О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
ü S I
н
о ф
со
Защита участников уголовного
судопроизводства как необходимое условие борьбы с организованной преступностью и проблемы формирования восстановительной парадигмы правосудия
в России
Старцев А.М.*
In article questions on law of realisation and consolidation of is standard-legal documents in sphere of protection of witnesses and victims in criminal legal proceedings from criminal communities, and their practical value for witnesses in daily ability to live are considered.
По данным МВД России, ФСБ России и Интерпола, в России в организованные преступные группировки (далее — ОПГ) входят примерно 10—40 тыс. человек. Максимальная численность ОПГ — 83 тыс. человек — была достигнута в период 1996— 1998 гг. Сегодня на одного активного члена ОПГ приходится 4—10 человек окружения. С учетом окружения ОПГ насчитывают, по разным данным, 110—160 тыс. человек1. Наиболее крупные группировки — дальневосточная, измайловская, солнцевская, курганская, тамбовская, казанская, а также этнические, или земляческие, — армянская, грузинская, ингушская, дагестанская. Имея службы безопасности и коррупционные связи в различных структурах власти, они чувствуют свою безнаказанность, совершая как насильственные, так и преступления экономической направленности. Для раскрытия таких преступных деяний очень важны не только эффективная деятельность следователей, прокуроров, судей, обеспечение их защиты, но необходимым условием выступает и использование методов оперативно-разыскной деятельности, чтобы найти слабое звено в криминальном сообществе, а затем, собрав с помощью этого лица доказательственную базу, привлечь к ответственности не только рядовых исполнителей, но и главарей. При этом на определенном этапе это лицо также должно быть надежно защищено.
Таким образом, правоохранительные органы в процессе раскрытия и расследования преступлений, особенно преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами, сталкиваются с
проблемой предупреждения и разрешения юридических конфликтов. Первый вид конфликта проявляется с момента совершения преступного деяния, затем имеет место юридический конфликт в процессе раскрытия и расследования, когда возникают ситуации в рамках взаимоотношений дознавателей, следователей начальников подразделений дознания, руководителей следственных органов прокуроров и судей в решении задач по дознанию, следствию, обеспечению прокурорского надзора и судебного контроля, включая и обеспечение защиты участников уголовного судопроизводства.
И в конечном итоге, как представляется, от успешного разрешения указанных выше конфликтов нередко зависят стабильность и безопасность общества и государства в целом. Разрешение конфликта проявляется и при принятии управленческих решений.
Так, в Указе Президента РФ от 6 сентября 2008 г. №1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечалось, что вопросы борьбы с организованной преступностью нельзя рассматривать в отрыве от проблем обеспечения экономической безопасности и борьбы с экстремизмом. В этой связи в данном документе ставилась задача образовать в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью:
а) подразделения по противодействию экстремизму, возложив на них функции по противодействию экстремистской деятельности;
Адъюнкт АЭБ МВД России.
б) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возложив на них функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества. О необходимости такого управленческого решения свидетельствовали данные статистики.
По данным МВД России, в 2005 г. меры безопасности применялись в 350 случаях, в 2006 г. — более чем в 1 тыс. случаях, в 2007 г. число защищаемых лиц превысило 700 человек, в 2008 г. в органы внутренних дел поступило на исполнение 556 постановлений о применении мер безопасности. Из них 24 было вынесено судами, 184 — следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, 273 — следователями органов внутренних дел и 75 — дознавателями. Государственная защита в прошлом году осуществлялась в отношении практически 600 лиц, в том числе из них 187 потерпевших, 345 свидетелей и 64 иных участника уголовного судопроизводства. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за три года действия Государственной программы защиты свидетелей до возбуждения уголовного дела применены меры государственной защиты в 1079 случаях, при которых абсолютное большинство — это обеспечение конфиденциальности защищаемого лица, к тому же личная охрана, а также охрана жилища и имущества — в 359 случаях, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности — 86 случаев, обеспечение конфиденциальности сведений — 239 случаев, временное помещение в безопасное место — 68 случаев.
