Научная статья на тему 'Вопросы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства'

Вопросы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1533
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЗАЩИТА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / CRIME / ORGANIZED CRIME / PROTECTION / PARTICIPANTS OF THE CRIMINAL PROCEDURE / SAFETY PROVISION / SECURITY MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Томилова Н. С.

Данная статья посвящена вопросам противоправного воздействия на лиц, содействующих уголовному судопроизводству, являющегося средством подрыва правосудия. В статье проанализированы нормы действующего законодательства, касающиеся обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы и предложения по совершенствованию данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF STATE PROTECTION OF VICTIMES, WITNESSES AND OTHER PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEDURE

This article reports in depth of unlawful influence on the people promoting criminal justice, this unlawful influence is the instrument for erosion of justice. The article analyzes all applicable laws relating to the provision of state protection of participants of criminal proceedings. On the ground of the conducted analysis the author draws conclusions and suggestions on improving of this institution.

Текст научной работы на тему «Вопросы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Актуальные проблемы уголовного процесса ^^

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Н.С. Томилова,

кандидат юридических наук, научный сотрудник отделения организации исследования проблем экономической безопасности научно-исследовательского отдела УОНиРИД Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — Уголовный процесс Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Большое И.В.

E-mail: tns1863@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам противоправного воздействия на лиц, содействующих уголовному судопроизводству, являющегося средством подрыва правосудия. В статье проанализированы нормы действующего законодательства, касающиеся обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы и предложения по совершенствованию данного института.

Ключевые слова: преступление, организованная преступность, защита, участники уголовного процесса, обеспечение безопасности, меры безопасности

ISSUES OF STATE PROTECTION OF VICTIMS, WITNESSES AND OTHER PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEDURE

N.S. Tomilova,

candidate of jurisprudence, research associate of office of the organization of research ofproblems of economic safety of research department UONIRID Moskovskogo universiteta MVD Rossii

Annotation. This article reports in depth of unlawful influence on the people promoting criminal justice, this unlawful influence is the instrument for erosion of justice. The article analyzes all applicable laws relating to the provision of state protection of participants of criminal proceedings. On the ground of the conducted analysis the author draws conclusions and suggestions on improving of this institution.

Keywords: crime, organized crime, protection, participants of the criminal procedure, safety provision, security measures

Вопросы защиты потерпевших и свидетелей особенно актуальны в наше время, когда правоохранительные органы сталкиваются с резким ростом числа преступлений, а организованная преступность приобретает признаки угрозы национальной безопасности. Участники уголовного процесса, испытывая на себе противоправное воздействие, за-

частую пытаются уклониться от выполнения своих обязанностей, которые на них возлагаются в рамках уголовного судопроизводства. В итоге это приводит к тому, что преступления не раскрываются и лица, их совершившие, избежав наказания, продолжают преступную деятельность. Посткриминальное воздействие на потерпевших и иных участников уго-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

ловного судопроизводства признается мировым сообществом наиболее распространенным средством подрыва системы правосудия, ключевой проблемой уголовного судопроизводства.

Анализ результатов оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации показывает, что большинство поступивших постановлений о применении мер безопасности (свыше 90%) выносится по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким преступлениям или совершенным организованными группами, а также по преступлениям экстремистской направленности.

И в связи с тем, что эффективность производства по уголовным делам в значительной мере зависит от создания качественной государственной системы защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, ряд антикриминальных международно-правовых актов, в которых участвует Российская Федерация, предусматривает обязанность государств принимать меры к созданию механизмов эффективной защиты свидетелей от преступных посягательств, направленных на склонение их к отказу от дачи показаний, в том числе охраны их жизни, здоровья, имущества, а также жизни здоровья, имущества их близких.

В дальнейшем многие государства разработали и внедрили действенные системы институтов и механизмов, гарантирующих государственную защиту рассматриваемой категории лиц.

В России принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» заложило основу института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Впоследствии во исполнение данного Федерального закона был принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение безопасности лиц, вовлеченных в уголовный процесс.

На первом этапе осуществление практических мероприятий по обеспечению государственной защиты возлагалось на подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Следующим шагом стал Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» и приказ МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795, согласно которым в структуре центрального аппарата МВД России образованы Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России и Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной

защите, МВД России (общая штатная численность 149 единиц). На региональном уровне действуют центры (группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Общая штатная численность подразделений государственной защиты МВД России составила 958 единиц.

В результате предпринятых организационно-практических мер, направленных на активизацию оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел по применению мер безопасности в сочетании с комплексом оперативно-розыскных мероприятий по установлению и нейтрализации угрозоносителей, удалось достичь определенных положительных результатов. О чем свидетельствует неуклонный рост применяемых мер безопасности. Приведем статистические данные.

За 2011 г. меры государственной защиты применялись в отношении 2434 лиц (+7,1%, 2010 г. — 2272), из них по преступлениям, совершенным в составе организованных преступных групп и преступных сообществ 498 (+6,2%, 2010 г. — 469).

