20
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2009
I. АльтерматтУ. Этнонационализм в Европе/ Пер. с нем. С. И. Базарновой. М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2000. 366 с. 2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «Модэк», 2000. 3. Бурняшев М.Г. Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 4. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2008. 5. Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. М. : Наука, 1984. 6. Гурко Т.Д. Трансформация института современной семьи // Социс. 1995. №10. С. 9599. 7. Дружинин В.Н. Психология семьи. М. : КСП, 1996. 8. Дубов И.Г. Психология больших групп: социально-психологические феномены. М., 2004. 400 с. 9. Кауненко И.И. К проблеме формирования этнической идентичности //Журнал прикладной психологии. 2000. №1. С. 58-60. 10. Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Этническая психология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Егоровой. СПб. : Речь, 2003. С. 293-298.
II. Леш К. Семья - убежище в бессердечном мире // США: Проблемы семьи и брака. М. : АН СССР, 1990. С. 93-102. 12. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М. : НПО «Модэк», 1999. 13. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социс. 1995. №10. С. 88-95. 14. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие. Ярославль, 2003. 15. Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т. Г. Стефаненко. М., 2001. С. 192-218. 16. Харчев А.Г. Исследования семьи на пороге нового этапа // Социс. 1986. №3. С. 23-33. 17. Хар-чев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М. : Статистика, 1978. 18. Хвостов А.А., Гаджимурадова З.М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. Монография. М. : Прометей, 2005. 292 с. 19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 1999.
Статья поступила ередакцию 02.02.2009 г.
УДК 159.9:015.3
САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
©2009 Гасанова Д.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме формирования саногенно-го мышления. Автор предлагает адаптированную программу по формированию саноген-ного мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, дается описание поэтапного решения поставленных экспериментальных задач, условия успешной реализации цели исследовательской работы.
The author of the article considers different approaches to the problem of development of sanogenous thinking. She offers the adapted program on the development of senior preschool children’s and younger schoolchildren’s sanogenous thinking, describes the phased solving the experimental tasks, conditions of successful realization of research purpose.
Ключевые слова: психическое здоровье, саногенные умения, саморегуляция, саноген-ное мышление, патогенное мышление.
Психолого-педагогические науки
• ••
21
Keywords: psychic health, sanogenous skills, auto-training, sanogenous thinking, pathogenic thinking.
Проблемы психического здоровья подрастающего поколения остаются в поле исследовательской деятельности психологов, педагогов. В психологии здоровья как отдельное направление вы -делено развитие саногенного мышления.
Саногенное мышление (“sano” /лат./ -исцелять, оздоравливать, утешать, ободрять, приводить в порядок и “geno” /лат./ - (по)рождать) мышление, которое исцеляет, оздоравливает, утешает и ободряет.
Саногенное означает «рождающее здоровье», как психическое, так и физическое. В основном саногенное мышление рассматривают как умственное поведение, функцией которого является управление поведением и жизнью человека в определенных обстоятельствах. Позитив и неблагополучие, здоровье и болезнь зависят от того, как мы думаем. Овладевая саногенным мышлением, человек учится контролировать свои мысли, а значит, и управлять своими эмоциями, размысливать их, осознавая и оценивая свое бессознательное поведение. При этом базовым принципом сано-генного мышления является принцип ненасилия.
Саногенное мышление относится к нетрадиционным методам оздоровления, и в настоящее время проблема его формирования наиболее актуальна.
В науке известны исследования сано-генного мышления, имеются работы зарубежных и отечественных ученых, посвященных отдельным формам проявления саногенного мышления, конкретным приемам формирования его элементов [5, 6, 9, 10, 13, 14, 15, 17]. В меньшей степени специалисты затрагивают вопросы сущности, природы и механизмов саногенного мышления.
Дейл Карнеги предлагает для вытеснения беспокойства быть постоянно занятым; не расстраиваться по пустякам; считаться с неизбежным; помнить о невосполнимом вреде, который беспокойство наносит вашему здоровью [7].
Н. В. Пил предлагает использовать позитивное мышление как метод преодоления неудач, обретения уверенности, успеха и счастья. Он делится своей знаменитой формулой оптимизма, которую уже применяли многие люди, сделавшие ее простой и эффективной философией собственной жизни [9].
Гельмут, обобщая работы М. Джеймса, подчеркивает, что в основе саноген-ного мышления лежит осознание как способность понимать происходящее. Личность, которая не осознает того, как она поступает или что чувствует, является обыденной. Неуверенная личность мечется между внутренними конфликтующими силами. Осознающая личность знает свой мир чувств, фантазий, не боится и не стыдится его, ее мысль адекватно реагирует на ситуацию [5].
