УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.1
П.А. АБРАМОВ, соискатель
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
В настоящее время в России действует Государственная Программа защиты участников уголовного судопроизводства. Создан ряд нормативных документов по реализации данной Программы. В частности 10 апреля 2006 г. Председатель Правительства РФ подписал Постановление № 200 "Обутверждении Государственной программы "Обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20062008 годы". Аналогичная программа была утверждена 2 октября 2009 г. № 792, но только на 2009-2013 гг.
Проводится анализ двух указанных программ государственной защиты участников уголовного судопроизводства в России. Несмотря на то, что в системе МВД России появились и наблюдаются положительные сдвиги в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства, в статье указаны направления, на которые необходимо обратить внимание как законодателям, так и практическим работникам.
Проблема обеспечения надлежащих условий участия граждан в уголовном судопроизводстве связана с возможностью устранения многих препятствий, стоящих на пути борьбы с преступностью, обеспечения прав и законных интересов личности, интересов общества и государства.
Рост преступности, в том числе ее организованных форм, предполагает создание соответствующих средств реагирования со стороны государства и общества. Борьба с преступностью традиционными средствами и методами стала неэффективной, не приносящей ожидаемых результатов, снижения роста преступности [1, с. 11].
После многих лет обсуждения в России принят Федеральный закон от 20 августа 2004 г № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (в ред. ФЗ от 24.07.2007) [2] (далее - ФЗ № 119 о защите), который вступил в действие 1 января 2005 г. На реализацию ФЗ о
защите необходимы денежные средства, которые было решено предоставить уже с 2006 г.
Десятого апреля 2006 г. Председатель Правительства РФ подписал Постановление № 200 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы" [3] (далее - "Программа 2006"). Аналогичная программа была утверждена 2 октября 2009 г. № 792, но только на 2009-2013 гг. [4] (далее - "Программа 2009").
В преамбуле "Программы 2006" указывалось, что в настоящее время имеет место эскалация организованной и транснациональной преступности, жестокость и цинизм противоправных деяний криминальных групп. Добросовестные участники уголовного судопроизводства (потерпевшие и свидетели) подвергаются тщательно спланированным, изощренным и умело реализуемым приемам физического и психологичес-
кого воздействия. Результатом этого являются отказ и уклонение потерпевших, свидетелей и иных лиц от участия в уголовном судопроизводстве.
Федеральный закон № 119 о защите вступил в действие почти пять лет назад, но каких-либо серьезных практических наработок до сих пор не имеется.
Несмотря на выделение денег на реализацию указанной выше "Программы", активной деятельности соответствующих министерств и ведомств по созданию условий обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства с 2006 по 2009 гг. не наблюдалось. Многие государственные чиновники данный факт объясняют долгим раскачиванием и отсутствием опыта.
В преамбуле "Программы 2006" отмечено, что вопросы осуществления государственной защиты затрагивает деятельность многих федеральных органов исполнительной власти. Однако на наш взгляд, не только федеральных органов, но и региональных, а также муниципальных органов. Консолидация понимания важности реализации положений ФЗ № 119 на всех уровнях государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления может в полной мере претворить в жизнь программу государственной защиты.
Отсутствие в нашей стране практического опыта применения мер безопасности участников уголовного процесса сказался как на подготовке "Программы 2006", так и последующей "Программы".
Возможно, мы неоправданно говорим об отсутствии опыта реального обеспечения безопасности отдельных участников уголовного процесса? Начальник управления по борьбе с организованной преступностью УВД по Мурманской области подполковник милиции М. Максимов по этому вопросу высказал следующее: "Опыт у нас есть, при необходимости мы его используем. Если было надо, помощь людям оказывали и до появления этого закона. Чтобы система действительно заработала на полную (уверен, так рано или поздно и произойдет), нужно накапливать правоприменительную
и законодательную практику. Не менее важно и достойное финансовое обеспечение. В США ведь, к примеру, на подобные мероприятия выдаются миллиарды долларов. У нас пока материально-техническая база развита недостаточно. Необходимо, в числе прочего, расширение штата сотрудников, которые станут непосредственно заниматься государственной защитой. В структуре МВД специализированные подразделения по реализации данного закона в ряде субъектов уже созданы" [5].
