Научная статья на тему 'Исследование психологического неблагополучия ребенка в условиях Логопункта'

Исследование психологического неблагополучия ребенка в условиях Логопункта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL DISTRESS / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / IMPULSIVENESS / НЕУВЕРЕННОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / SELECTIVE COMMUNICATION / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / SOCIOMETRIC STATUS / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / AND BEHAVIORAL INDICATORS / INSECURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонова Елена Олеговна, Смолева Татьяна Октябриновна

Статья посвящена одному из важных психолого-педагогических аспектов деятельности специалиста дошкольного образования изучению методов исследования психологического неблагополучия детей в условиях Логопункта. Раскрывается картина проявления показателей, индикаторов психологического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. В тексте представлена разработанная и реализованная авторами программа эмпирического исследования. Рассматривается влияние фактора взаимоотношений со сверстниками на психологическое благополучие ребенка. Особое внимание уделяется особенностям отношений детей как сверстников в группе детского сада, обуславливаемых коммуникативными и игровыми умениями мотивационного и операционального характера, способствующих проявлению определенных показателей психологического неблагополучия ребенка. Новизна исследования состоит в том, в какой степени проявление психологического неблагополучия ребенка проявляется в особенностях отношений с детьми, уровне его притязаний в деятельности, определенных поведенческих паттернах. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с социально-личностной подготовкой ребенка к обучению в школе, его социализацией, необходимостью создания в образовательном учреждении условий сохранения психологического благополучия ребенка. Базовое состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется с раннего детства на основе проживания позитивного опыта положительных взаимоотношений в микросоциуме детского общества. В исследовании нашло подтверждение предположение о том, что психологическое неблагополучие дошкольников, проявляющееся в форме неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Данные исследования подтвердили, что защитные стратегии поведения ребенка, выражающиеся в его осторожно-оборонительной или агрессивно-наступательной позиции, возникающие в ответ на неконструктивные отношения, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности, замкнутости и других индикаторов психологического неблагополучия развивающейся личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антонова Елена Олеговна, Смолева Татьяна Октябриновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF PSYCHOLOGICAL DISTRESS OF CHILD IN TERMS OF SPEECH THERAPY UNITS

The article deals with one of the most important psychological and pedagogical aspects of activity of specialists of preschool education the study of methods of research of psychological well-being of children in terms of Logopunkt (Speech therapy item). Uncovers the symptoms and indicators of psychological well-being of children of senior preschool age in the group of peers. The text presents the developed and implemented by the authors of an empirical research program. Examines the impact of the factor of relationships with peers on psychological well-being of the child. Special attention is paid to the peculiarities of the relations of children as peers in the band kindergarten, due to the communicative and play skills motivational and operational in nature contributing to the manifestation of certain indicators of psychological distress among children. The novelty of the research consists in the extent to which the manifestation of psychological distress among children manifests itself in a particular relationship with children, his claims in the activities of certain behavioral patterns. Relevance the article presents the contents of the study op-mined significance of studying this aspect of the social, and personal preparation of the child for training at school, his socialization, the necessity of creating an educational institution in conditions of preservation of psychological well-being of the child. The base state of trust to the world, to themselves and to others is formed early in childhood based on experiencing positive experience positive relationships in microsocium the children's society. The study confirmed the assumption that the psychological distress of preschool children, manifesting in the form of insecurity, aggressiveness and increased impulsivity, has a substantial identity in the affective, cognitive and behavioral spheres. These studies confirmed that the protective strategy of behavior of the child, expressed in his carefully-defensive or aggressive positions that arise in response to non-constructive attitude, contribute to the manifestation of insecurity, aggressiveness, impulsivity, isolation, and other indicators of psychological distress of developing the child's personality.

