D.V. Maslov, T.L. Shivydkina, I.V. Savchenko
on the supervisory measures in the implementation of the presidential
decree russian federation «on the application of certain special
economic measures to ensure security of russian federation»
Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Territory, Vladivostok, Russia.
Presents the resultsof the oversightactivity of specialistsof Rospotrebnadzor Administrationfor the Primorsky Region in accordancewith legal requirementsin respectof economic entitiesengaged inretailtrade in food products.
Keywords: food security, CPS, supervision atthe food market, the availabilityof food products, control, Primorsky Region, Russia.
Citation: Maslov D.V., Shivydkina T.L., Savchenko I.V On the supervisory measures in the implementation of the Presidential decree Russian Federation «On the application of certain special economic measures to ensure security of Russian Federation». Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 42-46. URL: https://yadi.sk/iAsqeg_FeiTjoN.
Сведения об авторах
Маслов Дмитрий Валентинович, руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, (423) 244 27 40, e-mail pkrpn@pkrpn.ru
Шивыдкина Татьяна Леонидовна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, 8 (423) 244 32 09, e-mail zpp@pkrpn.ru
Савченко Ирина Владимировна, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, тел.: (423)244 17 43, e-mail: zpp@pkrpn.ru
© Е.А. Полупанова, Т.Л. Шивыдкина, 2015 г УДК 332.8 (Приморский край)
Е.А. Полупанова, Т.Л. Шивыдкина
защита прав потребителей в сфере предоставления
жилищно-коммунальных услуг
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.
В целях реализации государственной функции по надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ на территории Приморского края в 2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморсюмукраюпроведено273надзорнь1хмероприятий,входекоторыхвыявлено 143нарушениязаконодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (52%).
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, защита прав потребителей, нарушения законодательства РФ, мероприятия по надзору, Приморский край.
Цитировать: Полупанова Е.А.., Шивыдкина Т.Л. Защита прав потребителей в сфере представления жилищно-коммунальных услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 46-50. URL: https://yadi.sk/i/3n0mocqAiTjoS.
В современном мире жилищно-коммунальные ус- селению жилого фонда в самоуправление, ростом цен
луги занимают прочное место в структуре ежеднев- на коммунальные услуги и резким увеличением их
ного потребления наравне с продуктами питания, доли в структуре расходов населения, а также перехо-
предметами первой необходимости, услугами связи дом предприятий жилищно-коммунальной сферы на
и медицинскими услугами. самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество
Защита прав потребителей в сфере жилищно- жилищно-коммунальных услуг не претерпели су-
коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в услови- щественных изменений, несмотря на происходящие
ях реформирования жилищного сектора экономики преобразования в различных секторах экономики.
является одной из важнейших социально значимых Проведение систематического и целенаправ-
функций государства [2, 4, 7]. ленного государственного контроля и надзора за
Вопросы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ соблюдением законов и иных нормативных право-
стали особенно актуальными в связи с передачей на- вых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, на протяжении всех последних лет объективно являлось одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей, поскольку именно жилищная сфера сегодня во многом является индикатором, сигнализирующим об уровне защиты соответствующих прав граждан [3, 5].
В 2011 г. вступил в силу Федеральный Закон от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым был внесен ряд изменений в положения Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
В частности, редакцией статьи 20 ЖК РФ было установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. На территории Приморского края функции государственного жилищного надзора возложены на Государственную жилищную инспекцию Приморского края.
Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
В то же время, полномочия органов государственного жилищного надзора, реализуемые в рамках регионального государственного надзора в области жилищных отношений, не исключают и не ограничивают соответствующие полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю по осуществлению в жилищной сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Например, согласно соответствующих положений пункта 17 статьи 12 ЖК РФ в их взаимосвязи с нормами статьи 23 и части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» такой вопрос полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, как осуществление надзора за соответствием жилых помещений жилищного фонда РФ установленным санитарным правилам, является
предметом государственного санитарно-эпидемиологического надзора и входит в круг полномочий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю [5, 8].
Кроме того, поскольку граждане, применительно к объекту жилищных прав - жилому помещению, вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих жилищно-коммунальных услуг, то обеспечение защиты их прав, как потребителей, с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК РФ и статьи 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В этой связи необходимо отметить, что исходя из требований статьи 20 ЖК РФ, статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, равно как и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ). Указанный Федеральный закон определяет императивные принципы осуществления государственного контроля (надзора).
