Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства на примере опыта США'

Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства на примере опыта США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1554
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА ФЕДЕРАЛЬНЫХ МАРШАЛОВ / ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СВИДЕТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / ЗАЩИЩАЕМЫЕ ЛИЦА / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SERVICE OF FEDERAL MARSHALS / SECURITY APPLICATIONS WITNESSES / STATE SECURITY / PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS / PROTECTED PERSON / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Запорожец Екатерина Владимировна

Представленная статья является анализом опыта США в обеспечении безопасности свидетелей. Освещены пробелы в системе защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Запорожец Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY OF CRIMINAL PROCEEDINGS ON THE EXAMPLE OF THE UNITED STATES

The presented article is an analysis of the U.S. experience in ensuring the safety of witnesses. We have highlighted the gaps in the protection of witnesses and other participants in criminal proceedings in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства на примере опыта США»

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

1

УДК 343

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА США

Запорожец Екатерина Владимировна Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия

Представленная статья является анализом опыта США в обеспечении безопасности свидетелей. Освещены пробелы в системе защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации

Ключевые слова: СЛУЖБА ФЕДЕРАЛЬНЫХ МАРШАЛОВ, ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СВИДЕТЕЛЕЙ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА, УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА, ЗАЩИЩАЕМЫЕ ЛИЦА, МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

UDC 343

SECURITY OF CRIMINAL PROCEEDINGS ON THE EXAMPLE OF THE UNITED STATES

Zaporozhets Ekaterina Vladimirovna

University of Krasnodar Russian Ministry of Internal

Affairs, Krasnodar, Russia

The presented article is an analysis of the U.S. experience in ensuring the safety of witnesses. We have highlighted the gaps in the protection of witnesses and other participants in criminal proceedings in the Russian Federation

Keywords: SERVICE OF FEDERAL MARSHALS, SECURITY APPLICATIONS WITNESSES, STATE SECURITY, PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS, PROTECTED PERSON, SAFETY

Очевидно, что свидетели как участники уголовного судопроизводства путем дачи показаний против организованных преступных формирований повышают свою виктимность. Дача показаний - процедура не только обременительная, но и опасная. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников, либо не веря в эффективность государственной защиты. Обеспечение безопасности этих граждан как до дачи показаний, так и после вынесения приговора является одной из главных задач нашего государства в лице правоохранительных органов.

Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, оказывающих помощь правоохранительным и судебным органам, стали «наиболее распространенным средством подрыва системы уголовного правосудия», обеспечение безопасности указанных лиц отнесено к «глобальным» проблемам в сфере борьбы с преступностью.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

2

Актуальность проблемы заключается в том, что реализация обеспечения безопасности лиц в уголовном судопроизводстве в Российской Федерации, по нашему мнению, требует внесения определенных изменений и дополнений.

Рассматривая практику зарубежных стран можно привести следующие примеры: в Канаде осуществляет защиту свидетелей

управление по борьбе с наркотиками Канадской королевской конной полиции. В каждой провинции есть координатор, функции которого заключаются в принятии свидетелей в программу защиты и осуществление контроля за обеспечением мер безопасности. За все время реализации программы не было ни одного случая убийства свидетелей.

В Италии программа защиты свидетелей появилась в 1991 году. Главная причина - необходимость защиты, сотрудничающих с властями, бывших членов «Коза Ностры». Если арестованный член «Коза Ностры» пойдет на сделку со следствием, то может сильно облегчить свою участь. Например, кому грозило пожизненное заключение, тому назначат от двенадцати до двадцати лет[1].

Государственной защитой должно заниматься ведомство, не имеющее функций раскрытия и расследования преступлений, а только осуществляющее защиту жизни и здоровья «защищаемого» лица и его близких. Возможный вариант - служба судебных приставов Министерства юстиции России[2]. В качестве примера эффективного обеспечения защиты свидетелей можно привести Соединенные Штаты Америки, где впервые появилась Программа защиты свидетелей.

