Научная статья на тему 'Проблема детерминации психологического неблагополучия ребенка в содержании подготовки будущих педагогов'

Проблема детерминации психологического неблагополучия ребенка в содержании подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Смолева Татьяна Октябриновна

Цель статьи проанализировать генезис и детерминанты психологического неблагополучия ребенка. В содержании статьи представлены критерии психологического благополучия ребенка, раскрыты основные аспекты содержания подготовки будущих педагогов к обеспечению психологического комфорта ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Смолева Татьяна Октябриновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема детерминации психологического неблагополучия ребенка в содержании подготовки будущих педагогов»

ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

С.Н. Морозюк, Т.О. Смолева

Аннотация. Цель статьи - проанализировать генезис и детерминанты психологического неблагополучия ребенка В содержании статьи представлены критерии психологического благополучия ребенка, раскрыты основные аспекты содержания подготовки будущих педагогов к обеспечению психологического комфорта ребенка.

Ключевые слова: психологическое неблагополучие, факторы психологического неблагополучия, взаимодействие, детерминанты.

Summary. Determinates of the psychological comfort ofa child, are analyzed, in the article. The craterous of the psychological and comfort of a child are considerate in the article content. The main aspects of elective course content: the factors furthered the psychological comfort of a child are presented in the article.

Keywords: psychological comfort, influence, factor, nteraction, determinates.

ля углубления знаний будущих I46 педагогов в сфере развития лич-

ности ребенка в аспекте психологического благополучия и факторов, его определяющих, по данной проблеме разработан элективный курс.

Проблема психологического благополучия ребенка является одной из актуальных в педагогике и психологии. Особую значимость в исследовании феномена психологического неблагополучия приобретает вопрос изучения его генезиса детерминант. Проявление и причины психологического неблагополучия в той или иной степени изучались рядом психологов. Как показывает анализ отечественных исследований, пред-

посылками, ведущими к психологическому неблагополучию, согласно содержании базового понятия исследования могут быть особенности нервной организации человека. По мнению В.С. Мерлина [13; 14], это тревожность — склонность переживать различные ситуации как чем-то угрожающие и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, не направленные на какой-либо предмет или явление.

Исследование А.И. Ильиной подтверждает, что у тревожных людей с повышенной возбудимостью отмечается преобладание отрицательных эмоций: они чаще пугаются, у них легче вызвать неудовольствие собой, страда-

ния, от которых возникает стресс. И в случаях, когда взрослые не учитывают данные особенности, действуют неадекватно ситуациям и особенностям детей в их воспитании, зачастую это является причиной психологического дискомфорта ребенка [8].

На степень психологического благополучия, адаптации к стрессам, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни, оказывают влияние психофизиологические особенности индивида, реактивность и сила нервной системы, склонность к торможениям, а также возрастные типологические свойства личности [17].

По мнению Б.Г. Ананьева, среди психологически неблагополучных детей с затруднениями в социальной адаптации, замкнутых, необщительных чаще встречаются дети с определенной динамической характеристикой психических процессов — инт-роверсией [1].

В процессе изучения элективного курса участники усваивают методологические основы построения развивающего пространства высших форм психической деятельности формирующейся личности, и это происходит в процессе отношений между ребенком и социальной действительностью [5]. Поступки, отношения детей с окружающими, проявляясь как контакт между ребенком и средой, закономерно обусловлены, с одной стороны, отсутствием у ребенка прирожденных адаптивных схем поведения, с другой — тем, что социальная среда может быть для ребенка дисгармонична, насыщена противоречиями, что в совокупности создает условия психологического неблагополучия ребенка, приводит к выработке антисоциальных форм поведения.

Статусное положение ребенка в «детском обществе», отношение к нему воспитателя оказывают значительное влияние на его эмоциональное самочувствие и самовосприятие [2; 3; 11; 16]. Оценка сверстников, их признание оказывает большое влияние на самооценку дошкольника, включая отношение к себе и представление о себе. Негативно сказываются на становлении личности дошкольника, психологическом комфорте, негативные переживания отвержения ребенка в детской группе.

В ряде тем студенты анализируют картину возникновения психологического неблагополучия: отрицательные эмоции, психологический дискомфорт, неблагополучие ребенка, возникающее вследствие непринятия его в среде ровесников возникают в силу ряда причин. Психологическое неблагополучие может быть связано с нарушениями произвольной регуляции дошкольников в проявлении своих чувств и поведенческих реакций, повышенной тревожностью, эмоциональной напряженности, в преобладании подавленного эмоционального состояния (А.М. Прихожан и др.) [9; 10]. Затянувшееся подавленное эмоциональное состояние дезорганизует жизнедеятельность ребенка. Закрепившись, оно начинает регулировать психическую деятельность и поведение дошкольника нежелательным образом: приводит к отрицательным представлениям о детях в группе, недоверию к окружающим, равнодушию или агрессии. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а в отдельных случаях — к задержке общего

147

148

развития ребенка (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская и др.) [7].

