Научная статья на тему 'О взаимосвязи защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка'

О взаимосвязи защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЗАЩИТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / REFLECTION / PROTECTIVE REFLEXES / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / CHILD''S PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ACCENTUATION OF CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кананчук Лидия Александровна, Смолева Татьяна Октябриновна

В статье показана взаимосвязь защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка. Особое внимание уделяется особенностям детско-родительских отношений, обусловливаемых защитной рефлексией матери, способствующих проявлению определенных показателей психологического неблагополучия ребенка. В статье обращается внимание именно на то, в какой степени проявляется защитная рефлексия рационализации обстоятельствами матерей с проективностью характера. Научная новизна исследования состоит в том, в какой степени акцентуации характера самых близких для ребенка воспитывающих взрослых матерей, проявляющиеся в защитной рефлексии рационализации обстоятельствами и особенностях детско-родительских отношений, обусловливают показатели психологического неблагополучия детей. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с необходимостью создания в семье и образовательном учреждении условий сохранения психологического благополучия ребенка. Базовое состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется у ребенка с раннего детства со значимыми воспитывающими взрослыми и в большей степени матерью. В исследовании нашло подтверждение предположение о том, что психологическое неблагополучие дошкольников, проявляющееся в форме неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Механизмом, запускающим психологическое неблагополучие ребенка, являются неконструктивные отношения с ребенком воспитывающего взрослого (в семье матери), обусловленные защитной (патогенной) рефлексией. Защитные стратегии поведения ребенка, выражающиеся в его осторожно-оборонительной или агрессивнонаступательной позиции, возникающие в ответ на неконструктивные отношения к нему взрослого, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности, замкнутости и других индикаторов психологического неблагополучия развивающейся личности ребенка. Данные исследования подтвердили зависимость объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матерей с высокими и низкими показателями проективности характера, проявления их в детско-родительских отношениях и влияния на психологическое благополучие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кананчук Лидия Александровна, Смолева Татьяна Октябриновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RELATIONSHIP OF PROTECTIVE REFLECTION OF RATIONALIZATION BY CIRCUMSTANCES OF MOTHER AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CHILD

The article shows the relationship of protective reflection of rationalization by circumstances of mother and psychological well-being of the child. Particular attention is paid to the peculiarities of parent-child relationship, the mother causes the protective reflexes that promote the appearance of certain indicators of psychological distress of the child. The article points out that it is on the extent to which manifested a protective reflex to rationalize the circumstances of mothers with projective character. The scientific novelty of the research is to what extent a manifestation of character accentuations closest to the child rearing adults mothers, manifested in a protective reflex to rationalize the circumstances and characteristics of parent-child relationships, cause indicators of psychological distress of children. Relevance of the research in the article content is determined by studying the significance of this aspect in connection with the need to create a family and educational institution environment conservation psychological well-being of the child. Baseline confidence in the world, to themselves and people around the child is formed in early childhood with significant adults bringing up and, to a greater extent the mother. The study has been confirmed the assumption that the psychological disadvantage preschool children, manifested in the form of insecurity, aggression and increased impulsiveness, a substantial originality in the affective, cognitive and behavioral areas. The mechanism that triggers a psychological disadvantage of the child, are not constructive relationship with the child bringing up an adult (in the family mother), due to safety (pathogenic) reflection. Protective strategies of the Child expressed its cautious and defensive, or aggressive and offensive position, arising in response to the non-constructive attitude towards him adult, contribute to the manifestation of insecurity, aggressiveness, impulsivity, isolation, and other indicators of psychological distress developing the child's personality. These studies have confirmed the dependence of protective reflexes rationalization circumstances of mothers with high and low rates of projective character, the manifestation of them in the parent-child relationship and the impact on the psychological well-being of children.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка»

УДК 159.9.072.5

КАНАНЧУК Лидия Александровна, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия kananchuk.la@yandex.ru

СМОЛЕВА Татьяна Октябриновна, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия 240481.08@mail.ru

О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАЩИТНОЙ РЕФЛЕКСИИ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МАТЕРИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