Представляется, что Россия как новичок в области обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства не может сравниваться по каким-либо показателям в данном вопросе с США. Это объясняется тем, что данный институт безопасности в США работает с 70-х гг. прошлого столетия и вводился в действие поэтапно. Так, если в соответствии с Законом о борьбе с организованной преступностью (1982 г.) меры безопасности могли применяться только при расследовании дел по указанной в названии закона категории преступлений, то в настоящее время они эффективно применяются по всем так называемым "серьезным федеральным преступлениям" [6], а в некоторых графствах, например, в Онондага, часто используются в делах, не связанных с организованной преступностью [7].
Начальник управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, Олег Зимин полагает, что у государства есть возможность защищать свидетелей, однако известны факты, когда на людей пытаются воздействовать, всячески им угрожают, но не все случаи давления пресекаются. По его словам, количество граждан, обратившихся за государственной защитой в этом году, по сравнению с прошлым увеличилось. Так, за 11 месяцев текущего года за государственной защитой обратилось более 1 200 человек (это свидетели и жертвы преступлений), тогда как в 2008 г. таких граждан было 349. Он уточнил, что в основном граждане просили личную охрану и выдачу специальных средств самообороны [8].
Таким образом, можно считать, что в системе МВД России появились и наблюдаются
положительные сдвиги в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства.
В преамбуле "Программы 2009" указывается, что в России ежегодно выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования особо тяжких преступлений около 10 млн человек. Из них каждый пятый, то есть 2 млн человек, встречается с угрозами и требованиями изменить показания либо отказаться от них.
Во время реализации "Программы 2006" программными мероприятиями были охвачены 3 296 участников уголовного судопроизводства, или 5,5% прогнозируемого уровня. В отношении этих лиц были осуществлены 3 842 меры безопасности, а применительно к отдельным из них было применено несколько мер безопасности. Из всех мер безопасности, указанных в ФЗ № 119 о защите, в основном применялись: личная охрана, охрана имущества и жилища, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита осуществлялась в отношении свидетелей (63,2%), реже - применительно к потерпевшим (23%), и в отношении подозреваемых и обвиняемых - всего 3,12%. Предполагаем, что оставшиеся 10,68% относятся к должностным лицам.
По "Программе 2009" прогнозируется применение мер государственной защиты в отношении более 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.
Такого рода прогнозирование вызывается потребностью планирования выделения финансовых средств, иных материальных резервов (специалистов, спецтехники и т.п.). Для принятия решений о финансировании государственных программ по обеспечению защиты участников уголовного процесса, вероятно, можно использовать какие-либо другие критерии (а не планирование по количеству защищаемых лиц). Однако такие критерии пока не разработаны.
В преамбуле "Программы 2009" не имеется каких-либо новаций, которые бы побудили по-новому взглянуть на некоторые аспекты реализации программы 2009-2013 гг.
В третьем разделе "Программы 2009" в число субъектов реализации этой программы, кроме Министерства внутренних дел (далее -МВД), Федеральной службы безопасности (далее - ФСБ), Минобороны, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН), Федеральной службы исполнения наказаний (далее -ФСИН), Федеральной таможенной службы (далее - ФТС), Минздравсоцразвития РФ, включен еще один субъект - Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА). Координатором реализации программы по-прежнему выступает МВД.
Наиболее значимые изменения "Программы" содержатся в пятом ее разделе.
1. Финансирование "Программы 2009" будет осуществляться не только из федерального бюджета, как это предусматривалось в "Программе 2006", а также из иных источников, предусмотренных законодательством РФ (из каких в данном разделе "Программы" не уточняется). Однако, как нам представляется, финансирование должно осуществляться на всех уровнях государственной и муниципальной исполнительной власти. Поэтому в "Программу" целесообразно включить положения, конкретизирующие расчеты выделяемых средств с учетом бюджета субъекта РФ или муниципального образования. Известно, что бюджет г. Москвы и Московской области существенно отличается от бюджета любого другого субъекта РФ. Кроме того, на наш взгляд, к финансированию рассматриваемой программы могут на добровольных началах подключиться хозяйствующие субъекты, а также общественные объединения, например, "Сопротивление" - общественное движение, занимающееся реабилитацией потерпевших от преступлений. На сегодняшний день под руководством Ольги Костиной это движение оказывает реальную поддержку как свидетелям, подвергшимся запугиванию за дачу показаний, так и непосредственно потерпевшим.
2. На реализацию "Программы 2006" было запланировано 948,72 млн руб. (по 316,24 млн руб. ежегодно). На реализацию "Программы 2009" объем ассигнований увеличен и составил
1 603,99 млн. руб. (почти по 401 млн руб. ежегодно).