Как показало исследование автора элективного курса, низкий уровень самооценки угнетает ребенка, делает его неуверенным и робким. Понижение самоуважения, заниженная самооценка способствуют тому, что самосознание становится болезненным и неустойчивым. Дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их самолюбие, что приводит их к социальному, личностному неблагополучию.

Глубокие переживания связаны со взаимоотношениями со сверстниками, с ситуациями, где унижается чувство собственного достоинства. Поскольку в самооценке присутствуют как когнитивный компонент (осознание личностью себя), так и эмоциональный (эмоциональное отношение к себе), то от нее зависит самопринятие ребенка, его реакции на неудачу и успех. Психологически неблагополучные, неуверенные в себе дети сильнее, чем другие, реагируют на критику, смех в свой адрес, порицания, глубже переживают свои неуспехи и недостатки. К. Хамменом и С. Кранцем установлено, что после нескольких неудач испытуемые меньше верят в свои силы и в успех [21]. В то время как особенностью самооценки детей, которая интенсивно вместе с самосознанием формируется в дошкольный период детства, является ее завышение [12]. Неудача провоцирует критическое отношение к себе и блокирует действие, «парализуя» активность личности.

Неуспех отрицательно влияет на эффективность последующей

деятельности. Это подтверждают данные, полученные К. Шнайдером [22], которые говорят о том, что после подачи информации о сплошных неудачах, индивиды, опасающиеся неудачи, медленнее осуществляют решение задачи, что вызывает у них «устойчивый дискомфорт».

Г. Мерфи называет одной из причин возникновения самоуничижения ребенка отсутствие его поощрений взрослыми. Он отмечает, что к пяти годам дети овладевают целым рядом навыков, и многие из них пытаются использовать их в новых областях деятельности. Но есть дошкольники, которые делают это неохотно или боятся действовать. В отсутствии такого сильного стимула к активности, как поощрение, такие дети приобретают опыт «избегания неудач», который подрывает веру ребенка в собственные силы [19].

К негативным формам проявления психологического неблагополучия ребенка на этапе дошкольного возраста в ходе анализа эмпирического материала отнесены повышенная импульсивность и агрессивность.

В качестве внутриличностных факторов, способствующих возникновению такой формы психологического неблагополучия, как агрессия, могут выступать стремление ребенка отстоять свою самостоятельность, способность защитить свое «Я» (агрессия проявляется как механизм сохранения или приобретения автономности личности). Среди внутриличностных причин следует указать противоречивость «Я-концепции» [12], глубокий эмоциональный дискомфорт, которые побуждают избавиться от такого дискомфорта, что делает ребенок

через агрессивное отношение к другим людям.

Л.С. Выготский выдвинул положение об «аффективном характере отношения ребенка к среде», которое фиксируется в виде психологической единицы — «переживания». Анализ переживания позволяет обнаружить действительное положение ребенка изменить стремления, намерения в их сложном переплетении с возможностями их удовлетворения. Дети, попавшие в ситуацию фрустрации, обладают меньшими возможностями приспособления. Это создает почву возникновения дезадаптации.

Вместе с тем проведены исследования в русле бихевиористского направления, доказывающие, что фрустрация у детей не всегда ведет за собой агрессию. Экспериментальные данные Давидзон [18] показали, что большинство ситуаций фрустрации есть просто введение стрессового раздражителя, который не оказывает влияния на доминантную в текущий момент иерархию реакций испытуемого.

В исследовательском аспекте в курсе по выбору изучались деструктивные проявления в поведении и отношениях дошкольников с окружающими. Подобные проявления рассматриваются психологами как импульсивные.

Импульсивность выражается в действиях и влечениях, характеризующихся внезапным, немотивированным, непреодолимым стремительным порывом. Социальная импульсивность проявляется в узости осознания индивидом цели деятельности, временной ограниченности побуждений, зависимости от

конкретной ситуации и в силу этого, недостаточной произвольности действий.

Несмотря на необходимость изучения повышенной импульсивности детей, как отмечают исследователи, научная разработка данного аспекта в психологии тяготеет к описанию симптомов, требующих медицинской терапии, хотя зачастую эта проблема является психологической [7]. Исследования данных отклонений в формировании личности ребенка ограничиваются подростковым возрастом, где возникает необходимость не столько профилактики отклонений, сколько коррекции.

