Научная статья на тему 'Право свидетеля на безопасность'

Право свидетеля на безопасность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
866
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВИДЕТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / WITNESS / PUBLIC PROTECTION / SECURITY / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьева Виктория Ивановна

Основания и порядок применения мер государственной защиты свидетелей. Проведенным анализом рассматриваются проблемы, возникающие в ходе реализации мер безопасности и обосновывается необходимость дальнейшего развития и совершенствования Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьева Виктория Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right of the witness to safety

The grounds and procedure for applying the measures of state witness protection. The analysis highlights the issues arising in the implementation of security measures and the rationale for the further development and improvement of the State program «Ensuring the safety of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings».

Текст научной работы на тему «Право свидетеля на безопасность»

Гражданский и уголовный процесс

УДК 343.1

В.И. Афанасьева*

Право свидетеля на безопасность

Основания и порядок применения мер государственной защиты свидетелей. Проведенным анализом рассматриваются проблемы, возникающие в ходе реализации мер безопасности и обосновывается необходимость дальнейшего развития и совершенствования Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Ключевые слова: свидетель, государственная защита, меры безопасности, преступление.

V.I. Afanasyeva*. Right of the witness to safety. The grounds and procedure for applying the measures of state witness protection. The analysis highlights the issues arising in the implementation of security measures and the rationale for the further development and improvement of the State program «Ensuring the safety of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings».

Keywords: witness, public protection, security, crime.

В последнее время все чаще стал обсуждаться вопрос об обеспечении безопасности лиц, содействующих правосудию, к числу которых относится свидетель. Свидетельствование по уголовным делам стало сегодня небезопасным, поскольку к свидетелям нередко применяется физическое насилие и угрозы с целью заставить их отказаться от дачи правдивых показаний, а также принудить их изменить данные ранее показания. Государство обязано защитить свидетелей и обеспечить их безопасность.

Деятельность же по разрешению данной проблемы включает в себя несколько направлений в осуществлении свидетелями своих прав. Так, следователь, дознаватель обязан не только информировать свидетеля о правах, которыми они наделены в уголовном процессе, и разъяснять их, а также создавать все необходимые условия для наиболее эффективного осуществления этих прав. Он должен также принимать меры к предупреждению любых возможных нарушений прав со стороны других участников процесса и близких к ним лиц. В случае, если все же возникла угроза или посягательство уже произошло, следователь, дознаватель обязан защитить подвергшихся воздействию свидетелей, используя для этого все законные средства [2, с. 40].

Еще в 1990 г. «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных республик» были дополнены статьей 27’ «Обязанность органов дознания, следствия, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц». Норма этой статьи носила императивный характер.

Таким образом, вопрос о защите свидетелей, потерпевших и других участников процесса поднимался давно. Прошло много лет, прежде чем был принят закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и предусмотрены финансовые средства для его реализации. При ГУ МВД, УМВД стали создаваться отделы по защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства. Впервые такой отдел был создан на территории Республики Башкортостан еще в 1994 г. после принятия закона Республики Башкортостан 14 октября 1994 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству». Следовательно, только Республика Башкортостан реализовала требования ст. 27’ Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, что делает честь ее законодателям.

УПК РФ также предусматривает в ряде норм защиту участников уголовного судопроизводства и других лиц, и только с принятием ФЗ № 119 от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4], работа по защите указанных участников активизировалась.

* Афанасьева, Виктория Ивановна, дознаватель отделения дознания ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области. E-mail: Afanasyeva-od@mail.ru.

* Afanasyeva Viktoria Ivanovna, the Department investigator inquiry OMVD Russia on the Tosnensky district of Leningrad region. E-mail: Afanasyeva-od@mail.ru.

© Афанасьева В.И., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Гражданский и уголовный процесс

Вступив в действие с 1 января 2005 г., данный закон заложил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Были сформулированы принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и установлен порядок их применения.

Анализ статистических данных о применении мер безопасности в отношении свидетелей по отдельным регионам Российской Федерации свидетельствует об их эффективности и ежегодном увеличении количества лиц, в отношении которых они используются.

Так, прокуратурой Московской области была проанализирована практика прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Как показало обобщение, во всех случаях поступления в правоохранительные органы Московской области таких заявлений меры государственной безопасности были обеспечены. Факты уклонения соответствующих органов от осуществления мер государственной защиты не выявлялись, с жалобами граждане в органы прокуратуры не обращались [5].

Следует отметить, что 10 апреля 2006 г. Правительством РФ было принято Постановление № 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» [6].

