Психолого-педагогические науки • • •
(прямая связь), а также склонности к этноизоляционизму и конфликтности (обратная связь);
- эмпатии и склонности личности старшеклассников к сотрудничеству (прямая связь) и этноизоляционизму (обратная связь);
- межличностного доверия и склонности к приспособлению (прямая связь), компромисса и избегания (обратная связь).
Таким образом, в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, по сравнению со старшеклассниками из моноэтниче-
71
ской среды, обнаружилось больше статистически значимых связей между личностными и поведенческими особенностями. Развитие межличностного взаимодействия старшеклассников в полиэтнической среде должно опираться на развитие наиболее значимых характеристик их личности и поведения в рассматриваемом контексте: позитивной этнической идентичности, эмпатии, межличностного доверия и навыков построения межличностного взаимодействия.
Статья поступила в редакцию 26.03.2010 г.
УДК 159.9:015.3
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
©гою Гасанова Д.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
Выявлена недостаточная изученность психофизического оздоровления детей в игре. Проведено исследование, цель которого - разработка игровых оздоровительных технологий, направленность и переориентация существующих игровых технологий на оздоровление личности.
The author of the article reveals the insufficient knowledge of children’s psychophysical rehabilitation in the game. The aim of the author’s research is developing the game health-improving technologies, as well as the orientation of the existing gaming technologies for the personality’s improvement.
Ключевые слова: психофизическое оздоровление, саногенное мышление, игровые технологии, упражнение, игровое задание, игра.
Keywords: psychological and physical recovery, sanogenous thinking, gaming technology, exercise, game task, game.
Старший дошкольный возраст является значимым переходным этапом в онтогенезе, где интенсивно развиваются и созревают важные морфофункциональные, психические
и двигательные функции организма. В ряде исследований акцентируется внимание на то, что в этот период закладывается будущее здоровье
72
Известия ДГПУ, №2, 2010
человека, как биологическое, так и психическое [2, 3, 7, 13].
Одним из важнейших принципов отечественной дошкольной педагогики и психологии является воспитание ребенка в различных видах деятельности - игровой, трудовой, учебной (предпосылки) и других. Большое значение во всестороннем воспитании и развитии придается игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, накопленным предшествующими поколениями [1,
5, 9].
Проблема игровой деятельности как специфически детской формы организации жизнедеятельности всегда была актуальной. До того как игра стала предметом психологопедагогических научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Работы отечественных педагогов и психологов показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей дошкольного возраста, и имеет специфическое влияние на становление личности ребенка [4, 9, 14].
Большую роль в раскрытии психолого-педагогического значения игры и методики ее применения в оздоровлении детей и подростков сыграли ученые В. В. Гориневский, Д. М. Маллаев, А. В. Родионов и др. [2, 3,
6, 7, 13].
Раскрывая потенциал игры для различных сфер влияния на ребенка дошкольного возраста, ряд исследователей считают недостаточно изученным психофизическое оздоровление детей в игре. В данном спектре актуальных вопросов отдельным, новым направлением является внедрение саногенных (оздоравливаю-щих) игровых технологий в образовательный процесс детского сада, школы, вуза. Проблеме саногенных технологий посвящены работы Ю. М.
Орлова, С. Н. Морозюк, С. Ф. Марчу-ковой и др. [8, 10, 12].
Психолог Ю. М. Орлов, исследуя внутреннюю структуру эмоций, предполагает, что любая эмоция, которую мы рассматриваем в качестве чего-то стихийно возникающего, как проявление бессознательного, в действительности имеет точное определение на языке умственных операций, на языке некоторой программы, в результате которой бессознательно и возникает какая-то эмоция, а человек осознает только ее результат. Выдвинув данное предположение, Ю. М. Орлов изучил высшие эмоции, такие как обида, вина, стыд, зависть, ревность и другие.
Описание различных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию, возможность изучить внутреннюю структуру эмоций создали условия для разработки системы формирования саногенного мышления. Объясняя ход саногенной мысли, ученый предлагает разложить, к примеру, обиду или другую эмоцию на составляющие элементы, и она проходит [11].
Саногенное мышление как одна из самых нетрадиционных здоровьесберегающих технологий обеспечивает высокую степень усвоения новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления.
Система формирования саногенного мышления позволяет постепенно научить ребенка или взрослого человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции.
