5. Federal'nyj zakon ot 21.12.2013 № 353-FZ «O potre-bitel'skom kredite (zajme)» / Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013.
6. Federal'nyj zakon ot 30.03.1999 №52-FZ «O sani-tarno-jepidemiologicheskom blagopoluchii naselenija» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 05.04.1999 g., № 14, st. 1650. - M.: Pravo, 2002.
7. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitar-nogo vracha Rossijskoj Federacii ot 30.03.2003 g. Sani-
tarnye pravila i normativy «Gigienicheskie trebovanija k izdanijam knizhnym dlja vzroslyh. SanPiN 1.2.125303». M.: Rospotrebnadzor, 2003.
8. Borshevnikova E.V., Maslov D.V., Shivyd-kina T.L. O pravovom regulirovanii i rezul'tatah osushhestvlenija Federal'nogo gosudarstvennogo nad-zora v oblasti zashhity prav potrebitelej finansovyh uslug // Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2015; 4(62): 27-31.
Сведения об авторах
Маслов Дмитрий Валентинович, руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423) 244-27- 40, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, е-mail: [email protected];
Аралова Мария Сергеевна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423)244-32-09, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, е-mail: [email protected];
Зайцева Нина Павловна, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423) 244-33-15, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, e-mail: [email protected].
© Коллектив авторов, 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-106
Удк 332.8 (Приморский край)
Д.В. Маслов, М.С. Аралова, Е.А. Полупанова
защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в приморском крае
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток
Представлены результаты деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю за период 2013-2015 годы. Показано, что уровень и качество жилищно-коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю реализуется комплекс мероприятий, направленных на стратегическую цель национальной политики в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Он направлен на создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих прав и законных интересов.
Ключевые слова: Приморский край, жилищно-коммунальные услуги, защита прав потребителей, нарушения законодательства РФ, мероприятия по надзору
Для цитирования: Маслов Д.В., Аралова М.С., Полупанова Е.А. Защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 36-40. D0I:10.18411/hmes.d-2016-106
Для корреспонденции: Маслов Д.В., e-mail: [email protected]
Поступила 21.07.16
D.V. Maslov, M.S. Aralova, E.A. Polupanova
consumer protection in the field of provision housing and communal services in primorsky region
Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Region, Vladivostok, Russia
The results of the activities of the Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Territory for the period of 2013-2015 years. It has been shown that the level and quality of housing and communal services have not changed significantly, despite the transformations taking place in various sectors of the economy. Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and welfare of the Primorsky Territory man implementing a set of measures aimed at the strategic goal of
national policy in the field of consumer protection for utility services, aimed at creating equal and the real conditions for the realization of citizens-consumers of their rights and legitimate interests.
Keywords: Primorsky region, housing and communal services, consumer protection, a violation of the RF legislation on supervision measures
For citation: Maslov D.V, Aralova M.S., Polupanova E.A. Consumer protection in the field of housing and communal services in the Primorsky region of Russia. Health. Medical ecology. Science. 2016; 3 (66): 36-40. DOI: 10.18411 / hmes.d-2016-106
For correspondence: D.V. Maslov, e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests.
Financing. The study had no sponsor support.
Received 06.08.16 Accepted 08.08.16
Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально значимых функций государства. Вопросы защиты прав потребителей в рассматриваемой сфере стали особенно актуальными в связи с передачей населению жилого фонда в самоуправление, ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения, а также переходом предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество жилищно-коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики. Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, на протяжении всех последних лет объективно является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей [1, 2].
Федеральным законом от 18.07.2011 г. №242-ФЗ был внесен ряд изменений в положения Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), касающихся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений. В частности, редакцией статьи 20 ЖК РФ было установлено, что государственным жилищным надзором является региональный государственный надзор, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Приморского края функции государственного жилищного надзора возложены на Государственную жилищную инспекцию Приморского края [1, 3].
В то же время, поскольку граждане, как участники жилищных отношений применительно к объекту
жилищных прав - жилому помещению, помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием жилищно-коммунальных услуг исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то обеспечение защиты их прав может осуществляться в рамках законодательства о защите прав потребителей [3].
Тем самым, проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, на протяжении последних лет объективно является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей [1, 4].
За 2013-2015 годы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю поступило 1289 обращений по вопросу нарушения действующего законодательства в сфере ЖКХ: 2013 год - 376 (8% от общего числа обращений за 2013 год); 2014 год - 358 (7% от общего числа обращений за 2014 год); 2015 год -555 (8% от общего числа обращений за 2015 год).
В рамках реализации п.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в 2013-2015 годы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю 797 (62%) обращений направлено для рассмотрения и принятия мер по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Приморского края: 2013 год - 264 (70%); 2014 год - 218 (61%); 2015 год - 315 (57%).
