Научная статья на тему 'Актуальные вопросы взаимодействия оперативных подразделений государственной защиты со следователем на этапах осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства'

Актуальные вопросы взаимодействия оперативных подразделений государственной защиты со следователем на этапах осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАЩИТУ / INTERACTION / PUBLIC DEFENSE / INVESTIGATIVE ACTIVITIES / CRIMINAL PROCEEDINGS / SECURITY MEASURES / ENTITIES RESPONSIBLE FOR THE STATE PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Н. А., Чикова Я. Н., Завьялов И. А.

Рассматриваются вопросы взаимодействия подразделений государственной защиты со следователем на этапах осуществления мер безопасности. Подробно рассмотрены этапы взаимодействия; затронули наиболее проблемные аспекты, возникающие на этапах взаимодействия следователя с подразделениями государственной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузьмин Н. А., Чикова Я. Н., Завьялов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of cooperation between the operational units of the state defense investigator on the stages of implementation of the state protection of participants in criminal proceedings

In the article the question off investigation off division offs the state implementation of security measure. The authors touched upon the problematic issues arising at the stages of interaction in the investigation with the division of the state protection.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы взаимодействия оперативных подразделений государственной защиты со следователем на этапах осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ СО СЛЕДОВАТЕЛЕМ НА ЭТАПАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЗЬМИН,

начальник кафедры ОРД и СТМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент; ЯНА НИКОЛАЕВНА ЧИКОВА, заместитель начальника кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук; ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАВЬЯЛОВ, заместитель начальника кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимодействия подразделений государственной защиты со следователем на этапах осуществления мер безопасности. Подробно рассмотрены этапы взаимодействия; затронули наиболее проблемные аспекты, возникающие на этапах взаимодействия следователя с подразделениями государственной защиты.

Ключевые слова: взаимодействие; следователь; государственная защита; оперативно-разыскная деятельность; уголовный процесс; уголовное судопроизводство; меры безопасности; подразделения, осуществляющие государственную защиту.

Annotation. In the article the question off investigation off division offs the state implementation of security measure. The authors touched upon the problematic issues arising at the stages of interaction in the investigation with the division of the state protection.

Keywords: Interaction, public defense, investigative activities, criminal proceedings, security measures, entities responsible for the state protection.

Обострившаяся социально-экономическая обстановка, правовой нигилизм и неспособность многих людей приспособиться к реалиям новой жизни обусловливают достаточно высокий удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных преступлений по Российской Федерации. Необходимость кардинального увеличения доли раскрываемых преступлений, повышения качества предварительного расследования в условиях усложнившегося процесса доказывания, усиливающегося противодействия расследованию со стороны

уголовно-преступного элемента и их связей требуют активного использования сил и средств правоохранительных органов в раскрытии преступлений, совершенствования приемов организации и тактики их расследования1. Одним из путей такого совершенствования является улучшение организации взаимодействия следственных подразделений и подразделений, осуществляющих государственную защиту, при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений против правосудия. Порядок осуществления государственной защиты участников уголовного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

судопроизводства можно разделить на следующие этапы.

Первый этап - прием, регистрация и проверка заявления (сообщения) о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество участников уголовного судопроизводства. Второй этап - вынесение следователем постановления о применении мер безопасности и направлении его в подразделение государственной защиты. Третий этап - избрание и применении мер безопасности подразделениями государственной защиты. Четвертый этап - отмена мер безопасности.

Остановимся на рассмотрении каждого этапа более подробно.

1. Прием, регистрация и проверка заявления (сообщения) о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество участников уголовного судопроизводства. На данном этапе взаимодействие со следователем происходит в порядке определенном п. 20.3 Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких (утвержден Приказом МВД РФ от 21 марта 2007 г. № 281)2, когда рассматриваемое заявление (сообщение) направляется для принятия решения об осуществлении мер безопасности следователю в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно. Исходя из п. 21.1 Административного регламента именно следователь является ответственным за необходимость и обоснованность применения государственной защиты. В случае, если участник уголовного судопроизводства обратился непосредственно к следователю с заявлением (сообщением) о наличии угрозы, то следователь должен его зарегистрировать в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). При поступлении сообщения следователь в порядке, предусмотренном п. 21 Административного регламента, обязан рассмотреть сообщение и организовать проверку наличия угрозы посредством опроса и уточнения сведений, находящихся в заявлении.

