. 328].
Лондаренко Е. А. расходы бюджетных учреждений считает централизованными расходами, поскольку осуществляются за счет средств соответствующего бюджета (государственного или местного). Они являются прямыми целевыми расходами государства, обеспечивающими ее бесперебойное функционирование и отражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части национального дохода, которая концентрируется в бюджете [12, с. 16].
Джога Р. Т. определяет бюджетные расходы как государственные платежи, не подлежащие возврату, то есть которые не создают и не компенсируют финансовые требования и делятся на оплачиваемые (обмениваются на товары или услуги) и не оплачиваемые (односторонние). К расходам не относятся: платежи в счет погашения государственного долга (классифицируются как финансирование). Расходы бюджетных учреждений включают фактические затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов на содержание учреждения и его уставную хо-
зяйственную деятельность [9, с. 35].
Атамас. П. И. под расходами (не отождествлять с затратами) понимает сумму средств, затраченных бюджетными учреждениями в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, установленных сметой [13].
Понятие расходы также конкретизировано в Бюджетном кодексе, в котором определено, что их следует признавать как средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврат излишне уплаченных в бюджет сумм [14].
Доходы, расходы и затраты бюджетных учреждений являются самостоятельными объектами учета, однако в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений рассматриваются во взаимосвязи, поскольку связь между ними имеет причинно-следственный характер. Правильность учета затрат при подготовке военных кадров обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой положена бюджетная классификация. Требование использования единой классификации доходов и затрат заложены в Бюджетном кодексе.
Безусловно, качество информационного обеспечения касательно затрат как объекта бухгалтерского учета непосредственно влияет на работу всего хозяйственного механизма бюджетного учреждения [15].
Бюджетные учреждения в процессе предоставления нематериальных услуг несут затраты, которые по экономическому содержанию отличаются от затрат субъектов предпринимательской деятельности.
Сущность затрат на подготовку кадров военнослужащих правильно трактовать как с позиций учета, так и с применением общеэкономических формулировок.
Согласно выделенных ключевых положений ведущий ученый Светлана Свирко выделяет следующие формулировки [16, с. 472]:
- "затраты - уменьшение денежных средств или увеличение обязательств для получения и пополнения производительных сил субъекта хозяйствования";
- "расходы - общая сумма использованных средств за период для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. В учетной практике бюджетных учреждений расходы делятся на кассовые и фактические".
Приведенные определения учитывают как общеэкономические позиции и категории, так и учетные понятия и элементы.
С. В. Свирко предлагает рассматривать структурные характеристики предмета бухгалтерского учета в разрезе объектов - процессов снабжения, производства, реализации [15, с. 175]. Применяя такой подход для идентификации понятий "затраты" и "расходы" при подготовке кадров военнослужащих, целесообразно подчеркнуть следующие моменты:
1) в рамках процесса поставки (например, учебного оборудования, тренажеров военной техники, библиотечных фондов, оборудование кабинетов офицеров и т.д.) наблюдается факт затрат денежных средств или взятие субъектом хозяйствования обязательств на уплату определенной суммы средств при наступлении соответствую-
щего момента платежа с целью получения и пополнения элементов производительных сил;
2) в рамках процесса предоставления услуг по подготовке военных кадров, отмечаем расходование определенного количества соответствующих элементов производительных сил предприятия;
3) в процессе хозяйственной деятельности во времени в целом для обеспечения всех процессов предприятие осуществляет общее использование средств.
Подготовка кадров военнослужащих - это предоставление образовательных услуг как на контрактной основе, так и по государственному заказу. Главным объектом учета затрат выступает, безусловно, образовательная услуга, которая является суммой специальных и общих знаний (а также в некоторой мере воспитательным действием), предоставляющаяся потребителю данного продукта учебного заведения разного уровня [9].
ВВУЗ Украины осуществляют деятельность за счет финансирования из государственного бюджета, а также предоставляют платные услуги, обучают студентов по контракту, сдают в аренду государственное имущество, продают имущество (кроме недвижимости) и другие материалы, ведут научную работу по хозяйственным договорам и т.п., что позволяет получать дополнительные поступления - специальные средства. Также в специальный фонд включаются благотворительные взносы, гранты. Аналогичная ситуация характерна и для Ливии - затраты на подготовку кадров военнослужащих покрываются за счет бюджетных средств.