Текст научной работы на тему «Исследование психологического неблагополучия ребенка в условиях Логопункта»

УДК 373.24

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

© 2016

Антонова Елена Олеговна, магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Смолева Татьяна Октябриновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, e-mail: 240481.08@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена одному из важных психолого-педагогических аспектов деятельности специалиста дошкольного образования - изучению методов исследования психологического неблагополучия детей в условиях Логопункта. Раскрывается картина проявления показателей, индикаторов психологического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. В тексте представлена разработанная и реализованная авторами программа эмпирического исследования. Рассматривается влияние фактора взаимоотношений со сверстниками на психологическое благополучие ребенка. Особое внимание уделяется особенностям отношений детей как сверстников в группе детского сада, обуславливаемых коммуникативными и игровыми умениями мотивацион-ного и операционального характера, способствующих проявлению определенных показателей психологического неблагополучия ребенка. Новизна исследования состоит в том, в какой степени проявление психологического неблагополучия ребенка проявляется в особенностях отношений с детьми, уровне его притязаний в деятельности, определенных поведенческих паттернах. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с социально-личностной подготовкой ребенка к обучению в школе, его социализацией, необходимостью создания в образовательном учреждении условий сохранения психологического благополучия ребенка. Базовое состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется с раннего детства на основе проживания позитивного опыта положительных взаимоотношений в микросоциуме детского общества. В исследовании нашло подтверждение предположение о том, что психологическое неблагополучие дошкольников, проявляющееся в форме неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Данные исследования подтвердили, что защитные стратегии поведения ребенка, выражающиеся в его осторожно-оборонительной или агрессивно-наступательной позиции, возникающие в ответ на неконструктивные отношения, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности, замкнутости и других индикаторов психологического неблагополучия развивающейся личности ребенка.

Ключевые слова: психологическое неблагополучие, импульсивность, неуверенность, избирательность общения, взаимоотношения, социометрический статус, поведенческие индикаторы.

INVESTIGATION OF PSYCHOLOGICAL DISTRESS OF CHILD IN TERMS OF SPEECH THERAPY UNITS

© 2016

Antonova Elena Olegovna, undergraduate of psychological and pedagogics of preschool education Smoleva Tatiyana Octiyabrinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychological and pedagogics of preschool education Irkutsk State University (664011, Russia, Irkutsk, st. N.Naberejnay, 6, e-mail: 240481.08@mail.ru)

Abstract. The article deals with one of the most important psychological and pedagogical aspects of activity of specialists of preschool education - the study of methods of research of psychological well-being of children in terms of Logopunkt (Speech therapy item). Uncovers the symptoms and indicators of psychological well-being of children of senior preschool age in the group of peers. The text presents the developed and implemented by the authors of an empirical research program. Examines the impact of the factor of relationships with peers on psychological well-being of the child. Special attention is paid to the peculiarities of the relations of children as peers in the band kindergarten, due to the communicative and play skills motivational and operational in nature contributing to the manifestation of certain indicators of psychological distress among children. The novelty of the research consists in the extent to which the manifestation of psychological distress among children manifests itself in a particular relationship with children, his claims in the activities of certain behavioral patterns. Relevance the article presents the contents of the study op-mined significance of studying this aspect of the social, and personal preparation of the child for training at school, his socialization, the necessity of creating an educational institution in conditions of preservation of psychological well-being of the child. The base state of trust to the world, to themselves and to others is formed early in childhood based on experiencing positive experience positive relationships in microsocium the children's society. The study confirmed the assumption that the psychological distress of preschool children, manifesting in the form of insecurity, aggressiveness and increased impulsivity, has a substantial identity in the affective, cognitive and behavioral spheres. These studies confirmed that the protective strategy of behavior of the child, expressed in his carefully-defensive or aggressive positions that arise in response to non-constructive attitude, contribute to the manifestation of insecurity, aggressiveness, impulsivity, isolation, and other indicators of psychological distress of developing the child's personality.

Keywords: psychological distress, impulsiveness, insecurity, selective communication, relationships, sociometric status, and behavioral indicators.

В период сложных социально-экономических, политических условий, нестабильности, перемен ценностей и идеалов, духовного кризиса общества с особой остротой возникают проблемы нарушения душевного равновесия, психической неустойчивости, психологического неблагополучия личности.

