Научная статья на тему 'К вопросу о порядке реализации органами внутренних дел механизма государственной защиты участников уголовного судопроизводства'

К вопросу о порядке реализации органами внутренних дел механизма государственной защиты участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / РЕАЛЬНОСТЬ УГРОЗЫ / КОМПЛЕКС МЕР БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИЩАЕМОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янин С. А., Шувалов Д. Н.

В работе рассматривается процедуры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких органами внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о порядке реализации органами внутренних дел механизма государственной защиты участников уголовного судопроизводства»

УДК 343.985

Янин С. А.

К.ю.н., доцент, начальник кафедры организации следственной работы

Волгоградской академии МВД России

Шувалов Д. Н.

К.ю.н., зам. начальника кафедры организации следственной работы

Волгоградской академии МВД России

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В работе рассматривается процедуры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких органами внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная защита, безопасность участников уголовного судопроизводства, реальность угрозы, комплекс мер безопасности, защищаемое лицо.

Необходимо отметить, что для обеспечения надлежащего исполнения органами внутренних дел Российской Федерации функции по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких нормативной базой предусмотрен ряд административных процедур, регламентированных приказом МВД России от 21.03.2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких». Указанные процедуры условно делят процесс обеспечения государственной защиты участников судопроизводства на ряд этапов, в ходе которых специально уполномоченными субъектами осуществляются определенные процедуры. Эти этапы следующие:

1. прием и регистрация заявления (сообщения);

2. проверка заявления (сообщения);

3. вынесение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности и мер социальной поддержки;

4. подготовка и утверждение постановления об избрании мер безопасности;

5. подготовка и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.

На первом из перечисленных этапов, как следует из его названия, в территориальном органе внутренних дел осуществляется прием и регистрация

заявлений (сообщений) от участников уголовного судопроизводства и иных лиц о наличии угроз посягательства на их жизнь, здоровье, имущество, либо на жизнь, здоровье, имущество их родственников и близких[1; 2].

В том случае, если в заявлении (сообщении) содержится конкретная информация, указывающая на признаки преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (данные о лице, оказывающем незаконное воздействие, последствия, время и место и т.п.), поступившее заявление (сообщение) подлежит регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в порядке, установленном приказом МВД России от 29.08.2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». В случае, если в поступившем заявлении не содержится конкретной информации, указывающей на признаки преступления (не конкретизировано лицо, угрожающее заявителю, и т.п.), поступившее заявление (сообщение) на основании п/п. 6.5 п. 6 приказа МВД России от 29.08.2014 г. № 736 в КУСП не регистрируется.

Нормативно установлено время регистрации одного заявления, которое составляет 20 минут. После выполнения необходимых процедур такое заявление в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, направляется для принятия решения об осуществлении мер безопасности в орган, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.

В том случае, если заявитель стал очевидцем или жертвой преступления, уголовное дело, по факту которого ещё не возбуждено, данное заявление (сообщение) в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, направляется в орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты, по подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации[3; 4].

На втором этапе должностное лицо, правомочное принимать решение об осуществлении государственной защиты (начальник органа дознания, руководитель следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа), обязано в день поступления (или немедленно) рассмотреть заявление (сообщение), и организовать проверку наличия угрозы. При этом, если заявитель стал очевидцем или жертвой преступления, уголовное дело по факту которого ещё не возбуждено, проверка проводится в порядке ст. 144 УПК РФ, в указанные в данной статье сроки[]. Инициирует её, как правило, начальник органа дознания. Если же речь идёт о фигуранте имеющегося в производстве уголовного дела (потерпевшем, свидетеле и т.п.), то в целях проверки поступившей информации следователю в порядке ст. 38 УПК РФ необходимо направить в орган дознания поручение о необходимости

установления интересующих обстоятельств, связанных с заявлением фигуранта. Направляется такое поручение для исполнения в оперативно -разыскную часть государственной защиты как подразделение, непосредственной обязанностью которого является проверка подобных фактов и организация государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

На основании материала проверки либо указанного выше поручения оперативные работники ОРЧ ГЗ вправе проводить весь комплекс оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Результаты данноых мероприятий в установленные законом сроки докладываются инициатору проверки рапортом.

