Во-вторых, проведение социально-психологического тренинга косвенно способствует снижению риска суицидального поведения среди разведенных женщин. Это достигается за счет того, что женщины начинают лучше осознавать особенности своего характера и внутреннего мира, они становятся более общительными и открытыми для контактов с окружающими. В группе повысилось доверие друг к другу, появились новые эмоциональные, дружеские связи, положительно влияющие на отношения среди участниц. В ходе тренинга большинство участниц пришли к выводу, что они не одиноки в своих переживаниях, и что зацикленность только на своих проблемах приводит к депрессии и снижению позитивного настроя. Поэтому они утвердились во мнении, что целесообразнее будет, если они сосредоточат свои усилия на совместном опыте работы, полученном в ходе социально-психологи-ческого тренинга, и выделят все положительные стороны, чтобы в дальнейшем помочь себе и окружающим. Это означает, что в случае появления у женщин каких-либо проблем у них есть возможность посоветоваться друг с другом.
В-третьих, проведение тренинга повышает психологическую грамотность
женщин и тем самым делает их более устойчивыми к влиянию стресса. На это указывает и тот факт, что после упражнений женщины начали прислушиваться к себе и к окружающим, стали более наблюдательными и внимательными к происходящим изменениям. Кроме того, некоторые участницы проявили интерес к чтению популярной психологической литературы, что может указывать на то, что, столкнувшись в дальнейшем с различного рода психологическими проблемами, они будут стремиться к получению профессиональной психологической помощи, а не довольствоваться различного рода советами ближайшего окружения, что широко распространено в условиях региона.
В-четвертых, благодаря участию в социально-психологическом тренинге женщины приобрели тесные дружеские, эмоциональные связи, которых им зачастую не хватает в жизни и которые, в свою очередь, сделали их взаимоотношения сплоченными и доверительными, а самих женщин - более чуткими к проблемам окружающих и своим собственным. Поэтому важным является сохранение таких доверительных взаимоотношений, которые будут благотворно воздействовать на эмоциональное состояние разведенных женщин.
Примечания
1. Андреева Т. Семейная психология. СПб. : Речь, 2005. 248 с. 2. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб. : Социально-психологический центр, 1996. 380 с. 3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. М. : Наука, 2001. 376 с. 4. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М. : Ось-89, 2008. 256 с. 5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д. Я. Рай го роде ко го. Самара : БАХ-РАХ-М, 2009. 667 с. 6. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб. : «Речь», «Институт Тренинга», 2006. 256 с. 7. Суходольский Г. В. Математические методы психологии. СПб., 2008. 284 с.
Статья поступила ередакцию 15.06.2010 г.
УДК 159.922.7
ЗАЩИТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ МАТЕРИ - ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
®2010 Смолева Т.О.
Восточно-Сибирская государственная академия образования
В статье представлено направление, посвященное изучению проявления защитной рефлексии как фактора психологического неблагополучия ребенка. В содержании раскрываются особенности защитной рефлексии матери и их проявление в показателях взаимоотношений ее с детьми, обуславливающих психологическое неблагополучие ребенка. Актуальным является в контексте решаемых исследовательских задач изучение влияния защитной рефлексии на показатели психологического неблагополучия ребенка.
The article presents a direction, devoted to the research of displaying the protective reflection as a factor of a child's psychological distress. In the content the author reveals the features of a mother's protective reflection and their display in terms of her relations with the children, causing a child's psychological troubles. The topical issue in the context of researched problems is the study of the influence of the protective reflection upon the indicators of a child's psychological distress.
Ключевые слова: защитная рефлексия, фактор, психологическое неблагополучие, неуверенность, гиперпротекция.
Keywords: protective reflection, factor, psychological trouble, uncertainty, hyperprotection.
В нашем исследовании психологическое неблагополучие старших дошкольников рассматривается как сложный многообразный феномен, проявляющийся в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, первая из которых является определяющей.
