Научная статья на тему 'Государственная защита участников уголовного судопроизводства: актуальность и проблемы'

Государственная защита участников уголовного судопроизводства: актуальность и проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2112
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЗАЩИТА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Томилова Н. С.

Данная статья посвящена вопросам противоправного воздействия на лиц, содействующих уголовному судопроизводству, что является средством подрыва правосудия. В статье проанализированы нормы действующего законодательства, касающиеся обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы и предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная защита участников уголовного судопроизводства: актуальность и проблемы»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

Томилова Н.С., научный сотрудник НИО АЭБ МВД России

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам

противоправного воздействия на лиц, содействующих уголовному судопроизводству, что является средством подрыва правосудия. В статье проанализированы нормы действующего законодательства, касающиеся

обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы и предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: преступление, организованная

преступность, защита, участники уголовного процесса, обеспечение безопасности, меры безопасности.

На протяжении последнего десятилетия прослеживается тенденция увеличения количества совершаемых преступлений, в особенности это касается тяжких преступлений. Количество зарегистрированных преступлений за последние 10 лет увеличилось почти в 2 раза, установилась четкая тенденция усиления организованной преступности, постоянно снижается процент раскрываемости тяжких преступлений. За данный период отмечен почти десятикратный рост количества преступлений с квалифицирующим признаком «совершено организованной группой»1.

За 2007 год участниками организованных групп или преступных сообществ (преступных организаций) было совершено 41076 преступлений, выявлено 14300 участников подобных преступных групп. В 2008 году уже произошел рост количества подобных преступлений. Так только за первое полугодие 2008 года совершено 27672 преступлений, выявлено 7664 участников преступных сообществ. Если в 1997 году по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества» было возбуждено 48 уголовных дел, то в 2007 году - уже 304 дела, за 1 полугодие 2008 года - 113. Особую озабоченность вызывает сращивание преступных сообществ с органами государственной власти. Так за 2007 год вывялено 2620 должностных лиц, входящих в состав преступных сообществ, за первое полугодие 2008 года выявлено 406 должностных лиц. 2

Усиление криминала в стране, особенно его организованной составляющей, ставит под угрозу нормальное функционирование, как государства, так и уголовного судопроизводства. Повышенная

1См.: Кондратьев Е.Е. Пути решения проблемы защиты свидетелей. // Право и безопасность. 1 (10) Март 2004 г. С. 17.

2 ГИАЦ МВД России. Сведения о результатах борьбы с организованной преступностью. Ф.1 - ОП (582). 2007-2008 гг.

общественная опасность организованных преступных посягательств подозреваемых, обвиняемых (и других заинтересованных в избежании уголовного наказания за содеянное преступление лиц) на свидетелей, потерпевших и иных граждан, содействующих правосудию, на самих представителей органов правосудия (родственников и близких им лиц) в целях воспрепятствовать установлению истины по уголовному судопроизводству в последние годы является очевидной. Равнозначно опасными являются и факты мести со стороны членов организованных преступных групп и сообществ указанным лицам за дачу ими правдивых показаний или добросовестное исполнение служебного долга. Совершение подобных противоправных деяний возможно на любой из стадий расследования, производства дознания, рассмотрения судебными инстанциями, а также в постсудебный период, включая время отбывания наказания в местах лишения свободы3

Выборочный сбор информации по 30 субъектам Российской Федерации выявил около 1800 случаев оказания противоправного воздействия на участников уголовного процесса. Более 2 % связаны с реальными насильственными действиями. В среднем в год по Российской Федерации противоправному воздействию такого рода подвергается от 150 тыс. до 300 тыс. человек (в проведении разного рода защитных мероприятий нуждаются около 2% из них, то есть от 3 до 6 тыс. еже-годно).4

Социологические опросы свидетельствуют, что значительная часть граждан, пострадавших от преступлений, не обращается за помощью в правоохранительные органы, хотя до 30 процентов взрослого населения ежегодно подвергается преступным посягательствам. Основной мотив не обращения, как указывают 38 процентов пострадавших от преступлений граждан, - отсутствие веры в реальную помощь5.

Обоснованность подобных сомнений граждан подтверждают результаты исследований, проведенных среди работников правоохранительных органов. Они показали, что 82% следователей прокуратуры и органов внутренних дел, 85% судей и 68% адвокатов считают, что свидетели в случае угроз со стороны обвиняемого не защищены6.

3 См.: Лозовицкая Г.П., Винокурова Н.С. О некоторых криминологических и уголовно-правовых проблемах борьбы с посягательствами, совершенными в составе организованных групп и преступных сообществ, на участников правосудия. Российский следователь, 2006, № 2. С. 36.

4 Вавилов С.В. Стенограмма сто тридцать второго заседания Совета Федерации. 8 августа 2004 года. С. 156.

5 См.: Галахов С.С., Петрушкина Л.В. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел. Российский следователь, 2005, № 5. С. 28.

6 См.: Жертвы преступлений: право на защиту. Проблемы защиты прав потерпевших и свидетелей по уголовным

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

1’ 2009

Это крайне отрицательно сказывается на раскрытии и расследовании преступлений, на рассмотрении уголовных дел в суде. Проблема защиты участников уголовного судопроизводства в последнее время приобрела у нас в стране крайне острый характер и стала серьезным препятствием для эффективной борьбы с организованной преступностью.