В 1966 году Комиссия по проблемам преступности при Президенте Линдоне Джонсоне заинтересовалась проблемой обеспечения безопасности свидетелей и возложила ответственность за это направление на Службу федеральных маршалов Соединенных Штатов Америки.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

3

Служба федеральных маршалов (United States Marshals Service) создана 24 сентября 1789 года - подразделение Министерства юстиции США, исполняющее федеральные законы. Маршалы США (U.S. Marshals) - должностные лица федеральной системы юстиции, подчиняющиеся Генеральному прокурору США (U.S. Attorney General) через Министерство юстиции США (U.S. Department of Justice), осуществляют свои функции в пределах федерального судебного округа. В США, таким образом, функционируют 94 маршала, с подчиненными им аппаратами сотрудников общей численностью 4000 человек.

В 1970 году Конгресс принял «Закон о контроле за организованной преступностью». Титул V этого закона наделил Генерального прокурора США правом выделять средства на защиту свидетелей, подвергающихся опасности. Однако этот закон предоставлял защиту лишь свидетелям, проходящим по делам, расследующим преступления, совершенные организованной преступностью. Служба федеральных маршалов является единственным органом, отвечающим за разработку эффективной программы обеспечения безопасности свидетелей.

«Закон 1984 года о контроле за преступностью» расширяет круг лиц, подлежащих защите, и включает в программу защиты свидетелей, кроме свидетелей и жертв преступления, так же и их близких. «Закон 1984 года о реформе системы обеспечения безопасности свидетелей» (часть «Е») наделяет Генерального прокурора правом переселять и обеспечивать безопасность свидетеля обвинения и членов его семьи в случаях, когда дело, по которому проходит данный свидетель, слушающееся в федеральном суде или суде штата, касается организованной преступной деятельности или иных тяжких преступлений; обязывает Генерального прокурора заключать договор о взаимоответственности с каждым лицом, подлежащим переселению в рамках данной программы; учреждает Фонд помощи потерпевшим, предназначенный для выплат возмещения и

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

4

компенсаций потерпевшим по тяжким преступлениям, совершенным лицами, помещенными под защиту в соответствии с настоящим законом [3].

За более чем 40 лет существования подобной программы в США находились под защитой 19 тысяч человек, из них 7 тысяч живут под вымышленными именами в разных частях страны. Ни один из 19 тысяч свидетелей не был убит.

Главная функция Маршалов США и сотрудников их ведомств (Deputies US Marshals) - исполнение всех приказов, распоряжений и предписаний, отданных федеральным судом (в подчинении которого они находятся) и обеспечение исполнения, вступивших в силу, судебных решений. По делам федеральной юрисдикции Маршалы США производят аресты, обыски и изъятия согласно ордерам, выданным судом, обеспечивают охрану участников процесса, которым угрожает опасность расправы со стороны преступных элементов, а также реализуют программу защиты свидетелей по делам, связанным с организованной преступностью.

Американские маршалы, при необходимости, правомочны

привлекать (вербовать) граждан в качестве помощников. Американский федеральный бюджет рассчитан более чем на 3000 помощников маршала. У американских маршалов есть возможность вербовки даже солдат, только если они не несут службу и одеты в гражданскую одежду. Отказ сотрудничать с маршалом приводил к штрафу в 5000 долларов США или тюремному заключению [4].

Отдел правоприменительных операций (ОПО) (Office of Enforcement Operations) в составе Управления по уголовным делам (Criminal Division) Министерства юстиции США (US Department of Justice), надзирает за использованием наиболее утонченных методов расследования, имеющихся в распоряжении Министерства юстиции, включая электронное

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

5

наблюдение. Данный отдел надзирает за реализацией федеральной Программы обеспечения безопасности свидетелей (ПОБС)[5].

В функции Отдела правоприменительных операций входит: утверждение кандидатов на включение в ПОБС; выполнение роли омбудсмана - органа, рассматривающего претензии граждан к правительству по поводу реализации ПОБС применительно к индивидуальным случаям.

