#
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99. html (дата обращения 30.11.2010).
5. Бестужев-Лада И. В. Народное образование: экспертное мнение // Социологические исследования. - 1998. - № 10. - С. 132-135.
6. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в современном российском обществе // Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С. 35-47.
7. Яковлев А. М. Социальная структура общества. - М.: Экзамен, 2003. - 384 с.
8. Поддьяков А. Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 122-131.
9. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
11. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SYSTEMS ANALYSIS OF CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL PROBLEMS DEMONSTRATED IN PRODUCTIVE KINDS OF ACTIVITY
Т. О. Смолева
T. O. Smoleva
В содержании статьи на основе системного анализа раскрываются фиксируемые поведенческие индикаторы психологического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. В тексте представлен материал экспериментального исследования авторов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания детей в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода.
Based on systems analysis, the author discusses recordable behavioral indicators of senior pre-school children's psychological problems demonstrated in productive kinds of activity. The article contains the results of an experimental research by the author interested in improving the efficiency of education and training of children within the individual differentiation approach.
Ключевые слова: системогенез, системный анализ, психологическое неблагополучие, потребностно-моти-вационный компонент, поведенческие индикаторы.
Keywords: system-genesis, systems analysis, psychological problems, need and motivation component, behavioral indicators.
Требования времени к организации образовательной среды развития шестилетнего ребенка и подготовке к новой для него учебной деятельности определяют поиск более эффективных психолого-педагогических подходов в создании условий воспитания личности в данный возрастной период, от которого зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Одним из важнейших компонентов готовности к школе Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова определяют социально-психологическую готовность [1]. Важно, чтобы ребенок осознавал себя субъектом деятельности, взаимодействия. В этой связи особого внимания заслуживает понимание внутреннего мира ребенка, изучение факторов, обуславливающих его мироощущение и психологическое благополучие, которые отражаются в актах самооценивания и саморегулирования в процессе деятельности, его результативности, во взаимодействии, отношениях и общении (табл. 1).
Однако проблема психологического благополучия/ неблагополучия дошкольника как сложного комплекса психических проявлений до настоящего времени не была предметом психологического исследования.
Таким образом, актуальность проблемы психологического благополучия/неблагополучия личности на этапе формирования первоначальных основ личности в современных условиях жизнедеятельности определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов развития, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, с другой.
Цель данного аспекта исследования состояла в выявлении и описании системы операциональных показателей психологического неблагополучия личности ребенка на этапе дошкольного детства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принцип детерминизма (в особенности
Ф
Таблица 1
Показатели социально-психологической готовности детей к школе
Показатели Уровни социально-психологической готовности детей к школе
1. Социальный статус Дети относятся к группе популярных Дети относятся к группе принятых Дети относятся к группе «изгоев»
2. Экстенсивность и интенсивность общения Соответствует возрастным показателям По одному из показателей ниже нормы Не соответствует возрастным показателям
3. Отношения Выявлены взаимные выборы Образуют в выборах диады Взаимных выборов не обнаружено
4. Взаимодействие Во взаимодействии активны и доброжелательны Во взаимодействии отмечается непонимание друг друга Во взаимодействии возникают конфликты
5. Потребность в общении Стремится к общению с детьми Потребность в общении в ряде ситуаций не проявляется Слабо выраженная потребность в общении
6. Самоконтроль Достаточно высокий уровень самоконтроля В ряде ситуаций самоконтроль ослаблен Самоконтроль слабо выражен
7. Самооценка Адекватная самооценка В ряде ситуаций проявляется завышение или занижение самооценки Завышенная или заниженная самооценка
системного и статистического); современная концепция системогенеза В. Д. Шадрикова [2]; принцип развития в деятельности (А. Н. Леонтьев [3], С. Л. Рубинштейн [4]) и др.
Правомерным относительно ребенка-дошкольника, на наш взгляд, является мнение о том, что психологическое благополучие основано на механизмах социальной перцепции, в которых объектом выступает сам субъект со своей жизнью и внешние по отношению к нему объекты социального окружения.
А. А. Рояк, исследуя природу психологического конфликта ребенка в группе сверстников, выделила подгруппу детей, чьи отношения отягощены несформированно-стью мотивационно-потребностной основы или операциональной стороны деятельности [5].
В старшем дошкольном возрасте выделяются дети, психологическое неблагополучие которых, как сложный комплекс психических проявлений в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, обусловлен негативным опытом в семье и группе детского сада как референтных группах.
Изучение исследований психологического неблагополучия в отечественной и зарубежной психологии показывает, что содержание термина психологического благополучия, предложенного в концепции N. Brad-burn [6], близко к толкованию субъективного благополучия E. Diener [7], включающего в себя удовлетворение, переживание субъектом положительных эмоций. В свою очередь, психологическое неблагополучие проявляется в состоянии неудовлетворенности, негативных эмоциях.
