Гуськова А. В. Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
трибуня молодого ученого
УДК 343.1
Гуськова Анна Вячеславовна Guskova Anna Vyacheslavovna
преподаватель кафедры уголовного процесса
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) teacher of department of criminal procedure
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
State defence of investigators, speakers by participants of criminal trial
Угрозы поступают не только в отношении следователей, но и в адрес потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Но если отдельно взятый следователь как должностное лицо правоохранительных органов не в состоянии защитить себя, то у него не будет реальной возможности обеспечить защиту других граждан.
Ключевые слова: государственная защита, следователь, меры безопасности, угроза, предупреждение преступлений.
Threats act not only in regard to investigators but also in address of victims, witnesses and other participants of criminal trial. But if the separately taken investigator as a public servant of law enforcement authorities is unable to defend oneself, he will not have the real possibility to provide defence of other citizens.
Keywords: state defence, investigator, safety measures, threat, warning of crimes.
По словам министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции Колокольцева Владимира Александровича, безусловным приоритетом службы в органах внутренних дел является обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов [1]. В соответствии со статьей 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу [2, с. 28].
Следователи, являясь участниками уголовного судопроизводства, в силу выполняемых профессиональных задач и функций нередко сталкиваются с угрозами в свой адрес и в адрес своих близких, которые поступают от подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей, близких родственников, невыявленных соучастников, специально нанятых и иных заинтересованных.
За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться.
Уинстон Черчилль
Преступные действия лица, угрожающего следователю, могут быть направлены на достижение следующих результатов: 1) отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение, приостановление уголовного дела; 2) изменение меры пресечения; 3) передача уголовного дела другому следователю; 4) переквалификация деяния; 5) удовлетворение иска или отказ в нем; 6) внесение в процессуальные документы требуемых сведений, сокрытие, уничтожение данных; 7) утаивание, уничтожение предметов, при исследовании которых есть возможность установить фактические обстоятельства дела, виновных лиц; 8) получение информации о потерпевшем, свидетелях и иных участниках судопроизводства и другое [3, с. 20].
Рассмотрим основополагающие правовые акты, регламентирующие деятельность, связанную с государственной защитой участников уголовного судопроизводства.
250
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
Статья 45 Конституции РФ гарантирует обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также обеспечивает состояние защищенности прав и законных интересов должностных лиц правоохранительных органов, в частности, следователей и иных субъектов [4, ст. 45].
К основным направлениям деятельности полиции в соответствии со статьей 2 закона «О полиции» в числе прочих относится государственная защита потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров, следователей и иных участников уголовного судопроизводства [5, ст. 2].
К числу лиц, подлежащих государственной защите, Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее — ФЗ № 45) в пункте 3 статьи 2 причисляет следователей [6, ст. 2].
В пункте 3.1 Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких указано, что на органы внутренних дел в соответствии с ФЗ № 45 возлагается осуществление мер безопасности в отношении следователей и прочих субъектов [7, п. 3.1].
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» постановление о применении мер безопасности выступает основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Для того чтобы сведения действительно послужили основанием для проведения оперативноразыскных мероприятий, необходимо документальное их оформление, то есть повод [8, ст. 7].
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» к перечню сведений, составляющих государственную тайну, в числе прочих относятся сведения в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты (речь о привлекаемых силах, необходимых финансовых и технических средствах, о методах, планах, результатах деятельности, связанных с обеспечением безопасности лиц, в адрес которых поступила реальная угроза, а также информация о финансировании этой деятельности),
если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах [9, ст. 5].
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день существуют грамотно сформулированные правовые нормы, касающиеся государственной защиты следователей. Данное направление не может похвастаться многообразием правовых актов, но, как известно, главное не количество, а качество. В рассмотренном ФЗ № 45 сформулированы основные положения, касающиеся видов государственной защиты (ст. 3), видов мер безопасности (ст. 5), повода и оснований применения мер безопасности и прочие нормы. Также действует Административный регламент МВД России, утвержденный приказом МВД России от 21 марта 2007 года № 281, и прочие нормативные документы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закон от 20августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — ФЗ № 119) под государственной защитой понимается осуществление мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной защиты в связи с участием потерпевших, свидетелей и иных участников в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами [10, ст. 1].