ВВУЗ свои расходы строго планируют в специальных документах - сметах, которые являются составной частью Государственного бюджета Украины. Сводные сметы каждый главный распорядитель предоставляет в Министерство финансов для включения в расходы Государственного бюджета на следующий бюджетный год. Таким образом, смета каждого бюджетного учреждения является составной Государственного бюджета Украины [17, с. 3].
На сегодня в Украине утверждено и действует Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 "Затраты", которое определяет методологические основы формирования в учете информации о затратах и ее раскрытия в финансовой отчетности [18].
Объектом затрат при подготовке кадров военнослужащих выступают работы и образовательные услуги ВВУЗ, требующие определения связанных с их исполнением затрат. Такие затраты как объекты бухгалтерского учета классифицируют по двум группам: затраты по обменным и необменным операциям.
Затраты по обменным операциям включают такие элементы, как оплата труда; отчисления на социальные мероприятия; материальные затраты (использование предметов, материалов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и т.д.); амортизация; финансовые затраты; прочие затраты.
Затраты по необменным операциям включают: трансферты (субсидии, гранты, социальные выплаты), а также прочие затраты, в частности, затраты, связанные с передачей активов другим субъектам хозяйствования в государ-
ственном секторе, физическим лицам; списанная дебиторская задолженность и т.д.
Как и любая статья расходов, затраты на подготовку кадров военнослужащих должны тщательно контролироваться и быть прогнозируемыми, а значит требуют учета и контроля со стороны специализированных служб или отделов.
При признании расходов в бухгалтерском учете их своеобразной особенностью является разделение на кассовые и фактические, это связано с тем, что расходы на содержание учреждений не всегда соответствуют расходам самих учреждений.
Кассовыми расходами считают все суммы, полученные учреждением с текущих бюджетных счетов в банке или регистрационных счетов в соответствующих органах Государственной казначейской службы для их использования (расходования) согласно смете.
Фактические расходы в отличие от кассовых - это настоящие расходы учреждений для выполнения сметы, подтвержденные соответствующими первичными документами.
Такое распределение затрат как объектов учета определяется необходимостью контроля со стороны государства за использованием средств, при этом учет кассовых расходов обеспечивает его информацией о кассовом исполнении сметы и остатках неиспользованных ассигнований на каждую конкретную дату, а учет фактических расходов позволяет контролировать как ход фактического выполнения сметы расходов учреждений в целом, так и соблюдение установленных норм по отдельным статьям и структурным подразделениям. Учет расходов как кассовых, так и фактических, осуществляется по статьям бюджетной классификации, которые являются единственной группировкой расходов.
В Ливии высшим органом, контролирующим расходы на подготовку кадров военнослужащих на уровне государственного бюджета, является Управление финансового менеджмента.
В структуре затрат на подготовку кадров военнослужащих в ливийских военных учебных центрах выделяют несколько груп затрат:
1) содержание библиотечных фондов, учебного оборудования (книги, мебель, техника и другие электронные приборы);
2) оборудование учебных классов;
3) оборудование кабинетов сотрудников;
4) оборудование кафе, столових;
5) обустройство комнат офицеров;
6) обустройство комнат сержантов;
7) оборудование медицинских кабинетов;
8) лабораторное оборудование;
9) практическое обучение за пределами учебного заведения;
10) теоретическое обучение (семинары, тренинги, совещания) как на территории, так и за пределами учебных центров;
11) субсидии, помощь - финансовая и в натуральной форме;
12) оплата труда преподавателей (заработная плата, бонусы, пенсия);
13) стипендия студентов (достигает 500 ливийских динаров).
В Украине видовые институты и факультеты при ВУЗах несут расходы, которые на нормативном уровне также разделены на несколько групп:
1) денежное обеспечение;
2) продовольственное обеспечение;
3) вещевое обеспечение;
4) медицинское обеспечение;
5) перевозки к месту проведения ежегодного основного и каникулярного отпуска и обратно;
6) оплата коммунальных услуг и потребленных энергоносителей [19].
Затраты на подготовку кадров военнослужащих можно разделить на прямые и косвенные (рис. 1).