Координатором программы является МВД РФ. Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансовые затраты на реализацию Программы составляют 948,72 млн. рублей. В ходе ее применения 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями. В отношении них были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, а также обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %).

На основе анализа правоприменительной практики и в целях совершенствования мер по обеспечению безопасности защищаемых лиц Постановлением Правительства Российской Федерации № 630 от 27 октября 2006 г. были утверждены «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [7].

Основная роль для решения вопроса о применении мер безопасности в отношении лица принадлежит судебно-следственным органам, находящимся в непосредственном с ним контакте.

Не стоит забывать о том, что многие склонны сгущать краски и воспринимать как угрозу своей собственной безопасности, например, «молчаливые» телефонные звонки. В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход. Также необходимо учитывать не только степень угрозы, но и личные особенности охраняемого лица, его социальные и профессиональный статус, а также образ жизни.

Следует отметить, что 2 октября 2009 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 792 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» [8]. Эта программа должна активизировать пропаганду Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и вызвать у граждан стремление выступать в качестве свидетелей по различным уголовным делам.

Указанная Программа учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа направлена на осуществление мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств Федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Общий объем ассигнований Федерального бюджета в 2009-2013 г. составит 1603,99 млн. рублей.

Правительством Российской Федерации 30 июня 2010 г. было принято Распоряжение № 1084-р «Об образовании межведомственной рабочей группы по координации деятельности участников Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» [9].

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 508 «О внесении изменений в Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» [10] были внесены изменения в указанную выше Программу, в соответствии с которыми финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, общий объем ассигнований, которого в 2009-2013 гг. составит в ценах соответствующих лет 1338,86 млн. рублей. Также были распределены затраты по направлениям финансирования Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1316 от 6 сентября 2008 г. «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» [11], в целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственно защите.

В 2008 г. Управлением была предоставлена защита 596 гражданам, из которых 345 являлись свидетелями. Для их защиты применялись такие меры безопасности как личная охрана, охрана жилища и имущества - 359 случаев; выдача средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности - 86; обеспечение конфиденциальности сведений - 239; временное помещение в безопасное место - 68 [12, с. 10].

По сравнению с 2008 г. количество граждан, обратившихся за государственной защитой, в 2009 г. увеличилось. Так, за 11 месяцев 2009 г. за государственной защитой обратились более 1200 человек, в основном это свидетели и потерпевшие [13].

При МВД РФ стали образовываться центры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦГЗ МВД России), которые являются оперативными подразделениями МВД РФ и находятся в непосредственном подчинении Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которые впоследствии были реорганизованы в оперативнорозыскные части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственно защите.

Таким образом, была построена система специализированных подразделений, основными задачами которых является обеспечение безопасности защищаемых лиц, выявление источников угроз защищаемым лицам и пресечение противоправного воздействия на защищаемых лиц.

Заместитель начальника ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, при ГУ МВД России по Нижегородской области В. Лаптев сообщил, что с февраля 2009 г. меры государственной защиты применялись в отношении 100 участников уголовного судопроизводства. Из них меры безопасности применялись в отношении 34 потерпевших, 48 свидетелей, 9 подозреваемых и 9 близких родственников.

В. Лаптев отметил, что подразделением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, осуществлялась защита 11 лиц, из них 3 федеральных судей, 1 мирового судьи и 2 следователей СУ СК, 5 их близких лиц.

Всего за 11 месяцев 2011 г. ОРЧ выявлено 25 преступлений, связанных с угрозами защищаемым лицам. Раскрыто 22 преступления, привлечены к уголовной ответственности 5 лиц [14].

Стоит отметить, что с каждым годом количество людей, попадающих под защиту государства, в связи с их участием в уголовном процессе либо в связи с исполнением своих служебных обязанностей увеличивается. Так, если в 2009 г. под опекой сотрудников органов внутренних дел Астраханской области находились всего 30 человек, то в 2010 г. их было уже 52 человека, а за девять месяцев 2011 г. - 63 человека.

Ежегодно только сотрудниками Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России, выявляются более двухсот преступлений, связанных с угрозой защищаемым лицам. Для обеспечения безопасности только одного защищаемого лица необходимо восемь подготовленных сотрудников, т.к. подчас необходимо обеспечить безопасность не только подзащитного лица, но и членов его семьи.

Однако следует отметить, что численность сотрудников подразделения физической защиты не удовлетворяет этим требованиям, что может осложнить работу правосудия. Тем более необходимо учитывать, что подразделения физической защиты созданы далеко не во всех региональных управлениях.