Наиболее часто принимались решения о применении мер защиты в отношении свидетелей — 815 мер защиты (+9,8%, 2010 г. — 742), в отношении потерпевших — 868 (+5,2%, 2010 г. — 825)мер защиты, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправному воздействию (+1,6%, 2010 г. — 477), 211 подозреваемых и подсудимых (+5%, 2010 г. — 201), а также другие категории.

Анализ статистических данных1 показывает, что количество мер безопасности примененных к защищаемым лицам увеличилось на 134% и составило 4418 (2010 г. — 1188), в том числе «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице» на 230% (с 325 до 1073), «личная охрана» - на 114% (с 657 до 1406), «временное помещение в безопасное место» - на 104,5% (с 287 до 587). Гораздо реже производились замена документов, изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства, изменение внешности, что наглядно отражает диаграмма №2.

В результате, необходимо сделать вывод о том, что чаще применяются меры защиты, которые характеризуются своей краткосрочностью (применяемые для обеспечения безопасности защищаемого на время проведения уголовного процесса), но не обеспечивающие защиту от последующего преследования и мести осужденных и других членов организованных преступных сообществ. Такими мерами защиты являются временное помещение в безопасное место, личная охрана, охрана жилища и имущества; обеспечение конфиденциальности сведений; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

Актуальные проблемы уголовного процесса

Диаграмма 1.

Динамика результативности по практике применения ФЗ-119 от 20 августа 2004 г. по лицам, в отношении которых применены меры защиты

Применяемые меры безопасности

■ выдача спец средств

Диаграмма 2. Применяемые меры безопасности (по ФЗ-119 от 20.08.2004г.) за 2011 год.

Также вышеуказанные меры характеризует то, что они не требуют ни крупных средств на их реализацию, ни взаимодействия и координации с другими органами исполнительной власти. Такие сложные для применения меры защиты как переселение на другое постоянное место жительства, изменение внешности, замена документов, изменение места работы (службы) или учебы применяются в единичных случаях и на временной основе. Это говорит о том, что орган, уполномоченный осуществлять защиту, использует исключительно собственные силы и средства, что на наш взгляд является следствием несовершенства нормативной базы, не устанавлива-

ющей обязанности государственных и местных органов исполнительной власти содействовать уполномоченным органам в рамках своей компетенции.

Для создания новой личности и новой жизненной истории необходимо наделение лица новым образованием, воинской обязанностью, пенсионной историей, трудовым стажем, новой собственностью. На сегодняшний день соответствующие нормативно-правовые акты и механизмы их реализации еще только разрабатываются. К примеру, для перераспределения части ассигнований, предусмотренных Государственной программой в соответствии с бюджетной росписью на 2012 год с менее затратных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

мер, на более затратную меру безопасности - «временное помещение в безопасное место» разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 792 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 — 2013 годы».

Согласуются изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2006 № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № СИ-П4-2641 разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

До сих пор возникают вопросы с распределением средств Государственной программы.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования большого объема нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений государственной защиты.

Даже применение такой самой распространенной меры безопасности, осуществляемой в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства как личная охрана еще нуждается в совершенствовании. В отличие от иных мер безопасности, избрание меры безопасности «личная охрана» требует непосредственного участия сотрудников подразделений государственной защиты органов внутренних дел в ее осуществлении. В большинстве случаев для того, чтобы обеспечить безопасность защищаемого лица личная охрана должна осуществляться в круглосуточном режиме, а в случае установления иного режима осуществления личной охраны необходим резерв, для оперативного реагирования на возникающие угрозы и внештатные ситуации.

Учитывая такой режим несения службы, можно сказать, что сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие личную охрану защищаемого лица, фактически живут его жизнью, в ходе своей деятельности становятся обладателями информации не только о местах нахождения защищаемого лица и близких ему лиц, но и об образе жизни, личных контактах, привычках и других сведениях, разглашение которых угрожает безопасности защищаемого лица.

В этой связи деятельность по осуществлению

меры безопасности «личная охрана» должна быть организована таким образом, чтобы к осуществлению указанной меры было привлечено ограниченное количество лиц. Было бы целесообразнее, чтобы в течение всего периода применения меры безопасности личную охрану осуществляла одна группа сотрудников. При этом необходимо иметь в виду, что личная охрана защищаемого лица может быть эффективна только, если в ее осуществлении задействовано не менее двух сотрудников.

Анализ практики применения меры безопасности «личная охрана» территориальными подразделениями государственной защиты органов внутренних дел показал, что не во всех регионах к организации осуществления личной охраны защищаемых лиц подходят на должном уровне. Несмотря на указание заместителя Министра внутренних дел России от 30 мая 2011 года № 1/4320 «О дополнительных мерах по повышению эффективности применения меры безопасности «личная охрана» до настоящего времени в большинстве ЦОГЗ, ОРЧ ОГЗ МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации подразделения физической защиты не созданы. При этом рассматривая вопрос о целесообразности создания в структуре подразделений государственной защиты отделов (отделений, групп) физической защиты многие руководители руководствовались не столько складывающейся оперативной обстановкой в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц, сколько пределами штатной численности и структурой ЦОГЗ, ОРЧ ОГЗ и зачастую нежеланием привести их в соответствие с потребностями. Что подтверждают результаты сравнительного анализа количества осуществляемых мер безопасности «личная охрана», штатной численности подразделений государственной защиты, наличия в них отделов (отделений, групп) физической защиты по субъектам Российской Федерации.