-1(9-
Рис. 1.Классификациязатратнаподготовкукадроввоеннослужащих
Прямые денежные затраты на обучение - это денежные средства и стоимостная оценка имущества, непосредственно относящиеся к выдаче в собственность курсанту во время его обучения. Косвенные затраты - это средства и стоимостная оценка имущества, которые направлены на обеспечение учебного процесса курсанта, в их состав входят:
а) денежные затраты - сумма средств, направляемых на содержание лиц, обеспечивающих обучение курсанта, а также на приобретение материальных ценностей и оплату услуг сторонних организаций, связанных с его обучением;
б) материальные затраты - это стоимость имущества или его денежная компенсация, которые выдаются лицам, обеспечивающим обучение курсанта;
в) расчетные затраты - это сумма средств на содержание курсанта как военнослужащего, а также на амортизацию соответствующего военного имущества, которое используется во время его обучения.
Таким образом, расходы и затраты бюджетных учреждений отражают, с одной стороны, источники их обеспечения - указанные фонды (общий и специальный), а с другой - характеризуют две экономические категории, определяющие специфику хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в частности, в образовательной сфере.
Исследование затрат на подготовку кадров военнослужащих как объекта бухгалтерского учета, способствует определению и обоснованию резервов оптимизации расходов на подготовку офицера в рамках программы военной подготовки для достижения целей экономии, эффективного использования бюджетных средств и предоставления достоверной информации обществу.
Выводы и предложения. Анализ понятий "расходы" и "затраты" бюджетных учреждений применительно к
подготовке кадров военнослужащих, позволяет сделать выводы, что расходы - это средства, направленные из общего и специального фонда бюджета на осуществление программ и мероприятий по подготовке военных кадров, предусмотренных соответствующим бюджетом, а затраты - это уменьшение денежных средств или увеличение кредиторских обязательств для получения и пополнения производительных сил с целью исполнения функций и достижения целей, поставленных планом для данного учреждения. С целью отображения в бухгалтерском учете, затраты на подготовку военных кадров классифицируют как кассовые и фактические - это одна из отличительных особенностей признания затрат в бюджетной сфере.
Дискуссия. Правильный подход к пониманию сущности затрат на подготовку кадров военнослужащих как объекта учета в бюджетной сфере является фактором, влияющим на эффективность организации и совершенствование учета и контроля затрат в сфере предоставления образовательных услуг военным кадрам. Дальнейшие исследования предполагают изучение вопросов организации учета затрат на подготовку кадров военнослужащих в высших военных учебных заведениях Ливии, поиск путей совершенствования этого процесса, в частности, основываясь на зарубежном опыте.
Список использованных источников
1. Ворона О. I. Бухгалтерський облж у бюджетних уста-новах Збройних Сил Украши : Поаб. для фaхiвцiв бюджет. вшськ. частин, установ та орг. Збройн. Сил Украши / О. I. Ворона, Р. Т. Джога, Л. I. Прохорова, I. Т. Ткаченко. - К. : Знання Украши, 2004. - 508 с.
2. Кужельний М. В. Теорiя бухгалтерського облжу: тдручник / М. В. Кужельний, В. Г. Лшник. - К. : КНЕУ, 2001. - 334 с.
3. Бшуха М. Т. Теорiя бухгалтерского облжу: пщруч-ник / М. Т. Бшуха - К. : КДТЕУ 2000. - 692 с.
4. Голов С. Ф. Фшансовий та управлшський облж / С. Ф. Голов, В. I. 6фiменко. - К. : Автоштерсерв^, 1996. - 544 с.
5. Теоретичш основи бухгалтерського облжу: пщруч. для вузiв / М. С. Пушкар, Г. П. Журавель, Ю. Я. Литвин, В. Т. Мельник. - 2-ге вид., перероб. i доп. - Тернопiль : Вид-во ТАНГ, 1998. - 269 с.
6. бфимова Ф. Ф. Витрати виробництва та ix класифжа-щя для потреб управлiння / Ф. Ф. бфимова // Проблеми теори та методологи бухгалтерського облжу, контролю та аналiзу. - 2012. - Вип. 1. - С. 11-18.