К проблеме психологического благополучия-неблагополучия на протяжении всей истории психологической науки сохраняется особый интерес. В настоящее время исследователи обращают внимание на необхо-

димость изучения данного феномена, его позитивных и негативных аспектов, вызванных снижением качества жизни современного человека.

Термин «психологическое благополучие» (psychological well-being) введен исследователем позитивного психологического функционирования (positive psychological functioning) Н. Брэдбурном (Bradburn, 1969). Автором были представлены структурная модель психологического благополучия и психодиагностические методики его исследования.

В подходах к пониманию психологического благополучия Р. Райном (Ryan, 2000) определены в современных исследованиях гедонистическое и эвдемонистическое течения. К гедонистическим он относит исследования, в которых содержание благополучия главным образом представлено показателем удовлетворенности-неудовлетворенности индивида (Kahneman, 1999; Bradburn, 1969; Diener, 1995). Эвдемонистическое понимание психологического благополучия основано на постулате личностного роста(Waterman, 1993; Ryff, 1996). В последующем появились публикации, связанные с данной проблематикой. К числу наиболее известных относятся работы Эд. Динера (Diener, 1984, 1995), Д. Кайнемена (Kahneman, 1999), А.С. Ватермана (Waterman, 1993), К. Рифф (Ryff, 1989; 1996).

Содержание понятия психологического неблагополучия отечественные исследователи определяют с позиции психологического здоровья (И.Н. Гурвич, 1999), психологической адаптации личности (В.В. Сорокина, 2001; М.В. Григорьева, 2003), рассматривают в контексте самоактуализации личности (Г.Л. Пучкова, 2003), ценностных ориентаций, стратегий поведения (Е.Е. Бочарова, 2005), различных сторон личности (смысложизненные ориентации, суверенность психологического пространства, стратегии жизни и т.д.) и ее социальных характеристик. В большей степени данные работы посвящены субъективному благополучию.

В настоящее время активно исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (М. Аргайл, 2003; Н.К. Бахарева, 2004; М.В. Бучацкая, 2006; А.В. Воронина, 2002; П.П. Фесенко, 2005; Т.Д. Шевеленкова, 2005 и др.).

Однако феномен психологического благополучия-неблагополучия в большинстве исследований изучается относительно личности подросткового и зрелого возраста. В то время как первопричины психологического неблагополучия возникают еще в дошкольном детстве. Важным, на наш взгляд, является изучение генезиса и преодоления психологического неблагополучия личности на этапе дошкольного детства - периода интенсивного развития ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы и характерологические особенности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В этом возрасте у ребенка формируется абрис мира, возникают первые представления об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми, которые оказывают существенное влияние на активность развивающейся личности. Значительно расширяется субъектный опыт отношений ребенка в социальной среде (А.В. Запорожец, 1986; М.И. Лисина, 1974; А. Валлон, 1990; Р. Заззо, 1967 и др.).

Без сомнения, что психологическое благополучие-неблагополучие ребенка в значительной степени определяет содержание и направление развития его личности. Отдельные аспекты психологического неблагополучия детей дошкольного возраста, влияние на него характера педагогического общения изучались в исследованиях, выполненных под руководством Т.А. Репиной, представлены в работах А.И. Захарова, Т.И. Комиссаренко и др.

Проблема психологического неблагополучия детей является актуальной в связи с тем, что в дошкольном возрасте создается психологическое пространство личности, обусловленное взаимоотношениями в детском обществе. Возникновение трудностей в общении и взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста способствует также и нарушению их социального развития. Контакты со сверстниками с возрастом приобретают все большую значимость. В условиях Логопункта они имеют свои особенности.

Цель статьи состоит в раскрытии особенностей проявления психологического неблагополучия детей стар-

шего дошкольного возраста в условиях Логопункта дошкольной образовательной организации.

Исходной гипотезой исследования явилось предположение о том, что проявление психологического неблагополучия ребенка старшего дошкольного возраста в условиях Логопункта дошкольной образовательной организации имеет ряд содержательных и структурных особенностей.

