Научная статья на тему 'Процессуальное руководство осуществлением государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства'

Процессуальное руководство осуществлением государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / HEAD OF INVESTIGATIVE BODY / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО / PROCEDURAL GUIDANCE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / STATE PROTECTION OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL JUSTICE / ПРОКУРОР / PROSECUTOR / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / ДОЗНАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Образцов А. В.

В статье рассматриваются проблемные вопросы процессуального руководства осуществлением государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Образцов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural Guidance for State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants of Criminal Justice

The paper deals with challenges related to the procedural guidance for the state protection of victims, witnesses and other participants of criminal justice.

Текст научной работы на тему «Процессуальное руководство осуществлением государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

А.В. ОБРАЗЦОВ,

доцент кафедры управления органами расследования преступлений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

S H

и

0

1

л

<

и

H

к

s

:|S

0

1

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

са <

а

С

<

а S н

¡Ü

<

а С

К

s

а

О и

H

72

A.V. OBRAZTSOV, Candidate of Law Sciences, Associate-Professor, Department of Command of Investigation Divisions (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343.1

процессуальное руководство осуществлением государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

procedural Guidance for state protection of victims, witnesses and other participants of criminal Justice

В статье рассматриваются проблемные вопросы процессуального руководства осуществлением государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

Руководитель следственного органа, процессуальное руководство, государственная защита участников уголовного судопроизводства, прокурор, следователь, дознаватель.

The paper deals with challenges related to the procedural guidance for the state protection of victims, witnesses and other participants of criminal justice.

Head of investigative body, procedural guidance, state protection of participants of criminal justice, prosecutor, investigator.

Уголовно-процессуальное законодательство формулирует такой принцип, как охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве [2, ст. 11]. Рассматриваемый принцип в том числе базируется на положениях Конституции РФ о состязательности и равноправии сторон [1, ч. 3 ст. 123]. Содержательное раскрытие состязательности и равноправия в судопроизводстве дается во многих решениях Конституционного Суда РФ, предметом рассмотрения которого являлось соответствие норм различных отраслей процессуального права общему постулату ч. 3 ст. 123 Конституции. Согласно правовым позициям Конституционного Суда осуществление функции обвинения дознавателем, следователем, прокурором не освобождает их от использования предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, поскольку органы уголовного судопроизводства в его рамках обеспечивают выполнение государством обязанности по признанию, соблюдению и защите этих прав и свобод [14].

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве предполагает применение мер безопасности для защиты потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц.

В середине 90-х г. стала очевидной необходимость правового регулирования обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны и их близких. Для этого был разработан и принят Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [5]. Дальнейшим развитием функции государственной защиты стало принятие Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который сформулировал систему государствен-

ной защиты потерпевших, свидетелем и иных участников уголовного судопроизводства [4]. Указанный Федеральный закон предусмотрел не только применение мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества, но и мер социальной поддержки защищаемых лиц. Это свидетельствовало о новом этапе развития государственной защиты: она стала комплексной.

Ряд других федеральных законов содержит нормы, регламентирующие отдельные аспекты государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. К ним относятся: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [9, ст. 19]; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6, ст.ст. 7, 14], Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [7, п. 28 ч. 1 ст. 12]. По отдельных вопросам применения мер безопасности изданы постановления Правительства РФ [12].

Согласно Федеральному закону «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц [7, п. 28. ст. 12].

Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких рассматривает защиту как государственную функцию [13].

Для эффективной реализации государственных функций было разработано постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Согласно этому постановлению административный регламент должен установить наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения [10].

Тем не менее правовое обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства еще не представляет собой завершенной системы прежде всего с точки зрения процессуального

руководства применением мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Рассмотрим отдельные аспекты этой проблемы.

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело [4, ч. 2 ст. 3].

Но вышеназванный Административный регламент МВД России в п. 20.1 среди должностных лиц, принимающих решение о применении государственной защиты, не называет руководителя следственного органа. Такое несоответствие следует устранить.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

УПК РФ позволяет применить ряд мер, обеспечивающих безопасность при производстве по уголовному делу, не прибегая к мерам безопасности, предусмотренным Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Например, в случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство [2, ст. 154].

Исходя из складывающейся следственной ситуации, лицо, у которого находится в производстве уголовное дело, должно после оценки наличия угрозы принять решение о применении конкретной меры безопасности.

