Научная статья на тему 'Проблема формирования саногенного мышления школьников'

Проблема формирования саногенного мышления школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОАНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонов В. А.

Рассматриваются некоторые вопросы формирования саногенного мышления школьников, анализируются литературные данные об организации и развитии данного вопроса в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of schoolchildren's healthful thinking creating

Some questions of creating healthful thinking of schoolchildren considered, Literary information about the organization and development of the given question in high school are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования саногенного мышления школьников»

научная профессиональная занятость педагогического характера является надежным гарантом трудоустройства при самой жестокой безработице. Недостаток один, но чрезвычайно существенный: материальное неблагополучие профессии, однако именно это обстоятельство является главным тормозящим фактором при планировании карьеры молодым человеком с вузовским дипломом гуманитария. Общеизвестно, что гуманитариям-педаго-гам, даже если они обладатели ученых степеней и званий, исключительно редко удается занять престижные и хорошо оплачиваемые должности советников (консультантов) ответственных У1Р-чиновников или руководителей отделов в административных структурах.

Однако в сравнительном плане подчеркнем, что и в России, и в США, и в любой другой развитой стране гуманитариям даже с самой высокой научной квалификацией выстроить свою карьеру намного труднее по причине перепроизводства данных специалистов. Прогресс научно-производственной сферы сегодня во всем мире диктует повышенную востребованность кадров инженерно-технических направлений, а не гуманитариев.

Остановимся все-таки на педагогических карьерных возможностях тех молодых людей, которые вопреки всем вышеперечисленным лекторам избрали путь повышения научной подготовки через аспирантуру. Думается, самое главное при этом — осознанность выбора, так как именно от внутренней мотивации личности зависит успешность обучения, эффективность исследовательской работы и, следовательно, повышенная конкурентоспособность на педагогическом поприще.

В этой связи стратегия подготовки научно-педагогических кадров для регионов Сибири и Дальнего Востока в условиях Института теории образования ТТПУ может рассматриваться как многолетняя программа-максимум. Образовательная лестница будущих потенциальных светил науки по стратегическому замыслу включает следующие ступени: студенческий этап, завершаемый отлично выполненным дипломным проектом и получением «красного» диплома — далее этап стажировки, возрожденный решением Ученого совета университета -затем этап обучения в аспирантуре, заканчивающийся при благополучном исходе своевременной защитой диссертации, после чего возможна преподавательская работа в вузе. Это еще не финал. Творческая личность через определенный промежуток времени ощутит острую потребность дальнейшего научного роста и выберет для себя наилучший способ — обучение в докторантуре. Общеизвестно, что истинного трудоголика в науке не остановит наличие диплома доктора наук, его удел — последующее непрерывное научное самосовершенствование посредством различных извест-

ных форм, в том числе за счет создания собственной научной школы, а это надо рассматривать как надежный резерв воспроизводства новых генераций ученых.

Каждый из перечисленных этапов важен, однако самого серьезно го внимания заслуживает первоначальный, определяющий предрасположенность молодого человека к планированию научно-исследовательской карьеры в сфере образования. Опыт показывает, что выявление мотивации к исследовательской деятельности у некоторой части студентов происходит еще на младших курсах во время подготовки к традиционным ежегодным вузовским Дням Науки. Как правило, это отлично успевающие студенты с выраженной социальной активностью и высокими познавательными потребностями. Они представляют перспективную категорию поступающих в аспирантуру.

Однако даже самые «продвинутые» вчерашние выпускники вуза, не имеющие жизненного и профессионального опыта, не в состоянии за три года обучения в аспирантуре благополучно и в официально намеченный срок решить все исследовательские проблемы. Поэтому для этой категории потенциальных молодых ученых в качестве рекомендации будет полезен одногодичный или двухгодичный стажерский этап, в течение которого человек успеет сдать экзамены кандидатского минимума, определиться с направлением своего научного исследования, включиться в работу проводимого ежемесячного обучающего семинара для стажеров и аспирантов «Введение в методологию научного исследования», систематически получать от ведущих ученых Института теории образования консультативную помощь и научно-методическое сопровождение от своего научного руководителя.

Полагаем, что система стажировок — это инновационная форма, способствующая совершенствованию последипломной подготовки, повышению научного потенциала молодого исследователя, приобретению им солидного опыта осуществления экспериментальной и научно-поисковой работы. Как справедливо подчеркивается известным ученым В.А. Дмитриенко, возможности стажировки являются, с одной стороны, предпосылкой, а с другой стороны, необходимым условием формирования исследовательской компетентности будущего ученого, выбора им индивидуальной стратегии научно-образовательной деятельности, а также и устранения психологических барьеров, снятия внутренних препятствий.