Сравнение показателей средств, заложенных "Программой 2006", с "Программой 2009" свидетельствует о следующем:
- на личную охрану, охрану жилища и имущества на "Программу2006" планировалось 253,09 млн руб., а в "Программе 2009" - 130,36 млн руб., то есть имеет место уменьшение планируемых средств по данной статье в два раза. Такое уменьшение денежных средств на реализацию "Программы 2009" по названной статье представляется необоснованным, так как в 2008 г. граждане в основном просили обеспечить личную охрану и выдачу специальных средств самообороны. Поэтому исходя из практики 20062008 гг., необходимо увеличивать расходы на данную меру обеспечения безопасности, так как именно она наиболее устраивает свидетелей и потерпевших;
- на приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности: соответственно планировалось - 56,71 млн руб. и 195,64 млн руб., то есть увеличены материальные средства почти на 139 млн руб. Увеличение денежных средств по "Программе 2009" по вышеуказанной статье расходов заслуживает поддержки;
- на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах соответственно планировалось и планируется 11,16 млн руб. и 4,01 млн руб.: имеет место сокращение расходов на 7,15 млн руб. Сокращение расходов по данной позиции вполне оправданно. Обеспечение конфиденциальности данных о личности защищаемых лиц не требует больших затрат. При этом достаточно один раз обеспечить суд необходимой аппаратурой и разработать программу по оперативному информированию заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.;
- на переселение защищаемых лиц на другое место жительства по рассматриваемым Программам планировалось 169,4 млн руб. в 2006 г. и 260,9 млн руб. по "Программе 2009". Увеличение на 91,5 млн руб. объясняется тем, что с каждым годом растут цены на 1 кв. м жилья,
тарифы на энергию, а это влечет увеличение расходов на переселение защищаемых лиц на другое место жительства;
- на замену документов защищаемых лиц -7,09 млн руб., по "Программе 2009" запланировано 3,2 млн руб. - сокращение на 3,89 млн руб. Оно связано с тем, что за прошедшие годы реализации "Программы 2006" мало кто из защищаемых участников уголовного процесса воспользовался заменой документов. По нашему мнению, это связано с тем, что применение данной меры для защищаемого лица подразумевает также переоформление всех иных документов не только для самого защищаемого лица, но и его близких, для которых изменение документов нежелательно;
- на изменение внешности защищаемых лиц - 6,24 млн руб. и 9,8 млн руб. соответственно. Увеличение расходов, планируемых по "Программе 2009", на 3,56 млн руб. объясняется тем, что данную меру защиты осуществляют, как правило, частные медицинские клиники. Цены на такие услуги у частнопрактикующих медиков никем не ограничиваются и поэтому устанавливаются самими исполнителями. По нашему мнению, цены следует установить на уровне постановления Правительства РФ;
- на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место по "Программе 2006" планировалось 321,51 млн руб., по "Программе 2009" 875,35 млн руб. Произошло увеличение расходов на 553,84 млн руб. В настоящее время в России имеет место дефицита жилья, а временное помещение защищаемого лица в безопасное место предполагает немалые расходы на оплату жилья. В качестве безопасного места могут быть выделены специально оборудованные либо построенные объекты, обеспечивающие безопасность. Это требует немалых материальных затрат;
- на применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы, в 2006 г. выделялось 56,97 млн руб., по "Программе 2009" - 100,48 млн руб. Расходы увеличились на 51,51 млн руб. Это можно объяснить отсутствием на сегодняшний день в
учреждениях уголовно-исполнительной системы страны специальных помещений, которые бы соответствовали требованиям обеспечения безопасности защищаемых лиц. К расходам можно также отнести монтаж специального оборудования, позволяющего обеспечить надежную защиту;
- на применение мер социальной поддержки по "Программе 2006" планировалось 64,86 млн руб., а в "Программе 2009" заложено 24,25 млн руб., что меньше на 40,61 млн руб. Вероятно, Правительство РФ и автор "Программы 2009" полагают, что единовременное пособие при неблагоприятных результатах обеспечения безопасности защищаемых лиц целесообразно уменьшить из-за отсутствия негативных последствий неудач при осуществлении мероприятий по защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства. Однако, по нашему мнению, это следует считать слабым аргументом.