Изучая переживаемые ребенком чув -ства одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире, К. Хорни описывает, в каких условиях чувство незащищенности может породить у ребенка широкий диапазон неблагоприятных факторов. Изнуренный мучащими его условиями, ребенок ищет способы сохранить жизнь, справиться с несущим угрозу окружающим миром. В состоянии страха и неуверенности он бессознательно проявляет свою тактику поведения, чтобы противостоять данным силам, действующим в его окружении. Поступая таким образом, ребенок вырабатывает не только применительно к этому ситуативное поведение, но также и устойчивые наклонности и черты характера, которые становятся частью его личности. К. Хорни назвала их «невротическими наклонностями» [15].
З. Фрейд определяет невроз как бо-лезнь, порождающуюся культурными мыслительными автоматизмами [14].
Ряд исследователей отмечает, что необходимо преодолеть способы мышления, понимания, определяемые архетипическими особенностями личности. То
есть управлять своим мышлением в со-
22
Известия ДГПУ, №1, 2009
ответствии с правилами саногенности, которые не всегда совпадают с логическими. Для преодления патогенности мышлению они дают рекомендации о том, как уберечь себя от психического перенапряжения, как предупредить
вспыльчивость и раздражительность [11, 12, 17].
Юрий Орлов, создатель теории и практики оздоравливающего мышления, считает, что основная роль саногенного мышления заключается в создании условий для достижения целей самосовершенствования: гармонии черт, согласия с самим собой и окружением, а также устранения плохих привычек, управления своими эмоциями, контроля своих потребностей [2].
Учеными рассматриваются представления о переживаниях, анализируются закономерности переживания, предлагаются советы бесконфликтного поведения [1, 3, 6].
Обобщая теоретические представления различных авторов, следует отметить, что и зарубежные, и отечественные исследователи видят в саногенном мышлении огромный потенциал, предупреждение и коррекцию негативного поведения, личностный рост человека.
На сегодняшний день в теории и практике саногенного мышления разработаны достаточно эффективные психологические технологии, усвоение которых делает возможным соблюдение тех принципов и требований саморегуляции и управление эмоциями, которые в античности были доступны лишь избранным. Все это прошло проверку в научных лабораториях, вошло в программы обучения студентов медицинских вузов, получило дальнейшее научное развитие в диссертационных работах. Конечно, в зависимости от возраста, уровня образования предлагаются программы разной сложности. Но общим для всех обучающихся является отработка навыков и умений саногенного мышления путем ведения дневника аутопсихоанализа эмоций, применения уникальных приемов медитативной графики, позволяющей записывать эмоции для последующего их воспроизведения и изживания
• • •
патогенного мышления, а также различные тренинги и варианты компьютерных технологий.
Предлагаемая нами психотехнология адаптирована к детям дошкольного возраста и направлена на формирование начальных саногенных умений. Экспериментальной работой были охвачены дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Если по отношению к взрослым мы говорим о высокой степени усвоения новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления, то по отношению к детям речь идет о профилактике патогенного мышления.
Исследовательская работа проводилась в подготовительных группах детского сада №11 «Светлячок» г. Каспийска, детского сада №22 «Улыбка» г. Махачкалы, в начальной школе №27 г. Махачкалы. Для выявления саногенного (патогенного) мышления использовались методики, представляющие собой вариант опросника, построенного по принципу парного сравнения предлагаемых позиций. Детям была дана следующая инструкция: «Вам будут предложены 10 пар утверждений. Из каждой пары необходимо выбрать одно - «а» или «б», которое более всего вам подходит. Старайтесь долго не задумываться, правильных или неправильных ответов здесь нет». Среди вопросов были такие, как:
1 а) ты злишься на себя или разочаровываешься в себе, если у тебя что-то не получается;
б) ты не переживаешь из-за того, что тебе что-то не удается.
2 а) ты всегда понимаешь, почему твои товарищи поступают так или иначе;
б) ты часто обижаешься на окружающих, не понимая причины их поступков.
3 а) ты стесняешься признаться, что чего-то боишься, или сказать близким, что очень их любишь;
б) ты не боишься говорить окружающим о своих чувствах, мыслях, ощущениях и др.
В батарею диагностических опросников также была включена методика, разработанная на основе известных в психологии приёмов: шкалы самооценки Ч.