Умение саногенно мыслить позволяет освоить многообразные способы мысли и раскрепощает ее, помогает освоить новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций. Чтобы мыслить саногенно, нужно воспитать в себе новые размышления о конкретной эмоции, скажем, об обиде, стыде и зависти. Тогда
Психолого-педагогические науки
73
• • •
мы можем исключить программирование мыслей и поведения. Анализируя психологическое восприятие человеком окружающей действительности, раскрывая теорию эмоций, Ю. М. Орлов описал состояние патогенно мыслящего человека [11].
Обыденное мышление человека патогенно в том смысле, что оно обязательно связано с эмоциональным стрессом и конфликтом с самим собой, с окружением со всеми его последствиями для здоровья.
Нашей целью является разработка игровых оздоровительных технологий, а также направленность существующих игровых технологий на оздоровление личности. Рассмотрим некоторые этапы нашей исследовательской работы, проверяемой на практике с детьми старшего дошкольного возраста.
Методика организации констатирующего эксперимента на первоначальном этапе включала в себя изучение состояния психофизического развития детей, характера игровой деятельности, в частности, направленности мышления детей в процессе игры. Прежде чем приступить к исследованию вышеуказанных параметров, мы проанализировали содержание педагогической документации (программы, планы-конспекты различных форм работы, методический материал по разделу «Игра»),
Как показывает анализ практики дошкольных образовательных учреждений, они работают по двум программам: федеральной «Воспитание и обучение в детском саду» и региональной «Родничок», разработанной НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи Министерства образования и науки РД. Среди авторских программ наиболее популярны «Радуга», «Истоки» и некоторые парциальные программы. Следует отметить, что во многих
учреждениях отсутствует должность инструктора по физической культуре. Это не может не сказываться отрицательно на качестве планирования и организации оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В вышеуказанных программах для каждой возрастной группы предусмотрены подвижные игры, но они не учитывают в достаточной степени индивидуальные различия и уровень подготовленности детей. Наряду с этим физическая подготовленность и психологическая компетентность воспитателей дошкольных учреждений не на должном уровне, что снижает качество и результативность проводимых форм работы по оздоровлению дошкольников.
Анализ программных игр выявил их соответствие двигательным и психологическим возможностям детей, интересам, взаимосвязь с другими разделами программы (развитие речи, ознакомление с окружающим миром и др.). Но все проводимые игры завершаются общим итогом: педагог обычно хвалит всех детей, не делая дифференцированной оценки. Мнения, впечатления, успехи и переживания остаются вне обсуждения и не учитываются для последующих действий - планирования, коррекции, совершенствования игровой деятельности. Опыт, приобретаемый ребенком в игре, может иметь как положительный, так и отрицательный перенос. Следовательно, интересно было выяснить, насколько часто и в каких играх педагог стимулирует ребенка к рефлексии, к оценке своих действий, к выстраиванию позитивного алгоритма мышления. Наблюдения за использованием игр проводились в течение нескольких месяцев, результаты которых представлены в таблице.
Таблица
Результаты проведенного наблюдения по применению игр в образовательном процессе ДОУ
74
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2010
Виды игр Контрольная группа Экспе риментальная группа
количество игр % итог игры количество игр % итог игры
общий рефлексия общий рефлексия
Развивающие игры 2 11,2 + 4 22,2 + +
Дидактические игры 3 16,6 + 3 16,6 +
Сюжетноролевые игры 5 27,7 + 4 22,2 +
Подвижные игры 5 27,7 + 4 22,2 +
Строительные игры 2 11,2 + 2 11,2 +
Игры-драматизации 1 5,6 + + 1 5,6 +
Из таблицы видно, что сюжетные и подвижные игры имеют широкое применение как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Использование сюжетных игр у детей контрольной группы составляет 27,7%, такое же количество в экспериментальной группе. Как известно, сюжетные игры строятся на основе двигательного и социального опыта, представлений, знаний об окружающей жизни, повадках животных и птиц.
Движения, выполняемые в этих играх, носят в основном имитационный характер в условиях совместной деятельности («Два мороза», «Краски», «Коршун и наседка», «Волк и овцы», «Надень папаху» и др.), что позволяет широко использовать их в различных режимных процессах детского сада для решения педагогических задач. Применение игр-драматизаций в группах очень низкое, при всем их многообразии воспитатели и дети испытывают трудности в организации таких игр. Соответственно в контрольной группе они составляют 5,6% от всех игр, аналогично в экспериментальной группе. Строительные игры составляют в старших группах лишь 11,2%.
