ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 344.1+343.916 Виктимология 4(14) / 2017, с. 5-13
Сабитов Р. А.
ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЙ О КОРРУПЦИИ
Статья посвящена вопросам стимулирования правовыми средствами сообщений о коррупции и содействия органам власти в борьбе с коррупцией. Рассмотрены правовые способы такого стимулирования: обязывание и поощрение, а также предоставление гарантий безопасности лицам, содействовавшим выявлению и расследованию коррупционных правонарушений.
Ключевые слова: сообщение о коррупции, склонение к коррупционному поведению, поощрение и защита информаторов о коррупции.
Стимулирование сообщений в органы власти о фактах коррупции и оказания иного содействия в борьбе с коррупцией может быть осуществлено следующими способами:
а) обязыванием — возложением на лицо обязанности к активному поведению. Исполнение обязанности подкрепляется установлением санкций за её игнорирование;
б) дозволением — предоставлением лицам возможности совершать действия по собственному усмотрению. При этом дозволение подкрепляется поощрением, которое заключается в предоставлении лицу, совершившему эти действия, определенных гарантий и благ.
Метод обязывания реализован в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1, с. 189]. Согласно ст. 9 Закона государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ч. 1). Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за
исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего (ч. 2). Невыполнение служащим этой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 3).
Закон не обязывает государственного или муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений. В этих случаях можно было бы использовать метод поощрительного воздействия на служащего, который, к сожалению, в России законодательно не урегулирован.
В связи с этим заслуживает внимания и изучения практика Республики Казахстан по стимулированию содействия в борьбе с коррупцией. Такая поощрительная практика регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 г. № 1077 «Об утверждении Правил поощре-
ния лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией» [5].
Согласно п. 4 Правил основаниями поощрения являются:
1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения или преступления;
2) предоставление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;
3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения или преступления.
Поощрение осуществляется в форме единовременного денежного вознаграждения, а также в виде награждения грамотой или объявления благодарности. Размер денежного вознаграждения дифференцируется в зависимости от тяжести коррупционного правонарушения:
1) по административным делам о коррупционных правонарушениях — 30 месячных расчетных показателей (далее — МРП);
2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести - 40 МРП;
3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести - 50 МРП;
4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях — 70 МРП;
5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях — 100 МРП.
Поощрение осуществляется в случае, если представленная лицом информация соответствует действительности и в отношении виновного лица:
а) вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания;
6) вступил в законную силу обвинительный приговор;
в) вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилити-рующим основаниям.
Поощрение предоставляется приказом руководителя соответствующего органа финансовой полиции (Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью),
являющегося основанием для выплаты лицу единовременного денежного вознаграждения.
Отдельные меры правового поощрения предусмотрены российским законодательством. Так, согласно ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Многие факты коммерческого подкупа и взяточничества раскрываются и успешно расследуются благодаря наличию в УК РФ поощрительных норм, содержащихся в ст. 75, п. 2 примечаний к ст. 204, примечаниях к ст.ст. 2041, 2042, 291, 2911, 2912 Кодекса. Эти нормы предусматривают освобождение от уголовной ответственности лиц, вступивших в коррупционные отношения, но затем добровольно сообщивших о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, либо активно способствовавших раскрытию и (или) расследованию преступления коррупционной направленности. Кроме того норма, закрепленная в п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, предусматривает смягчение наказания лицу, которое явилось с повинной, активно способствовало раскрытию и расследованию преступления коррупционной направленности, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.
Помимо поощрительных мер сообщение о коррупции стимулируется предоставлением гарантий безопасности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
Коррупционные правонарушения не
раскрываются не только в связи с тем, что они совершаются тайно, но и по причине боязни пострадать от действий коррупционеров и их подручных, если информатор сообщит об их незаконных деяниях. Кроме того, не всякий служащий способен вынести «сор из избы», так как он рискует стать изгоем в коллективе и потерять место работы. Поэтому необходимы государственные гарантии безопасности заявителей о коррупционных правонарушениях и лиц, способствующих их предупреждению и раскрытию.
Требование государственной защиты лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией, закреплено в ряде международных нормативных правовых актов.
Согласно ст. 33 «Конвенции ООН против коррупции» [1, с. 76] каждое государство-участник рассматривает возможность включения в свою внутреннюю правовую систему надлежащих мер для обеспечения защиты лиц, сообщивших о фактах, связанных хотя бы с одним из перечисленных в Конвенции преступных деяний (ст.ст. 15-25). Такое лицо признается заявителем о коррупции и подвергается защите от преследования и физического насилия, запугивания и мести, а также от любого несправедливого обращения.
Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» [1, с. 39] обязывает каждую Сторону принимать такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения эффективной и надлежащей защиты:
а) тех, кто сообщает об уголовных правонарушениях, признанных в качестве таковых в соответствии со статьями 2-14 Конвенции или иным образом сотрудничает с органами, осуществляющими расследование и разбирательство;
б) свидетелей, дающих показания, касающиеся таких правонарушений (ст. 22).