В статье показана взаимосвязь защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка. Особое внимание уделяется особенностям детско-родительских отношений, обусловливаемых защитной рефлексией матери, способствующих проявлению определенных показателей психологического неблагополучия ребенка. В статье обращается внимание именно на то, в какой степени проявляется защитная рефлексия рационализации обстоятельствами матерей с проективностью характера. Научная новизна исследования состоит в том, в какой степени акцентуации характера самых близких для ребенка воспитывающих взрослых - матерей, проявляющиеся в защитной рефлексии рационализации обстоятельствами и особенностях детско-родительских отношений, обусловливают показатели психологического неблагополучия детей. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с необходимостью создания в семье и образовательном учреждении условий сохранения психологического благополучия ребенка. Базовое состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется у ребенка с раннего детства со значимыми воспитывающими взрослыми и в большей степени матерью. В исследовании нашло подтверждение предположение о том, что психологическое неблагополучие дошкольников, проявляющееся в форме неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

Механизмом, запускающим психологическое неблагополучие ребенка, являются неконструктивные отношения с ребенком воспитывающего взрослого (в семье - матери), обусловленные защитной (патогенной) рефлексией. Защитные стратегии поведения ребенка, выражающиеся в его осторожно-оборонительной или агрессивно-наступательной позиции, возникающие в ответ на неконструктивные отношения к нему взрослого, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности, замкнутости и других индикаторов психологического неблагополучия развивающейся личности ребенка. Данные исследования подтвердили зависимость объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матерей с высокими и низкими показателями проективности характера, проявления их в детско-родительских отношениях и влияния на психологическое благополучие детей.

Ключевые слова: рефлексия, защитная рефлексия, детско-родительские отношения, психологическое благополучие ребенка, акцентуация характера.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-226-230

KANANCHUK Lidia A., Irkutsk State University, Irkutsk, Russia kananchuk.la@yandex.ru

SMOLEVA Tatiana O., Irkutsk State University, Irkutsk, Russia 240481.08@mail.ru

ABOUT THE RELATIONSHIP OF PROTECTIVE REFLECTION OF RATIONALIZATION BY CIRCUMSTANCES OF MOTHER AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CHILD

The article shows the relationship of protective reflection of rationalization by circumstances of mother and psychological well-being of the child. Particular attention is paid to the peculiarities of parent-child relationship, the mother causes the protective reflexes that promote the appearance of certain indicators of psychological distress of the child. The article points out that it is on the extent to which manifested a protective reflex to rationalize the circumstances of mothers with projective character. The scientific novelty of the research is to what extent a manifestation of character accentuations closest to the child rearing adults - mothers, manifested in a protective reflex to rationalize the circumstances and characteristics of parent-child relationships, cause indicators of psychological distress of children. Relevance of the research in the article content is determined by studying the significance of this aspect in connection with the need to create a family and educational institution environment conservation psychological well-being of the child. Baseline confidence in the world, to themselves and people around the child is formed in early childhood with significant adults bringing up and, to a greater extent - the mother. The study has been confirmed the assumption that the psychological disadvantage preschool children, manifested in the form of insecurity, aggression and increased impulsiveness, a substantial originality in the affective, cognitive and behavioral areas. The mechanism that triggers a psychological disadvantage of the child, are not constructive relationship with the child bringing up an adult (in the family - mother), due to safety (pathogenic) reflection. Protective strategies of the Child expressed its cautious and defensive, or aggressive and offensive position, arising in response to the non-constructive attitude towards him adult, contribute to the manifestation of insecurity, aggressiveness, impulsivity, isolation, and other indicators of psychological distress developing the child's personality. These studies have confirmed the dependence of protective reflexes rationalization circumstances of mothers with high and low rates of projective character, the manifestation of them in the parent-child relationship and the impact on the psychological well-being of children.

Keywords: reflection, protective reflexes, parent-child relationship, child's psychological well-being, accentuation of character

Актуальность исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с формированием в семье и образовательном учреждении базового отношения к миру. Базовое

состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется у ребенка в раннем детстве со значимыми воспитывающими взрослыми и большей степени матерью.

Цель статьи состоит в раскрытии этих связей, представлении данных корреляционного анализа акцентуаций характера и потребностей воспитывающих взрослых, их особенности отношений с детьми и представления у матерей с проективностью характера.

Изучение исследований рефлексии позволило выдвинуть предположение о зависимости объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матерей с высокими и низкими показателями проективности характера, проявлении их в детско-родительских отношениях и влиянии на психологическое благополучие детей.

Для проверки предположения было обследовано 500 матерей с помощью Когнитивно-Эмотивного Теста Ю.М. Орлова, опросника К. Леонгардара - Г. Шмишека. Распределение респондентов на условные подгруппы с низкой и высокой акцентуацией характера осуществлялось по медиане [1, с. 20; 2, с. 130].

