Научная статья на тему 'Правовые основы и организация оперативно-розыскной деятельности, применяемые при защите лиц, подлежащих государственной охране'

Правовые основы и организация оперативно-розыскной деятельности, применяемые при защите лиц, подлежащих государственной охране Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1384
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и организация оперативно-розыскной деятельности, применяемые при защите лиц, подлежащих государственной охране»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

УНГАРЛИНОВ Н. С.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЗАЩИТЕ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ

Вопросы защиты потерпевших и свидетелей особенно актуальны в наше время. Правоохранительные органы сталкиваются с резким ростом числа преступлений, а организованная преступность приобретает признаки угрозы национальной безопасности. Участники уголовного процесса, испытывая на себе противоправное воздействие, зачастую пытаются уклониться от выполнения своих обязанностей, которые на них возлагаются в рамках уголовного судопроизводства. В итоге это приводит к тому, что преступления не раскрываются, и лица, их совершившие, избежав наказания, продолжают преступную деятельность. Такое противоправное воздействие является средством подрыва правосудия.

В настоящее время необходимость защиты участников судебных процессов достигла критической точки. По статистике ежегодно порядка 10 миллионов человек проходят свидетелями по уголовным делам, и примерно на 2,5 миллиона из них преступниками оказывается давление. Половина их нуждается в защите, то есть им и их семьям угрожают, требуя изменить показания или вообще от них отказаться.

В значительной мере ведение расследования осложняют отказ от дачи показаний или дача показаний, не соответствующих действительности, отзывы заявлений о совершенных преступлениях, нежелание граждан выступать не только в качестве свидетелей, но и понятых из опасения за свою жизнь и здоровье, за безопасность родных и близких.

Способы воздействия на свидетеля, потерпевшего становятся все более многогранными: угроза убийством, уничтожение или повреждение имущества, похищение детей и иных близких, подкуп, шантаж, физическое насилие, оскорбление, клевета. При этом в случае отказа участника процесса выполнить требование, могут следовать ужесточение воздействия, частичная реализация угроз, приведение угроз в исполнение, предъявление больших требований.

Вместе с тем в государственной защите нуждаются также люди, мешающие преступникам уйти от ответственности или совершать преступления: судьи, прокуроры, сотрудники следственного комитета, работники правоохранительных органов и различных контролирующих ведомств, например, рыбнадзора, охраны природы или культурных ценностей.

В современной России, к сожалению, зарождается и такой изощренный способ оказания давления, как «варварское право» - угрозы, насилие и убийство судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, а также их близких. Такая криминальная ситуация становится характерной не только для нестабильных регионов Северного Кавказа. К примеру, в Ингушетии в 2009 году расстреляли второго заместителя председателя Верховного суда республики, в г. Москве в подъезде своего дома был застрелен судья Чувашов Э.В.

Кроме того, надо учесть, что профессия судьи давно перестала быть исконно мужской. В судах общей юрисдикции представительниц прекрасного пола сегодня даже больше, чем мужчин. Многие женщины возглавляют краевые, областные, республиканские суды, в том числе городские суды Москвы и Санкт-Петербурга. Естественно, подавляющее большинство женщин не приучено к обращению с огнестрельным оружием. Поэтому они практически всегда отказываются от ношения огнестрельного оружия. Как следствие, жертвами преступников, все чаще становятся именно женщины-судьи.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества людей, нуждающихся в государственной защите. В своей исследовательской работе мы поставили перед собой следующие цели:

1. Раскрыть сущность и правовые основы деятельности подразделений по осуществлению государственной защиты.

2. Определить меры безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

3. Определить характер применения оперативно-розыскной деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

4. Провести анализ института обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, выявить проблемы механизма его реализации и предложить пути их решения.

148

№ 2(21), 2010 г.

Правовые основы государственной защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких

Для усиления государственной защиты потерпевших и свидетелей в Российской Федерации принят ряд специальных правовых норм. Важным первоначальным источником регулирования правоотношений в данной сфере является Конституция Российской Федерации. В Конституции закреплено право всех граждан на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, защиту всех форм собственности. Во многом меры государственной защиты необходимы для предотвращения посягательств на указанные неотъемлемые права и свободы участников судопроизводства. Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются Законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Принятие 22 ноября 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также Конституции Российской Федерации в 1993 году позволяет говорить о закреплении права личной неприкосновенности, признании прав и свобод человека высшей ценностью, закреплении обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Поэтому все иные нормативные акты должны основываться на Конституции и не могут ей противоречить.