В настоящем исследовании мы исходим прежде всего из анализа особенностей проявления психологического неблагополучия формирующейся личности в отношениях, общении и деятельности.
Критериями психологического неблагополучия ребенка-дошкольника в настоящем исследовании определены:
- негативные переживания, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недоверие в деятельности к собственным силам;
- принятие или непринятие ребенка сверстниками или значимыми взрослыми (педагогом или родителем);
- защитные стратегии поведения: неуверенность, агрессивность, повышенная импульсивность.
Механизмом, запускающим процесс возникновения психологического неблагополучия ребенка, на наш взгляд, являются неконструктивные отношения с ребенком значимых взрослых: в группе детского сада - педагогов.
Для изучения психологического неблагополучия старших дошкольников использовались социально-психологические методы, разработанные Т. А. Репиной, дающие возможность определить положение ребенка в группе детского сада в структуре межличностных отношений, перцептивной структуре и структуре свободного группового общения, одномоментные срезы структуры группы в общении, не регламентированном педагогами; оценочный эксперимент, анкетирование родителей и воспитателей экспериментальных групп; авторские методики исследования уровня притязаний [8].
Психологическое неблагополучие, как обусловленное факторами среды, так и представленное в субъективном мироощущении ребенка, проявляется в деятельности, отношениях и общении.
Одной из задач исследования нами была определена разработка системы операциональных показателей психологического неблагополучия. Для системного представления проявлений данного феномена мы обратились к системогенезу В. Д. Шадрикова и на фоне общей архитектуры системы деятельности описали проявления пси-
хологического неблагополучия ребенка дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Нас интересовало, как возникают отрицательные переживания страха, недоверия к себе и другим, как зарождаются и проявляются первые признаки психологического неблагополучия во всех сферах личности: аффективной, когнитивной и поведенческой.
С помощью наблюдения за детьми в специальных экспериментальных ситуациях фиксировались эмоциональные реакции и поведение детей, свидетельствующие о психологическом неблагополучии (табл. 2).
На основе богатого фактического материла и системного анализа поведения детей в продуктивных видах деятельности были выведены поведенческие индикаторы двух стратегий защитного поведения: осторожно-оборонительной и агрессивно-наступательной.
К примеру, пассивная позиция перед началом деятельности, подавленное настроение, равнодушие, безразличие, отсутствия интереса и любопытства (любознательности), страх свидетельствовали об осторожно-оборонительной позиции ребенка и признаках развивающегося психологического неблагополучия. Конфликты со сверстниками, а порой и с педагогом, деструктивное отношение к игрушкам, дидактическим материалам и результатам деятельности сверстников свидетельствовали об агрессивно-наступательной позиции ребенка с признаками психологического неблагополучия.
Негативный опыт неудовлетворенности в реализации базовых потребностей ребенка в принятии, признании и понимании окружающими значимыми взрослыми (педагогами и родителями), сверстниками способствовал возникновению страха неудачи перед деятельностью, общением и отношениями. Переживание собственной несостоятельности, отвержение сверстниками и значимыми взрослыми порой выражалось в агрессивном, деструктивном поведении, импульсивности и экстенсивности общения.
Результаты оценочного эксперимента и беседа с ребенком показали заниженную самооценку детей либо неадекватное возрасту ее завышение.
В исследовании установлено, что:
а) в аффективной сфере психологическое неблагополучие проявляется в подавленном настроении, равнодушии, безразличии, отсутствии интереса и любопытства (любознательности), страхе, фрустрации;
б) в когнитивной сфере психологическое неблагополучие обнаруживает себя в негативном образе «Я», неадекватной самооценке (крайне низкой либо крайне завышенной); низком уровне притязаний, в представлении о собственной несостоятельности, привычке сравнивать себя с другими всегда не в свою пользу;
в) в поведенческой сфере неблагополучие наблюдается в защитных его формах: пассивности либо агрессивности. В первом случае это проявляется в робком поведении, застенчивости в общении, в нерешительности, во втором - в агрессивности, импульсивности и гиперактивности.
В потребностно-мотивационом компоненте общей архитектуры системы деятельности обнаруживается проявление первых признаков психологического неблагополучия:
В аффективной сфере переживания состояния неудовлетворенности базисных потребностей в признании, понимании и принятии способствуют возникновению страха неудачи перед предстоящей деятельностью, подавленному настроению.
В когнитивной сфере страх неудачи подкрепляется представлением о собственной несостоятельности, низкой самооценкой («я - плохой, а все - хорошие»).