За три года со дня создания Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России, меры безопасности применялись в отношении почти 7 тысяч человек, и с каждым годом наблюдается устойчивый рост численности защищаемых лиц. В 2011 г. такие меры были приняты более чем в 5,5 тыс. случаев в отношении почти 3,5 тыс. человек. Среди них меры безопасности применялись в отношении более 900 должностных лиц, в т.ч. 360 судей. Защита одного такого человека обходится казне в 100 тыс. рублей в месяц.

В 2011 г. в структуре Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, было создано новое подразделение - психологической регуляции. Психологи изучают доверившегося человека, оказывают ему необходимую психологическую помощь, т.к. каждый подзащитный живет в состоянии постоянного стресса, также советуют сотрудникам, какую тактику защиты выбрать, насколько адекватно он будет следовать рекомендациям и выполнять требования сотрудников, обеспечивающих их безопасность [15, с. 1].

Со слов начальника Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России А.В. Лебедева, наиболее востребованной мерой в отношении охраняемых лиц является их временное помещение в безопасное место.

В целях реализации ст. 10 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утверждены постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. № 953 правила применения мер безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Настоящие Правила определяют порядок применения меры безопасности в виде переселения на другое, постоянное или временное, место жительства органом, осуществляющим меры безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите.

Однако преждевременно говорить, что на настоящий момент система государственной защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства совершенна.

В частности, на практике возникают проблемы, обусловленные недостаточностью и несовершенством правовой базы, что серьезно сказывается на эффективности мер безопасности и на самом институте госзащиты. Например, на каждую из мер безопасности выделяется строго определенная сумма бюджетных средств. Руководитель органа, осуществляющего защиту, не вправе перераспределять средства с одной меры на другую.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Гражданский и уголовный процесс

Также возникает проблема, связанная с отсутствием должного взаимодействия между службой по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите, и государственными органами, осуществляющими функцию обвинения в уголовном процессе.

В практической деятельности возникает проблема защиты лиц, степень угрозы которым сильно преувеличена. В связи с этим другие участники процесса, проходящие по иным делам или по тому же делу, находящиеся под реальной угрозой, будут лишены необходимой защиты. При этом необходимо руководствоваться практической пользой показаний для проводимого расследования.

В целях оценки целесообразности применения мер государственной защиты необходимо разработать критерии, совокупность которых позволит следственным органам и суду, при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, вынести мотивированное постановление о применении мер госзащиты.

Также существует проблема, связанная с технической частью осуществления защиты, которая заключается в поддержании баланса между соблюдением конституционных прав и законных интересов охраняемого лица и целями правосудия.

Начальник Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России А.В. Лебедев упомянул о такой проблеме, как крайне легкомысленное отношение охраняемых лиц к своему положению и неисполнение требований сотрудников, обеспечивающих их безопасность [17,с.32].

Выходом из этой ситуации может стать заключение договора, где будут четко прописаны все обязательства и права сторон.

Применяемые меры безопасности должны быть надежной гарантией защиты и способствовать недопущению возможности оказания давления на участников уголовного судопроизводства.

Практика применения мер государственной защиты свидетельствует об эффективности данной нормы. Свидетели и потерпевшие, в отношении которых применялись меры безопасности, своих показаний не меняли, преступления в отношении них в связи с дачей ими показаний не совершались. Почти по всем уголовным делам этой категории вынесены обвинительные приговоры.

Однако хочется отметить, что в настоящее время программа по защите свидетелей и потерпевших требует дальнейшего развития и совершенствования.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2011.

2. Шадрин, В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. - Волгоград, 1997.

3. Ведомости Верховного Совета ССР. - 1990. - № 26. - Ст. 495.

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». В ред. от 29 декабря 2004 г. № 199 -ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3534; 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 25.

5. Прокуратурой области проанализирована практика прокурорского надзора при исполнении законодательства о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // 2008. - 7 октября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mosoЫproc. ги. - Дата обращения 13.01.2012.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 200 от 10 апреля 2006 г. «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» // СЗ РФ. - 2006. - № 16. - Ст. 1739.

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 630 от 27 октября 2006 г. «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4708.

8. Постановление Правительства Российской Федерации № 792 от 2 октября 2009 г. «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» // СЗ РФ. -2009. - № 41. - Ст. 4778.

9. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1084-р «Об образовании межведомственной рабочей группы по координации деятельности участников Государственной программы “Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы”» // СЗ РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3531.

10. Постановление Правительства Российской Федерации № 508 от 24 мая 2012 г. «О внесении изменений в Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» // СЗ РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2880.