Первым этапом в нормативно-правовом регулировании государственной защиты потерпевших и свидетелей стало принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ в 2001 г. С принятием УПК РФ в российском законодательстве появились меры процессуального характера, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства.

УПК РФ как источник регулирования рассматриваемых правоотношений закрепляет саму трактовку процессуальных фигур, входящих в круг защищаемых лиц, их права и обязанности, субъектов уголовного судопроизводства, принципы и общие условия уголовно-процессуальной деятельности, основания и поводы возбуждения уголовного дела, а также весь порядок расследования.

УПК РФ предусматривает конкретные уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников процесса, которые могут быть предприняты судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем в пределах своей компетенции при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями. Однако УПК РФ не содержит определения конкретного круга защищаемых лиц.

Уголовный Кодекс РФ обеспечивает государственную защиту свидетелей потерпевших, иных участников уголовного судопроизводства путем установления уголовной ответственности за противоправные действия в отношении данных фигурантов.

Так, ст. 295 УК РФ запрещает посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования, либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность. Санкция за совершение данного преступления предусмотрена вплоть до смертной казни.

Часть 2 ст. 296 УК РФ закрепляет ответственность за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта.

Статья 309 УК РФ предусматривает ответственность за преступление, содержащее признаки одного из следующих составов преступления:

- подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода;

- принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта, специалиста к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а равно принуждение указанных

149

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

лиц к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких;

- указанные выше деяния, совершенные с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья указанных лиц;

- указанные выше деяния, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья указанных лиц.

Статья 311 УК РФ прямо предусматривает ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, а также те же деяния, повлекшие тяжкие последствия. При этом к тяжким последствиям можно отнести: убийство или причинение вреда здоровью защищаемого лица, его самоубийство, психическое заболевание, наркотическую зависимость, последовавшие в результате действий преступников, узнавших сведения о защищаемом лице, причинение крупного ущерба или ущерба нескольким лицам. Кроме того, на наш взгляд, к тяжким последствиям в рассматриваемой ситуации можно отнести отказ защищаемого лица от дачи показания или его невозможность давать показания, вследствие чего теряется важный источник доказательств.

Особое значение приобретает также такое обстоятельство, отягчающее наказание за совершение преступлений (особенно насильственных) в отношении защищаемых лиц, как совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. Во многих статьях данное обстоятельство выступает признаком квалифицированного состава преступления.

Следующим важным шагом стало принятие 20 августа 2004 г. Федерального закона № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Данный Закон стал основным правовым источником регулирования правоотношений в области обеспечения государственной защиты. Закон определяет круг защищаемых лиц, период расследования при котором возможно осуществление мер безопасности, содержание и принципы государственной защиты. Он закрепляет порядок и условия применения мер обеспечения безопасности защищаемых лиц, а также мер социальной поддержки, регламентирует состав государственных органов, обеспечивающих государственную защиту, и определяет их компетенцию, устанавливает права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, предусматривает ответственность за нарушение требований Закона, определяет порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.

В соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ на органы внутренних дел по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:

-потерпевших;

-свидетелей;

-частных обвинителей;

-подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

-экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов;

- гражданских истцов, гражданских ответчиков;

-законных представителей, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;

-заявителей, очевидцев, жертв преступлений, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления;

-установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных в данном подпункте защищаемых лиц.

Впоследствии во исполнение указанного выше Федерального закона были приняты следующие нормативные акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Постановление Правительства Российской Федерации

150

№ 2(21), 2010 г.

от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты», Приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких».

Правовые основы государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов

Государственная защита вышеуказанных лиц опирается на широкую правовую основу. В нее входят Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы государственной защиты. Государственная защита лиц осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении государственной защиты недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Конституция РФ гарантирует применение мер правовой защиты судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов, сотрудникам федеральных органов государственной охраны и их близким. Уголовным кодексом РФ предусмотрена повышенная уголовная ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество, а также установлена уголовная ответственность за противоправные действия в отношении защищаемых лиц. Согласно ст. 295 УК РФ, посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

За посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность ст. 317 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни.