Анализ данных исследования показал: существует зависимость между уровнем проективности характера и объемом защитной рефлексии рационализации обстоятельствами.

Результаты исследования корреляции проявления проективности характера и объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами представлены в таблице 1.

Таблица 1 Средние показатели объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами с высокими и низкими показателями проективности характера

Table 1. Average amount of protective reflection of rationalization by circumstances with high and low rates of projectivity of character

Проективная акцентуация Рецип. Разность t-Стьюд.

низкая 12,70 1,52 3,79*

высокая 14,36 1,20 2,93*

Разность 1,65

t-Стьюд. 4,55*

Данные показывают, что существуют статистически значимые различия в объеме защитной рефлексии рационализации обстоятельствами с проективной акцентуацией характера независимо от уровня ее выраженности ^-Стьюд.=3,79 при р<0,001, 1-Стьюд.=2,93 при р<0,05).

Высокая степень выраженности проективной акцентуации характера личности сопровождается большим объемом защитной рефлексии рационализации обстоятельствами.

Рис.1. Сравнительный график особенностей отношений с ребенком матерей с низкой и высокой степенью рационализации обстоятельствами

Fig.1. Comparative graph of features of relationship between mother and child with low and high degree of rationalization by circumstances

С целью изучения особенностей отношений с ребенком матерей с низкой и высокой степенью защитной рефлексии рационализации обстоятельствами использован опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса [3, с. 254].

Сравнение показателей на рисунке 1 отношений с детьми матерей с высоким объемом защитной рефлексии при рационализации обстоятельствами с показателями низкого уровня

позволило выделить статистически значимые различия степени выраженности основных тенденций в воспитательном подходе: матерям с высоким объемом защитной рефлексии при рационализации обстоятельствами по сравнению с показателями низкого уровня свойственны расширение сферы родительских чувств (Ютьюд.= 2,08), чрезмерность санкций наказания и запрета (Ютьюд.= 3,73).

Также тенденция обнаружена в излишнем удовлетворении потребностей ребенка (1-Стьюд.= 3,62), неразвитости родительских чувств (Ютьюд.= 3,43), фобии утраты (Ютьюд.= 3,39).

Основной акцент в исследовании был сделан на изучении феномена психологического благополучия-неблагополучия ребенка на этапе старшего дошкольного возраста, его детерминации защитной рефлексией самого значимого для ребенка взрослого - матери [4, с. 230-233].

Исходными положениями исследования психологического неблагополучия является системный подход, указывающий на необходимость: изучения внешних и внутренних проявлений феномена, выявления психологических механизмов, запускающих психологическое неблагополучие ребенка в семье и группе сверстников, отслеживания динамики предмета исследования в зависимости от изменений факторов, обусловливающих его развитие.

Теоретическое допущение идеи «Благополучный взрослый - благополучный ребенок», экспериментальные данные о рефлексии как факторе эмоциональной компетентности матери позволили рассматривать рефлексию воспитывающих взрослых (матери) как фактор психологического благополучия ребенка [5, с. 438].

Стратегии поведения развивающейся личности - агрессивно-наступательная и защитно-оборонительная - проявляются в агрессии, повышенной импульсивности, неуверенности. В соответствии с тем определением, которое дается неуверенности в психологическом словаре, где она трактуется как отрицательное эмоциональное переживание субъектом своих возможностей относительно выполнения конкретных задач, которые стоят перед ним, существенной характеристикой неуверенности ребенка-дошкольника, по нашему мнению, является аффективный компонент как негативное эмоциональное состояние, вызываемое ожиданием неуспеха от предстоящей деятельности, в ситуации установления контактов с окружающими. Наряду с этим компонентом мы выделяем поведенческий и когнитивный компоненты. Поведенческий компонент психологического неблагополучия, проявляющийся в неуверенности в деятельности и общении, отслеживается в нерешительности, растерянности, суетливости, несамостоятельности, несобранности, в сужении круга общения, снижения его интенсивности и экстенсивности. Когнитивный компонент проявляется в низкой самооценке, негативных представлениях о себе.

Наше предположение о том, что психологическое неблагополучие дошкольников, проявляющееся в форме неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, нашло свое подтверждение в ходе наших экспериментов и анализа их результатов.

