Научная статья на тему 'Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка'

Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / ТРЕНИНГ / ИНТЕГРАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL PROBLEM / BEHAVIORAL INDICATORS / TRAINING / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозюк С. Н., Смолева Т. О.

Детско-родительский тренинг представлен в статье как интегративный метод, позволяющий взрослому применить в общении и отношениях с ребенком конструктивные методы взаимодействия, благодаря особой личностной рефлексии (саногенной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the child-parent training as an integrative method allowing the adult to use constructive interaction means when communicating with the child thanks to the special personal reflection

Текст научной работы на тему «Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

С. Н. Морозюк, Т. О. Смолева

Аннотация. Детскородительский тренинг представлен в статье как интегра-тивный метод, позволяющий взрослому применить в общении и отношениях с ребенком конструктивные методы взаимодействия, благодаря особой личностной рефлексии (саногенной).

Ключевые слова: психологическое неблагополучие, поведенческие индикаторы, тренинг, интеграция.

Summary. The article presents the child-parent training as an integrative method allowing the adult to use constructive interaction means when communicating with the child thanks to the special personal reflection.

Keywords: psychological problem, behavioral indicators, training, integration.

В современных социально-экономических условиях нестабильности, перемен ценностей и идеалов проблемы психологического неблагополучия личности встают с особой остротой. В этой связи проблема неблагополучия становится предметом пристального внимания исследователей.

Термин «психологическое благополучие» (psychological well-being) был введен исследователем позитивного психологического функционирования (positive psychological functioning) Н. Брэдбурном (Bradburn, 1969). Автор термина представил структурную модель психологического благополучия и психодиагностические методики его исследования [1].

Внутри современных исследований феномена психологического бла-

гополучия Р. Райн (Ryan, 2000) выделил два течения: гедонистическое и эвдемонистическое [2]. К гедонистическим он относит исследования, в которых содержание благополучия главным образом представлено показателем удовлетворенности-неудовлет воренности индивида (Kahneman, Diener, 1999; Bradburn, 1969) [1; 3]. Эвдемонистическое понимание психологического благополучия основано на постулате личностного роста (Waterman, 1993; Ryff, 1996) [4; 5]. В последующем появились публикации, связанные с данной проблематикой. К числу наиболее известных от-несятся работы Эд. Динера (Diener, 1999), Д. Кайнемена (Kahneman, 1999), А. С. Ватермана (Waterman, 197б), К. Рифф (Ryff, 1996) [3-5].

185

Содержание понятия психологического неблагополучия отечественные исследователи определяют с позиции психологического здоровья, психологической адаптации личности, рассматривают в контексте самоактуализации личности, ценностных ориентаций, стратегий поведения, различных сторон личности (смысло-жизненные ориентации, суверенность психологического пространства, стратегии жизни и т. д.) и ее социальных характеристик. В большей степени данные работы посвящены субъективному благополучию.

В настоящее время активно исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (А. В. Воронина, 2002; П. П. Фесенко, 2005; Т. Д. Шевеленко-ва, 2005 и др.) [6; 7].

Однако феномен психологического благополучия-неблагополучия изучается относительно личности подросткового и зрелого возраста, в то время как первопричины психологического неблагополучия возни-I86 кают еще в дошкольном детстве. Поэтому важным, на наш взгляд, является изучение генезиса и преодоления психологического неблагополучия личности на этапе дошкольного детства - периода интенсивного развития ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы и характерологические особенности человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) [8]. В этом возрасте у ребенка формируется абрис мира, возникают первые представления об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми, расширяется субъектный

опыт отношений ребенка в социальной среде (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина и др.) [9-11]. Без сомнения, психологическое благополучие/неблагополучие ребенка в значительной степени определяет содержание и направление развития его личности. Отдельные аспекты психологического неблагополучия детей дошкольного возраста, влияние на него характера педагогического общения изучались в исследованиях, выполненных под руководством Т. А. Репиной, представлены в рабо-тахА. И. Захарова и др.[11-12].