По "Программе 2009" не предусмотрены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В "Программе 2006" на это было запланировано 1,6 млн руб. Появление любой новой программы и ее совершенствование требуют в первую очередь поиска механизма внедрения новации в процесс выполнения поставленных задач, что вызывает необходимость в денежных средствах на научно-исследовательские и конструкторские работы. Вряд ли нуждается в глубокой аргументации то, что разработка и монтаж, например, датчиков охраны, слежения или оборудования, позволяющих обезопасить защищаемое лицо в зале судебного заседания, требуют немалых материальных затрат.
Несмотря на то, что практики, исследователи и чиновники единодушны в том, что необходимо готовить профессионалов для обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в "Программе 2009" не запланированы расходы на обучение соответствующих специалистов.
Пока не будет создана централизованная учебная база на федеральном или региональном уровне, пока не будут привлечены для этого уче-
ные и практики, обладающие опытом организации такой работы, не будут подготовлены и размножены с грифом "для служебного пользования" методические материалы, считать, что в стране имеется необходимый кадровый состав для безопасности участников судопроизводства, недопустимо.
А.Ю. Епихин предлагает создать единый государственный орган, единственной задачей которого было бы обеспечение безопасности защищаемых лиц [1, с. 74]. Мы полностью согласны с таким мнением ученого.
В разделе "Программы 2009" также имеются различия, на которые целесообразно обратить внимание.
В Организационных мероприятиях "Программы 2006" указывалось на необходимость "создания в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности, специальных подразделений". В "Программе 2009" в данном пункте также указано на необходимость "внедрения системы показателей эффективности мер государственной защиты, методики и критерии их оценки". Если по первому пункту реализации Программ задействовано только 50% участников (МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС), то к выполнению второго пункта привлекаются все участники программы, за исключением ФМБА России. Уместно отметить, что для выполнения первого пункта организационных мероприятий, отраженных в обеих программах, привлекается только МВД РФ. Это стало возможно только после Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" [9]. В этом Указе, в частности, уточнен п. 1, в котором предписывается образовать в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений с организованной преступностью:
а) подразделения по противодействию экстремизму, возложив на них функции по противодействию экстремистской деятельности;
б) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защи-
те, возложив на них функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Другие заявленные в данном пункте участники программы специальных подразделений не создали. Это объясняется отсутствием по этому вопросу специального Указа Президента РФ. Используя опыт МВД, другим участникам Программы государственной защиты участников уголовного процесса целесообразно, по нашему мнению, создать для обеспечения такой работы ведомственные специальные подразделения.
Применительно ко второму пункту организационных мероприятий отметим, что пока системы показателей эффективности мер государственной защиты не существует.
Раздел "Нормативное правовое обеспечение" "Программы 2009" намного меньше по своему объему. Если в "Программе 2006" в указанном разделе были обозначены семь пунктов, то в "Программе 2009" их всего два. По содержанию эти пункты отличаются лишь тем, что в "Программе 2006" было запланировано разработать правовые нормативные акты определенного направления, которые позволили бы более эффективно использовать их в дальнейшем при реализации Государственной программы по защите участников уголовного судопроизводства. Таковыми должны были быть различные ведомственные и межведомственные инструкции, методические пособия и положения, а также предложения по дополнению, изменению действующих правовых нормативных актов по исследуемому вопросу.
В "Программе 2009" в разделе "Нормативное правовое обеспечение" предусматривается лишь два пункта: анализ применения норм Федерального закона, подготовка предложений по совершенствованию правового нормативного регулирования и разработка проекта государственной программы на 2014 и последующие годы. Эти мероприятия запланировано реализовать к 2013 г.
В разделе "Программы 2009" "Меры по обеспечению безопасности" не указывается ФСИН в числе ведомств, которыми обеспечивается охрана защищаемого лица, его жилища и имущества.
Очевидно, у специалистов из рабочей группы сложилось мнение, что если защищаемое лицо находится в охраняемом помещении (СИЗО, ИВС, ИК), то задача личной охраны отпадает сама собой. Но это ошибочное мнение. Учитывая личный опыт работы в органах УИС, автор настоящей статьи считает, что ФСИН как участника программы также необходимо включить в качестве ответственного ведомства по обеспечению личной охраны защищаемого лица.
Преступления различной тяжести, как известно, совершаются и в местах лишения свободы. При этом в большинстве случаев имеются свидетели или потерпевшие. Склонить к сотрудничеству со следствием осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, весьма непросто. Необходима стопроцентная гарантия обеспечения безопасности таких свидетелей и потерпевших. В то же время при обеспечении надлежащей защиты таких осужденных можно склонить заинтересованных лиц к сотрудничеству со следствием по раскрытию преступлений. Поэтому сотрудники ФСИН просто обязаны осуществлять личную охрану защищаемого лица.