Неуверенность как психологическое неблагополучие проявляется:

а) в аффективной сфере - в подавленном настроении, равнодушии, безразличии, отсутствии интереса и любопытства (любознательности), страхе, фрустрации;

б) в когнитивной сфере - в негативном образе «Я», низкой самооценке, низком уровне притязаний, в представлении о собственной несостоятельности, привычке сравнивать себя с другими, в большей степени не в свою пользу;

в) в поведенческой сфере - в защитной стратегии поведения осторожно-оборонительной (пассивности, робости, застенчивости в общении, в нерешительности).

Агрессивность как психологическое неблагополучие проявляется:

а) в аффективной сфере - в возбужденном настроении, обиде, зависти, повышенной раздражительности и тревожности; сравнение себя с другими не в свою пользу вызывает зависть и гнев, сравнение себя с другими в свою пользу вызывает чувство превосходства, злорадство (радуется неудачам других, самоутверждается за счет других);

б) в когнитивной сфере - в негативном образе другого, высокой самооценке, высоком уровне притязаний, в представлении о собственной исключительности, привычке сравнивать себя с другими;

в) в поведенческой сфере - в защитных формах поведения, носящих агрессивный характер: проявлении вербальной агрессии (обзывается, дает клички другим детям, интригует), физической - (кричит, дерется, ломает игрушки, портит дидактические материалы).

Импульсивность как психологическое неблагополучие проявляется:

а) в аффективной сфере - в возбужденном настроении, эмоциональной неустойчивости, высокой эмоциональной мобильности;

б) в когнитивной сфере - в высоком уровне притязаний, высокой самооценке, позитивном представлении о себе и других («я - хороший, все - хорошие»);

в) в поведенческой сфере - импульсивность возникает в ответ на невозможность удовлетворить потребность в активности. Она проявляется в суетливости движений, нетерпении, в неумении доводить начатое дело до конца.

В ходе исследования было установлено, что взрослые склонны чаще негативно оценивать агрессивных, импульсивных и неуверенных детей.

Оценки детей сверстниками в некоторой степени отражают оценки взрослых: агрессивных и импульсивных детей сверстники, как правило, оценивают низко, неуверенных детей - по-разному.

По данным социометрического эксперимента установлено, что низкий социометрический статус (дети относятся к подгруппе «малоавторитетных», «отверженных» детей; круг общения их со сверстниками ограничен) занимают, как правило, дети, с повышенной импульсивностью и проявлением агрессивности. Неуверенные дети относятся к группе малоавторитетных, их выбирают сверстники, принимают в игры.

На основе анализа данных экспериментальной процедуры «Секрет» можно сделать вывод о том, что в структуре группы сверстников для детей с признаками психологического неблагополучия: неуверенных и особенно импульсивных и агрессивных - складывается система межличностных отношений, неблагоприятная для развития их личности.

Исследование корреляций защитной рефлексии матери и психологического неблагополучия ее ребенка показывает, что при сопоставлении друг с другом перечисленных выше проявлений обращает на себя внимание следующее обстоятельство: обнаруживается статистически значимая связь между высокой и низкой степенью проявления неуверенности и степенью защитной рефлексии матери. Чем ниже степень защитной рефлексии матери от чувств агрессии, стыда, обиды, рационализации обстоятельствами, ухода из ситуации, возбуждения вины в других, несоответствия ожиданиям других, тем более проявляется неуверенность детей.

Сравнительные показатели также иллюстрируют следующее: у матерей с высокой степенью защитной рефлексии от агрессии против других, проекцией на других средние арифметические показатели агрессивности и импульсивности дошкольников выше показателей с данными формами проявления психологического неблагополучия детей у матерей с низкой степенью защитной рефлексии выше названных видов рефлексии. Обнаруживается статистически значимая связь между средними арифметическими показателями агрессивности и импульсивности детей при низкой и высокой степени защитной рефлексии их матерей.

Установлено существование статистически значимой связи между защитной рефлексией матери и психологическим неблагополучием ее ребенка, проявляющимся в неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности.

Это дает основание утверждать, что защитная рефлексия матери является фактором психологического неблагополучия ребенка.

Механизмом, запускающим процесс возникновения психологического неблагополучия ребенка, являются неконструктивные отношения с ребенком воспитывающего взрослого (в семье - матери), обусловленные защитной (патогенной) рефлексией. Защитные стратегии поведения ребенка, выражающиеся в его осторожно-оборонительной или агрессивно-наступательной позиции, возникающие в ответ на неконструктивные отношения к нему взрослого, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности, замкнутости и других индикаторов психологического неблагополучия развивающейся личности ребенка.