В соответствии со статьей 1 ФЗ № 45 под госу-дарственной защитой понимается осуществление уполномоченными на то государственными органами предусмотренных мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество лиц в связи с их служебной деятельностью [6, ст. 1].
Если рассматривать отдельно такую категорию, как «защита», то ее можно определить следующим образом:
— это гарантия безопасности;
— это предохранение чего-либо от негативных внутренних и внешних воздействий;
— это деятельность компетентных органов по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих применение соответствующего вида, избрание соразмерной меры государственной защиты, наделение субъекта правами и обязанностями, обеспечение гарантий, компенсаций и льгот, вытекающих из особенностей службы.
В узком смысле защита — это функция, которая является противоположной по целевому назначению функции обвинения.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
251
Г/ськова А. В. Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
Гуськова А. В. Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
трибуня молодого ученого
В широком смысле защита — это разнообразная деятельность, которая осуществляется при посягательстве на права человека и гражданина и непосредственно сопряжена с их ограничением или возникновением реальной угрозы их нарушения.
На базе учебного заведения было проведено анкетирование среди преподавателей таких кафедр, как предварительное расследование, уголовный процесс и криминалистика, которые ранее занимали должности в следственном аппарате. Из 25 преподавателей, которым были розданы анкеты, 18 опрошенных придерживаются дефиниции, предложенной ФЗ № 45. Пять преподавателей считают, что определение, предложенное ФЗ № 119, наиболее полно отражает заявленную категорию «государственная защита». Один человек отождествляет изучаемую дефиницию с гарантией безопасности, последний из анкетируемых отказался от заполнения предложенной анкеты, мотивировав это нежеланием вспоминать о своей деятельности в качестве следователя (см. приложение № 2).
Таким образом, государственную защиту следователей мы можем определить как комплекс действий, осуществляемых следователем с целью поднятия вопроса об избрании в отношении него меры (мер) безопасности в связи с поступившей реальной угрозой, с последующим переходом инициативы к подразделениям собственной безопасности, обязанным применить соразмерные меры безопасности, а также меры правовой и социальной защиты.
В соответствии со статьей 13 ФЗ № 45 поводом для применения мер безопасности в отношении следователя может послужить:
1) заявление указанного лица; 2) обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного органа; 3) получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.
Считаем целесообразным закрепить в должностной инструкции следователя обязательный и незамедлительный доклад руководителю следственного органа о любой поступившей следователю угрозе от каждого из участников уголовного судопроизводства и иных лиц для своевременного принятия защитных мер, проведения необходимых проверочных мероприятий компетентными органами.
Таким образом, заявление, обращение или информация (включая оперативную информацию) являются поводом для применения мер безопасности по отношению к следователю.
Основанием для их применения служит наличие достаточных данных, свидетельствующих о том, что угроза является реальной. Именно от личной инициативы следователя во многом будут зависеть своевременность принятых мер, быстрота и качество проводимых проверочных мероприятий. Ситуации, когда угрозы не воспринимаются всерьез или игнорируются, негативно сказываются как на отдельном участнике уголовного судопроизводства, так и на всей системе государственной власти и порядке управления.
Применение мер безопасности в отношении следователей органов внутренних дел входит в компетенцию подразделений собственной безопасности [11, с. 20]. Так на территории Нижегородской области РФ действует Оперативно-разыскная часть, главной задачей которой является обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите. В результате проведенных в ГУ МВД России по Нижегородской области организационно-штатных мероприятий в Оперативно-разыскную часть был переименован ранее действующий Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. В числе полномочий ОРЧ ОГЗ ГУ МВД России по Нижегородской области прописано право на применение мер государственной защиты в отношении следователей и иных защищаемых лиц.
Исполнение органом внутренних дел государственной функции защиты следователей включает в себя ряд процедур (см. схему 1).