Находящиеся под защитой свидетели должны провести некоторое время в Центре ориентации и безопасности, закрытом учреждении, расположенном в районе Вашингтона, федеральный округ Колумбия. В Центре имеется шесть полностью оборудованных квартир для свидетелей и членов их семей и четыре камеры, предназначенные для свидетелей, отбывающих срок в местах лишения свободы. Помимо этого, в Центре есть помещение, где находится полиграф, помещения для допросов, а также кабинеты для проведения полного медицинского и

стоматологического обследования.

Как правило, свидетеля доставляют в Вашингтон самолетом. Если прибытие или отбытие свидетеля сопряжены с повышенным риском, используется одна из расположенных там военно-воздушных баз. Свидетеля, находящегося под защитой, сопровождают по меньшей мере два вооруженных и хорошо подготовленных оперативных сотрудника из органа, обеспечивающего его защиту. Один из сотрудников должен свободно владеть родным языком свидетеля. В Центр свидетеля доставляют в бронированной машине. Указанные чрезвычайные меры безопасности были разработаны не только для того, чтобы уберечь от возможной опасности данного свидетеля во время его транспортировки, но и для того, чтобы свести на нет попытки отследить перемещения свидетелей в Центр и из Центра. Сам Центр определяется Службой федеральных маршалов США как «безопасная зона, расположенная внутри

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

6

некой территории». Ее наружный периметр патрулируется, в то время как сама территория Центра, окруженная защитным барьером, находится под постоянным контролем. Систему безопасности осуществляют штатные инспектора по безопасности свидетелей, которые контролируют осуществление мер безопасности всем персоналом Центра»[6]. Эта должность уникальна для федеральной правоприменительной системы. Такой инспектор не только является связующим звеном между свидетелем, находящимся в Центре и ПОБС, он также становится «защитником, опорой и доверенным лицом» свидетеля, находящегося под защитой. Всего в Соединенных Штатах имеется приблизительно 160 инспекторов по безопасности свидетелей, чья единственная обязанность - оберегать участника Программы и помогать ему. Им оказывают помощь 150 сотрудников, осуществляющих реализацию Программы обеспечения безопасности свидетелей (ПОБС).

Вскоре после прибытия в Центр нового участника Программы специально подобранная команда специалистов по безопасности из центрального аппарата Службы федеральных маршалов приступает к собеседованию, целью которого является сбор и обработка информации о биографии и образе жизни данного свидетеля.

После нахождения под защитой в Центре свидетели, переселенные на новое место жительства, получают ежемесячное пособие до тех пор, пока не трудоустроятся или не обретут финансовую независимость каким-либо иным способом.

Прежде, чем покинуть Центр, участникам Программы выдаются новые документы, с измененными установочными данными защищаемого лица: свидетельство о рождении, паспорт, водительские права, карточки социального страхования, школьные аттестаты, медицинские карты[7].

В Российской Федерации защиту участников уголовного судопроизводства обеспечивают Подразделения по обеспечению

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

7

безопасности лиц, подлежащих государственной защите, образованные в структуре МВД России Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316. 12 сентября 2008 года утвержден

внутриведомственный Приказ. Разработаны Государственные программы: «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» и «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы». За время функционирования государственной программы преимущественно применялись следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Одним из основных направлений деятельности Подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, является реализация положений Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того данные подразделения правомочны осуществлять оперативно - розыскную деятельность в полном объеме в целях «устранения угрозоносителя»: привлечение его к уголовной ответственности. Отсутствие единого органа приводит к отсутствию единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий. Нет единой системы подготовки сотрудников по их специализации. По опыту зарубежных стран подразделениям, обеспечивающим государственную защиту, для работы со свидетелями преступлений и членами их семей в целях осуществления мер безопасности необходимы специалисты в области психологии. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих

государственной защите МВД России наряду с обеспечением безопасности защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

8

организованной преступности, также непосредственно наделено

функциями по координации данной деятельности другими подразделениями^]. Как правило, сотрудники подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, не имеют достаточной информации о действиях угрозоносителей в адрес участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, сопровождение которых осуществляют подразделения по противодействию экстремизму, уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, и не включаются в следственно-оперативные группы по раскрытию тяжких и резонансных преступлений при наличии информации о возможных угрозах или угрозоносителях.

