УДК 343
Запорожец Екатерина Владимировна
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России [email protected] Zaporozhec Ekaterina Vladimirovna lecturer, Department of operatively-search activity in the internal affairs of the University of Krasnodar Russian Ministry of Internal Affairs [email protected]
Проблемы осуществления оперативно-розыскной деятельности при обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите в
уголовном судопроизводстве РФ
Problems of the operational-search activity, while ensuring the safety of persons subject to state protection in criminal proceedings RF
Аннотация. В данной статье автор анализирует проблемы, возникающие при осуществлении мер государственной защиты органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: безопасность, государственная защита, участники уголовного судопроизводства, защищаемое лицо.
Annotation. In this article, the author analyzes the problems arising in the implementation of measures of state protection authorities conducting operational-search activity and offers solutions.
Keywords: safety, public protection, participants in criminal proceedings, the protected person.
Рост преступлений, совершенных в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства создает серьезные проблемы для обеспечения безопасности данной категории лиц и становится из года в год более актуальным.
Опасаясь мести со стороны преступников, либо сомневаясь в эффективности государственной защиты, большое число граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы. Обеспечением безопасности данных граждан должно заниматься государство. Именно от того, как оно будет осуществлять свои функции в данном направлении, зависит дальнейшая судьба как лиц подозреваемых в совершении противоправного деяния, так и пострадавших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Не хотелось бы оставить без внимания граждан,
не входящих в данную категорию лиц, но которые также нуждаются в обеспечении их безопасности.
Реализация обеспечения безопасности лиц в уголовном судопроизводстве в Российской Федерации, по нашему мнению, требует внесения конкретных дополнений и очень важных изменений в практику осуществления защиты. Мы хотели бы не только осветить в данной статье ряд проблем, возникающих в осуществлении оперативно-розыскной деятельности в процессе обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите в уголовном судопроизводстве РФ, но и предложить, по нашему мнению, значимые варианты их решения.
По общему определению под защитой подразумевается противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов человека, предупреждение и пресечение этих нарушений и ограничений, возмещение причиненного незаконными действиями вреда.
Законодательную основу защиты прав и свобод составляет Конституция России, российские законы, общепризнанные принципы и нормы международного права.
На сегодняшний день в РФ защиту свидетелей и иных участников судопроизводства осуществляет Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ) МВД России, которое было образовано в структуре МВД России Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 сентября 2008 года № 1316.
Помимо данного подразделения системы МВД, субъектами осуществления защиты являются следующие органы: Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба РФ по контролю над оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Дублирование функций организации и технических мероприятий, направленных на обеспечение мер безопасности, может привести к «распылению» сил и средств, которых и так недостаточно. В этих условиях необходимо введение четкого межведомственного разграничения функций, а еще лучше возложить обязанности по обеспечению безопасности на единый орган, как это практикуется в зарубежных странах.
На наш взгляд, государственной защитой должно заниматься ведомство, не имеющее функций раскрытия и расследования преступлений, а только осуществление защиты жизни и здоровья «защищаемого» лица и его близких. Возможный вариант - служба судебных приставов Министерства юстиции России[1]. Отсутствие единого органа приводит к отсутствию единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий [2].
Согласно ФЗ РФ № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»: государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной
защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 4).
Государство, принимая во внимание важность и необходимость негласной работы, специфику и опасность сотрудничества с оперативными службами, законодательно предусмотрело социальную и правовую защиту определенного круга лиц от преступных посягательств. 5 июля 1995 г. был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ, который обязал органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, защищать следующих субъектов:
• должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам;
• участников уголовного судопроизводства;
• членов семей и близких указанных выше лиц (ст. 14).
В целях обеспечения безопасности рассматриваемых лиц в соответствии с ФЗ № 144 разрешается прослушивание телефонных переговоров, а также осуществлять обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменном виде (ст. 8). Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15).
Принятие указанных мер на законодательном уровне позволяет повысить эффективность оперативно-розыскной деятельности, расширить круг решаемых ею задач и тем самым реально обеспечить государственную защиту жизни, здоровья, собственности, прав и свобод личности от преступных посягательств.