7. Бутинець Ф. Ф. та ш. Бухгалтерський облж, контроль i аналiз: проблеми теорй' та методологи : монографiя / Ф. Ф. Бутинець, К. В. Безверхий, Т. В. Бочуля, О. М. Брадул, Л. Я. Шевченко; ред.: Ф. Ф. Бутинець; Нац. акад. статистики, облжу та аудиту, Вшниц. фш.-екон. ун-т, Житомир. наук. бухгалтер. шк. - К., 2013. - 604 с.
8. Шгош В. А. Видатки та витрати бюджетних установ: облжовий аспект / В. А. Шгош // Економiчнi науки. Cерiя : Облж i фшанси. - 2014. - Вип. 11(2). - С. 278-287.
9. Джога Р. Т. Бухгалтерський облж у бюджетних уста-новах : Шдручник / Р. Т. Джога, С. В. Свiрко, Л. М. Сшель-ник; Кшв. нац. екон. ун-т. - К., 2003. - 483 с.
10. Левицька С. О. Фiнансовi результати дiяльностi одержувачiв бюджетних коштав: економiчна сутнiсть, вгт-чизняна та мiжнародна практика облiку / С. О. Левицька // Економiчний аналiз. - 2008. - № 2. - C. 361- 369.
11. Александров В. Т. Планування, облж, звiтнiсть, контроль у бюджетних установах : навч. поабник / В. Т. Александров. — К. : АВТ лтд, 2004. - 387 с.
12. Лондаренко О. О. Економiчна природа видатюв та ii вплив на облжово-аналиичш аспекти бюджетних установ / О. О. Лондаренко // Економжа. Фшанси. Право. - 2008. -№ 9. - С. 15-19.
13. Атамас П. Й. Основи облжу в бюджетних оргашза-щях. Навч. поабник / П. Й. Атамас. - К. : - Центр навчаль-но1 лггератури, 2002. - 284 с.
14. Бюджетний кодекс Украши вщ 08.07.2010 № 2456-VI [i3 змшами та доповненнями] [Електронний ресурс] // Верховна Рада Украши [сайт]. - Режим доступу : http:// zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2456-17.
15. Свiрко С. В. Бухгалтерський облж у бюджетних установах: методолопя та оргашзащя: монографiя / С. В. Свiрко. - К.: КНЕУ, 2006. - 244 с.
16. Свiрко С. В. Деяю питання сучасно! украшсько! еко-номiчноi термiнологii / С. В. Свiрко // Проблеми форму-вання ринково! економiки. - Вип. 9. - К. : КНЕУ - 2001.
- С. 463 - 473.
17. Михайлов М. Г., Телегунь М. I., Славкова О. П. Бухгалтерський облж у бюджетних установах. Навчальний поабник. / М. Г. Михайлов, М. I. Телегунь, О. П. Славкова
- К.: Центр учбово! лггератури, 2011. - 384 с.
18. Нащональне положення (стандарт) бухгалтерського облжу в державному секторi 135 "Витрати" : Наказ Мшь стерства фшанав Украши вщ 18.05.2012 р. № 568. [Електронний ресурс] // Верховна Рада Украши [сайт]. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0903-12.
19. Про затвердження Порядку розрахунку витрат, пов'язаних з утриманням курсанпв у вищих навчальних закладах : Спшьний наказ МОУ МШстерства фшанав Украши, МШстерства внутршшх справ Украши, Mim-стерства транспорту i зв'язку Украши, АдмШстраци державно!' прикордонно1 служби Украши, управлшня Державно!' охорони Украши, Служби безпеки Украши вщ 16 липня 2007 р. № 419/831/240/605/537/219/534. - [Електронний ресурс]. // Верховна Рада Украши [сайт]. - Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0863-07.
References
1. Vorona O. I. Bukhhalters'kyj oblik u biudzhetnykh ustanovakh Zbrojnykh Syl Ukrainy [Accounting in budgetary institutions Armed Forces of Ukraine]: Posib. dlia fakhivtsiv biudzhet. vijs'k. chastyn, ustanov ta orh. Zbrojn. Syl Ukrainy / O. I. Vorona, R. T. Dzhoha, L. I. Prokhorova, I. T. Tkachenko. -K. : Znannia Ukrainy, 2004. - 508 p.