Срок проверки заявления составляет не более трех суток. Представляется, что для наиболее эффективной проверки рассматриваемого заявления и установления возможных источников поступающих угроз следователю уже на данном этапе целесообразно привлекать для взаимодействия сотрудников подразделений государственной защиты. Необходимость этого обусловливается следующими факторами:

• оперативное пресечение преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ, установление и нейтрализация источника угрозы;

• помощь следователю в установлении реальности угроз, поступающих в адрес участника уголовного су-

допроизводства, с тем, чтобы применение мер безопасности было обоснованным, а средства, которые будут расходоваться на обеспечении безопасности, не были потрачены впустую;

• сотрудники подразделений государственной защиты квалифицированно разъяснят условия договора лицу, в отношении которого могут быть применены меры безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»3 основаниями для принятия решения о применении мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Исходя из данного положения Закона, условием принятия следователем решения о применении мер безопасности является возможность причинения вреда защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. Если же потерпевшему угрожают не в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, а в целях реализации преступного замысла, то меры безопасности принимаются не в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а в общем порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации4 и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности»5. В этом случае следователь должен взаимодействовать с оперативными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими оперативное сопровождение предварительного расследования. Реальность угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество участника уголовного судопроизводства должна подтверждаться не только заявлением, поступившим от этого лица, и его показаниями, данными в ходе допроса, но и другими материалами, собранными в ходе проверки. В частности, могут быть допрошены иные лица, обладающие необходимой информацией (родственники заявителя); оперативными подразделениями государственной защиты проведены отдельные (дополнительные) оперативно-разыскные мероприятия.

Следует уделить особое внимание сбору материалов, характеризующих личность заявителя, так как возможно в силу личностных характеристик или иных причин (психических заболеваний, фобий) заявитель может придумать или неадекватно оценивать угрозу.

Нам представляется, что оптимальной является ситуация, когда в ходе проверки заявления (сообщения) о наличии угрозы участника уголовного судопроизводства решаются сразу несколько задач:

• собирание и проверка сведений о наличии подобных угроз;

• установление лица (лиц), от которых может поступать угроза;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• собирание доказательств для привлечения лица (лиц) к уголовной ответственности;

• вынесение следователем постановления о применении мер безопасности и направление его в подразделение государственной защиты.

В срок не более трех суток с момента поступления заявления (сообщения) о наличии угрозы, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, следователь должен вынести одно из следующих решений в форме мотивированного постановления:

• о применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется в подразделение государственной защиты, для исполнения, а также лицу, в отношение которого вынесено указанное постановление;

• об отказе в применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.

Для принятия решения о применении мер безопасности следователю необходимо иметь заявление или согласие защищаемого лица. В практической деятельности часто возникают ситуации, когда участник уголовного судопроизводства в силу различных причин (страха, недоверия к органам внутренних дел) не обращается за помощью к следователю, несмотря на поступающие в его адрес угрозы. Следователь же по косвенным причинам (резкое изменение показаний или отказ от дачи показаний участника уголовного судопроизводства) предполагает о наличии такого рода угроз. В данной ситуации отсутствует повод для принятия решения о применении мер безопасности, а значит, подобное решение принято быть не может.

В соответствии с Конституцией РФ6 и п. 22 Административного регламента следователь обязан немедленно реагировать на каждый ставший ему известным случай, требующий применения мер безопасности, а также разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления об осуществлении в отношении него государственной защиты. Перечень этих прав и обязанностей содержится в ст. 23 Федерального закона «О защите участников уголовного судопроизводства и иных защищаемых лиц».

Как уже отмечалось ранее, для разъяснения данных прав, обязанностей и ограничений, с которыми столкнется защищаемое лицо, необходимо привлекать сотрудника подразделения государственной защиты. Разъяснять их необходимо не после вынесения постановления, а еще в ходе проверки заявления (сообщения) о наличии угрозы, чтобы исключить случаи отказа защищаемых лиц от защиты после вынесения постановления об избрании мер безопасности.