Основными показателями психологического неблагополучия ребенка нами определены:
- отрицательные эмоциональные переживания, связанные с неудовлетворением базовых социально-психологических потребностей в общении, познании и развитии;
- сужение круга общения со сверстниками, снижение его интенсивности и экстенсивности относительно возрастных норм;
- низкий социометрический статус в группе сверстников;
- негативные поведенческие характеристики (неуверенность, повышенная импульсивность, агрессивность).
Один из главных психологических механизмов психологического неблагополучия запускается неблагоприятным опытом ребенка, который возникает в силу ряда факторов. В качестве одного из факторов психологического неблагополучия ребенка, изучаемого нами, рассматривается защитная рефлексия мате-
ри, проявляющаяся в особенностях ее отношений с детьми. Конкретно и целенаправленно взаимосвязь между защитной рефлексией матери и психологическим неблагополучием детей ранее не рассматривалась.
В экспериментальном исследовании мы учитывали положения, выдвигаемые Ю. М. Орловым, В. И. Слободчиковым, С. Н. Морозюк о значимости рефлексии в мироощущении и поведении личности. В исследовании С. Н. Морозюк установлена корреляция между акцентуацией характера и рефлексией личности. Основные положения автора рассматриваются нами как основополагающие для постановки проблемы рефлексии значимых взрослых в семье как фактора психологического благополучия-неблагополучия ребенка.
Вслед за Ю. М. Орловым нами были определены показатели объема защитной рефлексии по поводу переживания эмоций страха, неудачи, обиды, вины и стыда, проявляющиеся также в показателях отношений матери к ребенку. Показатели отношений матери к ребенку определены в опроснике для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юс-тицким:
- уровень протекции в процессе воспитания (гиперпротекция, при которой
родители ребенка его воспитание ставят в центр внимания, и гипопротекция, когда взрослые уделяют ребенку внимание только в крайних, критических ситуациях);
- степень удовлетворения потребностей ребенка (потворствование и игнорирование);
- качество и количество требований и запретов (чрезмерность или недостаточность требований и запретов к ребенку);
- санкционирование поведения ребенка (одобрения и разрешения или наказания и запрета);
- неустойчивость стиля воспитания (переход от авторитарности к либеральному стилю или попустительскому);
- предпочтение качеств в оценке значимости (предпочтение женских или мужских, а также детских качеств) и др.
Мы предположили, что существует взаимозависимость защитной рефлексии матери, особенностей ее отношений и психологического благополучия ребенка. Характер этой зависимости, ее интенсивность и направленность имеет различия применительно к конкретному показателю защитной рефлексии матери и каждому показателю особенностей взаимоотношений ее с детьми и психологического благополучия дошкольников. Частные предположения относительно этой зависимости сформулированы ниже.
В исследовании применялся сравнительный метод (осуществлялось сопоставление среднегрупповых значений показателей испытуемых), когнитивно-эмотивный тест (КЭТ) Ю. М. Орлова для изучения характера защитной рефлексии матери.
Частные предположения относительно зависимости от защитной рефлексии матери, показателей ее отношений с детьми сформулированы следующим образом:
а) один и тот же показатель степени защитной рефлексии матери может повышать один показатель особенностей отношений с детьми и понижать другой или не оказывать существенного влияния;
б) направление и интенсивность влияния различных показателей защитной рефлексии на один и тот же показатель особенностей отношений матери с детьми различны; этот показатель может возрастать под влиянием одного показателя рефлексии, снижаться под влиянием другого или не испытывать существенных изменений под влиянием третьего;
в) чем более выражена защитная рефлексия матери, тем интенсивнее ее влияние на конкретные показатели ее взаимоотношений с детьми, их психологического неблагополучия.
Для проверки нашего предположения было обследовано 500 семей с помощью когнитивно-эмотивного теста Ю. М. Орлова, опросника Э. Г. Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений», социально-психологических методов Т. А. Репиной (социометрическая методика - игра «Секрет», оценочный эксперимент, одномоментные срезы в свободном общении), наблюдения.