2. Kuzhel'nyj M. V. Teoriia bukhhalters'koho obliku [Theory of Accounting] : pidruchnyk / M. V. Kuzhel'nyj, V. H. Linnyk. -K. : KNEU, 2001. - 334 p.
3. Bilukha M. T. Teoriia bukhhalters'koho obliku [Theory of Accounting] : pidruchnyk / M. T. Bilukha - K. : KDTEU, 2000. - 692 p.
4. Holov S. F. Finansovyj ta upravlins'kyj oblik [Financial and management accounting] / S. F. Holov, V. I. Yefimenko. -K. : Avtointerservis, 1996. - 544 p.
5. Teoretychni osnovy bukhhalters'koho obliku [Theoretical Basis of Accounting] : pidruch. dlia vuziv / M. S. Pushkar, H. P. Zhuravel', Yu. Ya. Lytvyn, V. T. Mel'nyk. - 2-he vyd., pererob. i dop. - Ternopil' : Vyd-vo TANH, 1998. - 269 p.
6. Yefymova F. F. Vytraty vyrobnytstva ta ikh klasyfikatsiia dlia potreb upravlinnia [Production costs and their classification for management] / F. F. Yefymova // Problemy teorii ta metodolohii bukhhalters'koho obliku, kontroliu ta analizu. - 2012. - Vyp. 1. - pp. 11-18.
7. Butynets' F. F. ta in. Bukhhalters'kyj oblik, kontrol' i analiz: problemy teorii ta metodolohii [Accounting, control and analysis: problems of theory and methodology] : monohrafiia / F. F. Butynets, K. V. Bezverkhyj, T. V. Bochulia, O. M. Bradul, L. Ya. Shevchenko; red.: F. F. Butynets'; Nats. akad. statystyky, obliku ta audytu, Vinnyts. fin.-ekon. un-t, Zhytomyr. nauk. bukhhalter. shk. - K., 2013. - 604 p.
8. Pihosh V. A. Vydatky ta vytraty biudzhetnykh ustanov: oblikovyj aspekt [The costs and expenses of budgetary institutions, an aspect] / V. A. Pihosh // Ekonomichni nauky. Ceriia : Oblik i finansy. - 2014. - Vyp. 11(2). - pp. 278-287.
9. Dzhoha R. T. Bukhhalters'kyj oblik u biudzhetnykh ustanovakh [Accounting in budgetary institutions] : Pidruchnyk / R. T. Dzhoha, S. V. Svirko, L. M. Sinel'nyk; Kyiv. nats. ekon. un-t. - K., 2003. - 483 p.
10. Levyts'ka S. O. Finansovi rezul'taty diial'nosti oderzhuvachiv biudzhetnykh koshtiv: ekonomichna sutnist', vitchyzniana ta mizhnarodna praktyka obliku [Financial performance of the recipients of budget funds: economic nature, domestic and international accounting practices] / S. O. Levyts'ka // Ekonomichnyj analiz. - 2008. - № 2. - pp. 361369.
11. Aleksandrov V. T. Planuvannia, oblik, zvitnist, kontrol'
u biudzhetnykh ustanovakh [Planning, accounting, reporting, control of budgetary institutions] : navch. posibnyk / V. T. Aleksandrov. — K. : AVT ltd, 2004. - 387 p.
12. Londarenko O. O. Ekonomichna pryroda vydatkiv ta ii vplyv na oblikovo-analitychni aspekty biudzhetnykh ustanov [The economic nature of spending and its impact on accounting and analytical aspects of budgetary institutions] / O. O. Londarenko // Ekonomika. Finansy. Pravo. - 2008. - № 9. - pp. 15-19.
13. Atamas P. J. Osnovy obliku v biudzhetnykh orhanizatsiiakh [Basis of accounting in budgetary organizations]. Navch. posibnyk / P. J. Atamas. - K. : - Tsentr navchal'noi literatury, 2002. - 284 p.
14. Biudzhetnyj kodeks Ukrainy [Budget Code of Ukraine] vid 08.07.2010 № 2456-VI [iz zminamy ta dopovnenniamy] [Elektronnyj resurs] // Verkhovna Rada Ukrainy [sajt]. -Rezhym dostupu : http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2456-17.