11. Указ Президента Российской Федерации № 1316 от 6 сентября 2008 г. «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2008. - № 37. - Ст. 4182.

12. Фалалеев, М. Охраняется государством // Российская газета. - 2009. - 25 июня 2009. - № 4939.

13. Полетаев, В. Милиция защитит свидетеля и пострадавшего // Российская газета. - 2009.

- 2 декабря. - № 5053.

14. В Нижегородской области такая мера госзащиты, как изменение внешности путем пластической операции, не применялась // 2011. - 22 сентября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.novayagazeta-nn.ru/news. - Дата обращения 13.01.2012.

15. Фалалеев, М. Под грифом - секретно // Российская газета. - 2012. - 21 июня. - № 5812.

16. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ.

- 2012. - № 39. - Ст. 5290.

17. Рамазанов, И. Защита свидетеля должна быть обдуманной всеми участниками уголовного судопроизводства // Уголовный процесс. - 2012. - № 7.

УДК 343.126

В.В. Куленков*, П.И. Шихов**

Процессуальное положение дознавателя полиции в контексте учения о моделях уголовного процесса

Статья посвящена учению о моделях уголовного судопроизводства как теоретической основе процессуального положения дознавателя полиции. Авторы характеризуют закономерности, обусловливающие специфику процессуальной роли полиции в англосаксонской, французской и германской моделях. На этой основе анализируется российский подход к правовому регулированию деятельности дознавателя полиции по уголовным делам и перспективы его совершенствования.

Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, дознание, модели уголовного процесса (судопроизводства).

VVKulenkov*, P.I.Shihov**. The Procedural Status of the Police Officer in the Context of the Models of the Criminal Procedure Doctrine. The article is devoted to the doctrine of the models of the criminal procedure as the theoretical basis of the status of the police officer making the inquiry of the criminal cases. The authors characterized the regularities which condition the significance of the procedural role of the police in the Anglo-Saxon, French and German models. On this base he analyses the Russian approach to the legal regulation of the inquiry which is carried out by the police officers and the perspectives of its improvement.

Keywords: police, police officer, inquiry, models of the criminal procedure.

В любом государстве, при всём разнообразии современных систем уголовного судопроизводства, полиция как орган уголовного преследования играет ключевую роль. Именно на её сотрудников возлагается задача раскрытия преступлений по горячим следам, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а во многих государствах, включая и Россию - осуществление досудебного производства по уголовным делам.

В настоящее время продолжается острая дискуссия по вопросу совершенствования процессуального положения дознавателя, активизировавшаяся ещё со времени принятия Концепции судебной реформы в 1991 г.

Дознавателю как участнику уголовного судопроизводства посвящён довольно обширный ряд работ отечественных учёных, в т.ч. диссертационных исследований, написанных в последние годы [4; 9; 10; 14; 15; 19].

Кроме этого, процессуальный статус дознавателя в общем виде традиционно освещается в трудах об участниках или субъектах уголовного процесса.

Главным недостатком большинства научных трудов по рассматриваемой тематике является замкнутость характеристики процессуального положения дознавателя на действующем уголовнопроцессуальном законе.

Только в диссертации М. Б. Эркенова, которая является наиболее выдающейся работой последних лет по исследуемой тематике, содержится параграф, посвящённый зарубежному опыту правового регулирования деятельности органов дознания. Однако, к сожалению, автор не проводит сравнительно-правового анализа зарубежного и отечественного подходов и не исследует закономерности, лежащие в основе каждого из них.

Между тем без анализа закономерностей, обусловливающих тот или иной вариант правового регулирования процессуального положения дознавателя и выявления на его основе диапазона возможных

* Куленков, Вячеслав Валерьевич, адъюнкт кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России, старший участковый уполномоченный полиции 30-го отдела полиции УМВД России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга. 199004, Россия, Санкт-Петербург, 8-я линия, д. 69.

** Шихов, Павел Иванович, начальник кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Kulenkov Vyacheslav, postgraduated student of the department of preliminary investigation of the St. Petersburg university of ministry of internal affairs of Russia, senior district police commissioner 30 police department Ministry of internal affairs of Russia for Vasileostrovsky district of St. Petersburg. 199004, Russia, St. Petersburg, 8 line str., 69.

** Shikhov Pavel, head of the department of preliminary investigation of the St. Petersburg university of Ministry of internal affairs of Russia, candidate of legal sciences, associate professor, honored lawyer of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Куленков В.В., Шихов П.И., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.