Мы предположили, что в сложном комплексе психических проявлений в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах ведущим является аффективный компонент. Негативные эмоциональные переживания связаны с неудовлетворением ведущих социально-психологических потребностей ребенка.

Мы полагали, что неконструктивные отношения с окружающими проявляются вследствие защитных стратегий поведения ребенка и выражаются в осторожно-оборонительной или агрессивно-наступательной позициях, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности и других индикаторов психологического неблагополучия.

В констатирующей части исследования важно было изучить социальную ситуацию развития детей, выявить особенности межличностных отношений в группе сверстников, изучить проявление феномена в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах.

В процессе наблюдения за поведением детей, посещающих Логопункт дошкольной образовательной организации, в общении и деятельности, анкетирования и опроса родителей и воспитателей нам удалось выделить три подгруппы детей с явными признаками психологического неблагополучия, среди которых импульсивных детей - 27%.

Мы поставили своей задачей изучить феномен проявления психологического неблагополучия в импульсивности как системного свойства личности, проявляющегося в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

Нас интересовало, как импульсивность проявляется у дошкольников в общении деятельности и отношениях.

С этой целью мы провели экспериментальное исследование с помощью адекватных данной цели методик:

- наблюдение за взаимоотношениями, поведением детей в разных видах деятельности, за процессом общения и взаимодействия их со сверстниками;

- проективные рисуночные тесты («Лесенка» и др.);

- игра «Секрет» (социометрический эксперимент с целью определения социометрического статуса импульсивных детей в группе сверстников);

- тестирование, опрос, анкетирование педагогов, психологов и родителей;

- методика одномоментных срезов (изучение особенностей общения детей, нерегламентированного воспитателем);

- оценочный эксперимент (изучение особенностей оценки сверстниками и самооценки импульсивных детей).

В исследовании приняли участие более 50 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальные группы дошкольных образовательных учреждений), их родителей и педагогов.

Наблюдения показали: импульсивность дошкольников выражалась в немотивированной активности, в высокой реактивности и неустойчивых эмоциональных реакциях в ответ на действия сверстников и взрослых, Выявленные дети данной подгруппы в общении, нере-гламентированном воспитателем, присоединяются то к одной игровой группе сверстников, то к другой, внося некий хаос в отношения, разрушая целостность группы. В ответ на протесты детей импульсивный ребенок либо не реагирует и продолжает непринимаемое сверстниками поведение, либо в ответ на попытки детей прекратить его действия проявляет агрессивное сопротивление.

Беседы с родителями и педагогами подтвердили

результаты наблюдений. Неловкость движений, недостаточная произвольность характерны для импульсивного ребенка: в поиске игрушки сбрасывает с полки все остальные; рассматривая механические игрушки, зачастую их ломает; пробегая мимо играющих сверстников, задевает их, объясняя это «нечаянностью». Импульсивному ребенку сложно выполнять правила, завершать игровые действия (не может собрать пазлы, из конструктора ЛЕГО - законченный образ). Взрослые характеризуют этих детей «неаккуратными», отмечают, что им трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы, выслушать инструкции и правила, что вызывает негативные реакции окружающих.

Методика одномоментных срезов, разработанная Т.А. Репиной использовалась с целью определения структуры группы, выявления картины реального общения детей и места, занимаемого импульсивными детьми в структуре общения, нерегламентированного воспитателем.

Анализируя полученные результаты, характеризующие различные параметры общения детей в условиях Логопункта, мы обнаружили, что своеобразие в показателях общения детей, предварительно отнесенных к подгруппе «В» (импульсивные) подтвердилось (рис. 1).

Так, интенсивность общения значительно отличается от средних возрастных показателей (по данным исследования Т.А. Репиной). Интенсивность выше возрастных норм на 17%.

Экстенсивность общения или широта круга сверстников, с которыми импульсивные дети устанавливали контакты в течение наблюдаемых срезов, также отличается от средних возрастных показателей (по данным исследования Т.А. Репиной). Эти дети вступают в игровые объединения без согласия сверстников, нарушая правила. Их речь - громкая, быстрая, сопровождаемая жестикуляциями.