В прошлых публикациях нами были проанализированы детерминанты психологического неблагополучия ребенка в семьях и группах сверстников. В данной статье для нас важно показать эффективность тренинга как интеграционного метода, позволяющего объединить представление и опыт, знание и практику использования метода аутопсихоанали-за, саногенной рефлексии родителями во взаимодействии, взаимоотношениях и общении с детьми.

В настоящем исследовании личность ребенка, его психологическое благополучие и неблагополучие рассматривается в контексте отношений со сверстниками, педагогами и родителями. Исторически так сложилось, что в нашем обществе за матерью признается доминирующее влияние на ребенка, на развитие его личности, эмоциональной сферы, особенно на этапе раннего и дошкольного детства. Именно поэтому в исследовании особое внимание уделено взаимоотношениям в диаде «мать - ребенок».

По Л. С. Выготскому, особенности общения и стиль семейного воспитания являются психологическим про-

странством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими. Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей [13]. Поэтому целью методического аспекта данного исследования было определение структуры и методики поведения детско-роди-тельского тренинга как интегративно-го метода преодоления психологического неблагополучия ребенка.

Психологическое неблагополучие ребенка представлено как сложный комплекс психических проявлений в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, в котором ведущим является аффективный компонент -негативные эмоциональные переживания психологического дискомфорта, связанные с неудовлетворением ведущих социально-психологических потребностей ребенка в общении в семье и группе сверстников, принятии окружающими, успешности в достижении целей.

В настоящем исследовании изучен механизм, запускающий процесс возникновения психологического неблагополучия ребенка - неконструктивные отношения (гиперпротекция, ги-попротекция, чрезмерности санкций наказания и запрета) с ребенком самого значимого для ребенка взрослого -матери, обусловленные ее защитной (патогенной) рефлексией. Эмпирически доказано, что особенности рефлексии значимых взрослых определяют стили взаимоотношений с ребенком.

Оценивание рефлексивной стратегии в конкретной ситуации, негатив-

ной защитной или конструктивной са-ногенной рефлексии, приводит к реальному преобразованию отношения к переживаниям негативных эмоций и реальному изменению поведения. Поэтому на первом этапе экспериментального исследования уделялось внимание раскрытию механизмов и конструктивной направленности саноген-ной рефлексии, содействующей личностному росту и становлению родительской компетентности, овладение технологией и практикой которой основаны на аутопсихоанализе переживаний субъекта. Широко используется методика вербального описания эмоционально-поведенческих паттернов личности, соответствующих конкретной ситуации, когнитивных и поведенческих стереотипов.

Обучение саногенной рефлексии происходило по технологии развития саногенного мышления (СГМ) Ю. М. Орлова и саногенной рефлексии (СГР) С. Н. Морозюк как когнитивно-личностного механизма (С. Н. Моро-зюк), обеспечивающего, на наш взгляд, выбор эффективных поведенческих программ значимыми взрослыми, конструктивных отношений с ребенком [11].

В основу технологии развития сано-генной рефлексии (СГР) и саногенного мышления положен теоретический постулат, рассматривающий эмоции как аффективный результат автоматизмов мышления, последовательности умственных операций, возникающих в стрессовых ситуациях. Терапия СГР заключается в угашении отрицательных переживаний размышлением, остановке неконструктивных действий, выборе оптимальных форм поведения.

На втором этапе с целью интеграции своих знаний с практикой взаи-

187

модействия, отношений и общения с ребенком в условиях тренинга детско-родительских отношений, важно было сделать акцент на применении конструктивно направленной са-ногенной рефлексии, осознании механизмов ее действия в специально созданных игровых ситуациях.

С. И. Макшанов вводит понимание тренинга как преднамеренного изменения. Данное понятие отражает суть направленности процесса и результата совершенствования личности, подчеркивая их осознанный характер [7].