Считаем необходимым внести несколько предложений, которые бы способствовали предупреждению поступления угроз в адрес следователя и его близких, порчи имущества и совершению других противоправных действий.
1. Итак, предлагаем при расследовании каждого уголовного дела, вызвавшего большой общественный резонанс, совершенного организованной преступной группой, связанного с наркотическими средствами и др., задействовать участников следственно-оперативной группы из различных регионов, в том числе следователей, которые будут вести расследование по данным делам. На сегодняшний день такая практика имеет место, и, несмотря на то, что она требует вложения значительных финансовых ресурсов, связанных с проездом и проживанием сотрудников из других регионов, она способствует объективному расследованию по делу. При расследовании такихдел следователями того региона, где совершено преступление, о деятельности которых и рычагах воздействия (семья, имуще-
252
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
Схема 1
Механизм защиты следователя от угроз
РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА, СВЯЗАННАЯ С ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, ПОСТУПИВШАЯ ИЗ АНОНИМНЫХ ИСТОЧНИКОВ
РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА, О КОТОРОЙ СТАЛО ИЗВЕСТНО ОРГАНАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ БЕЗОПАСНОСТЬ
РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА, СВЯЗАННАЯ С ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, ПОСТУПИВШАЯ ОТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ЕГО БЛИЗКИХ И ДР. УЧАСТНИКОВ
СЛЕДОВАТЕЛЬ
НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД РУКОВОДИТЕЛЮ СЛЕДСТВЕННОЕО ОРЕАНА И (ИЛИ) НАЧАЛЬНИКУ
ОТДЕЛА ПОЛИЦИИ
S
ЗАЯВЛЕНИЕ
СЛЕДОВАТЕЛЯ
ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПОЛИЦИИ
If
ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ, ИНФОРМАЦИИ
РЕШЕНИЕ О РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В
ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПРИМЕНЕНИИ МЕР
БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
|1 |1
МОТИВИРОВАННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
I
ВЫДАЧА ОРУЖИЯ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ
СРЕДСТВ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ,
ОПОВЕЩЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ
ЛИЧНАЯ ОХРАНА, ОХРАНА ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ СВЕДЕНИЙ О ЗАЩИЩАЕМОМ
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА ДРУЕОЕ МЕСТО ЖИТЛЬСТВА ЗАМЕНА ДОКУМЕНТОВ, ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНОСТИ ВРЕМЕННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
253
Г/ськова А. В. Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
Гуськова А. В. Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
трибуня молодого ученого
ство и др.) уже известно местному криминальному миру, вероятность поступления угроз, оказания как психологического, так и физического давления особенно возрастает. В данном случае необходимо вести речь о налаженном взаимодействии, существующем между следственными органами различных регионов, заранее установленных договоренностях и соглашениях, когда по письменному поручению начальника следственного управления одного региона из другого будут немедленно выезжать требуемые специалисты — следователи, эксперты и другие субъекты.
2. В век компьютеризации всех процессов считаем возможным обеспечить отсутствие визуального контакта между следователем и иными участниками уголовного процесса. Каждому следователю должен быть присвоен специальный код, который будет прописываться в каждом протоколе следственного действия и иных процессуальных документах. Речь идет об обезличивании образа следователя для других участников судопроизводства.
Например, при допросе подозреваемый или обвиняемый не будут видеть лица следователя, их будут разделять стена, либо экран. Данные субъекты могут находиться в диаметрально противоположных концах отдела полиции, но будут соединены посредством технической связи. Кто-то может возразить, что при таком общении следователь не сможет установить с человеком визуальный контакт, не сможет по выражению лица, жестам, взглядам обнаружить, правду или ложь говорит допрашиваемый. Но эту проблему может решить камера, направленная на подозреваемого или обвиняемого, транслирующая его в помещении, где находится следователь. В данном случае, единственное, что останется в памяти подозреваемого или обвиняемого — это тембр голоса следователя, который при современных технологиях также можно редактировать.
