Теория и история государства и права
УДК 343
А.Г. Ахмедов*, С.Э. Тарасов**
Становление института защиты
участников уголовного судопроизводства в России
Статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития института защиты участников уголовного судопроизводства, оперативно-розыскному обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, на современном этапе развития российского общества.
Ключевые слова: обеспечение безопасности, государственная защита, оперативно-розыскная деятельность.
A.G. Akhmedov*, S.E. Tarasov**. Establishment of the institute to protect the participants of ciiminal proceedings in Russia. The article deals with the problematic issues operative investigation to ensure the safety of persons subject to state protection in the present stage of development of the Russian Society.
Keywords: safety, public protection, operational-search activity.
Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию, является гарантией самого правосудия — гарантией не менее важной, чем право обвиняемого на защиту и иные основополагающие традиционные институты уголовного судопроизводства. Это государственная задача, обязанность государства, выполнение которой направлено на обеспечение как публичных, так и личных интересов [8, с. 64].
Резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности. Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они действуют открыто и нагло, т.к. уверены в своей безнаказанности.
Вместе с тем привлечение указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением с целью недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства всё чаще применяются изощрённые, тщательно спланированные и умело реализуемые приёмы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.
Как результат, в начале 90-х гг. в России возникла острая необходимость в принятии нормативно-правовых актов, регулирующих защиту свидетелей. Это было обусловлено следующими причинами. Во-первых, наличием пробелов в законодательстве. Государству, обществу, законодателю, в частности, понадобилось около 15 лет, чтобы сформировать законодательную основу для регулирования данных общественных отношений. Во-вторых, особенностью процессуального положения свидетеля. Он субъект уголовного, уголовно-процессуального права, показания которого являются условием успешного раскрытия и расследования преступления. В-третьих, состояние общества, которое характеризуется экономической и политической нестабильностью, ростом межнациональных конфликтов и преступности, и в котором лица, задействованные в уголовном судопроизводстве, оказались незащищенными. Возросло количество посткриминального воздействия на лиц, участников уголовного судопроизводства. Такое воздействие осуществлялось в целях заставить отказаться от намерения содействовать правосудию, прекратить это содействие, а равно из мести за оказанное содействие.
* Ахмедов, Ахмед Гусейнович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Tel.: (812) 74496-37. E-mail: [email protected].
** Тарасов, Сергей Эдуардович, заместитель начальника кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Tel.: (812) 744-96-37. E-mail: [email protected].
* Akhmedov, Ahmed Guseynovich, professor of operative- investigative activity ATS St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry , PhD. jurid. sciences. Address: Russia, 198206 , St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: ( 812) 744-96-37 . E-mail: [email protected].
** Tarasov, Sergey Eduardovich, Deputy Chief of the OSA ATS St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry . Address: Russia, 198206 , St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. . Tel.: ( 812) 744-96-37 . E-mail: [email protected]. © Ахмедов А.Г., Тарасов С.Э., 2014
Ахмедов А.Г., Тарасов С.Э. Становление института защиты участников уголовного судопроизводства...
Для устранения данного пробела впервые был разработан в 1990 г. Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик»
[4]. Закон установил «обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц» при наличии достаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством Союза ССР и союзных республик меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности». Данная статья должна была действовать одновременно с положениями Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Однако в ней содержалась бланкетная ссылка на иные законодательные акты, которые так и не были приняты. Более того, Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» данные Основы признаны утратившими юридическую силу на территории страны [3]. Первым законом, вступившим в силу, в котором была упомянута возможность защиты таких участников уголовного процесса, как свидетелей, стал Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 « О милиции»
[5]. В п. 24 ст.10 данного закона содержится обязанность милиции «принимать предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности».
Развивая институт защиты, на сессии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств в Санкт-Петербурге в 1998 г. был принят модельный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [6].
Дальнейшее законодательное закрепление данной нормы нашло в приказе МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации» [7], согласно которому впервые в МВД были созданы специализированные подразделения по обеспечению безопасности лиц? подлежащих государственной защите. В рамках реформирования органов внутренних дел данная норма нашла отражение и в законе «О полиции» [1], принятом 7 февраля 2011 г.
Это была первая попытка законодателей в нашей стране предоставить минимальные гарантии безопасности лицам, которые рискуя своей жизнью, жизнью и здоровьем своих близких, выполняют гражданский долг и правовую обязанность. Между тем, считаем нужным отметить, что ряд стран, такие как Италия, Франция, Великобритания, ФРГ, Австрия обладают многолетним опытом в этой области. В качестве примера эффективности действия защиты свидетелей можно привести Соединенные Штаты Америки, где в 1970 г. был принят Закон о борьбе с организованной преступностью, в котором содержалась Программа защиты свидетеля. За более чем 40 лет существования подобной программы (Программа защиты свидетелей начала действовать в США в 1971 г.) через нее прошли более 19 тыс. человек, из них более 7 тыс. живут под вымышленными именами в разных частях страны. Ни один из 19 тыс. свидетелей не был убит. В первоначальном виде документ гарантировал защиту только людям, проходившим по делам, связанным с организованной преступностью, но в 1984 г. этот перечень был существенно расширен. Однако в США формирование института защиты свидетелей осуществляется на протяжении более чем трех десятков лет. В 1970 г. Конгресс принял закон «О контроле за организованной преступностью», наделивший министра юстиции правом выделять средства на защиту свидетелей по делам, связанным с организованной преступностью. В 1982 г. Конгресс одобрил другой закон «О защите жертв преступлений и свидетелей». Через два года был принят Закон «О контроле за преступностью», расширивший круг лиц, подлежащих защите, и включивший в программу защиты свидетелей, кроме свидетелей и жертв преступления, также и их близких. Кроме того, в каждом штате существует собственное законодательство по защите свидетелей. Если же человек по каким-либо причинам не попадает под программу, он может самостоятельно нанять шерифа, обеспечив свою безопасность, так сказать, на коммерческой основе.