Психолого-педагогические науки
• ••
23
Спилберга, личностной шкалы проявлений тревоги Дж. Тейлора, шкалы локуса контроля Д. Раттера. Опросник включает 23 утверждения на определение сано-генного (патогенного) мышления и 3 вопроса на определение степени лживости респондентов (как отношение к процедуре обследования). В результате было выявлено: у 23,5% обследованных детей преобладает саногенное мышление; у 41,2% детей - патогенное мышление; 35,3% детей в равной степени имеют как саногенное, так и патогенное мышление. В программу формирования саногенного мышления вошли различные формы работы. Мы использовали чтение сказок-метафор. Метафора - это особый символический язык, где переплетаются сознательное и бессознательное, здравый смысл и интуиция, реальность и выдумка.
Нами были подобраны сказки-
метафоры, содержащие:
1) сюжетную линию: а) конфликт или проблему, по характеру совпадающую с проблемой ребенка; б) пример успешного разрешения этой проблемы; в) описание достигнутого желаемого качественно нового состояния;
2) внушающие слова, которые необходимо выделять голосом; это то, что необходимо внушить ребенку;
3) обратную связь. Необходимо внимательно следить за выражением лица ребенка и его движениями. Если внимание ребенка сфокусировано, если его глаза как будто «следят» за воображаемыми событиями, его уши как будто «слушают» речь или его тело как будто «повторяет» движения героев, значит, мы - на верном пути.
После чтения каждой сказки-
метафоры с детьми велась беседа для выявления проблемы, обсуждения ее и поиска различных выходов из ситуации.
Далее нами была проведена с детьми сюжетно-ролевая игра. В целях повышения у детей уверенности в себе, воспитания у них чувства сопереживания к другим, снятия страхов и агрессии мы выбрали следующие ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Школа», «Аптека», «Парикмахерская» и дру-
гие. Для нас было важным не просто проведение ролевой игры, а именно осознание ребенком своего поведения.
Ролевая игра представляет собой форму естественной детской игры. При этом речь идет о достаточно сложной социальной игре, формирующейся по мере развития ребенка.
Для достижения лучшего результата было организовано следующее:
1) установление с детьми доверительных отношений;
2) разъяснение детям назначения или пользы ролевой игры;
3) прогрессивное нарастание трудностей - план проведения игры должен быть четким и ясным, игровая роль должна соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Важно, чтобы уже в начале игры ребенок испытал переживание успеха и избавился от робости и опасения не справиться со своей ролью. Если в процессе игры возникают конфликты, необходимо проследить за тем, чтобы это были более или менее легкие или средней тяжести конфликты;
4) заполнение протокола после проведения игры.
В ходе игры экспериментатор дает прямые и косвенные инструкции («Говори громче!», «Скажи Алине, что ты думаешь о ее поступке!»), суфлирует в невербальной форме (кивок головы), тихо произносит фразы, междометия. Очень важным в достижении поставленной цели было проведение беседы, в процессе которой детей стимулировали к высказыванию своего мнения, обсуждению сложившейся ситуации.
Для выработки саморегуляции у детей мы использовали комплекс гимнастических упражнений «Беби-йога». Дети с удовольствием выполняли несложные асаны (отдельные позы-
упражнения) на ковриках под спокойную музыку. Дозировка и темп выбирались соответственно возрасту и настроению детей на момент проведения упражнений. В основном использовался средний темп, упражнения повторялись 5-6 раз. Данный комплекс упражнений развивает умение управлять своим те-
24
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2009
лом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.
С детьми, имеющими трудности общения, и тревожными детьми были проведены специальные упражнения (психотехнические, психокоррекционные,
психогимнастика и др., при этом наиболее яркий коррекционный эффект ожидается в эмоциональной сфере личности и конкретных особенностях поведения.
На занятиях с элементами психогимнастики участники группы обучались азбуке выражения эмоций - выразительным движениям, прежде всего, в целях преодоления барьеров в общении, развития более осознанного понимания себя и других, снятия психического напряжения, раскрытия возможностей самовыражения.
Содержание и форма психогимнастических занятий должны способствовать решению следующих задач: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения; научить ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, различать и сравнивать их; изменять характер движений в соответствии с образами воображения, чувств, мыслей.