Кроме того, при таком способе проведения следственных действий будут исключены случаи, когда подозреваемые и обвиняемые ссылаются на физическое принуждение со стороны следователей.
При проведении иных следственных действий, когда следователь вынужден работать вне служебного кабинета, следует разработать специальные предметы одежды, обеспечивающие прикрытие той части лица, что ниже глаз, наподобие масок, имеющихся у врачей и др. Также, если нет необходимости личного выезда следователя, ряд действий могут проводить оперативные сотрудники.
Данная мера будет способствовать эффективному предупреждению преступлений, так как невозможно угрожать тому, кого не знаешь.
Таким образом, важную роль в деятельности по обеспечению жизни и здоровья следователей, защите близких, имущества и иных ценностей играет предупреждение преступлений, предусмотренных следующими статьями УК РФ 294, 295, 296, 311, 317, 318 и др. Предлагаем в качестве предупредительных мер как можно чаще привлекать к расследованию участников уголовного судопроизводства из других регионов по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, содействовать укреплению взаимодействия между структурными подразделениями следственных аппаратов. На базе проведенного анкетирования с необходимостью применения предложенных предупредительных мер согласились 24 из 25 опрошенных.
Также предлагаем дополнить имеющийся перечень мер безопасности в ФЗ № 45 пунктом 8 статьи 5: «Оповещение граждан через СМИ об угрозе следователю». На базе проведенного анкетирования преподавателей Нижегородской академии МВД России с рациональностью включения такой меры, как «оповещение граждан через СМИ об угрозе следователю» согласились все 25 опрошенных.
Кроме того, считаем перспективным разработать государственную программу «Обеспечение безопасности должностных лиц: судей, следователей, прокуроров, сотрудников иных правоохранительных и контролирующих органов» на 2015—2020 гг. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В.А. Колокольцев отметил, что для реализации государственных программ правоохранительной направленности, которые являются эффективными инструментами оздоровления криминогенной обстановки, выделено около восемнадцати с половиной миллиардов рублей [1].
Примечания
1. Выступление главы МВД России Колокольцева В.А. на расширенном заседании коллегии Министерства 21 марта 2014 года. URL: http://mvd.ru/ kollegiya (дата обращения: 05.06.2015).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174 // Российская газета. 2001.22 декабря. М., 2015.
3. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
5. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 // Российская газета. 2011. 10 февраля.
254
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
6. Российская газета. 1995. 26 апреля.
7. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 47.
8. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21.12.2013) // Российская газета. 1995. 18 августа.
9. Российская газета. 1993. 21 сентября.
10. Российская газета. 2004. 25 августа.
11. Афонькин Г.П., Астишина Т.В. Правовые, организационные и тактические вопросы обеспечения оперативными подразделениями ОВД государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: учебно-практическое пособие. Домодедово, 2013.
Notes
4. Constitution of Russian Federation from 12.12.1993 // Rossiyskaya gazeta. 1993. December 25.
5. About the police: federal law from 07.02.2011 № 3 // Rossiyskaya gazeta. 2011. February 10.
2. The Code of criminal procedure of Russian Federation from 18.12.2001 № 174. Moscow, 2015.
6. Rossiyskaya gazeta. 1995. April 26.
10. Rossiyskaya gazeta. 2004. August 25.
6. About operative-search activity: federal law from 12.08.1995 № 144 // Rossiyskaya gazeta. 1995. August 18.
9. Rossiyskaya gazeta. 1993. September 21.
8. About claim of Administrative regulation of the Ministry of Internal Affairs of Russia on execution of state function of providing in accordance with the legislation of Russian Federation of state defence of judges, public servants of law enforcement and supervisory authorities, to safety of participants of criminal trial and their near: order of the Ministry of internal affairs of Russian Fedara-tion from 21.03.2007 № 281 // Bulletin of normative acts of federal organs of executive power. 2007. № 47.
11. Afon'kin G.P., Astishina T.V. Legal, organizational and tactical questions of providing operative subdivisions of organs of internal affairs of state defence of judges, public servants of law enforcement and supervisory authorities: educational-practical manual. Domodedovo, 2013.