В поведенческой сфере страх неудачи («у меня все равно, как у Димы, не получится») проявляется в осторожно-оборонительной пассивной позиции в отношениях, деятельности и общении как наиболее безопасных в представлении ребенка либо в агрессивно-наступательной позиции, в агрессивных действиях по отношению к сверстникам («у тебя плохо получается»).
В компоненте цели чувство неосознанного беспокойства, повышенная тревожность, состояние неуверенности и страх неудачи отражаются в низком уровне притязаний, негативной установке на собственную состоятельность, а следовательно, ребенок затрудняется в постановке цели деятельности, его поведение начинает носить защитный характер («потом сделаю, сейчас играю»).
В компоненте «принятие решения» проявляется страх неудачи, действующий как установка на постоянное ожидание негативной оценки со стороны взрослых. Это либо «парализует активность» (ребенок отказывается от действий согласно цели), либо ребенок выбирает очень легкие задания. Вытеснение страха неудачи может проявляться в завышенных притязаниях (задания выбирает неадекватно своим умениям, знаниям и навыкам).
Наблюдая за тем, как ребенок принимает решение, с помощью беседы выясняя, почему он отказывается от деятельности, мы зафиксировали проявления страха в скованных движениях, прерывистом дыхании, бледности кожных покровов либо покраснении лица. В беседе с детьми мы установили, что это проявления страха неудачи. Именно этот страх обусловливает выбор неадекватных умениям и знаниям заданий (выбирает самые легкие). Так как страх парализует активность, ребенок может и вовсе отказаться от выбора предлагаемых заданий, перекладывая на взрослого ответственность за принятие решения («а вы скажите, что мне делать»).
В процессе реализации программы деятельности с помощью специальных экспериментальных ситуаций и наблюдения нам удалось обнаружить поведенческие индикаторы психологического неблагополучия ребенка. В скованности движений, мышечном напряжении (ребенок втягивал голову в плечи, сутулился) мы зафиксировали переживание эмоции страха, а беседа с ребенком позволила нам определить его природу (боязнь получить отрицательную оценку своих действий со стороны значимых взрослых и сверстников: «у меня как-то очень плохо получается», «дети будут смеяться», «меня будут ругать»,
Таблица 2
Системный анализ проявления показателей психологического неблагополучия ребенка
в продуктивных видах деятельности
Компоненты психологической архитектуры системы деятельности Критерии психологического неблагополучия личности, проявляющегося в сферах личности
аффективная сфера когнитивная сфера Поведенческая сфера (поведенческие индикаторы)
Потребностно-мотивационный Подавленное настроение, равнодушие, безразличие, отсутствие интереса и любопытства (любознательности), фрустрация, страх Неадекватная самооценка (занижение или завышение как защита) Пассивность
Целевой Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности, состояние неуверенности и страх неудачи: выражено в беспокойстве, «застывший» взгляд, глаза отводит в стону, опускает голову Негативная установка на собственную несостоятельность: «у меня не получится» Затрудняется в принятии цели, часто использует стратегию избегания - отказ: «не могу», «не буду», нерешительность, повышенная импульсивность, игнорирование предлагаемого задания («не понял», «потом, сейчас играю»)
Принятие решения Страх неудач, ожидание негативной оценки взрослых и сверстников. Мышечное напряжение - скованность в плечах, движениях рук, шеи, лицо краснеет или бледнеет, дыхание -прерывистое, переходит на шепот «не знаю, как...» Неадекватно своим умениям выбирает задания «вот это буду делать» (выбирает самое легкое), в выборе поведенческой программы - защитные стратегии поведения: «вы скажите, что надо делать», «сам не смогу» Затруднения в принятии решений: страх «парализует» активность, отказывается от выбора. Перекладывание ответственности за выбор на взрослого («а вы скажите, что мне делать», «покажите, как.»), отказ от взаимодействия, сотрудничества импульсивность поведения
Реализация программы деятельности Переживание негативных эмоций: страх негативной оценки результата, повышенная тревожность, неудовлетворенность проявляются в скованности движений, мышечном напряжении, втягивает голову в плечи, сутулится Поиск подтверждения собственной несостоятельности («я плохо делаю», «не умею, как Дима», «у меня не получается» и т.д.) Отклоняется от первоначально заданной цели: осторожно-оборонительном или агрессивно-наступательном. Чаще действует ситуативно либо по шаблону. Самоконтроль отсутствует. Импульсивность действий, нерешительность, несамостоятельность («а мне помогите», «покажи, у меня не получается»), ригидность в контактах, заторможенность либо отстраненность в отношениях
Индивидуальные качества субъекта деятельности Недоверие к себе, неуверенность в собственных силах, переживание собственной несостоятельности («нет, не получится у меня так», «все умеют, а я не умею») Негативный образ «Я», неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), низкий уровень притязаний. Представление о собственной несостоятельности («я рисовать так не умею», «всегда хуже всех») Нерешительность («вряд ли получится», прекращает действия); Неуверенность,робость («всегда не получается», «у ребят лучше, у меня - плохо»); Повышенная импульсивность (хаотичность движений, вскакивает, смеется («Саша молодец, а я огурец.»), плачет); Агрессивность (игнорирует задание, сбрасывает со стола оборудование)
«маме это не понравится»). В поведенческой сфере психологическое неблагополучие ребенка в процессе реализации программы деятельности проявляется в поведении, отклоняющемся от первоначально заданной цели: осторожно-оборонительном или агрессивно-наступательном.