Анализ структуры обращений показал, что в основном обращения граждан касались вопросов: нарушения порядка расчета оплаты и увеличения тарифа за жилищно-коммунальные услуги для потребителей (28%); ненадлежащего качества предо-
HEALTH. MEDICAL ECOLOGY. SCiENCE 3 (66) - 2016 37
ставления жилищно-коммунальных услуг (17%); нарушения требований жилищного законодательства РФ в части не проведения текущего и капитального ремонта, содержания общего имущества многоквартирного дома (16%); нарушения требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 731 (11%); не предоставления информации об исполнителях и жилищно-коммунальных услугах (10%); иное -18%.
В 2013-2015 годах Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в рамках компетенции службы проведено 902 надзорных мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, занятых в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, из них: 35 плановых проверок, 611 внеплановых проверок за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов РФ в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (на основании обращений граждан, с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний), а также 257 административных расследований фактов нарушений, допускаемых при оказании жилищно-коммунальных услуг:
2013 год (всего 330 надзорных мероприятий): плановые проверки - 33 (10%); внеплановые проверки - 212 (64%); административные расследования - 85 (26%);
2014 год (всего 273 надзорных мероприятия): плановые проверки - 1 (1%); внеплановые проверки - 200 (73%); административные расследования - 72 (26%);
2015 год (всего 299 надзорных мероприятий): плановые проверки - 1 (1%); внеплановые проверки - 198 (66%); административные расследования - 100 (33%).
По результатам надзорных мероприятий установлено 482 (54%) нарушения законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, из них: 2013 год -167 (51% от общего числа надзорных мероприятий за 2013 год); 2014 год - 143 (52% от общего числа надзорных мероприятий за 2014 год); 2015 год - 172 (58% от общего числа надзорных мероприятий за 2015 год).
Одной из специфических особенностей правоотношений в области оказания жилищно-коммунальных услуг является непосредственное участие потребителей - собственников помещений в многоквартирном доме в формировании перечня оказываемых исполнителем работ и услуг, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. В то же время эта сфера часто бывает проблемной. В соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный по-
требительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В нарушение указанной правовой нормы рядом недобросовестных исполнителей - управляющих компаний Приморского края в одностороннем порядке были приняты решения об увеличении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей.
Так за период с 2013 г. по 2015 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю были установлены 4 факта обмана потребителей исполнителями жилищно-коммунальных услуг и 5 нарушений установленного порядка ценообразования при расчете с потребителями.
В целом при проведении надзорных мероприятий в 2013-2015 годы установлены факты несоблюдения требований: в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 253 (52%); в области защиты прав потребителей - 95 (21%); против порядка управления - 134 (27%). Возбуждено 482 дела об административных правонарушениях в отношении хозяйствующих субъектов.
За выявленные нарушения законодательства РФ в отношении хозяйствующих субъектов - исполнителей жилищно-коммунальных услуг за 2013-2015 годы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю составлено 482 протокола об административных правонарушениях, в т.ч. 95 протоколов в области защиты прав потребителей (табл.).
Таблица
Показатели административных правонарушений
Статьи КоАП РФ Годы Всего
2013 2014 2015
14.4 ч.1 16 17 17 50
14.5 ч.1 5 - - 5
14.6 ч.1 - 1 - 1
14.6 ч.2 - 1 3 4
14.7 - 2 2 4
14.8 ч.1 9 6 13 28
14.8 ч.2 - 3 - 3
Итого 30 30 35 95
Общая сумма наложенных штрафов за нарушения законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг составила свыше 8 000 000 руб.: 2013 год - около 1 300 000 руб.; 2014 год - около 3 000 000 руб.; 2015 год - около 3 800 000 руб.
В целях оказания практической помощи потребителям в системе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Примор-
ском крае» создан консультационный центр по информированию и консультированию граждан в различных сферах потребительских правоотношений, в том числе и в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, в котором потребителям оказывается помощь в подготовке проектов исковых заявлений в суд в защиту прав и законных интересов [4, 5].
Исходя из соответствующих положений статей 40, 46 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю наделено правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а так же может вступать в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ [4].
В целях реализации гражданско-правовой защиты потребителей в 2013-2015 гг. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю подано 11 исковых заявлений о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий: 2013 год - 3; 2014 год - 6; 2015 год - 2.
В рамках исполнения положений ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю дано 22 заключения в суде по гражданским делам с целью защиты прав потребителей: 2013 год - 7; 2014 год - 13; 2015 год - 2 [5, 6].