Так, в 2011 году в Тульской области мера безопасности «личная охрана» осуществлялась в отношении 39 защищаемых лиц, штатная численность ОРЧ ОГЗ составляет 16 человек, подразделение физической защиты не создано. В Московской области «личная охрана» осуществлялась в отношении 28 защищаемых лиц, штатная численность ЦОГЗ составляет 26 человек, подразделение физической защиты не создано. Аналогичная ситуация складывается в ряде регионов, при этом многие подразделения государственной защиты инициировали рассмотрение вопросов о создании в их структуре подразделений физической защиты на уровне МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации, однако положительно вопрос решен не был.

Очень часто к осуществлению меры безопасности «личная охрана» привлекаются сотрудники ОРЧ

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

ОГЗ, ООН, ОСН, ППС. Количество защищаемых лиц, в отношении которых избрана мера безопасности «личная охрана», дает основание полагать, что задействованные в осуществлении личной охраны сотрудники органов внутренних дел не могут в полном объеме выполнять свои непосредственные служебные обязанности. Кроме того, расширение круга задействованных подразделений в обеспечении меры безопасности создает предпосылки для расшифровки объектов охраны.

Кроме того, необходимо помнить, что в повседневной деятельности сотрудникам помимо непосредственного обеспечения мер безопасности приходится решать финансовые, правовые, социально-бытовые вопросы, оказывать защищаемым психологическую помощь, проводить оперативно-розыскные мероприятия. Их подготовка должна носить универсальный (разносторонний) характер и охватывать ряд специфичных дисциплин.

Практика подразделений государственной защиты обозначила актуальность проблемы психологического обеспечения данного направления деятельности. Реализация мер безопасности требует анализа и учета индивидуально-личностных особенностей защищаемых лиц, которые, как правило, находятся в стрессовом состоянии и нуждаются в экстренной психологической помощи.

Результаты работы подразделений госзащиты регулярно пропагандируются в средствах массовой информации. Проводимые мероприятия, направленные на формирование в обществе понимания целей и задач государственной защиты, повышения степени доверия граждан к правосудию, готовности сотрудничать и давать правдивые показания.

В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности подразделений государственной защиты необходимо привлечь внимание специалистов обеспечивающих, по роду деятельности, защиту пострадавших в рамках уголовного судопроизводства, но ряд проблем остались не обозначенными.

Но и они, и другие вопросы данной темы остаются дискуссионными, а потому требуют дальнейшего осмысления и решения с учетом реалий сегодняшнего дня, состояния преступности и противодействия правосудию со стороны заинтересованных лиц, от которых, в целом, страдает объективность и беспристрастность судебной системы. Вместе с тем решения, несомненно, лежат в практическом объединении усилий государства, общественных структур и самих пострадавших. И для того, чтобы полноценно защитить потерпевшего и свидетеля, нужно вести постоянную работу в правовом, психологическом, организационном и информационном направлениях. И если брать во внимание, что свы-

ше половины преступлений раскрываются благодаря показаниям из оперативных источников, то есть, свидетелям и потерпевшим в том числе, то очевидно одно, что при оказании правовой, психологической и физической защиты свидетелей и потерпевших, решаются не только личные интересы граждан, но и государственные.

Литература

1. Нормативное правовое регулирование государственной защиты: Сб-к нормативных правовых актов / Сост. Э.А. Васильев, Г.П. Лозовицкая, А.С. Волкова, И.С. Иванов / Под общ. ред. С.И. Гирько, О.В. Зимина, И.Н. Соловьева. М.: ВНИИ МВД России, 2010.

2. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 200 "Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы»;

3. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 792 «Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы»;

4. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 29.10.2010).

5. Выступление ВРИО начальника УОГЗ МВД России В.В. Белинского в Общественной палате Российской Федерации 22 февраля 2011 г.

6. Зарубежный опыт правового регулирования и практика его применения по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства: Сб-к правовых актов, организационных документов и информационно-аналитических материалов / Под ред. В.В. Черникова. М.: ГУП "Типография МВД России", 2000.

1 В настоящее время создан единый механизм по статистической отчетности органов, осуществляющих меры безопасности Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России, ФТС России, ФМБА России от 1 июля 2010 г. N 474дсп/687дсп/326дсп/299дсп/262дсп/1262дсп/32/83 2дсп «Об утверждении межведомственных форм отчетности о результатах осуществления мер государственной защиты», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2010 г., регистрационный N 18271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.