ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШЕГО КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Чмырёв С.Н., Начальник кафедры Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, доцент, кандидат юридических наук
Аннотация. Проблема правового положения деятельности милиции по государственной защите потерпевшего как участника уголовного судопроизводства является одним из актуальных направлений государственной политики.
В основе научной статьи лежит анализ действующих нормативно-правовых актов деятельности милиции по государственной защите потерпевшего как участника уголовного судопроизводства.
Сформулированные в статье предложения могут быть использованы для разработки нормативно-правовых актов деятельности подразделения криминальной милиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
LEGAL STATUS OF MILITIA ACTIVITY IN PUBLIC PROTECTION OF A VICTIM AS A PARTICIPANT OF THE JUSTICE CRIMINAL PROCESS
Chmyrjov S.N., the Head of the Chair,
Stavropol Branch of the Krasnodar University of Interior
The summary. Legal status of militia activity in public protection of a victim as a participant of the justice criminal process is one of the most actual directions of the state policy.
This scientific article is based on the legal acts in force analysis of militia activity in public protection of a victim as a participant of the justice criminal process.
Valuable suggestions formulated in this article may be used in developing of legal acts for Criminal unit's activity ensuring security of persons needed in state protection.
В середине 20 века в зарубежных странах остро стала проблема по воздействию со стороны лиц привлекаемых к ответственности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзирающих) органов, потерпевших, свидетелей, специалистов их родственников и близких лиц. В целях государственной защиты выше указанных лиц на международном уровне была принята система законодательных норм, которая была направлена на решение данной проблемы. В
современной России аналогичные меры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите принимаются и сегодня.
Так, например, в соей работе И.М. Ибрагимов отмечает, что «в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года допускали в порядке исключения проведение закрытого судебного заседания по соображениям соблюдения принципов морали, интересов несовершеннолетних, защиты частной жизни сторон уголовного судопроизводства, сохранения общественного порядка, государственной безопасности, а также иных особых обстоятельств. К числу таких особых обстоятельств причислялись также безопасность потерпевшего, защита его личной жизни, его конституционных прав и законных интересов при рассмотрении уголовного дела и возмещение ему понесенного им физического, морального и материального ущерба»1, конвенции и международные пакт были первыми шагами по защите потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
В 1991 году был принят Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции»2 и в ч. 24 ст. 10 Закона было закреплено, что милиция обязана «принимать предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности», в последующем Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции»» от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ в ч. 24 ст. 10 были внесены следующие изменения и дополнения: «применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности»3.
Закон «О милиции» создал правовое положение милиции по принятию государственных мер защиты потерпевшего, как участника уголовного судопроизводства.
П. 5 ст. 7 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»4 предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными
1 Ибрагимов И.М. Правомерные возможности защиты прав потерпевшего в российском уголовном процессе. - М.: «Юриспруденция», 2008. КонсультантПлюс.
Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № № 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 с последующими изменениями.
3 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции»» от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1666.
4 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349 с последующими изменениями.
Бизнес в законе
3'2009
на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. П. 6 ст. 14 названного Закона обязывает органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
Исполнение государственной функции по организации государственной защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких осуществляется в соответствии с: Федеральными законами: от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»5, от 15 июля 1995 г. № 10Э-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»6, от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»7, Уголовным кодексом Российской Федерации8, Уголовно-
процессуальным кодексом Российской Федерации9, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации10 и т.д. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства представляет собой осуществление предусмотренных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»11 мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
В целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом, усиления гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью
5 Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3534 с последующими изменениями.
6 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759 с последующими изменениями.
7 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2009.
9 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. -М., 2009.
10 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2009.
11 См.: ст. 1 Федерального закона «О государственной защи-
те потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ.
Указом Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.09.2008 № 1316 было образовано подразделение по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возложив на него функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества12.
В структуру криминальной милиции постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 127 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 925» было внесено дополнение о подразделении по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите13.
Координация деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности осуществляется в отношении отдельных категорий должностных лиц и граждан, подлежащих согласно действующему законодательству государственной защите.
В соответствии с приказом МВД России «Об утверждении административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» от 21.03.2007 № 28114 был принят административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких, который разработан в целях определения сроков и последовательности действий (административные процедуры) МВД России непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, иные организации и подразделения, создан-
12 Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.09.2008 № 1316 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 37. Ст. 4182.
13 Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 925» от 14.02.2009 № 127 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 8. Ст. 988.
14 Приказ МВД России «Об утверждении административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» от 21.03.2007 № 281 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 47.
ные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по организации государственной защиты, порядка взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядка взаимодействия органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении полномочий по организации государственной защиты.
Для обеспечения личной безопасности потерпевшего органы внутренних дел обязаны тщательно рассмотреть сообщения, которые поступают к ним от потерпевших, в особенности учитывать субъективную оценку существующей угрозы для правильной оценки степени опасности и выбора мер безопасности и защиты в отношении данного потерпевшего. В частности, сотрудники ОВД должны обратить внимание на личностные качества потерпевшего, на состояние его здоровья, психические и психологические особенности, принадлежность к определенной среде, зависимость заявителя от обвиняемого. Как, справедливо указывает И.М. Ибрагимов «при выборе мер безопасности необходимо также учитывать доказательную значимость показаний потерпевшего для обвинения и осуждения обвиняемого или подсудимого, на отношение потерпевшего к выполнению своих процессуальных обя-занностей»15. Сотрудники милиции должны брать во внимание также личностные качества тех лиц, от которых может исходить угроза, степень тяжести предполагаемого наказания, их поведение на предварительном и судебном следствии, их склонность к применению насилия, степень вероятности непосредственной угрозы, адресованной потерпевшему или родственникам или близким, прошлые судимости, поведение их ближайшего окружения.
Для принятия действенных мер безопасности и государственной защиты потерпевших необходима максимальная оперативность в проверке сообщений о вероятных противоправных посягательствах на потерпевшего.
15 Ибрагимов И.М. Указ. раб.