Статья 7 Модельного закона «О борьбе с коррупцией», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 3 апреля 1999 г., содержит следующие положения:
1) лицу, сообщившему о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшему содействие в противодействии коррупции, предоставляется государственная защита;
2) информация о лице, оказывающем содействие в противодействии коррупции, не подлежит разглашению;
3) в случае необходимости правоохранительные органы обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции [1, с. 50].
Российское законодательство также содержит ряд мер, направленных на обеспечение безопасности лиц, участвующих в противодействии коррупции. Применение этих мер предусмотрено федеральными законами:
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ч. 4 ст. 9);
от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. ст. 12, 17, 18);
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 17.13);
Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 311).
Кроме законов, государственная защита лиц, участвующих в борьбе с коррупцией, регулируется следующими постановлениями Правительства РФ:
от 27 октября 2006 г. № 630 (в ред. от 16 февраля 2013 г.) «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
от 11 ноября 2006 г. № 664 (в ред. от 25 марта 2013 г.) «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;
от 3марта 2007г. № 134 (в ред. от 19 ноября 2008 г.) «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Рассмотрим законодательные меры обеспечения безопасности лиц, участвующих в противодействии коррупции.
1. Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ в случаях, когда он уведомил представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах:
— обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
— совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений;
— непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
К сожалению, этот Закон не соответствует в полной мере нормам международного права, поскольку касается государственной защиты только государственных и муниципальных служащих и не предусматривает защиту иных информаторов (заявителей о коррупции), а также иных лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Кроме того, по этому Закону защита осведомителей лишь декларируется, но реально не обеспечивается.
2. Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Меры государственной защиты могут применяться в отношении: судей; присяжных заседателей; арбитражных заседателей; прокуроров; следователей; лиц, производящих дознание; лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; судебных исполнителей; работников таможенных органов, органов государственной налоговой службы и других лиц, перечисленных в ст. 2 Закона. Кроме того, эти меры могут применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих ор-
ганов, либо из мести за указанную деятельность.
Защита указанных лиц состоит в осуществлении уполномоченными государ -ственными органами мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью. Для защиты жизни и здоровья защищаемых лиц могут применяться: личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия; временное помещение в безопасное место; перевод на другую работу; замена документов; другие меры.
3. Для защиты информаторов и иных лиц, оказавших содействие в противодействии коррупции, может быть использован Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Согласно ч. 1 ст. 2 Закона государ -ственной защите подлежат:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лица, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Некоторые авторы утверждают, что с учетом характера коррупционных преступлений перечень лиц, сообщающих о фактах коррупции и подлежащих государственной защите, не включает гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей [3, с. 96]. Думается, эти лица также подлежат государственной защите, поскольку преступления коррупционной направленности могут выразиться в преступных хищениях и злоупотреблениях полномочиями, совершение которых влечет появление в уголовном процессе гражданского истца и гражданского ответчика.
Статья 2 Закона разрешает применение мер государственной защиты не только в отношении участников уголовного судопроизводства, но и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Заявителем является физическое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с устным или письменным заявлением о преступлении.
Очевидец преступления — лицо, которое непосредственно наблюдало совершение преступления и преступника.
Жертва преступления — физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Иными лицами, способствующими предупреждению или раскрытию преступления, являются любые лица, содействующие оперативно-розыскной и (или) следственной деятельности по предупреждению, пресечению или раскрытию преступлений коррупционной направленности.
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающем решение об осуществлении государственной защиты (ч. 1 ст. 16 Закона).
Статьей 6 Закона предусмотрено применение следующих мер безопасности: личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-ро-
зыскной деятельности» предусматривает применение двух видов государственной защиты:
— защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающим им содействие на конфиденциальной основе (ст. 12);
— социальную и правовую защиту граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст. 18).
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Таким образом, сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может устанавливаться на безвозмездной или возмездной основе, оно может быть гласным или конфиденциальным.
На основании положений ст. 18 Закона лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
5. Ряд мер, направленных на защиту свидетеля, потерпевшего, его представителя, их родственников и близких лиц, предусмотрен УПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия,
уничтожением или повреждением их имущества или иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.
В целях обеспечения безопасности указанных лиц УПК РФ предусматривает следующие условия совершения процессуальных действий:
— следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности (ч. 9 ст. 166);
— при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186);
— в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193);
— в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников и близких лиц, может быть проведено закрытое судебное разбирательство уголовного дела на основании определения или постановления суда (п. 4 ч. 2 ст. 241);
— в исключительных случаях в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства суд вправе при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 61 ст. 241 УПК РФ, по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видеоконференц-связи (ч. 61 ст. 241);
— при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем выносит определение или постановление (ч. 5 ст. 278).
6. Статья 17.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц за разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких.
7. Если были разглашены сведения о мерах безопасности, применяемые в отношении судьи и участников уголовного процесса, то ответственность наступает по ст. 311 УК РФ. Преступлением против правосудия является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.
8. Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлена и опубликована Информация от 13 февраля 2013 г. «Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции» [2, с. 299], который рекомендован к использованию органами государственной власти и местного самоуправления. В числе таких мер указано стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов. Рекомендовано стимулирование к сообщению представителю нанимателя (работодателю) информации о фактах коррупции, нарушениях требований к служебному поведению обеспечить посредством следующих мероприятий:
— закрепить в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные п.п. 6 и 12 «Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» [2, с. 385-387];
— разъяснять порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты заявителей;
— довести до сведения государственных (муниципальных) служащих, что они имеют возможность уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично;
— закрепить в локальном акте, устанавливающем порядок и виды поощрения и награждения органа государственной власти и местного самоуправления, специального вида поощрения лицу, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).
«Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений» (опубликованы Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2010 г. № 7666-17) [2, с. 384-387] содержат следующие рекомендации, касающиеся обеспечения безопасности служащего, уведомившего о фак-
тах склонения к совершению коррупционных правонарушений:
— представителем нанимателя (работодателя) или по его поручению уполномоченным структурным подразделением государственного органа или органа местного самоуправления (аппарата избирательной комиссии) обеспечивается конфиденциальность полученных сведений (п. 6);
— представителем нанимателя (работодателя) принимаются меры по защите государственного или муниципального служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах обращения к иным государственным или муниципальным служащим в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, в части обеспечения государ -ственному или муниципальному служащему гарантий, предотвращающих его неправомерное увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение или снижение размера премии, перенос времени отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности в период рассмотрения представленного государственным или муниципальным служащим уведомления (п. 12).
В «Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», утвержденном Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 [1, с. 408-424], содержится поручение Правительству РФ подготовить и представить до 1 ноября 2014 г. проект нормативного правового акта о совершенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжалуются (подп. «п» п. 2). В связи с этим Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлен проект федерального закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов», который помещен на сайте СПС «КонсультантПлюс» [4]. По проекту закона к лицам, подлежащим го-
сударственной защите, относятся лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, а также иные служащие и работники, перечисленные в ст. 4 проекта закона. Думается, круг этих лиц следует расширить: включить в него родственников и близких заявителя. Статья 8 проекта закона предусматривает выплату вознаграждения лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, в
денежном выражении в размере от 5 до 15 процентов от суммы взятки, коммерческого подкупа либо от суммы предотвращенного ущерба, при условии, что такое вознаграждение не превысит 3 млн рублей. По-видимому, поощряться должны не только те, кто способствовал предотвращению ущерба, но и лица, оказавшие иное содействие пресечению, выявлению и расследованию факта коррупционного правонарушения, розыску имущества, приобретенного в результате коррупции.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Антикоррупционное законодательство : сборник нормативных правовых актов / сост. В. И. Жильцов. - М., 2017.
2. Государственная служба и противодействие коррупции. Основные рекомендации и разъяснения: сб. нормативных правовых актов / сост. В. И. Жильцов. — М., 2017.
3. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: науч.-практ. пособие / В. Ю. Артемов, Н. А. Голованова, С. А. Кубанцев и др.; отв. ред. А. М. Цирин, Е. И. Спек-тор. — М., 2016.
4. СПС «КонсультантПлюс» — Режим доступа: Http://base.consultant.ru+ (дата обращения: 30.09.2017).
5. Режим доступа: Http://kodeksy.kz.com; online.zakon.kz/document/ (дата обращения: 30.09. 2017).
REFERENCES:
1. Antikorruptsionnoye zakonodatel'stvo : sbornik normativnykh pravovykh aktov / sost. V. I. Zhil'tsov. — M., 2017.
2. Gosudarstvennaya sluzhba i protivodeystviye korruptsii. Osnovnyye rekomendatsii i raz»yasneniya: sb. normativnykh pravovykh aktov / sost. V. I. Zhil'tsov. — M., 2017.
3. Pravovaya zashchita lits, soobshchayushchikh o faktakh korruptsii: nauch.-prakt. posobiye / V. YU. Artemov, N. A. Golovanova, S. A. Kubantsev i dr.; otv. red. A. M. Tsirin, Ye. I. Spektor. — M., 2016.
4. SPS «Konsul'tantPlyus» — Rezhim dostupa: Http://base.consultant.ru+ (data obrashcheniya: 30.09.2017).
5. Rezhim dostupa: Http://kodeksy.kz.com; online.zakon.kz/document/ (data obrashcheniya: 30.09. 2017).
САБИТОВ Рашид Акремович, доктор юридических наук, профессор, Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Sabitov R. А.
LEGAL INCENTIVES FOR REPORTING OF CORRUPTION
The article is devoted to the issues of stimulating by legal means reports on corruption and assistance to authorities in the fight against corruption. Legal ways of such stimulation are considered: binding and encouraging, as well as providing security guarantees to persons who helped to identify and investigate corruption offenses.
Keywords: a report on corruption, a tendency to corrupt behavior, the promotion and protection of informants about corruption.
SABITOV Rachid, Doctor of Law, Professor, Cheliabinsk State University, Cheliabinsk, Russian Federation E-mail: [email protected]