К сожалению, известны случаи, когда следователи выносили постановления о применении мер безопасности без достаточных оснований, руководствуясь целями, не связанными с защитой участников уголовного судопроизводства от поступающих в их адрес угроз. В частности, такие постановления выносились для обеспечения явки обвиняемых к следователю в случае изменения меры пресечения заключения под стражу на

иные, не связанные с ограничением свободы; при этом следователи настаивали на применении такой меры безопасности, как «личная охрана»; также меры безопасности применялись и для обеспечения явки свидетелей (потерпевших).

Хотелось бы обратить внимание на ошибки, допускаемые следователями, при вынесении постановлений о применении мер безопасности: отсутствует согласование с руководителем следственного органа; отсутствует оттиск гербовой печати на подписи руководителя следственного органа; не раскрываются основания применения мер безопасности; отсутствует достоверная информация о защищаемом лице; избрание в постановлении конкретных мер безопасности; отсутствует подписи защищаемого лица.

Для того, чтобы подразделения государственной защиты могли незамедлительно приступить к применению мер безопасности, следователю необходимо максимально полно проинформировать указанные подразделения о личных данных и местонахождении защищаемого лица (с указанием контактного телефона).

К постановлению должны прилагаться:

• копии материалов проверки, свидетельствующие о наличии реальной угрозы убийства защищаемому лицу, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его участием в уголовном судопроизводстве;

• сопроводительное письмо, содержащие (как отмечалось выше) личные данные защищаемого лица и информацию о его местонахождении;

• письменное поручение следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление лица (лиц), угрожающих участнику уголовного судопроизводства с целью привлечения к уголовной ответственности, вынесенное в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ7.

Избрание и применение подразделениями государственной защиты мер безопасности.

На данном этапе следователь должен учитывать рекомендации подразделения государственной защиты при решении вопроса о производстве того или иного следственного действия с участием лица, так как ответственность за его жизнь и здоровье возлагается на подразделение государственной защиты. В ходе осуществления мер государственной защиты органы предварительного следствия взаимодействуют с оперативными подразделениями, осуществляющими государственную защиту. Это необходимо для рационального применения самих мер безопасности, осуществления оперативного сопровождения предварительного расследования, возможности предотвращения возникновения новых угроз защищаемому лицу.

В частности, следователь осуществляет взаимодействие в процессуальной форме, посредством производства процессуальных действий, а оперативный сотрудник, выполняя поручения следователя, решает эту задачу посредством проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наличие угрозы является признаком подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, и может служить основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения дополнительных комплексных оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств8.

Планирование следственных действий, вопреки рекомендациям подразделений государственной защиты влечет нарушение принципа уголовного судопроизводства, не допускающего осуществление действий, создающих опасность для жизни и здоровья участника уголовного судопроизводства.

Подразделениям государственной защиты необходимо учесть, что данные рекомендации должны быть направлены следователю в письменной форме в виде рапорта. В нем должно быть мотивированно изложены основания, по которым не рекомендуется проведение следственного действия в конкретной ситуации (наличие угрозы, прогнозы возможного неблагоприятного развития событий в случае проведения следственного действия), а также рекомендации по проведению данного следственного действия в иное время и в иных условиях. Оперативным сотрудникам подразделения государственной защиты необходимо понимать, что производство по уголовному делу - это непрерывный процесс. Наличие процессуальных сроков влечет за собой обязанность следователя по их неукоснительному соблюдению. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований для приостановки производства по делу в связи с наличием угрозы участникам уголовного судопроизводства. Поэтому в случаях, когда следователем выполнены их рекомендации, и производство следственного действия отложено, именно сотрудники подразделений государственной защиты должны создать условия для производства следственного действия и уведомить следователя в кротчайшие сроки о возможности и условиях его производства в иное время.