Так, пункт 5 статьи 3 Закона №294-ФЗ к одному из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) относит «недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований» [2].
О том же говорит положение, сформулированное в пункте 2 части 2 статьи 5 Закона №294-ФЗ, согласно которому организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности осуществляется с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), и органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
Поскольку в вопросах организации и проведения в рамках регионального государственного жилищного надзора проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы государственного жилищного надзора во взаимоотношениях с органа-
ми федерального государственного надзора не всегда следуют императивному правилу о разграничении полномочий, установленному пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона № 294-ФЗ, деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю направлена на обеспечение надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей и соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые непосредственно не зависят от состояния такого взаимодействия, в т.ч.:
- осуществление надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность,
- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг;
- вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ.
При этом основанием для реализации указанных полномочий среди прочего являются соответствующие материалы проверок, проведенные Государственной жилищной инспекцией Приморского края, по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
В целях реализации государственной функции по надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ на территории Приморского края в 2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю проведено 273 надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 143 нарушения законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (52%).
В структуре выявленных нарушений установлены факты несоблюдения требований:
- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 63 (44%);
- в области защиты прав потребителей - 30 (21%);
- против порядка управления - 50 (35%).
Возбуждено 143 дела об административных правонарушениях в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги потребителям. За выявленные нарушения законодательства РФ составлено 143 протокола об административных правонарушениях, в том числе по статьям Кодекса РФ
об административных правонарушениях (КАП РФ): 6.3 (14), 6.4 (38), 6.5 (4), 8.2 (6), 8.42 ч.2 (1), 14.4 ч.1 (17), 14.6 ч.1 (1), 14.6 ч.2 (1), 14.7 (2), 14.8 ч.1 (6), 14.8 ч.2 (3), 19.4.1 ч.2 (1), 19.5 ч.1 (49). Общая сумма наложенных штрафов составила свыше 2 млн. руб.
Из общего числа протоколов об административных правонарушениях 50 протоколов направлено в судебные органы для рассмотрения и принятия мер в соответствии с компетенцией, что составляет 35% от общего числа. По результатам надзорных мероприятий должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, уполномоченными на проведение проверок, выдано 113 Предписаний «Об устранении выявленных нарушений», «О прекращении нарушений прав потребителей» в адрес хозяйствующих субъектов - исполнителей жилищно-коммунальных услуг.
В то же время необходимо отметить, что по общему правилу, закрепленному частью 1 статьи 11 ЖК РФ, частью 1 статьи 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», защита нарушенных прав граждан осуществляется судом, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Потребители жилищно-коммунальных услуг вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В свою очередь, исходя из соответствующих положений статей 40, 46 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю наделено правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а так же может вступать в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ.
В 2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю подано 5 исковых заявлений о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий, 1 исковое заявление в защиту прав потребителя.
В рамках исполнения положений части 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю дано 13 заключений в суде по гражданским делам с целью защиты прав потребителей. По 10 из них (77%) судами приняты решения в пользу потребителей. Общая сумма удовлетворенных исков составила 95,5 тыс. руб.
В целях оказания практической помощи потребителям в системе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» создан консультационный центр по информированию и консультированию граждан в различных сферах потребительских правоотношений, в т.ч. и в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, в котором потребителям оказывается помощь в подготовке проекта искового заявления в суд в защиту прав и законных интересов.
При формировании общей стратегии реализации на территории Приморского края комплекса мер, направленных на эффективное пресечение нарушений прав потребителей, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю осуществляет взаимодействие со всеми ветвями исполнительной власти. Такое взаимодействие осуществляется в форме проведения совещаний, участия в работе межведомственных комиссий, рабочих групп, проведения семинаров, в рамках информационного обмена, осуществляемого в соответствии с Административным регламентом по информированию органов государственной власти.
В целях повышения эффективности деятельности по обеспечению защиты прав и законных интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2014 г. между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и Государственной жилищной инспекцией Приморского края было подписано Соглашение о взаимодействии, предметом которого является взаимодействие по обеспечению защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае, использование всех имеющихся правовых, информационных, научных, аналитических, методических и организационных ресурсов при планировании и реализации совместных мероприятий, призванных повысить гарантированный уровень защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
За 2014 г. в рамках взаимодействия с Государственной жилищной инспекцией Приморского края в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю поступило 11 дел об административных правонарушениях в отношении хозяйствующих субъектов-исполнителей жилищно-коммунальных услуг.