]□ Группа А - норма I

■ Группа В - импульсивные |

Экстенсивность Интенсивность Избирательность Время с> общения общения общения I

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма средних данных показателей нерегламентированного воспитателем общения импульсивных детей (подгруппа «В») и нормы (подгруппа А)

Избирательность общения значительно ниже нормы. Их инициативность в общении не поддерживается сверстниками: время совместных игр - также ниже нормы. Дети объясняют нежелание общаться по причине нарушений импульсивными сверстниками правил игры, несоблюдения ролевых позиций, замысла, прерывания игры без объяснения и логического завершения сюжета.

Данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что психологическое неблагополучие импульсивных детей проявляется в свободном общении в параметрах интенсивности и времени совместных игр. Чем выше показатель импульсивности, тем выше интенсивность и ниже показатели времени совместных игр.

Исходя из наблюдений, бесед с воспитывающими взрослыми (родителями и педагогами), мы предположили, что у детей с импульсивностью поведения - неадекватные притязания и самооценка.

Для проверки предположения использовалась модифицированная нами методика Р.Б. Стеркиной определения уровня притязаний детей, оценочный эксперимент, разработанный Т.А. Репиной, и методики изучения общей самооценки.

Определение уровня притязаний осуществлялось с помощью модифицированной нами методики Р.Б. Стеркиной.

Испытуемому предлагалось определить степень сложности каждого из трех заданий в различных видах деятельности, практикуемых в дошкольном образовательном учреждении: «легкое», «труднее», «самое трудное». Ребенка информировали о том, что с первым заданием, как правило, справляются только «самые лучшие дети», у которых «всегда все получается»; со вторым заданием - «хорошие дети, у которых часто неплохо получается, но не всегда»; а третье задание выполняют «дети, которые хотя и стараются, но у них не получается выполнить задание». Характер выбора характеризует уровень притязаний соответствующей самооценке.

В протоколе фиксировались индикаторы поведения, аффективные реакции ребенка в ситуациях, когда предлагалось выполнить «самое трудное» задание.

В эксперименте участвовали как дети, которые проявили импульсивность в поведении деятельности и общении, так и те, которые таким поведением не отличались.

Было отмечено, что в деятельности импульсивность у детей проявляется в немотивированном выборе (сначала выбирает задание, названное экспериментатором как первое, затем - второе и третье). Когда ребенку предлагают вернуться к выбору из трех заданий, он выбирает самое трудное, так как его могут выполнить самые хорошие и умные дети. Ребенок, завышая свои возможности, не осознает степени трудности задания.

В области общения деструктивность импульсивности проявляется в нежелании ребенка принимать правила, им трудно их выполнять в силу низкой степени произвольности поведения.

Данные, полученные в результате проведенных экспериментов, показали, что у импульсивных детей зачастую наблюдается немотивированный выбор задания. Первые препятствия в процессе выполнения задания в ситуациях высокого уровня притязаний демотивировали ребенка, он не завершал начатое дело.

Наблюдение показало, что импульсивные дети зачастую в деятельности неуспешны в силу низкой произвольности психических процессов, поведения, низкого уровня самоконтроля.

Для изучения положения импульсивного ребенка в группе сверстников, получения им оценки, сравнения оценочных показателей, полученных от детей и взрослых, с показателями самооценки был использован ряд оценочных индексов.

Оценочный эксперимент показал: средние показатели самооценки импульсивных детей выше возрастной нормы (данные группы «А» Т. А. Репиной), средней самооценки их сверстников на 3,6 балла.

Данные оценочного эксперимента показывают: родители и воспитатели оценивают импульсивных детей ниже, чем детей, не проявляющих импульсивность в поведении.

С целью выявления характера оценочных отношений, существующих в группе сверстников, был проведен оценочный эксперимент, разработанный Т.А. Репиной, в котором дети оценивали собственные качества по сравнению с оценкой качеств сверстников.

Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком и состоял из трех-четырех серий, в каждом из которых дошкольник оценивал сверстников и себя.

В первой серии оценивались качества, непосредственно воспринимающиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность.

Во второй серии оценивались нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать,

90

70

50

50

40

30

доброта, отзывчивость.

В третьей серии оценивались волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь сверстнику.

В четвертой серии оценивались качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые давал ребенок сверстникам, зачастую являлся личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Коэффициент доброжелательности вычислялся по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка. Сопоставление положительных и отрицательных оценок отдельных детей позволило проявить картину оценочных отношений в группе:

1) выявить детей с благоприятным и неблагоприятным положением в группе сверстников, детей с преобладанием положительных или отрицательных оценок;

2) выявить уровень самооценки испытуемых в сравнении себя с другими.

Данные теста «Лестница» позволила выявить общую самооценку детей.

Дети были проинструктированы: «Посмотри на эту лесенку, видишь, стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше ступенька, тем лучше дети («На верхней ступеньке - самые хорошие ребята»). На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?».

Установлено, что оценка импульсивных детей сверстниками ниже на 4,5 балла, чем не импульсивных. В результате оценочного эксперимента было установлено, что самооценка импульсивных детей выше возрастных норм (таблица 1).

Таблица 1- Средние показатели самооценки у детей импульсивных в сравнении со сверстниками

Самооценка Импульсивные НенмлульснБные Разность г-Стьюд.

дети {Г) дети (А)

Низкая 3,43 2.42 1,06 2,59*

Высокая 3.69 3,39 0.30 1,07

Разность -0.21 1,03

t-Стьюд. 1,03 2,37*

Обнаружены статистически значимые различия в самооценке у детей импульсивных по сравнению со сверстниками. У импульсивных детей самооценка выше по сравнению с нормой (при р<0,001).

Специально созданные ситуации в различных видах деятельности, имеющих место в дошкольных образовательных учреждениях, позволили провести на примере импульсивности системный анализ феномена психологического неблагополучия личности, появляющегося в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах личности согласно проявляемым компонентам психологической архитектуры системы деятельности.

Наблюдения, специальные экспериментальные ситуации показали: во взаимодействии с взрослыми дети демонстрируют желание общаться, задают много вопросов, но, не дослушав ответа, перебивают или переключаются и убегают.

В продуктивных видах деятельности импульсивные дети проявляют повышенную активность; при выполнении задания не завершают его в связи с тем, что инструкции педагогов не дослушивают.

В ситуациях, когда сдерживалась активность ребенка, не удовлетворялись его потребности в игре, в общении, его поведение носило протестный характер, негодование - защитные формы поведения. Результаты оценочного эксперимента, беседы с ребенком показали неадекватную самооценку.

Было установлено, что:

а) в аффективной сфере импульсивность проявляется в возбужденном эмоциональном, зачастую неустойчивом состоянии;

б) в когнитивной сфере - неадекватные уровень притязаний и самооценки;

в) в поведенческой сфере импульсивность проявляется в неконтролируемых формах поведения, хаотичности, суетливости. Вследствие низкого уровня самоконтроля в деятельности ребенок неуспешен.

На основе результатов констатирующего эксперимента в выделенной группе импульсивных детей условно определили подгруппы детей с различной степенью проявления импульсивности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подгруппа В.1. Дети характеризуются эпизодическим проявлением импульсивности, проявляемой, как правило, в новых условиях, повышенной возбудимостью, эмоциональной напряженностью, неуправляемостью поведенческих реакций.

Подгруппа В.2. К этой подгруппе были отнесены дети, у которых повышенная импульсивность как форма проявления психологического неблагополучия носит устойчивый характер. Дети данной подгруппы низко оцениваются сверстниками (если они входят в игровые объединения, то отношения - конфликтные, неустойчивые, кратковременные).