Развивающие и дидактические игры, потенциал которых велик, занимают незначительное место. Это связано с тем, что дети играют в такие игры только под руководством педагога. Необходимо отметить, и это отражено в таблице, что итог игры содержит общую оценку и анализ ее со стороны педагога. Отсутствие рефлексии после игр оставляет незавершенным процесс обучения,
воспитания и развития в игровой деятельности.
Для выявления направленности мышления детей в самостоятельной деятельности и в организационных формах обучения воспитателям и родителям были предложены анкеты. Было проанализировано более 200 анкет, из них 140, полученных от воспитателей, и 70 - от родителей. В своих ответах, характеризуя мышление детей, воспитатели и родители выделяли следующие параметры: отношение ребенка к себе и к окружающим в трудных ситуациях; размышления ребенка о себе и окружающих; поведение ребенка в трудных ситуациях.
Результаты анкетирования по изучению направленности мышления детей и анализа предлагаемых методистами рекомендаций показали, что воспитателей затрудняет выбор содержания и форм работы с детьми, у них отсутствует подход к активизации мыслительной деятельности детей.
Из 70 детей контрольной и экспериментальной групп 19 (27,1%) характеризуются как беспокойные, «рассеянные», гиперактивные, не умеющие подолгу заниматься каким-либо видом деятельности. На занятиях по физической культуре двигаются много, но при обучении новым знаниям, умениям не всматриваются в образец, отвлекаются, забывают объясняемый материал. Такие дети, как отмечают воспитатели, любят прогулки, много двигаются, активно используют игрушки и инвентарь, им чаще, чем другим, свойственны конфликтные ситуации, «агрессивность» по
Психолого-педагогические науки • • •
отношению к своим сверстникам, невыполнение правил поведения в группе, в играх. В игре они чаще всего нарушают правила, отвлекают других, ссорятся, обижаются и не соглашаются со сделанными замечаниями. В трудных ситуациях отказываются принимать решения коллективного характера.
22 ребенка (31,4%) - спокойные, малоактивные, замкнутые, с затрудненными контактами со сверстниками. Часто в характеристиках этих детей отмечается их нерешительность в выполнении заданий, застенчивость, а также отказ от игры. На занятиях таким детям часто приходилось оказывать непосредственную помощь, привлекать к активности, поощрять их творческую деятельность. Сталкиваясь с трудностями, они не принимают решения действовать, отказываются от попыток, не верят в свои силы. Остальные 29 (41,4%) характеризуются как своевременно усваивающие программу по различным видам деятельности. Из них 8 избирательно относятся к сверстникам, контактны с детьми и воспитателем, активны в самостоятельной деятельности. В этой группе, по сведениям воспитателей, можно выделить детей более спокойных, с «уравновешенным поведением», и предпочитающих подвижный характер деятельности, но более внимательных.
Беседы с двумя воспитателями одной и той же группы выявили, что не всегда оценка поведения ребенка у них однотипная. Чаще всего расхождения наблюдаются при оценке поведения малоподвижных детей: у одной воспитательницы они вызывают тревогу, другой - воспринимаются как спокойные, послушные, «хорошие дети».
Расхождения наблюдались также в оценке подвижных детей. Одна воспитательница считала, что подвижность детей чрезмерна и их нужно привлекать к более спокойным играм, а иногда и запрещать двигаться, другая - что двигательная активность
75
нормальна и этим детям нужно помочь ее разнообразить.
Итак, анализ 70 характеристик (35 экспериментальной и 35 контрольной групп), составленных педагогами и родителями, показал, что индивидуальные различия в поведении детей значительны, связаны с особенностями развития психических процессов и требуют определенной целенаправленной работы. Для формирования саногенного поведения наибольшую сложность для практических работников представляет выбор содержания и форм работы с детьми 6-7 лет.
Рассмотрим игровые технологии в формировании саногенного мышления у детей дошкольного возраста. В их содержание входит комплекс заданий на оздоровление мышления в виде упражнений, игровых заданий и игр. Если взрослый может говорить о готовности саногенно мыслить, то роль взрослого человека в формировании этих способностей у дошкольников велика.