Актуальный в психологии гуманистический подход позволяет рассматривать отклонения в формировании личности как потерю ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители данного направления видят оптимизацию условий развития личности в создании специального для данного подхода контакта взрослого с ребенком, позволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в ситуацию, без традиционной дидактической дивергенции позиций и игнорирования интересов ребенка в обучающих ситуациях.

В дошкольном возрасте поведение и деятельность детей недостаточно осознанны. Дошкольникам трудно выйти за рамки конкретной ситуации, понять смысл решаемых задач, принять на себя ответственность. Тем не менее при правильном воспитании дети приобретают способность подчиняться требовани-

149

150

ям взрослых, осознавать необходимость соблюдения нравственных и этических норм и правил поведения, принимать на себя определенную меру ответственности, оценивать эффективность результатов собственной деятельности, осознавать свои действия, направленные на решение общественных задач [12]. Это свидетельствует о зарождении первоначальных основ социальной активности дошкольников. Сами же общественные задачи, определяемые для ребенка взрослыми, не обладают высокой ценностью с точки зрения конечного результата, однако они важны тем, что в процессе их решения дошкольник приобретает ряд значимых черт личности. Преобладающей формой социальной активности является ответственное исполнение, которое при благоприятных условиях может перерасти в инициативу.

Дети с повышенной импульсивностью характеризуются не социальной активностью, а так называемой социальной реактивностью. Под социальной реактивностью понимаются действия, способы поведения, возникающие в ответ на социальные раздражители и ограничения конкретной ситуации [4].

Анализ работ, где в той или иной мере изучалось психологическое неблагополучие ребенка, свидетельствует, что данный феномен привлекает внимание исследователей в связи с затруднениями в социальной адаптации, нарушениями в личностном развитии детей.

Предпринятое теоретическое исследование в определении базисного понятия курса показало, что психологическое неблагополучие

старших дошкольников — сложный многообразный феномен, проявляющийся в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, первая из которых является определяющей.

Аффективный компонент психологического неблагополучия характеризуется негативными переживаниями, связанными с неудовлетворением базовых социальных потребностей ребенка в общении, подавленным настроением, вызванным зачастую ожиданием неудач, неуспехом при установлении контактов с окружающими людьми и в деятельности, переживанием несостоятельности, фрустрированности. Данный компонент, безусловно, заслуживает большего внимания исследователей.

Изучение генезиса исследуемого феномена, равным образом поведенческих ее коррелятов: застенчивости, пассивности и дивергентного поведения — показывает, что в качестве причин называются авторитарность взрослых (родителей и педагогов), а также неудовлетворительное состояние навыков общения, длительное одиночество, пример родителей.

Основной акцент в практической экспериментальной части курса по выбору был сделан на изучении взаимоотношений в группе детского сада как фактора, детерминирующего психологическое благополучие/ неблагополучие дошкольника, без учета которых невозможно ставить проблему преодоления психологического неблагополучия. Исходя из определения, которое характеризует всю многообразную картину проявления психологического неблагополучия, гипотетически участники курса определяют показатели психологического неблагополучия

старших дошкольников: отрицательные эмоциональные переживания, заниженные самооценка и уровень притязаний; сужение круга общения, снижение его интенсивности и экстенсивности относительно возрастных показателей, низкий социометрический статус в группе сверстников; неуверенность, повышенная импульсивность и агрессивность.

В содержании курса были представлены методы изучения генезиса и детерминант психологического неблагополучия: 1) глобальные наблюдения за поведением детей на занятиях и в процессе их свободного контактирования; 2) анкетирование родителей и педагогов экспериментальных групп; 3) модифицированный вариант методики А.Э. Бугаенко, где ребенок сталкивался с необходимостью установления контактов с незнакомым взрослым и незнакомым сверстником; 4) специальные ситуации в разных видах деятельности, связанные с занятиями в детском саду; 5) методики исследования самооценки уровня притязаний, используемые Р.Б. Стеркиной [15], а также авторские варианты этих методик; 6) социально-психологические методики, разработанные Т.А. Репиной [16] и дающие возможность определить положение психологически неблагополучного дошкольника в группе детского сада в структуре межличностных отношений, перцептивной структуре и структуре свободного группового общения:

а) методика одномоментных срезов структуры в свободном общении; Ъ

б) игра «Секрет» — выбор в действии; в) оценочный эксперимент.

Данные экспериментов, предшествующих элективному курсу, показали, что психологическому неблагополучию старших дошкольников способствуют: а) многократный неуспешный опыт ребенка в деятельности, особенно когда он сопровождается отрицательной негативной оценкой взрослого с фиксацией на неудаче; б) неприятности, которые имели место при его попытках установить контакт со сверстниками, а также конфликтные отношения ребенка с взрослыми при авторитарном тоне обращений с дошкольником, превалировании в общении с детьми приказов, категоричных указаний, при отсутствии понимания и учета интересов ребенка, его особенностей или, наоборот, чрезмерная опека.