Еще одну возможность для планирования научной педагогической карьеры представляет системное обучение в «Школе молодого ученого», которая призвана обеспечить содержательное наполнение процесса обучения специалистов высшей научной квалификации.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия.— Т. 2.— М., 1999.

2. Захарова, А.П. Становление и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в США: автореф. дис. канд. пед. наук / А.П. Захарова. — М., 1995.

3. Кирсанов, А. А. Проектирование содержания профессиональной подготовки специалиста XXI века: проблемы и опыт их решения // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы междунар. научно-практической конференции.— Сочи, 1998.

Статья поступила в редакцию 11.02.08

УДК 373.1.02

В.А. Насонов, аспирант БГПУ, г. Барнаул

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Рассматриваются некоторые вопросы формирования саногенного мышления школьников, анализируются литературные данные об организации и развитии данного вопроса в средней школе.

Ключевые слова: саногенное мышление, саногенномыслящий человек, эмоции, рефлексия, самоанализ.

18221876

Современные темпы развития цивилизации, нарастающие катаклизмы природного и социального генеза, интенсивность динамики человеческой жизни, сложность перестроечных процессов, происходящих в нашей стране выступают в роли стрессовых факторов. В связи с этим важная задача современной школы — воспитать такую личность, которая могла бы противостоять подобного рода факторам, способную позитивно и диалектически мыслить, адекватно воспринимать происходящее, строить реальные оптимистические прогнозы, то есть обладающую саногенным мышлением.

Традиционно в психологии и педагогике мышление часто связывают с совокупностью умственных действий, с помощью которых решается определённая задача. Как правило, мышление связывают с внешними объектами. Однако более значимы для человека проблемы внутренние, такие как переживание неудач, обиды, горя и т.п. Но проблема в том, что такому мышлению в современной школе не учат. К тому же, зачастую и сами учителя являют собой пример людей, не способных справляться со своими внутренними конфликтами. В этой связи возникает необходимость создания в школе таких условий, при которых бы у участников образовательного процесса формировался новый тип мышления — мышления оз-доравливающего, снимающего внутренний конфликт, создающего позитивные установки. В научной литературе такое мышление называется саногенным. По мнению Ю.М. Орлова, основой саногенного мышления является разрешение внутренних противоречий в человеке. Это мышление учёный называет мышлением «ненасилия».

Данной проблеме посвящены также исследования Д.А. Белухина, О.С. Гребенюк, Т.Н. Васильевой. Так,

О.С. Гребенюк рассматривает саногенное мышление в контексте развития индивидуальности ребёнка. Т.Н. Васильевой разработаны методы формирования са-ногенного мышления у младших школьников. Серьёзное внимание она обращает также на саногенное мышление учителя как средство саногенного воспитания ребёнка. Д.А. Белухин исследует саногенное мышление учителя как средство саморегуляции его психического состояния и выработку верных ориентиров профессиональной педагогической деятельности. Т.Н. Васильевой разработан ряд коррекционно-развивающих игр и упражнений для младшей школы, а также адаптированы опросники X. Корнелиуса и Ш. Фэйра для выявления саногенного (патогенного) мышления младшего школьника. Вместе с тем в педагогической науке специальных исследований, посвящённых данной проблеме, нет.

На основе проведённого научного анализа нам удалось также выделить следующие характеристики человека, обладающего саногенным мышлением.

Во-первых, человек с саногенным типом мышления, это человек способный быть счастливым. Поскольку счастье — это эмоция, возникающая в ходе определённой длительности, а не постоянное состояние, то нужно говорить именно о способности саногенно мыслящего человека ощущать себя счастливым. Необходимо отметить, что мы рассматриваем счастье как субъективное психологическое состояние человека, то есть, исходим из утверждения, что счастье — это чувство глубокого внутреннего удовлетворения, памятуя при этом, что счастье относительно. В одних и тех же обстоятельствах люди могут ощущать себя либо счастливыми, либо несчастными.

Потребность ощущать себя счастливым является одной из ведущих потребностей человека. И если эта потребность не удовлетворяется, то возникает внутренний конфликт между тем, чего человек желает, и тем, что он имеет. Поскольку потребность в счастье — не сиюминутная, но постоянная, то и конфликт такой может продолжаться длительное время. Поэтому понятие саногенного мышления неразрывно связано с понятием счастья.