По данным исследования было обнаружено, что у матерей при высоких показателях объема защитной рефлексии от чувства вины проявляется воспитательная неуверенность (1>Стьюд.=2,89): чем выше степень переживаемой вины, тем неустойчивее стиль воспитания (1> Стьюд.=3,89). Это проявляется в том, что санкции наказания и запрета (1> Стьюд.=4,92) сменяются излишним удовлетворением потребностей ребенка (1>Стьюд.=2,56). Матери с высокими показателями объема защитной рефлексии при репродукции чувства вины проектируют на ребенка нежелательные качества (1>Стьюд.=2.40).
Было также обнаружено, что у матерей при высоких показателях объема защитной рефлексии чувство вины проявляется в фобии утраты ребенка (1> Стьюд.=3,48) при неразвитости родительских чувств (1>Стьюд.=2,47).
Данные показывают: чем выше показатели защитной рефлексии от обиды у матери, тем неустойчивее стиль воспитания (1>Стьюд.=3,19), что проявляется в смене санкции наказания и запрета (1> Стьюд.=4,78) излишним удовлетворени-
ем потребностей ребенка (1>Стьюд.=2,98) на фоне расширения сферы родительских чувств (1>Стьюд.=2,47).
Сравнение показателей параметров отношений с детьми матерей с высоким объемом защитной рефлексии при репродукции чувства стыда с показателями низкого уровня позволили выделить статистически значимые различия степени выраженности основных тенденций в воспитательном подходе. Матерям с высоким объемом защитной рефлексии при репродукции чувства стыда по сравнению с теми, чьи показатели низкого уровня, свойственны чрезмерность санкций наказания и запретов (1> Стьюд.=5,30). Та же тенденция обнаруживается в расширении сферы родительских чувств (1>Стьюд.=3,15).
Признавая различия респондентной и инструментальной агрессии, с помощью КЭТ изучали не исполнительную, а подготовительную фазу агрессивного поведения, остающуюся в сфере нереализованного намерения, а именно умственную (ментальную) агрессию. Сравнение показателей параметров отношений с детьми матерей с высоким объемом защитной рефлексии при репродукции чувства агрессии против других с показателями низкого уровня позволило выделить статистически значимые различия степени выраженности основных тенденций в воспитательном подходе. Матерям с высоким объемом защитной рефлексии при репродукции чувства агрессии по сравнению с показателями низкого уровня свойственны чрезмерность санкций наказания и запрета (1> Стьюд.=3,19). Та же тенденция обнаруживает себя в расширении сферы родительских чувств (1>Стьюд.=3,89) и предпочтении мужских (1>Стьюд.=4,86) и женских качеств (1>Стьюд.=3,02).
Сравнение показателей отношений с детьми матерей с высоким объемом защитной рефлексии при рационализации обесцениванием объекта с показателями низкого уровня позволило выделить статистически значимые различия степени выраженности основных тенденций в воспитательном подходе: матерям с высоким объемом защитной рефлексии при
рационализации обесцениванием объекта по сравнению с показателями низкого уровня свойственны чрезмерность санкций наказания и запрета (1>Стьюд.=3,52).
Та же тенденция обнаружена в излишнем неудовлетворении потребностей ребенка (1;-Стыод.=2,19), неразвитости родительских чувств (1>Стьюд.=2,59), предпочтении мужских качеств (1> Стьюд.=2,51) независимо от пола ребенка.
Сравнение показателей отношений с детьми матерей с высоким объемом защитной рефлексии - проекцией на других с показателями низкого уровня позволило выделить статистически значимые различия степени выраженности основных тенденций в воспитательном подходе: матерям с высоким объемом защитной рефлексии при проекции на других по сравнению с показателями низкого уровня свойственны расширение сферы родительских чувств (1> Стьюд.=2,52), чрезмерность санкций наказания и запрета (1>Стьюд =4.66). Та же тенденция обнаружена в неразвитости родительских чувств (1>Стьюд.=3,87).