В структуре выявленных нарушений установлены факты несоблюдения требований законодательства РФ:
- устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям;
- устанавливающих порядок ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- регламентирующих право потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых жилищно-коммунальных услугах;
- иных требований законодательства РФ.
По итогам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях, поступивших из Государственной жилищной инспекции Приморского края, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю составлено 8 протоколов об административных правонарушениях (89%).
В отношении хозяйствующих субъектов-исполнителей жилищно-коммунальных услуг вынесено 8 постановлений о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных административных штрафов составила - 342 084 руб. [1].
В настоящее время Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю продолжается работа по достижению стратегической цели национальной политики в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, направленная на создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих прав и законных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вязовик М.М., Зацаренко Е.Ф. О защите прав потребителей по жилищно-коммунальным хозяйствам // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. Т. 49. № 3-4. С. 33-35
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», СПС «Консультант-Плюс»;
3. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», СПС «Консультант-Плюс»;
4. Федеральный закон от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», СПС «Консультант-Плюс»;
5. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СПС «Консультант-Плюс»;
6. Жилищный кодекс Российской Федерации, СПС «Консультант-Плюс»;
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, СПС «Консультант-Плюс»;
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, СПС «Консультант-Плюс».
E.A. Polupanova, T.L. Shivydkina
consumer protection in the provision of utility services
Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky region, Vladivostok.
In order to implement the state oversight role in respect of legal entities and individual entrepreneurs performing activities in the sphere of housing and communal services in the territory of Primorsky Krai in 2014 by the Office of the Federal service for supervision of consumer rights protection and human welfare in the Primorsky territory held 273 oversight activities, which identified 143 violations of Russian legislation in the sphere of provision of sanitary-epidemiological well-being and protection of the rights of consumers (52%).
Keywords: housing and communal services, consumer protection, violations of Russian legislation, oversight activities. Citation: Polupanova E.A., Shivydkina T.L. Consumer Protection in the provision of utility services. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 46-50. URL: https://yadi.sk/i/3n0mocqAiTjoS.
Сведения об авторах
Полупанова Елена Александровна, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, (423) 244 33 15, e-mail zpp@pkrpn.ru;
Шивыдкина Татьяна Леонидовна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, (423) 244 32 09, e-mail zpp@pkrpn.ru
© Е.Е. Сербина, 2015 г. УДК 615.9 : 614.878 (571.62)
Е.Е. Сербина
токсикологический мониторинг острых отравлений химической этиологии населения приморского края
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.
Представлена информация по результатам проведения токсикологического мониторинга в Приморском крае, определены территории риска с высокими уровнями острых отравлений химической этиологии (ООХЭ) для организации и проведения профилактических мероприятий по снижению числа острых отравлений химической этиологии, включая острые отравления спиртосодержащей продукцией и наркотическими средствами.
Ключевые слова: токсикологический мониторинг, острые отравления химической этиологии (ООХЭ), территории риска, Приморский край.
Цитировать: Сербина Е.Е.. Токсикологический мониторинг острых отравлений химической этиологии населения Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. .№4(62). С. 50-53. URL: https://yadi.sk/i/LLixXinoiTjoU.
К основным направлениям в области социальной политики государства следует отнести реализацию комплекса профилактических мер, с целью охраны и укрепления здоровья населения, решение демографических проблем. Очень серьезной проблемой, остается высокая смертность населения трудоспособного возраста, одной из ведущих причин которой являются, травмы и отравления. В последние годы в Приморском крае, травмы и отравления, занимают третье ранговое место в структуре причин смертности населения, в 2014 г. они составили 11,0% [3]. Острые отравления химическими веществами встречаются довольно часто, приводят к тяжелым клиническим формам, инвалидизации и летальным исходам, что и определяет их социальную значимость. Отличаясь особой быстротой и тяжестью процесса, острые отравления представляют серьезную опас-
ность для здоровья населения. На территории Приморского края в структуре первичной заболеваемости взрослого населения травмы и отравления в последние годы занимали ведущее место, а в 2014 г. этот показатель составлял 24,8% [1, 2, 5].
Ведение токсикологического мониторинга и изучение современного состояния данной проблемы дает возможность для целенаправленного проведения профилактических мероприятий по уменьшению, как числа случаев отравлений, так и их последствий. В связи с этим, с целью контроля токсикологической ситуации в крае и во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения России «Медицинские проблемы химической безопасности России» от 14.09.1999 г., приказа Министерства здравоохранения России «Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга» от 29.12.2000 г. №460, Управле-