Счастье предполагает наличие группы соответствующих положительных эмоций. Об этом писал Н. Казмин-Вьюгов: «...случайные причины радости могут являться чаще или реже. Мы, воспитатели, не можем предвидеть, будут ли они часто являться у наших детей. Но для нас важно решить: нет ли постоянных причин жизнерадостности, которые, хотя и не являлись бы решающими, единственными, доминирующими над всеми текущими переживаниями, но все же способствовали бы возникновению чувства любви к миру и радости жизни» [2]. Саногенно мыслящий человек должен уметь акцентировать своё внимание на тех моментах жизни, которые приносят ему радость и ощущение счастья. Исследователи отмечают: «Мы фиксировали постоянно одну и ту же общую для всех людей ситуацию: в жажде счастья люди, как правило, ничего не делают, чтобы создавать счастье. Им, в большинстве своем, свойственно тоскливое ожидание желаемого счастья, упование на везение, случай, на какие-то силы, могущие кардинально изменить судьбу, ниспослав им желаемое. Впрочем, если поставить вопрос прямо: «Счастье — это что такое? Чего тебе надобно для счастья?» — то приходится констатировать еще одну поразительную черту в отношении людей к счастью. Люди не знают того, что обозначают словом «счастье», и имеют весьма смутные представления о том, чего же на самом деле жаждут» [3, с. 4]. Таким образом, можно сделать вывод, что сано-генно мыслящий человек должен ясно представлять природу счастья и способ его достижения в своей жизни. Такое представление (и более того — ощущение) необходимо формировать у ребёнка уже в детстве. Эта первая и одна из важнейших, на наш взгляд, характеристик саногенного мышления.

Во-вторых, человек с саногенным типом мышления, это человек целеустремлённый. Человек не может быть счастливым, если у него нет осознанных целей в жизни, если он не знает, к чему стремиться, к чему идти. Известный педагог А.С. Макаренко в своих трудах неоднократно подчёркивал важность целеполагания в жизнедеятельности ребёнка. Он утверждал, что важна не просто цель, а группа целей, разнесённых по времени и различных по значимости.

В то же время наличие цели не делает человека счастливым. Это необходимое условие, но не достаточное. Нужно уметь ещё и достигать поставленных целей. Человек должен испытывать удовлетворение от достигнутой цели. Это верное основание для того, что бы человек чувствовал себя счастливым.

Как известно, постановка цели и процесс её достижения тесно связаны. Школьников нужно учить правильно ставить цели. Если ребёнок поставил перед собой цель, но не достиг её, то вместо ощущения радости, в нём возникнет чувство досады, обиды, горя. Ученик может быть излишне требователен к себе и ставить цели, не соответствующие своим возможностям. Эти требования к себе могут быть сформированы культурными стереотипами, мнениями других людей и т.д.

В-третьих, человек с саногенным типом мышления, это человек свободный. При этом мы понимаем свободу как осознанную необходимость, а не просто отсутствие внешнего целеполагания. В то же время, саногенномыс-лящий человек должен быть свободен и от культурных стереотипов. Он должен понимать, что его поведение определяется в первую очередь им самим. Это не говорит о свободе от нравственных ограничений, но, наоборот, — о желании исполнять морально-нравственные нормы.

В-четвёртых, человек с саногенным типом мышления, это человек, знающий себя. Зачастую люди не понимают природы конкретных эмоций. Взрослые, и особенно дети, не могут разобраться с такими чувствами, как «страх», «обида», «стыд», и воспринимают их как

данность. То есть существует мнение, что человек не может регулировать свои эмоции. На самом деле это мнение ошибочно Т.Н. Васильева справедливо отмечает, что «эмоции — это то, за что, в конечном счёте, отвечаем мы сами» [1, с. 14]. Ребёнку нужно это понять, чтобы научиться саногенно мыслить.

В-пятых, человек с саногенным типом мышления, это человек, способный к рефлексии. Как отмечал К. Хорни, рефлексия предполагает освоение техники самоанализа. Саногенное мышление может быть только целенаправленно, осознанно. Важно, чтобы человек умел выполнять акт прекращения мышления, то есть умел в нужный момент переключить свой разум, свои мысли на другое. Человек, способный остановить поток негативных мыслей, формирует в себе навыки вытеснения неприятных эмоций, воспоминаний. Эти навыки должны быть отработаны до автоматизма.