В компоненте «индивидуальные качества ребенка как субъекта деятельности, общения и отношений» мы обнаружили проявление нерешительности, робости, застенчивости при пассивно-оборонительной позиции ребенка, агрессивность, повышенную импульсивность при агрес-
$
сивно-наступательной позиции. В поведенческой сфере психологическое неблагополучие ребенка проявляется в робком поведении, застенчивости в общении, в нерешительности при пассивно-оборонительной позиции ребенка либо агрессивности, импульсивности, гиперактивности при агрессивно-наступательной позиции.
Таким образом, в компоненте «личные качества субъекта деятельности» психологическое неблагополучие проявляется:
а) в аффективной сфере психологическое неблагополучие проявляется в недоверии к себе, неуверенности в собственных силах, переживании собственной несостоятельности;
б) в когнитивной сфере психологическое неблагополучие ребенка проявляется в негативном образе «Я», неадекватной самооценке (заниженной или завышенной), низком уровне притязаний, в представлении о собственной несостоятельности, привычке сравнивать себя с другими всегда не в свою пользу;
в) в поведенческой сфере неблагополучие наблюдается в защитных его формах: пассивности либо агрессивности. В первом случае это проявляется в робком поведении, застенчивости в общении, в нерешительности, во втором - в агрессивности, импульсивности и гиперактивности.
Выявленные поведенческие индикаторы психологического неблагополучия детей представлены в табл. 2.
Ранний опыт негативных переживаний в семье по поводу неудовлетворения базовых потребностей в эмоциональном принятии, любви, активности определяет в настоящем бессознательную тревогу, страх неудачи и отвержения, которые в свою очередь обуславливают выбор протестных поведенческих стратегий защитно-оборонительного или агрессивно-наступательного характера. Протестное поведение не одобряется сверстниками и взрослыми и оценивается как социально неприемлемое. Санкции запрета и наказания со стороны значимых взрослых, отвержение со стороны сверстников способствуют формированию негативной самооценки, представления о себе как несостоятельном, неуспешном, «плохом», что в свою очередь усиливает страх или агрессию, которые опять проявляются в протестном поведении. Без позитивно рефлексирующего, гуманного взрослого ребенок не в состоянии выйти из этого замкнутого круга. Так как причина негативных переживаний ребенком не осознается, мы склонны утверждать, что аффективная составляющая психологического неблагополучия ребенка на этапе дошкольного детства является определяющей.
Подводя итог вышесказанному, можно резюмировать следующее:
1. Аффективная составляющая психологического неблагополучия ребенка на этапе дошкольного детства является определяющей. Субъективные переживания хронических состояний неудовлетворенности ведущих социально-психологических потребностей в любви, эмоциональном принятии, активности запечатлеваются в эмоциональной сфере, которые в дальнейшем проявят себя в когнитивной сфере неадекватной самооценкой, а в поведенческой - в протестных стратегиях защитно-оборонительного или агрессивно-наступательного характера.
2. Целостное содержательное представление о психологическом неблагополучии ребенка на этапе дошкольного детства достигается с помощью системного анализа компонентов, признаков и поведенческих индикаторов на основе феноменологического и операционального подходов.
3. Знание педагогами и родителями внешних проявлений психологического неблагополучия ребенка (поведенческих индикаторов) и причин, его обусловливающих, позволит своевременно, когда неблагополучие проявляется лишь парциально, предотвратить его развитие и тотальное распространение на все сферы личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
2. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности: Системогенетический подход. -Ярославль, 1979. - 91 с.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -3-е изд. - М., 1972. - 575 с.
4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АПН СССР, 1957. - 328 с.
5. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988. - 120 с.
6. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. - Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. - 320 p.
7. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - Vol. 95. - P. 542-575.
8. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988. - 232 с.
9. Смолева Т. О. Психологическое неблагополучие ребенка в группе сверстников и его преодоление: монография. - 2-е изд., доп. - Иркутск, 2009. - 170 с.