Представителем власти в УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Уголовное преследование предусматривается и за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.

В том случае, если угроза совершена с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, следует наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 296 УК РФ). Более строгое наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, согласно ч. 4 ст. 296 УК РФ, предусмотрено за угрозу, совершенную с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

Важное место в мерах правовой защиты отведено сохранению в тайне мер безопасности.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, согласно ч. 1 ст. 311 УК РФ наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев. В том случае, если разглашение повлекло тяжкие последствия, следует наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 311 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 320 УК РФ разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние

151

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев. В том случае, если разглашение повлекло тяжкие последствия, следует наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 320 УК РФ).

Основным правовым источником регулирования правоотношений в области обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов является Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Задача в области обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

На органы внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 45-ФЗ возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:

- судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;

- прокуроров;

- следователей;

- лиц, производящих дознание;

- сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

- военнослужащих внутренних войск МВД России, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

- судебных исполнителей;

- работников контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

- работников налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 900 “Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите” осуществляются меры безопасности в отношении следующих лиц:

- должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

- должностных лиц контрольно-счетных органов, образуемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;

- должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы внутренних дел также осуществляют меры безопасности и в отношении близких, перечисленных выше лиц.

В УПК РФ дано определение близких родственников. Под близкими родственниками имеются в виду супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4 ст. 5 УПК РФ). Под родственниками понимаются все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве (п. 37 ст. 5 УПК РФ). К близким лицам относятся иные лица, состоящие в свойстве с перечисленными выше лицами, за исключением близких родственников, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги вышеуказанным людям в силу сложившихся личных отношений (п. 3 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, к числу близких могут быть отнесены и иные лица, с которыми, например, защищаемое лицо не состоит в формальных родственных отношениях, но в судьбе которых оно заинтересовано иногда больше, чем в судьбе родственников (невеста, жених, друг, воспитатель и т.д.). Поэтому угроза в адрес таких лиц может глубоко обеспокоить соответствующее лицо и вызвать страх за их судьбу.

152

№ 2(21), 2010 г.

Для наличия состава рассматриваемого преступления важно, чтобы посягательство на жизнь этих лиц было произведено для того, чтобы воздействовать на соответствующее лицо, осуществляющее какую-либо служебную деятельность, либо из мести за служебную деятельность такого лица.

Органы, обеспечивающие безопасность лиц, подлежащих государственной защите.

Исполнение государственной функции по организации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких в системе МВД возложено на Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое образовано в сентябре 2008 года. В своей работе Управление руководствуется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральными законами:

от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

3) Уголовным кодексом Российской Федерации;

4) Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5) Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;

6) Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»;

7) Постановлениями Правительства Российской Федерации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 17 июля 1996 г. № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите»;

от 31 декабря 2004 г. № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите»;

от 10 апреля 2006 г. № 200 “Об утверждении Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в 2006 - 2008 годах”;

от 27 октября 2006 г. № 630 “Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”;

от 11 ноября 2006 г. № 664 “Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты”;

8) Приказом МВД РФ от 21.03.2007 № 281 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких; иными нормативными правовыми актами”.

Куратором государственной программы защиты свидетелей и потерпевших выступает МВД. Но при этом каждое силовое ведомство защищает своих подопечных.

Организационные основы

для осуществления оперативно-розыскной деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В оперативно-розыскной деятельности под понятием лица, подлежащим государственной защите подразумевается физическое лицо права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств во время участия в уголовном судопроизводстве или в связи с осуществлением

153

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

профессиональной деятельности, путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите. Для того, чтобы признать кого-либо защищаемым лицом необходимо наличие специального юридического факта. Таким фактом выступает:

1) наличие угрозы преступного посягательство на лицо и его обращения в соответствующий оперативнорозыскной орган с просьбой о защите;

2) наличие прямого указания законодателя в Федеральном законе о необходимости защиты соответствующих категорий лиц.

Субъектами оперативно-розыскной защиты являются сами оперативно-розыскные органы, их должностные лица (оперативники и другие), а также лица оказывающие содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, их родные и близкие.