Анализ научных публикаций, посвящённых проблеме саногенного мышления школьников, позволил нам сделать следующие выводы. Проблема саногенного мышления и процесс его формирования у школьников рассматривалась до недавнего времени преимущественно учёными-психологами. Однако современные реалии таковы, что назрела серьёзная необходимость разработки её педагогического аспекта.

Исследователям предстоит вскрыть сущность сано-генного мышления как педагогического явления, чётко выделить его структурные составляющие, определить факторы детерминирующие устойчивые установки школьников мыслить патогенно, выявить педагогические условия, способствующие формированию у учащихся черт саногенного мышления

С решением этих задач мы и связываем перспективы своей исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Васильева, Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя / Т.Н. Васильева — (Серия «Познай самого себя») — Калининград, 2000.

2. Казмин-Вьюгов, Н. Воспитание жизнерадостности / Н. Казмин-Вьюгов // Университетский округ.— 2001.— №2.— С. 20-24.

3. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (феликсология воспитания: как воспитать счастливого) / Н.Е. Щуркова, Е.П. Павлова М., 2004.

Статья поступила в редакцию 18.02.08

УДК 378.02:372.8

А.Н. Чинин, аспирант ГАГУ, с. Кош-Агач

С.С. Косолапое, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ПОЧЕМУ ПОПЫТКИ ПОЛОЖИТЬ ПРАКТИКУ В ОСНОВУ ОБУЧЕНИЯ ЗАКАНЧИВАЛИСЬ НЕУДАЧЕЙ

Развиватся мысль о необходимости делать акцент в обучении физике на теоретические знания, но не в ущерб эмпирическим. При этом особое внимание необходимо уделять формированию знаний о теоретических законах, которые составляют основу любой теории и выражают сущность, внутренние связи изучаемого объекта или явления.

Ключевые слова: теоретические знания, развивающее обучение, теория, элементы теории, основные особенности теории, законы, классификация законов, ошибочные трактовки закона в практике обучения.

Соотношение теории и практики в преподавании физики в школе

Источником для совершенствования методики проведения уроков физики является не только обобщение передового опыта, но и повышение теоретической подготовки учителей, позволяющей осваивать современные теоретически обоснованные педагогические системы обучения.

В настоящее время организуются целые научные школы, которые ведут теоретическую и практическую подготовку учителей по тем или иным педагогическим системам образования. Одной из самых прогрессивных научных школ является школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, которая уже давно вышла на международный уровень [1]. Последние инструктивные и программные документы Министерства образования и науки РФ ориентируют все образовательные учреждения на развивающие технологии. В связи с этим, в последние годы в особенности критикуют традиционную классификацию методов обучения (по источнику знаний: беседа, демонстрационный эксперимент, лабораторная работа и т.д.). Предлагается классифицировать методы по дидактическим целям, по уровню самостоятельности. Это и не удивительно, так как развивающее обучение это и есть «обучение, формирующее способность к самообразованию, самовоспитанию, сознательной регуляции личностной активности учащихся» [2, с. 17].

Физика, как учебный предмет, занимает ведущее место в формировании научного мировоззрения школь-

ников, так как в ней наиболее полно представлен весь цикл естественнонаучного познания: от наблюдения фактов к формулировке проблемы и далее к выдвижению гипотезы (модель явления, понятия, законы и принципы), логическое развитие гипотезы и теоретическое предвидение, экспериментальная проверка теоретических выводов и применение на практике.

Исходя из потребностей народного хозяйства в квалифицированных рабочих, нередко говорят о практической направленности преподавания физики. Однако только в последнее время всё глубже стало осознаваться, что в школе определяющую роль в построении обучения основам наук должны играть научные теории и законы, а не практика. «Все заманчивые попытки положить практику в основу обучения заканчивались неудачей, ибо становилось очевидным разрушение систематичности обучения. Педагоги, наконец, осознали истинность изречения, приписываемого то Гексли, то Луи де Бройлю: «нет более практичной вещи, чем хорошая теория» [3, с. 41]. Понятно, что теория и законы, составляющие ее основу, не должны оставаться абстракциями. Они должны выходить на практику, а значит, в учебном процессе теоретические положения необходимо доводить до стадии действий, операций, процедур, технологий, вырабатывать у учащихся умения и навыки применения полученных теоретических знаний.

Движение от теории к практике и от практики к теории — отражение теоретической закономерности познания мира и его освоение человеком. Причем практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.