Термин «тренинг» (от англ. train) имеет ряд значений - «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой психологический тренинг способствует повышению эффективности взаимоотношений и конструктивности взаимодействия. В психологическом тренинге, как и в игре, личность по-новому организует свой опыт, свой внутренний мир, проигрывает свои чувства, выводя их на поверхность, тем самым получая возможность взглянуть на них со стороны и научиться управлять ими 18о (О. В. Евтихов) [14].

Мы преднамеренно использовали в тренинге игровые проблемные ситуации, так как именно в игре легко обращаться со значениями и смыслами, что способствует расширению семантического поля, усилению личности, доверия к себе и окружающим. В игре, с одной стороны, участник выполняет собственную роль, с другой, -контролирует свое поведение.

А. И. Захаров выделил основные положения организации игр:

1. Погружение в игру, то есть восприятие ее мира как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени

происходящих событий, использование игровой символики (масок, кукол, другого игрового реквизита), непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовлеченной в игровое действие) аудитории.

2. Равенство игровых отношений. Означает отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбора темы для игры, распределения ролей, в том числе ролей взрослых.

3. Спонтанность и импровизация в игре. Подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия, вариативный поиск решений проблемных ситуаций.

4. Организующее начало игры. Это определенный распорядок игровых занятий, их длительность, приготовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательность действий. Организация игры - это одновременно создание в ней психологической ориентации на достижение коррекционного эффекта с помощью предлагаемых психологом игр.

5. Условность игрового действия. Проигрывание ролей «как будто», «если бы», допускающее и полное игровое перевоплощение, но не делающее его обязательным. Условность - это сказочность происходящих событий, перенос времени и места действия, игра как таковая.

6. Эмоциональное отреагирование в игре. Предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие на-

ф

копленного нервного напряжения в игровой форме.

7. Перемена (чередование) ролей. После проигрывания той или иной ситуации, ее участники меняются ролями, и игра повторяется. Перемена ролей активно формирует умение принимать и играть роли, являясь разновидностью ролевого тренинга и средством достижения более адекватной социализации ребенка [12].

В ходе реализации программы детско-родительского тренинга учитывались вышеизложенные положения автора.

Организованный таким образом тренинг позволил решать следующие задачи:

1. Перенос и закрепление в применении саногенной рефлексии родителей на основе интеграции своих знаний с практикой взаимодействия, отношений и общения с ребенком.

2. Тренировка способности к остановке неконструктивных стереотипных поведенческих программ и расширение поведенческого родительского репертуара, основанного на осознании родителями генезиса и причин неблагополучия ребенка и поиске путей его преодоления.

В результате запроса участников семинара по саногенной рефлексии формировалась тренинговая группа. Взаимодействие включало систему встреч, каждая из которых состояла из четырех частей. Пример приведен ниже.

I часть. Вводная. Цель состоит в создании положительного настроя на деятельность, «очистки» от негативных эмоций, чрезмерного возбуждения.

II часть. Игры с правилами. Цель - формирование произвольно-

сти, способности действовать согласно правилам.

III часть. Смена ролей взрослых и детей с целью подвести детей к гибкости социальной роли; гармонизации отношений взрослых и детей.

IV часть. Заключительная. Цель: рефлексия возникающих эмоций, переживаний, взаимодействия, взаимоотношений, общения.

Участниками обсуждались и утверждались правила поведения в группе:

• соблюдать равенство партнеров по игре;

• выполнять правила игры;

• подчиняться требованиям группового лидера (групповой лидер может передавать руководство игрой одному из участников группы по его просьбе);

• внимательно выслушивать мнение участников игр;

• быть доброжелательным и открытым ко всем участникам тренинга.

Одновременно с напоминанием о необходимости подчиняться правилам, установленным в группе, в конце встречи предоставлялось право выбора I89 игры по желанию участников (групповой лидер передавал инициативу желающему). В случае нарушения дисциплины участник занимал место на «скамейке штрафников», что способствовало повышению самоконтроля.