Таким образом, исследование показало, что у матерей с защитной рефлексией от чувств неудачи, вины, стыда, обиды, агрессии и др. проявляется неустойчивость стиля воспитания, в отношениях с детьми преобладает санкционирование наказаниями и запретами, сменяемое излишним удовлетворением их потребностей на фоне расширения родительских чувств и предпочтении мужских или женских качеств перед детскими, что обуславливает, на наш взгляд, психологическое неблагополучие ребенка.
Для подтверждения выдвигаемого предположения о защитной рефлексии матери как факторе психологического неблагополучия ребенка, проявляющегося в неуверенности, повышенной импульсивности и агрессивности, были изучены корреляции показателей неблагополучия детей и защитной рефлексии матери.
Распределение испытуемых на условные подгруппы с высокой и низкой степенью защитной рефлексии осуществлялось по медиане.
Сравнительные показатели защитной рефлексии от чувства вины матери и психологического неблагополучия ребенка иллюстрируют, что у матерей с низкой степенью защитной рефлексии от чувства вины средние арифметические показатели неуверенности ребенка выше показателей данной формы проявления психологического неблагополучия у детей матерей с высокой степенью защитной рефлексии от чувства вины.
Обнаруживается статистически значимая связь между высоким и низким уровнем проявления неуверенности: чем ниже у матери защитная рефлексия от чувства вины, тем выше степень неуверенности ребенка (1-Стыод.=2,62).
Данная тенденция не обнаруживает себя как статистически значимая связь между различными уровнями проявления агрессивности и повышенной импульсивности ребенка.
Сравнительные показатели рефлексии чувства стыда матери и психологического неблагополучия ребенка иллюстрируют, что у матерей с низкой степенью защитной рефлексии от чувства стыда средние арифметические показатели неуверенности ребенка выше показателей детей матерей с высокой степенью защитной рефлексии от чувства стыда. Обнаруживается статистически значимая связь между высокой и низкой степенью проявления неуверенности старшего дошкольника: чем ниже у матери защитная рефлексия от чувства стыда, тем более проявляет себя неуверенность ее ребенка (1-Стыод.=3,52).
Данная тенденция не обнаруживает себя как статистически значимая связь
Примечания
между различными уровнями проявления агрессивности и импульсивности ребенка при разной степени защитной рефлексии матери от чувства стыда.
Сравнительные показатели защитной рефлексии от чувства обиды матери и психологического неблагополучия ее ребенка иллюстрируют, что у матерей с низкой степенью защитной рефлексии от чувства обиды средние арифметические показатели неуверенности ребенка выше показателей данной формы проявления психологического неблагополучия детей матерей с высокой степенью защитной рефлексии от чувства обиды.
Обнаруживается статистически значимая связь между высокой и низкой степенью проявления неуверенности дошкольника: чем ниже у матери показатели защитной рефлексия от чувства обиды, тем более проявляется неуверенность ребенка (1-Стыод.=2,38).
Данная тенденция не обнаруживает себя как статистически значимая связь между различными уровнями проявления агрессивности и импульсивности ребенка при разной степени защитной рефлексии матери от чувства обиды.
Полученные данные позволяют констатировать проявление корреляции между защитной рефлексией матери и психологическим неблагополучием ее ребенка, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, исследование доказывает: защитная рефлексия матери является фактором психологического неблагополучия ее ребенка.
1. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуация характера и эффективность учебной деятельности. М„ 2000. 268 с. 2. Орлов Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест. М., 1999. 3. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М„ 1988. 232 с. 4. Слободчи-ков В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Современное комплексное исследование. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1987. С. 60-68. 5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 1998. 656 с.
Статья поступила в редакцию 26.06.2010 г.