В связи с выше изложенным, институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства становится одним из базовых институтов, обеспечивающих эффективность борьбы с особо опасными видами преступности, теневой экономикой, коррупцией. К настоящему моменту достигнуты определенные успехи в создании его нормативно-правовой базы. Приняты Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 года № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 года «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты».

Правительство Российской Федерации Постановлением от 10 апреля 2006 г. № 200 утвердило Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Заложены основы финансовых механизмов обеспечения функционирования данного института. Утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

Создание института государственной защиты участников уголовного судопроизводства (в дальнейшем - государственной защиты) существенно улучшило положение в области противодействия экономической, организованной и наркопреступности.

Однако, несмотря на то, что первый этап формирования нормативной базы по обеспечению государственной защиты участников уголовного процесса завершен, на наш взгляд, сделаны лишь только первые шаги к обеспечению реальной защиты. В связи с тем, что данный институт является

относительно новым для российской правоприменительной практики, возникает множество проблем, от своевременного и правильного разрешения которых зависит эффективность защиты прав личности в уголовном процессе.

В частности, опережающее развитие правового института в полной мере не соответствовало скорости формирования необходимых механизмов реализации нормативно-правовых актов, соответствующей инфраструктуры. Использование в законодательстве наиболее успешных элементов зарубежной практики недостаточно адаптировано к российским условиям. Отсутствует концепция реализации института государственной защиты в структуре органов федеральной исполнительной власти. Ослабляет действенность новых институтов и отсутствие необходимой профессиональной подготовки кадров в данной области. На практике осуществление государственной защиты сталкивается с пробелами в законодательстве Российской Федерации.

Анализ статистических данных за время действия Госпрограммы в период с 2006 г. по 2 квартал 2008 г. показывает, что всеми уполномоченными органами мера защиты в виде личной охраны, охраны жилища и имущества применялась в 46,3 процентах случаев, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице - в 30 процентах. Также осуществлялась выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (4,3 процента), временное помещение в безопасное место (7,2 процента). Решения о применении мер социальной поддержки в указанные периоды не принимались.7

Наибольшие проблемы возникают при применении таких мер безопасности как «переселение на другое место жительства», «замена документов», «изменение внешности». В настоящее время реализовать такую меру безопасности как «переселение на другое место жительства» не представляется возможным.

Это обусловлено наличием пробела в действующем законодательстве, так как статьей 10 Федерального закона от 20 августа 2004г. № 119-ФЗ, регламентирующей реализацию меры безопасности «переселение защищаемого лица на другое место жительства», в отличие от других мер безопасности, не предусмотрена разработка отдельного постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок ее применения.

Кроме того, объем финансирования на реализацию данной меры безопасности по настоянию Минэкономразвития и Минфина России в Государственной программе не определен.

преступлениям. Доклад правозащитного движения 7 См.: Зайцев Н. Под защитой государства // «Курская

«Сопротивление». 2008 г. правда», № 589 (240430), 24 января 2008 года

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, приобретение жилья для защищаемых лиц является капитальным вложением бюджетных средств. Существующий в настоящее время порядок предоставления жилья не учитывает положений Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и в первую очередь не позволяет обеспечить конфиденциальность сведений о защищаемом лице.

Наиболее эффективным способом решения данной проблемы, на наш взгляд, является подготовка предложений Министра внутренних дел на имя Президента Российской Федерации с обоснованием необходимости поручения Правительству Российской Федерации разработать и утвердить порядок предоставления жилья защищаемым лицам.

Применение такой меры безопасности как «замена документов» так же практически невозможна без внесения изменений в законодательство, регламентирующих порядок оформления актов гражданского состояния, т.е. без наличия механизма создания новой записи акта гражданского состояния, с измененными анкетными данными защищаемого лица, замена документов удостоверяющих личность может носить лишь временный, даже краткосрочный характер.

Еще одним проблемным вопросом является порядок отмены применяемых мер безопасности органами, обеспечивающими государственную защиту (сроки обеспечения мер безопасности, коллизии между органами, принимающими решение о применении мер безопасности и обеспечивающими меры безопасности).

Особое внимание следует уделить профессиональной подготовке кадров в данной области. В частности, в целях повышения профессионального уровня сотрудников, непосредственно закрепленных за линией госзащиты, необходимо организовать проведение служебной подготовки по изучению соответствующей нормативной правовой базы. Тщательное изучение и соблюдение данного законодательства позволит осуществлять государственную защиту на высоком профессиональном уровне, соответствующим требованиям сегодняшнего дня.

Рецензия

Тема, выбранная автором, является актуальной и _имеет как практическое, так и теоретическое значение.

В условиях резкого роста преступности, в том числе организованной, когда правоохранительные органы

встречают активное сопротивление и противодействие, особую актуальность приобретает правовая защита лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении и расследовании преступлений, а также механизм ее реализации.

В статье рассмотрен ряд организационных вопросов, возникающих в ходе правоприменительной практики и реализации положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

При этом особое внимание уделено проблемным вопросам правоприменительной практики. На основе анализа

законодательства автор высказывает ряд предложений по совершенствованию деятельности органов внутренних в сфере обеспечения государственных мер по защите потерпевших, свидетелей и иных лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении и расследовании преступлений.

Вывод: представляется, что статья может быть

рекомендована для опубликования в открытой печати.

Начальник кафедры Уголовного процесса АЭБ МВД России д.ю.н., доцент, полковник милиции А.Е. Шарихин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.