Исходя из понимания феномена психологического неблагополучия как целостного системного свойства личности и данных эмпирико-экспериментального исследования его причин, установлено, что в основе психологического неблагополучия ребенка лежит система детерминант разного типа, способствующая неблагоприятному развитию личности ребенка. Причинно-следственные связи между стилем воспитания, общения и отношения к ребенку и поведением дошкольника, его мироощущением являются главными в системе детерминант психологического неблагополучия ребенка.

Было установлено, что:

- внешним фактором психологического благополучия ребенка или неблагополучия являются его отношения со значимыми для ребенка взрослыми;

- внутренними факторами психологического неблагополучия ребенка являются негативный опыт его общения и отношений с матерью, проявляющийся в страхе, недоверии, тревожности, низком уровне самооценки, представлении о себе как несостоятельном или собственной исключительности и эгоцентризме;

- опосредствующими звеньями психологического неблагополучия ребенка является защитная (патогенная) рефлексия самого значимого для ребенка взрослого - матери.

Таким образом, данные исследования подтвердили зависимость объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матерей с высокими и низкими показателями про-

ективности характера, проявления их в детско-родительских отношениях и влияния на психологическое благополучие детей.

Продолжение работы находит отражение во взаимодействии семей воспитанников с педагогами дошкольных образовательных учреждений по вопросам повышения коммуникативной компетентности родителей для сохранения психологического благополучия ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Орлов Ю.М. Когнитивно-Эмотивный Тест (КЭТ). - М.: Импринт-Гольфстрим, 1999. - 20 с.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. - 180 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1998. - 656 с.

4. 4. Кананчук Л.А., Смолева Т.О. Корреляционный анализ акцентуаций характера и потребностей воспитывающих взрослых, их особенности отношений с детьми // Вектор Тольяттинского государственного университета. - № 1(20). -2015. - C. 230-233.

5. 5. Smoleva Т.О. Sanogennvkh reflection of significant adults as fastor of Psicologiacal wellbeng of the child / International Iournal of Defelopmental and Educational Psicologv INFADINFAD de Revista.- de Psicologia, №1-Vol.2, 2013. ISSN: 0214-9877. pp: 435-446.

REFERENCES

1. Orlov Yu.M. Emotive Cognitive Test (KET). [Kognitivno-Emotivnyy test (KET)]. Moscow: imprint Gulf Stream, 1999, 20 p. (in Russ.).

2. Leongard K. accented personalities. [Aktsentuirovannye lichnosti]. Kyiv: 1981, 180 p. (in Russ.).

3. Eydemiller E.G., Yustitskiy V.V. Psychology and Psychotherapy of the family. [Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i]. SPb.: Peter, 1998, 656 p. (in Russ.).

4. 4. Kananchuk L.A., Smoleva T.O. Correlation analysis accentuation nature and needs of raising adults, especially their relationship with the children. [Korrelyatsionnyy analiz aktsentuatsiy kharaktera i potrebnostey vospityvayushchikh vzroslykh, ikh osobennosti otnosheniy s det'mi]. Vektor Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Vector Togliatti State University. 2015, no.1(20). P. 230-233. (in Russ.).

5. Smoleva T.O. Sanogennvkh reflection of significant adults as fastor of Psicologiacal wellbeng of the child. International Iournal of Defelopmental and Educational Psicologv INFAD INFAD de Revista. de Psicologia, no.1-Vol.2, 2013. ISSN: 0214-9877. pp: 435-446. (in Russ.).

Information about the author

Кананчук Лидия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия, kananchuk.la@yandex.ru

Смолева Татьяна Октябриновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия, 240481.08@mail.ru

Получена: 02.12.2015

Для цитирования статьи: Кананчук Л.А., Смолева Т.О. О взаимосвязи защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 226-230.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-226-230

Информация об авторе

Kananchuk Lydia A., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia kananchuk.la@yandex.ru

Smoleva Tatiana O., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia 240481.08@mail.ru

Received: 02.12.2015

For article citation: Kananchuk L.A., Smoleva T.O. About the relationship of protective reflection of rationalization by circumstances of mother and psychological well-being of child. [O vzaimosvyazi zashchitnoy refleksii ratsionali-zatsii obstoyatel'stvami materi i psikholog-icheskogo blagopoluchiya rebenka]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 226-230. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-226-230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.