Получив такой рапорт должностное лицо, правомочное принимать решение об осуществлении государственной защиты, должно принять решение по существу. Так, если в поступившем материале проверки не содержится данных, указывающих на признаки преступления в отношении заявителя, то следователем (начальником органа дознания) выносится постановление об отказе в применении мер безопасности и социальной поддержки, которое в тот же день направляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

В противном случае, при установлении наличия и реальности угрозы фигуранту, необходимо принятие решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ. В связи с этим начальник органа дознания либо следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление о применении мер безопасности.

Необходимо отметить, что содержание указанного постановления предусматривает в резолютивной части лишь необходимость применения мер государственной защиты по отношению к фигуранту, без конкретизации мер безопасности, так как их избрание в каждой конкретной ситуации — прерогратива ОРЧ ГЗ. Также в нем содержится подробная информация о лице, подлежащем государственной защите. Данное постановление, заверенное гербовой печатью ОВД, в день его вынесения направляется в подразделение ОРЧ ГЗ для применения мер государственной защиты, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление[5; 6].

Срок действия данного постановления ограничен лишь решением органа, вынесшего таковое. Отмена мер происходит только по постановлению того же органа[7].

К постановлению, направляемому в ОРЧ ГЗ, должны прилагаться:

- копии материалов проверки, свидетельствующие о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве;

- сопроводительное письмо, содержащее личные данные защищаемого лица и информацию о его местонахождении. Для того, чтобы

подразделение государственной защиты могли незамедлительно приступить к применению мер безопасности следователю необходимо максимально полно проинформировать указанные подразделения о защищаемом лице;

- письменное поручение следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление лица (лиц), угрожающих участнику уголовного судопроизводства с целью привлечения к уголовной ответственности, даваемое в порядке, предусмотренном ст. 38 УПК РФ.

При поступлении в ОРЧ ГЗ указанного выше пакета документов уполномоченное должностное лицо в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, должно подготовить предложения о применении конкретных мер безопасности в отношении защищаемого участника уголовного судопроизводства, и получить его письменное согласие на применение избранных мер безопасности. В течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно), подготавливается также постановление об избрании мер безопасности, которое содержит конкретный перечень мер безопасности, применяемых к защищаемому лицу, информацию о сроках исполнения мер, должностных лицах, ответственных за его исполнение, и поэтому имеет ограничительный гриф[7; 8].

Данное постановление утверждается руководителем территориального органа МВД России по субъекту РФ. Под роспись с ним знакомится лицо, в отношении которого вынесено данное постановление. После этого с защищаемым лицом от имени руководителя территориального органа МВД России по субъекту РФ заключается договор, в котором формулируются права, обязанности и ответственность сторон, конкретные предписания органа, осуществляющего меры безопасности, защищаемому лицу. Заключение указанного договора является обязательным. Отказ в его подписании, равно как и нарушение условий договора, защищаемым лицом, является основанием для ходатайства органа, осуществляющего меры безопасности, следователю об отмене мер государственной защиты по отношению к заявителю.

После утверждения указанного постановления ОРЧ ГЗ в течение суток информирует об этом начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело[9; 10; 11;12].

Стоит отметить, что избранный комплекс мер безопасности не является статичным. При получении дополнительной информации об изменении характера и степени угрозы защищаемому лицу он может быть изменен. К такому выводу может прийти как должностное лицо ОРЧ ГЗ, так и лицо, в чьём производстве находится уголовное дело, либо само защищаемое лицо. Решение об этом должно быть принято в течение трех суток после получения такой информации, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно. При необходимости изменения мер безопасности должностным лицом ОРЧ ГЗ, на имя руководителя территориального органа МВД России по субъекту РФ составляется подробный мотивированный рапорт с изложением причин такого