В целях реализации Указа Президента РФ (06.09.2008 г. N° 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ») и в соответствии с приказом МВД России № 795 (12.09.2008 г. «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.09.2008 г. № 1316»), в структуре МВД России образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ и Центры (группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите по субъектам РФ, которые в полном объеме взяли на себя комплекс мер по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Подразделения государственной защиты созданы в целях реализации положений двух Федеральных Законов:

1. № 45-ФЗ от 20.04.1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

2. № 119-ФЗ от 20.08.2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Орган, представивший результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. При необходимости указанные меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются указанные результаты.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.[1]

В целях обеспечения безопасности участников оперативно-розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При представлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, получаемых в процессе ведения оперативно-технического мероприятия, должны быть приняты исчерпывающие меры, обеспечивающие вопросы конспирации проведения данного мероприятия, вплоть до его прекращения. [2]

Результаты ОРД не представляются:

- если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

- если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативнорозыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»).

154

№ 2(21), 2010 г.

Решение о непредставлении результатов ОРД по изложенным мотивам, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

Основания применения мер безопасности.

Основаниями применения мер безопасности к защищаемому лицу является угроза убийства защищаемого лица, совершения насилия над защищаемым лицом, повреждения или уничтожения имущества защищаемого лица, или его близким.

Обязательными условиями применения мер безопасности являются:

реальность любой из этих угроз;

установление факта угрозы органом, которому предстоит решить вопрос о применении мер безопасности;

связь угрозы с участием защищаемого лица в уголовном судопроизводстве или с осуществлением служебной деятельности;

согласия защищаемого лица, членов его семьи и проживающих с ним лиц на применении мер защиты, письменно выраженное в заявлении или отсутствия возражений.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества. Реальность угрозы -это оценочная категория, которая устанавливается органом, уполномоченным применять меры безопасности. В законодательстве невозможно отразить все факторы, которые могут повлиять на принятие данного решения. А.В. Шнитенков предлагает при определении реальности угрозы учитывать следующие объективные обстоятельства: тяжесть и характер преступления, в связи с которым возник вопрос о применении государственной защиты; характеристику лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, которые каким-либо образом заинтересованы в исходе дела (прежние судимости, положение в обществе, материальное положение, особенности характера, психическая неуравновешенность, религиозная и национальная принадлежность); уязвимость защищаемого лица.[3]

Еще одним важным условием применения мер безопасности являются письменное заявление или согласие лица, к которому обращена угроза (в случае с несовершеннолетними - их законных представителей). Если предполагаемые меры защиты затронут каким-либо интересы других совершеннолетних членов семьи или проживающих совместно с защищаемым лицом лиц, последние должны заявить о своем согласии с данными мерами. Применение мер безопасности практически бессмысленно в ситуациях, когда лицо против этого возражает. Нельзя, например, насильно изменить место жительства, работы или внешность защищаемого лица. Можно установить внешнюю охрану жилища, сделать это позволяют нормы закона РФ «О милиции».[4]

Вместе с тем меры безопасности могут существенно ограничить некоторые конституционные права граждан, вторгаясь в сферу частной жизни, личной и семейной тайны, свободы передвижения и т.д. С этих позиций Российское законодательство справедливо обусловило применение мер государственной защиты отсутствием возражений, т.е. добровольным согласием лиц на ограничение ряда своих прав во имя безопасности.

Меры, принимаемые по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите

Под безопасностью, согласно Закону РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности от различных угроз. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности. Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, является жизненно важными интересами. Права и свобода личности, ее материальные и духовные ценности относятся к объекту безопасности.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от источников опасности, определяет содержание мер по обеспечению безопасности.

В частности, в Уголовно-процессуальном Кодексе предусмотрены следующие меры безопасности (ч. 3 ст. 11 УПК РФ):

1. Указание псевдонима участника следственного действия и неразглашение данных о его личности (ч. 9 ст. 166).

2. Осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186).

155

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

3. Предъявление опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

4. Проведение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ).

5. Проведение допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

Меры безопасности в отношении указанных лиц, по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора органами внутренних дел, расположенными по месту нахождения защищаемых лиц.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько, либо одна из следующих мер безопасности:

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

- временное помещение в безопасное место;

- применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях могут применяться такие меры защиты, как переселение на другое место жительства, замена документов, изменение места работы (службы) или учебы и даже такая радикальная мера, как изменение внешности.