Подгруппа В.3. Для этих детей характерны: особенно низкий уровень развития произвольной регуляции психических процессов, высокая эмоциональная возбудимость, у детей данной подгруппы радостное возбуждение может смениться возмущением, гневом, проявляется неадекватная самооценка.

В настоящем исследовании важно было установить положение импульсивных детей в структуре межличностных отношений.

В ходе социометрического эксперимента установлено, что импульсивные дети занимают низкий социометрический статус (дети относятся к подгруппе «малоавторитетных» или «отверженных» детей; круг общения их со сверстниками ограничен).

На основе анализа данных экспериментальной процедуры «Секрет» можно сделать вывод о том, что в структуре группы сверстников для импульсивных детей складывается система межличностных отношений, неблагоприятная для развития их личности.

Таким образом, исследование психологического неблагополучия ребенка в условиях Логопункта, проявляющееся в повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, что нашло свое подтверждение в ходе проведенных экспериментов.

Импульсивность как психологическое неблагополучие проявляется:

а) в аффективной сфере - в возбужденном настроении, эмоциональной неустойчивости, высокой эмоциональной мобильности;

б) в когнитивной сфере - в завышенном уровне притязаний, неадекватной самооценке;

в) в поведенческой сфере импульсивность возникает в ответ на невозможность удовлетворить потребность ребенка в активности и проявляется в непредсказуемости поведенческих реакций, суетливости движений, нетерпении, в неумении доводить начатое дело до конца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. - Chicago: Aldine Pub.Co., 1969.-320 p.

2. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well - being // American Psychology. - 2000. - 55. - P. 68-78.

3. Kahneman D., Diener E, Schwarz N. Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology. - N.-Y.: Russell Sage Found, 1999. - P. 3-25.

4. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and sell-esteem // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - 68. - P. 653-663.

5. Waterman A. S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social Psychology. - 1993. - 64. - P. 678-691._

6. Ryff C.D. Psychological well-being// In J.E.Birren (Ed.), Encyclopedia of gerontology: age, aging and the aged.

- San Diego, CA: Academic Press. 1996. - P. 365-369.

7. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - 95. - P. 542-575.

8. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. -57. -P. 1069-1081.

9. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. - СПб., 1999.

10. Сорокина В.В. Психологический анализ негативных переживаний детей в начальной школе: Автореф. дис. ...канд.психол.наук. - М., 2001.- 15 с.

11. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - 212 с.

12. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности [Электронный ресурс] : дис. канд. психол. наук : 19.00.01. / Пучкова Галина Леонидовна. - Хабаровск, 2003. - 163 с.

13. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориента-ций, стратегий поведения и субъективного благополучия: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Саратов, 2005.

14. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

15. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Саратов, 2005.

16. Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин: Автореф. дис. канд. психол. наук.

- Москва, 2006.

17. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и кор-рекционной работы психологической службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Томск, 2002. — 24 с.

18. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2005. - 24 с.

19. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С.95-129.

20. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Л. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т.5. - Основы дефектологии. - М., 1983. - 153 с.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. - М., 1972. - 575 с.

22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 255-385.

23. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником: Избранные психол. труды: В 2 т. / А.В. Запорожец - М.: Просвещение, 1986. - Т.1. -324 с.

24. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф.дис. докт. психол. наук. - М., 1974.

- 36 с.

25. Валлон А. Истоки характера у детей // Вопр. психологии, 1990. - №5. - С.129-140, № 6. - С.121-133.

26. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психологии. - 1967. - №2. - С. 11-24.

27. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.- 232 с.

28. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993. - 192 с.

29. Комиссаренко Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого: Автореф.дис. канд. психол. наук. - М., 1979.16 с.

30. Смолева Т. О. Психологическое неблагополучие ребенка в группе сверстников и его преодоление Иркутск: ВСГАО, 2009. Изд.2-е доп.- 170 с.

31. Смолева Т. О. Изучение поведенческих индикато-

ров психологического неблагополучия детей в контексте педагогической практики. //Образование и саморазвитие. №2 [24]. - 2011. -С175-179.

32. Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд.психол.наук.- М., 1977.- 15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.