К сожалению, на законодательном уровне должным образом не указывается процедура реализации такой меры безопасности, как обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Очевидно, что сведения о защищаемом лице могут находиться не только в справочных службах, но и в справочных базах иных государственных органов, например в налоговой инспекции, как сведения о налогоплательщике или в регистрационной палате -как собственника, зарегистрировавшего какое-либо право на имущество и т.п. Поэтому данная проблема нуждается в дальнейшей нормативно-ведомственной проработке. Для этого необходимо, прежде всего, определить перечень таких государственных органов, которые могут содержать информацию о защищаемом лице.
К сожалению, ни в Законе, ни в иных нормативных актах, затрагивающих вопрос государственной защиты жертв и свидетелей преступления, законодатель не предусмотрел возможность применения мер психологической реабилитации и защиты. После совершения в отношении него преступления
или после наблюдения процесса совершения преступления человек испытывает большую психологическую нагрузку, стресс, фрустрацию.
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) прямо требует оказывать жертвам необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам (ч. 14).
Существенным пробелом в действующем законодательстве является отсутствие необходимых мер защиты граждан, добровольно оказывающих содействие ОВД. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепил значительные гарантии лицам, содействующим по контракту, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в плане оказания им социальной, правовой, медицинской и иной помощи [3]. Однако эта норма распространяет свое действие только на ограниченный круг лиц. Действительно, эти лица подвергаются значительной опасности, но от риска не застрахованы и простые сознательные граждане, и представители общественных объединений, помогающие правоохранительным органам. Поэтому назрела насущная необходимость закрепления аналогичной нормы и для граждан, оказывающих содействие ОВД на добровольных началах без оформления контракта или иного документа.
Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики эффективны законодательно закрепленные меры финансового стимулирования института государственной защиты. Закон США «О защите жертв и свидетелей» признает, что без взаимодействия правоохранительных органов и суда со свидетелями преступлений система правосудия не может надлежащим образом функционировать [4]. В соответствии с этим Законом лицам, которые помогли следствию и суду раскрыть преступление и разоблачить виновных, предоставляется возможность получить материальное вознаграждение в размере четверти стоимости имущества лица, которого они разоблачили, в размере до двухсот пятидесяти тысяч долларов.
За угрозы или принуждение свидетеля к даче ложных показаний практически во всех зарубежных странах предусмотренные санкции гораздо строже, нежели в России. В соответствии с параграфом 1512 Закона США «О защите жертв и свидетелей» за запугивание или покушение на запугивание свидетеля предусмотрено лишение свободы до 10 лет и штраф 250 тыс. долларов. Стоит также отметить, что за дачу ложных показаний и отказа от таковых свидетелей в РФ санкции предусматриваются значительно мягче, нежели за рубежом [5].
Таким образом, приняв во внимание все вышесказанное, стоит сделать следующие выводы и принять ряд следующих изменений:
• Унифицировать органы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих Государственной защите, либо свести их к минимуму и скоординировать их взаимодействие;
• Внести изменения в законодательство (как положительную мотивацию к сотрудничеству путем предложения денежного вознаграждения, так и ужесточению санкций за дачу ложных показаний и отказа содействия);
• Внести ряд изменений в процесс обеспечения безопасности путем заимствования положительно зарубежного опыта.
Литература:
1. Проблемы государственной защиты свидетелей. И.Л. Трунов, профессор, д.ю.н., к.э.н., академик РАЕН, почетный адвокат РФ - 10.05.2012г.
2. «В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты МВД России обеспечена безопасность свыше трех тысяч свидетелей и потерпевших» от 17 апреля 2012 - URL: http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/protection/ - публикации и выступления
3. Ст. 18 ФЗ-144 «Об оперативно-розыскной деятельности»
4. «Victimand Witness Protection Act of 1982»
5. Ст. 306,308,309 УК РФ
Literature:
1. Problems of the state witness protection. I.L. Trunov, Professor, Doctor of Law, PhD, Academy of Natural Sciences, an honorary lawyer of Russia -10.05.2012.
2. "In 2011, staff from the state protection of the Russian Interior Ministry to ensure the safety of more than three thousand witnesses and victims," 17 April 2012 - URL: http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/protection/ - publication and presentation
3. St. 18 FZ-144 "On Operational-Investigative Activities"
4. «Victimand Witness Protection Act of 1982»
5. St. 306,308,309 Criminal Code..