Защищаемые лица информируются о праве на применение в отношении них мер государственной защиты, а должностные лица органов внутренних дел обязаны разъяснять им их право на применение мер государственной защиты.

Срок исполнения государственной функции исчисляется с момента вынесения постановления о применении мер безопасности и заканчивается в момент вынесения постановления об отмене мер безопасности.

Крайне затруднено применение таких мер безопасности, как переселение на другое место жительства и замена документов. В настоящее время, они могут применяться лишь на временной основе. Для создания новой личности и новой жизненной истории необходимо наделение лица новым образованием, воинской обязанностью, пенсионной историей, трудовым стажем, новой собственностью. На сегодняшний день соответствующие нормативно-правовые акты и механизмы их реализации еще не разработаны. К примеру, паспорт гражданина Российской Федерации нового поколения - так называемый «биометрический паспорт», - а также государственные регистрационные знаки на автотранспортные средства, в настоящее время не могут быть выданы на новое лицо, хотя такая мера обеспечения безопасности прямо предусмотрена Государственной программой.

В качестве мер безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны можно назвать:

- личную охрану, охрану жилища и имущества;

- выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

- временное помещение в безопасное место;

- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

- переселение на другое место жительства;

- замену документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном законодательством.

В систему государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, согласно законодательству, входят меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности.

Указанные меры безопасности - не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

156

№ 2(21), 2010 г.

Актуальность темы обусловлена тем, что история становления и развития института обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших является новой и весьма специфической сферой правоохранительной деятельности в нашей стране. Практическая реализация данной функции представляет для правоохранительных органов определенную сложность. На этом фоне обращает на себя внимание недостаточная четкость законодательных предписаний относительно порядка осуществления государственной защиты и оценочный характер оснований их производства.

В Российской Федерации недостаточно уделяется должного внимания данному вопросу, как в западных странах, особенно в США, хотя за последние годы был сделан огромный шаг на пути к обеспечению государственной защиты.

О внимании, которое уделяется в США вопросам защиты свидетелей, говорит и факт создания в Нью-Йорке специальной телефонной линии связи для жертв преступлений. Позвонив по телефону «горячей линии», лица, подвергшиеся нападению преступников, могут выяснить, где отбывают наказание их обидчики, а также срок их освобождения. Телефоном «горячей линии» могут пользоваться также адвокаты и свидетели, участвовавшие в судебных процессах. Любой клиент этой телефонной службы оповещения может зарегистрировать специальный пароль, и тогда компьютерная система свяжется с ним по телефону через 10 минут после освобождения заключенного из тюрьмы. Если не ответит, компьютер будет названивать ему каждые полчаса в течение суток. Создание столь специфической службы связи вызвано, скорее всего, тем обстоятельством, что многие американцы опасаются мести со стороны осужденных преступников.

В связи с этим требуется реализация дополнительных мер правового, организационного и экономического характера по обеспечению безопасности судей, прокуроров, сотрудников следственного комитета, работников правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, принятие дополнительных мер безопасности лиц, подлежащих государственной защите, их технической оснащенности.

Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что проблема государственной защиты в условиях противодействия правосудию признается крайне важной и актуальной во всем мире, хотя разные государства по-своему определяют приоритетные направления развития законодательства в этой сфере, их правовые акты содержат неоднозначные подходы к определению ряда основополагающих правовых институтов.

1. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 385.

2. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А. Ю. Шумилова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 412.

3. Комментарий к ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» /под ред. А.В. Шнитенков, Д.Н. Великий. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - С. 75.

4. Закон РФ «О милиции».

УСТИЕВА И. С.

ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕКРАСНОМ В КАЛМЫЦКИХ НАРОДНЫХ ТРИАДАХ

Афористическая поэзия калмыков разножанрова и самобытна. Особое место занимают трехстишия, которые по своей сути близки к загадкам. Калмыцкое название трехстиший □орчлапин пурвнтсп, что в переводе означает «есть в мире нечто по три»: по три предмета, явления, качества и т. д., обладающих одной общей особенностью. Триада является своеобразной, оригинальной формой калмыцкой загадки и представляет собой поэтический афоризм. Загадка-триада построена на общности трех определенных понятий, предметов и выражается в повествовательной или вопросительной форме.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.