решения. Этот рапорт подлежит рассмотрению указанным руководителем и при наличии его согласия в рассмотренном выше порядке составляется новое постановление об избрании мер безопасности, в котором содержатся дополнительные меры безопасности либо из содержания которого исключены ранее применявшиеся меры. Об изменении мер безопасности ОРЧ ГЗ в течение суток уведомляет начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Отмена мер безопасности осуществляется при наличии следующих оснований:

- в случае устранения основания их применения — угрозы защищаемому лицу (как правило, по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности);

- в случае если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом внутренних дел, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом;

- по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Как уже было указано выше, отмена мер безопасности допускается только по постановлению органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением об осуществлении государственной защиты. Вместе с тем, необходимо помнить, что отмена мер безопасности при наличии перечисленных выше условий является обязанностью соответствующего органа, так как применением таких мер требует высоких финансовых и ресурсных затрат ОВД.

В постановлении об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.

Литература

1. Никонович С.Л. Недостатки взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Московского университета МВД России. — 2010.

2. Никонович С.Л. Проблемы оперативного документирования преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и способы их устранения / С.Л. Никонович // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 9 (105).

3. Никонович С.Л. Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота

драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. № 2.

4. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Ендольцевой А.В., Сыдорука И.И. [Сыдорук И.И., Ендольцева А.В., Тамаев Р.Т., Мирзоев Г.Б., Эриашвили Н.Д., Химичева О.В., Гладких В.И., Галузо В.Н., Галоганов А.П., Данилкин В.Н., Батюк В.И., Никонович С.Л., Авдалян А.Я.] — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити — Дана, 2013.

5. Организация расследования общеуголовных преступлений: учебное пособие для курсантов, слушателей, студентов / под ред. С.А. Янина, Т.Ф.Скогоревой [Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Зайцева Е.В., Клочков А.В., Ковалев С.А., Никонович С.Л., Попова О.А., Решняк О.А., Черменева С.С., Шувалов Д.Н., Янина Т.Н.] — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015.

6. Криминалистика: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Кардашевской [Никонович С.Л., Могутин Р.И., Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Брусенцева В.А.] — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В.. 2014.

7. Никонович С.Л. Типичные следственные ситуации и организация расследования преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2014. — № 1(28).

8. Кардашевская М.В., Никонович С.Л., Абрамов В.А. Криминалистические проблемы расследования отдельных видов хищений: монография. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013.

9. Расследование организации преступного сообщества (преступной организации): учебное пособие [Коловоротный А.А., Бирюков С.Ю., Никонович С.Л. и др.] — М.: Юнити-Дана, 2015.

10.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в 3 т. [Дикаев С.У, Авдалян А.Я., Агаев Г.А., Брусенцева В.А., Бычков С.Н., Галузо В.Н., Готчина Л.В., Денисов С.А., Калис Е.Б., Климов А.С., Коротков А.В., Кузнецова Н.И., Милюков С.Ф., Никуленко А.В., Никонович С.Л., Степанов Ю.И., Трофимов В.Г., Тюнин В.И., Чабукиани О.А., Шкеле М.В. и др.] / под ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. — Тамбов-Санкт-Петербург — Липецк: изд-во Першина Р.В., 2014. — Т.3. Особенная часть (по состоянию на 4 июня 2014 г.).

11.Уголовное право. Общая часть: учебное пособие [Аминов Д.И., Багмет А.М., Никонович С.Л., Авдалян А.Я., Климов А.С., Белокобыльский М.Е., Канубриков В.А., Галузо В.Н., Иванов А.Л.]; под ред. Д.И. Аминова, А.М. Багмета. — Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. — 2015. — Т. 70.

12.Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть: научно-практическое пособие. В 3 т. Т.1. [Авдалян А.Я., Бычков С.Н., Галузо В.Н., Денисов С.А., Епифанов Б.В., Чабукиани О.А., Климов А.С., Коротков А.В., Милюков С.Ф., Никонович С.Л., Никуленко А.В., Степанов Ю.И., Хлебушкин А.Г. — Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. — 2015. — Т.74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.