Согласно опросу, проведенному О.А. Зайцевым, основными причинами неэффективной деятельности мер безопасности, по мнению работников судеб-но-следственных органов, являются:
> неопределенность в действующем законодательстве (68 %);
> отсутствие финансирования и материально-технического обеспечения мер защиты (54 %);
> отсутствие современных методических рекомендаций по установлению лиц, виновных в противоправном воздействии, и привлечению их к ответственности (24 %)2.
Как показали последние события в Москве, а также в других регионах страны,
уровень подготовки кадров правоохранительных органов не выдерживает критики со стороны как государственных органов, так и общественных организаций.
В конце 2008 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения участников Содружества Независимых Государств по защите участников уголовного судопроизводства», который позволит вести совместную работу по их защите в рамках межгосударственного сотрудничества.
В 2009 г. в России был принят ФЗ № 141, которым внесены поправки в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В результате у правоохранительных органов появилось законное право заключать досудебное соглашение о сотрудничестве с участниками организованных преступных групп и сообществ для того, чтобы получать доказательства преступной деятельности этих сообществ от самих криминальных элементов, которых надо охранять от их бывших коллег по криминальному бизнесу как источников доказательственной информации.
Опыт США, Италии и ряда других стран показывает, что такой подход при правильной организации дает положительный результат. Однако по поводу данного соглашения в нашей стране существуют самые различные точки зрения даже у самих депутатов Государственной думы.
Так, депутат Государственной думы В.В. Жириновский, считает, что, конечно, рассчитывать на то, что закоренелые бандиты теперь станут записываться в очередь к следователям, чтобы сдать своих подельников, вряд ли стоит. Председатель комитета Государственной думы по безопасности В. Васильев полагает, что закон о так называемой сделке с правосудием все-таки поможет бороться с оргпреступностью. В. Илюхин не считает, что пример США, где с ее (сделки) помощью расследуется большая часть серьезных преступлений, достоин подражания. Всякий торг с преступниками, сделка с правосудием увеличивают коррумпированность правоохранительных органов и нарушают такие принципы отправления правосудия, как гласность и непосредственное участие в исследовании доказательств.
Государственное регулирование в сохранности данных гарантированно способствует полноценной работе программе по защите свидетелей3. Созданы, в частности, специальные центры по обеспечению безопасности таких лиц (ЦГЗ), по
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
специфике напоминающие отдел защиты свидетелей Департамента юстиции США, для консолидации усилий, направленных на эффективное координирующее и главенствующее место в защите участников уголовного судопроизводства.
Как рассказал руководитель данного управления О. Зимин: «Люди, которые разрабатывают новый сценарий жизни для подопечного программы защиты свидетелей, — это оперативники, прошедшие специальную подготовку»4. Наверное, к этой работе на современном этапе должен быть подключен и научный потенциал.
Другой важной проблемой является проблема защиты потерпевших от преступления лиц.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что меры государственной защиты применяются достаточно редко, особенно те, которые требуют значительных затрат и усилий зачастую с нарушениями требований законодательства Российской Федерации. Об этом свидетельствует результаты работы горячей телефонной линии в силовых ведомствах и правозащитных организациях, преимущественно обращения поступали от людей, являющихся потерпевшими в уголовном процессе. Такой показатель формируется причинами, не способствующими полностью аккумулировать и задействовать потенциал государственной защиты, провоцирующий к сбою заложенной законодателем программы. Реабилитационный период, медико-социальная помощь для пострадавшего имеют важнейшее значение в дальнейшей гарантии реализации прав, свобод и личности государством, а низкий финансовый фонд не компенсирует всех пережитых духовно-нравственных страданий. Пока такие возможности доступны лишь ограниченному кругу лиц (судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов) 5.