15. Svirko S. V. Bukhhalters'kyj oblik u biudzhetnykh ustanovakh: metodolohiia ta orhanizatsiia [Accounting in budgetary institutions: methodology and organization] : monohrafiia / S. V. Svirko. - K.: KNEU, 2006. - 244 p.
16. Svirko S. V. Deiaki pytannia suchasnoi ukrains'koi ekonomichnoi terminolohii / S. V. Svirko // Problemy formuvannia rynkovoi ekonomiky. - Vyp. 9. - K. : KNEU. -
2001. - pp. 463 - 473.
17. Mykhajlov M. H., Telehun' M. I., Slavkova O. P. Bukhhalters'kyj oblik u biudzhetnykh ustanovakh [Accounting in budgetary institutions]. Navchal'nyj posibnyk. / M. H. Mykhajlov, M. I. Telehun, O. P. Slavkova - K.: Tsentr uchbovoi literatury, 2011. - 384 p.
18. Natsional'ne polozhennia (standart) bukhhalters'koho obliku v derzhavnomu sektori 135 "Vytraty" [The national situation (standard) accounting in the public sector 135 "Expenses"] : Nakaz Ministerstva finansiv Ukrainy vid 18.05.2012 r. № 568. [Elektronnyj resurs] // Verkhovna Rada Ukrainy [sajt]. - Rezhym dostupu : http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/z0903-12.
19. Pro zatverdzhennia Poriadku rozrakhunku vytrat, pov'iazanykh z utrymanniam kursantiv u vyschykh navchal'nykh zakladakh [On approval of the calculation of the costs associated with the maintenance of students in higher education] : Spil'nyj nakaz MOU, Ministerstva finansiv Ukrainy, Ministerstva vnutrishnikh sprav Ukrainy, Ministerstva transportu i zv'iazku Ukrainy, Administratsii derzhavnoi prykordonnoi sluzhby Ukrainy, upravlinnia Derzhavnoi okhorony Ukrainy, Sluzhby bezpeky Ukrainy vid 16 lypnia 2007 r. № 419/831/240/605/537/219/534. - [Elektronnyj resurs]. // Verkhovna Rada Ukrainy [sajt]. - Rezhym dostupu: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0863-07.
DIAGNOSIS AND FORECASTING ECONOMY STATE WITH HIDDEN MARKOV
MODEL
Nataliya Chernova,
Simon Kuznets Kharkov National University of Economics, Ukraine, Ph.D., Associate Professor of the Department of Economic Cybernetics.
Olga Polyakova,
Research centre of industrial development problems of NAS of Ukraine, Ph.D., Chief of the Department of Innovation Development and Competitiveness
ABSTRACT
IThe article is aimed to forecast the future states of economy basing on restricted information about its banking subsystem. The key hypothesis assumes that state of an economic system may be interpreted as a hidden variable. Using several banking indicators as observable variables it is possible to form Hidden Markov models. For known sequence of each observed variable values the appropriate sequence of state classes is determined. The results obtained for all observed variables are aggregated to form the optimal sequence of state classes. The initial models are adjusted due to Baum-Welch algorithm. Then future states of economy as precrisis ones are determined basing on absolute probabilities.
Key words: banking system, state of economy, observed variables, hidden markov model, forecasting.
I. INTRODUCTION
The global financial crisis has affected banking systems of many countries and has performed exactly as banking crisis. However, there is the controversial tendency in fact too. Total system crisis courses financial resources decline both firms and households for. This process stimulates capital flight from banks and landing decrease.
That is why models of rising and spreading crisis have made an interest in scientific world last years. Most of them are devoted to early warning systems and safety criteria for economy [1-2]. Nevertheless assessments of banking system influence on the economy during crisis period are very rare ones.
So the main aim of the paper is to determine the state class of economy basing on banking system variables.
Let's assume that each state may be changed at the beginning of the month and is stable during the month. The number of states is finite. That is why the process of changing states may be defined as stochastic discrete process.
The initial set of states may be divided into separate
{S S S }
homogeneous classes 1 If. Let's assume that
the probability of a certain class of state at time t depends on the class of state at time (t-1) only. That is why the process of changing classes may be defined as stochastic discrete Markov process.
State class is not observable directly. That is why the sequence of classes is hidden, unobserved to the researcher. We can only determine the certain value of "state class" indicator indirectly using set of observed and measurable indexes. Here