Следующим шагом в становлении в России программы защиты свидетелей стало принятие Государственной Думой РФ Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», но в январе 1995 г. его отклонил Президент РФ. В июле 1995 г. Закон вновь был принят Думой, но на сей раз был отклонен Советом Федерации. В мае 1998 г. Закон опять был принят Государственной Думой РФ, затем одобрен Советом Федерации, но Президент РФ снова отказался его подписать. Причиной этого послужило отсутствие финансовых средств для практической реализации его положений. Однако неоднократные попытки принять данный закон говорят об осознании обществом и государством необходимости защиты граждан, содействующих правосудию, важности и эффективности данного института в борьбе с преступностью.
Спустя три года в новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации [2], который вступил в силу с 1 июля 2002 г., нашли свое отражение многочисленные предложения, касающиеся защиты участников уголовного процесса. Многие из них являются новеллами для уголовного судопроизводства в Российской Федерации, хотя восходят к временам работы над проектом закона о государственной защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Ч. 3 ст. 11 УПК РФ главным образом закрепила основания для защиты лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве: при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в
Теория и история государства и права
пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9, ч. 2 ст., ч. 8 ст., п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 данного Кодекса. Приведенные выше статьи содержат положения о правах свидетелей, о конкретных мерах безопасности, органах, которые осуществляют данные меры. После принятия УПК РФ мы смело можем говорить о твердой правовой основе защиты свидетелей. Действительно, это стало огромным шагом на пути становления в России правового института государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Кроме того, существует и межотраслевое взаимодействие по данному вопросу. К примеру, п. 5 ст. 7 Закона РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. П. 6 ст. 14 названного Закона предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств. Также положения упомянутого выше ФЗ «О полиции» и нормы гражданского законодательства, определяющие порядок заключения договора между защищаемым лицом и органом, осуществляющим меры безопасности об условиях применения мер, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности.
Апогеем, на сегодняшний день, становления данного института стало вступление в силу 1 января 2005 г. Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включая меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения, органы, уполномоченные на это. Принятие данного нормативно-правового акта - это ликвидация пробела, существовавшего много лет в настоящей сфере. Сейчас существует достаточно твердая правовая основа гарантий безопасности граждан, действующих в интересах правосудия. К тому же в целях реализации Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» Правительство Российской Федерации вынесло постановление от 10 апреля 2009 г. «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы»». Данной программой предусмотрены организационные мероприятия, нормативно-правовое обеспечение, меры обеспечения безопасности, меры социальной поддержки, механизм реализации Федерального закона, ресурсное обеспечение. Применение данной программы позволит на практике реализовать закрепленные в вышеуказанных нормативно-правовых актах положения. А в настоящее время мы сможем подвести первые итоги существования в России института защиты свидетелей. Сейчас известно, что в 2011-2013 гг. меры государственной защиты применялись практически во всех регионах России, при этом число защищаемых превысило 2500 человек. И это только первые шаги в данном направлении. Конечно, отсутствие опыта, четкого правового механизма, не до конца восполненные пробелы в законодательстве не позволяют говорить о скорых и высоких результатах применения мер защиты свидетелей в борьбе с преступностью. Но предпосылки к этому существуют. И одна из предпосылок - это наличие твердой правовой основы защиты участников уголовного судопроизводства, которая формировалась более 15 лет, учитывая зарубежный опыт в этой области и особенности российской правовой системы. Между тем, нам предстоит преодолеть немало трудностей, решить много вопросов, чтобы достичь поставленной цели - эффективного использования института защиты участников уголовного судопроизводства в борьбе с преступностью.
Проведенные исследования показали, что в современный период противоправное воздействие на свидетелей, потерпевших, судей, следователей и других участников уголовного процесса приобрело характер сложной и многоаспектной социально-правовой проблемы по всем категориям уголовных дел. По этой причине оперативно-розыскная деятельность ОВД России по обеспечению мер безопасности в отношении всех лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, в целях обеспечения защиты их жизни, здоровья, имущественных прав от преступных посягательств, а также выявления, предупреждения и устранения угроз таких посягательств должна рассматриваться в числе приоритетных направлений деятельности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
2. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
4. Закон СССР от 12 июня 1990 г. № 1556-1 «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик».
5. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026 -1 «О милиции».
6. Постановление Межпарламентской ассамблеи стран СНГ от 8 декабря 1998 г. № 12-9 « О модельном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
7. Приказ МВД России от 12 сентября 2008 г. №795 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации».
8. Петрухин, И. Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). - М., 1999.