При формировании общей стратегии реализации на территории Приморского края комплекса мер, направленных на эффективное пресечение нарушений прав потребителей, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю осуществляет взаимодействие со всеми ветвями исполнительной власти. Такое взаимодействие осуществляется в форме проведения совещаний, участия в работе межведомственных комиссий, рабочих групп, проведения семинаров, в рамках информационного обмена, осуществляемого в соответствии с Административным регламентом по информированию органов государственной власти [6].
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю реализуется комплекс мероприятий, направленных на информирование населения о правовых аспектах предоставления жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
По поручению Правительства Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защи-
ты прав потребителей и благополучия человека создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (далее - ГИС ЗПП) в сети Интернет: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ для того, чтобы у потребителей появилась реальная возможность реализации своих прав, в том числе и в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных законодательством. ГИС ЗПП содержит полезную информацию для потребителей, сведения о результатах надзора территориальных органов Роспотребнадзора, а также судебную практику и справочник потребителя с наиболее актуальными вопросами и ответами.
В настоящее время Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю продолжается работа по достижению стратегической цели национальной политики в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, направленная на создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих прав и законных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14/. - М.: Закон. 2006.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ / «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1/. - М.: Закон. 2002.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 / «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532/. - М.: Право. 2002.
4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» / «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140/. - М.: Закон. 2000.
5. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999, N 14, ст. 1650/. - М.: Закон. 2000.
6. Полупанова Е.А.., Шивыдкина Т.Л. Защита прав потребителей в сфере представления жилищно-коммунальных услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015; 4(62): 46-50.
REFERENCES
1. Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 188-FZ / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 03.01.2005, № 1 (chast' 1), st. 14/. - M.: Zakon. 2006.
2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 № 195-FZ / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 1/. -M.: Zakon. 2002.
HEALTH. MEDICAL ECOLOGY. SCIENCE 3 (66) - 2016 39
3. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 18.11.2002, N 46, st. 4532/. - M.: Pravo. 2002.
4. Zakon Rossijskoj Federacii ot 07.02.1992 № 23001 «O zashhite prav potrebitelej» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 15.01.1996, N 3, st. 140/. - M.: Zakon. 2000.
5. Federal'nyj zakon ot 30.03.1999 №52-FZ «O sanitarno-jepidemiologicheskom blagopoluchii nasele-nija» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 05.04.1999, N 14, st. 1650/. - M.: Zakon. 2000.
6. Polupanova E.A.., Shivydkina T.L. Zashhita prav potrebitelej v sfere predstavlenija zhilishhno-kommu-nal'nyh uslug // Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2015; 4(62): 46-50.
Сведения об авторах
Маслов Дмитрий Валентинович, руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, тел.: 8(423) 244-27-40, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950; е-mail: [email protected];
Аралова Мария Сергеевна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423)244-32-09, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950; е-mail: [email protected];
Полупанова Елена Александровна, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950; тел.: 8(423)244-33-15, е-mail: [email protected].
© Коллектив авторов, 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-107
Удк 343.470.57 (Приморский край)
Д.В. Маслов, М.С. Аралова, И.В. Савченко
о результатах федерального государственного надзора за табачными изделиями в приморском крае и о вступлении в силу технического регламента таможенного союза на табачную продукцию (тр тс 035/2014)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток
Публикация посвящена проблеме курения табака и охраны граждан от негативных последствий курения в связи реализуемой Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака - договор, принятый под эгидой Всемирной организации здравоохранения в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. Указаны основные правовые аспекты реализации технического регламента на табачную продукцию. Показано, что строгий надзор, контроль и соблюдение законодательных нормативных актов за производством, реализацией табачной продукции будет способствовать решению проблемы курения табака и охраны граждан от негативных последствий курения.
Kлючевые слова: табачная продукция, технический регламент, защита прав потребителей, нарушения законодательства РФ, мероприятия по надзору.
Для цитирования: Маслов Д.В., Аралова М.С., Савченко И.В. О результатах федерального государственного надзора за табачными изделиями в Приморском крае и о вступлении в силу Технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 40-44. D0I:10.18411/ hmes.d-2016-107
Для корреспонденции: Маслов Д.В., e-mail: [email protected]
Поступила 27.07.16
D.V. Maslov, M.S. Aralova, I.V. Savchenko
on the results of the federal government oversight of tobacco products in the primorsky territory and the coming into force cu technical regulations on tobacco products (TR CU 035/2014)
Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Region, Vladivostok, Russia
The publication deals with the problem of tobacco smoking and the protection of citizens against the negative effects of smoking because of implemented the Framework Convention of the World Health Organization on Tobacco Control - treaty negotiated under the auspices of the World Health Organization in response to the globalization of