Сегодня если меры безопасности и применяются к свидетелям, то они носят разовый характер, а не являются систематическими.

Для осуществления реальной защиты и применения всех мер безопасности, предусмотренных законом, необходимы соответствующие изменения в пенсионном, трудовом, жилищном, медицинском законодательстве которые в полной мере еще не произведены. Законодательные пробелы существенно осложняют применение таких мер безопасности, как замена документов потерпевших, изменение внешнего вида, изменение их места работы.

Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики, эффективны законодательно закрепленные меры финансового стимулирования института государственной защиты. Закон США «О защите жертв и свидетелей»[9] признает, что без взаимодействия правоохранительных органов и суда со свидетелями преступлений система правосудия не может надлежащим образом функционировать. В соответствии с этим Законом лицам, которые помогли следствию и суду раскрыть преступление и разоблачить виновных, предоставляется

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

9

возможность получить материальное вознаграждение в размере четверти стоимости имущества лица, которого они разоблачили, но не более двухсот пятидесяти тысяч долларов.

За угрозы или принуждение свидетеля к даче ложных показаний практически во всех зарубежных странах предусмотренные санкции гораздо строже, нежели в России. В соответствии с параграфом 1512 Закона США «О защите жертв и свидетелей» за запугивание или покушение на запугивание свидетеля предусмотрено лишение свободы до 10 лет и штраф 250 тысяч долларов.

Таким образом, несовершенство законодательства, низкая

продуктивность служебной деятельности должностных лиц правоохранительной системы и суда имеют широкий спектр недоработок, а также многие другие, освещенные нами в данной работе, пробелы в системе защиты свидетелей и иных участников судопроизводства.

Литература

1. «Российская газета» - Федеральный выпуск № 3356 от 28.11.2003.

2. Трунов И.Л. Проблемы государственной защиты свидетелей / И.Л. Трунов // Следователь. - М., 2011, № 5 (157).

3. Свод Законов США, Титул 18, ст. 3481.

4. URL.: http://www.usmarshals.gov/duties/factsheets/ - Fact Sheets, Facts and Figures.

5. URL.: http://www.justice.gov/marshals/duties/factsheets/tod-1209.html

6. «The Victim and Witness Protection Act of 1982 - Who Are the Victim»

7. «Position classification standard for United States Marshal Series, GS -0082».

8. «В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты МВД России обеспечена безопасность свыше трех тысяч свидетелей и потерпевших» от 17 апреля 2012 - URL: http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/protection/ - публикации и выступления.

9. «Victim and Witness Protection Act of 1982».

References

1. «Rossijskaja gazeta» - Federal'nyj vypusk № 3356 ot 28.11.2003.

2. Trunov I.L. Problemy gosudarstvennoj zashhity svidetelej / I.L. Trunov // Sledovatel'. - M., 2011, № 5 (157).

3. Svod Zakonov SShA, Titul 18, st. 3481.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

10

4. URL.: http://www.usmarshals.gov/duties/factsheets/ - Fact Sheets, Facts and Figures.

5. URL.: http://www.justice.gov/marshals/duties/factsheets/tod-1209.html

6. «The Victim and Witness Protection Act of 1982 - Who Are the Victim»

7. «Position classification standard for United States Marshal Series, GS -0082».

8. «V 2011 godu sotrudnikami podrazdelenij gosudarstvennoj zashhity MVD Rossii obespechena bezopasnost' svyshe treh tysjach svidetelej i poterpevshih» ot 17 aprelja 2012 - URL: http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/protection/ - publikacii i vystuplenija.

9. «Victim and Witness Protection Act of 1982».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/42.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.