3. Zaytcev O.A. State defence of participants of criminal procedure. Moscow, 2001.
1. Appearance of chapter of Ministry of internal affairs of Russia Kolokolcev V.A. on the extended meeting of college of Ministry 21 March, 2014. URL: http://mvd.ru/ kollegiya (date of appeal: 05.06.2015).
Приложение
Анонимная анкета
Уважаемый коллега! Приглашаем к сотрудничеству в исследовании проблемы эффективной защиты такихучастников уголовного процесса, как следователи. Надеемся на вашу внимательность и откровенность при ответе на вопросы анкеты. Нужный (ые) вариант (ы) подчеркните; возможно указание нескольких вариантов ответов. Дайте пояснения там, где считаете нужным.
1. Что Вы понимаете под государственной защитой следователей?
1. Это осуществление мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества следователей, а также мер социальной защиты указанных лиц в связи с их участием и ведущей ролью в досудебном производстве.
2. Это осуществление мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество следователей в связи с их служебной деятельностью.
3. Это гарантия безопасности.
4. Все ответы верны.
5. Другой ответ:___________________________________________
2. Приходилось ли Вам просить о применении мер безопасности по отношению к Вам, находясь в должности следователя?
1. Да.
2. Нет.
3. Это конфиденциальная информация.
4. Другой ответ:___________________________________________
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
255
Г/ськоеа А. В. Государстеенная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
Гуськова А. В. Государственная защита следователей, выступающих участниками уголовного судопроизводства
трибуня молодого ученого
3. Знаете ли Вы, каким федеральным законом регламентируются положения о государственной защите следователей?
1. Да.
2. Нет.
3. Знаю несколько нормативныхдокументов.
4. О каких мерах государственной защиты следователей на территории Нижегородской области Вы знаете?
1. Предоставление личной охраны, охраны жилища и имущества следователя.
2. Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
3. Временное помещение следователя в безопасное место.
4. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом следователе.
5. Другой ответ:__________________________________________
5. На Ваш взгляд, достаточно ли правовых возможностей, существующих мер государственной защиты для обеспечения безопасности следователей?
1. Вполне достаточно.
2. Требуются более эффективные механизмы обеспечения защиты.
3. Другой ответ:__________________________________________
6. Поступали ли в Ваш адрес угрозы за время работы следователем? Если да, то какого характера?
1. Угроза жизни, здоровью.
2. Угроза жизни, здоровью Вашихблизких.
3. Угроза порчи имущества.
4. Другой ответ:__________________________________________
7. Какие предложения, на Ваш взгляд, будут способствовать повышению уровня безопасности следователей при исполнении имидолжностных обязанностей?
1. Обязательный и незамедлительный доклад руководителю следственного органа о поступившей угрозе от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и иных участников уголовного процесса.
2. Включение в главу 31 УК РФ следующего положения: «если противоправная деятельность в отношении следователя осуществляется родственниками или друзьями подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и будут иметься все необходимые и достаточные доказательства этого, помимо привлечения виновного лица к ответственности по соответствующей норме, будет пересмотрено положение самого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого вплоть до увеличения размера штрафных санкций; количества часов, подлежащих отработке; срока лишения свободы и др.».
3. Другой ответ:__________________________________________
8. Какие предупредительные меры, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективными для недопущения поступления угроз в адрес следователей?
1. Формирование состава следственно-оперативной группы из участников уголовного судопроизводства из различных регионов страны по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, что будет способствовать объективности расследования; создаст трудности для преступного контингента, стремящегося угрожать следователям и иным участникам.
2. Содействие укреплению взаимодействия между структурными подразделениями следственных аппаратов по городу, по регионам.
3. Проведение большинства следственных действий без визуального контакта между следователем и иными участниками уголовного процесса. Присвоение каждому следователю специального кода.
4. Другой ответ:__________________________________________
Благодарим за содействие!
256
Юридическая наука и практика