Последствия таких просчетов проявляются в ослаблении оздоровления криминогенной обстановки за счет отсутствия правовой нагрузки, контроля и профилактическими мероприятиями с участием гражданского населения. Но существуют еще категории участников уголовного судопроизводства, требующих специфических мер защиты от мести преступников: несовершеннолетние, люди с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) и пожилого возраста. Отдельной строкой можно выделить иностранных граждан, где потребуется не только международная консолидация усилий, но также и собственные
правовые резервы (инновационные уголовно-процессуальные и гражданские институты) для достижения целей реального противодействия преступным элементам.
Психическая травма, нанесенная преступлением и нередко усугубленная его неэффективным расследованием, порой приводит пострадавших не только к поискам способов возмездия, но и к возникновению психических отклонений и суицидальным мыслям.
Это обусловило необходимость создания в ряде стран социально-правовых институтов, способных возложить на себя ответственность в оказании безвозмездной помощи под патронажем государства. В западных странах практика оказания помощи жертвам существует уже давно и положительным образом себя зарекомендовала. Этому способствовали и поддержка со стороны государства, и тесное взаимодействие с полицейскими силами правопорядка. Непосредственное практическое значение в урегулировании уголовного судопроизводства имеет прежде всего необходимость скорейшего международного сотрудничества о правовой помощи, что говорилось в докладе уполномоченного по правам человека в России «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» 6. «Сложился некоторый парадокс: у нас права обвиняемых защищены неплохо, и это правильно, а права потерпевших защищены слабо», — сказал Владимир Лукин, высказав таким образом обеспокоенность в необходимости ратификации Конвенции «О возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений», принятой Советом Европы 24 ноября 1983 г., поскольку она обязывает государства разработать и внедрить систему возмещения государством ущерба потерпевшим на той территории, где были совершены эти преступления, особенно в тех случаях, когда преступник неизвестен или не имеет средств.
С такой же позиции обратил внимание на положение потерпевших в уголовных процессах и Президент РФ в Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 г.: «Правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту лиц, пострадавших от преступлений», — заявил Президент РФ7.
В соответствии с этим предусматривается защита информации об участниках уголовного процесса и запрещается разглашать такие сведения.
В настоящее время подобные организации действуют и в нашей стране. На-
пример, с 2006 г. в России функционирует правозащитное движение, которое обратило внимание на права, а вернее — на бесправное положение потерпевших. Правозащитное движение «Сопротивление» — а именно так называется эта организация — заявляет, что мы живем в условиях правового перекоса, когда преступники имеют больше прав, чем их жертвы. Благодаря им граждане обеспечиваются возможностью не только участвовать в формировании и реализации государственной и общественной политики в области защиты основных прав и свобод человека, а также являются основной формой общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.
В ежегодных отчетах и докладах «Сопротивления» 8 постоянно высказываются мнения о совершенствовании российского законодательства.
«В целях улучшения положения потерпевших и свидетелей по уголовным преступлениям представляется целесообразным:
1. Привести законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации с целью улучшения правового положения и усиления государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
2. Основываясь на том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации прямое указание на применение мер государственной защиты, предусмотренных рядом международных конвенций, участником которых является Российская Федерация.
3. Обеспечить первоочередное рассмотрение и ратификацию международных договоров и федеральных законов, направленных на охрану прав потерпевших и свидетелей, включая право на справедливое возмещение. Решению ряда проблем, связанных с полным и справедливым восстановлением нарушенного положения жертв преступлений, может способствовать ратификация Европейской конвен-
ции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений. Необходимы подготовка и скорейшее принятие ратификационного и специального федеральных законов, определяющих механизмы применения Конвенции и методику расчета вреда.
4. Создать государственные механизмы для возмещения ущерба и оказания другой помощи потерпевшим и свидетелям на случай, если стороны, несущие ответственность за нанесенный ущерб, не имеют возможности или не желают выполнять свои обязательства.
5. Предусмотреть в проекте федерального закона о бюджете на следующий финансовый период увеличение расходов, предусмотренных соответствующей государственной программой на обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
6. Разработать и внести изменения в утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 664 Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты.