В каждой части встречи использовались игры в соответствии с целью и поставленными задачами.

Первая часть встречи включала знакомство или приветствие.

Рефлексия позволила участникам осознавать свои эмоции, эмоции окружающих взрослых и детей. Широко использовались этнические приветствия: «Здравствуй, добрый человек»,

«Как Ваше здоровье», а также «Передай улыбку», «Комплимент», «Снежный ком», «Отгадай, чьи это руки»... Подвижные игры «Стадо», «Невод», «Откуси дракону хвост» и др. сопряжены с эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Убегая, догоняя, увертываясь, дети и их родители мобилизовали свои умственные и физические силы, выбирали способы эффективных игровых действий. Поэтому их также использовали в начале тренинга для смены настроения, снятия психологического напряжения.

Вторая часть тренинга включала игры, требующие соблюдения правил: «Четыре стихии», «Тень», «День -ночь» и др. В данных играх участники проявляли смекалку и способность к саморегуляции.

Третья часть включала тренинг детско-родительских взаимоотношений. Коррекция осуществлялась через игры: «Взрослые - дети», «Стенка», «Снежные городки», «Танковые бои», «Эстафета» и др. В процессе данных игр, в процессе сотрудничества со взрослыми, дети реа-13и лизовали свою основную потребность «быть как взрослые».

В ходе игры «Взрослые - дети» (ее варианте «Наказание»), когда дети играли роль наказывающих взрослых, а их родители - расшалившихся детей, ярко проявилялись особенности взаимоотношений в семьях, способы наказаний детей. В результате рефлексии родители приходили к пониманию причин агрессивного или импульсивного поведения детей («Богдан пригрозил «побить туфлей» расшалившегося «ребенка», узнала себя). Родители получали возможность оказаться в роли наказуемых детей и осознать, насколько эффективен или

неэффективен используемый ими воспитательный прием.

Игры в «Снежные городки», в которых дети и родители находились в противоположных командах и вынуждены были «сражаться друг против друга», способствовали психологической очистке от агрессивного отношения друг к другу. В условной, игровой форме происходило отреаги-рование прежних обид и недовольств, а эмоциональное сопереживание в совместных играх объединяло.

Различные эстафеты, в которых дети и взрослые преодолевали препятствия (подлезание под детские воротца, прыжки на одной ноге, в ложке перенести теннисный шарик), вызывали состояние смеха и сопереживания («Мама, может я за тебя.», «Я тебя потом научу..» и т. д.). Игра способствовала активизации принятия решений, устранению замешательства в непредсказуемых ситуациях, какой-либо новой деятельности.

В результате, вышеизложенные игры способствовали:

• выделению и узнаванию детьми типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

• приобретению нового рефлексивного опыта взаимодействия, взаимоотношений и общения с окружающими;

• закреплению выбора адекватного реагирования во взаимодействии и адекватного поведения в обществе, способов предупреждения и разрешения конфликтов;

• развитию у родителей навыков к применению саногенной рефлексии, самоконтроля и предвидения последствий своих действий.

Тренинг завершался рефлексией участников.

Вследствие участия взрослых в тренинге проявился оптимальный уровень протекции - доверия в самостоятельность ребенка: «Он многое, оказывается, может уже делать самостоятельно», «Умеет быть ведущим, хорошо объясняет, находчивый...», «Оказывается у моего мальчика можно еще и поучиться». Оценки стали носить поддерживающий характер.

Негативные эмоции, неконструктивные отношения родителей с детьми в ряде ситуаций возникали вследствие стереотипности мышления взрослых и их защитной рефлексии. В результате осознания матерью неприемлемости своего неконструктивного поведения по отношению к ребенку (накричала на ребенка, физически наказала, лишила внимания), переживания чувства вины и стыда возникает защитная рефлексия как способ преодоления внутриличност-ного конфликта, выхода из ситуации болезненных переживаний.