Исходя из сказанного и подводя итог вышеперечисленному: организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению охраны защищаемого лица должны определяться не только в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений, но и путем выработки совместных решений, включением представителей подразделений государственной защиты в состав следственно-оперативной группы, проведения совместных совещаний на основании сведений о защищаемом лице, исходя из материалов

уголовного дела. Было бы правильным, несмотря на независимость следователя как процессуального лица, уведомлять подразделение государственной защиты о движении уголовного дела, по которому осуществляются меры безопасности (приостановления, прекращения, направления в суд).

Целесообразно выделить еще одну форму взаимодействия следователя и оперативного сотрудника подразделения государственной защиты. Это привлечение оперативного сотрудника к такому следственному действию, как допрос, когда исходя из наличия угрозы защищаемое лицо в силу инстинкта самосохранения не идет на контакт со следователем, используя свой иммунитет и отказывается от дачи показаний. В причинах такого поведения следователю, в силу своего процессуального положения, разобраться сложно. Он, как правило, не владеет достаточными сведениями о связях данного лица, оперативными материалами, сведениями о наличии скрытых угроз. Оперативный сотрудник, напротив, обладает такой информацией, однако без разрешения следователя не может общаться с лицом и не может донести до него информацию о возможностях подразделений государственной защиты.

Поэтому, для достижений целей уголовного судопроизводства, полноты и объективности расследования, следователю целесообразно привлекать оперативного сотрудника подразделения государственной защиты для участия в допросе подозреваемого (обвиняемого), который сможет разъяснить возможности закона в осуществлении государственной защиты, степень защищенности и гарантии социальной безопасности. Целесообразно использовать такую форму взаимодействия до принятия решения о применении мер государственной защиты.

Отмена мер безопасности.

Закон обязывает органы, принявшие решение об осуществлении государственной защиты, отменять данные меры в случае, если устранены основания их применения, а также в случае, когда их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора о защите.

Следователь или судья обязан отменить меры государственной защиты в случае, если необходимость их проведения нецелесообразна. Это не право, а обязанность, предусмотренная ст. 20 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства. С учетом того, что в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации нет прямых противоречий с этой нормой, соответствующие лица должны незамедлительно принимать такие решения, так как затягивание в данном случае ведет к неоправданным затратам бюджетных средств.

1 См.: Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефим-кин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чи-кова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие: Монография / Под ред.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. I. С. 178-182; Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мар-тынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативных подразделений ОВД МВД России на современном этапе Вестник Московского университета МВД. 2012. № 10 С. 148-152; Ма-илян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах. Вестник Московского университета МВД. 2012. № 6. С. 101-104. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ / http://www.pravo. dov.ru..

2 Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. № 281 «Административного регламента МВД России» http://www.mvd.ru.

3 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. 23 августа. № 34, Ст.3534 / http://www.pravo.dov.ru.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 15 сентября 2015 г.) // СЗ РФ. 2001. 24 февраля. № 52 (1), Ст.4921 / http://www.pravo.dov.ru.

5 Федеральный закон от12. августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-разыскной деятельности» //

СЗ РФ. 1995. 14 августа. № 33, Ст.3349 / http://www.pravo.dov.ru.

6 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. 4 августа. №31, Ст. 4398 / http://www.pra-vo.dov.ru.; Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России: Учебник (для бакалавров) 7-изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015; Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности социально-нравственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина Право и жизнь. 2010. № 141 (3); Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности экономических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина Право и жизнь. 2010. № 140 (2).

7 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 15 сентября 2015 г.) // СЗ РФ. 2001. 24 февраля. № 52 (1), Ст. 4921 / http://www.pravo.dov.ru.

8 См.: Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефим-кин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чи-кова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие: Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. II. С. 349-398.

УДК 34 ББК 67

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ РАЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗЫСК НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

ЛЕВ ЛЬВОВИЧ ТУЗОВ,

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются: особенности кадрового обеспечения розыска органами внутренних дел несовершеннолетних, пропавших без вести, в части служебной подготовки сотрудников разыскных подразделений, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять оперативно-служебную деятельность в рассматриваемой

Ключевые слова: кадровое обеспечение, оперуполномоченный, разыскные подразделения, профессиональная, служебная подготовка, розыск, несовершеннолетний, пропавший без вести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.