Результаты совместного со статусом теоретического и экспериментального исследования сформулированы в следующих выводах.

1. При изучении психологических особенностей проявлений психологического неблагополучия у старших дошкольников подтвердились наблюдения А. Мехрабян и С. Ксеонзского [20]: на неуспех в налаживании контактов оказывает влияние страх отвержения. Ориентированные на отвержение люди характеризуются как более чувствительные, впечатлительные, об этом говорит их восприятие и поведение. По мнению исследователей, чувствительность к отвержению сопряжена с неудовлетворительным состоянием навыков общения и тенденцией попадать в безвыходный круг общения, который закрепляет чувство неадекватности и неспособности справляться с налаживанием контак-

151

152

тов с окружающими. В ситуациях общения с незнакомыми людьми такие испытуемые чувствуют себя неуверенно, напряжены и тревожны.

2. Причинами психологического неблагополучия являются неблагоприятный опыт непринятия ребенка сверстниками, неудовлетворенная потребность в общении и неуспешность в деятельности. Общество сверстников предъявляет к дошкольнику свои требования, основанные на определенных детских ценностных ориентаци-ях. Психологическое неблагополучие агрессивного ребенка обуславливается агрессивностью окружающих.

3. Проведенное исследование подтвердило, что в семьях и группах детей с проявлением психологического неблагополучия преобладают авторитарные воспитательные тенденции, гипер- или гипоопека, жесткий контроль, санкционирование, наказания на фоне воспитательной неуверенности. Скованность в контактах детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, подавления свободы и самостоятельности ребенка в семье, эгоцентризм агрессивных детей, возникающий вследствие непонимания, непринятия природы ребенка, спонтанейного самовыражения, безудержности поведения импульсивных детей, возникающие вследствие попустительского стиля воспитания, создают неблагоприятные условия для взаимодействия со сверстниками, способствуют изоляции в детском коллективе. Дети, страдающие неуверенностью в собственных силах, наиболее ранимы и обидчивы; агрессивные дети склонны к вспышкам ярости, часто оказываются также изолированными от играющих сверстников. К категории

непринятых детей примыкают и дети с повышенной импульсивностью.

Ведущий курса по выбору представляет результаты предпринятого экспериментального исследования с целью поиска оптимальных методов преодоления психологического неблагополучия ребенка в группе сверстников.

Преодолению психологического неблагополучия ребенка способствуют дифференцированный подход в воспитании детей с учетом картины проявления и детерминант психологического неблагополучия, использование детских, детско-родитель-ских игровых тренингов, осуществление педагогического руководства, заключающегося в создании специальных ситуаций, в которых ребенку обеспечивается психологическое благополучие и успешность преодоления возникающих в деятельности и отношениях трудностей, накоплением положительного опыта «триумфа успеха» в отношениях со сверстниками и взрослыми и успешности деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. К постановке развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 18.

2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошк. Воспитание. — 1975. — № 10.

3. Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1976.

4. Большая психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

6. Запорожец А.В. Психолого-педагогические исследования возможностей в

оптимальных условиях обучения детей шестилетнего возраста // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе: Материалы 11-го Всесоюз. симпозиума. — Тбилиси, 1974. -Ч. 2.

7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психо-тапия. — СПб.: Союз-Лениздат, 2000.

8. Ильина А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных и инертных групп учащихся: Автореф. дис. ...канд. пед. наук (по психологии). — М., 1965.

9. Коломинский Я.Л. Субъективная информативность как мотив межличностного общения // В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974.

10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития. — М., 1985.

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

12. Маралов В.Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. — Вологда: ВГПИ, 1986.

13. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие для студентов. — Пермь, 1988.

14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.

15. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. — М., 1990.

16. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М., 1988.

17. Суворова В.В. Психопрофилактика стресса. — М., 1975.

18. Davidson W.Z. Effects of stress and anxiety continious higheed color namung // Jornal of experimental Psychological, 1952. — 4.

19. Murphy G. Personality.U.V. Harper, 1947.

20. Mehrabian A., Ksionzky S.A. / Theory of Affiliation, Mass, 1974.

21. Xammen C.L., Kranz S. Effects of success and failure on depressive continions // Jornal Abnormal Psychology, 1976.

22. Schneider K. Die psychopatischen Per-sonlichkeiten.Deutike. Wien, 7/Aufl., 1944.■

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.