На Министерство здравоохранения и социального развития РФ в "Программе 2006" возлагалась задача разработки и внедрения программ по оказанию психологической помощи, меры социальной поддержки в виде выплат в случае неблагоприятных последствий участия в уголовном судопроизводстве.
В "Программе 2009" эти мероприятия возлагаются на нового участника программы -ФМБА, за исключением оказания психологической помощи, данная мера вообще не упоминается в "Программе 2009" (по нашему мнению, она просто необходима всем участникам уголовного судопроизводства). Если государство вынуждено применять меры обеспечения безопасности соответствующего участника уголовного
процесса, поскольку он подвергается психическому либо физическому давлению со стороны криминальных структур, то такое лицо нуждается в психологической помощи.
В заключение отметим, что в "Программе 2009" существуют, по нашему мнению, следующие недоработки:
- на реализацию "Программы 2009" выделено денежных средств больше, чем на "Программу 2006". Однако нельзя не учитывать, что "Программа 2006" была рассчитана на три года, а действующая - на 4 года. Если распределить денежные средства по годам и по мероприятиям получается, что по многим позициям произошло сокращение финансирования. Напомним, что на приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место, а также на применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы, в "Программе 2009" выделено незначительно больше денежных средств, чем в "Программе 2006";
- денежные средства следует распределять иначе: каждому участнику программы по мере необходимости, что упростит процесс контроля. Следовательно, выделять средства участникам Программы должен независимый орган, например, Минюст России;
- нет оснований выделять из числа других участников Программ особо МВД РФ с возложением полномочий координатора программы. Этим должен заниматься независимый орган, например, Минюст России;
- вменить в обязанность личную охрану, кроме указанных в программе участников, также сотрудникам ФСИН;
- состав участников "Программы" не соответствует дальнейшему ее содержанию: то есть в разделе 3 указан такой участник, как Минзд-равсоцразвития, а в остальных разделах Программы данный участник не упоминается (предлагаем либо исключить из программы этого участника, либо вменить в обязанность выполнение определенной меры безопасности).
Начальник Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, О. Зимин на слушаниях в Общественной палате в ноябре 2009 г. заявил: "Поправки в закон о защите свидетелей, которые должны сделать меры безопасности систематическими, уже внесены в план весенней сессии Госдумы" [8]. Можно полагать, что в отдельные разделы "Программы 2009" будут внесены соответствующие изменения и дополнения.
Из сказанного можно сделать вывод: несмотря на усилия Правительства Российской Федерации приблизить нормативно-правовую базу по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства к практической действительности, в частности в вопросе выделения денежных средств на реализацию "Программы", существуют проблемы по распределению этих материальных вложений. Некоторые силовые ведомства, участники Государственной Программы, возвращают выделенные деньги обратно, как не востребованные (ФСБ РФ). Причина такого возврата - отсутствие механизма провода денег через бухгалтерию. И таких "подводных камней", возникающих при реализации Государственной Программы, много. Она не будет работать, пока отсутствуют четкие методические разработки по каждой мере обеспечения безопасности.
Список литературы
1. Епихин А.Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - С. 11.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 34. - Ст. 3534.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 16. - Ст. 1739.
4. Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы", утверждена постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 792 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 41. - Ст. 4778.
5. Бровина Н. Человек и закон: сказать правду и не бояться. - URL: http://www.mvd.ru/
6. Oversight of the Department of justice witness security program: Hearing before the Committee on the judiciary US Senate, 104-th Congr., 2-nd session on The
effectiveness of the Department of justice witness security program created under the organized crime act of 1970 to protect witness who testify against traditional organized crime figures, June 18, 1996, Serial J. 104-87. - Washington, 1997. - P. 44.
7. Witness intimidation: Showdown in the streets -breakdown in the courts: hearing before the Subcommittee
on Crime and Criminal Justice of the Committee on the Judiciary, House of Representatives, One Hundred Third Congress, second session, August 4, 1994. - P. 88-89.
8. Полетаев В. Милиция защитит свидетеля и пострадавшего // Российская газета. - 2009. - 2 декабря.
9. Российская газета. - 2008. - 10 сентября. - N° 190.
В редакцию материал поступил 29.03.10.
Ключевые слова: Государственная Программа защиты участников уголовного судопроизводства, меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, финансирование Государственной Программы защиты участников уголовного судопроизводства.