7. Ускорить разработку и принятие федеральных законов, обеспечивающих целостную систему правовых отношений в сфере государственного и общественного обеспечения и защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства.
8. Разработать механизмы реализации программы предоставления нового жилья защищаемым лицам и рассмотреть вопрос создания соответствующего жилого фонда. Разработать механизмы реализации мероприятий государственной программы, направленных на предоставление нового жилья защищаемым лицам, обеспечение и восстановление физического и психического здоровья защищаемых лиц, а также на пенсионное и социальное обеспечение защищаемых лиц.
9. Продолжить работу по совершенствованию положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, связанных с правовым положением потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства».
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
В этой связи важно, чтобы решение проблемы защиты интересов потерпевших не вступало в конфликт с проблемой эффективности борьбы с организованной преступностью.
Определенным импульсом в стимулировании и поощрении государством деятельности некоммерческих организаций в области охраны прав и свобод человека, включая и финансовую поддержку, послужило распоряжение Президента РФ от 16 марта 2009 г. «Об обеспечении в 2009 г. государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» (в ред. распоряжения Президента РФ от 17 июня 2009 г. № 380-рп).
По утвержденному списку государственной защите в Российской Федерации подлежат:
> потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства, их близкие (в рамках Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-Ф3);
> судьи, должностные лица контролирующих и правоохранительных органов, их близкие (в рамках Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ), за исключением сотрудников органов внутренних дел и их близких. Обеспечение безопасности последних возложено на службу собственной безопасности МВД России.
В заключение представляется важным отметить, что для эффективной борьбы с организованной преступностью необходим научный подход, который предполагает в решении конфликтных ситуаций, образуе-
мых в процессе раскрытия и расследования преступлений, включая и преступные деяния, совершаемые организованными преступными группировками, нужно комплексное использование как отечественного опыта по оперативному сопровождению расследования, так и зарубежного опыта по заключению сделки о признании вины. Вместе с этим важно комплексное решение как проблемы защиты потерпевших от преступлений, так и возмещения им вреда.
Здесь необходимо отметить, что в настоящее время в большинстве стран Европы и в США наряду с традиционными подходами все больший авторитет завоевывает альтернативное (восстановительное) правосудие и в сфере уголовного судопроизводства, когда основной целью является не наказание, а примирение правонарушителя с жертвой и возмещение ущерба.
В соответствии с восстановительной парадигмой, по мнению ряда ученых, основная цель правосудия — восстановление, понимаемое неформально: юридически как восстановление нарушенного правопорядка, установленного государством, но в широкой социально-антропологической рамке — как исцеление жертвы, реальное возмещение ей причиненного преступлением вреда, искупление вины обидчиком, взятие им на себя ответственности, восстановление нарушенных отношений в социальной общности. Основными действующими лицами, решающими проблемы, связанные с конкретным преступлением, его причинами и последствиями, становятся сами участники события — правонарушитель и жертва9.
Литература и примечания
1. Преступность и правонарушения (2005—2006). М.: ГИАЦ МВД России, 2007.
2. Зайцев О.А. Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации // Вестник ОГУ. 2006. № 3. Март.
3. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006—2008 гг.»; приказ Минфина России от 12 мая 2009 г. № 44н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 145н»; Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.».
4. Подробнее об интервью с руководителем УОГЗ см.: // URL: http://www. Infox.ru (дата обращения: 02.09.09).
5. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (принят ГД ФС РФ 22 марта 1995 г.), (подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу); приказ МВД РФ от 21 марта
2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» (зарегистрирован в Минюсте России 17 октября 2007 г. № 10337).
6. Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Москва, 27 мая
2008 г. Опубликовано 4 июня 2008 г. в «Российской газете».
7. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г.
8. Отчет. Жертвы преступлений: право на защиту. Проблемы защиты прав потерпевших и свидетелей по уголовным преступлениям // Правозащитное движение «Сопротивление». 2008.
9. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М., 1998; Карнозова Л., Мас-кудов Р., Флямер М. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 51.