В нашем исследовании, как альтернатива защитной рефлексии, был предложен метод аутопсихоанализа своих переживаний и причин их вызывающих. Применение аутопсихоа-нализа в тренинге способствовало не только осознаванию матерью неконструктивного отношения к ребенку (гиперпротекция, гипопротек-ция и др.), но и причин, лежащих в основе негативных переживаний вины, обиды, зависти, агрессии, страха неудачи и др. Обращение к прошлому (детскому) опыту переживаний, их аутопсихоанализ, осознавание собственных проекций в настоящем способствовали изменению отношения к своему ребенку.

Самоанализ, осознание истоков переживаний способствовали повы-

шению эмпатийности, саногенности рефлексии взаимоотношений («Я поняла, как бывает обидно ребенку» (Р. П.), «Нельзя заставлять другого жить так, как ты хочешь. » (О. Н.), «У ребенка свой мир и свои желания..» (М. А.) и др. (дневниковые записи).

Творческие задания (совместный рисунок, рисунок в подарок, танец) проявляли позитивный потенциал, помогающий негативному в личности «дорасти» до позитивного («Сначала задание раздражало, устала, потом увлеклась, посмотрела на всех, подумала о том, кому хочется сделать подарок, выбрала, настроилась. Захотелось подарить нечто. Настроение улучшилось. Оказалось, что дарю нежность эдельвейса. Интересно» - Н. С.). Так, актуализировалось положительное эмоциональное состояние участников семинара, их положительная настроенность на деятельность, отношения с окружающими.

Сравнительный анализ данных особенностей отношений взрослых с ребенком до и после эксперимента показал снижение высокого уровня гипепротекции, повышение гипопро-текции до оптимального, снижение избыточного удовлетворения потребностей ребенка, повышение уровня недостаточного удовлетворения потребностей ребенка. Мы констатировали оптимизацию уровня требований к ребенку, снижение воспитательной неуверенности и неустойчивости стиля воспитания.

В экспериментальной группе динамика преодоления показателей психологического неблагополучия стала носить положительный характер и проявляться в снижении негативных детских переживаний и появлении адекватном возрасту уровню при-

191

тязаний и самооценки. Были обнаружены тенденции к нормированию интенсивности и экстенсивности общения, повысились показатели социометрического статуса (принятия сверстника, взаимность выборов). Значительно снизились в поведении проявления защитных стратегий поведения: импульсивности, агрессивных реакций, неуверенности. Это подтвердило эффективность использования детско-родительского тренинга как метода преодоления психологического неблагополучия ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. - Chicago: AldinePub. Co., 1969. - 320 p.

2. Ryan R.M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. - 2000. -№ 55. - P. 68-78.

3. Kahneman D., Diener E, Schwarz N. Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology. - N.-Y.: Russell Sage Found, 1999. - P. 3-25.

192 4. Ryff C. D. Psychological well-being // Birren J. E. (Ed.). Encyclopedia of gerontology: age, aging and the aged. - San Diego, CA: Academic Press.1996. - P. 365369.

5. Waterman A. S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social Psychol. -1993. - № 64. - P. 678-691.

6. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Томск, 2002.

7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. -2005. - № 3.

8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. -Т. 2. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1984.

9. Запорожец А. В. Психолого-педагогические исследования возможностей в оптимальных условиях обучения детей шестилетнего возраста // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе: Материалы 11 Всесоюзного симпозиума. - Тбилиси, 1974. - Ч. 2.

10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986.

11. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -М.: Педагогика, 1988.

12. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей д/с и родителей. - М.: Просвещение, 1993.

13. Морозюк С. Н. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями: модульно-кодовое учебное пособие к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию. - М.: Сайдинг, 2005. - 90 с.

14. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. - СПб., 2005.

15. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. Монография. -СПб.: Образование, 1997. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.