С точки зрения принятия на досудебных стадиях решения о применении мер безопасности можно классифицировать меры безопасности на те, которые применяются на основании ре-

S н и о X

л

<

и н к

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

73

S н и

0

1

л

<

и н к

:|S

0

1

л

<

и н S

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

74

шения руководителя, обладающего процессуальными полномочиями (начальник органа дознания, руководитель следственного органа), и те, которые принимаются дознавателями и следователями самостоятельно (последних меньшинство). К ним следует отнести предусмотренные УПК РФ меры: выделение уголовного дела; контроль и запись телефонных и иных переговоров при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц по письменному заявлению указанных лиц; предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым [2, ч. 4 ст. 154; ч. 2 ст. 186; ч. 8 ст. 193].

Остальные меры безопасности принимаются под контролем руководителей, обладающих процессуальными полномочиями (таких мер большинство). Это все меры безопасности, предусмотренные ст. 6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и меры, предусмотренные УПК РФ: сохранение в тайне данных о личности участника следственного действия [4; 2, ч. 9 ст. 166].

Роль начальника органа дознания и руководителя следственного органа при принятии решения об избрании меры безопасности имеет решающее значение, поскольку они осуществляют процессуальное руководство, направляют расследование и несут ответственность за законность и обоснованность решения. Без непосредственного процессуального руководства невозможно принятие мер безопасности.

Решение о принятии мер безопасности должно быть законным и обоснованным, поэтому такое решение оформляется в большинстве случаев постановлением. Следователь принимает указанное решение с согласия руководителя следственного органа. Решение об отказе в применении мер безопасности также утверждается начальником органа дознания или руководителем следственного органа.

Таким образом, решение о принятии мер безопасности на досудебных стадиях базируется на волеизъявлении начальника органа дознания и руководителя следственного органа, осуществляющих процессуальное руководство предварительным расследованием.

Очень важно отметить и временные рамки, когда решение о принятии мер безопасности может быть принято. Это возможно уже при приеме сообщения о преступлении [2, ч. 1.1 ст. 144] и далее, при производстве предварительного расследования, а также в ходе судебного разбирательства.

Однако в уголовном процессе существует период, когда меры безопасности не могут быть

применены, он связан с реализацией полномочий прокурора по рассмотрению поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением.

Согласно ч. 1.1. ст. 221 УПК РФ в случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный ч. 1 ст. 221 УПК РФ (10 суток), может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток [2].

Прокурор же в настоящее время не наделен правом принятия мер безопасности. Таким образом, может сложиться ситуация, когда в течение 30 суток некому будет принять решение о мерах безопасности.

В момент принятия ч. 2 ст. Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4] указывала на прокурора как на лицо, обладающее правом принять решение об осуществлении государственной защиты. Этого права он был лишен Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"» [3, 8].

Данное положение создает препятствие для реализации такого принципа уголовного судопроизводства, как охрана прав и свобод человека и гражданина [2, ст. 11]. Прокурор имеет право вернуть уголовное дело следователю, посчитав неприменение мер безопасности недостатком и дав письменные указания для применения этих мер [2, п. 2 ч. 1. ст. 221], но в этом случае теряется оперативность принятия мер безопасности.

Представляется необходимым наделить прокурора правом принимать решение о применении мер безопасности при реализации требований ст. 221 УПК РФ [2].

Подобная ситуация может возникнуть, когда прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства [2, п. 2 ч. 2 ст. 37]. В этой ситуации не усматривается такой остроты, как в предыдущей, поскольку после поступления материалов в органы предварительного расследования может быть принято решение о применении мер безопасности. Тем не менее УПК РФ гарантирует принятие мер безопасности уже при приеме сообщения о преступлении, т. е. немедленно [2, ч. 1.1 ст. 144].

Для обеспечения непрерывности действия механизма мер безопасности требуется внести прокурора в число лиц, указанных в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4, ч. 2 ст. 3]. Это особенно

актуально в ситуации, когда каждый год наблюдается рост применения мер безопасности. Так, по делам, находящимся в производстве следователей следственных подразделений МВД России, такой прирост составляет около 40 % в год. В России ежегодно около 10 млн человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний [11].

Таким образом, применение мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства осу-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

7. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

8. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // СПС КонсультантПлюс.

9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

10. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламен-

ществляется под процессуальным руководством начальника органа дознания, руководителя следственного органа. Процессуальное руководство призвано обеспечить правомерность, обоснованность, эффективность и своевременность принятия мер защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В числе лиц, осуществляющих процессуальное руководство государственной защитой, следует включить и прокурора путем внесения соответствующих изменений в ст. 221 УПК РФ и ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

тов предоставления государственных услуг: постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 // СПС КонсультантПлюс.

11. Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009—2013 годы: постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 792 // СПС КонсультантПлюс.

12. Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 // СПС КонсультантПлюс.

13. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 // СПС КонсультантПлюс.

14. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Бондарь Н.С. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М., 2011.

Тел.: 8 (499) 745-81-51

S н и о X

л

<

и н к

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.