Ребенок, выполняя упражнение, игровое задание, играя, претерпевает определенные трудности, вступает в конфликт со сверстниками, взрослыми, самим собой и т.д. В результате игра как ведущий вид деятельности, удовлетворяющий потребность ребенка выразить себя, свои эмоции, может явиться источником негативных мыслей, а затем действий. Каждый компонент предлагаемого комплекса или игровой технологии состоит из цели, методики организации, методики проведения, методических указаний, вариантов игры и вопросов для обсуждения. Структура описания упражнения, задания, игры может показаться традиционной, но цель этой технологии - в формировании саногенного мышления - может быть достигнута в процессе обсуждения игры. Вопросы для обсуждения отслеживают алгоритм мышления детей. Предлагаемый план обсуждения логически должен привести к тому, что как бы
76
Известия ДГПУ, №2, 2010
ни прошла игра для ребенка, какие бы эмоции он ни пережил, отношение к себе, к окружающим, к игре должно оставаться или стать позитивным.
Предлагаем игровую технологию, целью которой является развитие не только некоторых познавательных процессов, но и их оздоровление.
Упражнение «Графические пробы»
Цель: развитие мелкой моторики кисти, внимательности, сосредоточенности, силы воли.
Содержание психотехнического упражнения. Ребенку предлагается, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочки», «заборчики».
Задание включает два варианта: сначала - по наглядному образцу, а затем - по речевой инструкции («Рисуй и подсказывай себе: «башня-крыша-башня-крыша»).
Игровое задание «Групповая картина»
Цель: тренировка зрительного воображения и развитие фантазии, развитие пространственной согласованности изображаемого. Задание может быть использовано для поддержания определенного эмоционального настроя.
Содержание и методика проведения. Участники рассаживаются в круг, у каждого чистый лист бумаги. Один, держа его перед собой, пытается вообразить себе нарисованную на нем картину и начинает детально ее описывать, а все остальные стараются «увидеть» на листе то, о чем
он говорит. Затем слово передается следующему ребенку, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «нарисованное» новыми деталями.
Воспитатель должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Воспитатель или участник может остановить игру, если почувствует, что дальнейшая работа приводит к перегрузке картины излишними деталями.
Вопросы для обсуждения:
1. Трудно ли вам представлялось «нарисованное»?
2. Хотелось ли вам поменять уже нарисованные элементы?
3. Какие сюжеты легче «рисуются» (из сказок и рассказов, из жизни, из мультиков и т.д.).
Игра «Фотограф»
Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, элементов пантомимики, умения согласовывать свои действия с детьми.
Методика проведения игры. Группа детей рассаживается в круг. Один или два участника становятся в его центр. Педагог гасит в комнате свет, и стоящие внутри круга принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте все участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключени-
Психолого-педагогические науки
77
• • •
ем позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После обсуждения участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.
Правила и методические указания
1. Игра должна проходить в полной тишине.
2. Все участники действуют только по сигналу педагога.
3. Позам, которые занимают дети, целесообразно давать название.
Вопросы для обсуждения:
1. Какую установку вы дали себе перед выключением света?
2. С чего вы начали запоминать позы играющих?
3. Как легче восстановить позу игрока?
В программу игровых технологий входят упражнения и задания на развитие различных познавательных процессов, снятие эмоционально-отрицатель-ных переживаний у дошкольников. Таким образом, об эффективности предлагаемых технологий мы можем судить по предварительным показателям, таким как: частая обращаемость педагогов к данным разработкам; интерес детей, активное участие дошкольников в процессе выполнения заданий; живой диалог во время обсуждения игры; заинтересованность родителей в проведении данных игр дома.
Примечания
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы // под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. М. : Просвещение, 1968. 446 с. 2. Гасанова Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 3. Гориневский В. В. Избранные произведения. T. 1. А. : Физкультура и спорт, 1951. 319 с. 4. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975. 111 с. 5. Запорожец А. В. Игра в развитии ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 5-10. 6. Маллаев Д. М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции и нравственного и физического развития: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993. 7. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр/ Учебное пособие. М., 2008. 216 с. 8. Марчукова С. Ф. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации социально-психологической адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 9. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада // Воспитание детей в игре. М., 1979. С. 5-18. 10. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексивность, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. М., 2000. 134 с. 11. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками / Книга для учащихся. М. : Просвещение, 1987. 224 с. 12. Орлов Ю. М. Саногенное (оздоравливающее) мышление / Составитель А. В. Ребенок. Серия управление поведением. Кн. 1. 2-е изд., испр. М. : Слай-динг, 2006. 96 с. 13. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье // Программа развития личности ребенка средствами физической активности в 1-4-х классах. М. : ТЕИС, 1997. 165 с. 14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
Статья поступила в редакцию 04.04.2010 г.
УДК 159.922.8