Для успешной реализации настоящих задач целесообразно использовать специальные методики:
- психотехнические игры;
- аутотренинг: метод саморегуляции, основанный на сочетании психомышечного расслабления с самовнушением;
- психокоррекционно-развивающие игры: игры, формирующие новый опыт общения и поведения с последующим их переносом в жизненные ситуации;
- мимические и пантомимические этюды, направленные на познание своих эмоциональных состояний и развитие произвольности общения;
- упражнения социально-
психологического тренинга, вырабатывающие коммуникативные умения и навыки посредством создания искусственных ситуаций общения.
Психогимнастические занятия проводились 2 раза в неделю в индивидуальной и групповой формах. Каждое занятие было специально организовано и
включало четыре фазы: 1) мимические и пантомимические этюды; 2) этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций; 3) этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом; 4) психомышечная тренировка.
Комплекс занятий по психогимнастике для коррекции агрессивности у старших дошкольников проводился с целью формирования адекватной самооценки детей, развития навыков общения, игровых умений и навыков, регуляции социальных отношений детей.
Позитивные изменения достигались при снятии чрезмерного напряжения и тревожности, профилактики нежелательных негативных тенденций в поведении детей, развитии и обогащении навыков адекватного, конструктивного поведения. Коррекционная работа строилась в несколько этапов: ориентировочный (2 занятия); реконструктивный (5 занятий); закрепляющий (2 занятия).
Применялось комплексное внедрение методик: изобразительная деятельность, музыка, развитие речи.
Для получения наилучшего результата было использовано рисование по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «Наш детский сад», «На улице, во дворе», «Мы дома», «Моя семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Моя будущая профессия». Каждый из разделов тематического рисования вносит в группу оптимистическую струю и способствует повышению уверенности детей в своих силах. В случаях, когда дети долго не могли начать рисовать, постоянно спрашивая «А как?», мы незаметно для других давали им в общих чертах подсказки, после чего дети продолжали самостоятельную работу.
По окончании занятий с детьми для выявления улучшения (ухудшения) са-ногенного (патогенного) мышления у детей данной группы вновь были проведены методики и выявлены следующие показатели: у 52,9% детей преобладает саногенное мышление; у 29,4% детей -
Психолого-педагогические науки
• ••
25
патогенное мышление; у 17,6% в равной степени наблюдаются черты как сано-генного, так и патогенного мышления.
Тем самым была определена позитивная динамика: увеличилось число детей с преобладающим саногенным мышлением; сократилось количество детей с патогенным мышлением и детей с равными чертами саногенного и патогенного мышления.
Эффективность проведенной работы усиливалась благодаря систематическому взаимодействию воспитателей и родителей детей. Воспитатели по мере об -новления методов формирования сано-
Примечания
генного мышления должны просвещать родителей.
С переходом детей в школу большое значение для дальнейшего формирования у них элементов саногенного мышления будет играть личность учителя начальных классов. Учитывая связь работы школы и детского сада, можно предположить, что данная проблема будет решаться в сотрудничестве. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что используемые нами методы имеют большое значение для формирования саногенного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 176 с.
2. Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. Калининград : ГИПП «Янтарный сказ», 2000. 152 с. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М. : Изд-во Московского университета. 1984. 200 с. 4. Гейвин X. Когнитивная психология. СПб. : Питер принт, 2003. 272 с. 5. Гельмут Ф. Детская агрессивность //Дошкольное воспитание. 2006. № 10. 6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1986. 128 с. 7. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. М. А. Островцовых. М. : Мартин, 2005. 400 с. 8. Орлов Ю.М. Саногенное мышление / Сост. А. В. Ребенок. М. : Слайдинг, 2006. 96 с. 9. Пил Н.В. Сила позитивного мышления / Пер. с англ. Л. А. Бабук. 2-е изд. Мн. : ООО «Попурри», 2003. 336 с. 10. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. 244 с. 11. Тарнавский Ю.О. О психогигиене // Воспитание школьников. 1992. №5-6. 12. Тарнавский Ю.О. О психогигиене // Воспитание школьников. 1993. №4. 13. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях// Вопросы психологии. 1987. №1. 14. Фрейд 3. Психология бессознательного/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М. : Просвещение, 1990. 448 с. 15. Хорни К. Собрание сочинений в 3 т. Т.1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. М. : Смысл, 1997. 496 с. 16. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М. : Просвещение, 1990. 128 с. 17. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. М. : Канон, 2004. 336 с.
Статья поступила ередакцию 27.12.2008 г.
УДК 159.9:37.015.3
ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АТРИБУЦИИ
КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2009 ДалгатОВ |\/|.М.
Дагестанский государственный педагогический университет